Гитара из фанеры своими руками: инструкция как сделать, особенности изготовления балалайки

Гитара из фанеры своими руками: особенности дековых струнных инструментов, виды выполнения, зависимость качества от шпона, наклеивание деки

Можно ли из фанеры сделать гитару – такой вопрос часто задаваемый. И здесь однозначно будет положительный ответ, так как именно из этого материала чаще всего делают деки музыкальных инструментов.

Но с выбором материала не всё так просто – проблема в том, что резонанс, создаваемый той или иной породой древесины, будет разным, а от этого зависит громкость и тембр звучания музыкального инструмента. Давайте попытаемся разобраться в том, какой же материал всё-таки лучше использовать и как это делать, а в дополнение вас ждёт видео в этой статье.

Дековые струнные инструменты

Виды выполнения

Примечание. Классические гитары классифицируются по материалу, из которого они сделаны.
То есть это зависит от породы и класса используемой древесины.
Помимо этого в наше время обрело популярность фанерование деки шпоном ценных пород.

Составные элементы по названиям

Три вида классического инструмента:

  1. Все части – дно, обечайка и дека из фанеры .
  2. Дно и обечайка из фанеры, верхняя и нижняя дека из цельного массива ели или кедра .
  3. Все части сделаны из пластин цельного массива дерева .

HOHNER – чистая фанера

  • такой инструмент, пожалуй, относится к классике с некоторой натяжкой, так как здесь получают минимальное качество резонанса по сравнению с цельной древесиной;
  • в большинстве случаев он используется, как инструмент для обучения, либо для аккомпанемента, так как такую гитару очень удобно брать в походы из-за её малого веса;
  • кроме того, здесь получается достаточно прочный корпус и цена самая низкая среди аналогов (это также может быть балалайка своими руками из фанеры);
  • зачастую проблема продукции такого типа заключается в небрежном подходе производителя к бюджетному варианту.
  • здесь при изготовлении инструкция подразумевает из цельного массива дерева только верхнюю деку (изредка и нижнюю);
  • фанерование дна и обечайки зачастую делаются из шпона ценных пород древесины, хотя может быть также из ели;
  • в большинстве случаев здесь достигается отличное звучание, которое порой может быть даже лучше, нежели у средней гитары, сделанной полностью из цельной древесины;
  • такой музыкальный инструмент отлично подходит для начальной школы классической игры, а также используется бардами, но не для походов, а для концертных залов.
  • этот вариант считается самым лучшим для классического стиля;
  • используются в основном ценные породы древесины и чем они дороже, тем лучше звучание, но это также определяется и классом мастера-изготовителя.

Зависимость качества от шпона

Примечание. Из какого бы шпона ни была фанера, в любом случае она должна быть элитного, высшего качества E.
Здесь не допускается никаких природных пороков (сучья любого размера, гниль) и производственных дефектов (трещины, расслаивание).

Здесь хорошо видны различия на поверхности по сорту

В большинстве случаев, если вы хотите самостоятельно сделать гитару или, может быть, ищете, как сделать балалайку из фанеры, вы остановите свой выбор на ели. Дело в том, что здесь колебания не затухают в деке от трения, благодаря подходящей плотности древесины (минимальное трение).

К тому же диапазон частот, воспроизводимых струнами, довольно обширен. Впрочем, об этом лучше скажут показатели в сравнительных характеристиках, которые мы предлагаем вам в таблицах ниже по тексту.

Модуль упругости., E, МПа Наименование Константа, Кa, м4/кгс
1 Ель 1300
2 Кавказская пихта 1300
3 Сибирский кедр 8200
4 Отборная сосна 15000
5 Клён 16000
6 Берёза 14000
7 Бук 14000
8 Груша 6400

Модуль упругости, плотности и константы

Характеристики Значение
По конструкции Смежные слои имеют параллельное направление
Порода Ель
Плотность 410 кг/м3
Толщина слоя 0,1-2,0 мм
Начальная влажность 8%, допуск ±2%
Допускаемая шероховатость 120-300мкм
Связующее ПВА, «Кестокол», PUR-501, Titebond, UBond, мездровый клей Экстра-класса
Клеевой расход 110-300 г/м2
Давление при фиксации клеем 1 МПа/см2
Продолжительность 20 минут
Средняя акустическая константа Андреева 12,0 см 4/кгс

Таблица производного из елового шпона

Клеим деку

Примечание. Мы разберёмся лишь в том, как собрать деку, а гриф, с порожками и колками, а также подставку с порожком мы используем заводскую, от старого разбитого инструмента.
Но это возможно лишь при условии, если гриф будет ровным.

Дека и инструменты

Итак, мы будем использовать фанеру высшего сорта из елового шпона толщиной 3 мм. Для того чтобы не возникло проблем со строем инструмента, а это произойдёт, если неправильно рассчитать расстояние от верхнего (на грифе) до нижнего (на деке) порожка, мы будем использовать параметры HOHNER (можно и другие).

Сначала определим параметры верхней и нижней деки:

  • длина – 480 мм;
  • ширина вверху – 280 мм;
  • ширма внизу – 370 мм;
  • талия- 235 мм;
  • от верха до оси талии – 185 мм;
  • ширина обечайки – 90 мм;
  • диаметр розетки – 87 мм;
  • от верха до розетки – 15 мм.

Согласно размерам, которые указаны выше, очень аккуратно вырезаем лобзиком две деки и обечайки. Но здесь есть один нюанс – дело в том, что фанера при резке разламывается и кромка получается со сколами, что, естественно, повлияет на качество работы.

Чтобы избежать такого дефекта, вам нужно прорезать линию сапожным ножом или обычной заточкой из ножовочного полотна на глубину 1,5 мм (чуть толще шпона), причём сделать это лучше всего с двух сторон – сколы на изнанке тоже не нужны.

Теперь вам нужно разметить паз под розетку – выше даны внутренние размеры, и вы можете нарисовать окружность циркулем, найдя центр при помощи перекрестных линий. Радиус отверстия у вас должен получиться на 2 мм меньше, чем у кольца.

А вот теперь прикладываете розеточное кольцо к поверхности и обводите его внутренний и внешний контур ножом, как это показано на верхнем фото. Да-да – именно ножом, а не карандашом, чтобы линия получилась максимально точной и чёткой.

Прорезаем верхний слой «балеринкой»

Очень хорошо, если у вас найдётся «балеринка» – с её помощью вы сможете прорезать шпон на верхнем слое максимально ровно, но если её нет, то вам придётся сделать это ножом. Глубина реза должна быть не менее 1,5 мм, чтобы избежать сколов и заусенцев.

Читайте также:
Где сдать батарейки

Выбираете фрезером ложе под розетку

Теперь уже несколько проще – подбираете нужный диаметр фрезы и выбираете фрезером ложе под розетку глубиной 1,5 мм. После этого сразу примерьте её «на сухую», чтобы убедиться в верности расчётов.

Прижимаем розетку струбцинами

Заполняете ложе клеем, кладёте туда розетку и прижимаете её струбцинами. Если их нет, то на ровной поверхности ставите склеенную конструкцию под пресс – время высыхания зависит от клея.

Вырезаем круг для резонансного отверстия

Вырезаете фрезером резонансное отверстие, а промежуток между концами розетки (несхождение) заклеиваем вставкой. Остатки клея аккуратно убираем ножом.

Пожалуй, самым сложным этапом здесь будет изгиб обечаек (ширина их указана выше). Вам нужно будет сделать шаблон (для этого можно сшить несколько толстых досок) и намочить заготовленные полосы фанеры, обложив их мокрыми тряпками.

Распорки на верхнюю деку

Затем прижимаете ленту струбцинами к шаблону и оставляете высыхать при комнатной температуре.

Распорки на нижнюю деку

Чтобы не терять времени зря, пока обечайки принимают нужную форму, вы можете приклеить распорки на верхнюю и нижнюю деку, пользуясь для фиксации струбцинами или прессом.

Приклеиваем деки к обечайке

Теперь нам нужно приклеить две части обечайки к верхней и нижней деке, а также центральные усилители вверху и внизу – это просто куски бруса 40×40 мм. Один из них (верхний) будет служить постаментом для пятки грифа (там под стяжной болт просверливается отверстие).

А другой (нижний) скрепит две части обечайки между собой. Дайте склеенной деке хорошо просохнуть и соскоблите снаружи выступающий клей (лаком пока не вскрывайте).

Теперь вам нужно приклеить подставку с порожком, а так как гитара из фанеры у нас делается по модели HOHNER, то расстояние от нижней части порожка до нижней части деки вместе с обечайкой у нас должно быть 130 мм. Когда всё высохнет, вскройте корпус лаком, дайте ему просохнуть, установите гриф на стяжной болт и натяните струны.

Попробуйте настроить инструмент – если все струны в открытом положении созвучны при их прижимании на 12 ладу, то это значит, что у вас всё получилось.

Заключение

Если у вас есть какие-либо предложения, замечания или вопросы, оставляйте посты об этом в разделе комментариев. Мы с удовольствием ответим на все имеющиеся вопросы!

Как сделать гитару?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Из чего можно сделать
  2. Инструменты
  3. Чертежи с размерами
  4. Как сделать гриф
    • Создание анкера
    • Фиксация накладки
  5. Этапы изготовления других частей
    • Выбор доски для создания корпуса
    • Инструменты
  6. Пошаговое создание гитары
    • 1 этап
    • 2 этап
    • 3 этап
    • 4 этап

Создание гитар – целая отрасль музыкального дела. Новичку здесь делать нечего, а вот тем, у кого есть опыт в сборке гитар, можно попробовать свои силы и сделать инструмент самостоятельно в домашних условиях.

Из чего можно сделать

Самую простейшую гитару своими руками можно сделать из подручных средств. Музыкальный инструмент имеет простое устройство из двух частей: корпуса и грифа. Первый выполняется из различных материалов, может быть деревянным, металлическим или из пластика.

Для самодельной гитары подойдёт не каждый сорт древесины. Для создания верхней и нижней деки используют разные сорта дерева. Верхнюю часть предпочтительно изготавливать из ели или кедра. Корпус, полностью выполненный из ели, издаёт резонансное звучание, а в сочетании с кедром инструмент начинает звучать по-особенному. Стоит этот материал дорого. Более простые модели делают из сосны.

Нижнюю часть изготавливают из клёна, красного дерева и палисандра. В целях обучения сборке можно попробовать сделать инструмент из подручных средств, например, из фанеры. Стоит рассматривать это как подготовительный этап для создания гитары из более дорогих материалов.

Металлические гитары можно отнести к экзотике, поскольку у них очень странное звучание.

Корпус из карбона (или из углепластика) более прочный и устойчивый к деформациям. Такой инструмент почти вечный. Он обладает более чистым звучанием.

Важная часть инструмента – гриф. Для его изготовления подойдут твёрдые породы дерева, например, палисандр, эбен.

Продвинутым мастерам можно посоветовать делать резьбу или инкрустации на инструменте. Гриф часто украшают гравировкой, чтобы сохранить весь остальной корпус и звучание. Инкрустацию можно делать на любой части гитары: и на грифе, и на корпусе.

Инструменты

Перед началом сборки необходимо подготовить инструменты и расходные материалы. Вот примерный перечень:

  • древесина разных пород;
  • клей для работы по дереву;
  • герметик;
  • наждачная бумага;
  • дрель;
  • резак;
  • зажимы;
  • лак для обработки поверхности.

Дополнительно потребуются чертежи для обозначения разметки.

Чертежи с размерами

Не стоит усложнять себе работу, самостоятельно разрабатывая чертёж. В интернете представлены подходящие схемы для самых разных типов гитар с деками разной величины (классические, мини и т. д.). Достаточно всего лишь иметь выход в интернет и принтер, чтобы сделать распечатки выбранных лекал. Кроме того, есть тематические книги с разнообразными схемами и чертежами.

В крайнем случае, можно просто взять подходящую гитару и обвести её корпус.

Как сделать гриф

Гриф можно заказать готовый, а можно сделать дома самостоятельно. Это кропотливый этап работы, поэтому о нём стоит рассказать отдельно.

Делая гриф, нужно принимать во внимание, что чем он тоньше, тем ниже звучание, и наоборот.

Тонкий гриф придётся дополнительно усиливать карбоновыми вставками.

Для создания тела грифа стоит взять брусок из ясеня или клёна с габаритами 70x10x2 см (соответственно, длина, ширина, толщина). Для накладки можно взять палисандровую заготовку с размерами 50x60x7 см.

Заготовка должна быть гладкой и идеально плоской.

С помощью саморезов фиксируют образцы накладки и головы грифа.

Создание анкера

Наиболее распространённые конструкции анкеров – компрессионный классический и двойной. Стоит отдать предпочтение двойному варианту, потому что он крепче классического, обладает способностью гнуться от самого себя. Под него фрезеруется прямой паз. Есть анкеры с двойным действием, с помощью которых можно гнуть гриф в противоположные стороны.

Читайте также:
Декоративная проводка под старину

Фиксация накладки

Первое, что требуется сделать – плотно зафиксировать накладку на грифе, чтобы не было просветов и щелей. Клей наносят кисточкой, делают стяжку струбцинами, начиная с краёв и продвигаясь постепенно от головы к пятке грифа.

Очень важно следить, чтобы не было просветов.

В этом состоянии конструкцию оставляют на всю ночь. А с утра уже можно убрать струбцины и провести фрезеровку накладки.

Выравнивают гриф по краям в области пятки.

Следующий важный этап – нанесение разметки на гриф. Удобно пользоваться стальными шаблонами толщиной в 2 мм. Шаблон фиксируют на грифе и вычерчивают простым канцелярским ножом линии через прорези. Так повторяют на одном и том же месте несколько раз. Далее, смещают шаблон в сторону на полсантиметра и повторяют те же действия.

После создания пропилов делают инкрустацию, вклеивая «точки» в заранее проделанные отверстия небольшой глубины.

Важный этап – профиль грифа. Сначала снимают избыток дерева с тыльной стороны, начиная с 1-го лада и заканчивая 14 или 15. Толщина соответственно 2 и 2,5 см. А остальной участок состругивают. По окончании обработки проводят шлифовку брусом.

Этапы изготовления других частей

Прежде чем самому собирать гитару, необходимо внимательно изучить устройство данного инструмента.

Для создания гитары в домашних условиях необходимо составить пошаговый план действий. Выглядит он примерно так:

  • выбирают тип гитары;
  • делают чертёж;
  • переносят рисунок на выбранный материал;
  • выбирают технологию;
  • находят помещение, подготавливают инструменты.

В технологии особенно важно продумать, каким образом будет происходить сгибание деталей. Это серьёзный момент. В этом поможет электрический нагреватель.

Требования к помещению:

  • тёплая комфортная температура;
  • достаточное освещение и вентиляция;
  • низкий уровень влажности.

Выбор доски для создания корпуса

Независимо от выбранной породы дерева, есть общие требования к доске:

  • отсутствие сучков;
  • строго прямое расположение волокон без резких изгибов.

Инструменты

Перечень всех необходимых инструментов представлен в самом начале. Здесь стоит дополнить, что предпочтительно иметь ручной и электрический лобзик. Работающий от сети инструмент пригодится для выпиливания деталей, а для проведения более тонких работ стоит воспользоваться ручным.

Пошаговое создание гитары

1 этап

Доски готовы, чертежи распечатаны, тип гитары выбран. Можно начинать создавать лекала. Сначала начинают собирать корпус нижней деки путём подгонки двух досок. Это можно сделать одним из двух способов.

  1. Куски зажимают в струбцины. Поверхности шлифуют и склеивают.
  2. Куски зажимают в виде щита, обрабатывая стык фрезеровальной машинкой. После требуется просто собрать.

После сборки корпуса по заранее намеченным границам делают вырезку заготовки электрическим лобзиком.

2 этап

Нижняя часть гитары собрана. Теперь необходимо закрепить на ней пружины и футер. Последний размещают строго в соответствии с осевой линией, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Три пружины размещают под углом в 90 градусов к футеру.

Для изготовления верхней деки предпочтительно воспользоваться цельной доской. Некоторые специалисты предпочитают такой же способ создания, как и в нижней части инструмента.

Преимущество цельного полотна: когда в верхней части происходит натяжение струн, велика вероятность того, что шов лопнет.

Далее намечают месторасположение розетки. Центр должен быть расположен в наиболее узком месте инструмента. Именно здесь будет находиться специальное отверстие. Изнутри деки делают крепление пружины.

3 этап

Самыми сложными из всех элементов являются обечайки.

Проблем с выкраиванием и вырезкой возникнуть не должно, сделать это достаточно легко, а вот с изгибом и приданием формы появляются сложности. По этой причине заготовку хорошенько смачивают тёплой водой и помещают в тёплое место на четверть часа. Далее прогревают деталь до температуры, чуть превышающей +100 градусов. Теперь материал стал более податливым и можно создавать изгибы. Заготовке дают остыть для фиксации формы.

Склеивают ручку и пятку грифа. Самое важное требование к соединению – прочность. На этом этапе необязательно делать паз на корпусе. Это делают позже при общей сборке всех частей инструмента.

С головкой стоит определиться заранее. Её расположение может быть либо строго вертикальным, либо под наклоном. Второй вариант более простой в изготовлении. Величина наклонного угла составляет не больше 17 градусов. Вертикально расположенную головку делают совместно с ручкой из той же породы дерева.

При наклонной модификации есть два варианта действия: сделать гриф из одного куска цельной массивной деталью или же собрать из пары-тройки элементов.

Стержень

Стержень вклеивают в гриф, чтобы придать инструменту изгиб, укрепить всю конструкцию. Вклеить гриф можно одним из двух способов:

  1. вверху корпуса под накладку;
  2. с обратной стороны, закрывая пластиной в качестве декорации.

4 этап

После вырезки, отшлифовки, комплектации всех необходимых частей, начинают собирать.

Самый лучший клей – казеиновый или рыбный.

Последовательность работы.

  • Обечайки склеивают, образуя, таким образом, одну деталь, помещают элемент на нижней деке. Сверху фиксируют клеем верхнюю деку. Полученную гитару хорошенько просушивают. Перед этим её нужно сжать, как следует.

  • Намечают и вырезают выемку под гриф, вклеивают его.

  • Покрывают поверхность корпуса выбранным лаком, делают инкрустацию, натягивают струны. Подставка под гитару может быть вклеена до сборки инструмента или после неё.

Чтобы собрать гитару самому, необходимо запастись временем и терпением. Это сложное мероприятие, на которое потребуется не один день, особенно для тех, кто не имеет достаточного опыта в создании музыкальных инструментов. Важно основательно подойти к работе: выбрать подходящий материал, приготовить все необходимые инструменты, найти или сделать чертежи.

На первых порах можно использовать в качестве сырья фанеру вместо дорогостоящего материала.

Особенного внимания заслуживает гриф, так как именно от него зависит резонансная частота звучания гитары.

Как делают гитару на производстве, вы можете увидеть в следующем видео.

Акустическая гитара своими руками


В этой статье мы рассмотрим изготовление акустической гитары. Эту гитару сделал человек, который не только не умел играть на инструменте, но и имел минимальный опыт в деревообработке. На изготовление инструмента мастер решился после просмотра

Читайте также:
Как законно увеличить маленький санузел - все по закону

Все работы по изготовлению инструмента заняли около 300 часов. Стоимость гитары, в зависимости от материала, от 200 до 1000 евро. Это конечно дороже, чем покупная гитара начального уровня, но удовлетворение от игры на инструменте изготовленного своими руками, того стоит. Тем более, что, по оценке музыкантов, звучит гитара лучше промышленных образцов.
Для изготовления гитары мастер использовал следующие

Инструменты и материалы:
-Цикля (скребок);
-Стамески;
-Рубанок;
-Ручная дрель;
-Ножовка;
-Ленточно-пильный станок;
-Напильники;
-Струбцины;
-Принтер;
-Компьютер;
-Линейка;
-Карандаш;
-Киянка;
-Клей;
-Ножницы;
-Тиски;
-Малярный скотч;
-Газовая горелка;
-Молоток;
-Отвертка;
-Dremel;
-Наждачная бумага;
-Полировка;
-Покрытие на водной основе;
-Ель (верхняя дека);
-Вишня (нижняя дека и обечайка);
-Эбеновое дерево (накладка, подставка);
-Клен ( гриф);
-Колки;
-Струны;
-Порожки;
-Лады;
-Анкерный стержень;






Шаг второй: угол грифа
Сначала мастер изготавливает заготовку для грифа. При ее изготовлении важно обратить внимание на угол между головкой и шейкой грифа. Для большинства современных гитар угол составляет 15 – 17 °.

Отрезает головку и шейку под нужным углом, а затем склеивает их. Приклеивает к шейке брусок, который в дальнейшем будет пяткой грифа.

















Шаг третий: стержень
Анкерный стержень – это металлический прут или их конструкция, которая устанавливается в тело грифа, чтобы компенсировать натяжение струн. Анкерный стержень можно изготовить самому, а можно, как мастер-самодельщик, купить.

Вдоль шейки грифа посередине мастер чертит линию. Затем, по линии, выдалбливает углубление глубиной диаметр стержня + 5 мм. Устанавливает стержень. Закрывает паз древесиной.

Ремонт гитары своими руками. Список частых поломок и решений по их ремонту

Изготовить акустическую гитару не так сложно, как сделать электро- или бас-гитару своими руками. Поэтому для первого раза попробуйте смастерить акустику, так как она даст понять вам основной принцип гитаростроения.

Как сделать гитару в домашних условиях своими руками

Для начала необходимо определиться, какую гитару собираетесь сделать. Оборудуйте подходящее для этого занятия помещение, запаситесь инструментами, качественными материалами для изготовления. Пошагово следуйте всем шагам инструкции, не упуская ни одной детали.

На заметку! Важно найти чертежи, чтобы сделать разметку на листах древесины. Делайте детали строго по чертежам, перенесенным на картон.

При изготовлении инструмента уделите должное внимание температурным условиям, влажности. В помещении не должно быть слишком жарко или холодно. Убедитесь, что влажность воздуха в норме.

Из какого материала сделать?

Звучание инструмента во многом зависит от материала, из которого он изготовлен. Корпус, гриф гитары выполняется из дерева. Оно не должно быть мертвым. Из него хорошее звучание не получится.

При вибрации струны учитывайте, что звук проходит через резонаторное отверстие на верхней деке внутрь корпуса. Он отталкивается от стенки корпуса, выходит назад, усиливаясь в несколько раз. Дерево придает струнному звучанию определенную окраску. В наше время для бюджетных инструментов производители применяют углепластик, фанеру. Но звучание таких гитар плоское и бесцветное.

Какая порода древесины подходит?

Для гитаростроения подходит массив многих пород дерева. Это зависит от предпочтений музыканта. Самая популярная древесина — ольха. Из этой породы сделаны практически все модели известных компаний Fender, Jackson. Ольха придает инструменту чистое звучание, подходит для любых музыкальных стилей.

Для изготовления полуакустических электрогитар используют ель. Мягкое звучание позволяет играть джазовые композиции. Клен и ясень придают гитаре громкий и четкий звук. Для игры соло-партий подойдет инструмент, выполненный из этих видов дерева.

Орех используют производители для эксклюзивных инструментов высшего класса. Тополь, наоборот, применяют для бюджетных музыкальных инструментов. Их звук слишком тихий, не очень высокого качества. Гитары из массива красного дерева подойдут для любителей тяжелой музыки. Благодаря древесине, инструмент имеет глубокие низы и сглаженные верха, сочный мягкий звук.

Необходимые инструменты и средства для изготовления

Перед тем как начать делать акустическую гитару, подготовьте инструменты, которые понадобятся:

  • древесина;
  • резак или электрический лобзик;
  • дрель;
  • клей для деревянных изделий;
  • наждачная бумага;
  • герметик;
  • тиски и зажимы;
  • острый нож;
  • плоскогубцы и кусачки;
  • отвертки.

Потребуется лак для покрытия готовой гитары.

МАТЕМАТИКА

В этой главе я перечислю некоторые величины, которые необходимо знать при изготовлении инструмента. Хочу сразу предостеречь: Если у вас нет опыта в изготовлении гитар, или он не велик, то воздержитесь от самостоятельного просчёта инструмента! Наилучшем решением, в данном случае, будет взять готовый инструмент (лучше фирменный) и тщательно и аккуратно обмерить его. Не стремитесь к созданию точной копии. Прелесть самостоятельного изготовления — возможность варьировать те или иные величины «под себя». Если же опыта совсем мало, то лучше всего будет сначала сделать «бескровную пересадку», то есть к своей старой гитаре изготовить, скажем, новую деку. Переставив гриф и все запчасти на своё творение, можно оценить свой уровень, и если он пока не высок, вернуть всё на «родину» и заняться изготовлением нового грифа. В конце концов, у вас всё получиться.

Наиболее часто задаваемым вопросом является величина мензуры, и как следствие — разметка грифа. С этого и начнём.

Стандартным значение мензуры для гитар считаются следующие величины:

  • Бас-гитара — 34″ (863,6 мм)
  • Электрогитара — 27″ (685,8 мм) [иногда такой инструмент называют «баритоном»]
  • Электрогитара — 25.5″ (647,7 мм) [иногда такой инструмент называют «тенором»]

Разберём, что такое «стандартное значение». Что мешает нам увеличить мензуру? Причин несколько:

  • Может не хватить длины струн
  • Невозможно изготовить качественный гриф большой длины
  • Расстояние между ладовыми перегородками, особенно в первой позиции, будет настолько велико, что играть просто не получится

Укоротить же мензуру нельзя по следующим причинам:

  • Настроенные струны будут очень слабо натянуты и, попросту говоря, будут болтаться
  • Расстояние между ладовыми перегородками в верхних позициях будут настолько малы, что они «сольются»

В силу всего вышесказанного, подведу итог: допустимое отклонение величины мензуры от «стандартной» составляет как максимум ±10%.

Итак, мы определились с мензурой. Наступает ответственный момент: разметка грифа под лады. Не знаю почему, но многие мастера делают из этого тайну, дескать это «семейные секреты», «крайне сложно» и т.д. и т.п. Говорю со всей ответственностью — не верьте им! Сейчас я дам число, с помощью которого можно разметить любой гриф с любой мензурой.

Читайте также:
Как в заводских условиях делают фанеру?

Это число — корень двенадцатой степени из двух. Вычислить значение точно невозможно, да и не нужно, в достаточном приближении это будет 1,05946. Что это за цифры, и как ими пользуются? Очень просто. Берём значение своей мензуры и делим на это число. Результат — расстояние от машинки (!) до первого лада. Запоминаем это число, вычитаем его из мензуры и получаем расстояние от верхнего порожка до первого лада. Далее результат первого деления опять делим на наше число, а затем полученое значение вычитаем из мензуры. Результат — расстояние от порожка до второго лада. И так далее. Хотите, считайте хоть до 36 лада (я, кстати, видел бас с трёхоктавным грифом). Да, расчет ведеться не от лада до лада, а от порожка до лада. ПРИ РАЗМЕТКЕ ГРИФА НУЖНО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТАКОЙ ЖЕ СИСТЕМЫ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НАКОПЛЕНИЯ ОШИБКИ! То есть, 24-й лад будет отмеряться не от 23-го, а от нулевого!

Пример: Разметить гриф бас-гитары с мензурой 863,6 мм.

1а. 863,6мм/1,05964=814,993 — расстояние от машинки до первого лада 1б. 863,6мм-814,993=48,606 — расстояние от нулевого лада до первого 2а. 814,993/1,05964=769,122 — расстояние от машинки до 2-го лада 2б. 863,6мм-769,122мм=94,478 — расстояние от нулевого лада до второго

И так далее. При расчётах допустимо округлять результат до тысячных, а иногда и сотых долей миллиметра. Проверить правильность своих действий можно очень просто — двенадцатый лад делит мензуру ровно пополам, а 24-й составляет 3/4 мензуры.

Если описанные выше действия не совсем понятны, то предлагаю вам программу-калькулятор, ссылка на которую есть в конце статьи. Формат файла pdf (Adobe Acrobat), точность расчёта не самая высокая, но вполне достаточная.

Разметку грифа следует производить очень аккуратно, с максимальной точностью, так как ошибка приведёт к тому, что как минимум придется изготавливать новую накладку.

Ещё одним, весьма спорным вопросом является ширина грифа на нулевом ладу (ширина порожка). Наиболее часто встречаются следующие значения:

  • 4-струнный бас, электрогитара с мензурой 25.5″ — 1,625″ (41,275 мм)
  • 5-струнный бас — 1,85″ (47 мм)

Вот здесь строгих стандартов придерживаться не следует. Ширина порожка (и грифа, соответственно), а, следовательно, и расстояние между струнами, а так же расстояние от крайних струн до краёв накладки сильно сказывается на «играбельности» инструмента. И если вы изготавливаете гитару для себя, то никто не запретит вам сделать гриф таким, чтобы для вас он был максимально удобен. Рассчитать геометрию грифа можно при помощи программы-калькулятора для накладки, которая приведена в конце статьи.

Пошаговая инструкция по изготовлению гитары

Чтобы изготовить качественный музыкальный инструмент, необходимо не только подготовить инструменты и выбрать материал, но и следовать инструкции. Последовательное выполнение всех действия позволит создать гитару своей мечты.

Изготовление деки гитары

Первое, что нужно сделать — деку гитары. Она состоит из верхней и нижней деки. Нижнюю обычно делают из двух частей. Они должны быть идеально ровными, чтобы стык между ними не был заметен. Для этого отшлифуйте наждачной бумагой два листа древесины. Обрабатывайте до тех пор, пока лист не станет идеально гладким, без сколов и неровностей.

Когда листы будут готовы, разметьте на них форму деки, которую предпочли. При помощи лобзика выпилите по разметке части корпуса.

На заметку! Используйте стандартную толщину частей деки инструмента. Верхняя дека не должна превышать 2,5 мм. Нижняя часть немного толще — 3 мм.

Обработайте древесину, чтобы не было торчащих щепок. Половины задней деки склейте.

Резонансное отверстие

Для следующего этапа понадобится лобзик. На верхней деке разметьте отверстие для розетки. Для начала стоит просверлить отверстие в середине намеченной области. При помощи специальной насадки вырежьте ровный круг. Диаметр отверстия должен быть правильный и идеальный. От него зависит качество звучания вашего будущего инструмента.

Сборка зажимов

Боковые зажимы укрепляют корпус инструмента. Они необходимы, так как материал очень тонкий и хрупкий. В соответствии с чертежами выпилите части зажимов и скрепите их.

Изготовление пресс-формы и сгибание сторон

Самый сложный этап — сделать боковые деревянные части гитары. Они придадут инструменту законченный вид. Разметьте на листе древесины две большие боковые части. Можно сделать из кусочков фанеры, но вид гитары и ее звучание не устроит профессионального музыканта. Согнуть древесину и придать ей форму — долгое и кропотливое занятие. Чтобы дерево стало податливое, его нужно замочить в воде или обработать паром.

Когда массив дерева примет нужную форму и полностью высохнет, достаньте его.

На заметку! Можно купить или сделать самодельную форму из листа железа, чтобы потом поместить туда древесину. Воспользуйтесь одним из способов, чтобы размягчить дерево. Когда оно станет гибким, то разместите кусочки в металлической форме. Оставьте на некоторое время, пока боковые части не высохнут.

При помощи специальных зажимов соедините боковые части и склейте.

Пропилы, подгонка грифа

Изготовьте две деревянные полоски для внутренней стороны гитарного обода. Гриф следует насаживать на одну из полосок. После того как выпилите полосы, замочите. Закрепите при помощи клея и подождите сутки, пока все высохнет. Те же действия проделайте со второй полосой.

На заметку! Гриф лучше купить или заказать. Вместе с грифом в комплекте идут болты. Они уже имеют отверстие для анкера.

Правильно соотнесите отверстия на грифе и корпусе гитары. Точно разметьте и скрепите элементы инструмента при помощи болтов. Поместите анкер в специальную выемку на грифе и закройте его. Гриф пока можно снять.

Сборка корпуса

Приступайте к сборке корпуса музыкального инструмента. Для начала изготовьте зазоры для грифа, затем накладки на деки. А теперь от вас потребуется максимум точности, аккуратности, чтобы соединить все части корпуса, склеить их. Оставьте на время корпус для полного высыхания.

Читайте также:
Инфракрасный теплый пол под ламинат, пленочный теплый пол под линолеум

Чтобы защитить корпус, выпилите обыкновенные тонкие полоски из оставшегося дерева, при помощи замачивания придайте им гибкость. Затем обклейте края. Оставьте корпус высыхать. Можно заняться грифом.

Подготовка грифа

Какой формы будет гриф, его головка — зависит от вашей фантазии, предпочтений. Производители вырезают или пишут название своего бренда на верхней части грифа. Придайте ему любую форму при помощи инструментов.

Разметьте, сделайте отверстия для колков. Отшлифуйте гриф так, чтобы он был идеально ровный, гладкий. Можно оставить натуральный цвет дерева, покрыв гриф просто лаком, покрасить, украсить любыми вставками.

Чтобы разметить лады, используйте инструкцию или снимите мерки с готового инструмента. На месте линий сделайте небольшие углубления. Желательно немного размочить гриф, чтобы загнать металлические полоски в выемки. Затем хорошо высушите его.

Зажмите кусочком древесины желоб анкера, затем приклейте накладку на гриф. Дайте ему высохнуть, отшлифуйте. Вырежьте деревянную крышку для анкера.

Изготовление гольпеадора и подставки

На верхней части корпуса акустической гитары обычно располагают гольпеадор. Это пластинка из пластмассы или дерева, расположенная около резонансного отверстия. Музыканты ее используют для исполнения гольпе. Ее форма зависит от вашего предпочтения. Приклейте вырезанный пластиковый или деревянный гольпеадор. Дайте высохнуть.

Вырежьте подставку из куска дерева. Отшлифуйте, сделайте отверстия для закрепления струн. Устанавливать нужно после лакировки, шлифовки, полного высыхания коробки гитары.

Лакировка, установка бриджа, порожков

Покройте собранный инструмент лаком. Накройте те части, которые не нужно лакировать. Место, которое будет использоваться для подставки, покрывать лаком не следует, а также накладку грифа.

Для лучшего результата наносите 10 слоев лака. Каждый слой шлифуйте, чтобы поверхность была гладкая. Затем придется подождать неделю, пока все слои высохнут, затвердеют. Еще раз отполируйте. Установите бридж при помощи клея или болтов. Приклейте верхний, нижний порожек.

Заключительный этап

По сути, ваш инструмент готов. Остается лишь натянуть струны, отрегулировать высоту струн при помощи анкера и настроить гитару. При правильном изготовлении вы получите качественную акустическую гитару. За готовым инструментом необходим надлежащий уход. Храните ее в специальном футляре или чехле.

Если хотите озвучить инструмент при помощи электрических усилителей, то вам будет интересно, как из самодельной акустической гитары сделать полуакустическую. Усовершенствуйте ее посредством специальных пьезодатчиков, которые устанавливаются в корпус или на гриф. Если вам удалось сделать гитару своими руками, то установить электродатчик не составит никакого труда.

Можно найти способы изготовления разнообразных гитар из подручных материалов — из картона, пластика и др. Конечно, они будут уступать по звучанию массиву из дерева. Но для тех, кто любит экспериментировать, подобные варианты будут интересны.

Как сделать акустическую гитару своими руками?

Как сделать гитару в домашних условиях своими руками — вопрос, который задают многие музыканты. Изготовление эксклюзива — кропотливый и сложный процесс, который не терпит спешки, непоследовательности. Новичок вряд ли справиться с этой задачей, а профессиональному музыканту стоит попробовать. Несмотря на трудности, создание музыкального инструмента своими руками заслуживает высоких похвал.

Изготовить акустическую гитару не так сложно, как сделать электро- или бас-гитару своими руками. Поэтому для первого раза попробуйте смастерить акустику, так как она даст понять вам основной принцип гитаростроения.

Как сделать гитару в домашних условиях своими руками

Для начала необходимо определиться, какую гитару собираетесь сделать. Оборудуйте подходящее для этого занятия помещение, запаситесь инструментами, качественными материалами для изготовления. Пошагово следуйте всем шагам инструкции, не упуская ни одной детали.

На заметку! Важно найти чертежи, чтобы сделать разметку на листах древесины. Делайте детали строго по чертежам, перенесенным на картон.

При изготовлении инструмента уделите должное внимание температурным условиям, влажности. В помещении не должно быть слишком жарко или холодно. Убедитесь, что влажность воздуха в норме.

Из какого материала сделать?

Звучание инструмента во многом зависит от материала, из которого он изготовлен. Корпус, гриф гитары выполняется из дерева. Оно не должно быть мертвым. Из него хорошее звучание не получится.

При вибрации струны учитывайте, что звук проходит через резонаторное отверстие на верхней деке внутрь корпуса. Он отталкивается от стенки корпуса, выходит назад, усиливаясь в несколько раз. Дерево придает струнному звучанию определенную окраску. В наше время для бюджетных инструментов производители применяют углепластик, фанеру. Но звучание таких гитар плоское и бесцветное.

Какая порода древесины подходит?

Для гитаростроения подходит массив многих пород дерева. Это зависит от предпочтений музыканта. Самая популярная древесина — ольха. Из этой породы сделаны практически все модели известных компаний Fender, Jackson. Ольха придает инструменту чистое звучание, подходит для любых музыкальных стилей.

Для изготовления полуакустических электрогитар используют ель. Мягкое звучание позволяет играть джазовые композиции. Клен и ясень придают гитаре громкий и четкий звук. Для игры соло-партий подойдет инструмент, выполненный из этих видов дерева.

Орех используют производители для эксклюзивных инструментов высшего класса. Тополь, наоборот, применяют для бюджетных музыкальных инструментов. Их звук слишком тихий, не очень высокого качества. Гитары из массива красного дерева подойдут для любителей тяжелой музыки. Благодаря древесине, инструмент имеет глубокие низы и сглаженные верха, сочный мягкий звук.

Необходимые инструменты и средства для изготовления

Перед тем как начать делать акустическую гитару, подготовьте инструменты, которые понадобятся:

  • древесина;
  • резак или электрический лобзик;
  • дрель;
  • клей для деревянных изделий;
  • наждачная бумага;
  • герметик;
  • тиски и зажимы;
  • острый нож;
  • плоскогубцы и кусачки;
  • отвертки.

Потребуется лак для покрытия готовой гитары.

Пошаговая инструкция по изготовлению гитары

Чтобы изготовить качественный музыкальный инструмент, необходимо не только подготовить инструменты и выбрать материал, но и следовать инструкции. Последовательное выполнение всех действия позволит создать гитару своей мечты.

Изготовление деки гитары

Первое, что нужно сделать — деку гитары. Она состоит из верхней и нижней деки. Нижнюю обычно делают из двух частей. Они должны быть идеально ровными, чтобы стык между ними не был заметен. Для этого отшлифуйте наждачной бумагой два листа древесины. Обрабатывайте до тех пор, пока лист не станет идеально гладким, без сколов и неровностей.

Читайте также:
Как выбрать ножовку по газобетону?

Когда листы будут готовы, разметьте на них форму деки, которую предпочли. При помощи лобзика выпилите по разметке части корпуса.

На заметку! Используйте стандартную толщину частей деки инструмента. Верхняя дека не должна превышать 2,5 мм. Нижняя часть немного толще — 3 мм.

Обработайте древесину, чтобы не было торчащих щепок. Половины задней деки склейте.

Резонансное отверстие

Для следующего этапа понадобится лобзик. На верхней деке разметьте отверстие для розетки. Для начала стоит просверлить отверстие в середине намеченной области. При помощи специальной насадки вырежьте ровный круг. Диаметр отверстия должен быть правильный и идеальный. От него зависит качество звучания вашего будущего инструмента.

Сборка зажимов

Боковые зажимы укрепляют корпус инструмента. Они необходимы, так как материал очень тонкий и хрупкий. В соответствии с чертежами выпилите части зажимов и скрепите их.

Изготовление пресс-формы и сгибание сторон

Самый сложный этап — сделать боковые деревянные части гитары. Они придадут инструменту законченный вид. Разметьте на листе древесины две большие боковые части. Можно сделать из кусочков фанеры, но вид гитары и ее звучание не устроит профессионального музыканта. Согнуть древесину и придать ей форму — долгое и кропотливое занятие. Чтобы дерево стало податливое, его нужно замочить в воде или обработать паром.

Когда массив дерева примет нужную форму и полностью высохнет, достаньте его.

На заметку! Можно купить или сделать самодельную форму из листа железа, чтобы потом поместить туда древесину. Воспользуйтесь одним из способов, чтобы размягчить дерево. Когда оно станет гибким, то разместите кусочки в металлической форме. Оставьте на некоторое время, пока боковые части не высохнут.

При помощи специальных зажимов соедините боковые части и склейте.

Пропилы, подгонка грифа

Изготовьте две деревянные полоски для внутренней стороны гитарного обода. Гриф следует насаживать на одну из полосок. После того как выпилите полосы, замочите. Закрепите при помощи клея и подождите сутки, пока все высохнет. Те же действия проделайте со второй полосой.

На заметку! Гриф лучше купить или заказать. Вместе с грифом в комплекте идут болты. Они уже имеют отверстие для анкера.

Правильно соотнесите отверстия на грифе и корпусе гитары. Точно разметьте и скрепите элементы инструмента при помощи болтов. Поместите анкер в специальную выемку на грифе и закройте его. Гриф пока можно снять.

Сборка корпуса

Приступайте к сборке корпуса музыкального инструмента. Для начала изготовьте зазоры для грифа, затем накладки на деки. А теперь от вас потребуется максимум точности, аккуратности, чтобы соединить все части корпуса, склеить их. Оставьте на время корпус для полного высыхания.

Чтобы защитить корпус, выпилите обыкновенные тонкие полоски из оставшегося дерева, при помощи замачивания придайте им гибкость. Затем обклейте края. Оставьте корпус высыхать. Можно заняться грифом.

Подготовка грифа

Какой формы будет гриф, его головка — зависит от вашей фантазии, предпочтений. Производители вырезают или пишут название своего бренда на верхней части грифа. Придайте ему любую форму при помощи инструментов.

Разметьте, сделайте отверстия для колков. Отшлифуйте гриф так, чтобы он был идеально ровный, гладкий. Можно оставить натуральный цвет дерева, покрыв гриф просто лаком, покрасить, украсить любыми вставками.

Чтобы разметить лады, используйте инструкцию или снимите мерки с готового инструмента. На месте линий сделайте небольшие углубления. Желательно немного размочить гриф, чтобы загнать металлические полоски в выемки. Затем хорошо высушите его.

Зажмите кусочком древесины желоб анкера, затем приклейте накладку на гриф. Дайте ему высохнуть, отшлифуйте. Вырежьте деревянную крышку для анкера.

Изготовление гольпеадора и подставки

На верхней части корпуса акустической гитары обычно располагают гольпеадор. Это пластинка из пластмассы или дерева, расположенная около резонансного отверстия. Музыканты ее используют для исполнения гольпе. Ее форма зависит от вашего предпочтения. Приклейте вырезанный пластиковый или деревянный гольпеадор. Дайте высохнуть.

Вырежьте подставку из куска дерева. Отшлифуйте, сделайте отверстия для закрепления струн. Устанавливать нужно после лакировки, шлифовки, полного высыхания коробки гитары.

Лакировка, установка бриджа, порожков

Покройте собранный инструмент лаком. Накройте те части, которые не нужно лакировать. Место, которое будет использоваться для подставки, покрывать лаком не следует, а также накладку грифа.

Для лучшего результата наносите 10 слоев лака. Каждый слой шлифуйте, чтобы поверхность была гладкая. Затем придется подождать неделю, пока все слои высохнут, затвердеют. Еще раз отполируйте. Установите бридж при помощи клея или болтов. Приклейте верхний, нижний порожек.

Заключительный этап

По сути, ваш инструмент готов. Остается лишь натянуть струны, отрегулировать высоту струн при помощи анкера и настроить гитару. При правильном изготовлении вы получите качественную акустическую гитару. За готовым инструментом необходим надлежащий уход. Храните ее в специальном футляре или чехле.

Если хотите озвучить инструмент при помощи электрических усилителей, то вам будет интересно, как из самодельной акустической гитары сделать полуакустическую. Усовершенствуйте ее посредством специальных пьезодатчиков, которые устанавливаются в корпус или на гриф. Если вам удалось сделать гитару своими руками, то установить электродатчик не составит никакого труда.

Можно найти способы изготовления разнообразных гитар из подручных материалов — из картона, пластика и др. Конечно, они будут уступать по звучанию массиву из дерева. Но для тех, кто любит экспериментировать, подобные варианты будут интересны.

Мастерим миниатюрную гитару «Ретро» для куклы

Начав валять серию крысиков «Музыка подвалов», внезапно столкнулись с полным отсутствием музыкальных инструментов нужного размера и качества. Одним из первых инструментов, естественно, была гитара — из цельного кусочка фанеры. Но сегодня мы решили усложнить задачу и поделиться опытом, как сотворить гитару, полую внутри. Ну почти как настоящую!

Примечание: приведенный ниже технологический процесс — не жёсткое руководство к действию, а описание собственного опыта и наблюдений.

Материалы и инструменты

  • фанера трехслойная;
  • морилка;
  • лак акриловый, лак паркетный (яхтный, ПФ);
  • клей универсальный, ПВА, суперклей;
  • наждачная бумага;
  • перманентный маркер;
  • миллиметровая бумага;
  • тонкая стальная проволока или леска (струны);
  • зубочистки, маленький кусочек дерева;
  • гравер, напильники, дрель, сверла, лобзик, нож канцелярский;
  • медная проволока (вспомогательный элемент).
Читайте также:
Как грамотно выбрать средство от засоров: читаем этикетку и изучаем состав средств!

1. Образ

Работу начинаем с поиска нужного образа. Включаем любой поисковик и ищем нужную картинку.

2. Шаблон

Картинка найдена, с образом определились. Поскольку у нас очередной принтер сдох, а новый ещё не появился, перерисовываем гитару с выбранной картинки в какой-нибудь графической программе, которая поможет перенести точный рисунок на миллиметровку. либо сразу на миллиметровку. Корректируем рисунок — мы несколько увеличили головку грифа, потому что это не точная модель в масштабе, а всё-таки игрушка. Если у кого есть живой-здоровый принтер, можно сразу распечатать шаблон.

3. Корпус

Берем 3 кусочка трехслойной фанеры. Резать фанеру лучше большим канцелярским (строительным) ножом — пилой не очень удобно и появляются грубые сколы. У нас была довольно древняя фанера, которой более 25 лет, и мы не были стопроцентно уверены в её качестве. А так можно использовать ножовку по металлу, она пилит довольно аккуратно. Размеры заготовок должны быть с припуском по каждой стороне хотя бы в 1 см — чуть больше размеров корпуса будущей гитары.

Переносим с шаблона контур на все три заготовки. На заготовке верхней деки рисуем контур голосника (дырка под струнами). У нас — диаметр голосника 10 мм. Во второй заготовке рисуем внутренний контур, отступив от внешнего 3-4 мм (как на картинке). Третью заготовку (нижняя дека) оставляем, как есть.

Обратите внимание: красной стрелочкой указана трещинка на шпоне — рассохлась фанера. Но поскольку изначально планировалась гитара-ретро, будто бы старая и заслуженная, то нам такой дефект только на пользу.

Чтобы эта удачная трещинка не расползлась и случайно не испортила дальнейшую работу, густо промазываем её клеем ПВА. Сушим, поджав в тисках. Можно зашпаклевать смесью клея ПВА и древесной пыли. Если дерево не тонировать, этот вариант будет практически незаметен после полировки.

Высверливаем голосник. Делать это обязательно на столе,плотно прижав заготовку к горизонтальной поверхности. Желательно использовать сверла от меньшего диаметра к большему – фанера очень склонна к образованию сколов, лучше рассверливать отверстие, постепенно увеличивая его диаметр. Обязательно оставить припуск на окончательную обработку.

Ориентируясь на контур, засверливаем вокруг него с небольшим припуском, не забывая хорошо прижимать заготовку к горизонтальной поверхности, во избежание сколов. Канцелярским ножом аккуратно перерезаем перемычки между высверленными отверстиями. В результате должно получиться примерно как на картинке. Можно воспользоваться лобзиком — если кто умеет.

Примечание: прямоугольничек, обозначающий прорезь для грифа (он должен быть на всех заготовках), пока не трогаем. Сейчас он нужен для ориентации.

Всё лишнее стачиваем почти по контуру, оставляя небольшой припуск (чтобы можно было скорректировать, если при склейке нечаянно сдвинутся части корпуса)

В заготовке № 2 вырезаем только центральную часть.

Стачиваем лишнее гравером. Если нет гравера, можно воспользоваться наждаком или напильником нужной формы. Как соорудить нестандартный напильник, смотреть здесь>>

Аналогичным способом высверливаем-вырезаем нижнюю деку.

Вот так должны выглядеть 3 заготовки для корпуса гитары.

Склеиваем между собой все части корпуса универсальным клеем или ПВА и терпеливо ждём, когда всё просохнет.

Стачиваем всё лишнее до контура. Голосник тоже обтачиваем начисто по контуру. Получается вот так полосатенько.

4. Гриф

Здесь показан гриф из фанеры, потому что Мастеру приспичило именно полосатый. Но на самом деле фанера для грифа — далеко не идеальный материал. Лучше делать из дерева. Но если очень хочется заморочиться — склеиваем три полоски трехслойной фанеры и запасаемся терпением.

На деревянной или фанерной заготовке рисуем контуры грифа по шаблону (На картинке — не три грифа, всего лишь один, но чтоб видны были все проекции. Слава фотошопу :)

И по контурам рисунка стачиваем гравером, надфилем, напильником — что есть в наличии, чтобы получилось что-то, похожее на гриф (ради этих полосок и была затеяна вся эта возня с фанерой).

5. Сборка

Прикладываем получившийся гриф к корпусу, намечаем контуры прорези под гриф.

Вытачиваем в корпусе паз под гриф таким образом, чтоб гриф сел плотно, без щелей.

Примеряем. Если нечаянно сточили лишнее, отчаиваться не надо. После склейки можно зашпаклевать щели смесью ПВА и древесной пыли, после высыхания зашкурить, получится гладкая поверхность.

Приклеиваем гриф к корпусу. Ниткой обматываем для плотной фиксации, вместо тисков.Сначала вдоль корпуса, потом поперек, чтобы детали прижались друг к другу как можно плотнее.

Накладка на гриф. Понадобится один слой. Расслаиваем кусочек фанеры, хорошо зачищаем с обеих сторон, делаем тоньше. Это часть, к которой будут крепиться металлические порожки. Делаем накладку с небольшим припуском по ширине, лишнее потом уберем.

Верхний порожек. Очень аккуратно, не дыша, пропиливаем паз в грифе. В него устанавливаем верхний порожек. Его вытачиваем из кусочка дерева, делаем порожек высоким — лишнее сточим впоследствии, после проклейки.

Приклеиваем и шпаклюем верхний порожек, можно это делать сразу. Зажимаем прищепкой для плотного прилегания деталей, просушиваем.

Приложив накладку к грифу, стачиваем порожек до нужной высоты. Стачиваем излишки дерева (фанеры) с пятки грифа, чтоб она была вровень с глубиной корпуса гитары.

Далее придётся повозиться по-взрослому. Сначала высверливаем-вытачиваем овальные отверстия в головке грифа — надфилем, ножом — кто чем сможет. Здесь лучше работать вручную. Если решились на возню с фанерой— она почти стопроцентно расколется, и придётся её склеивать. В нашем случае это не критично, гитара-то будто бы старая, и некоторая побитость ей только придаст шарма. Если у вас дерево, и случилась такая неприятность – подклейте и отложите работу часов на 5, чтоб как следует просохло (не забудьте прижать отколовшийся кусочек, как следует, зафиксировав ниткой).

Читайте также:
Как в домашних условиях ухаживать за паркетом

Сверлим отверстия для колков. Сверло понадобится диаметром около 1 мм. Сверлильного станка у нас нет, в гравер такое сверло тоже не зажимается, поэтому работать пришлось пальцами. (На следующий день синяки обеспечены. Это самый тяжелый, долгий и нудный этап работы. Засверливаем так, чтобы в перемычке головки грифа были углубления — в них будут упираться колки.

Ладовые порожки. Намечаем лады карандашом — в зависимости от длины грифа. Ширина ладов у настоящей гитары уменьшается от головки к голоснику, поэтому имитируем, не смущаясь. Идём сверху вниз: 4 лада по 4 мм, 3 лада по 3 мм, 2 лада по 2 мм и 1 лад 1мм (да, мы знаем, что у всамделишной гитары более 12 ладов, но это, повторяю, не масштабная модель, а игрушка).

Намеченные лады либо аккуратно подпиливаем тонким надфилем, а лучше — продавливаем канавки, к примеру, железной линейкой (не забудьте, накладка тонкая!). Берем тонкую проволоку (медную, стальную — какая есть). Наматываем проволоку по спирали на накладку, укладывая ее в продавленные канавки. Концы проволоки фиксируем клеем на «изнаночной» стороне накладки (это чисто технологический вспомогательный момент, чтобы проволока не размоталась).

Тонируем накладку и покрываем её двумя-тремя слоями какого-нибудь прочного лака (в нашем случае был яхтный). Не переборщите с лаком — он не должен заливать всю поверхность накладки, весь смак — в выступающих ладовых порожках. Хорошо просушиваем. (Лак — для того, чтобы зафиксировать проволочки).

На заметочку. Это был вариант для отчаянных перфекционистов. Если нет жгучего желания возиться с проволокой, то ладовые порожки можно сделать условными — аккуратно процарапать, и при обработке морилкой они будут темнее фона. Можно их просто нарисовать. В этом случае накладку отдельно лакировать не обязательно.

6. Окончательная сборка и декорирование

Очень-очень осторожно, после полного высыхания лака, наждачкой-нулевкой стачиваем проволоку по бокам накладки, чтобы порожки ни в коем случае не содрать. Заодно подгоняем размеры накладки под размеры грифа.

В корпусе гитары просверливаем отверстие под пуговицу для ремня. (Ремень потом вешать не обязательно, но это очень удобное технологическое отверстие — далее сами увидите).

Зачищаем корпус от излишков морилки. Перманентным маркером «делаем темно» внутри гитары — где дотянемся. В идеале это можно сделать до сборки, но мы сообразили уже потом. Поэтому перманентный маркер — наше всё.

Подставка под струны. Понадобится кусочек дерева.

Вырезаем из дерева брусочек, на этом брусочке размечаем положение струн, ориентируясь на ширину накладки грифа.

Раскалываем брусок вдоль, посередине. Шкурить, чистить не надо. Этот разлом будет склеиваться, как есть.

Пропиливаем канавки для струн.

По спирали наматываем по канавкам медную проволоку. Это тоже чисто технологическое приспособление — чтоб отверстия под струны не забились клеем. Если диаметр проволоки довольно большой (примерно 0.6-0.7 мм) — то канавки дополнительно углубятся.

Склеиваем брусок по месту разлома, зажав тисками. Клей ПВА (он не клеит металл, и проволоку будет легко удалить). После высыхания подрезаем и аккуратно вытаскиваем проволоку. Вытачиваем нужную форму подставки для струн, проверяя по месту, чтоб она была нужной высоты (если подставка будет слишком низкая, струны лягут на гриф, а если слишком высокая — то они будут «задраны», а это смотрится не очень хорошо).

Вот так должно получиться. Финишная примерочка.

Примечание. С нижним порожком, который для всамделишной гитары обязателен, морочиться не стали, обошлись только подставкой под струны.

Тонируем подставку. Приклеиваем накладку с ладами на гриф (клей ПВА). После высыхания приклеиваем подставку для струн, чтобы струны впоследствии встали точно над грифом (суперклей моментального действия). Тут принцип — «семь раз отмерь, один приклей».

Колки. Для колков нам понадобятся зубочистки. Так как отверстия под них всего 1 мм, берем шуруповерт или дрель, в патрон зажимаем зубочистку и наждачкой стачиваем, чтобы сделать её тоньше и подогнать под диаметр отверстия. Лучше всего, когда есть зубочистки с односторонней заточкой и фигурной тупой частью. Вот эта самая тупая часть лучше всего подойдет для изготовления колка.

Макаем заготовки колков в ПВА и вставляем по месту.

И вот теперь настал звездный час отверстия под пуговицу для ремня! Берем кусок пластилина, лепим из него подставку. В пластилин втыкаем зубочистку, а на зубочистку насаживаем нашу гитару. И лакируем до желаемого результата. В нашем случае это был акриловый лак в баллоне.

Струны. Остается натянуть струны. Здесь есть варианты, у кого на что хватит фантазии и умения. Нитка, леска, тонкая проволока.

Мы, как всегда, не ищем лёгких путей, поэтому распотрошили кусок изолированного многожильного провода. (Для особо рьяных перфекционистов: можно попробовать даже проволоку разной толщины. Но для такой работы нашего перфекционизма оказалось недостаточно, поэтому да простят нас наши персонажи — все струны одинаковые).

Металл — самый капризный из материалов для струн — он легко тянется, легко рвется, а еще легче режет дерево подставки.

У лески свои минусы — она прозрачная и под определенным углом зрения не видна.

Как устанавливать струны: отмеряем 3 раза по 2.5 длины струны (по месту). Проволоку протаскиваем через подставку, как показано на рисунке – получается, что одна проволока формирует две струны. Чтобы не повредить подставку, мы установили крохотные проволочные колечки. И только впоследствии сообразили, что при натягивании струн можно нанизать на проволоку маленькие бисеринки, гармонирующие по цвету с остальной композицией. (всего понадобится 3 штуки)

Продели струны через подставку? Аккуратно наматываем их на колки. Излишки можно потом подрезать. Не натягивайте слишком сильно, повторяю — металл имеет свойство растягиваться и к прежней форме уже не возвращается.

На всякий пожарный, щедро проклеиваем места стыковки струн с подставками — со стороны нижней подставки, где проволочные колечки или бисер, а также со стороны головки грифа, над верхним порожком. (моментальный суперклей). Пуговицу для ремня делаем из зубочистки и сажаем на клей ПВА.

Читайте также:
Виды рабочих перчаток для строительства. Узнайте, насколько широка разновидность средств защиты.

Любуемся результатом. И пускаем его в дело!

P. S. Гитара на заднем плане — первая, она не полая и со струнами из лески. Лады просто пропилены, никакой проволоки.

Изготовление электрогитары

  • Сделай сам
    • Усилители/комбики
    • Distortion
    • Delay
    • Chorus
    • Flanger
    • Booster
    • Compressor
  • Мастерская
    • Изготовление электрогитары
    • Чертежи гитар
    • Экранирование
    • Покраска
  • Статьи
    • История развития гитар
  • Книги

Приветствуем всех любителей создавать инструменты своими руками!.Ниже представлена информация,которую мы собирали,основываясь на личном опыте

ДРЕВЕСИНА

Породы дерева

Клён (Maple) и его разновидности:

  • – Клён огненный (Flamed Maple)
  • – Клён слоистый (Laminated Maple)
  • – Клён стёганный (Quilted Maple)
  • – Клён каповый (Burled Maple)
  • – Птичий глаз (Birdseye), весьма экзотическая и спорная разновидность клёна.

Клён – довольно часто встречающийся материал. Из клена можно сделать и гриф и корпус гитары.

Клён огненный (Flamed Maple)

Клён слоистый (Laminated Maple)

Клён стёганный (Quilted Maple)

Клён каповый (Burled Maple)

Птичий глаз (Birdseye)

Далее описаны основные и вполне доступные породы древесины:

Красное дерево (Mahogany)

Красное дерево (Mahogany)

Из такой породы делают гриф гитары, т.к это прочный и тяжелый материал.

Basswood с англ – басовое дерево. Липа распространенная порода, из нее делают корпус гитары.

Классический материал на деки.

Палисандр (Rosewood) и его разновидности:

  • – Палисандр африканский (African Rosewood)
  • – Палисандр бразильский (Brazilian Rosewood)
  • – Палисандр боливийский (Bolivian Rosewood)
  • – Кокоболо (Cocobolo) – это уже экзотика

Палисандр африканский (African Rosewood)

Палисандр бразильский (Brazilian Rosewood)

Палисандр боливийский (Bolivian Rosewood)

Из палисандра делают накладки на гриф. Этот материал очень твердый и тяжелый. Также накладки иногда делают из чёрного дерева – (Ebony), но из за дороговизны материала, с ним сталкиваться приходилось не часто. Отполировав черное, поверхность материала станет гладкой и блестящей и будет выглядеть как пластик.

Этот материал схож с ольхой, но он более мягкий и стоимость тополя ниже.

Здесь предоставлен неполный список пород древесины, которые используют для изготовления гитар.

При изготовлении гитар (электрогитар, бас-гитар, акустических гитар) все делается индивидуально, учитываются пожелания и возможности заказчика. Но в любом случае необходимо обеспечить наиболее лучшее звучание инструмента. Конечно, никто не запрещает изготовить весь инструмент из чёрного дерева и звучать он будет просто шикарно. Но вряд ли кого заинтересует такой инструмент, т.к. цена его будет запредельно высокой. В то же время не рекомендуется использовать лёгкую древесину, например березу – гитара должна быть тяжелой!

Подготовка древесины

Главное правило при изготовлении гитар – это то, что нужно использовать древесину, которая хорошо высушена. Просушка древесины – это долгий и ответственный процесс, который может занять несколько лет, для дорогих инструментов сушка может происходить до 60-ти лет! Древесину помещают в сухое, проветриваемое помещение, предварительно залив спилы кампаундом, это делают для того, чтобы влага не вытекала по сосудам.

Также древесину сушат в специальных печах. Этот процесс занимает гораздо меньше времени (несколько месяцев), но этот метод разрушает структуру породы и для гитаростроения не подходит.

Волокна древесины должны идти продольно спилу, на брусках, которые используют для изготовления гитар, не должно быть трещин и сучков.

Хороший вариант для изготовления гитар – это переделка или доработка готового инструмента, потому что иногда трудно найти необходимый размер древесины.

Если вы все же решили изготовить гитару – вы должны понимать, что ни в коем случае не нужно приобретать древесину с базы стройматериалов. Качественный материал следует брать у мастеров, которые занимаются ремонтом, или изготавлением музыкальных инструментов.

Обработка древесины

В этом деле немаловажным моментом является аккуратность и точность, т.к. любая погрешность может плохо повлиять на вид инструмента или просто уничтожат звучание гитары. В гитаростроении используют те же принципы и инструменты, что и в обычной обработке древесины.

КЛЕИ, КРАСКИ, ЛАКИ

В изготовлении гитар как правило применяют костный или казеиновый или другие органические клеи. У таких клеев хорошая адгезия с древесиной и примерно одинаковая “жесткость”, но имеют и ряд недостатков. Эпоксидные смолы, в отличии от органического клея, когда застывают становятся твердыми как стекло. Места, где склеивались изделия (швы) через 5-6 лет начинают трескаться. Когда происходит ручная шлифовка, место, где находится начинает выступать, так как шов стачивается медленнее. Еще важным недостатком эпоксидных смол является то, что клеевой шов невозможно убрать (размочить жидкостями, растворить или расплавить), ремонтопригодность в разы становится меньше.

Окрашивают гитары различными эмалями и красками. Окрашивание происходит при помощи распылителя, иногда используют непрозрачный цветной лак.

ФУРНИТУРА

Конечно, можно самому выточить колки и машинки, но, во-первых – качество такой фурнитуры может уступать фирменным серийным деталям, а во-вторых – на это уйдет немало времени. Поэтому фурнитуру на гитару лучше покупать серийную. Единственное, что можно переделать самому – это электроника инструмента.

УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ

Гитары делятся по способу крепления грифа:

  • Разборные гитары (гриф крепится на болтах)
  • Неразборные гитары (гриф вклеен в корпус)
  • Цельногрифные гитары (гриф как часть корпуса, сквазной гриф)

Третий вариант достаточно дорогой, поэтому встречается реже, чем первые два варианта. В таких инструментах гриф имеет длину всей гитары, а дека делится на две половины, приклеенных к грифу.

Здесь при изготовлении грифа использовались разные породы древесины, это не бюджетный инструмент. У гитары видны волокна, т.к. она покрыта прозрачным лаком.

Самым популярным вариантом является – первый, так как легко можно заменить гриф, если с ним что то случается. Это очень важное свойство.

Чертёж праворучной гитары:

В основном дека состоит из двух частей. Использование более двух компонентов лучше не рекомендуется. Допускается склеивание нескольких частей в экзотических формах инструментов и полуакустических гитар. Склеивание частей происходит еще до обработки деки.

Необходимо провести все расчеты касающиеся корпуса инструмента, потом переходить к созданию контура деки и разметке посадочных мест. Длина мензуры, а также вся разметка грифа напрямую зависит от деки. Для изготовления первых инструментов лучше не экспериментировать, а выбрать самый простой вариант инструмента (например Fender Strat).

Читайте также:
75 идей организации пространства и хранения вещей в квартире

Оин из самых важных элементов электрогитары – это гриф. Ниже на изображении показан стандартный метод сборки грифа.

В данном чертеже не показана разметка грифа т.к. разные гитаристы предпочитают свой вид разметки (точки или фигурные узоры). В основном на электрогитарах помечают 3-тий, 5-ый, 7-ой, 9-ый и 12-ый лады (на 12-ом указывают две точки), 15-ый, 17-ый, 19-ый, 21-ый и 24-ый.

Если вы изготавливаете гитару самостоятельно и не имеете особого опыта, то делайте головку грифа и гриф из одного куска дерева, монолитно, так как склеить головку с грифом с первого раза может не получиться, это достаточно сложно и требует определенного навыка.

Теперь рассмотрим элементы грифа.

Делаются из ладовой проволоки. Лады лучше приобретать готовые, но необходимо учитывать ширину грифа. Лады бывают двух видов – обычные (Regular) и (Jumbo) – они выше и шире обычных. В накладке делаются пропилы, куда и закатываются вставки.

Накладка для электрогитары не совершенно плоская, как в акустических гитарах, она имеет определенный радиус.

4-ех струнная бас-гитара имеет около 35 см (14″), 5-ти струнная бас-гитара и электрогитары, которая имеет мензуру 25.5″ – 40,5 см (16″). Изготовление накладки собственноручно дает ряд преимуществ и вы можете сделать ее такой, как нужно именно вам. Можно сделать накладку в форме эллипса или других форм, в серийном производстве это не применяется, т.к. это сложнее и дороже.

В конце статьи можно скачать программу расчёта размеров накладки.

Это очень важный элемент грифа. Его называют еще анкерным болтом. Под силой натяжения струн гриф может изогнуться и анкер препятствует этому. Со временем анкерный стержень может выйти из строя и гриф придется отдать в ремонт.

Анкер изготавливается из мягкой (не закаленной) стали диаметром 5-7 мм. Очень важен пропил для стержня в древесине, он должен быть очень точным без люфтов и зазоров. Гайка для регулировки может находиться как со стороны деки, так и на головке грифа.

Вариант расположения гайки на пятке грифа:

Чтобы исключить проворот анкера на противоположной стороне стержня устанавливают надежное крепление, как правило в крестовидной формы. Как только стержень установится в пропил его следует заклеить рейкой. Пропилы можно делать двумя способами: С тыльной стороны грифа и со стороны накладки. Второй вариант более проблематичен по ряду причин: необходимо дополнительно пропиливать пазы, давление на накладку, что может привести к ее отслоению.

Здесь говорилось про анкеры, которые изготавливаются самостоятельно. При изготовлении гитар на производстве используются другие виды. К примеру П-образный профиль:

МАТЕМАТИКА

Здесь мы поговорим о цифрах, которые нужно знать и без которых невозможно изготовление инструментов. Если вы новичек и не обладаете достаточным опытом, мы не советуем просчитывать самостоятельно инструмент. В этом случае используйте готовые чертежи, которые можно найти здесь или точно измерить уже готовый инструмент. Или самый простой вариант: взять старую гитару и изготовить для нее деку, переставив гриф и все запчасти с фурнитурой.

Начнем с величины мензуры и разметки грифа. Ниже приведены стандартные значения:

  • Бас-гитара – 34″ (863,6 мм)
  • Электрогитара – 27″ (685,8 мм) [иногда такой инструмент называют “баритоном”]
  • Электрогитара – 25.5″ (647,7 мм) [иногда такой инструмент называют “тенором”]

Делать слишком большую мензуру нельзя по нескольким причинам:

  • Длина струн
  • Слишком длинный гриф не может быть качественным
  • Если длина мензуры будет слишком велика, то расстояние между ладами будет такое, что невозможно будет играть

Также нельзя делать мензуру слишком короткой:

  • Натяжение струн будет слабым
  • Расстояние между ладами в верхних позициях будет практически отсутствовать

Допустимые отклонинения от “стандартной” мензуры может быть максимум ±10%.

Перейдем к разметке грифа. Приводим число, которое поможет разметить гриф с мензурой. Это корень двенадцатой степени из двух. Точно работать с такими числоами практически невозможно, т.к. это значение будет приблизительно 1,05946. Узнаем значение мензуры измеряя ее и делим на это число, у нас получается значение растояния от бриджа до 1-го лада. Вычитаем это число из мензуры и результатом будет расстояние от верхнего порожка до 1-го лада.

Затем то, что получилось от первого деления делим на наше число, и полученное значение вычтем из мензуры. Получаем расстояние от верхнего порожка до 2-го лада. Далее проводим аналогичные вычисления. Расчет должен вестись не от одного лада до другого, а от порожка до лада. Придерживайтесь данному расчету чтобы избежать накопления ошибки (например двадцать четвертый лад будет расчитываться не от двадцать третьего, а от нулевого).

Пример: Разметить гриф бас-гитары с мензурой 863,6 мм.

1а. 863,6мм/1,05964=814,993 – расстояние от машинки до 1-го лада
1б. 863,6мм-814,993=48,606 – расстояние от нулевого лада до 1-го
2а. 814,993/1,05964=769,122 – расстояние от машинки до 2-го лада
2б. 863,6мм-769,122мм=94,478 – расстояние от нулевого лада до 2-го

И так далее. Допустимо округлять значения до тысячных, иногда разрешается и до сотых долей миллиметра. Проверяется точность своих расчетов довольно легко – 12-ый лад делит мензуру точно пополам, а 24-й составляет 3/4 мензуры.

Все расчеты и разметку грифа необходимо делать очень точно и крайне аккуратно, допустив любую ошибку вы как минимум попадете на замену накладки.

Значения ширины грифа на 0-ом ладу:

  • 4-струнный бас, электрогитара с мензурой 25.5″ – 1,625″ (41,275 мм)
  • 5-струнный бас – 1,85″ (47 мм)

Здесь нет строгих стандартов, поэтому ширину порожка можно делать под себя. Ширина порожка влияет на расстояние между струнами и сказывается на удобстве исполнения.

Файлы для скачивания:

Калькулятор разметки грифа – скачать
Калькулятор для расчета накладки и геометрии грифа – скачать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: