Расстояние от гаража до забора соседа: норма СНиП 2021 в частном доме и на даче
Для любого вида строительства на собственном участке существуют права собственника, обусловленные Земельным и Гражданским кодексами РФ. На каком расстоянии от забора можно строить гараж, сколько метров нужно отступить от жилых построек – все это определяется СНиП. Строительные нормы и правила разработаны еще несколько десятилетий назад на основании существующего опыта, правил пожарной безопасности, строительных норм и санитарно-гигиенических нормативов.
Перед тем как начинать строительство, нужно ознакомиться с соответствующими нормами СНиП 30-02-97 с изменениями 2018 года и СП 53.13330.2019. При этом нужно учитывать, что местная администрация может принять и другие нормативы. Их характер может зависеть от климатических условий.
Условия постройки гаража
По существующим законодательным нормам, указанным в Земельном кодексе, для возведения гаража на собственном земельном участке не требуется отдельного разрешения. Разве только хозяин не намерен использовать его для получения дополнительного или основного заработка.
Специальное разрешение потребуется и в случае, если земля не принадлежит собственнику, а является частью территории садового кооператива.
По новым правилам капитальное строение необходимо зарегистрировать. Это не обязательная, но желательная мера, которая предпринимается в интересах собственника участка. Ведь при отсутствии регистрации капитального строения он может встретить определенные препятствия, если захочет продать участок, распорядиться им по своему усмотрению.
Минимальное расстояние до границы соседнего участка
Нормы законодательного права после внесения корректировки не требуют разрешения на постройку коробки или сооружения из сэндвич-панелей, которые легко демонтировать. Граждане, которые не регистрируют постройку, чтобы не платить на нее налог, рискуют получить штраф за неуплату налогов и уклонение от налогообложения.
Для того чтобы получить разрешение на возведение, достаточно просто обратиться в соответствующие инстанции. Необходимо вместе с заявлением предоставить план участка, на котором будет указано предполагаемое место постройки.
После проверки на соответствие существующим нормативам разрешение будет выдано и на готовое помещение при условии, что оно находится от других объектов на расстоянии, указанном в нормативах. В числе таких норм указана и величина расстояния между забором и гаражом.
Хотя нормы строительства учитываются на основании СНиП и СП, они не имеют законодательной силы. Собственник земли может игнорировать соответствующие требования. Но это может принести ему значительные неудобства, если:
- возникнет необходимость совершить продажу дома и строений;
- придется регистрировать постройку или дом;
- появятся претензии у соседей, и они обратятся в суд (а суд как раз в рассмотрении подобных жалоб ориентируется на нормы, указанные в своде норм и правил гражданского строительства);
- обращение по поводу строения может состоять в вопросе его расположения от забора соседей: возможность повреждения изгороди, закрытие тенью части земли, предназначенной для посадок;
- новые соседи обнаружили нарушение, а установленный трехлетний срок давности постройки еще не истек.
Одна из главных претензий, возникающих по поводу капитального помещения для автомобиля, — расстояние от гаража до забора соседа. Но при продаже и регистрации строения в соответствующих органах могут предъявляться нарекания по поводу других нарушений СНиП.
Допустимые расстояния до ограждения
Например, рассматривается расстояние между гаражом и домом, которое должно составлять не менее 3 м, чтобы при пожаре не возникло препятствий у пожарной машины. Однако следует учитывать и то, что это понятие нормы не работает, если пристроенный к дому капитальный гараж находится с ним под одной крышей.
Какие нормативы необходимо соблюдать
На каком расстоянии от забора гараж – предусмотрено СНиП. Его предписания носят характер рекомендаций, на которые ориентируется суд, если возникают претензии у соседей. Нормы постройки должны соблюдаться по двум направлениям в том случае, если он делается капитальным: под крышей и с фундаментом.
Если крыша выходит за его пределы, то расстояние считается не от фундамента, а от окончания кровли. Основные требования выглядят следующим образом:
- противопожарная безопасность, которую владелец теперь контролирует самостоятельно, потому что государство сняло со своего контроля одноэтажные постройки;
- соблюдение механических норм предосторожности, которые заключаются в невозможности существования постройки или ее части, способной причинить механическое повреждение зданиям или людям;
- соблюдение норм экологической безопасности: материалы для строительства не могут применяться токсичные, способные принести потенциальный вред окружающей среде или живущим поблизости людям;
- соответствие постройки климатическим нормам. Если существует вероятность природных катаклизмов, то она непременно учитывается в характере ИЖС или любого другого строения, будь оно капитальным или временным;
- согласно правилам никакое сооружение жилого или хозяйственного назначения не должно ущемлять интересов других людей. В данном конкретном случае это касается участка соседа.
Для того чтобы получить разрешение на строительство капитального гаража на собственном участке, владелец будущего автомобильного сооружения должен соблюдать и специфические условия, разработанные специально для целевых построек. Что касается разрешения, то его все равно придется получать при процедуре регистрации, которая стала в 2018 году обязательным условием в придачу к капитальному сооружению.
Расстояние от забора до гаража – важное, но не обязательное условие СНиП в 2021 году. Норму расстояния до забора можно обойти, если есть нотариально заверенное письменное согласие соседа на возведение постройки. Оно может фигурировать в суде, даже если владелец участка сменился, а новому не нравится то, что уже есть. Но есть и другие правила, которые необходимо знать.
Нормативы постройки капитального гаража
Нормативные постановления не предусматривают разрешения для строительства от управления по архитектуре или другого подобного учреждения, если автомобильный дом возводится на земельном наделе, находящемся в частной собственности.
Для этого достаточно разрешения от местных властей, после которого строение подлежит непременной регистрации. Расстояние гаража от забора – величина непостоянная. Согласно существующим нормам он может быть построен и на расстоянии 1 метра при нескольких условиях:
- Падающая от него тень не закрывает огорода соседа и расположенных на его земле посадкок. Это обстоятельство можно просчитать заранее, чтобы не давать впоследствии повода к выставлению претензий.
- Новое сооружение для автомобиля не должно стоять на данном расстоянии от другого здания рядом с домом или хозпостройкой соседа. Если оно там уже имеется, то он вправе подавать иск в суд.
- Если часть сооружения не приходится на границу квартала – так называемую красную линию (даже при условии, что одна сторона бокса у соседского забора соответствует норме, наличие второй стороны возле улицы требует определенного метража).
При покупке участка, на котором уже имеются в наличии такие строения, следует внимательно отслеживать нужные моменты. Если срок еще не истек, то прежний хозяин, построивший с нарушениями, должен передать покупателю письменное разрешение от соседнего владельца.
Никакой суд не имеет права выносить постановление о его сносе, даже если у участка рядом тоже поменялся владелец. По прошествии трех лет с момента, когда было осуществлено некорректное строительство, истекает возможность подачи иска.
Необходимые дистанции
Разрешенный метраж и решение вопроса, на каком же расстоянии от забора строить гараж, имеют примерно равное по важности значение. Если речь идет о строительстве от соседского заграждения или от выходящего на улицу забора, расстояние может совпадать или отличаться.
От проезда, улицы, хозяйственной постройки и квартальной границы гараж может стоять не ближе 6 метров. От соседского забора можно рассчитывать и на минимальное расстояние, если с соседом удалось договориться, удаленность его устраивает, и он подписал об этом письменное соглашение.
Если отведенная под размещение автомобиля часть помещения пристроена, удаленность рассчитывается по нормативам жилых построек:
- от деревьев и кустарников на дачном участке в деревне – не менее метра;
- от красной линии (границы квартала, проезжей части, въездных ворот) – 5 м по закону;
- от собственного и соседского жилого строения, хозяйственных построек в частном доме – не менее 6 м;
- при отсутствии строения на соседском участке рядом с оградой – не менее 1 м;
- посадку новых деревьев можно производить на расстоянии не менее 2 м от изгороди и от выстроенного гаража;
- если тень от гаража в частном секторе падает на соседский участок с огородом – тоже возможно судебное разбирательство.
На каком расстоянии от забора можно строить жилое строение?
Расстояние замеряется не от основания, а от выступающей части крыши. Широко известны скандальные судебные решения, когда снос назначался из-за нескольких сантиметров несоответствия или из-за ошибки застройщика, замерявшего расстояние от фундамента, а не от крыши.
Правила и нормативы строительства гаража на участке
Располагать строения на собственном участке можно как угодно. При этом должны соблюдаться нормы противопожарной безопасности и расстояние от забора до гаража и соседских построек, которые уже возведены или строятся.
Для строительства гаража существует несколько законодательных документов. Они не противоречат друг другу, но действуют в разных плоскостях. Основными являются правила пожарной безопасности, которые следует выполнять неукоснительно. Некоторые нормативы имеют рекомендательный характер.
Согласно действующего законодательства РФ, гараж относится к хозяйственным постройкам.
На основании 51 статьи Гражданского кодекса, статей 1 и 17, получение разрешения на строительство гаража на частном участке не требуется.
Но это не означает, что его можно строить где угодно.
Соседний участок пустой
СНиП регламентирует расстояние при строительстве гаража от забора, сбоку и впереди, а также от ближайшего соседского строения и красной линии. В этом случае имеет значение право первого застройщика.
Гараж на незастроенном участке можно делать не ближе 1 метра от соседей
Если на соседних участках еще не приступили к строительству дома и хозяйственных построек, то гараж можно ставить на расстоянии 1 м от соседнего забора. Замер происходит от крайней точки цоколя и до линии разграничения, в данном случае, забора.
Сточные воды с крыши по СНиП не должны попадать на чужой участок. Проход между строением и забором должен оставаться свободным.
Свободный проход между гаражом и забором обеспечивает хороший сток воды с крыши
Перед строительством гаража поговорите со своим соседом. Если у него уже имеется утвержденный план застройки участка, в первую очередь дома, то это приравнивается к началу строительства и действует законодательно на уровне имеющихся построек.
Соседний участок застроен
При наличии строений на соседнем участке, проведении работ по созданию фундамента, в закон вступает правило 6 метров. Гараж должен стоять от ближайшего соседского строения на расстоянии более 6 м.
Эти правила обеспечивают безопасность в случае техногенных аварий и других видов возникающих разрушений и возгораний.
В случае пожара огонь не должен легко перекинуться на другие постройки
При одновременной застройке и когда сосед строится позже, но хочет расположить дом к вашему уже стоящему гаражу ближе 6 метров, между соседями заключается договор. Он заверяется юридически.
Аналогичный документ составляется при взаимном нарушении требований СНиП, например, строительстве примыкающих друг к другу боковыми стенами гаражей по границе участков. Тогда каждый застройщик обеспечивает стекание дождевых вод на свою сторону с крыши строения.
Сток воды с крыши гаража должен быть направлен в противоположную сторону от забора соседей
Договор между соседями через три года теряет обратную силу. До этого, если один из соседей продаст свой участок, новый владелец может потребовать перенос гаража в соответствии с нормами СНиП.
Расстояние от красной линии
Вторая часть правила расположения гаража касается так называемой красной линии. Это обычно передняя граница участка, выходящего на дорогу. Линия, по которой проходят все государственные коммуникации подземные и воздушные:
- водопровод;
- канализация;
- линия электропередач;
- связь;
- газоснабжение.
Красная линия с коммуникациями должна быть на достаточном расстояние от гаража
Кроме перечисленных систем могут проходить и другие.
Гараж должен располагаться на расстоянии 5 м от красной линии. Выполняя это условие, вы обеспечиваете требование местных властей и дорожной инспекции. Машина перед гаражом должна стоять на территории участка, не занимая проезжую часть дороги и тротуар.
Пространство для парковки между гаражом и дорогой не должно загораживать проезд по дороге других автомобилей
Расстояние от гаража до забора можно сократить, и даже сделать в одну линию, если ограду сместить на метр от красной линии в сторону участка и согласовать это с местными органами самоуправления и пожарной безопасности.
Забор надо смещать по всей длине, а не только перед гаражом, создавая свободную зону для проезда при создании аварийной обстановки и пожаре.
Гараж с местом для парковки нужно распологать на территории участка
Дополнительные требования
На каком расстоянии от границы участка может стоять гараж, если сбоку проходит переулок? Независимо от ширины и интенсивности грунтовой дороги и просто пешеходной зоны, дом для автомобиля должен стоять от бокового забора и улицы не ближе 3 м.
Это требование СанПиН основано на пожарной безопасности, при возникновении ЧС, транспорт должен беспрепятственно проезжать между участками.
Допустимая схема расположения гаража на участке
Положение касается дома, всех хозяйственных построек и сооружений, относящихся к малым архитектурным формам:
- беседке;
- перголе;
- навесам;
- теплице;
- летним домикам.
К встроенному в дом гаражу требования предъявляются на общих основаниях капитального здания
Границы определяются на расстоянии 6-10 метров от забора, в зависимости от материала стен. Для деревянных домов – 15 м. Над гаражом запрещено устраивать жилые комнаты:
- спальни;
- детские;
- кухни-столовые;
- гостиные.
Можно делать спортзалы, оранжереи, мастерские и другие помещения, не относящиеся непосредственно к постоянному проживанию и отдыху людей.
Пристроенный гараж, расположенный впритык к дому, но под отдельной крышей, должен находиться на расстоянии от соседнего участка, как отдельно стоящий.
Встроенные и пристроенные гаражи должны иметь отдельный от дома вход на расстоянии 7 м один от другого.
Рекомендации специалиста по выбору места для постройки гаража
При строительстве смотровой ямы необходимо провести геодезическую разведку грунта и почвенных вод. При близком расположении выбрать другое место или делать гидроизоляцию ямы. Об этом рассказывается в следующем видео:
Расположение гаража в северной части участка рекомендуется, но не является обязательным
Этот пункт проектировщиков носит рекомендательный характер и больше подходит для фермеров, использующих участок для выращивания овощей и фруктов.
Расстояние от забора при строительстве гаража: документация и нормы СНиП
К отдельно стоящим и пристроенным к дому гаражам, возводимым на частных участках для личных автомобилей, действуют нормы:
- СНиП 2.07.01 – 89. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
- Градостроительный комплекс РФ 29.12.2004, №190-ФЗ;
- «Правила пожарной безопасности зданий и сооружений» от 21.01. 1997г;
- Нормы противопожарной безопасности №53.13330.2011.
Гараж должен находиться на расстоянии 1 м от соседнего забора, и 6 м от окон, веранды и стен соседнего дома
Замер делается от края выступающего цоколя или стен, что больше выделяется наружу, до линии ближайшего элемента соседнего здания. Балкончики, выступающие выше уровня крыши постройки для машины, во внимание не принимаются, если не имеют колонн и капитальных опор другого типа.
Соблюдение необходимых расстояний между гаражом, забором и ближайшим строением на соседнем участке убережет от административной ответственности, споров с соседями и принудительного сноса строения
Нарушение требований СНиП 2.07.01 – 89 и СНиП 21.01 – 97 не повлечет за собой уголовного наказания, поскольку в отношении хозяйственных построек, к которым относятся гаражи, нормативные документы имеют рекомендательный характер.
Противопожарные нормы следует соблюдать, их нарушение наказывается штрафами и даже сносом сооружений.
На своем участке можно их проигнорировать, но после строительства гараж необходимо зарегистрировать в БТИ, поэтому могут возникнуть неприятности.
По согласованию с соседом можно поставить гараж ближе 1 метра от забора и даже впритык к соседнему, по меже.
Гараж, построенный впритык к забору, без согласования с соседом, является нарушение требований
Но правила пожарной безопасности требуют оставлять проход между соседними зданиями не менее 1 метра. При этом обязательно надо выполнить некоторые мероприятия:
- заключить с соседом контракт о взаимном согласии отступлений от СНиП;
- оборудовать рядом противопожарный щит с ведрами, баграми и другими инструментами;
- поставить возле щита ящик с крышкой, наполненный песком не менее 100 л;
- сделать заземление проводки, всех розеток;
- установить защитные ламповые плафоны;
- не включать электрообогреватели.
Дополнительно желательно иметь второй выход в стороне от ворот.
Гараж с проходом между забором, выходом в стороне от ворот и площадкой соответствует нормам и правилам
При прохождении рядом с участком и по нему линий электропередач, газопроводов, систем водоснабжения, необходимо учитывать требования законодательных нормативов на расстояние от гаража до данных систем.
Оптимальный вариант, при оформлении документов на участок и разрешения на застройку, сразу указывать вместе с домом все хозяйственные постройки и узаконить в архитектуре и БТИ их строительство.
Разрешение действует на протяжении 10 лет даже при условии смены владельца земельного участка. Это приведет к минимальным затратам времени и средств, решит сразу все вопросы с учетом норм СНиП и регламентирующих актов разных ведомств, учетом расстояния до улицы, соседних строений, источника воды и септика.
Нормы пожарной безопасности
Требования пожарной безопасности включают в себя ряд пунктов, которые помогут избежать пожара:
- подвод электричества от дома к гаражу осуществляется изолированным кабелем по нормам ПТЭЭП, без разрывов и оголенных мест;
- провод помещается в металлический рукав;
- на вводе устанавливаются предохранители;
- лампочки с защитными плафонами;
- наличие огнетушителя в гараже и автомобиле;
- отопление отсутствует;
- пол с противоскользящим покрытием, устойчивый к действию масел;
- ящик с песком для удаления разлитых ГСМ и тушения воспламенения на полу;
- снаружи противопожарный щит;
- не оставлять автомобиль с открытым топливным баком;
- место для курения за пределами гаража.
Противопожарную безопасность в частном секторе лучше соблюдать, чтобы не сгорели хозяйственные постройки и дом на всем участке
Не стоит хранить в гараже канистры рядом с машиной. Для них лучше сделать комнату позади гаража с отдельным входом.
Нельзя оставлять без присмотра электронагревательные приборы и включенные электроинструменты.
Сразу при строительстве создать вокруг цоколя дорожки шириной 70 – 80 см. Они оградят фундамент от сточных вод и обеспечат свободный проход.
Выбор места для гаража на приусадебном участке
Гараж с выездом на дорогу сэкономит полезное место на собственном земельном участке
При выборе места для гаража надо обратить внимание на следующие моменты:
- машина должна выезжать прямо на проходящую вдоль участка дорогу, гараж ставится перпендикулярно наружной границе;
- находиться на возвышенности, чтобы дождь и снег не заливали въезд в гараж;
- не закрывать соседям солнце;
- высокие деревья должны находиться на расстоянии 4 метров;
- иметь удобный подход от дома, если стоит отдельно;
- перед воротами иметь площадку, вымощенную или асфальтированную дорогу до забора и проходящей трассы;
- вода с крыши не должна попадать на соседний участок и за пределы забора.
Отдельно стоящий гараж с удобным подъездом
Если нет возможности разместить гараж на возвышенности, сразу необходимо сделать дренажную систему для отвода дождевых вод. Одновременно с гаражом делается подъездная дорога или площадка перед ним. При этом надо следить, чтобы дистанция до соседних строений, источников воды, систем энергоснабжения соответствовала всем требованиям водоканала, газовых и энергетических служб.
В видео подробно объясняются правила расположения гаража и других строений на дачном участке:
Проще определиться с местом под гараж при общем проектировании участка. Создать эскиз расположения всех планируемых построек и сверить его со СНиП.
Расстояние от границы участка до гаража, встроенный, пристроенный гараж, понятие
По нормам гараж можно располагать на расстоянии мин. 1 м. от границы смежного участка.
Жилой дом на расстоянии мин. 3 метра от границы смежного участка.
Вопрос: Нужно точное понятие пристроенного гаража к дому, что бы его можно было расположить на расстоянии 1 м. от границы смежного участка впритык к стене дома (общей стеной с домом).
Уважаемый Евгений! Доброго! Категория и ВРИ земельного участка?
Гараж из какого материала?
Вопрос: Нужно точное понятие пристроенного гаража к дому, что бы его можно было расположить на расстоянии 1 м. от границы смежного участка впритык к стене дома (общей стеной с домом).
В чем точно суть?
Спор в любом случае может быть, но если сооружение (ближайшее к границе) гараж — то один метр (см. к примеру, СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97» — опять же смотрим категорию и ВРИ ЗУ)
Согласно Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 года № 37
Пристройкой называется часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним следует относить: пристроенные кухни, жилые пристройки, сени, тамбуры, веранды и т.п.
Все пристройки разделяются на отапливаемые и холодные, общая площадь помещений в отапливаемых пристройках учитывается в составе жилищного фонда
Если исходить из того, что гараж будет является холодной пристройкой, то его площадь не учитывается в составе общей площади дома.
Следовательно, возвести холодную пристройку к дому (гараж), вполне допустимо не нарушая нормативов.
Был на уточнении вопроса в архитектурном отделе, там говорят:
Ели пристройка не может автономно эксплуатироваться (одна общая стена) и есть дверь из дома в пристройку, то она считается частью дома.
Как Вы писали ранее, Согласно Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 года № 37, Пристройкой называется часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним следует относить: пристроенные кухни, жилые пристройки, сени, тамбуры, веранды и т.п. Все пристройки разделяются на отапливаемые и холодные, общая площадь помещений в отапливаемых пристройках учитывается в составе жилищного фонда.
— Пристроенный холодный гараж с общим фундаментом, одной общей стеной но разной крышей не включается в площадь дома.
А согласно уточняющему письму
ПИСЬМО от 16 марта 2017 года N ОГ-Д23-3031
Если гараж (автостоянка) является пристроенным к зданию — решение о включении его площади в площадь здания зависит от характера блокирования построек (является блок гаража автономным или нет). Если блок гаража не является автономным (не может эксплуатироваться независимо от жилого дома) такой «блок» является частью здания и, следовательно, его площадь не исключается из площади здания. Если блок гаража является автономным (то есть может эксплуатироваться независимо от жилого дома) такой «блок» не является частью здания и, следовательно, его площадь исключается из площади здания (в данном случае такой «блок гаража» рассматривается в качестве самостоятельного здания/сооружения);
Вот как рассудить, пристроенный гараж с соединенным фундаментом (ростверк соединен), одной общей несущей стеной и независимой крышей является автономным или нет.
Соответственно и меняется отступ от границы участка 1 или 3 м.
Считаю, что основным критерием для признания гаража пристройкой не учитываемой в площади жилого дома, в данном случае является наличие или отсутствие входа из дома в «гараж».
Именно опираясь на то, что есть отдельный вход в пристройку и нет входа через жилой дом (дверь сквозь общую стену) и можно говорить о том что «блок гаража» автономное помещение.
Гараж на склоне: как построить
Как построить гараж на склоне? Этот вопрос задают многие владельцы, у которых территория участка имеет некоторый уклон.
Если он небольшой, значительное влияние на планировку участка наклон не оказывает. Но с увеличением крутизны склона при разработке проекта понадобится его привязывать под конкретные условия данной местности. Как построить гараж на склоне своими руками, предлагается узнать из статьи.
Особенности строительства здания на склоне
На выбор проекта гаража влияет степень крутизны участка. С ее увеличением усложняется разработка проекта здания. Иногда значительная крутизна склона не позволяет выполнить сооружение дома или гаража.
Определить при строительстве степень уклона можно перепадом высот верхней и нижней точек участка, которые спроецированы на горизонтальную линию. Измеряется эта величина в процентах. Например, если по горизонтали расстояние равно 100 метров, а подъем точек равен 15 метров, это означает, что уклон этой территории составляет 15%.
В зависимости от этого местность может условно быть:
- Ровной. При наклоне поверхности менее 3%. Это наиболее удачный участок с минимальными затратами при сооружении здания.
- С малым наклоном от 3% до 8%. Такие участки подходят для сооружения построек без подвалов. Для расширения террасы с подгорной части понадобится подсыпать грунт.
- Со средним уклоном от 9% до 20%. В этом случае можно сооружать цокольный этаж. Площадка не выравнивается, а делается нижний этаж вырезанием части почвы склона. Это особенно хороший вариант для сооружения подземного гаража в цоколе, при возможности подъезда в него со стороны склона.
- С крутым уклоном, равным более 20%. Этот вариант требует серьезной разработки проекта здания для возможности максимального использования крутого склона. Цена такого проекта достаточно большая.
Совет: При любом уклоне участка здание необходимо размещать в верхней его части, чтобы обеспечить естественный отток воды. При этом следует учесть: если выше по склону расположены другие участки, то необходимо организовать с их территории отток воды не по канавам, а по специальным трубам, что эрозию почвы сведет к минимуму.
При строительстве здания предпочтение необходимо отдавать участку, на котором склон обращен на юг или запад, от этого будет зависеть температура нагревания земли, особенно весной. Чем больше перпендикулярность поверхности склона к лучам солнца, тем больше она получит тепла.
Это особенно заметно при весеннем таянии снега. К тому же при холодной погоде и ночью воздух при остывании спускается по склонам вниз и туман начинает скапливаться.
Поэтому при расположении участка для строительства здания вблизи нижней точки впадины, на нем будет иметь место сезонная или ночная разница температур, которую создают нижняя и верхняя точки участка.
При сооружении здания на самой высокой точке участка:
- Фундамент меньше всего подвергается влиянию грунтовых и поверхностных вод.
- В этом случае с верхней точки легче отводить поверхностные воды и при необходимости применять их для полива сада и огорода.
- Проще и удобнее выполнить строительство цокольного этажа и проложить канализацию.
- Здание не будет затенять поверхность на склоне, это позволяет растениям получать больше света, а значит чувствовать себя и более комфортно.
Как сделать фундамент на склоне
Совет: Прежде, чем приступить к работам по строительству фундамента, следует произвести его расчет на склоне.
Это выполняется в несколько стадий:
- Подсчитывается весовая нагрузка здания. Для этого вычисляется его объем и умножается на удельный вес используемых строительных материалов.
- Определяется снеговая нагрузка. В этом случае берется снеговая нагрузка этого района и умножается на коэффициент, его величина зависит от угла ската крыши.
- Вычисляется удельное давление строения на почву. Для этого все ранее полученные значения складываются и делятся на площадь основания гаража.
- Выбираются габариты фундамента.
Инструкция возведения на склоне ленточного фундамента не отличается по технологии от обычного и состоит в следующем:
- Размечается участок.
- Роется траншея. На ее глубину влияют:
- тип грунта;
- глубина промерзания почвы;
- уровень грунтовых вод.
Ширина чаще всего выбирается в пределах 80 сантиметров.
Совет: При выкапывании траншеи следует дно делать идеально ровным.
- Сооружается опалубка. Это один из очень важных этапов работы при строительстве фундамента. В этом случае следует учитывать разницу уровней земли между самой верхней и самой низкой точками. Высота опалубки выбирается по высоте основания. Опалубку можно сделать из дерева или металлических листов.
- Создается подушка из песка для равномерного распределения нагрузки по всей площади. Толщина ее берется до 15 сантиметров. При этом песок трамбуется и увлажняется водой. При высоте будущего фундамента больше четырех дециметров от уровня почвы на слой песка следует насыпать слой щебенки такой же толщины.
- Выполняется гидроизоляция всей траншеи.
- Армируется верхняя и нижняя части фундамента. Операция производится в две стадии:
- создается армированный каркас;
- конструкция устанавливается.
- Заливается ленточный фундамент бетонным раствором на склоне.
Совет: При сооружении на склонах ленточного фундамента его выполняют уступами от более низких мест. При этом соотношение высоты уступа к его длине составляет 1:2. Таким же образом выполняется переход от глубокого заложения основания к более мелкому.
После подготовки на склоне основания можно приступать к возведению стен.
Для стен гаража можно использовать:
- Кирпич силикатный или красный.
- Пено- или шлакоблоки (см. Гараж из шлакоблока своими руками).
- Бут.
- Камень.
Для сооружения стен необходимо приобрести:
- Кирку, для рубки кирпича на нужные по размеру части.
- Расшивку, для зачистки швов каменной кладки.
- Лопаточку, для растирки раствора.
- Кельму или мастерок, для оштукатуривания и заглаживания.
- Ватерпас или строительный уровень.
Недостатком кирпичных стен является значительная теплопроводность, что требует их утепления, которое выполняется оштукатуриванием внутренней стороны. При сооружении стен гаража используется кладка в один или в половину кирпича.
Если стены возводятся в полкирпича, необходимо предусмотреть установку промежуточных и угловых стоек. Это позволяет значительно сэкономить стройматериалы, а в образовавшихся нишах между стойками можно удобно устроить стеллажи и полки для инструментов.
Как выполнить гидроизоляцию и кладку стен
После укладки основания выполняется гидроизоляция пола из двух или одного слоя рубероида, толя или цементного раствора толщиной в два сантиметра.
Производится выравнивание фундамента. Для этого с помощью ватерпаса с двух сторон основания крепятся строго горизонтально рейки. Между ними заливается раствор и тщательно выравнивается его поверхность.
После высыхания выполняется кладка стен. При этом по уровню следует следить, чтобы кладка была строго горизонтальной.
Порядок выполнения работ заключается в следующем:
- В углах устанавливаются порядовки, представляющие собой деревянные рейки с делениями, расстояние между которыми составляет 7,7 сантиметров. Как показано на фото.
- Высота уложенного плашмя кирпича равна одному делению порядовки.
- Между этими элементами от одного угла к другому натягиваются тонкие шнуры, и по ним проверяется горизонтальность кладки.
- Без раствора вдоль границы возводимого гаража укладываются кирпичи с зазором, равным толщине шва, примерно 12 миллиметров.
- Натягивается шнур, отступив от края стены около двух миллиметров, что позволяет при проведении кладки не сдвигать шнур и выдерживать горизонтальность кладки.
- Кельмой кладется порция раствора и ложится кирпич, который раньше укладывался без раствора.
- Постукивая по кирпичу рукояткой кельмы, необходимо вдавить его таким образом, чтобы шов был определенной толщины, а верх кирпича размещался на линии шнура.
- Выкладываются все кирпичи аналогичным образом. При этом заполняются раствором все промежутки между ними.
- Лишний раствор убирается, чтобы шов с лицевой поверхностью кладки был на одном уровне.
Далее, возведение крыши, отделочные работы выполняются аналогично, как для обычного гаража, что хорошо показывает видео.
Гараж на склоне
Строительство домов и гаражей давно вышло за пределы ровных, как стол, участков в пригородах и городах. Все чаще стремление построить дом в условиях по-настоящему красивого и живого леса заставляет возводить постройки на склонах с непростыми грунтами, иногда даже при отсутствии полноценных дорог. Понятно, что помимо основного здания обязательно строится и помещение под автомобиль, при этом гараж на склоне зачастую приходится строить даже раньше, чем дом.
Как построить гараж на склоне
Основная трудность выполнения такой постройки заключается в том, чтобы правильно и без больших затрат привязать фундамент к наклонному рельефу местности. Правильность выбранных технических решений по обустройству гаража на наклонной поверхности зависит от того, как он будет связан с будущим домом:
- В виде цокольного этажа. Это наиболее распространенный вариант совместной постройки гаража и жилого здания в одном комплексе;
- В качестве пристройки к жилому дому или зданию;
- В виде отдельно стоящей постройки, с вынесенными подъездными путями и площадкой под стоянку.
Для вариантов в виде цокольного этажа и пристройки к зданию фундамент гаража становится частью фундаментной основы основного здания, чаще всего используется классический вариант ленточного или свайного исполнения. Основное здание играет роль якоря или опоры, помогающей гаражному помещению удержаться на склоне холма или горы.
Как выбрать фундамент для отдельного гаража на склоне
Фундаментная основа для гаража на склоне получается сложнее и дороже, поэтому специалисты рекомендуют под основание постройки использовать один из классических вариантов фундамента, нечувствительных к перепаду уровня поверхности грунта:
- На малых углах падения склона, примерно до 8 о , фундамент для гаража можно выполнить обычным планированием поверхности по горизонту, с подсыпкой дополнительной площадки в виде террасы. В этом случае грунт основательно трамбуется смесью песка и гравия, с укладкой геотекстиля и дренажем верхних частей склона. На малых склонах вместо ленты можно использовать плиту на сваях;
- Фундамент в виде отлитой из бетона плиты, уложенной на ленточном разноуровневом фундаменте, с отсыпкой и трамбовкой грунта вокруг подошвы гаража. Подобное решение используют для склонов с углом наклона до 10 о ;
- Фундаментный массив отливают в виде плиты со свайной привязкой к грунту, такая конструкция предусматривает 50% заглубление в грунт в горизонтальном направлении положения. Можно использовать для углов падения до 20 о . На более крутых углах здание необходимо ставить на сваи в виде последовательного каскада из разноуровневых террас.
Традиционно для возведения боковых частей и задней опорной стены, удерживающей нависающий со склона грунт, используется кладка из фундаментных блоков, толщиной 30- 40 см. По мере обводнения грунта, в период таяния снега или сильных дождей, гидроизоляция на задней стенке не выдерживает, и гараж начинает заливать через многочисленные швы и стыки между блоками.
Спасти ситуацию может только обустройство мощной дополнительной дренажной системы или разделение задней стенки фальш- переборкой, отодвигающей срез склона на 40- 50 см от задней стенки. В этом случае вода будет уходить на ливневую канализацию отмостки задней части постройки гаража.
Пример фундамента для гаража на склоне холма
В качестве примера обустройства основания на угле склона 15- 18 о можно привести остроумное решение конструкции коробки и фундамента, врезанного в склон холма, приведенное на фото.
Фундамент под гараж выполнен в виде монолитной плиты на песчаной подушке, отлитой по стандартной схеме двойным армированием прутком и укладкой донного и контурного дренажа. Задняя и часть боковых стенок выполнены в виде одной бетонной отливки с каркасом из стальной арматуры. Эта часть постройки будет погружена в склон полностью, поэтому ее выполнили по литой схеме, без единого шва. Фасад и оставшиеся части боковых стен выкладывают из бетонных блоков.
На наружной части стен укладывается усиленная трехслойная гидроизоляция и слой утепления, после чего пространство между стенами и грунтом отсыпается прессованной глиной. В итоге получается относительно прочная и водостойкая конструкция гаража.
Проекты гаража на склоне
Если внимательно присмотреться к большинству различных архитектурных решений в оформлении гаража на склоне, можно прийти к неожиданному выводу. Построить гаражное помещение можно практически на любом склоне, важно только правильно привязать постройку к жилому зданию.
Классические варианты привязки гаража к зданию на склоне
Самым распространенным вариантом является обустройство гаражного помещения в виде цокольного этажа здания, расположенного вдоль директрисы склона. Практичность и удобство подобного решения не оставляет сомнений, но строится гараж в цоколе только при условии наличия массивного здания и относительно пологого холма.
Если угол наклона поверхности на участке меняется, то на таком склоне приходится применять конструкцию со значительным заглублением цоколя и гаража в грунт, и даже с частичным разрывом первого этажа на свайных колоннах– опорах.
Гаражную коробку на крытых склонах можно «отрывать» от основного жилого здания и сместить в сторону от фасада, освободив тем самым место для обустройства ровной площадки под открытую террасу или сад непосредственно перед домом.
При желании гараж можно вообще упрятать в виде искусственного тоннеля, ведущего к жилому зданию.
Если склон имеет достаточно большой угол наклона, проще всего отказаться от цокольного этажа в пользу свайного фундамента, в этом случае оптимальным вариантом обустройства гаража на склоне является размещение его в помещении первого этажа.
Если есть необходимость полностью «вытащить» гаражную коробку из грунта на склон, наилучшим решением будет постройка плитного фундамента на железобетонных сваях. При любой толщине глинистого и плодородного слоя сваи легко достанут до скального основания, что обеспечит устойчивое положение конструкции при любой погоде и ветровой нагрузке на здание.
Наиболее практичные конструкции гаража на склоне
Для очень крутых наклонов строительство жилых зданий в большей части выполняется в виде площадок- террас, установленных на коротких сваях. Использование новых материалов и решений позволяет нестандартно подойти к вопросу обустройства гаражного помещения на склоне холма.
Вместо стандартного способа прятать автомобиль в подвальное помещение или в пристройку современные дизайнеры предлагают устанавливать гараж на втором этаже здания, с заездом в помещение с боковой стороны. В таких условиях приходится менять способ заезда в гараж в виде изогнутого серпантином участка дороги, но в таком решении есть свои преимущества:
- Во-первых , гараж будет находиться над склоном, соответственно, вместо тяжелой конструкции из бетонных фундаментных блоков можно установить легкий каркасный вариант.
- Во-вторых , условия хранения автомобиля в таком помещении значительно лучше, чем при цокольном расположении парковки,
- В-третьих , гараж на склоне в виде пристройки обойдется значительно дешевле цокольных вариантов.
В этом случае коробка гаража изготавливается в виде пристройки, располагающейся на уровне второго этажа и даже на крыше здания. В таких условиях при строительстве коробки здания проще усилить сваи и несущие элементы верхнего этажа и отдать «чердак» под гаражное помещение. Из-за обилия солнца пристройка получится очень сухой и теплой, даже в зимнее время, вместо дренажа и прочности плиты нужно позаботиться об устройстве прочной легкой крыши.
Заключение
Наличие на участке под гараж крутого уклона не означает, что построить помещение для хранения автомобиля в подобных условиях невозможно. Зачастую, наоборот, умелое использование преимуществ цокольного этажа поможет вместо одноэтажного гаражного помещения построить двухэтажное, при этом по закону такая постройка будет считаться одноэтажной увеличенной цокольной частью здания.
Нужен совет в постройке гаража
Друзья выручайте кто строил на склоне дом или гараж ? заднию стенку не будет давать землей а если будет что делать при этом опыта в строительстве не особо… в общем нужны дельные советы как строить на склоне…
Комментарии 34
третий)))): шпунт ларсена. Металл толстый конечно, ржаветь будет долго, если еще и в битум какой вымазать
Думаю буросекущиеся сваи ему подойдут как четвертый вариант, дешеГо и наверняка)
буросекущая подошла бы если б не край обрыва, да и уклон будет вынуждать бурится намного глубже, а это вручную тоже не сделаешь, есть ли там подъезды неизвестно, но это тоже вариант.
из предложенных мной трех вариантов, я бы пошел по второму (при условии что в той местности не наблюдается схода селей): грунт срезать (но это и в первом варианте надо), а дальше все можно сделать самому — забурить сваи (сваекрут из дрели rebir), заармировать, забетонировать, заполнить ячейки. Первый вариант более трудозатратен, более материалоемок и землю нужно будет вовращать, но он и более надежен, как говорится на века. Вариант с ларсеном — это на лет 50-70 (тут точно не скажешь, зависит от ржавления шпунта, может и 100 простоит), сделать можно за час, метр шпунта +/-1т и без тяжелой техники не обойтись — нужен экскаватор (или спецкран) с вибропогружателем. выбор за ТС.
Тут все проще: стена гаража делается как стена подвала и все, но то надо было изначально делать а теперь … Для начала нужно всегда все просчитывать, прикидывать на что денежных знаков хватает.
так то да, я вот как то упустил — рассматривал закрепление склона, а можно заднюю стенку из бетона рубануть, которая в последствии будет как подпорная.
У меня дом на даче 6х10 стоит на небольшом склоне, уже лет 15. Не парился, не мудрил. Сейчас есть винтовые сваи, а я в то время сделал разметку под сваи( уже не помню расстояние между свай, но не более 1,5 м.).В качестве свай использовал трубу диам. 219 мм. Зная глубину промерзания грунта (у нас ок 2м.считается, хотя навряд ли) заготовил кучу трубы- отрезки по 3м., пробурил ямобуром ямы, опустил трубы, выровнял и зафиксировал. Затем мне специалист теодолитом стрельнул, отрезали лишнее. Далее опалубка, связка арматурой всех свай и за один день заполнили все трубы-сваи бетоном. Фундамент также был залит за один день. Понятно что он получился с одной стороны высоким, с другой низким, но ровным к горизонту.Все основа есть а далее возводи стены. Ни каких последствий на стенах за все время.
второй вариант (по типу откосов мостов): создаем уклон поположе, бурим винтовые сваи по типу забирки в шахматном порядке, обвязываем арматурой, бетонируем в виде сетки, далее геотекстиль, отсыпка песком, щебнем, возможно трава в решетку сетки
предложу свой вариант: подпорная стенка из бетона с ребрами (см. ранее — контрфорсами) в виде буквы Г вверх ногами в виде ростверка с винтовыми сваями (по вертикали) и тяжами (теже винтовые сваи по горизонтали) и не одна, а несколько — каскадом. Трава и водоотвод обязателен.
п.с. картинки в СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы
Если опыта нет, то лучше не браться вовсе. Особенно плохо строить под руководством советов из Интернета! Я пол жизни сносил самострой и строил заново, за мудочьем…
самый дельный совет здесь))
Погугли расчет фундамента. Много выдаст. С расчетом всего. Любой проэкт найдешь.
Что может насчитать человек который далек от проектирования как балерина Волочкова от пауэрлифтинга?
Опыт есть, склон выдавить все нафиг
Что делал: заливал бетон до уровня склона далее кладка, залил 2 метра). Еще важно сваи в землю, дабы гараж не сполз. Можно залить с уклоном. Как уже говорили контрофорсы. Крайний вариант сваи глубокии заливать под уклоном. Как то так)
В местах контакта с землей монолитный железобетон или армированная кладка из глиняного полнотелого кирпича. Остальное разрушится с годами и от влаги, ГИ не спасет и пучить будет.
что то все печально так…
Да этот вопрос не прост… я так понимаю фундамент уже залит… тут человек написал чтоб склон срезать под уклон и отвод воды сделать…это самый дешовый вариант получится
Выдавит однозначно, не в первый год так в следующий. www.azproektstroy.ru/teor…klonah-i-slognyh-relefah/ в инете куча инфы.
Как понимаю гараж на две машины. Склон большой. Опорную ж.б. стену надо заливать под склон на расстоянии от стен гаража. Если делать стену гаража непосредственно в самом склоне будет сырасть и вся вода попадать в гараж.
Делали, получилось не очень(((
Лили монолитную стену толщиной около 50см, внутри куча арматуры. После заливки внешнюю сторону залили битумом и пространство, засыпал землёй. Стоит лет 15 нормально ничего не давонуло хотя высота примыкания равна высоте гаража с дальнейшим увеличением высоты, но!
Но, стена протекает в местах стыка, слоёв бетона, потому как бетон делали на месте сами четыре по вечерам
Односкатная крыша для гаража: обзор вариантов и технологии строительства
Крыши с одним скатом – вариант, идеально подходящий для обустройства гаражей. Широко распространенные на просторах отечества пологие плоскости авторитетно завершают солидные кирпичные постройки и небольшие каркасные боксы.
Принцип строительства значительно проще, чем возведение двухскатной соперницы. Работы проводятся гораздо быстрее, и результат служит дольше, что весьма убедительно действует на самостоятельных мастеров. Однако для успешного завершения дела следует твердо знать, как сооружается односкатная крыша для гаража, каким способом ее разумней устроить.
Содержание
Неоспоримые достоинства односкатной крыши
Односкатные конструкции не поражают воображение эстетов, но к разуму практиков взывают крайне настойчиво. Потому не слишком красивые, но простые и надежные крыши с единственным скатом сооружают преимущественно над хозяйственными постройками.
Лидерство односкатных крыш в сфере обустройства гаражей обосновано внушительным списком преимуществ, в числе которых:
- Экономичность. На сооружение и обустройство расходуется минимальное количество материалов.
- Конструктивная простота. Односкатная крыша формируется отдельно установленными стропилинами, края которых опираются на стенки разной высоты. Функцию стен вправе выполнять столбы, колонны или стойки каркасного сооружения.
- Долгосрочность безукоризненной службы. Элементы грамотно построенной односкатной крыши беспрепятственно омываются воздушными потоками. Отличная вентиляция исключает образование разрушающего конденсата, предупреждает увлажнение деревянных деталей и его неизбежный итог – гниение.
Сооружение односкатных крыш над коробками гаражей в большинстве случаев не сопровождается устройством чердака. Сама конфигурация не слишком удобна для организации в чердачном помещении места для хранения, к примеру, зимней резины.
Исключением может стать желание владельца сделать над основным помещением мастерскую. Правда, в подобных ситуациях целесообразней, чтобы в строительстве применялась ломаная технология или полумансардная схема, предоставляющая возможность обзавестись практически двухэтажным гаражом при относительно невысоких затратах.
Тонкости проектирования крыши гаража
Вариантов сооружения односкатных крыш над гаражами существенно больше, чем подсказывает конструктивная незамысловатость. Их возводят над отдельно стоящими объектами и над пристройками.
Один скат может перекрывать не только гараж, но заодно и баню или летний домик со смежной стеной. Основой строительства может служить не только стопа со стенками разной высоты, но и коробка, стены которой доведены до единого уровня.
Главный признак односкатной крыши – наличие опоры под обоими краями стропильной ноги. Элементы стропильной системы просто укладываются, т.е. как бы наслоняются на опоры, в связи с этим носят техническое название «наслонные».
По сути, стропилины односкатной крыши представляют собой обычные балки, уложенные под незначительным углом к горизонту. Потому крутизну сооружения при проектировании и расчетах не учитывают.
Принципы определения угла наклона
Грамотное строительство односкатной крыши обязано соблюсти уклон, необходимый для свободного схода дождевой воды и удаления осадков в период снеготаяния. Именно поэтому высота опорных конструкций должна различаться.
На выбор угла наклона ската влияют три фактора:
- Климатическая специфика конкретного региона. Пологие односкатные сооружения крутизной до 5-7º нерационально возводить в областях с обильным выпадением зимних осадков. Зато они прекрасно работают в местностях с высокой ветровой активностью и с незначительным количеством снега. Односкатные крыши с углом наклона 20-25º не стоит строить в районах с частыми сильными ветрами над отдельно стоящими гаражами. Возможно сооружение над пристройкой.
- Вид кровельного покрытия. В обустройстве пологих крыш до 8º применяются рулонные кровли: полимерные, 3х и 4х-слойные битумные или битумно-полимерные материалы. Если крутизна крыши 8-10º кровля укладывается в два слоя. Если угол наклона 15-20º, используются металлические листы, соединенные фальцем, плоский и волнистый шифер. Для крыш крутизной 25º подойдет профнастил или одна из его вариаций, металлочерепица.
- Ландшафтный дизайн усадьбы. Архитектурные каноны повелевают использовать кровли одного цвета и вида в пределах одной территориальной единицы. Хотя бы на собственном участке, если это не слишком обременит бюджет.
Неважно, угол наклона выбирается с ориентиром на указанные обстоятельства, или наоборот. Важно, чтобы в результате нашелся консенсус, удовлетворяющий всему спектру перечисленных условий.
Крутизна односкатной крыши – крайне важный параметр для гаража, определиться с которой необходимо на стадии проектирования гаража. Она даст понять, нужно ли будет сооружать стены коробки разной высоты или можно обеспечить уклон установкой с одной стороны консольно-прогонной рамы.
Длина стропильных ног
Площадь ската должна учитывать формирование свесов, защищающих строительные конструкции от прямых и косых дождей. Мастерам, желающим знать, как грамотно сделать проект односкатной крыши для гаража, необходимо учитывать тип материала, из которого выполнены стены, потому что:
- Свесы над обшитыми металлом каркасными строениями должны составлять по минимуму 10-20см.
- Свесы над срубами должны быть 50-60см.
- Свесы над кирпичными и бетонными гаражными коробками 30-40см.
Иногда свесы увеличивают с целью формирования навеса со стороны входа или вдоль длинной стенки. Увеличенный по площади навес необходимо опереть на столбы, сооруженные на общем с гаражом или отдельном фундаменте.
По завершению разбора геометрических показателей можно смело приступать к расчетам размеров стропилин.
Правила расчета стропильной системы
Для расчета элементов стропильного каркаса проще воспользоваться одной из предложенных интернетом программ. Принципиальных различий в их вычислениях нет.
Данные банально вводятся в специфические таблички, после чего практически моментально появляется результат. Т.к. интенсивных пешеходных передвижений по поверхности односкатной крыши обычно не предполагается, то для расчетов знать нужно будет только:
- Вес кровельного покрытия, распределенного на 1м² площади без учета угла наклона.
- Вес сплошной обрешетки, применяемой для обустройства скатов до 25º. Принимается вес доски, приходящейся на 1 м², фанеры или ОСП.
- Вес утеплителя, если планируется его установка.
- Масса снежного покрова, установленная по многолетним наблюдениям в конкретной местности.
Вес осадков в районе строительства можно определить по карте, которую мы приводили в статье о расчетах стропильной системы скатных крыш, или найти в сборнике нормативов по строительной климатологии.
Степень сложности стропильного каркаса
Конструктивная сложность стропильной системы односкатной крыши напрямую зависит от размера перекрываемого ею пролета:
- Если пролет не превышает 4,5м, стропильный каркас до предела прост. В его составе есть только параллельно уложенные стропильные ноги, соединенные с брусьями мауэрлата или с равнозначными элементами.
- Если пролет больше 4,6м, но меньше 6м, то система усложняется. Ввиду внушительной длины стропилины появляется вероятность ее провисания и кручения. Чтобы избежать деформации и повысить жесткость конструкции, стропильные ноги подпираются подкосами.
- Если пролет больше 6м, его делят на условные сегменты, между которыми устанавливается прогонная конструкция с вертикальными опорами. Естественно, для установки прогонной рамы нужна собственная опора в виде внутренней стены. Опереть можно на бетонное перекрытие, для устройства крыши поверх которого расчеты почти не требуются.
Оптимальными размерами внутреннего пространства гаража на одно авто считается 3,5×5,2м. Даже если не учитывать толщину стен, ясно, что построить крышу над коробкой с указанными размерами по схемам из первого или второго пункта. При уклоне ската поперек длинным стенам постройки стропила укладываются без дополнительных элементов.
Если уклон направлен вдоль длинных стен, стропилины необходимо будет подпереть подкосами. В любом случае продумать и рассчитать следует оба варианта. Желательно составить два чертежа гаража с односкатной крышей, чтобы выбрать наиболее подходящий тип по технологическим и экономическим аспектам.
Инструкции по строительному процессу
Лучшего метода изучения технологий строительства, чем разбор реальных разработок и примеров, пока не придумано. Полезны они и для тех, кто своими руками решил сделать односкатную крышу над запланированным к строительству гаражом, и для тех, кому требуется контролировать возведение объекта на личном участке.
Пристальное внимание следует уделить устройству фундамента под гараж. Основа постройки должна быть безупречной и действительно прочной. Если грунты под массой «железного коня» неравномерно просядут, фундамент обязательно даст трещину. Едва заметное на первоначальном этапе повреждение через год превратиться в крупную щель с полным списком вытекающих последствий: с нарушением теплоизоляции, смещением части стены и перекошенной в результате крышей.
Неравномерность просадки особо опасна для сборных и столбчатых фундаментов. Устроенный поверх них ростверк не спасет от разрушения кирпичные и бетонные стены из-за незначительной собственной мощности. Потому под капитальные сооружения вполне обоснованно принято заливать монолитную плиту или ленту. Заглублять монолитные основания требуется ниже горизонта сезонного промерзания грунта минимум на 30см, для уверенности в надежности на 50см.
В северных областях настолько серьезно заглубленная плита будет слишком дорогостоящей. Там предпочитают ленты с перекрытиями из бетонных плит, если предполагается устройство смотровой ямы, или с бетонным полом по утрамбованной основе, если организация ямы не предстоит.
Каркасные гаражи не слишком требовательны к фундаментам. Из-за неравномерной просадки подстилающих грунтов их может несколько перекосить. Однако рамы верхней и нижней обвязки, жестко сцепленные со стойками стен, не дадут постройке разрушиться. Причем исправить перекос не составит труда: достаточно приподнять просевшую часть строения домкратом и выровнять фундамент посредством подкладки кирпичей, пеноблоков, обрезков бруса и др.
В возможности свободного устранения недочетов заключается причина применения столбчатых типов фундамента под каркасные гаражи, с сооружением одного из которых будем разбираться.
Строительство обособленного гаража с «односкаткой»
Неоспоримые достоинства каркасной технологии отлично отображает сладкая парочка определений «дешево и быстро». Приплюсуем к ним возможность строительства своими руками и немногословно отошлем вдаль малейшие сомнения. Приступим.
Процесс сооружения каркасного гаража по шагам:
- Устраиваем по столбчатому фундаменту нижнюю обвязку каркаса. Первым делом из бруса 150×200 создаем раму согласно размерам гаража. Элементы укладываем широкой стороной плашмя, соединяем в углах косым прирубом. Соединения укрепляем гвоздями, болтами, металлическими пластинами. Пространство между ребрами рамы заполняем брусом 150×150, укладываемым на рядовые столбы фундамента. Углы дополнительно усиливаем скобами;
- Сооружаем переднюю стенку гаража. Устанавливаем брусья 150×150 длиной по 3м по углам обвязки. Крепим их усиленными оцинкованными уголками и фиксируем временными укосинами к смежным ребрам обвязки. Устанавливаем брусья равнозначного сечения и длины согласно ширине проема под гаражные ворота, крепим уголками. Соединяем полученные стойки путем укладки сверху бруса 100×150 с аналогичным креплением – получаем переднюю деталь верхней обвязки.
- Собираем тыльную стенку. Устанавливаем четыре отрезка бруса 150×150 длиной 2,5 — 2,7м через равные расстояния. Высота стоек задней стенки вычисляется в процессе проектирования и зависит от длины гаража. Угловые столбы дополнительно фиксируем временными укосинами. Перевязываем все четыре элемента сверху брусом 100×150. Это задняя деталь верхней обвязки.
- Укладываем стропила ребром на брусья обвязки. Для раскроя стропильных ног используем доску 25×150. Крепим их уголками или скользящими опорами к брусьям обвязки.
- Сооружаем боковые стенки. Прикладываем к середине боковой стенки дюймовку, на которой отмечаем линии запила по факту. Согласно сделанного из дюймовки шаблона изготавливаем стойки боковой стены из бруса 150×150. Устанавливаем их и соединяем вверху брусом 100×150, прикрепленным к боковым граням стоек.
- Обвязываем весь каркас посередине доской 50×150. За точку отсчета средней обвязки возьмем половину длины столба тыльной стенки.
- Устанавливаем постоянные укосины. Демонтируем все ранее установленные вспомогательные элементы. Каждый сегмент каркаса, полученный в результате установки средней обвязки, снабжаем укосиной из доски 25×150.
- Оформляем крышу. Устраиваем сплошную обрешетку, уложив на стропила доску 25×150 с зазорами 2-3мм. Вместо доски можно использовать фанеру или панели ОСП-3. Обшиваем периметр ветровой доской, расстилаем гидроизоляцию, монтируем покрытие.
Остается обшить каркас гаража доской, стеновым профнастилом или влагостойкой фанерой, применяемой в качестве основы под последующую отделку.
При желании утеплить гараж перед обшивкой между элементами каркаса закладывается теплоизоляция. В обшивке стен и потолка изнутри неутепленной постройки вообще нет необходимости. Открытые к свободному доступу воздуха деревянные составляющие хорошо просыхают, благодаря чему долго служат.
Сооружение пристройки с односкатной крышей
По экономическим показателям гараж-пристройка значительно опережает отдельно стоящий объект. Дело не только в существенном сокращении стройматериалов за счет общей стены с основным зданием. При необходимости подвести к пристройке коммуникации выгоднее и проще.
Под описанную в примере каркасную пристройку сделан ленточный фундамент. Для его заливки рыли не котлован, а траншею, в которую устанавливалась опалубка. Высота опалубки рассчитывалась так, чтобы в итоге над поверхностью земли возвышался небольшой цоколь в 15 – 20см. В период заливки устанавливаем закладные детали для крепления каркаса к фундаменту.
После распалубки внутри контура выбираем грунт на 30см ниже поверхности земли. Трамбуем дно и засыпаем сначала 10см смеси щебня с песком, затем 10см песка, потом снова трамбуем. На утрамбованный песок настилаем промасленную бумагу или рубероид, а поверх этой прослойки заливаем 10см бетона. Получили наиболее подходящий для гаража бетонный пол.
Если есть желание сделать некоторый уклон около 1% в сторону ворот, перед заливкой нужно установить в продольном направлении деревянные планки под требующимся углом. Планки устанавливаются на ребро в 60см от стен. В пространство между ними заливается бетонная смесь и распределяется путем затирания с необходимым наклоном. После удаления планок образованные ими борозды заполняются раствором.
Последовательность работ по устройству гаража-пристройки:
- Устройство нижней обвязки. На цоколь полосой настилаем рубероид, толь или подобный гидроизоляционный материал. Укладываем поверх гидроизоляции детали нижней обвязки, заранее раскроенные из бруса 150×150. Проверяем уровнем горизонтальность, при необходимости выравниваем положение путем подкладки щепы. Детали обвязки соединяем прирубом, места соединений дополняем болтами, углы усиливаем скобами.
- Установка стоек входа. Перед установкой в брусе обвязки с краю делаем врубку по размету бруса глубиной около 7см. Устанавливаем стойки, изготовленные из бруса 150×150, высота их должна соответствовать проекту.
- Сооружение стенок пристройки. Сначала из доски 50×150 формируем угловые опоры. Две доски устанавливаются под углом друг к дружке так, чтобы смежная доска формировала край смежной стенки. Заполняем пространство между угловыми опорами рядовыми стойками. Устанавливаем их с шагом примерно 60см.
- Устройство верхней обвязки. Укладываем плашмя доску 50×150 в два ряда с перевязкой стыков.
- Укладка потолочных балок. Устанавливаем доску 50×150 ребром с шагом около 60см на верхнюю обвязку. Между балками располагаем обрезки доски 50×50 для фиксации их положения.
- Установка стропилин. Стропильные ноги устанавливаем рядом с балками под углом. Для формирования угла используем либо стеновые кронштейны, заранее прикрученные к несущей конструкции основного здания, либо короткие опорные стоки, установленные на обвязку.
- Устраиваем по стропилам сплошную обрешетку, перекрываем ее гидроизоляцией, укладываем покрытие.
Завершающие этапы проводятся в традиционной последовательности. Обшиваем гараж, устраиваем косяк для ворот и навешиваем ворота.
Видео с подробным разбором технологии
Наглядная информация в помощь тем, кто решился на строительство односкатной крыши над гаражом своими руками: видео превосходно демонстрирует процесс сооружения.
Устройство стропильной системы:
Сооружение обрешетки под укладку рубероида:
Укладка рубероида на односкатную крышу:
Обзор вариантов строительства односкатной крыши с подробным изучением технологии строительства поможет соорудить надежную конструкцию собственноручно или гарантирует надлежащий контроль работы нанятых строителей.