Битумная эмульсия что такое. катионная битумная эмульсия

Битумная эмульсия что такое. катионная битумная эмульсия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ КАТИОННЫХ
БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ

1. РАЗРАБОТАНЫ ОАО “Воронежавтодор”.

Рекомендации разработаны коллективом авторов в составе канд. техн. наук В.И.Алферова (научный руководитель работы), канд. техн. наук Н.И.Паневина (ОАО “Воронежавтодор”), д-ра техн. наук В.П.Подольского (ВГАСУ), канд. техн. наук А.А.Ронова (ООО “Агримэкс”).

2. ВНЕСЕНЫ Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве.

Настоящие методические рекомендации по применению катионных битумных эмульсий (далее Рекомендации) разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта России.

Рекомендации могут быть использованы в практической деятельности федеральных и территориальных органов управления дорожного хозяйства, дирекций строящихся дорог, проектных и подрядных производственных организаций.

Основным достоинством дорожных битумных эмульсий по сравнению с обычными битумами является возможность их применения при повышенной влажности, пониженной температуре окружающего воздуха, при одновременной экономии битума. Эмульсии, особенно прямые, обладают значительно меньшей вязкостью по сравнению с битумом, что позволяет производить дорожные работы холодным способом, исключающим подогрев каменного материала, эмульсии и смесей на их основе.

Особенно важно, что эмульсии позволяют работать в таких неблагоприятных погодных условиях, когда даже в присутствии поверхностно-активных добавок невозможно добиться необходимого качества работ с использованием горячих смесей.

Многочисленные технологии дорожного строительства с использованием битумных эмульсий, успешно применяемые за рубежом десятилетиями, постепенно пробивают себе дорогу и в России. Никого не удивить эмульсионной подгрунтовкой перед нанесением слоя асфальтобетона, поверхностной обработкой (чип сил), ямочным ремонтом инжекторным методом. В стране находится уже около 20 сларри-машин, половина из которых успешно работает. Начато применение битумных эмульсий для укрепления оснований дорог, обработки трещин в дорожных покрытиях, холодного ресайклинга, приготовления холодных эмульсионно-минеральных смесей. Зачастую по этим видам работ не существует глубоко проработанной методики на русском языке и официальной нормативно-технической документации, многие виды работ выполняются на ощупь без необходимых предварительных исследований.

Результаты теоретических исследований и практического использования битумных эмульсий показывают, что наибольший эффект достигается при применении катионных битумных эмульсий.

Рекомендации содержат сведения о технологиях приготовления и использования катионных битумных эмульсий при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Дорожная битумная эмульсия – дисперсная система, состоящая из двух взаимно нерастворимых жидкостей, представляющая собой однородную маловязкую жидкость темнокоричневого или черного цвета. Одна из жидкостей (дисперсная фаза) тонко измельчена (диспергирована) и находится в другой жидкости (дисперсионной среде).

1.2. Полимермодифицированная (битумно-полимерная) дорожная битумная эмульсия – битумная эмульсия, имеющая в своем составе полимер в виде латекса или модифицирующей добавки к битуму в количестве, необходимом для улучшения свойств остаточного вяжущего.

1.3. Настоящие рекомендации распространяются на приготовление и использование катионоактивных битумных эмульсий классов ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБК-3 и полимермодифицированных эмульсий этих же классов (ЭБПК-1, ЭБПК-2, ЭБПК-3) по ГОСТ 18659.

1.4. По характеру взаимодействия с минеральными материалами битумные дорожные эмульсии делятся на быстро- средне- и медленнораспадающиеся.

1.5. Согласно ГОСТ 18659 скорость распада битумных эмульсий характеризуется возможностью смешивания их с минеральными материалами различного гранулометрического состава (табл.1.1). При этом классы ЭБК-1 (ЭБПК-1), ЭБК-2 (ЭБПК-2), ЭБК-3 (ЭБПК-3) соответствуют быстрой, средней и медленной скорости распада.

Показатели смешиваемости эмульсии различных классов с
минеральными материалами

Эмульсия битумная дорожная – самыми простыми словами

Битумные дорожные эмульсии представляют собой искусственный стройматериал, изготовленный методом смешивания раствора эмульгатора на водной основе с битумом нефтяного происхождения. Состав называют еще эмульгированным жидким битумом. Внешне смесь выглядит как однородную жидкость коричневого либо темно-коричневого цвета, по консистенции напоминающая молоко.

Состав материала

Любой эмульсионный раствор предполагает равномерность распределения частиц одной жидкостной составляющей в структуре второй, причем речь идет о жидкостях, не смешивающихся между собой в стандартных условиях. При существовании определенных факторов перемешивания такие вещества образуют эмульсию. Но как только процесс перемешивания прекращается, происходит потеря стабильности материала и его разделение. Благодаря притяжению, капельки одной из жидкостей объединяются, в итоге происходит формирование пленки.

Чтобы предотвратить такое явление в битумной дорожной эмульсии, используются специальные элементы – эмульгаторы. Они замедляют процесс разделения состава на битум и воду, придавая смеси стабильность.

Качественные параметры материала и его эксплуатационные критерии определяются компонентами эмульсии. 30-80% массы приходится на битум. В основном применяются вязкие дорожные вещества, но существуют битумы, модифицированные при помощи полимеров. Вещество может смешиваться с гудроном.

Битумная дорожная эмульсия состоит из:

  1. Воды в объеме 15-70% массы;
  2. Эмульгатора – 0,15-3%;
  3. Стабилизирующего компонента – 0,05-0,5%;
  4. Кислот;
  5. Растворителей – 0,5-3%;
  6. Разжижителей – 5-30%.

Для эмульсии берут воду определенной жесткости без механических примесей. Эмульгаторами служат активные вещества анионо- или катионактивного типа. Стабилизатором служит хлорид кальция в форме 30-35%-ного раствора воды.

Кислота оказывает нейтрализующее воздействие на эмульгатор и помогает поверхностно-активным веществам перейти в солевую форму. При возрастании кислотности увеличивается стабильность материала, однако необходимо соблюдать правильное соотношение. При переизбытке кислот адгезия снижается. Для битумных эмульсий чаще всего используется соляная кислота.

Растворитель добавляются в сам битум либо в водную составляющую, он повышает клейкость пленки, формирующейся в процессе распада. Разжижители позволяют довести пенетрацию до нужного уровня, в этом качестве выступают газойли и фракции масла. Количество вводимых компонентов может варьироваться в довольно больших пределах, поскольку для конкретных условий использовании в дорожных и строительных работах требуются определенные свойства. Возможно, например, введение добавок латексов, реагентов для адгезии, СБС.

Производственный процесс

Эмульсии производятся на особом оборудовании, оснащенном мельницей коллоидного типа. Установки бывают непрерывного действия или циклического. В первом случае процесс выглядит следующим образом:

  1. Воду нагревают до установленного температурного уровня;
  2. Все компоненты вводятся в мельницу при помощи дозирующих насосов;
  3. Подача водной составляющей обеспечивает химическую реакцию, в результате которой образуется солевой формат эмульгатора;
  4. Полученная соль растворяется до мельницы;
  5. Внутри устройства вода взаимодействует с подогретым битумом;
  6. Процессом управляет автоматизированная система;
  7. Подачу кислоты регулирует рН-метр.
Читайте также:
Газовый котел Vaillant: инструкция по эксплуатации, обслуживание, первый запуск и подключение комнатного термостата

Установки циклического действия поочередно готовят водную фазу в резервуарах. Компоненты подаются насосами по аналогии с предыдущим вариантом.

Коллоидная мельница обеспечивает распад битума на мельчайшие капельки, а водный раствор препятствует их слипанию. Размер каждой такой капельки зависит от конструкции мельницы и вязкости битума. Полученная эмульсия хранится до 2-3 месяцев, для хранения используются вертикальные резервуары цилиндрической формы. Транспортируют составы в битумовозах, автогудронаторах, автомобильных или ж/д цистернах, бочках из металла.

В коллоидной мельнице должно поддерживаться постоянное движение. Особого внимания заслуживает концентрация битума в эмульсии. В случае превышения нормы материал получится слишком вязким. Добавки для стабилизации и эмульгаторы добавляют в водную составляющую до перемешивания. Все применяемые компоненты необходимо хранить отдельно.

Исходный битум нельзя доводить до кипения, поскольку это вызовет разрушение его структуры. Оптимальная степень вязкости достигается при температурном показателе до 90 о С. Температуру водяной фазы рассчитывают, исходя из показателя самого битума. В производстве некоторых типов эмульсий используются теплообменники.

В производстве дорожной битумной эмульсии важную роль играют такие критерии, как осадок, коалесценция и флокуляция. Осадок – это процесс обратного движения битума в растворе, процесс называется сегментацией. Клоалесценция заключается в объединении небольших битумных частиц и формировании крупных соединений при распаде эмульсии. Флокуляция тоже связана с объединение таких частиц, которое предотвращается обычным смешиванием.

Методы работы с битумной смесью

При температуре воздуха в 20-30 о С битум твердеет либо становится настолько вязким, что его использование невозможно. Для применения такого материала необходимо перевести его в жидкую консистенцию. Для этого существует три пути:

  1. Нагрев до уровня в 100-200 о С, позволяющее получить компонент для перемешивания с составляющими асфальтобетонных смесей либо обработки поверхности смесью;
  2. Разжижение путем введения продукции перегонки нефти: дизтоплива, керосина, нафты;
  3. Эмульгирование раствором воды.

К преимуществам первого варианта можно отнести получение асфальтобетона высокой прочности, однако затраты в этом случае возрастают за счет нагрева материалов. К тому же время использования смеси ограничивается. Расходы во втором случае связаны с высокой стоимостью растворителей. Третий способ позволяет оптимизировать затраты.

Асфальтобетонные составы на основе разогретого битума необходимо хранить и транспортировать горячими. После эмульгирования дорожная битумная эмульсия сохраняет текучую консистенцию даже в стандартных температурах.

Битумная эмульсия обеспечивает простоту нанесения на всевозможные покрытия, включая вертикальные поверхности. Это свойство обусловлено невысокой вязкостью, за счет которой раствор попадает в поры и перемешивается с веществами минерального происхождения в виде. Эмульсия надежно связывает компоненты, а ее ключевыми функциями считаются связывание и защита.

Связывание материалов и их частичек служит важнейшим условием при создании составов для асфальтирования. Эмульсии защищают обрабатываемую поверхность от агрессивных влияний влажности и растворов солей.

Использование эмульсий

Битумную эмульсию весьма активно используют в строительных и дорожных работах. Смесь используется для:

  1. Ямочного ремонта по различным технологиям;
  2. Обработки поверхности асфальта;
  3. Формирования слоев износа;
  4. Реализации мембранных технологий;
  5. Изготовления асфальтобетонных составов.

При ямочном ремонте используются холодные органоминеральные и регенерированные формы. Обработка поверхности полотна и основания заключается в предварительной подгрунтовке до асфальтирования, гидроизолирующей обработке, обеспыливании, укреплении подвижных элементов вроде песка. Функцией битумной эмульсии служит также стабилизация грунтов в земляном полотне.

При помощи эмульсий проливают небольшие трещины дорожных покрытий, проводят гидроизоляционную обработку изношенного асфальтобетонного компонента с повышенной пористостью, ремонт магистралей методом пневмонабрызга.

Смесь подходит и для строительства цементобетонных магистралей. В таком случае состав помогает повысить физические и механические параметры цемента, его стойкость к образованию трещин, воздействию влаги и мороза.

Требования к эмульсии

Битумные эмульсии должны соответствовать определенным требованиями:

  1. Иметь содержание битума в пределах 50-60% по весу;
  2. Оставаться однородной – показатель проверяется с помощью пропускания материала через сито;
  3. Обладать вязкостью, достаточной для разлития по машинам;
  4. Образовывать после распада пленку необходимой толщины.

Эмульсии должны быть устойчивыми при хранении как минимум в течение 1-2 месяцев и эффективно противостоять возможным воздействиям при перевозке и перекачивании насосами.

Дорожная битумная эмульсия после перемешивания с минеральными компонентами или обработки поверхности формирует цельную пленку и становится вяжущим либо защитным компонентом. Процесс отделения битума от водного компонента с появлением пленки называется распадом. Эффект связан с испарением влаги либо взаимодействием с минералами на химическом уровне.

Классификация

Период, необходимый для отделения воды от битума и образования пленки – это скорость распада. Показатель завит от:

  1. Компонентов эмульсии;
  2. Размеры битумных частичек;
  3. Реакционных особенностей;
  4. Влажности;
  5. Температурных показателей воздуха.

По скорости распада различают быстрораспадающиеся, среднераспадающиеся и медленнораспадающиеся битумные эмульсии.

Растворы классифицируются по формату эмульгатора. Анионные эмульсии имеют обозначение ЭБА, здесь эмульгаторами служат анионактивные поверхностные вещества. ЭБА-1 – это состав быстрого распада, ЭБА-2 – среднего, ЭБА-3 – медленного.

По аналогии разделяются и смеси катионного типа, содержащие катионактивное вещество. Они обозначаются ЭБК и имеют следующие особенности:

  1. ЭБК-1 быстрого распада подходит для подгрунтовочных работ набрызгом и разливом, обработки поверхностного типа;
  2. ЭБК-2 со средней скоростью распада применяют как подгрунтовку перед работами по укладке асфальта, герметизации покрытия, формирования холодного асфальтобетона;
  3. ЭБК-3 с медленным распадом используют для обеспечения герметичности, предварительной грунтовки, создания литых смесей с эмульсионно-минеральным составом.

Если при производстве дорожной битумной эмульсии в нее вводятся полимерные битумные добавки, маркировка изменяется на ЭБПА для анионного состава и ЭБПК – для катионного. Цифра обозначает период распада, как и в предыдущих случаях.

Читайте также:
Витражное остекление. виды витражного остекления, фото типовых решений

Применение эмульсий анионного типа в строительстве магистралей затруднено из-за распада под воздействием испарения воды. Соответственно, возрастает влияние атмосферных условий. В этой связи катионные смеси используются в целях дорожного строительства значительно чаще. Здесь процесс распада обусловлен параметрами минеральной составляющей, его скорость легко спрогнозировать.

Плюсы и отличия

У дорожных битумных эмульсий имеется ряд выгодных отличий от битумов горячих или разжиженных форм. Плюсы этого варианта заключаются в:

  1. Экономичности – создание битумной эмульсии помогает сократить расход электричества на 40-50% в отношении растворов, требующих нагрева;
  2. Сокращении расходов – эмульсия без проблем хранится на протяжении длительного времени, и это тоже способствует экономии электроэнергии;
  3. Технологичности – эмульгированный битум можно использовать с влажными и холодными минеральными компонентами;
  4. Экологичности – эмульсия выделяет значительно меньше вредных веществ в атмосферу, чем разжиженный и горячий битум;
  5. Пожаро- и взрывобезопасности;
  6. Безопасности применения;
  7. Возможности разлива на влажные поверхности.

Адгезионная способность эмульсии по отношению к различным типам поверхностей существенно выше, чем у обычного битума. Это касается и металла. Подобное свойство дает возможность создавать дорожные конструкции с повышенной прочностью и долговечностью, хорошими эксплуатационными характеристиками. Смесь с низкой вязкостью распределяется равномернее, ложится более тонкими слоями, поэтому его расход сокращается.

Дорожные битумные эмульсии обеспечивают полноценное сцепление с основаниями за счет противоположных зарядов. Материал хорошо распределяется по поверхности, наполняя любые трещины, неровности, поры. При необходимости можно изменять показатели с учетом производимых работ и условий.

В процессе асфальтирования магистралей горячими и теплыми смесями асфальтобетона затвердение и повышение прочности происходит по ходу остывания состава. Если использовался разжиженный битум, прочность растет не в ходе остывания, а за счет испаряющихся фракций углеводородов, которые содержатся в растворителе.

Растворы на базе эмульгированного бетона становятся прочнее в процессе разделения на водный компонент и битум. Здесь реакция распада запускается взаимодействием между эмульгатором и минеральным компонентом.

С учетом характеристик дорожной битумной эмульсии в промышленном строительстве наблюдается тенденция использования этого материала вместо горячего битума. Помимо немаловажного фактора повышения производительности труда, такой подход используется в случаях, где другие составы малоэффективны.

Битумная эмульсия: состав, характеристики, виды и применение

Водная эмульсия – способы получения и применения Часто во время проведения тех или иных строительных или ремонтных работ возникает необходимость

  1. Состав эмульсионного материала
  2. Что это такое?
  3. Состав материала
  4. История происхождения битумных эмульсий
  5. Особенности изготовления битумной эмульсии
  6. Характеристики битумной эмульсии
  7. ГОСТ Р 52128-2003
  8. Технология производства
  9. Виды битумных эмульсий
  10. Преимущества для гидроизоляции
  11. Популярные марки
  12. Применение битумных эмульсий в дорожных и гидроизоляционных работах
  13. Новинка — ручной автономный гудронатор с подогревом эмульсии
  14. Плюсы битумной эмульсии

Состав эмульсионного материала

В строительстве используются битумные эмульсии, в состав которых входят:

  • Битум – 30-70% от общей массы. Наиболее популярны смеси, содержащие 50-55% битума. Для приготовления эмульсий обычно используется нефтяной дорожный битум марок БНД 90/130, БНД 130/200. Для получения высококачественной смеси применяют полимерно-битумное вяжущее, которое обладает лучшими эксплуатационными свойствами, по сравнению с традиционным битумом.
  • Вода. Ее массовая доля составляет 15-70%.
  • Эмульгатор (0,15-3%). Его функции выполняют поверхностно-активные вещества, которые растворяются в обеих фазах (воде и вяжущем) или только в одной из них. Они могут быть анионактивными или катионактивными. Редко вместо ПАВ используются мелкодисперсные минеральные порошки – цемент, глины, сажа, карбонаты, оксиды.
  • Стабилизатор. Массовая доля – 0,05%-0,5%. Востребован только в эмульсиях с катионактивными ПАВ. Для этой цели применяются: водный раствор хлорида кальция или других водорастворимых солей, кислоты (ортофосфорная, соляная, уксусная).
  • Дополнительные компоненты. Это могут быть растворители, полимеры, разжижители, модифицирующие добавки. Модифицированная битумная эмульсия готовится на модифицированном или обычном битуме. В продукт на обычном битуме вводят латекс, эпоксидную смолу, полиэтилен, синтетическую смолу или каучук.

Размер частиц, входящих в состав смеси, обычно не более 1,5 мкм.

Что это такое?

Перед приобретением битумной эмульсии любая фирма-распространитель предложит ознакомиться с особенностями и правилами применения данного стройматериала. Битумно-эмульсионный состав – это смесь из битума, воды и реагента, стимулирующего образование капельной структуры при встряхивании перед использованием. Этот реагент ответственен за устойчивость капельно-жидкостной структуры, без которой не обходится ни одна эмульсия как таковая.

Битум – одновременно и основная среда, и её фазовое состояние. Проще говоря, жидкость принимает вид «масла в воде» или «воды в масле». Чем больше (или меньше) присутствует эмульгатора, тем очевиднее проявление разных состояний жидкости.

Битумоэмульсия неизменна в объёме – при изменении температуры хранения, например, при 0 и при +25 градусах. Нанося эмульсионную смесь на подготовленную к работе поверхность, рабоч­­ие сталкиваются с чувствительностью этого стройматериала к состоянию рабочей зоны. После покрытия эмульсия расслаивается на воду и битум. Вода постепенно испаряется, а битум остаётся и затвердевает. Это даёт возможность равномерно покрыть, например, фундамент по периметру, где планируется возведение стен, чтобы отгородить пено-/газоблоки каждой стены от влаги плит или ленточной структуры железобетона, не применяя рубероид и не разогревая обычный битум.

Второе название БЭ – эмульсионный праймер.

Состав материала

Перед его приобретением следует разобраться, какие компоненты входят в его состав, а также какими основными свойствами он обладает. В составе имеются следующие элементы:

  • битум, выполняющий роль дисперсионной среды или фазы;
  • оптимальное количество воды;
  • эмульгатор, придающий конечному материалу высокой устойчивости перед разными факторами воздействия.

Битумная эмульсия является устойчивой в объеме, поэтому даже при сложных условиях перевозки она сохраняет свой первоначальный вид и консистенцию. При соприкосновении с разными поверхностями, состоящими из разнообразных материалов, эмульсия становится чувствительной. После нанесения она распадается на битум и воду, что гарантирует получение бесшовной пленки, не пропускающую через себя влагу.

Читайте также:
Как вырастить богатый урожай картофеля

История происхождения битумных эмульсий

Впервые о битумной эмульсии услышали еще в далеком 1890 году, когда был выдан патент, связанный с данным строительным материалом. Но в последующие 30 лет практического значения битумные эмульсии так и не получили.

Первенство в области разработки способов производства и применения эмульсий принадлежит французским ученым. Именно они в 1903 г. применили «эмульгированные и омыленные» тяжелые масла нефти в аммиачной воде. Год спустя с целью предотвращения несчастных случаев из-за облаков пыли, поднимаемых автомобилями во время гонки, использовалось «эмульгированное нефтяное масло». Уже к 1904-му году на территории Франции гудроновое покрытие занимало площадь равную 360000 м2.

Еще одно важное событие произошло 9 мая 1922 г. в Англии. Химик Алан Маккей зарегистрировал патент на битумную эмульсию, который уже через несколько лет существенно изменил технику дорожных покрытий. Начиная с 1923 г. во Франции достаточно оперативно расходится первая сотня тонн материала. Через год объем использования достигнул 2500 т, а еще через год – 6000 т. В это же время развивается производство битумной эмульсии и в других странах: Дании, Германии, Австралии и Индии. Вместе с Англией они выпустили около 150000 т материала уже к концу 1926 г.

В 30-х годах на одной из улиц Германии было нанесено покрытие, названное, в последствии, тонкослойным. Оно состояло из измельченных высококачественных добавок, воды и битума. Фирма «Кемна», специализирующаяся на производстве высокотехнологичных битумных эмульсий, открывает новые рынки сбыта в ряде стран Европы, Азии и Африки.

Очередной ступенью развития стало появление в 1951 году катионных битумных эмульсий. Благодаря своим эксплуатационным свойствам они достаточно быстро вытесняют анионные эмульсии. Уже через десять соотношение производства составляет 50/50, а к 1971-му году доля катионных битумных эмульсий достигает 92%.

В 2002 году во Франции вышла книга, рассказывающая о последних достижениях ученых в области производства битумных эмульсий и возможностях регулирования их свойств, а также о режимах получения данных материалов.

Особенности изготовления битумной эмульсии

Для изготовления битумной эмульсии в качестве исходного сырья используют дорожные битумы марок БН или БНД. Выбор конкретной марки зависит от климатических особенностей региона, где будет использоваться эмульсия:

  • для регионов с минимальной температурой не ниже +5 °С в качестве сырья подходят битумы марок БНД 40/60, БН или БНД 60/90, БН или БНД 90/130;
  • для регионов с минимальной температурой не ниже -10 °С – битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БН или БНД 90/130, БН или БНД 130/200, БН 200/300;
  • для регионов с минимальной температурой не ниже -20 °С – битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300;
  • для регионов с минимальной температурой ниже -20 °С – битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.

Для изготовления эмульсий используют автоматические или полуавтоматические линии. Измельчение битума выполняют в коллоидных мельницах. Измельчают материал в нагретом до +100…150 °С состоянии. Воду для эмульсии тоже нагревают до +30…70 °С. Готовую смесь хранят до двух месяцев в вертикальных емкостях с подогревом.

Характеристики битумной эмульсии

Для правильного расчета требуемого количества материала необходимо знать его плотность и примерный расход в разных эксплуатационных условиях. Удельный вес (плотность) битумной эмульсии составляет в среднем 1,05 г/см3 (1050 кг/м3), это означает, что в 1 л содержится 1,05 кг материала.

Примерный расход битумной эмульсии на 1 м2 покрытия из асфальта:

  • При устройстве основания на пропитку 1 см толщины понадобится примерно 1 л/м 2 материала.
  • Для финишного асфальтного покрытия – 0,3-0,4 л/м 2 .
  • Для цементобетонного основания – 0,3-0,4 л/м 2 .
  • Для щебневого основания – 0,5-0,9 л/м 2 .

Температура битумной эмульсии при розливе зависит от температурных условий окружающей среды. При температуре выше +20°C состав не подогревают, ниже +20°C – его разливают подогретым до +40…+70°C. Желательная температура хранения материала – выше 0°C. Максимальный срок хранения битумных эмульсий зависит от их классов. Материалы классов ЭБА-1, ЭБА-2, ЭБК-2 хранятся до 1 месяца, ЭБА-3 и ЭБК-3 – до 2 месяцев со дня приготовления.

Свойства битумной эмульсии, обеспечивающие ее преимущество, по сравнению с обычным битумом:

  • Низкая вязкость, благодаря которой материал проникает даже в мельчайшие поры базового слоя.
  • Высокая адгезия к основанию.
  • Возможность проведения дорожно-строительных работ при высокой относительной влажности воздуха и низких температурах.
  • Высокая точность дозирования и распределение материала тонким слоем по основанию
  • Экономия энергоносителей, необходимых для разогрева материала перед его использованием.
  • Соответствие экологическим стандартам и безвредность для здоровья человека, благодаря минимальному количеству вредных выбросов в атмосферу. Эмульсия относится к малоопасным веществам и по уровню воздействия на организм она соответствует 4 классу опасности по ГОСТу 12.1.007.
  • Высокая пожаробезопасность.

ГОСТ Р 52128-2003

На дорожные битумные эмульсии распространяется ГОСТ Р 52128-2003, который принят 27 июня 2003 г. постановлением Госстроя России № 117. Он пришел на смену старому советскому ГОСТу 18659-81, принятому 31 декабря 1980 г.

Технология производства

Современная технология производства битумной эмульсии предусматривает наличие модифицирующих добавок, улучшающих её свойства, ведь «эмульсионка» состоит не только из битумной фракции и воды. К типовым добавкам относятся латекс, полиэтилен, эпоксидный наполнитель, искусственный каучук/смола и т. д. Изменение состава битумной эмульсии на производстве проводится двумя способами:

  1. изменяющая свойства состава добавка вводится в водную фазу самой эмульсии либо на стадии её приготовления;
  2. эмульгатор вводится в уже изменённый битум.

Технологический процесс выпуска битума с эмульгаторами заключается в следующем. Эмульсионная установка обладает прерывистым или непрерывным принципом работы. При прерывистой работе весь процесс контролируется с пульта, которым управляет мастер. Непрерывный принцип предусматривает полу/полностью автоматический процесс без существенного вмешательства со стороны рабочего персонала. Основным исполнительным механизмом здесь служит коллоидная дробилка. Она осуществляет добавление битумных частиц в заранее очищенную воду. Затем битум перемешивается с водой до тех пор, пока состав не станет однородным.

Читайте также:
Алюминиевый профиль Aluprof для дверей, окон, фасадных конструкций

В процессе перемешивания битум разогревается до 160 градусов. Водяная фаза разогревается до 70. Именно при такой разнице температур эмульсия принимает свою первоначальную консистенцию. Состав этот не хранится более 2 месяцев. Температура воздуха на складе – не менее 5 градусов тепла. Перевозят состав посредством металлических цистерн, бочек, автоматических перемешивающих установок, вмонтированных в цистерну.

Виды битумных эмульсий

По типу основы эти материалы разделяются на следующие группы:

  • Прямые. Основа – вода. В ней растворяются битумы, гудроны, масла. Такие составы хорошо разбавляются мягкой водой. Имеют высокую электропроводность.
  • Обратные. Основа – органические вещества, вода используется в капельном виде. Электрический ток проводят плохо.

Классификация битумных эмульсий по индексу заряда:

  • Быстрораспадающаяся. Материал распадается сразу после соприкосновения с каменной поверхностью.
  • Среднераспадающаяся. Смесь распадается после смешивания с каменными фракциями.
  • Медленнораспадающаяся. Эти сверхстабильные смеси разлагаются только после соприкосновения с каменными материалами большой площади.

Материалы по составу эмульгатора – анионные, катионные, неионные. Анионные составы содержат отрицательно заряженные частицы. Такие смеси использовать сложно, поскольку наполнители также имеют отрицательно заряженные ионы. Наиболее эффективными являются катионные битумные гидроизоляционные материалы, хорошо совместимые с большинством наполнителей.

Преимущества для гидроизоляции

Многие специалисты выделяют битумную эмульсию как лучший материал для гидроизоляции. Но в чем же ее преимущества? Рассмотрим все достоинства стройматериала:

  1. Битумная смесь на водной основе полностью отвечает всем международным стандартам. Ее применение качественно снижает выбросы вредных веществ в атмосферу, доводя их практически до нуля.
  2. Безопасность для работников. На водной основе делает процесс гидроизоляции полностью безопасной для работников. Также в процессе эксплуатации сооруженных конструкций или зданий не возникнет проблем с вредными выделениями.
  3. Экономия средств. Битумная на водной основе гораздо дешевле аналогических товаров. Учитывая стабильный рост рынка и повышения конкуренции, следует ожидать еще большое снижение цен.
  4. Безопасность. Битумная эмульсия за счет отсутствия применения органических растворителей не поддается возгоранию, что существенно увеличивает безопасность сооружений, на которых она используется.

Популярные марки

Ведущей маркой БЭ на сегодня является «ТехноНиколь». Она применяется в качестве дорожного и строительного компонента. Кроме составов с номенклатурными маркировками, перечисленными выше, российские фирмы поставляют БЭ под собственными брендами.

Так, БЭ №1 от всё того же бренда является высокоэкологичным составом.

Представителем экологически чистых битумоматериалов на водно-латексной основе является битумная эмульсия «ТехноНиколь №31», характеристики которой будут рассмотрены далее. Гидроизоляционные покрытия, для создания которых применялась БЭ от данной фирмы, отличаются тепло- и износостойкостью (не теряют изначальных свойств за долгие годы).

Расход БЭ этой марки на 1 м2 составляет для кровли не более 5,7 кг, для покрытия внутренних гидроизолирующих слоёв – не более 3,5 кг. Она служит своеобразным «бетоноконтактом» и соответствует давлению по ГОСТ не меньше 4,5 атм. Битума в данном составе не менее 60%, а литровая ёмкость на 5% тяжелее такой же банки воды. Состав используется в диапазоне температур 5… 30 градусов тепла во время покрытия. Фирме «ТехноНиколь» удалось добиться гарантийного срока хранения на складе не менее полугода.

Среди других фирм – «БитумТЭК», «Амдор», B2M и несколько аналогичных, производящих битумные стройматериалы широкого спектра. Удельный вес литра (плотность 1 дм3) – 1,05 кг.

Применение битумных эмульсий в дорожных и гидроизоляционных работах

Эти материалы применяются для следующего:

  • поверхностная проливка покрытий автодорог;
  • подгрунтовка – необходима для улучшения адгезии слоев;
  • обработка каменных сыпучих веществ различных фракций;
  • заливка тонких защитных слоев при использовании литого асфальтобетона;
  • производство холодных асфальтобетонных смесей;
  • ямочный ремонт различными технологиями – пропиткой, струйно-инъекционным методом;
  • изготовление холодных смесей для ямочного ремонта дорог;
  • профилактические мероприятия по продлению эксплуатационного срока автодорог – проливка мелких трещин, гидроизоляция пористых слоев;
  • гидроизоляция поверхностей зданий и сооружений;
  • сооружение и ремонт мягких кровель.

Битумная эмульсия востребована при сооружении не только асфальтобетонных, но и цементобетонных дорог. Добавка эмульгированного битума в цементобетон повышает его влагостойкость, морозостойкость и устойчивость к появлению трещин.

Битумная черепица или профнастил

Количество кровельных материалов с каждым годом пополняется новыми марками и изделиями. Поэтому перед потребителями встает вопрос, который касается выбора того или другого кровельного покрытия. На самом деле сделать правильный выбор не очень сложно, если знать технические характеристики каждого материала, а также об условиях их укладки и эксплуатации. Конечно, не последнее значение будет иметь цена, а также расход самого материала. В этой статье сравним два самых популярных на сегодняшний день кровельных покрытия – это битумную черепицу и профнастил.

Достоинства и недостатки битумной черепицы

Начнем с того, что битумная черепица – материал многослойный, в основе которого лежит стеклохолст, покрытый с двух сторон модифицированным битумом. Лицевая его сторона обработана каменным гранулятом, который придает материалу природный уникальный вид. На фотографии хорошо видно, как слои расположены относительно друг друга. Необходимо отметить, что многие производители сегодня выпускают черепицу с нижним проклеенным слоем, который защищен полиэтиленовой пленкой. По сути, получается так, что сам кровельный материал может наклеиваться на подготовленную поверхность без использования специального клеевого раствора.

Отсутствие в составе битумной черепицы жестких слоев делает ее мягкой и очень гибкой. Вот почему нередко можно услышать вместо собственного названия такие термины, как мягкая кровля, гибкая черепица. Именно гибкость структуры позволяет использовать этот кровельный материал на сложных по форме и конструкции крышах. Черепица может плавно повторить все изгибы и переходы строения, при этом нет необходимости ее подрезать, что приводит к сокращению расходов. А это на сегодняшний день одна из самых важных характеристик, которая влияет на выбор.

Читайте также:
ГОСТ на металлические лестницы: вертикальные, стационарные и переносные, гост 25772 83

Что касается размеров, то здесь стандартная величина: длина – 1 м, ширина 0,33 м. То есть, удобство укладки и переноса обеспечена. Поднять несколько панелей на крышу дома – проблема небольшая, все можно сделать вручную, не привлекая большое количество людей, спецтехнику и любое другое приспособление. Достаточно установить лестницу и поднять панели самостоятельно.

Внешний вид битумной черепицы – это многообразие форм и цвета. Что касается цветовой палитры, то это 50 оттенков. Лепестки (гонты) черепицы имеют прямоугольную форму, ромбическую, овальную, многоугольную, скругленную. Выбор на самом деле по этим двум показателем огромен, так что подобрать по ним необходимую битумную черепицу будет очень просто. Здесь важно правильно рассчитать необходимое количество кровельного материала. Но, как показывает практика, площадь кровли совпадает с площадью укладываемых панелей. Отходы не превышают 5%.

Расчет и правила проведения работ

К примеру, расчет битумной черепицы на крышу площадью 50 м². Сначала находим площадь одной панели: 1х0,33=0,3 м². Делим площадь кровли на площадь одного листа битумной черепицы: 50:0,33= 151,5 штук. Округляем и получаем 152 панели. Это самый простой расчет.

И еще несколько достоинств битумной черепицы:

  • Высокая бесшумность материала. Этот показатель отражает возможность материала не издавать звуки падающих капель дождя и шариков града.
  • Небольшой вес дает возможность не устанавливать усиленную стропильную систему, что снижает стоимость всей кровли. Правда, под битумную черепицу приходится укладывать сплошную обрешетку, что, наоборот, повышает стоимость конструкции.
  • Простота работ по укладке и сборке.
  • Если сравнивать мягкую кровлю с профнастилом, то она дешевле.
  • Срок эксплуатации (гарантированный) – 50 лет. Обратите внимание, что это гарантированный срок. При правильной эксплуатации срок может быть намного больше.

Теперь о недостатках.

  • К сожалению, битумная черепица плохо реагирует на высокие температуры. Под их действием она становится мягкой, потому что в составе есть битум. Поэтому специалисты не рекомендуют ходить по крыше, где уложен этот материала, днем летом в жаркую погоду.
  • Битумную черепицу нельзя использовать для покрытия крыш, уклон которых меньше 12°. Обеспечить водоотвод с такого небольшого уклона этот материал не может, большая вероятность появления протечек. Кстати, чем больше уклон кровли, тем лучше.

Сегодня многие производители предлагают морозоустойчивые модели, поэтому потребители северных регионов по достоинству оценили это кровельное покрытие.

Преимущества и недостатки профнастила

Теперь переходим к разбору профнастила. Что можно сказать об этом кровельном материала? Во-первых, это металлический профилированный лист. И этим, в принципе, все сказано. Его качественные характеристики, а значит, и достоинства, зависят от толщины листа, а также от формы и размеров профиля.

Понятно, что чем толще профнастил, тем лучше у него прочностные показатели. Но при этом цена его будет выше. К тому же придется усиливать стропильную систему, но уменьшать частоту укладки элементов обрешетки. Здесь, как и в случае с битумной черепицей, двоякий подход к экономии. Толщина профнастила варьируется от 0,45 мм до 1,2 мм.

Что касается размеров волны листа, то и здесь достаточно широкий диапазон. Поэтому профнастил делится на три категории: стеновой, несущий и универсальный. Говорить о том, что стеновой используется только для сооружения ограждений, заборов и облицовки стен, нельзя. Эти модели прекрасно справляются с нагрузками на крыше, правда, необходимо будет учитывать некоторые требования монтажа. К примеру, установка частой обрешетки, монтаж на крышах с большим углом наклона, аккуратность при нахождении на кровле.

Расчет, уклон, срок эксплуатации

Расчет профнастила, как и в случае с любым другим кровельным материалом, зависит от покрываемой им площади. Но если это одно- или двухскатная крыша, то можно говорить о минимальных отходах материала, то есть, и расход будет соответственно минимальным. Если профнастил планируется укладывать на сложные кровли, то отходы могут дойти до 30%, что, конечно, повлияет на стоимость всей конструкции. Проведение же работ основывается на том, как правильно рассчитать необходимое количество листов.

Что касается такого показателя, как уклон кровли, то можно о нем не беспокоиться. Уклон для профнастила не имеет значения, особенно когда крыша покрывается в длину одним листом. И все же оптимальный уклон – 25-30°.

Есть один небольшой нюанс, связанный с размером профилированного листа, а конкретнее с его шириной. Данный показатель имеет две величины: основную и рабочую. Первая – это расстояние от края до края. Вторая – это расстояние от крайних волн. Все дело в том, что профнастил укладывается на крышу внахлест, так вот размер нахлеста и есть ширина волны. То есть, расчет необходимого количества профнастила делается именно по рабочей ширине материала.

Правила проведения работ

Что касается проводимых работ, связанных с монтажом профнастила, то это более сложный процесс, чем укладка битумной черепицы. Хотя последовательность одинаковая.

  • Во-первых, просто так поднять профнастил на крышу не получится. Здесь придется использовать специальные приспособления или пригласить для проведения работ спецтехнику.
  • Во-вторых, подрезать профнастил не так просто, как битумную черепицу. Это все-таки металлический лист, поэтому потребуются или ножницы по металлу, или ножовка. Болгаркой резать его нельзя, повредятся защитные слои (оцинкованный, покраска или полимерный).
  • В-третьих, для крепления профнастила используют специальные кровельные саморезы, так что без шуруповерта здесь не обойтись. Битумную черепицу крепят при помощи гвоздей, края приходится клеить. Разновидность гвоздей – кровельная.
  • В-четвертых, проведение работ связано с правильной раскладкой листов по всей площади кровли. Небольшое смещение в любую сторону дает перекос покрытия.
Читайте также:
Выращиваем мяту на дачном участке

Обратите также внимание на то, что проведение работ, связанных с креплением, требует правильного прижима саморезов к профнастилу. Сильно или слабо прижимать нельзя, нужна мера. Важна также перпендикулярность установки, уклон нежелателен.

И последнее – срок службы. Если говорить об окрашенных моделях, то их срок – 50 лет. Если речь идет о листах с полимерным покрытием, то срок практически бесконечный.

Подводим итог

Нужно ли было сравнивать профнастил и битумную черепицу? Это два разных кровельных материала, у каждого свои качества, свои сырьевые наполнения. Расчет необходимого количества, правда, одинаковый. Но во всем остальном это разные вещи. Даже способ крепления разный: у одного саморезы, другой крепится с помощью гвоздей и клея. И все же, как показывает практика, оба материала сегодня очень популярны. Тем более у них такой большой срок службы.

Что лучше битумная черепица или профнастил

Современный рынок строительных материалов предлагает широкий выбор кровельных покрытий. Уже давно прошли те времена, когда крыша из шифера была чуть ли не единственным вариантом, да и достать его можно было с трудом. Сегодня не существует проблемы дефицита – скорее наоборот. Большой выбор порой вызывает затруднения у домовладельца. Профнастил, шифер, ондулин – все эти материалы обладают и преимуществами, и недостатками.

Мягкая черепица занимает достойное место среди своих конкурентов – она эстетична, хорошо вписывается в общий интерьер дома и проста в монтаже. Кроме того, у нее длительный срок эксплуатации.

Битумная черепица или профнастил

Мягкая кровля обладает хорошими эксплуатационными характеристиками:

  • Подходит для крыш практически любой формы. Применяя профнастил, очень трудно надежно закрывать места с наибольшей вероятности протечек.
  • Легкий вес – от 7 кг на квадратный метр.
  • При монтаже остается мало отходов. У профнастила отходов в несколько раз больше.
  • Гасит шум дождя. Профнастил наоборот – очень шумный.
  • Мягкая кровля не подвержена коррозии, биологическому воздействию, гниению, чего не скажешь о металлических покрытиях.
  • Хорошо переносит жару и холод.
  • Не требует заземления, поскольку не пропускает электричество.
  • Шершавая поверхность позволяет легко по ней передвигаться.
  • Просто монтируется. Нет необходимости в специальных инструментах и умениях.
  • После монтажных работ листы сплавляются на солнце и образуют на крыше плотный, цельный водонепроницаемый ковер. В отличие от листовых кровель, не образует щелей, что важно для устройства сложных мест, например ендов.
  • Черепичная кровля мягкая, не страшен град. В случае с профнастилом – сильный град может повредить полимерное покрытие.
  • Благодаря эластичности, принимает небольшие деформации основания.
  • Не боится сильного ветра. При правильном монтаже практически исключена вероятность отрыва отдельных элементов.

Помимо этого, битумная крыша отличается долговечностью. Гарантийный срок ее эксплуатации может составлять 10-50 лет. Столь большая разница в крайних значениях дает понять, что слишком сильная экономия при покупке черепицы может вылиться в скорый ремонт крыши.

Недостатки битумной черепицы

Несмотря на достоинства мягкой кровли, есть у нее и недостатки:

  • Не подходит для плоских крыш. Минимальный уклон крыши — 12 °.
  • Пожароопасна. Низкая термостойкость – 100 С°. Профнастил жары не боится.
  • При нагревании выделяет вредные испарения.
  • Для монтажа необходимо сплошное влагостойкое основание. Для металлических материалов можно использовать разреженную обрешетку.
  • Ограниченный температурный диапазон для монтажных работ -5 °С — +30 °С. Профнастил не имеет таких ограничений.
  • Высокая стоимость, дороже чем профнастил.
  • Недолговечность недорогих марок.

В процессе эксплуатации могут возникнуть сложности с ремонтом, поскольку гонт образует цельное полотно, заменить маленький участок может быть проблематично.

В летнее время по кровле нельзя передвигаться, от жары оно становится мягким. Поэтому для выхода на крышу необходимо предусматривать специальные лазы.

Таким образом, по практичности, мягкая кровля несколько уступает другим материалам.

Расчет черепицы для мягкой кровли

Самый лучший способ сделать расчет битумной крыши – это дать габариты дома компании продавцу черепицы. При помощи специального программного обеспечения, они смогут рассчитать даже количество материалов для обрешетки.

Но, приблизительный расчет можно сделать и самому. Для этого нужно вычислить площадь крыши. При этом стоит учесть, что кроме рядового гонта, понадобится коньково-карнизный. В зависимости от коллекции, отходы гонта могут колебаться в пределах 5-15%.

Расчет мастики учитывает такие показатели:

  • Проклейка стыков подкладочного ковра – 80-100 г./м.п.
  • На ендовый ковер – 400 г./м.п.
  • Примыкания – 750 г./м.п.

Расчет гвоздей должен учитывать уклон крыши:

  • Уклон до 45 о – 4 шт. на гонт.
  • Уклон больше 45 о – 6 шт.

Таким образом, на 1 м 2 пойдет от 30 до 45 гвоздей. В расчет нужно принять карнизные и фронтонные планки – их прибивают с шагом 100-120 мм. Коньки крепятся специальными гвоздями или саморезами.

Подкладочный и ендовый ковер также прибивается гвоздями с шагом 200-250 мм.

Расчет подкладки тоже учитывает угол крыши:

  • Уклон меньше 18 о – ковер ложится по всей площади крыши, в ендовах и на карнизных свесах используется специальная подлодка.
  • Угол больше 18 о – ковер ложится по карнизам, ребрам, конькам, ендовам и примыканиям.

Таким образом, чем больше уклон кровли – те выше расход материалов.

Монтаж мягкой кровли

Обычно, последовательность работ по изготовлению мягкой битумной крыши включает в себя:

  • Подготовка основания.
  • Устройство вентиляции.
  • Монтаж торцевых и карнизных планок.
  • Наклейка гонта.
  • Устройство примыканий.
  • Установка конька.

Чтобы мягкая кровля выдержала свой срок эксплуатации, ее нужно клеить с соблюдением всех правил и рекомендаций производителя.

Читайте также:
Защита кирпичной стены от разрушения и влаги - водоотталкивающая пропитка

Особенности монтажа

Монтаж мягкой кровли гораздо легче, чем многих других покрытий. Но при кажущейся простоте, спешкой и ошибками можно сократить срок эксплуатации кровли до одного сезона.

Моменты, на которые необходимо обратить внимание во время работ:

  • Ширина проклейки мастикой в местах нахлестов – не менее 10 см.
  • Толщина слоя мастики – 1 мм.
  • Все ветрозащитные планки прибиваются в шахматном порядке.
  • Гвозди применяются специальные – с гальванизированным покрытием, диаметр гвоздей – 3 мм, шляпки – не менее 9 мм.
  • Нужно заранее рассчитать вентиляцию битумной крыши.
  • Если монтаж делается при t > + 25, передвигаться по мягкой кровле нельзя, для этого делаются лазы.
  • При разрезании гонтов на крыше, под них ложится деревянная прокладка.
  • После окончания укладки участка гонта нужно проверить качество склейки ее лепестков, при необходимости подогреть феном.
  • Если ширина прямоугольного проходного элемента больше 50 см – с его тыльной стороны делается разжелобок.
  • Важно учитывать уклон битумной крыши.
  • Основание должно быть ровным – не допускается разбег более 2-3 мм.
  • Стартовая полоса – самая важная на скате.
  • У всех гонтов есть отметки для гвоздей, а также насечки для контроля над ровностью укладки.
  • Гонт на ребрах ложится снизу вверх, а по конькам по направлению преобладающих ветров.

При монтаже, нужно учитывать рекомендуемые производителем расходные материалы и технологию монтажных работ, т.к. они могут отличаться.

Видео про расчет мягкой кровли:

Мягкая черепица относится к кровельным материалам, сочетающим в себе длительный срок службы и высокую эстетику. Но, чтобы крыша не доставляла проблем – ее нужно правильно смонтировать. А спешка в этом деле не помощник, поэтому лучше потратить пару лишних дней на проведение работ и сделать качественно, чем сэкономить время и каждый год заниматься ремонтом.

Какая кровля лучше – советы и сравнение видов материалов

Я Михаил, директор компании, работаю исключительно с кровлями более 15 лет. Ниже расскажу вам о тонкостях и секретах материалов для крыши. Возникнут вопросы с радостью отвечу и помогу .
Михаил, ООО “СТМ-Строй”

Какая кровля популярнее

На сегодняшний день рынок строительных материалов весьма богат и представлен большим ассортиментом кровельных материалов.

Самыми популярными кровельными материалами на сегодняшний день являются:

  • Металлочерепица,
  • Гибкая черепица или мягкая кровля (кровля руфлекс, тегола, или отечественный продукт – кровля технониколь).
  • Еврошифер или ондулин
  • Натуральная (керамическая) черепица
  • Профнастил
  • Фальцевая кровля

Во многом это обусловлено:

  • качественными характеристиками кровельных материалов,
  • доступностью,
  • необходимостью владения определенными навыками для самостоятельного устройства фальцевой кровли.

Обратите внимание

Преимущества и недостатки кровли из металлочерепицы

Металлочерепица – это стальные листы с волнообразным профилем, внешне имитирующие натуральную черепицу. Изнанка обработана защитным лаком, лицевая сторона – полимерной пленкой. Ориентировочный срок службы – 50 лет, гарантия – 10-15. Допустимый уклон крыши – от 12 градусов.

  • прочность;
  • коррозийная устойчивость;
  • большая площадь листов ускоряет монтаж;
  • малый вес, нет повышенной нагрузки на стропильную систему;
  • пожарная безопасность;
  • профильная форма способствует хорошей вентиляции подкровельного пространства;
  • эстетика, много цветов.
  • жесткие профильные листы не подходят для покрытия криволинейных крыш и кровель с круглым сечением;
  • большой процент отходов (до 30%), особенно при покрытии ломаных крыш;
  • сложность обработки: только холодная резка инструментом по металлу. Болгарить нельзя, чтобы не повредить полимерную оболочку;
  • царапины, образующиеся при монтаже, необходимо сразу закрашивать полимерной краской во избежание коррозии;
  • плохая шумоизоляция: металл является проводником звука;
  • теплопроводность;
  • электропроводность: обязательно устройство молниеотвода.

Подробнее о монтаже кровли из металлочерепицы читайте на этой странице.

Преимущества и недостатки кровли мягкой

Мягкая кровля (шинглас, гибкая черепица) – материал, состоящий из тканевой основы (стеклохолст, стеклоткань, полиэстер), битумной пропитки и гранулированной каменной крошки в качестве внешнего покрытия. У некоторых марок (в частности, у французской черепицы Икопал) вместо минеральных гранул используется медная фольга. Подложка плитки чаще самоклеящаяся, реже покрыта кремниевым песком.

Обратите внимание!

  • небольшой вес, простота укладки;
  • при монтаже в теплую погоду плитки слегка плавятся под солнцем, спекаются и образуют герметичное сплошное покрытие;
  • возможность оформление любых скатных кровель, включая купольные, конические, криволинейные;
  • минимум отходов при монтаже (в пределах 5%);
  • бесшумность, хорошая теплоизоляция;
  • эстетика, много цветов, есть модели с 3D эффектом. Много форм гонтов: шестигранник, прямоугольник, бобровый хвост и т.д.
  • за счет абсолютной герметичности и плоской формы шинглас предъявляет повышенные требования к вентиляции подкровельного пространства;
  • хотя сам материал по цене сопоставим с металлочерепицей, в итоге кровля обходится дороже за счет дополнительных затрат на подкладочный ковер и кровельный пирог со сложным строением.

О стоимости монтажа мягкой черепицы читайте в этом материале.

Преимущества и недостатки кровли из ондулина

Ондулин (еврошифер) по составу похож на мягкую черепицу: целлюлозно-тканевая основа, битумная пропитка, базальтовая крошка. В отличие от шинглас ондулин – это жесткие листы профильной формы. Срок службы – около 20 лет. Допустимый уклон крыши – от 6 градусов.

  • легкость (лист 1 на 2 метра в среднем весит 6,5 кг);
  • водостойкость;
  • как и шинглас, листы ондулина склеиваются под солнцем;
  • простая обработка (можно резать обычной ножовкой);
  • простой монтаж;
  • неподверженность гниению и коррозии;
  • высокая химическая стойкость;
  • цена ниже, чем у металлочерепицы и шинглас;
  • бесшумность.
  • в жару не следует ходить по крыше: размягченное покрытие может деформироваться. Восстановить форму профиля уже не получится;
  • горючесть;
  • выцветание. Скорость потери цвета зависит от марки;
  • плохая устойчивость к биологическим факторам – растительности, грибку.

Подробнее о преимуществах и недостатках крыши из ондулина я писал в этой статье.

Преимущества и недостатки керамической кровли

Натуральная черепица изготавливается из глины по технологии высокотемпературного обжига (1000º). Срок службы – до 150 лет, гарантия – 30. Уклон крыши от 30º (у некоторых моделей от 22).

Читайте также:
5 мифов о зонировании квартиры — рассказывает дизайнер интерьеров

  • эстетика, респектабельный вид;
  • прочность;
  • хорошая шумо/теплоизоляция;
  • водостойкость, устойчивость к химии;
  • температурная стойкость;
  • стойкость цвета: не выгорает даже со временем;
  • пожарная безопасность;
  • высокая ремонтопригодность.
  • самый большой вес среди всех покрытий, повышенная нагрузка на несущие конструкции;
  • самая высокая цена.

При монтаже следите за качеством черепиц: если есть трещина, при попадании воды и замерзании плитку разорвет.

Наши работы по монтажу кровель из натуральной черепицы смотрите в категории “наши работы”.

Преимущества и недостатки кровли из профнастила

Профнастил – профилированная оцинкованная сталь с полимерным покрытием или без него. По своим основным свойствам профлист похож на металлочерепицу, но несколько проигрывает ей в эстетическом отношении. Срок службы – около 30 лет. Уклон крыши – любой, зависит от высоты профиля и шага обрешетки.

  • простой монтаж;
  • пожарная безопасность;
  • малый вес;
  • водостойкость;
  • коррозийная устойчивость за счет слоя цинка и полимерного покрытия;
  • универсальность: листами одного и того же цвета можно выполнить кровлю, ограждение участка, фасадную обшивку гаража и других технических построек;
  • листы с самым высоким профилем можно использовать в качестве основания для плоских неэксплуатируемых крыш;
  • по цене сопоставим только с ондулином, все остальное дороже.
  • не гнется, не подходит для криволинейных крыш;
  • сложность кроя (только полотно или ножницы по металлу);
  • высокий процент отходов;
  • проводит звук, тепло, электричество.

Преимущества и недостатки фальцевой кровли

Фальцевая кровля – это плоские листы либо металл в рулонах. Между собой отдельные заготовки (картины) соединяются фальцами. Дополнительно фальцы выполняют функцию ребер жесткости. Срок службы зависит от материала: оцинкованная сталь – 30 лет, алюминий – 80, медь и цинк-титан – 100. Уклон крыши – от 7º.

  • при качественном монтаже фальцевое крепление герметично, исключает протечки;
  • гибкие листы позволяют укладку на криволинейных кровлях;
  • при наличии инструмента – простой и быстрый монтаж;
  • минимум отходов.
  • плохая звуко/теплоизоляция;
  • хорошая электропроводность, необходима молниезащита.

Подробнее о нюансах монтажа фальцевой кровли я написал здесь.

Какая кровля лучше?

В вопросе выбора кровельного материала следует руководствоваться советами профессионалов. Если говорить о сроке службы, то мягкая кровля и кровля из металлочерепицы прослужит вам 20-30 лет. Производители дают гарантии того, что этот срок составит 30 лет, а то и больше. Но, как показывает мой опыт, это зависит от множества факторов. И в первую очередь от климатических условий вашего региона.

Что касается внешнего вида, то тут, как говорится на вкус и цвет… И тот и другой материал на рынке представлен разнообразной цветовой гаммой и у вас будет возможность выбирать наиболее подходящее.

Не менее важным вопросом при выборе материала для кровельного покрытия, является вопрос эксплуатационных характеристик. Огромным плюсом, на мой взгляд, в этом вопросе является бесшумность. Особенно это ощущается на крыше, покрытой мягкой кровлей. И как показывает мой опыт, многие выбирают этот материала, основываясь на эту характеристику.

Что лучше, металлочерепица или мягкая кровля, ондулин, керамопласт, шифер и другие кровельные материалы

При выборе материала для кровли приходится учитывать множество разнообразных факторов: и вес изделия, и его физические характеристики, и возможный угол наклона крыши, и ограничения по стыковке – далеко не все упирается в цену.

Металлочерепица по сравнению с другими вариантами обладает как своими достоинствами, так и недостатками. И сегодня мы узнаем, сравнив характеристики и отзывы о покрытиях, что купить, какая крыша лучше: из мягкой гибкой кровли или металлочерепицы, шифера или ондулина, профнастила или битумной черепицы.

Что лучше: металлочерепица или мягкая кровля

Внешний вид и вес

Итак, давайте разберемся, что лучше, металлочерепица или мягкая черепица по отзывам тех, кто их использовал. С эстетической точки зрения эти материалы равноценны: и в том, и в другом случае богатство цветовой палитры позволяет подобрать варианты для любого дизайна. Но, правда, МЧ может иметь несколько фактур – глянцевую, матовую, рельефную, в то время как гибкая черепица сверху покрыта слоем каменной крошки, что увеличивает прочность материала, но создает только шершавую матовую поверхность.

Другие факторы стоит считать более значимыми.

  • масса МЧ колеблется от 3,7 до 5,5 кг на кв. м, толщина – в пределах 0,45–0,55 мм. Поскольку в основе изделия лежит холоднокатаная сталь, такой толщины более чем достаточно для прочного покрытия;
  • вес гибкой черепицы выше – от 7,5 до 15 кг за кв. м. Толщина покрытия больше – до 5 мм. Однако и тот и другой материал особой нагрузки не создает и предполагает облегченную конструкцию крыши.

О том, что выгоднее с экономической и практической точки зрения, металлочерепица или битумная кровля, расскажет данное видео:

Технические характеристики и цена

Прочность и твердость:

  • а вот здесь МЧ явно лидирует: листы легки и прочны, их можно укладывать на решетчатый каркас без всякой опаски;
  • мягкая черепица форму держать не сможет, поэтому укладывается только на сплошную обрешетку – плиты ОСП, фанеры, что увеличивает расходы.
  • укладывать листы МЧ не так уж сложно даже при большой длине. Но покрывать ними крышу сложной формы очень затруднительно: в остатки, которые невозможно использовать, запросто уходит треть материала. К тому же понадобятся многочисленные доборные элементы, что тоже существенно увеличит расходы;
  • гибкая черепица буквально создана для покрытия самой сложной конструкции: купола, ендова, ребра с изломами и так далее препятствием не станут.

Однако монтаж гибкой черепицы возможен только при температуре выше ноля – битум становится хрупким. Металлическая может укладываться в любую погоду.

  • гарантия МЧ от производителя составляет 5–20 лет, хотя на практике материал служит до 50 лет. Срок заметно зависит от качества полимерного покрытия и погодных условий;
  • заявленный срок эксплуатации гибкой черепицы составляет 30–50 лет, поскольку ингредиенты, ее составляющие, не поддаются коррозии. Однако материал плохо переносит холод, что ограничивает его применение.
  • основой МЧ служит сталь, так что ни о какой тепло- и звукоизоляции здесь речь не идет. Если кровлю не утеплять, звуковое сопровождение дождя и снега может превратиться в настоящее бедствие;
  • битумная черепица шум поглощает. Однако утеплять крышу в холодных регионах, все же, нужно.
  • в среднем кв. м. покрытия из МЧ обойдется в 200–480 р. за кв.м. Если используется материал элитного класса, то цена возрастет до 1200 за кв. м;
  • гибкая черепица стоит от 230 до 570 р, а в категории элиты – до 2000 р.
Читайте также:
Выращиваем мяту на дачном участке

МЧ или керамопласт

Керамопласт – необычное сочетание поливинилхлорида и глины. Такая комбинация образует ряд интересных свойств. Выпускается керамопласт и в виде волнового листового материала, и в виде черепицы.

  • Вес – масса 1 кв. м. не превышает 9 кг, что вполне сопоставимо с весом МЧ.
  • Прочность – конечно, уступает МЧ, однако вес взрослого человека выдерживает без деформации. Отмечают хорошую ветровую стойкость.
  • Монтаж – керамопласт намного гибче. К тому же под воздействием очень незначительного нагрева может принимать любые формы и сохранять после остывания. При укладке на самые сложные крыши затруднений, в отличие от металлочерепицы, керамопласт не создает.

С другой стороны, как и всякий пластик, он отличается высоким коэффициентом теплового расширения, а поэтому при монтаже необходимо соблюдать все присущие пластику правила: зазоры, нежесткое крепление и так далее.

  • Звукоизоляция – керамопласт гасит звук дождя и снега. Однако как звукоизолятор он неэффективен, так что при постоянном высоком уровне шума – железная дорога, например, шумоизоляцию придется делать.
  • Керамопласт не накапливает электричество, в отличие от МЧ. Здесь не требуется устройства молниеотвода.
  • Несмотря на органическое происхождение материал негорюч. Однако к температуре, конечно, намного чувствительнее, чем МЧ и быстрее деформируется. В холодных регионах такое покрытие быстро покрывается трещинами, поскольку при минусовой температуре пластик становится слишком хрупким.
  • При изготовлении красящие пигменты добавляют в исходное сырье. Кровля не выцветает и по этому показателю металлочерепице не уступает.
  • Долговечность – предполагается до 30 лет. Однако проверить возможности нет: керамопласт стал выпускаться лишь 10–12 лет тому назад.

Сравнение с ондулином

Эти материалы по показателям весьма далеки друг от друга. Стоимость МЧ и ондулина вполне доступна. Однако область применения несколько отличается.

Вес обоих изделий вполне сравним: при разных размерах не превышает 6–6,5 кг, так что нагрузки они не создают, но если МЧ укладывается только на каркас, то при монтаже ондулина есть нюансы:

  • ондулин можно использовать для покрытия при угле наклона в 5–10 градусов. Здесь и обустраивается сплошная обрешетка. МЧ допускается укладывать при минимальном угле наклона в 12 градусов;
  • при угле в 15 градусов и ондулин, и МЧ монтируются на решетчатую обрешетку.
  • по этому параметру МЧ, безусловно, намного выше: стальной лист при малой толщине выдерживает нагрузку до 270 кг на кв. м;
  • ондулин – композит на основе целлюлозы, пропитанной битумом, обладает достаточной прочностью, чтобы не проседать под собственным весом, но высокой стойкостью к нагрузкам не отличается.

Монтаж покрытия – принцип одинаков. Ондулин несколько гибче, что облегчает стыковку, но принципиальной разницы здесь нет.

  • Звукоизоляция – МЧ, конечно, проигрывает: металл прекрасно проводит звук. Ондулин гасит шум.
  • Эстетичность:
    • МЧ воспроизводит черепицу, такое покрытие, тем более что производители предлагают множество цветов и различных профилей, выглядит эффектно и элегантно;
    • Ондулин – копия шифера, при самой богатой цветовой гамме, он выглядит намного проще.
  • Долговечность:
    • средняя продолжительность МЧ – до 50 лет;
    • срок службы ондулина, гарантированный изготовителем – 15 лет. Материал редко его превышает.

Стоимость ондулина заметно ниже, да и расход его при монтаже низок. Но если целью является долговечное, прочное покрытие, выбор нужно сделать в пользу металлочерепицы.

О том, что лучше, металлочерепица или ондулин, расскажет специлаист в данном видео:

Металлочерепица и шифер

Шифер – асбестоцементные листы волнистой формы. Вопреки внезапно возникшему убеждению шифер совершено, безопасен: асбест представляет угрозу лишь в виде минерального порошка, а не в качестве компонента исходного сырья. Материал этот давно известен и все его свойства прошли испытание временем.

Однако согласно статистике на сегодня 70% продажа кровельного материала приходится на МЧ. Причина, конечно же, в свойствах.

  • Вес листа шифера достигает 21 кг, что против 4–5 кг у МЧ создает большую нагрузку на стропильную систему, стены и фундамент. Здесь обойтись легкой конструкцией не удастся.
  • Монтаж шифера сложнее: материал гибкостью не отличается, но что намного неудобней – шифер хрупкий при достаточной твердости. Его сложно транспортировать и уложить в целости и сохранности. В результате расход на монтаж из-за неизбежного боя будет выше, чем у МЧ.
  • Преимущества по простоте укладки у шифера тоже нет – для сложной кровли ни шифер, ни металлочерепица не годятся.
  • Прочность МЧ и шифера несравнимы: первый вариант выдержит любой град и самый сильный ветер. Шифер же в лучшем случае выдерживает вес взрослого человека, но, не обладая ни малейшей упругостью, даже простой механический удар не вынесет. Вырванные сильным ветром листы покрытия – тоже обычное дело.
  • В чем шифер превосходит МЧ, так это в звукоизоляции: материал гасит шум, так что дождь или снег обитателей дома беспокоить не будут.
  • Оба материала являются пожаробезопасными, оба прекрасно переносят прямые лучи солнца. Более того, в строениях под шифером будет прохладнее, поскольку теплопроводность материала ниже, чем металла.
  • Металлочерепица не ржавеет благодаря защитным слоям, в то время как асбестоцементный лист сам по себе не склонен к коррозии. Однако шифер со временем теряет свои гидроизоляционные свойства, чего сказать о МЧ нельзя.
  • Срок службы шифера 30 годами, как обычно указывается, не ограничивается. Другое дело, что со временем он теряет всякую привлекательность, в отличие от МЧ, которая до последнего дня остается эстетичной.
  • Стоимость шифера намного ниже. Это один из самых дешевых кровельных материалов на рынке.
Читайте также:
Защита кирпичной стены от разрушения и влаги - водоотталкивающая пропитка

О том, чем лучше крыть крышу, профнастилом (металлопрофилем) или металлочерепицей, читайте ниже.

МЧ и профлист

Итак, профлист или металлочерепица — что лучше для кровли? Эти материалы по своим характеристикам очень близки, так что выбор сделать сложнее. По внешнему виду МЧ привлекательнее, однако некоторые нюансы могут сделать это достоинство несущественным.

  • Основным материалом выступает лист стали, причем для профнастила используется лист большей толщины – до 1,2 мм. В качестве защитного слоя применяют тот же цинк или алюмоцинк, поэтому по устойчивости к коррозии материалы не отличаются. Кроме того, выпускается профнастил и с полимерным покрытием. Правда, в этом случае цена его сопоставима с МЧ.
  • По прочности и весу материалы одинаковые. А вот монтаж отличается особенностями: с одной стороны, профнастил укладывать легче, поскольку проще подобрать размеры и обойтись без вертикальных перехлестов – большой плюс для гидроизоляции. С другой, работать со столь длинными листами очень неудобно, переносить их приходится втроем.
  • Для покрытия сложной крыши оба материала не слишком подходят.
  • Звукоизоляционные качества профнастила еще хуже, чем МЧ: он буквально усиливает звук, а не только проводит.
  • Эстетические качества, конечно, намного выше у МЧ: геометрия профнастила с трудом сочетается с понятием дизайна.
  • Стоимость профилированного листа ниже даже с полимерным покрытием.

Зная, что лучше, металлочерепица или профнастил, сравним материалы с фальцевой кровлей.

Сравнение металлочерепицы и профлистов представлено в видео ниже:

Сравнение с фальцевой кровлей

Фальцевая кровля – не столько особый строительный материал, сколько способ применения оцинкованного стального листа, цинк-титана, меди и так далее. Особенность в стыковке листов: если МЧ укладывается с нахлесток и крепится саморезами, что снижает качество конструкции, то фальцевая укладка осуществляется другим способом.

  • Отсюда и проистекает основное достоинство фальцевой крыши – полная герметичность и водостойкость. По этому параметру МЧ уступает материалу.
  • Недостатком такого решения является сложность монтажа: укладку могут выполнять лишь специалисты и при помощи оборудования.

Остальные достоинства и недостатки материалов одинаковы.

Металлочерепица и керамическая кровля

Керамическая черепица – традиционный ее вариант. Список плюсов и минусов у материалов очень разный.

  • Керамическую черепицу разрешается укладывать на крыши с углом наклона от 22 до 44 градусов. МЧ монтируется на скат с углом наклона от 12 градусов.
  • Масса керамики огромна: 1 кв. м. покрытия весит от 40 до 70 кг, что составляет более чем значимую нагрузку. Такое покрытие потребует усиления и фундамента, и крыши. Внезапно принять решение об укладке черепицы на стадии сооружения кровли не получится.
  • Монтаж керамической черепицы – процесс куда более трудоемкий, ведь здесь нужно уложить каждый небольшой элемент, а в некоторых случаях еще и закрепить его. Работа по укладке оценивается высоко – от 600 р. за кв. м. Если конструкция крыши сложна, стоимость возрастает до 900 р.
  • Водопоглощение и морозостойкость материалов вполне сравнимы: использовать можно в любом регионе.
  • Керамика заметно превосходит МЧ в звукоизоляции: материал гасит звук и не проводит тепло.
  • Совершенно не накапливает электричество, поэтому устройство молниеотвода необязательно.
  • Долговечность – керамическая черепица рассчитана на 100–150 лет эксплуатации против 50–70 у МЧ. Внешней привлекательности она не теряет.
  • Стоимость материала заметно выше – от 800 р.

МЧ и композитная черепица

Композитную черепицу можно рассматривать как усовершенствованный вариант металлочерепицы. Ее основой выступает лист стали, с нанесенным на него слоем алюмоцинка, а этот материал лучше защищает от коррозии. Лицевая поверхность листа не просто покрыта акриловой глазурью, но и гранулятом из базальтовой крошки. Именно последний материал и придает композитной версии несколько другие свойства.

  • Звукоизоляция – композитная черепица намного хуже проводит звук, поскольку слой крошки гасит его. По этой же причине материал хуже проводит и тепло, а поэтому такая кровля меньше нагревается и охлаждается.
  • Гранулят к тому же увеличивает износостойкость верхнего слоя. Поверхность не теряет цвета.
  • Размеры листа композитной черепицы меньше: длина – 1,4 м. ширина – 0,4 м. Укладывать его на сложных крышах намного легче. Кроме того, монтаж допускается при угле наклона от 12 до 90 градусов.
  • Закрепляется лист композита в торец, что улучшает общую герметичность покрытия.
  • Материал более гибкий, так что композитную черепицу можно использовать при перекрытии куполов.
  • Стоимость изделия более высокая, а вот цена укладки практически не отличается.

Металлочерепица по сравнению с другими вариантами кровли обладает определенными достоинствами и недостатками. Какой материал предпочесть, зависит от множества разнообразных факторов. А уж какую конкретно металлочерепицу лучше выбрать для крыши, это уж решать вам самим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: