Для чего смазывать опалубку

Смазка для опалубки: разновидности и советы по подбору

  1. Особенности и назначение
  2. Требования к смазке
  3. Виды смазок
  4. Производители
  5. Как подобрать?
  6. Тонкости использования

Опалубка представляет собой форму для выдерживания бетона. Она нужна для того, чтобы раствор не растекался и затвердевал в необходимом положении, образуя собой фундамент или стену. На сегодняшний день ее изготавливают из различных материалов и почти любой конфигурации.

Особенности и назначение

Самыми популярными остаются у застройщиков щиты из досок и фанеры, так как их можно изготовить из подручных материалов, не затрачивая при этом много средств.

Минусом же деревянных щитков является большое количество зазоров и неровностей, что увеличивает при застывании смеси адгезию (сцепление материалов).

Для последующего демонтажа опалубки, необходимо смазывать опалубочные щиты специальными составами, которые уменьшают адгезию их с бетоном, что позволяет исключить появление сколов и трещин в конструкции. Плюс ко всему, они продлевают срок жизни щитов.

Такой состав называется смазкой. По составу они классифицируются на следующие виды:

  • суспензионные;
  • гидрофобизирующие;
  • замедляющие схватывание;
  • комбинированные.

Требования к смазке

Смазка должна соответствовать следующим требованиям.

  1. Должна быть удобна в использовании. Меньший расход имеют комбинированные составы.
  2. Содержать антикоррозионные вещества (ингибиторы).
  3. Не оставлять на изделии жирные следы, что в последующем может обернуться отслаиванием отделки и ухудшением внешнего вида.
  4. При температуре в 30оС должна держаться на вертикальной и наклонной поверхности как минимум 24 часа.
  5. Состав должен соответствовать требованиям пожарной безопасности, исключая содержание летучих материалов.
  6. Отсутствие в составе веществ, угрожающих жизни и здоровью людей.

Виды смазок

Как отмечалось выше, по составу смазки классифицируются на следующие виды.

  • Суспензионные. Самый недорогой и экономичный вариант (на водной основе), так как данную смазку можно изготовить своими руками, смешивая полуводный гипс, известковое тесто, сульфитно-спиртовую барду и воду. Такой вид работает по принципу испарения воды из суспензии, после чего на бетоне остается пленка. Стоит отметить, что такой состав категорически нельзя использовать при виброукладке раствора, так как бетон будет сдирать его со стенок. В результате чего получается ослабленная конструкция с грязной поверхностью.
  • Гидрофобизирующие. Состоят из минеральных масел и ПАВ (поверхностно-активные вещества) и создают пленку, отталкивающую влагу. Составы прочно держатся как на горизонтальной, так и на наклонной поверхности, не растекаясь. Используются при работе с материалами с высокими адгезионными показателями, в чем им уступают другие составы. Являются самыми востребованными у застройщиков, хотя имеют некоторые недостатки: оставляет жирные следы на изделии, расход материала большой, и стоит такая смазка дороже.
  • Составы, замедляющие схватывание. В них добавляют органические углеводы, снижающие продолжительность схватывание раствора. При применении таких смазок появляются сколы, поэтому их используют крайне редко.
  • Комбинированные. Самые эффективные смазки, которые представляют собой обратную эмульсию, содержащую гидрофобизаторы и замедлители схватывания. Включают в себя все достоинства вышеперечисленных составов, исключая при этом их недостатки из-за введения пластифицирующих добавок.

Производители

Можно выделить наиболее популярные продукты.

Ангрол

Плотность 800-950 кг/м3, температурный режим от -15 до +70оС, расход в 15-20 м2/л. Эмульсия на водной основе, в составе которой содержатся органические вещества, эмульгаторы и сульфат натрия. Применяется даже при строительстве мостов. К достоинствам относят отсутствие неприятных запахов и соответствие состава противопожарным нормам.

Может длительно находиться на складе из-за ввода ингибиторов, которые не позволяют заржаветь металлическим формам.

Эмульсол

Плотность составляет порядка 870-950 кг/м3, температурный режим от -15 до +65оС. Является самой распространенной смазкой гидрофобизирующего состава. Это разделительная смазка для опалубки. Состоит, как отмечалось выше, из минеральных масел и ПАВ. Также в него добавляют спирт, полиэтиленгликоль и другие добавки. Можно выделить следующие его подвиды:

  1. ЭКС – самый дешевый вариант, применяется только при безарматурной опалубке;
  2. ЭКС-2 используется для металлических изделий;
  3. ЭКС-А подходит для смазываний опалубки из любых материалов, включает антикоррозионные добавки, не оставляет жирных следов и экономично расходуется;
  4. ЭКС-ИМ – зимняя смазка (температурный режим до -35оС), усовершенствованная версия.
Читайте также:
Вакуумный пресс: назначение, принцип работы, изготовление своими руками

Тиралюкс (Tira-Lux-1721)

Плотность 880 кг/м3, температурный режим от -18 до +70оС. Смазка, производящаяся в Германии. Изготавливается на основе минеральных масел и противоморозных добавок.

Почти в три раза дороже отечественной продукции, что обосновано высокими техническими показателями.

Плотность в пределах 875-890 кг/м3, рабочая температура от -25 до +80 оС. Концентрированная эмульсия. Состав, в основе которого масло, без содержания воды позволяет работать абсолютно с любыми материалами опалубки, не оставляет при этом никаких следов и жирных пятен. Это весомое достоинство позволяет применять такую смазку даже для белых покрытий.

Таблица 1. Популярные опалубочные смазки

Температурный режим, С

Как подобрать?

Исходя из вышеописанного, можно подытожить область применения той или иной опалубочной смазки.

Таблица 2. Область применения

Преимущества и недостатки

Смеси из гипса или алебастра, гашёной извести, сульфитного щёлока либо смеси глины и других масел;

из подручных материалов: керосин + жидкое мыло

Нанесение на опалубку из любого материала только при укладывании, без применения вибрационной установки

«+»: низкая стоимость и простота изготовления;

«-»: смешивается с бетонным раствором, в результате чего ухудшается внешний вид и структура изделия

Гидрофобизирующие (ЭКС, ЭКС-2, ЭКС-ЖБИ, ЭКС-М и другие)

Изготавливают на основе минеральных масел и ПАВ

Используются при работе с материалами с повышенными адгезионными показателями;

данный состав также используется при производстве ЖБИ в зимнее время

«+»: работа с материалами, имеющими повышенный показатель адгезии, надежно держится на вертикальных и горизонтальных поверхностях;

«-»: оставляет жирные следы, повышенные расход и стоимость

Органические углеводы в основе + меласса и танин

Используется при бетонных работах как горизонтальных, так и вертикальных конструкций

«+»: в месте, где бетон соприкасается с опалубкой, он остается пластичным, что позволяет его легко разъединять с щитками;

«-»: невозможно контролировать процесс затвердевания, в результате чего в бетоне появляются сколы и трещины

Эмульсии, содержащие гидрофобизатор и замедлители схватывания + пластифицирующие добавки

Основная цель – обеспечение гладкости поверхности и последующее легкое ее отслоение от опалубки (разделительная)

«+»: все достоинства вышеперечисленных смазок;

Тонкости использования

Существует ряд факторов, от которых зависят показатели расхода.

  • Температура окружающей среды. Чем ниже температура, тем больше потребность в материалах и наоборот.
  • Плотность. Нужно учитывать, что плотная смесь распределяется сложнее, что увеличивает затратность материала.
  • Выбор средства распределения. При обработке валиком расход больше, чем при использовании автоматического распылителя.

Таблица 3. Усредненный расход смазки

Обработка вертикальной поверхности

Обработка горизонтальной поверхности

Для определения силы сцепления существует следующая формула:

  • С – сила сцепления;
  • кж – коэффициент жесткости материала опалубки, который варьируется от 0,15 до 0,55;
  • П – площадь поверхности соприкосновения с бетоном.

Смесь можно приготовить и в домашних условиях, используя концентрат и соблюдая следующие этапы.

  1. Подготовить концентрат и теплую воду с растворенной кальцинированной содой (соотношение концентрата и воды 1: 2).
  2. Взять пластиковую емкость и перелить сначала «Эмульсол», потом часть воды. Тщательно перемешать и добавить еще часть воды.
  3. Полученная смесь должна по консистенции быть похожей на жидкую сметану. После чего ее нужно перелить в распылитель.
  4. Смазать поверхность опалубки.

Существуют правила, выполнение которых позволит вам правильно и безопасно использовать смазку:

  • наносить ее следует сразу после монтажа опалубки, что позволит снизить расход;
  • лучше использовать распылительный пистолет, а не ручные средства, как описывалось выше;
  • уложенный бетон нужно укрывать, защищая от попадания в него масел;
  • распылитель нужно держать от досок на расстоянии в 1 метр;
  • работать нужно в защитной одежде;
  • последнее, не менее важное правило подразумевает соблюдение рекомендаций по использованию от производителя.
Читайте также:
Декоративный комнатный фонтан, разновидности, фото

Обзор распылителя Gloria, который удобно использовать для нанесения смазки на опалубку.

Смазка для опалубки

Опалубка — это специальная конструкция, помогающая создать конкретную форму фундаменту. Без применения опалубки бетон будет буквально растекаться. После полного высыхания бетонной смеси необходимо отделить доски, являющиеся опалубкой от фундамента, перекрытий или стен. Но сделать это не так просто, так чем смазать опалубку?

Для чего используют смазку для опалубки?

Смазка опалубки применяется для уменьшения сцепления фундаментной конструкции с бетоном. Более того смазанная опалубка предотвращает появление на бетоне различных трещин, сколов. Снятие со смазкой значительно облегчается. Если смазка качественная, то она соответствует требованиям.

Бетонная поверхность с использованием смазки и без нее

Требования к смазкам

Масло для опалубки должно отвечать следующим качествам:

  • Не допустимы жирные пятна на бетоне после снятия.
  • Открепление должны быть легким.
  • Должна держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 о С не менее 24 часов.
  • Соответствие требованиям пожарной безопасности.
  • Отсутствие в составе химических веществ опасных для здоровья.
  • Время защиты на вертикальных поверхностях не менее дня.

Разновидности смазок

Различают смазки для демонтажа опалубки фундамента по популярным производителям:

  • Смазка опалубки Эмульсол ЭКС-А.
  • Смазка для опалубки Эмульсол ИМ.
  • АНГРОЛ.

Смазка для опалубки эмульсол особенно популярна в промышленном применении.

В зависимости от того в промышленных целях или в частных используется данное вещество принято классифицировать по объему вещества, так она может быть как 20 литров, так и бочка ЭК до 216 литров.

Различия смазок по составу

Различают несколько видов смазок по составу:

  • На водной основе;
  • С комбинированной основой;
  • С замедляющим застывание бетона веществом.
  • С веществом отталкивающим воду.

Первый тип изготавливают из химических веществ, являющихся инертными к бетону. Они отличаются сравнительно невысокой стоимостью, поэтому не всегда могут эффективно справляться с проблемой.

Второй тип наиболее стойкий. Он не расслаивается в течение недели. Отлично удерживаются на поверхности. Нередко они являются эмульсиями обратного назначения.

В третий тип вводятся такие химические вещества, как меласса или танин. При этом отмечается сложное регулирование процесса схватывания фундамента.

Четвертый тип изготавливается из множества масел, таких как минсоальное или солей кислот жира, а также присутствие смазки для опалубки эмульсола ЭКС. Они создают тонкий слой, который отталкивает воду. При этом могут иметь недостатки, как завышенная стоимость.

Как самостоятельно применить смазку для опалубки, и какой расход?

Нанесение смазки распылителем

Применять смазку может каждый, главное соблюдать последовательность нанесения:

  1. Нанесение должно происходить сразу после того, как была собрана опалубка. Так можно сократить расход вещества.
  2. Уложенный ранее бетон необходимо защитить пленкой или брезентом от попадания масла.
  3. Вещество можно наносить резиновыми кистями или валиками, но тогда увеличится расход. Экономнее будет применять в этих целях распылительный пистолет.
  4. Чтобы слой был ровнее стоит применять пистолет на расстоянии одного метра от досок, возможно применении разных насадок.

Примерный расход смазки

Материал опалубочных щитов

Нанесение на горизонтально-наклонную поверхность

Смазки для съемной опалубки

Содержание статьи:

  1. Зачем нужна смазка для опалубки;
  2. Требования к смазкам;
  3. Виды смазочных составов для опалубки;
  4. Состав смазок;
  5. Порядок нанесения;
  6. Расход.

Зачем смазывают опалубку

При работе с монолитными железобетонными конструкциями приходится сталкиваться со сцеплением бетона с опалубкой, величина которого может достигать нескольких кгс/см 2 . Сцепление не только затрудняет распалубку железобетонной конструкции, но и приводит к ухудшению качества бетонной поверхности, а также к преждевременному износу щитов опалубки.

Сцепление бетона с опалубкой обусловлено влиянием следующих факторов:

  • адгезия и когезия бетона;
  • усадка бетона;
  • шероховатость и пористость поверхности опалубки, прилегающей к железобетонной конструкции.

В период укладки бетон находится в пластичном состоянии и является клеящим веществом (адгезивом), благодаря чему появляется адгезия (прилипание бетона к опалубке). В процессе уплотнения пластичность бетона увеличивается, он сближается с поверхностью опалубки и сплошность контакта между бетоном и щитами опалубки увеличивается.

Читайте также:
Белый фасад калифорнийского дома с видом на океан

На адгезию оказывает влияние и материал, из которого сделана формующая опалубочная поверхность: к деревянным и стальным поверхностям бетон прилипает сильнее, чем к пластмассовым, так как последние имеют меньшую смачиваемость.

Без специальной обработки фанера, дерево, сталь , стеклопластики хорошо смачиваются, что создает достаточно большое их сцепление бетоном. А гетинакс и текстолит слабо смачиваемые (гидрофобные), поэтому с ними бетон сцепляется незначительно.

При обработке формующей поверхности и нанесении на неё пленки масла смачиваемость значительно снижается (гидрофобизуется), что значительно уменьшает адгезию.

Усадка снижает адгезию и сцепление: чем больше усадка в пристыковых слоях бетона, тем вероятнее появление усадочных трещин в зоне контакта, что ослабляет сцепление.

Когезия в контактной паре «опалубка и бетон» есть прочность на растяжение пристыковых слоев бетона.

Существует три возможных варианта отрыва съемной опалубки при распалубке монолитной бетонной конструкции:

  1. вариант 1: адгезия мала, а когезия велика. В таком случае опалубка отрывается точно по плоскости контакта;
  2. вариант 2: адгезия больше, чем когезия. Опалубка будет отрываться по клеящему материалу (бетону);
  3. вариант 3: адгезия примерно равна когезии. В этом случае наблюдается смешанный (комбинированный) отрыв, при котором опалубка отрывается частично по плоскости контакта бетона с опалубкой, частично по самому бетону.

В первом (адгезионном) варианте отрыва опалубка снимается легко, ее поверхность остается чистой, а поверхность бетона обладает хорошим качеством. Поэтому важно обеспечить адгезионный отрыв. Это достигаются следующими методами:

  • формующие поверхности опалубки делают из гладких плохо смачиваемых материалов
  • наносят на формующие поверхности смазки для опалубки эмульсии и специальные антиадгезионные покрытия.

Требования к смазкам для опалубки:

  • не должны оставлять на бетоне маслянистых пятен. Исключения здесь составляет бетонирование конструкций, засыпаемых впоследствии землей/покрываемых облицовкой или гидроизоляцией;
  • не уменьшают прочность контактного слоя бетона;
  • пожарная безопасность;
  • отсутствие летучих веществ, вредных для здоровья;
  • должны держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 о С не менее 24 часов.

Виды смазок

Бетонная поверхность при использовании разных смазок для опалубки

В зависимости от состава, принципа действия и эксплуатационных свойств смазки для опалубки можно разделить на четыре группы:

  1. водные суспензии;
  2. гидрофобизирующие смазки;
  3. смазки — замедлители схватывания бетона;
  4. комбинированные смазки.

Водные суспензии

получают из порошкообразных инертных к бетону веществ. Это простые и дешевые, но не всегда эффективные средства, устраняющие прилипание бетона к опалубке. Их принцип действия основан на том, что вода из суспензии испаряется, а на формующей поверхности опалубки образуется тонкая защитная пленка, которая препятствует прилипанию бетона к палубе.

Наиболее часто используемый вариант водной суспензии — известково-гипсовая суспензия. Для её приготовления смешивают полуводный гипс (0,6—0,9 вес. ч.), известковое тесто (0,4—0,6 вес. ч.), сульфитно-спиртовую барду (0,8—1,2 вес. ч.) и воду (4—6 вес. ч.).

При виброуплотнении суспензионные смазки стираются бетоном и загрязняют бетонную поверхность. Поэтому в монолитном строительстве их применяют достаточно редко.

Гидрофобизирующие смазки

изготавливают на основе минсоальных масел, эмульсола ЭКС или солей жирных кислот (другими словами, на основе мыл). При обработке палубы гидрофобизирующая смазка создает на ее формующей поверхности тонкую водоотталкивающую (гидрофобную) пленку из слоя ориентированных молекул. Гидрофобизирующие смазки распространены в монолитном строительстве, но они обладают рядом недостатков: высокая стоимость, загрязнение бетонной поверхности, пожарная опасность.

Замедлители схватывания бетона

– третья группа смазок. Для замедления схватывания бетона в состав таких смазок вводят танин, мелассу и пр. Их недостаток — сложно регулировать толщину слоя бетона, в котором замедляется схватывание.

Комбинированные смазки – обратные эмульсии

– наиболее эффективные средства для улучшения качества получаемой бетонной поверхности монолитной конструкции и увеличения срока использования (оборачиваемости) съемной строительной опалубки. Такие смазки готовят в виде обратных эмульсий. Помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания в некоторые из них вводят и пластифицирующие добавки, например, мылонафт, сульфитно-дрожжевую барду (СДБ) и др. Пластификаторы при вибрационном уплотнении пластифицируют бетон в пристыковых слоях, чем существенно снижают его поверхностную пористость.

Читайте также:
Армированный скотч – виды, сфера применения, характеристики, стоимость

Эмульсионные смазки стабильны. Они не расслаиваются в течение 7—10 суток. При их использовании полностью устраняется прилипание бетона к опалубке. Также они хорошо удерживаются на поверхности палубы и не загрязняют бетон.

Состав смазок для опалубки

Для смазывания опалубки обычно используют эмульсии (типа вода-мыло-керосин; вода-масло) и суспензии (типа глина-масло; вода-мел; цемент-масло-вода). Составы приготовляют в ремонтных мастерских или получают в готовом виде с заводов ЖБИ, домостроительных комбинатов и т.д.

Для щитовой опалубки, используемой при возведении подземных железобетонных конструкций, универсальными является битумно-керосиновые смазки. Их получают путем растворения низкомарочных битумов в керосине. Эти смазки подходят как для металлических, так и для дощатых и пластмассовых палуб. Также для дощатых палуб рекомендуют использовать петролатумно-соляровые, петролатумно-керосиновые, парафино-соляровые смазки.

Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

Опалубочные щиты представляют собой конструкцию, с помощью которой фундаментным основам из бетона придаются необходимые формы. Свежеприготовленная бетонная масса отличается хорошей текучестью и заполняет каждый пустотный участок между арматурным каркасом. Сцепляется она и с опалубочными щитами, стремясь сделать всю конструкцию собственной оболочкой. И в том случае, когда у строителей имеются определенные планы на дальнейшее использование опалубки, отдирать ее придется с огромным трудом. Но проблема решается, если используется при бетонных работах смазка для опалубки.

Необходимость использования

Главной целью в применении смазки для форм и опалубки является снижение их намокания и сокращение адгезии бетонного материала к поверхностям элементов опалубочной конструкции.

Эмульсии жиросодержащей консистенции создают на поверхности палуб тончайшую пленку, понижающую сцепляемость с бетонной массой. При этом наносится смазка исключительно на предварительно собранную опалубочную конструкцию, арматурный каркас и закладные элементы не смазываются, так как именно с ними требуется высокий уровень адгезии.

Каждый материал обладает своими показателями смачиваемости. Для древесины и металла они более высокие, пластиковый материал и текстолит менее подвержены данному процессу. Но смазываются все поверхности, только для древесной поверхности это необходимо при каждом применении, а для пластика – на каждом пятом цикле.

Именно смазка способна понизить адгезию к бетонной массе и обеспечить быстрый демонтаж опалубки. Щиты снимаются легко, но самое основное в этом – бетонная конструкция не подвержена воздействиям механического характера даже в том случае, если возраст ее после заливки не превышает трех дней.

Основное условие при применении смазки – сохранить монолитную бетонную конструкцию.

Виды смазочных смесей

Все используемые для смазки специальные растворы по своим техническим показателям и химическим особенностям делятся на четыре типа.

Водная суспензия

Считается экономически выгодным вариантом. Кроме того, эту смазку для опалубки вполне возможно приготовить своими руками. Подойдут жидкий мыльный раствор с керосином, смесь глины и масла, суспензия, подготовленная из извести и гипса, разбавленных щелоком. Составы размешиваются, наносятся на опалубочные элементы, которые потом следует просушить. Тонковатый слой, оставшийся после сушки на щитах, отличается инертностью к бетонному раствору. Случается, что палубы конструкции окрашиваются простым составом – разведенной известью или цементным молочком. Варианты таких смазок недорогие, отлично подходят для небольших опалубочных конструкций, бетонирование в которых предполагает применение не виброуплотнения, а штыкования. Опалубку, обработанную такими растворами, простукивать не следует. Дело в том, что смазочный слой эластичностью не обладает, и после ударов от щитов отслаивается, перемешиваясь с раствором в зонах контактирования, загрязняя его поверхность и понижая прочность.

Если бетонирование ведется с виброуплотнением, такие составы для предварительной смазки не используются.

Гидрофобизаторы

Цена на эти смазочный смеси довольно высокая, не каждая считается безопасной для раствора в плане загрязнения поверхности конструкции. Cмазочные смеси для опалубки спросом пользуются, так как в своем химсоставе содержат поверхностно-активные компоненты, основу которых составляют минерализованные масла.

Читайте также:
Блоки из фибропенобетона

На основе органических углеводородов – замедляющие

Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

Комбинированные

Такие образцы смазок считаются более выгодными, и многих строителей не останавливает даже их высокая цена. В состав входят замедлители застывания бетонной массы и гидрофобизаторные компоненты, негативное воздействие которых понижается за счет добавления пластификаторов. Основное предназначение таких эмульсий – придание поверхности фундаментной конструкции гладкости и обеспечение легкого демонтажа опалубочных щитов.

Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

Часто используемые смазки

Чаще всего строители пользуются следующими составами:

  • Агат – концентрированная смазка, которую перед применением следует разводить водой и тщательно взбалтывать. Первоначальный состав сделан на основе масла, воды не содержит. Основное достоинство – после использования на поверхности бетонной конструкции следов нет, что особенно важно, если предстоят отделочные работы светлыми или цветными материалами;
  • Ангрол – состав на основе воды с длительным и безопасным сроком хранения, не подвержен горению, предохраняет металлические поверхности опалубочной конструкции от появления ржавчины. Правда, стоит такая смазка достаточно дорого;
  • Эмульсол и Эмульсол Экс-А – основу составляют минеральные масла. Расход эмульсола на 1 м2 опалубки небольшой, что позволяет его применять на предприятиях, производящих ЖБИ. Основным достоинством такого состава считается устойчивость к низким температурам, возможность работать с ним даже при тридцатиградусном морозе;
  • Тиралюкс – дорогостоящая смазка, изготовленная в Германии, отличающаяся сложным составом. Используют ее при зимнем бетонировании, потому что в составе смазочного материала имеются противоморозные компоненты. Стоимость смазки выше отечественных аналогов в три раза, но она оправдана отличной работоспособностью, позволяющей даже опалубки из фанеры и досок использовать многократно.

Требования к смазочным смесям

Смазки не должны оставлять на монолитной поверхности пятен жира и масла. Их составы должны обеспечить минимальную адгезию опалубки с бетоном, не обладая при этом проникающими способностями, потому что пятна с конструкции без нанесения ей механических повреждений удалить будет невозможно. Материалы, используемые для изоляции, обладают сцеплением, и отслойка их считается недопустимой.

Химический состав смазки не должен понижать показатель прочности бетонной конструкции в местах контактирования с ней.

Смазочные составы должны иметь достаточный уровень вязкости, чтобы создавать тонкий слой по гладкой опалубочной поверхности, держащийся не менее суток даже при температуре в тридцать градусов тепла.

Значение омыления (кислотный показатель) должно начинаться от 7. В местах контактирования с раствором образуется реакция, в процессе которой щелочь нейтрализуется, появляется пленочка, бетонная масса к ней не прилипает.

Смазочный состав должен отличаться простотой в нанесении и экономичным расходом, который определяется не только консистенцией состава, но и технологией его применения, и материалом опалубки. Распыление пистолетом позволит экономить на трудовых затратах, да и расход эмульсионного состава снизится на десять – тридцать процентов.

Выполнение работ

Смазка на гладкую щитовую поверхность опалубочных конструкций наносится разными способами, от которых зависит расход состава и скорость выполнения работ. Наиболее быстрым и экономным вариантом обработки считается нанесение с применением краскопульта. Такое устройство дает возможность минимизировать расходы смазок для опалубки, но не решает проблемы с прокраской неровных мест, так что такие участки придется обрабатывать вручную, используя обычную кисточку.

Читайте также:
Как быстро и без хлопот почистить противень от пригоревшего и старого жира?

Качественный состав поможет без проблем отделить щиты опалубочной конструкции от бетона, не повредив монолитную фундаментную поверхность.

Если нет пистолетного краскопульта, можно воспользоваться валиком с шубкой из поролона или шерсти. Расход материала в таком случае увеличивается, но обработка выполняется быстрее, чем в случае с кистью. Способ рекомендован для опалубок с металлическими, фанерными или пластиковыми щитами. А вот обработку дощатых поверхностей лучше всего выполнять малярной кистью. Вариант трудоемкий, но с его помощью можно тщательно смазать каждую неровность.

Расход

Определяясь с количеством смазки, необходимо принять во внимание материал, который использовался для изготовления опалубочной конструкции. Примерный расход смазок с учетом вариантов их нанесения по различным материалам приведен ниже:

опалубочные щиты горизонтальные вертикальные
краскопульт кисточка краскопульт кисточка
летний сезон
стальные и пластиковые 300 350 400 430
древесина 320 350 350 420
зимний сезон
стальные и пластиковые 300 400 350 400
древесина 300 400 300 350

Следует заметить, что на расход смазочных растворов влияют определенные факторы:

  • инструмент, используемый для нанесения;
  • температурный режим;
  • плотность смазочного материала;
  • временной интервал между сборкой опалубки и заливкой бетонного раствора.

Популярные производители

Чем смазать опалубку, чтобы к поверхности щитов не налипал бетонный раствор, мы разобрались. Остается выяснить, какие составы использовать лучше всего:

  • в Германии производится Тиралюкс 1721 – профессиональный смазочный материал изготовленный на основе минерального масляного состава с добавлением антифризовых веществ. Растворительных компонентов не содержит, отлично работает по металлу, пластику, ламинированной опалубке. Разрешен к нанесению при морозах до пятнадцати градусов;
  • Россия производит Ангрол-Монолит – универсальную смазку, которой можно пользоваться при любых климатических условиях – от сорока градусов мороза до семидесяти – тепла. Смазка не расслаивается, пятен на бетонной поверхности после ее применения не остается;
  • украинский материал Агат-С5. Смазочный модификатор, не содержащий растворителей;
  • еще один отечественный вариант – Эмульсол ЭКС-А.

Заключение

С применением антиадгезионных смазочных значительно возрастает сметная стоимость строительного процесса, но практикой давно доказано, что экономить на таком этапе не следует. Смазка опалубочных щитов считается важным мероприятием, во время которого необходимо выполнять рекомендации специалистов.

Смазка для опалубки: виды и правила ее нанесения

Выполнение бетонных работ – обязательный этап практически любого строительства. Эта технология используется и при возведении массивных многоэтажных зданий, и небольших частных домов.

Монолитные конструкции позволяют получить прочные и долговечные конструкции с относительно небольшими финансовыми и временными затратами. Для выполнения работ обязательно нужно собирать опалубку, а чтобы форма затем легко отделялась от бетона, применяется специальная смазка для опалубки.

  1. Область применения смазки
  2. Требования к смазочным материалам
  3. Виды смазок
  4. Водные суспензии
  5. Составы гидрофобизаторы
  6. Составы, замедляющие схватывание
  7. Комбинированные
  8. Как наносить смазку

Область применения смазки

При проведении бетонных работ необходимо полностью выполнять все требования технологии. Важно, чтобы бетонный раствор полностью заполнил форму, не образовывая пустоты. Для этого используются разные приемы. Для небольших объемов допустимы такие приемы, как:

  • штыкование лопатой;
  • простукивание опалубки со всех сторон.

Более качественное уплотнение достигается путем использования вибраторов, которые создают колебания для выведения воздуха из бетонной массы и придания ей прочности и плотности. После проведения работ по уплотнению, бетонный раствор должен полностью заполнить форму, заполняя все выемки.

Но уплотнение раствора имеет и «оборотную сторону», бетон плотно прилегает к внутренней поверхности опалубки, что затрудняет в дальнейшем демонтаж. Чтобы отделить детали опалубки от застывшего бетона приходится прикладывать немалые усилия.

При разборке могут быть повреждены и сами щиты опалубки, и отлитые бетонные конструкции. Конечно, современные опалубочные системы, собираемые из пластика или металла с очень гладкой поверхностью, демонтировать легче, так как бетон к ним практически не пристает.

Читайте также:
Как выбрать фекальный насос и чем он отличается от дренажного

При частном строительстве чаще применяют более дешевые варианты опалубок – из дерева или фанеры. Внутренняя поверхность досок и неламинированной фанеры шероховатая, поэтому отделить их от застывшего бетона бывает сложно.

Решить эту проблему помогают специальные смазки для опалубки. Основная цель этих составов –уменьшение адгезии, то есть, применения смазки создает на внутренней поверхности щитов защитную пленку. Эта пленка не позволяет бетонной смеси прилипать к щитам опалубки.

Совет! Еще относительно недавно в качестве смазки использовали отработанное масло и другие нефтепродукты. Эти вещества неэффективны и небезопасны с точки зрения экологии. Поэтому лучше использовать современные, специально разработанные средства.

Требования к смазочным материалам

Какими же качествами должна обладать хорошая смазка для форм опалубки:

  • Нейтральность. Смазка изготавливается основе органических соединений, которые химически нейтральны. Составы не должны вступать в реакцию ни с бетонными смесями, ни с материалами опалубки.

  • Безопасность. Составы не должны быть вредными для здоровья людей, они не должны оказывать негативное воздействие на кожу либо приносить вред при вдыхании.
  • Чистота. Смазки не должны оставлять пятен на отливаемых бетонных конструкциях. Наличие масляных пятен на поверхности монолитных сооружений затрудняет последующую отделку.
  • Вязкость. Смазка должна обладать способностью держаться на щитах и не разжижаться даже при повышенных температурах.

Совет! Согласно требованиям СНиП, смазки, нанесенные на гладкие металлические или фанерные листы, должны продержаться (не стекать, не испаряться) в течение суток при температуре окружающего воздуха +30.

Виды смазок

В настоящее время для смазки опалубки применяют составы четырех видов. Классификация смазок для опалубки осуществляется с учетом эксплуатационных свойств. Отличаются они и химическими составами.

Водные суспензии

Самые доступные опалубочные смазки изготавливаются на водной основе. Составы наносятся на щиты и оставляют на просушку. После испарения воды на поверхности остается тонкая защитная пленка. Однако эта пленка очень тонкая и при применении вибраторов для уплотнения бетона она может разрушиться.

Составы гидрофобизаторы

Основа составов – минеральные масла с добавлением ПАВ. В результате после смазывания опалубки на поверхности листов образуется пленка, которая отталкивает влагу и, соответственно, исключает смачивание поверхностей форм бетонным раствором.

Составы очень эффективны, но стоят недешево. Недостатком является то, что входящие в состав минеральные масла могут оставлять на поверхности бетона жирные пятна.

Составы, замедляющие схватывание

Основа составов – органические углероды. Они оказывают воздействие на бетонную смесь, поэтому наружный слой остается пластичным, хотя основная масса уже набрала твердость.

Но при использовании таких составов имеет существенный недостаток – процессы застывания не контролируются, в результате во внешнем слое нередко образуются трещины и сколы.

Комбинированные

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Как наносить смазку

Смазочные составы наносятся на поверхность разными способами, от выбора способа нанесения зависит скорость работы и расход нанесения. Наиболее экономичный способ – это использование краскопульта. Применяется пистолет для покрытия больших и ровных поверхностей, а вот неровности и стыки обрабатываются плохо.

При отсутствии пистолета составы можно наносить обычными валиками для краски и малярными кисточками. Нередко эти два метода комбинируют. Валиком окрашивают ровные поверхности, а углы и стыки – кисточкой.

Итак, смазки, наносимые на внутренние поверхности форм для опалубки, применяют, чтобы облегчить последующий демонтаж. Составы образуют на поверхности защитную пленку, которая предотвращает непосредственный контакт между бетонным раствором и стенками формы. Использование смазочных материалов позволяет продлить срок службы многоразовой опалубки.

Составы для смазки опалубки перед бетонированием

Бетонные работы, за редким исключением, — составляющая цикла строительных мероприятий по возведению сооружений – от небольшой хозяйственной постройки до монолитного многоэтажного здания. Бетонирование дает возможность быстро, без значительных трат получать прочные конструкции фундаментов, перекрытий, стен, перегородок. Применение многооборотных щитов опалубки, их быстрый монтаж, легкая разборка – значительно сокращают срок сдачи готового объекта, снижают траты. Облегчить работу с опалубкой, продлить ее срок призвана смазка.

Читайте также:
Глубина заложения (прокладки) водопровода по СНиП – минимальная и максимальная

Необходимость смазки

Технологией бетонирования предусмотрено уплотнение залитого раствора с целью исключить раковины, полости внутри будущего монолита. Задача выполняется глубинным вибратором или простукиванием поверхности снаружи в местах контакта с бетоном. Эти способы помогают вывести из массы раствора пузырьки воздуха. Весь объем внутри опалубки, до небольшой неровности, трещины, заполняется только бетоном.

Уплотнение раствора глубинным вибратором

Минус уплотнения заливки — сложность разборки опалубки, ее возможная порча, полная непригодность повторного применения, вероятность механического повреждения свежей заливки (при отделении щитов от бетонной плоскости). Упростить, ускорить закладку монолита помогает смазка. Покрытие составом внутренней поверхности установленных щитов производится перед заполнением рабочим раствором.

Способность к смачиванию у материалов разная. Поэтому, периодичность обработки щитов отличается. Например, деревянные, фанерные смазывают перед каждым использованием, пластиковые – каждый пятый раз.

Между бетоном и элементами опалубки создается тонкий разделительный слой. Эта пленка минимизирует адгезию обработанных щитов. Упрощается их демонтаж после схватывания бетона, до трех раз увеличивается срок службы. Отражается применение средств на качестве бетонной поверхности – она почти не имеет сколов, трещин.

Виды смазочных смесей

В основе классификации антиадгезионных растворов лежит их химический состав, технические характеристики.

Водная суспензия

Простой, экономный вариант. Ее можно сделать самостоятельно из доступных материалов. По рецептам мастеров со стажем легко готовятся суспензии из алебастра, строительного гипса, щелока, глины, извести. Достаточно и других народных рецептов.

Все составы группы после тщательного размешивания наносят на элементы опалубки, дают обработанным поверхностям просохнуть. Формы для заливки бетона из таких щитов нельзя простукивать, уплотнение бетона производится без вибратора. Причина – отсутствие эластичности у слоя подсохшей смазки, который при ударных, механических воздействиях легко отслаивается, смешивается с контактирующим раствором. Загрязненный поверхностный слой монолитной конструкции имеет пониженную прочность. Поэтому применение водных суспензий подходит для малых конструкций с применением штыкования при уплотнении залитого раствора.

Гидрофобизаторы

Обладают высоким коэффициентом омыления, характеризующим эффективность защиты оснастки от смачивания при контакте с раствором. Компоненты составов — минеральные масла, поверхностно-активные вещества. Гидрофобизаторы создают надежный слой на внутренней стороне щитов. Минусы — стоимость смазочных средств, их пожароопасность, существующий риск проявления масляных пятен на поверхности бетона.

Гидрофобизаторы для любых поверхностей работают по единому принципу:

На основе органических углеводородов – замедляющие

Органические углеводы — основа средств. Нанесенный слой сдерживает скорость схватывания строительного раствора. Поэтому контактирующий с опалубкой раствор еще обладает пластичностью, податливостью, остальной его объем на всю толщину уже схватился и стал достаточно прочным. Демонтаж щитов, их очистка от налипших частиц бетона производится легко. Минус замедляющих растворов – невозможность контроля процесса отвердения поверхностного слоя бетона. Возможно появление трещин на стыке отвердевшего бетона и пластичного тонкого слоя из-за внутренних напряжений.

Комбинированные

Обратные эмульсии (другое название комбинированных смесей) включают в состав компоненты-гидрофобизаторы, замедлители схватывания бетонной смеси, пластификаторы. Легко удерживаются на гладкой, вертикальной поверхности, несколько суток эмульсия не расслаивается. Комбинированная смазка делает поры бетонной поверхности малыми, что улучшает показатели плотности, прочности, влагостойкости получаемого монолита. Специалисты считают применение обратных эмульсий оптимальным для обработки щитов опалубки.

Часто используемые смазки

Застройщику без профильного образования будет легче выбрать нужный состав из предлагаемого строймаркетами ассортимента, если он будет знать характеристики популярных средств.

  • Агат. Универсальный безводный масляный состав для покрытия опалубочных щитов из любого материала. Особенность – отсутствие поверхностных следов материала на высохшем бетоне.
  • Тиралюкс. Дорогой немецкий состав на основе минеральных масел, антиморозных добавок. Отличается защитными свойствами – бетон не пристает даже к щитам из досок.
  • Ангрол. Пожаробезопасная эмульсия с длительным сроком хранения без потери заявленных характеристик. Защищает от коррозии металлические поверхности оснастки.
  • Эмульсол. Смазка с минеральными маслами, отличается простотой нанесения, малым расходом. Составом марки «Эмульсол-ЭксИМ» можно покрывать щиты конструкции при значительных понижениях температуры – до -35°С.
Читайте также:
Где сдать батарейки

TiraLux – дорогой, но популярный состав для нанесения на опалубку

Требования к смазочным смесям

Не стоит по старинке обрабатывать оснастку отработкой машинного масла или мазутом. Эти материалы опасны для окружающей среды, пожароопасны, не всегда эффективны. При производстве готовых средств учитывают строительные требования, нормативы. Приведем основные из них:

  1. Приближение химического состава к нейтральному состоянию должно оберегать дыхательные пути, открытые участки кожи строительных работников. При этом, не должны снижаться эксплуатационные характеристики конструкции в местах контакта смазочной пленки с бетоном.
  2. Средство, снижая адгезию бетона с материалом опалубки, не должно обладать проникающими свойствами. После контакта не должно оставаться любых маслянистых, жирных пятен. Если их не удалять, отделочные материалы (клеевые растворы, штукатурка, обмазочная изоляция) могут не удерживаться на бетонной поверхности. А удаление пятен связано с механическим повреждением поверхности монолита.
  3. Для сопротивления щелочной среде бетонной заливки и получения качественной мыльной пленки на поверхности элементов опалубки – коэффициент омыления не может снижаться ниже 7 единиц. Соблюдение требования не даст частицам раствора прилипать к внутренней поверхности формообразующих щитов.
  4. Состав средства должен обеспечивать веществу достаточную вязкость, устойчивость к разжижению от горячего воздуха. Качественный материал не стекая, не испаряясь, сутки удерживается на гладкой вертикальной плоскости щита.
  5. Смазка должна быть безопасной для человека.
  6. Применяемое покрытие обязано служить защитой материала опалубки: от коррозии – для металла, от гниения, поражения микроорганизмами – для дерева.
  7. Нанесение покрытия должно производиться легко, с экономным расходом рабочего вещества.

Обработка

Обработка конструкции происходит после окончания ее сборки. Это сократит расход смазки. Ранее залитый, отвердевший бетон защищают пленкой или брезентом. Обрабатываемую поверхность предварительно чистят от остатков раствора, грязи, хорошо высушивают. Покрытие из применяемого средства должно быть равномерным, тонким.

При нанесении смазки не допускается ее попадание на закладные изделия, подготовленный каркас из арматуры, элементы должны сохранять высокую адгезию с бетонным раствором.

Экономный вариант – распыление малярным пистолетом. Работать можно валиком, кистью. Применение обычной малярной кисти особенно оправдано при обработке поверхности стыков, в углах опалубочной формы, дощатых щитовых конструкций.

Краскопульт обеспечивает равномерное, экономное напыление

Расход

Зная нормы расхода, указанные производителем на упаковке, нужно делать поправки на следующие объективные причины их изменения:

  • плотность применяемого состава;
  • окружающий температурный фон;
  • материал, качество поверхности обрабатываемой опалубки;
  • способ нанесения смазки, качество применяемого инструмента;
  • через какое время после обработки будет производиться бетонирование.

Производители

Для обработки опалубки чаще выбирают продукцию зарекомендовавших себя производителей. Среди зарубежных марок лидирует германский Тиралюкс1721, смеси греческого концерна Isomat. Положительные рекомендации у российских универсальных смазок Эмульсол ЭКС-А, Ангрол-Монолит, Дивикон. При выборе производителя лучше остановиться на компании, работающей в узком сегменте изготовления средств (например, нижегородская «Н Петрос»). Тогда можно не сомневаться в высоком, постоянном качестве состава.

Применение смазочных материалов для обработки опалубочных конструкций можно не считать дополнительными тратами. Эти вложения многократно вернутся ускорением строительных работ, увеличением срока службы, оборачиваемости съемной опалубки, повышением качества возведенных бетонных конструкций.

Пример нанесения разделительного состава на формы для изготовления бетонных плит, результат:

Виды складской техники с описанием

Современные складские помещения — это площадки, где ежедневно производятся сотни и даже тысячи операций с грузами. Техника для склада — это ключевое оборудование, обеспечивающее высокую эффективность всех процессов, связанных с погрузкой/разгрузкой, транспортировкой и распределением товаров. Различные виды складской техники дают широкие возможности для его применения. Оборудование активно используется на следующих объектах:

  • торговые центры, супермаркеты и магазины;
  • оптовые рынки;
  • производственные предприятия;
  • логистические комплексы;
  • дистрибьюторские и распределительные центры;
  • склады разного предназначения и т.д.
Читайте также:
Где сдать батарейки

Правильно подобранная техника помогает сократить количество обслуживающего персонала, минимизировать ручной труд и оптимизировать работу с грузами на каждом из этапов.

Складские гидравлические тележки

Гидравлические тележки — самое востребованное оборудование, используемое для ручной перевозки паллетированных грузов, коробок, ящиков и т. п. Техника оснащена гидравлическим домкратом, который поднимает и опускает вилы тележки с помощью тяг и рычагов. С ее помощью можно поднимать товары массой до 2500 кг.

Благодаря простой конструкции подъемного механизма тележки обладают такими характеристиками, как надежность, неприхотливость в эксплуатации и долговечность. Их можно использовать и внутри помещения, и на улице. Техника очень проста в управлении, поэтому с работой справится даже не специалист в этой области.

Прочные, маневренные, легкие, — эти тележки являются оптимальным решением, когда нужно перемещать грузы на небольшие расстояния без подъема на высоту. Поэтому они идеально подходят для небольших магазинов и складов.

Самоходные электрические тележки

Электротележки — выгодная альтернатива гидравлической технике. Они способны перемещать грузы весом до 2000 кг. Работают на электрических двигателях, оснащены тяговыми аккумуляторными батареями, поэтому требуют меньше физических усилий и позволяют быстро транспортировать большие объемы грузов. Это максимально оптимизирует погрузочно-разгрузочные работы.

Самоходные тележки — лучший выбор для супермаркетов и торговых центров, логистических и распределительных центров, крупных складов и т.п.

Штабелеры

Штабелер — компактная техника, позволяющая не только грузить/разгружать товары, но и поднимать их на высоту. Поэтому она просто необходима на складах больших размеров и/или складах, имеющих стеллажную систему хранения продукции.

Машины бывают электрическими и гидравлическими. Первые выгодно отличаются высокой скоростью обработки грузов, вторые — меньшей стоимостью и небольшими эксплуатационными расходами.

Ричтраки

Ричтрак — разновидность штабелера для обслуживания многоярусных стеллажей (высотой 6–12 м, в зависимости от модели). Высотные штабелеры имеют противовес, благодаря которому центр тяжести располагается между опорными лапами, что делает механизм устойчивым. Они оснащены выдвижными вилами, поэтому паллеты можно укладывать вглубь стеллажей. Но ричтраки не предназначены для перевозки товаров на складах, поэтому используются только в помещениях, где нет необходимости перемещать грузы на большие расстояния.

Вилочные погрузчики

Вилочные погрузчики — идеальное решение для помещений больших площадей и для значительных объемов погрузочно-разгрузочных работ.

Широкий диапазон грузоподъемности от 350 до 2000 кг, высота подъема — до 5,5 м, разные типы приводов и варианты навесного оборудования обеспечивают универсальность этой техники. С ее помощью можно грузить/разгружать, перемещать и складировать (штабелировать) паллеты, поддоны и различные грузы с использованием вил или другого навесного оборудования.

Погрузчики бывают электрическими, бензиновыми, газовыми и дизельными.

Комплектовщики заказов

Сборщики заказов — современные машины, предназначенные для перемещения грузов по складскому помещению для удобного отбора и комплектования заказа оператором. Бывают двух видов: горизонтального и вертикального.

Горизонтальные комплектовщики — это низкоуровневые подборщики, используемые для работы с невысокими стеллажами (высотой до 2 м). Вертикальные комплектовщики — высокоуровневые машины, используемые на складах со стеллажами высотой до 10 м.

Управление техникой осуществляется посредством механической рукоятки с электроусилителем. Жесткая конструкция мачты, стабилизирующие системы, металлические ограждения, — все эти особенности комплектовщиков позволяют оператору уверенно чувствовать себя на высоте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: