Архитектура в гармонии с природой: светлый и просторный особняк в Нидерландах

Блестящая архитектура Нидерландов

По блестящему определению Н. Л. Крашенинниковой, «… зодчество Нидерландов то монументально, то интимно, то аскетически строго, то фантастически богато декором. Но оно и очень цельно, поскольку накладывает на все общую печать практической и деловой заинтересованности, самоутверждения ощутившего свою силу народа». Это можно дополнить словами К. О. Гартмана: «Ни в одной стране расцвет и укрепление буржуазии не нашли такого яркого выражения, как здесь. Даже башни соборов порой назывались муниципальными и в них хранили важнейшие документы».

Старонидерландская архитектура самобытна, конечно, не только в социально-функциональном, но и художественном аспектах. В местных храмах влияние, шедшее из Франции, Германии, Англии, в большей или меньшей степени перерабатывалось. Им присущи несколько грубоватая монументальность, тяга заказчиков и строителей к крупномасштабным формам, соревнование в высоте храмовой башни, частое использование круглых столбов, деревянных перекрытий при общей для фасадов и интерьеров декоративной сдержанности.

Что касается гражданского зодчества, от торговых рядов и беффруа — до жилища, то оно создавало произведения безусловно самостоятельные, по своему уровню сопоставимые разве что с Италией. При этом старонидерландские мастера сумели до конца использовать творческий потенциал готики, а затем по-своему интерпретировать черты Ренессанса и маньеризма.

Архитектура и живопись Старых Нидерландов «для обеих культур — и победоносно завершившей буржуазную революцию Голландии, и для Фландрии, оставшейся под испанским гнетом… имели основополагающее значение, предопределяя дальнейшее развитие эстетических поисков». Более того, приобрели общеевропейское значение.

Еще до разделения страны антверпенская ратуша стала образцом того же назначения зданиям в Германии. Для строительства ратуши города Эмден был выписан из Антверпена архитектор Лауренс ван Стенвинкел. В дальнейшем нидерландское воздействие прослеживается во Франции (фасады домов на площади Вогезов в Париже), Англии (некоторые корпуса лондонского дворца Хемптон Корт — работа знаменитого К. Рена), Швеции.

Ратуша в Антверпене

Возведена К. Флорисом в 1561—1565 гг. (какие-то дополнения или переделки проводились в 1584 г.). Четырехэтажная, на едином рустованном этаже-цоколе, с использованием ордера по всей протяженности двух основных этажей, но при сильном выделении центральной части. Она не только образует ризалит, но вместо простых прямоугольных окон прорезана более широкими арочными (их балконы ограждены изящными балясинами). В простенках — несколько раздвинутые пары колонн, которым соответствуют тех же ордеров — дорического (второй этаж) и ионического (третий) — пилястры боковых частей фасада.

На уровне четвертого этажа, слева и справа решенного наподобие подкровельной лоджии, центр принимает вид самостоятельной пышной ступенчатой декорации. По краям — обелиски на ярусных постаментах с гербами, герб выведен и посередине. Выше динамичные скульптуры взмахнувших палицами кентавров и, наоборот, спокойно-величавых грифонов играют роль волют, что еще теснее связывает ярусы. Грифоны приданы башенке, чье двойное окно в арке обставлено атлантами-гермами (обнаженные торсы на суживающихся книзу пилястрах). В качестве завершения — треугольный фронтон с возлежащими на нем фигурами и вознесенный на ступенях пьедестала и шаре позолоченный орел.

Здание выдержано в ренессансных формах с определенной примесью маньеризма, ощутимой в скульптуре и отдельных архитектурных деталях. О средневековой традиции напоминает лишь кровля, принявшая неподобающий классической лоджии характер навеса.

«В целом это сооружение воспринимается не только как здание городского совета, но как памятник могущества Антверпена… как свидетельство величия Нидерландов в период их общего подъема».

Характерные для Нидерландов красно-белая кладка, торцовые щипцы и целый ряд декоративных деталей, да и восьмериковые башенные объемы станут в копие XVII в. одним из важнейших источников так называемого московского или нарышкинского барокко на Руси. Достаточно назвать трапезную Симонова или надстройки башен Новодевичьего и Донского монастырей, Сухареву башню в Москве, колокольню церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, прозванную «ярославской Голландией. Верх Утичьей башни Троице-Сергиевой Лавры прямо выводят из ратуши Маастрихта. Не приходится говорить, насколько высоко ценил голландскую архитектуру Петр Великий, столь многое из нее целенаправленно внедрявший в Петербурге. В Голландию на учебу он отправил И. К. Коробова, И. Ф. Мичурина, выросших потом в крупных русских архитекторов.

Таким образом, при изучении истории архитектуры Старые Нидерланды должны занимать подобающие им важные и почетные страницы.

«Всем хорошо известно, как по-христиански и добро мы за время нашего управления обращались со всеми вами и с нашим дорогим отечеством…». С такими словами основатель независимого Королевства Швеция Густав Ваза обращался к своим подданным, сравнивая себя как патриархального вождя народа с Моисеем и Давидом.

Поистине «личная судьба молодого, мало кому известного шведского дворянина… слилась с судьбой его народа». До того как прийти к власти, он вынес массу опасностей и приключений. «Впоследствии народная фантазия и поэты создали вокруг его имени целую героическую сагу, рассказывающую о переодетом в крестьянское платье беглеце в круглой широкополой шляпе.

В первую половину его царствования Вазе многое угрожало из-за предпринятой им конфискации церковной собственности. Была и оппозиция дворянства. Более того, те же далекарлийские крестьяне, которым Густав был обязан победой в национально-освободительной борьбе, трижды поднимали мятежи. И если со всем этим король сумел справиться, то потому что являлся «блестящим демагогом, умевшим действовать с помощью как верного психологического расчёта, так и силы своего темперамента и не в малой степени — своего исключительного обаяния». Превосходный оратор, он часто выступал на народных собраниях (тингах) и ярмарках. Простонародье хотело слушать только его. Очень действовала угроза, что он откажется дальше быть королём. Крестьян Ваза поучал и в многочисленных посланиях, обнаруживающих несомненный литературно-публицистический дар.

«Он знал, как обогатиться. Начиная политическую карьеру, он владел лишь двадцатью дворами. Перед смертью у него их было более пяти тысяч». К тому же, Густав «не делал особых различий между своей личной собственностью и собственностью короны» и был по-настоящему рачителен. «Ничто не ускользало от его внимания — ни излишняя склонность какого-либо фогда к пиву, ни небрежное отношение крестьян к своему хозяйству», что уменьшило бы налоговые.

Читайте также:
Батареи с нижним подключением

Будучи, как видим, образцовым помещиком в масштабе государства,. Проводя в Швеции Реформацию, он закрыл единственный в стране Уппсальский университет. Для него это было не более чем одиозное папистское учреждение. При нем ломали церкви ради сооружения укреплений. Уничтожалось многое из художественного убранства храмов — как, впрочем, и в других протестантских государствах. Но у Вазы доходило до того, что пергаменты старинных рукописей употреблялись для переплёта денежных счетов.

Тем не менее, несправедливо утверждать, будто Густаву были чужды какие-либо интеллектуальные запросы. Общение с такими выдающимися церковно- реформационнымн деятелями и литераторами, как Олаус Петри и Лаврентий Андреэ, безусловно, сказалось на короле. Новый Завет, а потом и Библия были переведены ими на шведский язык с его одобрения.

Ваза выписывал из Германии и других мест зодчих, строивших ему замки: Грипсхольм, Кальмар и другие. Он обладал, хотя и скромной, коллекцией живописи. Инвентаризация 1529 г. зафиксировала в Грипсхольме 30 картин. К 1547 г. число их увеличилось до 92. Среди них — «Лукреция» Лукаса Кранаха Старшего (ныне в Национальном музее в Стокгольме).

Сын Густава Вазы от первого брака Эрик XIV — личность шекспировского звучания4. «Он был наделён самыми различными талантами и был самым образованным в европейском смысле слова человеком в Швеции». Эрик хорошо рисовал, музицировал и даже был композитором, увлекался астрологией.

Не уступал Эрику по культурности и сводный брат, его свергнувший и заточивший. Юхан III имел «склонность к теологии… большой интерес к эстетике и истории — эта сторона его характера выявилась в его любви к строительству и памятникам»5. В этом смысле на Юхана влияла и супруга, Катерина Ягеллоника, происходившая из знаменитой миланской фамилии Сфорца.

Младший сын Густава Вазы Карл IX политически также опирался на крестьян. По психологическому воздействию на толпу он напоминал своего отца, но успел проникнуться и теориями Макиавелли. Внешнеполитическая конфронтация привела к тому, что юному преемнику, IV- ставу II Адольфу, он оставил в наследство три войны.

Задачи, которые с самого начала пришлось решать новому королю, сделали его в итоге великим военным реформатором XVII столетия. Ещё в детстве он обнаружил «глубокий ум, отличную память и пылкое воображение». К 12 годам овладел пятью иностранными языками (латинским, датским, немецким, французским, итальянским), позже изучал польский и русский. Ксенофонт, Сенека и Гуго Гроций были его любимыми авторами. Любил историю и называл её «наставницей жизни».

Оттого Густав Адольф, проведя большую часть жизни в походах и битвах, не был только полководцем. Он как правитель немало занимался и вопросами культуры. Был восстановлен Уппсальский университет и основан другой — в завоёванном Дерпте. Среди трофеев короля всегда почётное место занимали произведения искусства, которые он спешил отправить в Швецию. Так, по его приказу в соборе Майнца был демонтирован алтарный триптих Матиаса Грюневальда6. Большое число картин доставили в Стокгольм из Мюнхенской галереи. Но самые крупные такого рода трофеи (около 470 картин и множество скульптур) поступили уже после Густава Адольфа, когда шведское войско в 1648 г. хозяйничало в Праге.

Королевский двор преображался: обязывало наступившее великодержавие. «Когда умер Густав Адольф, Государственный совет мог вынести решение не приглашать на похороны иностранцев, так как «если они приедут к нам, то увидят нашу нищету». Теперь Швеция должна была во что бы то ни стало блистать пышностью двора. В этом большую роль сыграла королева Кристина, «которая сама устанавливала придворный этикет и церемониалы… Она ввела празднества, где литература и музыка, рыцарские забавы в средневековом духе и балеты в континентальном стиле занимали огромное место… Выступали комедианты и музыканты со всей Европы… там же творили лучшие композиторы Италии и Германии». Добавим, что Кристина предоставила убежище гонимому у него на родине великому философу Декарту. В то же время при ней выдвинулись и значительные представители национальной культуры, например, учёный-энциклопедист и «отец шведской поэзии» Георг Шсрнъёльм.

Кристина являлась, безусловно, подлинной ценительницей изящного. Впрочем, она не сохранила для Швеции многое из того, чем владела, подарив испанскому королю известный диптих Дюрера «Адам и Ева», а португальскому — шедевр Гольбейна. После своего отречения (1654) увезла с собой в Рим большинство работ итальянских мастеров. Личность этой королевы, тайно принявшей католичество и добровольно отказавшейся от власти, представляется эксцентричной и доныне несколько загадочной.

город Эмден

«В гармонии с природой» — 5 признаков современной органической архитектуры

Органическая архитектура — не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.

История органической архитектуры?

Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е — 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры.

За все время ее существования первоначальная идея о неразрывности с природой и ландшафтом эволюционировала, культивируя свои новые вариации (бионическая, экологическая архитектура).

Портрет Фрэнка Райта

Современный всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен стремлением человека вновь стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресыщен видами однотипных многоэтажек и бесконечных дорог. Поэтому все больше архитекторов работают в данном стиле, поддерживая тенденцию «eco-friendly». Так каковы же основные признаки современной органической архитектуры?

Читайте также:
Вакуумный стол для фрезерного станка своими руками

Максимальная интеграция в окружающий ландшафт

Данный вид архитектуры характеризуется созданием зданий, органично вписанных в природный ландшафт. Их форма должна каждый раз вытекать из специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых они возводятся. Здесь отсутствует традиция нарочитого выделения постройки из окружающего ландшафта.

Дом представляется как естественное продолжение пейзажа, что достигается двумя путями: б иоморфизмом (имитацией природных форм) и и нтеграцией непосредственно в объект. Каноническим для органической архитектуры является «Дом над водопадом» Ф.Л. Райта, построенный в 1936-1939 годах.

Дом над водопадом

The High Desert House, США

Идея создания уникального дома в пустыне Калифорнии появилась в 1986 году у пары художников, Джея и Бев Дулиттл. К реализации проекта приступил архитектор Кендрик Бангс Келлог , и теперь The High Desert House является впечатляющим примером биоморфизма — имитации природных форм как внутри постройки, так и снаружи.

The High Desert House

Дом у скалы, Норвегия

Подобно «Дому над водопадом», дом норвежских архитекторов Lund Hagem встроен непосредственно в природный объект — скалу, которая заменяет одну из стен. «Проект заключается в использования естественного защищенного района, окруженного большими скалами и густой растительностью», — заявили архитекторы.

Дом студии Lund Hagem

Использование природных материалов

Если первоначально органическая архитектура предполагала использование только одного вида материала (камень или дерево), то сейчас чаще наблюдается сочетание лёгких конструкций и тяжелых, массивных объектов из фактурных необработанных материалов. Таким образом, пропадает необходимость в дополнительном декоре интерьера.

Dayang Sanghoi, Южная Корея

Архитекторы из южнокорейского агентства TUNEplanning воспользовалось горной поверхностью региона Пхёнчхан в Сеуле, чтобы построить безопасное убежище от шумной атмосферы города. Здание принадлежит частной компании, разместившей на его территории офис, центр обучения, студию, ресторан и кафе.

В постройке и оформлении Dayang Sanghoi использовалось два природных материала: камень и сосна. Пространство было спроектировано таким образом, чтобы горная порода сразу бросалась в глаза посетителям, она обеспечивает фон для бара. Даже мебель здесь установлена беспорядочно, будто расставлена природой и без какого-либо плана.

Отель Amangiri, США

В статье «Затерянный среди скал: отель Amangiri в штате Юта» Losko писал об отеле, расположившемся среди пустынных скал. Отель не только отлично интегрирован в окружающую среду, но и построен из натуральных материалов, песчаный цвет которых продолжает аскетичный образ пустыни.

Обилие естественного света

Свет формирует пространство и служит мощным средством воздействия на эмоции. Поэтому Ф.Л. Райт одним из первых ввел в архитектуру ленточное, потолочное остекленение и панорамные окна, казавшиеся тогда эксцентричным новшеством, и столь привычные для нас сейчас.

Стекло используется не только для окон, но и для зонирования интерьера. Естественный свет посредством обильного остекленения жилого пространства создает присущую для органической архитектуры атмосферу свободы и отсутствия границ.

The paradise-like house, Китай

Все детство владельца этого дома прошло рядом с природой. Пожив в городе, он устал от шума и суеты и попросил дизайнера Сюй Фу-Мина создать для него собственный райский уголок, способный вернуть его к природе. Однако дизайнер не ограничился натуральными материалами и окнами во всю высоту здания с видом на сад. Чтобы создать эффект особого умиротворения и безопасности, Сюй Фу-Мин пристроил окна спальни к массивным камням.

The paradise-like house

Hidden Pavilion, Испания

Полностью застекленные стены Hidden Pavilion гарантируют, что владельцы этой резиденции, созданной архитекторами Penelas Architects, смогут насладиться наилучшими видами живописного леса за пределами Мадрида. Он полностью оправдывает свое название, поскольку спрятан среди лесных массивов.

Для обильного естественного освещения внутри дома почти все поверхности либо стеклянные, либо отражающие, что позволяет дневному свету задержаться в Hidden Pavilion подольше.

Размытие границ между интерьером и окружающей природой

Одним из главных и отличительных признаков проектирования современного жилища в органическом стиле является перетекание пространств. Гармония между внутренним и внешним пространством (интерьера с окружающей средой) достигается чаще всего через остекление.

Органическая архитектура определяется климатическими особенностями, поэтому современные архитекторы находят нужным не только стереть грань между домом и ландшафтом, но и оригинально использовать естественную природную среду в продолжение интерьера. И вот несколько примеров в доказательство.

Отель Valentinerhof, Италия

Уникальность этого отеля состоит в почти полном отсутствии визуальных границ между внутренним пространством бассейна и окружающими видами Альп. Архитекторы из бюро noa* добились эффекта бесконечного водоема в небесах с помощью панорамного остекления и ступенчатых бассейнов.

The Sirdalen House, Норвегия

Архитекторы из Filter Arkitekter создали современный дом, органично дополняющий заснеженные просторы горнолыжного курорта. В случае, когда погода не позволяет застеклить все поверхности, единственный выход в органическом стиле — создание эффекта перетекания пространства, чтобы внешняя стихия служила естественным продолжением интерьера и наоборот.

The Sirdalen House

Элементы живой природы в интерьере

Для того, чтобы окончательно гармонизировать человека с природой, современные архитекторы прибегают к масштабному озеленению жилой площади. Живая растительность здесь используется в сочетании с минималистичным интерьером. Чем сильнее растительность совпадает с местной, тем органичнее смотрится вся постройка.

MM House, Мексика

Прекрасным примером может стать MM House в Мехико от Nicolas Schuybroek Architects в сотрудничестве с Марком Мерксом. Чистые линии и ультра-минималистическая палитра интерьера украшена богатыми «зелеными карманами» местных растений. Все это в совокупности производит успокаивающий эффект на настроение человека.

Magic Breeze, Индия

Архитектурная студия Penda недавно предложила экологический проект озелененных небоскребов в Индии, каждая квартира в которых будет обладать частным садом. Проект, полный жизненных сил, в лучших традициях органической архитектуры преобразит эстетику городского горизонта.

Читайте также:
Вторая жизнь старого сундука: не выкидывайте его

Алвар Аалто — наиболее влиятельный представитель органической архитектуры в Европе. Больше о нём вы сможете прочесть в нашей статье « Алвар Аалто — эталон скандинавской архитектуры ».

Архитектура в согласии с природой, или Экологически чистые дома мира

Эта подборка фотографий дает нам возможность заглянуть в неизведанный мир домов.

1. Вилла Пьера Кардена (Palais Bulles) неподалеку от Канн. Дом состоит из 28-ми круглых спален, имитирующих мыльные пузыри.

2. Редчайший экземпляр диких орхидей гигантского размера, единственный в своем роде, появился на живописном берегу британского озера в Котсуолде.

3. Архитекторы из студии Estudio Jos Luis Rodrguez Gil создали этот дом с нулевым энергопотреблением на Канарских островах еще в далеком 1995 году.

4. Fab Lab House — это современный дом с органично интегрированной системой солнечных панелей. Данный проект реализован в Испании по проекту специалистов из испанского института прогрессивной архитектуры IAAC. Красивый дом — студия в форме боба. Интересно место тем, что она является рабочим офисов небольшой компании, занимающейся дизайном. Такой офис сразу говорит о нестандартности мышления и креативности.

5. Один из примеров “зеленого” уюта в Лондоне является Muse House. Проект разработала архитектурная компания Bere Architects.

6. Проект современного экологического дома в лесу от Конрада Войчика.

7. Ledi Snou. Бенуа Фрай, индустриальный дизайнер, изобрел новый способ организации экопоселения в лесу, который получил название Dans non Arbre, что в дословном переводе с французского означает “Дом в Деревьях”.

8. Вдохновленные геодезическими куполами Фуллера архитектор Кари Томсен (Tari Thomsen) и инженер Оле Вангаард (Ole Vanggaard) создали ряд простых в сборке и экологически чистых, потребляющих меньшее количество энергии домов.

9. Этот деревянный дом под названием “Domespace” от компании “Solaleya Designs” не только имеет оригинальный дизайн и отапливается за счет солнечной энергии, но и является надежным убежищем от стихийных бедствий.

10. Удивительный дом, который спланировал и построил Саймон Дэйл из Уэльса.

11. Дом в Румынии с “зелеными” технологиями.

12. Такие сказочно-красивые, уютные домики находятся в Великобритании, в графстве Девоншир.

13. Экологически чистый дом Eco Perch (Эко-окунь). разработанный архитекторами “Голубой лес” из Соединенного королевства.

14. Земной ковчег — проект экодома от компании Tensen Eco Buildings.

15. Глиняный особняк Каса Терракота (Casa Terracotta), построенный Октавио Мендосой (Octavio Mendoza) в испанском муниципалитете Лейва.

16. В 1971 году гуру экоархитектуры Майкл Рейнолдс построил свой первый дом из вторсырья — материалом послужили пивные банки.

17. Leaf House — особняк, спроектированный архитекторами и дизайнерами компании Mareines + Patalano Arquitetura. Этот красивейший бразильский цветок “посажен” близ Рио-де-Жанейро на небольшом пляже с лазурной водой.

18. Уникальный дом в форме манго.

19. Дом, выполненный по “суперсаманной” технологии. Архитектор Надер Халили (Nader Khalili) создал технологию, использующую землю как основной строительный материал.

20. Экодом из самана. Саман — это композитный материал (то есть из нескольких компонентов), состоящий из земли, воды, соломы, глины и песка (иногда вместо глины и песка используют глинистый грунт), который укладывается при строительстве.

21. Дом – яйцо в Китае.

22. Дома из торфа в Исландии.

23. В Италии можно найти удивительный KlimaHotel, разработанный дизайнером Matteo Thun, который ставил перед собой цель создать надежный Удивительная жизнь в подземных домах.

Голландский стиль в интерьере: проекты, современная архитектура

Всё больше людей в мире, выбирая проект дома, склоняются в сторону простоты, уюта с одной стороны, и практичности – с другой. В этом смысле голландский стиль подходит лучше всего: в архитектуре и дизайне интерьера сочетаются максимальная функциональность и комфорт домашнего очага. Вместе с тем голландский стиль – это красивые загородные домики, с рельефными участкам и пёстрыми коврами цветов.

История возникновения голландского стиля

Голландский стиль формировался во время золотого века развития искусства Нидерландов (XVII в.). Расцвет его пришёлся на период с 1625 по 1665 годы, и доминировал он в архитектуре Соединённых провинций. В это время в стране бурно развиваются все области художественного творчества и формируются мощные школы. Здесь работают такие видные архитекторы, как Хендрик де Кейзер, Якоб Ван Кампен, Юстус Фингбоонс, создавшие замечательные памятники и произведения архитектуры.

Главный принцип архитектуры Голландии – функциональность – был обусловлен сложными природно-климатическими условиями, а также дефицитом площадей для строительства. Этот стиль имеет нечто общее с советским констуктивизмом и с стилем шале. Большая часть почвы в стране – болотистая, зыбкая, поэтому основной упор строителей делался на прочность оснований сооружений. Что касается критериев красоты в архитектуре и дизайне, то они эволюционировали вместе со сменой культурно-исторических и политических условий, формировавших стилевые тенденции в строительстве. Итак, польза, прочность и красота стали основой того, что стало называться Голландским художественным стилем.

Однако голландцы всё время путешествовали, тем самым перенимали многие тенденции из других стран, в частности из Англии, Франции, Германии и Италии. Национальные традиции, сохранившиеся от средневековья, для жителей Нидерландов всегда имели первостепенное значение, однако они активно пропускали через себя и внешние влияния. Общие стилевые тенденции в искусстве, особенно Эпоха Ренессанса, классицизма и барокко, нашли отражение в искусстве голландцев и вместе с тем получили свою трактовку.

Современное направление Голландии

Сегодня голландский стиль в интерьере предпочитают те, кто не любит сложных дизайнов, но стремится к уюту, теплу и простоте. Северная, немного загадочная страна всегда ассоциировалась с историями о мореплаваниях и тюльпанами. Именно поэтому в голландском стиле чётко прослеживаются две тенденции: морские и флористические элементы в интерьере.

Современный интерьер в голландском стиле можно узнать по одной характерной особенности: отделка дома изнутри и снаружи красным кирпичом. Этим экологически чистым материалом часто декорируют отдельные зоны в прихожей, гостиной или на кухне.

Читайте также:
30 великолепных систем хранения детских вещей – фото и примеры

Другой чертой стиля является использование керамической плитки различных размеров. В настоящее время облик голландских городов меняется, причем довольно стремительно. Однако при всей динамичности и модернизации архитектурное направление всё так же верно своим историческим традициям. К ним можно отнести деревянные ставни, оригинальное оформление окон, системы водостоков.

Голландская стилистика подходит для оформления загородного дома или дачи. Кусочек Нидерландов можно сотворить не только в доме, но и на участке.

Ландшафтный дизайн – сады

Ландшафтный дизайн в голландском стиле пользуется особой популярностью, особенно если участок небольшой. Растения, использующиеся для обустройства дворика и сада, неприхотливы и подойдут для нашего климата. Свободная планировка, пасторальный колорит естественно впишутся в загородное пространство.

Несмотря на дефицит земельных участков, голландские сады яркие и жизнерадостные, благодаря использованию пёстрых цветов, как бы пятнами разбросанных на ухоженном газоне. Очень распространены вечнозелёные карликовые деревья и кустарники: они не занимают много места и не затеняют остальные растения. Травянистые многолетники, миксбордеры придают нарядность в любое время года.

На ровных участках применятся вертюгадены и булингрины (искусственные возвышения) для придания рельефности ландшафта. Это позволяет создавать террасы и водопады.

Внутренние дворики декорируются садовыми предметами (тачка в качестве кашпо для цветов, декоративный колодец, глиняный горшок, скульптуры животных и др.), что даёт возможность имитировать сельскую местность. Для дорожек используется натуральный камень или декоративное мощение. Также уделяется внимание обустройству беседок, увитых вьющимися растениями. Вся эта красота практически не прикрывается забором, разве что живой изгородью.

Архитектура: старинные домики, фасады

Путь развития голландской архитектуры определялся специфическими природными условиями и общественным укладом. Жители постоянно вынуждены были вести борьбу с океаном, грозившим затопить часть страны. Это привело к строительству различных дамб и плотин, шлюзов и каналов. Большим городам (Амстердам, Гарлем) присущи обилие воды, зелени, своеобразный вид зданий, спускавшихся почти к самой воде. Городские постройки (ратуши, торговые ряды, биржи, бюргерские дома) с высокими, крутыми кровлями, многоярусными фронтонами на фасадах строились из красного кирпича и традиционно отделывались белым камнем.

Вторая половина XVII века – пора расцвета классицизма в стране. Голландский вариант его был более упрощённым и сухим. Также не прошли мимо Нарышкинского стиля, Барокко и Готика в архитектуре Голландии, однако роскошь и красота этих стилей приобрели у голландцев более функциональную направленность.

Большая часть зданий в Нидерландах поражает своим наклоном. Некоторые из них наклонены вперёд, другие, наоборот, заваливаются назад. Эффект асимметрии заметен повсюду невооружённым глазом. Это объясняется спецификой почвы: территория очень заболочена и в неё трудно вбить сваи. Здания в основном трёхэтажные, с полуподвалами и высокими потолками. Все строения отличаются своей плотностью. Фронтоны зданий, как правило, выполнены в треугольном стиле с разделениями на ярусы. Кирпичная кладка контрастирует с белым камнем. Встречаются элементы резного декора и лепнины.

Интерьер: проекты домов

Голландский стиль в интерьере отличается умеренностью и простотой, удобством и максимальной практичностью. За каждым предметом и элементом скрывается высокая функциональность. Помимо того, особенностью нидерландцев стала их любовь к необычным вещам, экзотике.

Комната в голландском стиле сразу становится узнаваемой по таким признакам, как:

  • большие окна, грубые фактурные стены;
  • морская тема в оформлении (глобусы, карты, штурвалы, морские пейзажи, корабли, что сильно напоминает средиземноморский стиль);
  • использование символики Нидерландов (тюльпаны, сабо, мельницы);
  • керамическая плитка с тематическим узором;
  • бело-голубая посуда («синий Дельфт»);
  • простая деревянная мебель.

Цветовая гамма

Дома в голландском стиле светлые, с яркими, жизнерадостными акцентами жёлтого и синего цветов. Характерная цветовая гамма: белый, синий, голубой, светло-серый, жёлтый, зелёный, коричневый, кирпичный. Распределение оттенков во многом зависит от назначения комнаты. Кухня отлично смотрится в коричневых тонах. Для спальни больше подойдут бежевые и в целом светлые оттенки. Гостиную лучше оформить в жёлтом цвете с использованием кирпичной кладки для декорирования зон у камина и окон. Ванную комнату лучше отделать плиткой в бежевых тонах с розовыми и голубыми вкраплениями.

Материалы

Предпочтение отдаётся натуральным материалам (дерево, камень, керамика, стекло, кирпич). Их можно интересно комбинировать. Типичным примером служит сочетание кирпичной кладки с гранитной штукатуркой.

Пол и стены

Самая яркая особенность голландского интерьера – отделка стен помещений красным кирпичом, который замечательно сочетается с современной техникой и мебелью. С помощью кирпичной кладки можно разделять пространство помещения на зоны.

Большое внимание уделяется потолку. Здесь необходимо закрепить деревянные балки, совпадающие по цвету с оттенком пола. Если же высота потолка не позволяет крепление балок, то его оставляют чисто-белым.

Для пола подойдёт деревянный паркет тёмного цвета (или ламинат под натуральное дерево). Главное правило – максимально тёмный оттенок напольного покрытия, чтобы создать контраст с мебелью, потолком и стенами. Керамическая плитка, имитирующая натуральный камень, также будет пригодной для некоторых помещений в доме.

Интерьер в голландском стиле предполагает обязательно большие (зачастую до самого пола) окна, которые не драпируются шторами или занавесками. Допускается только тонкий, светлый тюль на окнах. В комнате должно быть много света. Классические голландские окна – «в 9 стёкол», то есть разделённые решёткой на 9 частей.

Мебель

Голландский стиль подразумевает простоту, поэтому мебели должно быть немного. И вся она – немного массивная, даже отчасти грубоватая. Прямолинейный строгий стол ручной работы, такие же стулья соседствуют с деревянным шкафчиком для посуды. За его дверцами обязательно находятся чашки, тарелки, выполненные из бело-голубого фарфора. В интерьере столовой очень уместны плетёные стулья, а для спальни подбирается более изящная мебель. Гостиная прежде всего ассоциируется с камином, там необходимо также разместить диван. Главное – не захламлять пространство большим количеством мебели. Подбирается только то, что необходимо.

Читайте также:
Багги своими руками: отчет о проделанной работе, фото, видео

Декор и аксессуары

Предметы морской тематики – обязательный антураж интерьера в голландском стиле. Помимо этого, хорошо впишутся сюда картины голландских художников на стенах, рога животных, оригинальные светильники, половики и ковры ручной работы. Голландцы – ценители природной красоты, поэтому вазы, кувшины горшки с цветами должны быть во всех помещениях. Также здесь уместны такие предметы, как старинный сундук, деревянная скамья, чугунная подставка.

Голландские красоты интерьера

Обои Замбаити – простота в прекрасном.

Почему люди предпочитают модульные диваны для гостиной вы узнаете в этой статье.

Выводы

Голландский стиль сочетает в себе простоту, уют, практичность и функциональность как и Романские замки. Это достаточно спокойный стиль, поэтому подойдёт людям такого же темперамента. Любителям путешествий он тоже подойдёт: создаст атмосферу вечных странствий по морям и океанам. Скандинавский стиль и голландский во многом похожи.

Сегодня голландский стиль успешно используется не только для оформления домов, дач, квартир, но также и в ресторанах, кафе, барах. Такие помещения располагают к прекрасному отдыху в атмосфере уюта и спокойствия. Кантри тоже обладает такими же успокаивающими свойствами.

ТОП-10 зданий, органично вписанных в ландшафт

Здания, органично вписанные в окружающий ландшафт – это тренд современных веяний в архитектуре. Такой всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен желанием человека стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресытился видами однотипных городских многоэтажек и стоянием в вечных пробках. Поэтому все больше архитекторов в своих проектах поддерживают идею “eco-friendly”. Основные признаки современной органической архитектуры – это низкий силуэт, использование экологичных материалов, покрытая ковром трав крыша, обилие остекленных или зеркальных поверхностей – и это далеко не все атрибуты. Мы подобрали для вас самые необычные здания, мастерски интегрированные в ландшафт их авторами.

Авторы – студия OA+
2019 г.

Холмистая местность, в которой расположился жилой дом Carmen, окружена со всех сторон лесом. Окружающие пейзажи и определили идею постройки – резиденция очень аккуратно вписана в ландшафт и словно вырастает из склона горы на высоте 2550 м. над уровнем моря.

Использование при строительстве дерева, глиняного кирпича адобе и бетона помогли достигнуть полной гармонии. Кроме того, они способны выдержать испытание временем и позволят наблюдать естественную адаптацию дома по отношению к ландшафту на протяжении поколений. Эти же материалы используются и в интерьере дома, придавая ему теплую атмосферу и деревенскую эстетику. Из панорамных окон открываются захватывающие виды.

Авторы не только устроили на крыше травянистые настилы, выполняющие функцию дополнительной маскировки, благодаря которой сверху строение можно вовсе не заметить, но и разбили живописный сад прямо внутри дома.

Casa Carmen имеет площадь в 650 кв. м, состоит из трех частей, расположенных Z-образно. Такая планировка помогает укрывать сады и террасы от сильных ветров, типичных для этой местности, а также от любопытных глаз. Все зоны пронизаны единой экологической тропой, проходящей сквозь дом и ведущей к расположенному поблизости заповеднику с густыми зарослями местных деревьев и ручьем, спускающимся с горы.

Apfelhotel Torgglerhof. Сальтузио, Южный Тироль, Италия.

Авторы – noa* network of architecture
Расширение: 2020 г.

Apfelhotel Torgglerhof расположен в устье долины Пассейер. История создания отеля в этой местности своими корнями уходит в культуру выращивания яблок. Люди, приезжая насладиться пейзажами и садами, желали здесь задержаться, пообщаться и отдохнуть. Так и появился отель, постепенно ставший местом для семейного отдыха, релаксации, занятий спортом, прогулок и пикников.

Архитектурное бюро noa* в 2014 году выиграло конкурс на расширение гостиницы, реализация проекта до сих пор осуществляется и проходит в несколько этапов.

За оригинальным амбарным фасадом теперь прячется производство Apfelhotel – разнообразные деликатесы, созданные на основе домашних яблок. Неподалеку построен оздоровительный комплекс изогнутой формы, а на территории отеля появилось 18 новых номеров “люкс”, спроектированных таким образом, чтобы они идеально вписывались в сельский ландшафт и дополняли фермерский двор.

Отель напоминает огромный благоухающий сад, в котором скрываются маленькие домики. Бетонная конструкция нового спа-центра утопает в растениях, часть крыши и стен комплекса спрятана под слоем мха и травы, создается ощущение, что он словно вырастает из-под земли.

Забронировать номер в отеле можно не меньше, чем на 4 ночи, которые обойдутся примерно в 950 евро за самый недорогой стандарт.

Авторы – художник Kamin Lertchaiprasert и бюро Wallasia Ltd
2018 г.

No Sunrise No Sunset – это завораживающий павильон-инсталляция, придуманный тайским художником Kamin Lertchaiprasert, чьи работы входят, например, в коллекцию музея Гуггенхайма. Для создания павильона для первой в Таиланде художественной биеннале, проходившей в Краби, он сотрудничал с архитектором Suriya Umpansiriratana из бангкокской компании Wallasia Ltd. Тема Биеннале “край Страны Чудес” требовала, чтобы все произведения искусства были созданы, чтобы подчеркнуть изумительную природу и культурный контекст провинции Краби. Зеркальный павильон, который авторы называют пещерой, расположился на берегу Андаманского моря в конце пляжа Ао Нанг, где местные любители часто наблюдают закат солнца. No Sunrise No Sunset создает дезориентированное ощущение и заставляет посетителя быть очень осторожным, ступая по низким бетонным ступеням, ведущим в пещеру.

Этот проект представляет собой специфическую параллель между миром абсолютной истины и миром иллюзий. Осознание состояния вневременного момента и отсутствия привязанности. Это нить между внутренним и внешним пространством (субъективным и объективным), между вами и окружающей средой. Что такое абсолютная истина? И где она находится? Это что-то внешнее? Или это уже есть в нашем сознании? Это любовь, милосердие, изменение, смерть, пустота или единство? Ни восхода, ни заката – солнце не движется, зато вращается мир. Мы видим его таким, каким хотим сами.

Читайте также:
Двери раздвижные стеклянные – примеры и варианты исполнения, отзывы

UCCA Dune Art Museum. Циньхуандао, Китай

Авторы – OPEN Architecture
2018 г.

На тихом пляже вдоль побережья залива Бохай на севере Китая в 300-х км от Пекина в 2018 году появился художественный музей, интегрированный в песчаные дюны, формировавшиеся здесь на протяжении тысяч лет. Изначально заказчики планировали выровнять эту часть берега под строительство музея, но архитекторам OPEN Architecture удалось убедить их создать сеть подземных галерей, сохраняющих естественный ландшафт этого уникального места. На реализацию проекта ушло три года. О том, как строился UCCA Dune Art Museum, ставший не меньшим произведением искусства, чем коллекции внутри него, читайте здесь.

Авторы – Open Platform for Architecture (OPA)
Проект: 2020 г.

Проект подземной часовни Святого Креста предложен для греческого острова Серифос. Единственный фасад часовни, имеющий форму креста, будет обращен к Эгейскому морю и послужит своего рода духовным маяком для паломников. Крестообразная форма продолжится в здании и традиционно разделит пространство на три части, но не по горизонтали, а по вертикали.

Часовня будет построена из простых материалов: дерева, стекла и бетона, гармонирующих с окружающим ландшафтом. Архитекторы OPA постарались интегрировать и перевести традиционные символы веры в современную архитектуру, создав уникальную платформу для коммуникации между традицией и инновациями.

Стиль, в котором предполагается выполнить часовню, архитекторы называют “трансцендентальным брутализмом”. По их словам, посетитель, пройдя через широкую, вращающуюся дверь (несущую ось посередине), встретится с захватывающим видом на море и духовно перенесется в торжественную и трансцендентную атмосферу.

Частная резиденция NN. Московская область, Россия

Проект: J. Mayer H. and Partner
Реализация: Alexander Erman Architecture & Design
Интерьеры: бюро сестер Сундуковых

Московская область – один из самых динамично развивающихся регионов, и новые дома в Подмосковье появляются довольно часто. Примечательно, что в последнее время среди новых зданий встречаются частные резиденции и необычные дома, построенные по проектам известных зарубежных архитектурных бюро. Самый знаменитый из них – особняк Capital Hill Residence, возведенный на Рублевке по проекту Zaha Hadid Architects. А в 2019 году берлинское архитектурное бюро J. Mayer H. und Partner построило частную резиденцию NN. Благодаря оригинальной форме цветка и озеленению крыши, здание с воздуха едва можно отличить от окружающей природы. Но это далеко не все особенности резиденции NN. В чем же они заключаются? Читайте в нашей статье.

Зеркальный павильон Liquid. Парк Серралвеш, Порту, Португалия.

Авторы – depA
2017 г.

Этот зеркальный павильон построен в роскошном парке на территории Музея современного искусства Серралвеш в Порту и практически растворен в природе.

В фасадах постройки, покрытых зеркальными панелями из темного стекла, отражаются зелень парка и водная гладь небольшого озера, делающие ее практически невидимой для прохожих. Многоугольная форма павильона является идеальной основой для проекционного пространства, позволяющей воспроизводить любые аудиовизуальные материалы, продолжая экспозицию музея.

Agg Hab. Пустыня Кларендон, штат Техас, США.

Авторы – i/thee и Roundhouse
2020 г.

Дизайнерская студия i/thee из Иллинойса и фирма Roundhouse из Лос-Анджелеса создали Aggregate Habitat – экспериментальный экодом из папье-маше. Проект, который, по словам дизайнеров, является, самой большой в мире самонесущей конструкцией из папье-маше, функционирует как прототип полуподземного дома, расположившегося в пустыне Кларендон. Сделанный из почти 200 литров клея и 122 кг бумаги, Agg Hab имеет более 6 метров в длину и 2,5 метров в ширину.

В дизайне дома нет идеальных линий, искусственных форм или цветов. Вместо этого формальный язык среды обитания следует указаниям природы: контуры куполов соответствуют выкопанной подземной части; поверхность бумаги покрыта естественным, земляным слоем. Криволинейные отверстия, проделанные в конструкции, позволяют свету просачиваться внутрь. Когда лучи проникают через проемы, они отражаются от глянцевой бумаги, создавая почти церковную среду. Люди, оказывающиеся внутри этих пространств, словно погружаются в утробо матери-земли.

Shanxiao Sales Pavilion. Чунцин, Китай.

Авторы – AOE
2019 г.

“Здание, плывущее в облаках” или “Дом в тумане” – именно так жители Чунцин называют торговый павильон Shanxiao Sales Pavilion, появившийся в 2019 году в этом китайском городе. Авторы проекта – архитекторы пекинской студии АОЕ – определили его художественную концепцию как “здание, скрытое в природе”. В чем заключается эта концепция? Зачем вокруг Shanxiao Sales Pavilion образуются клубы тумана, являющиеся полноценной частью внешней оболочки павильона? За счет чего традиционная архитектура Китая и параметрическая архитектура могут гармонично сочетаться? Об этом читайте в нашей статье.

Автор – Przemek Olczyk (Mobius Architekci)
2019 г.

Пышные зеленые крыши становятся все более распространенными в архитектурном мире, и этот великолепный дом в отдаленном районе Польши является одним из примеров. Спроектированный архитектором Пшемеком Ольчиком из Mobius Architekci, Green Line – это потрясающий семейный дом, почти полностью скрытый в ландшафте и покрытый толстым слоем зелени. Над поверхностью земли выступает только скатная крыша. Фронтон оформлен деревянными ламелями, что является отсылкой к традициям местной жилой архитектуры. Еще один намек на здешние традиции – уникальная Г-образная планировка дома, вдохновленная местными фермами.

Однако, больше, чем просто приятная глазу эстетика, впечатляет устойчивость архитектуры. Простая интеграция дома в ландшафт уменьшила потребность в кондиционировании воздуха в жаркие летние месяцы и в тепле в холодные зимы.

Органическая архитектура:в гармонии с человеком и природой Текст научной статьи по специальности « Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шувалов Василий Максимович, Комарова Юлия Александровна, Головатая Оксана Владимировна, Кенич Ольга

Статья посвящена вопросам органической целостности трех составляющих компонентов человека, архитектуры и ландшафта. Одной из главных задач современной архитектуры является возрождение и воссоединение ранее утерянной связи целостной системы «человек-окружающая среда». Основные цели данной статьи заключаются в выявлении особенностей и принципов слияния архитектуры и ландшафта, а также в обосновании необходимости расположения человека в максимально приближенные, а следовательно, комфортные условия естественной природной среды. Выявлены факторы, негативно влияющие на психологическое и физическое состояние человека в условиях городской среды. Также выявлена и обоснована актуальность индивидуального строительства. На основании органического подхода представлены решения изменения архитектуры городского пространства.

Читайте также:
Выдерга для гвоздей необычной формы

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шувалов Василий Максимович, Комарова Юлия Александровна, Головатая Оксана Владимировна, Кенич Ольга

ORGANIC ARCHITECTURE IN HARMONY WITH MAN AND NATURE

This article is devoted to three components of the organic totality: human, architecture and environment. For many years people have evolved to the environment and were an integral part of it, dwelt in harmony and unity with nature, but due to the current established processes of urbanization there is a rupture of the connection between man and environment. For this reason, urban residents may feel uncomfortable in the urban space and try to move closer to human-nature environment. One of the main tasks of modern architecture is the revival and reunification of previously lost connection of the integral system “man-environment”. Since XIX-XX centuries the rethinking of the relationship between man and nature began and it gave a push to the latest ideas in the field of architecture. It led to the beginning of organic and harmonious fusion of man, architecture and nature. The goal of this article is to identify the fusion characteristics of architecture and landscape to prove necessity to arrange the person to environmental conditions as close as possible and, therefore, comfortable conditions to the natural environment . Analyzed the state of the metropolis’ architecture and the results of environmental impact on the human, there are factors that negatively affect to psychological and physical health in the urban environment. As well the urgency of individual housing is revealed. According to the principles of the organic approach solutions of architectural urban space changes are presented.

Текст научной работы на тему «Органическая архитектура:в гармонии с человеком и природой»

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА: В ГАРМОНИИ С ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ

В.М. Шувалов, Ю.А. Комарова, О.В. Головатая, О. Кенич

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена вопросам органической целостности трех составляющих компонентов — человека, архитектуры и ландшафта. Одной из главных задач современной архитектуры является возрождение и воссоединение ранее утерянной связи целостной системы «человек— окружающая среда». Основные цели данной статьи заключаются в выявлении особенностей и принципов слияния архитектуры и ландшафта, а также в обосновании необходимости расположения человека в максимально приближенные, а следовательно, комфортные условия естественной природной среды. Выявлены факторы, негативно влияющие на психологическое и физическое состояние человека в условиях городской среды. Также выявлена и обоснована актуальность индивидуального строительства. На основании органического подхода представлены решения изменения архитектуры городского пространства.

Ключевые слова: окружающая естественная среда, органическая архитектура, природные материалы, целостность, гармоничность

Окружающая среда в своем многообразии оказывает колоссальное и непосредственное влияние на человека. Люди, которые большую часть своей жизни проводят в городской среде, особенно остро ощущают ее влияние, так как наиболее тесно связаны с процессами урбанизации. Городские жители подвергаются наибольшему воздействию на физическое и психологическое состояние в связи с тем, что окружающая городская среда не соответствует потребным для человека зрительным воздействиям: городские пейзажи представляют собой прямые линии, серые цвета, одинаковые улицы, серые полосы дорог. Помимо этого, в связи с техногенным воздействием на окружающую природную среду загазованный воздух, недостаточная инсоляция, повышенный уровень шума негативно сказываются на здоровье жителей городов.

То городское пространство, которое переполнено транспортом и людьми, вызывает у человека стресс, волнение, напряжение, склонность к различным заболеваниям. Жители городов ощущают критическое состояние архитектуры го-

родской среды, которая обильна агрессивными, подавляющими эмоционально, однообразными образами, что не может не привести за собой дегуманизацию пространств городов (рис. 1).

Рис. 1. Монотипная архитектура мегаполиса [Monotype metropolis architecture]

На протяжении многих миллионов лет человек эволюционно приспособился к естественной природной среде, поэтому городская агрессивная среда негативно сказывается на жителях мегаполисов. В связи со сложившейся ситуацией необходимо понимание того, что размещение людей для временного или постоянного пребывания в условия, максимально приближенные к естественной природной среде, окажет положительное влияние на организм и общее состояние человека. Одним из вариантов подобной среды обитания, где возможно расположение людей в природной среде, — это архитектура, которая гармонично вписана в окружающий ее ландшафт, является его естественным продолжением и развитием, выполняет условие неразрывного, органичного единства структуры «человек—архитектура—ландшафт» [8].

Вышеперечисленными особенностями обладает так называемая органическая архитектура, которая среди существующих направлений и концепций современной архитектуры занимает достойное место в XX—XXI в.

Для некоторых архитекторов, приверженцев органической архитектуры, природа становится главным вдохновителем для их будущих проектов, несмотря на то, что мы живем в век высоких информационных технологий с соответствующей нашему времени архитектурой. Началось тотальное переосмысление в сфере взаимоотношений человека и природы, что привело к новому восприятию архитектуры и окружающей человека среды в целом. Подобная архитектура основана на органическом методе, концепцией которого является согласование среды человека и природы, человеческого существования как неразделимой части всего органического, целостного на планете [1].

Читайте также:
Варианты необычной покраски стен: идеи комбинированного окрашивания и сочетания с другими материалами

Органическая архитектура подчинена следующим принципам: — соответствие законам природы. Здание имеет тот же характер, что и окружающая естественная среда, оно гармонично вписывается в ландшафт, не повторяя при этом природные объекты, а создавая своеобразный образ;

— создание гармонии между формой и функцией. Форма здания вытекает из его назначения;

— здание — неразделимое целое. Все элементы здания — от структуры до деталей интерьера — связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга, отражая саму структуру природы. Здание спроектировано таким образом, что все пространство образует единое целое, но свободно просматривается, давая тем самым ощущение единства, гармонии и красоты;

— осуществление потребностей, задач и целей человека. Все составляющие части здания проектируются на основе материальных и личностных потребностей тех людей, для которых предназначается данное здание;

— использование природных материалов. В органической архитектуре применяются экологически безопасные материалы, которые гармонично вписываются в окружающий натуральный ландшафт. Материалы, которые применяются при строительстве, берутся из окружающей среды и в дальнейшем возвращаются человеком обратно в окружающую среду, тем самым человек поддерживает естественные процессы, и проблема отсутствия единства человека, архитектуры и природы разрешается. Наличие искусственных материалов перестает делать здание «живым», что не вписывается в концепцию органической архитектуры [9].

Анализируя отечественный и зарубежный опыт, можно заметить, что органическая архитектура нашла широкое применение в США и Европе. Одним из первых архитекторов, который создает проекты органической архитектуры, является американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. В 1935 году он строит один из известнейших домов — «Fallingwater» (рис. 2). Дом расположен над водопадом, тем самым создается тесный диалог с льющимися струями воды. Горизонтальные плоскости и система консолей здания повторяют и безупречно сочетаются с местной природой, а водопад является структурной частью дома. Форма и эстетичность здания определяются его внутренней структурой, взаимосвязь природного материала и формы здания создает необходимую естественную целостность. Таким образом, всемирно известный пример органической архитектуры стал образцом гармоничного взаимодействия архитектуры и ландшафта [10; 7].

Рис. 2. «Дом над водопадом». Архитектор Фрэнк Ллойд Райт [“Falling water”. Architect Frank Lloyd Wright]

Постепенно и в России архитекторы обращают свое внимание на органическую архитектуру. Такая архитектура получила широкое распространение в строительстве индивидуальных домов (частное строительство), которые являются прямым дополнением окружающего ландшафта. Индивидуальные дома не диссонируют с природным ландшафтом, как это происходит в городской застройке, а наоборот, гармонируют с окружающей средой. Происходит увеличение строительства и развитие частных секторов, началось постепенное застраивание Подмосковья: как индивидуальное строительство, так и застройка поселков (рис. 3). Индивидуальное строительство имеет больше преимуществ перед городскими квартирами по ряду причин. Строительство частного дома осуществляется по индивидуальному проекту, в связи с чем возможно проектирование комфортного жилья по персональным запросам, с учетом лишь собственных потребностей. У частного дома осуществляется слияние здания с окружающей средой при помощи различных архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений, таких как свободная планировка, открытость пространства, плавное перетекание одного объема здания в другое, проектирование малоэтажного здания, наличие козырьков, навесов, террас, большого количества остекления и т.д. При использовании природных материалов при строительстве и отделке экстерьеров и интерьеров здания имеется возможность органично вписать архитектуру в ландшафт [4].

Рис. 3. Частный дом в стиле органической архитектуры.

Поселок Шелестово, Московская область [Detached house in the «organic architecture» style.

Shelestovo village, Moscow region]

Строительство индивидуальных домов доступно не для каждого человека. Оно возможно только при условии наличия земельного участка, на котором предполагается строительство, но не каждый человек имеет такую возможность. В таком случае принципы органической архитектуры можно внедрить в городскую застройку. Это можно осуществить при помощи следующих методов:

— использование природных материалов (дерево, камень, кирпич) в местах непосредственного контакта с человеком, например, при отделке стен первого

этажа высотного здания, ограждений и покрытия пола террас, эксплуатируемой кровли, объектов ландшафта и элементов благоустройства (рис. 4);

— создание естественной среды с помощью включения рекреационных зон вокруг и внутри здания, внедрение природных элементов в структуру здания (зимние сады, «зеленые» зоны, природные объекты, озеленение крыш). Это положительно скажется на человеке в связи с постоянным зрительным и тактильным контактом с естественными природными элементами в любое время года (рис. 5);

— использование природной естественной цветовой гаммы в отделке здания оказывает благоприятное воздействие в связи с особенностями зрительного восприятия: естественные пастельные тона, в особенности зеленые, положительно влияют на человека (рис. 6) [5—8].

Рис. 4. Использование природных материалов (дерево, камень)

во внутреннем дворе здания [Use of natural materials (wood, stone) in the courtyard of the building]

Рис. 5. Внедрение природных элементов в структуру здания [The introduction of natural elements in the building structure]

Таким образом, можно сделать вывод, что при внедрении принципов органической архитектуры в городскую застройку возможно решение следующих проблем в современной архитектурной среде города:

— недостаток элементов естественной среды, рекреационных и «зеленых» зон;

— однообразие жилой застройки XX в.;

— большое количество «коробок» современных зданий офисов с чрезмерным количеством стекла и бетона;

— улучшение физиологического и психологического состояния человека;

— улучшение экологической обстановки в городской среде.

Рис. 6. Использование природных цветов в отделке здания [The use of natural colors in the decoration of buildings]

Из вышесказанного можно сделать вывод: органическая архитектура — это архитектура комфортного жилья, которая реализует принцип органической целостности в структуре «человек—архитектура—ландшафт», гармонирует с естественной окружающей средой и, как следствие, оказывает положительное влияние на физическое и психологическое состояние человека. При реализации принципа органической целостности можно получить сложную, но активную, объединяющую и эволюционирующую среду, в которой возможно размещение разных людей с их индивидуальными потребностями.

Читайте также:
Великолепный симбиоз настоящего и прошлого! Традиционная русская печь в современном интерьере

Окружающая человека среда отражается в его внешней и внутренней жизни, влияет на формирование сознания, что в дальнейшем определяет его будущее. Поэтому вопрос о том, в какой среде человек живет и развивается, очень важен и актуален и в настоящее время. В связи с этим архитекторы сосредоточили свое внимание на тех проектах, которые способны улучшить жизнь людей и экологическую обстановку в будущем.

[1] Анисимова И.И. «Уникальные дома от Райта до Гери». М.: Архитектура-С, 2009.

[2] Бионика. URL: http://novikov-architect.ru/organic_arch.htm

[3] Внедрение здания в естественную среду. URL: http://www.forma.spb.ru/magazine/ articles/d_0010/main.shtml

[4] Гармоничное единство человека, архитектуры и ландшафта. URL: http://suomik.com/ finland/2560-organicheskaya-arxitektura-v-finlyandii.html

[5] Зеленая архитектура. URL: http://landscape.totalarch.com/node/164

[6] Ландшафтная архитектура. URL: http://papamaster.su/landshaftnaya-arxitektura-goroda/

[7] Органическая архитектура. URL: http://arx.novosibdom.ru/node/484

[8] Органическая архитектура Райта. URL: http://www.zs-z.ru/zagorodnoe-stroitelstvo/ arxitektura-i-dizajn/organicheskaya-arxitektura-rajta.html

[9] Райт Ф.Л. Будущее архитектуры / пер. с англ. М., 1960.

[10] Райт Ф.Л. Органическая архитектура: архитектура демократии / Ф.Л. Райт.

ORGANIC ARCHITECTURE IN HARMONY WITH MAN AND NATURE

V.M. Shuvalov, J.A. Komarova, O.V. Golovataya, O. Kenic

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

This article is devoted to three components of the organic totality: human, architecture and environment. For many years people have evolved to the environment and were an integral part of it, dwelt in harmony and unity with nature, but due to the current established processes of urbanization there is a rupture of the connection between man and environment. For this reason, urban residents may feel uncomfortable in the urban space and try to move closer to human-nature environment. One of the main tasks of modern architecture is the revival and reunification of previously lost connection of the integral system “man-environment”. Since XIX—XX centuries the rethinking of the relationship between man and nature began and it gave a push to the latest ideas in the field of architecture. It led to the beginning of organic and harmonious fusion of man, architecture and nature. The goal of this article is to identify the fusion characteristics of architecture and landscape to prove necessity to arrange the person to environmental conditions as close as possible and, therefore, comfortable conditions to the natural environment. Analyzed the state of the metropolis’ architecture and the results of environmental impact on the human, there are factors that negatively affect to psychological and physical health in the urban environment. As well the urgency of individual housing is revealed. According to the principles of the organic approach solutions of architectural urban space changes are presented.

Key words: organic architecture, natural environment, natural materials, the unity, the harmony

[1] Anisimova I.I. «Unique homes from Wright to Gehry», Pb. Architecture-S, Moscow, 2009.

[2] Bionics. URL: http://novikov-architect.ru/organic_arch.htm

[3] Buildings’ introduction into the natural environment. URL: http://www.forma.spb.ru/magazine/ articles/d_0010/main.shtml

[4] The harmony of man, architecture and landscape. URL: http://suomik.com/finland/2560-organicheskaya-arxitektura-v-finlyandii.html

[5] Green architecture. URL: http://landscape.totalarch.com/node/164

[6] Landscape architecture. URL: http://papamaster.su/landshaftnaya-arxitektura-goroda/

[7] Organic architecture. URL: http://arx.novosibdom.ru/node/484

[8] Wright’s organic architecture. URL: http://www.zs-z.ru/zagorodnoe-stroitelstvo/arxitektura-i-dizajn/organicheskaya-arxitektura-rajta.html

[9] WrightF. L., An organic architecture. The architecture of democracy, L., 1939; Zevi B., Towards an organic architecture, L., 1950.

Голландия навынос, или Как архитектура Нидерландов покоряет города

Один из самый известных в России голландских архитекторов – Вини Маас и его бюро MVRDV. Ему принадлежит, в частности, один из самых заметных проектов строящихся в Москве зданий – комплекс из красного кирпича Red7, который возводится на проспекте Сахарова.

Этим летом архитектора ожидают в Москве в качестве спикера на Moscow Urban Forum 2019, который пройдет в столице с 4 по 7 июля на территории парка “Зарядье”.

Один из самый известных в России голландских архитекторов – Вини Маас и его бюро MVRDV. Ему принадлежит, в частности, один из самых заметных проектов строящихся в Москве зданий – комплекс из красного кирпича Red7, который возводится на проспекте Сахарова.

Этим летом архитектора ожидают в Москве в качестве спикера на Moscow Urban Forum 2019, который пройдет в столице с 4 по 7 июля на территории парка “Зарядье”.

У Вини Мааса немало проектов, которые без преувеличения можно назвать всемирно известными. Таковым является обновленное здание рынка в Роттердаме Market Hall. Рынок (или, как сейчас принято говорить, гастромаркет), апартаменты, общественное пространство и достопримечательность в одном флаконе – действительно необычное и новаторское решение, которое, к слову, всем понравилось: Market Hall очень быстро превратился в точку притяжения.

У Вини Мааса немало проектов, которые без преувеличения можно назвать всемирно известными. Таковым является обновленное здание рынка в Роттердаме Market Hall. Рынок (или, как сейчас принято говорить, гастромаркет), апартаменты, общественное пространство и достопримечательность в одном флаконе – действительно необычное и новаторское решение, которое, к слову, всем понравилось: Market Hall очень быстро превратился в точку притяжения.

Рейнир де Грааф, партнер архбюро OMA, тоже известен в России, например, он является одним из преподавателей института “Стрелка”. Де Грааф прославился нетривиальным для Европы взглядом на архитектуру. Например, в одном из своих интервью он сетовал, что современные города в угоду комфорту расстаются со своей индивидуальностью, и призвал оставить в них “немного грязи”.

Читайте также:
Как герметизировать раковину правильно своими руками

Рейнир де Грааф также планирует эти летом поучаствовать в деловой программе Moscow Urban Forum 2019. Кстати, в этом году главной темой форума станет здоровье как один из важнейших показателей качества жизни, отсюда и девиз форума “Качество жизни. Проекты, меняющие города”.

Рейнир де Грааф, партнер архбюро OMA, тоже известен в России, например, он является одним из преподавателей института “Стрелка”. Де Грааф прославился нетривиальным для Европы взглядом на архитектуру. Например, в одном из своих интервью он сетовал, что современные города в угоду комфорту расстаются со своей индивидуальностью, и призвал оставить в них “немного грязи”.

Рейнир де Грааф также планирует эти летом поучаствовать в деловой программе Moscow Urban Forum 2019. Кстати, в этом году главной темой форума станет здоровье как один из важнейших показателей качества жизни, отсюда и девиз форума “Качество жизни. Проекты, меняющие города”.

Еще одно голландское архитектурное бюро, хорошо известное в России (и особенно в Москве) – MLA+.

К примеру, бюро участвовало в конкурсе проектов для реновации и разработало концепцию общественных пространств для нескольких кварталов в новой Москве.

Директор и партнер MLA+ Маркус Аппенцеллер, как и его голландские коллеги, планирует в начале июля посетить Moscow Urban Forum 2019.

Еще одно голландское архитектурное бюро, хорошо известное в России (и особенно в Москве) – MLA+.

К примеру, бюро участвовало в конкурсе проектов для реновации и разработало концепцию общественных пространств для нескольких кварталов в новой Москве.

Директор и партнер MLA+ Маркус Аппенцеллер, как и его голландские коллеги, планирует в начале июля посетить Moscow Urban Forum 2019.

Эрик ван Эгераат – еще один голландский архитектор с мировым именем, чьи работы есть и в России. Например, он создал проекты интерьеров для золотой башни “Меркурий” в “Москве-Сити”.

Но вот его самым эффектным проектом архитектурные эксперты называют новое здание Лейпцигского Университета – и сам ван Эгераат подтверждал в интервью, что разделяет эту точку зрения.

Превращение здания церкви XIII века в университетское здание, позволившее одновременно сохранить узнаваемый силуэт постройки, но полностью меняющее впечатление от него, действительно впечатляет. За “современность” в этом проекте играют стеклянные панели, за “древность” – сохраненные очертания здания, форма окон и часть сохраненных интерьеров.

Эрик ван Эгераат – еще один голландский архитектор с мировым именем, чьи работы есть и в России. Например, он создал проекты интерьеров для золотой башни “Меркурий” в “Москве-Сити”.

Но вот его самым эффектным проектом архитектурные эксперты называют новое здание Лейпцигского Университета – и сам ван Эгераат подтверждал в интервью, что разделяет эту точку зрения.

Превращение здания церкви XIII века в университетское здание, позволившее одновременно сохранить узнаваемый силуэт постройки, но полностью меняющее впечатление от него, действительно впечатляет. За “современность” в этом проекте играют стеклянные панели, за “древность” – сохраненные очертания здания, форма окон и часть сохраненных интерьеров.

Бельгийский Антверпен обзавелся уникальным музейным зданием, авторам которого стало еще одно голландское архбюро Neutelings Riedijk Architects.

Музей удивляет тем, что отдельные его части словно бы висят в воздухе – этот эффект создается благодаря чередованию в отделке фасада “прозрачной” стены из трубок и сплошной отделки из камня.

Кстати, любимая тема фронтмена бюро Михила Ридейка – лестницы, и она тоже нашла отражение в облике музея Aan de Stroom.

Бельгийский Антверпен обзавелся уникальным музейным зданием, авторам которого стало еще одно голландское архбюро Neutelings Riedijk Architects.

Музей удивляет тем, что отдельные его части словно бы висят в воздухе – этот эффект создается благодаря чередованию в отделке фасада “прозрачной” стены из трубок и сплошной отделки из камня.

Кстати, любимая тема фронтмена бюро Михила Ридейка – лестницы, и она тоже нашла отражение в облике музея Aan de Stroom.

Кубы, упакованные в золотое и серебряное кружево: примерно так можно охарактеризовать здание Центральной библиотеки Бирмингема, созданной по проекту голландского бюро Mecanoo. Она, кстати, стала самой крупной публичной библиотекой в Великобритании и центральным объектом в масштабной реконструкции городской среды, которая до сих пор продолжается в промышленном Бирмингеме.

Стоит заметить, что во главе Mecanoo стоит архитектор с мировым признанием и почетный член королевских архитектурных институтов Британии и Канады Франсина Хубен, принимавшая участие в программе Moscow Urban Forum в прошлом году. В ее работах прослеживается очень бережное и рациональное использование земли. Поэтому некоторые свои проекты Хубен словно пытается спрятать в окружающее пространство. В основе ее метода лежит принцип трех “К” – композиция, контрастность, комплексность.

Кубы, упакованные в золотое и серебряное кружево: примерно так можно охарактеризовать здание Центральной библиотеки Бирмингема, созданной по проекту голландского бюро Mecanoo. Она, кстати, стала самой крупной публичной библиотекой в Великобритании и центральным объектом в масштабной реконструкции городской среды, которая до сих пор продолжается в промышленном Бирмингеме.

Стоит заметить, что во главе Mecanoo стоит архитектор с мировым признанием и почетный член королевских архитектурных институтов Британии и Канады Франсина Хубен, принимавшая участие в программе Moscow Urban Forum в прошлом году. В ее работах прослеживается очень бережное и рациональное использование земли. Поэтому некоторые свои проекты Хубен словно пытается спрятать в окружающее пространство. В основе ее метода лежит принцип трех “К” – композиция, контрастность, комплексность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: