Горячий асфальт: состав, технология укладки

Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника

Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.

Способы укладки асфальта

Холодное асфальтирование

При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.

Горячее асфальтирование

При горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно. Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов . Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники.

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

  • размер участка,
  • объемы работ,
  • предварительная стоимость.

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.

2. Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.

Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.

Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.

Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.

Хотите купить песок или щебень с доставкой?

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49

3. Подготавливается основание

На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:

  • Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
  • Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
  • Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.

Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.

Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.

Схема правильного дорожного “пирога”

4. Укладка асфальта

Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).

При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.

ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011

Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.

Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее – смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.

Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF

Техника для асфальтирования

На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:

Читайте также:
Выбираем петли для алюминиевых дверей: виды и установка

Бульдозер

Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.

Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:

  • чтобы подготовить грунтовое основание,
  • чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
  • для подготовки дорожного основания к асфальтированию.

Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.

Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.

Погрузчик

Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.

Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.

Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:

  • бульдозерными отвалами,
  • ковшом,
  • скреперными рабочими органами и пр.

Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно – опавшей листвы, снега, веток и пр.

Грейдер

Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.

Асфальтобетоноукладчик

Асфальтобетоноукладчик – вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.

Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!

Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.

Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.

Наша компания ООО “Вектор” предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Видео – Правильная технология укладки асфальта

Видео – Современные технологии асфальтирования

Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны

Как правильно укладывать асфальт: технология и оборудование

Каждый владелец земельного участка рано или поздно сталкивается с вопросом организации удобного подъезда к своей территории и комфортному перемещению по ней. Например, сделать площадку для стоянки автомобиля перед своим домом или вымостить дорожки, чтобы не пачкать обувь грязью в дождливую погоду. На строительном рынке сегодня представлен большой ассортимент покрытий с помощью которых можно решить любую подобную задачу. Одним из таких покрытий является асфальтовое как самое популярное и доступное.

В этой статье мы подготовили рекомендации по укладке асфальта и нанесению разметки.

  1. Из чего состоит асфальт?
  2. Битум
  3. Песок
  4. Щебень или гравий
  5. Горячая и холодная укладка асфальта
  6. Технология укладки горячего асфальта
  7. Холодная укладка асфальта своими руками
  8. Нанесение разметки и знаков

Из чего состоит асфальт?

Прежде чем говорить об укладке нужно разобраться из чего же состоит асфальтовое покрытие. Асфальт — это смесь битума с сыпучими материалами: песок, щебень или гравий. В зависимости от назначения дорожного покрытия процентное соотношение компонентов может изменяться. Например, нет смысла использовать щебень для парковочной площадки возле дома, так как он позволяет выдержать высокое давление, что необходимо для покрытия дорог общего пользования и автомагистралей. Для обычных дорожек и автомобильных площадок рекомендуется использовать до 10% щебня из-за отсутствия большой нагрузки на покрытие.

Битум

Битум относится к смолоподобным продуктам которые получаются в результате переработки нефти. Является связующим компонентом асфальтовой смеси. Количество варьируется от 2 до 11% в зависимости от назначения дорожного покрытия. Чем выше нагрузка тем больше битума содержится в асфальте.

Читайте также:
В полной гармонии – обеденный стол на стыке кухни и гостиной

Песок

Песок выступает мелкодисперсным наполнителем и позволяет равномерно распределить внешнюю нагрузку на полотно. При приготовлении асфальта используется только чистый песок так как от этого зависит итоговый показатель прочности полотна.

Щебень или гравий

Как говорилось выше, щебень применяется для повышения прочности асфальта к внешних нагрузкам. Если планируется передвижение по площадке техники свыше 5 тонн, например, при организации подъезда грузовых автомобилей к месту строительства, то наличие щебня до 15 мм в составе асфальта является необходимым условием. Такой асфальт хорошо справится с большим давлением от шин.

В составе асфальта для пешеходных дорожек применяется гравий до 3-5 мм, который является отличным амортизатором и наполнителем.

Горячая и холодная укладка асфальта

Самым распространенным способом является горячая укладка, так как такой способ обеспечивает надежное и прочное покрытие, которое может выдерживать нагрузку вплоть до 15 тонн без деформации, чего не могут гарантировать другие виды дорожных покрытий. Также такой метод считается самым выгодным по затратам, если брать в расчет большие объемы.

Стоит отметить, что технология горячей укладки подразумевает работу со смесью высокой температуры до 120 °С, что в бытовых условиях довольно опасно!

Высокая температура необходима для приготовления однородной смеси, в противном случае надежность такого покрытия будет некачественным. Среди плюсов следует отметить долговечность, ввиду высокой степени устойчивости к воздействию внешней среды. Среди недостатков — в сильную жару асфальт может деформироваться и становится экологически опасным.

Набирает популярность холодный асфальт который представляет из себя смесь на основе полимерно-каучуковых битумов. В основном применяется для ремонта ям, трещин и выбоин на дорогах, а также для облагораживания приусадебных участков. Является экологически чистым материалом так как не содержит растворителей и пластификаторов. Широкий температурный диапазон позволяет использовать его в сильную жару до +40 ºС и сильный мороз до -20 ºС.

Ниже мы рассмотрим как правильно укладывать асфальт своими руками.

Технология укладки горячего асфальта

Для горячей укладки асфальта потребуются следующие материалы и инструменты: металлическая бочка, топор, лопата, швабра, ручной каток весом 100-120 кг или виброплита, ручная трамбовка, битум, песок, щебень или гравий.

  1. Асфальт нужно укладывать в сухую погоду. Поверхность для укладки должна быть заранее подготовлена. Верхний слой земли нужно снять, примерно 4-5 см. На его место насыпать и утрамбовать сначала слой песка, затем мелкозернистой щебенки для создания устойчивой подушки.
  2. Далее нужно растопить битум, установив металлическую бочку на каменное основание в котором будет гореть огонь. Битум нужно порубить на куски топором. Чем меньшего размера будут куски, тем быстрее получится их растопить. Перемешивать лучше всего старой лопатой, так как после укладки асфальта она придет в непригодность. Все работы лучше всего проводить непосредственно возле места укладки, чтобы асфальт не успел остыть при его транспортировке.
  3. Когда битум растопится и закипит нужно начать добавлять песок и гравий. Добавлять нужно постепенно, тогда будет легче перемешивать эту смесь.
  4. Затем совковой лопатой нужно начать выкладывать смесь на подготовленную поверхность. Для этих целей отлично подходит совковая лопата. Для разравнивания слоя асфальта нужно использовать деревянную швабру. Чтобы увеличить плоскость соприкосновения к ней можно прибить доску.
  5. После разравнивания нужно использовать ручной каток для укатывания. Барабан нужно обязательно смочить водой! Если нет катка, то можно использовать виброплиту или ручную трамбовку. После окончания работ покрытию нужно дать отстояться не менее 6 часов.

В результате получается прочное покрытие которое с легкостью выдержит легковой автомобиль.

Холодная укладка асфальта своими руками

Технология укладки холодного асфальта существенно легче и проще чем горячего. Смесь уже продается в готовом виде в удобных пакетах и ведрах. Для укладки потребуются следующие инструменты: ручной каток, виброплита или ручная трамбовка, швабра.

  1. Для начала нужно подготовить поверхность. Снять верхний слой земли 4-5 см и насыпать слой песка, затем щебени и все хорошо утрамбовать.
  2. Насыпать первый слой смеси, разровнять шваброй и прокатать ручным катком или виброплитой. Если у вас нет этих средств, то можно обойтись и ручной трамбовкой. Затем нужно выдержать паузу 10-15 минут и уложить таким образом второй слой. Хорошие показатели прочности показывают три слоя асфальта.
  3. Через 24 часа покрытие готово к использованию.

При укладке холодного асфальта важно качественно его утрамбовать, чтобы исключить попадание воды в щели и тогда такое покрытие будет долго служить.

Читайте также:
Виды увлажнителей воздуха для квартиры: их особенности, принцип работы, преимущества и недостатки

Нанесение разметки и знаков

Нанесение линий и знаков термопластиком или краской позволит разметить асфальтовое покрытие и указать необходимые предупреждения. Например, на площадке перед домом нужно разметить парковочные места для машин. Или нанести предупреждающий знак об опасности для водителей. Для этих целей наиболее оптимально подходит термопластик так как он износостоек, имеет хорошую агдезию с асфальтом и у него длительный срок эксплуатации. Наносить термопластик нужно с помощью специального оборудования, так как требуется постоянно поддерживать высокую температуру в котле и тщательно перемешивать пластичную массу.

Если нет возможности использовать специализированное оборудование, то нужно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Асфальтовая поверхность должна быть сухой и чистой, тогда пластик будет надежно держаться на покрытии.
  2. Температура плавления пластика находится в диапазоне от 140 до 180 ºС. После того как пластик расплавился его нужно постоянно перемешивать, чтобы избежать появления сгустков.
  3. Для нанесения термопластика нужно использовать готовые формы которые позволят пластичной массе застыть на асфальте.
  4. Время остывания термопластика составляет всего несколько минут.

Мы рассмотрели два способа укладки асфальта благодаря которым можно получить качественное и прочное покрытие. Первый способ выгоден при асфальтировании больших площадей. А второй — для обустройства приусадебного хозяйства. В любом случае, правильно уложенное асфальтовое покрытие выдержит большие нагрузки и будет очень долго служить.

Что такое горячий асфальт, его особенности и сферы использования

Асфальтобетон является, без преувеличения, самым востребованным материалом для обустройства различных покрытий. Причем речь идет не только об автомобильных дорогах, и не только о нашей стране. Хотя именно для России этот материал является незаменимым, учитывая наши климатические условия.

Как известно, асфальтобетон может быть разделен на определенные категории:

  • горячий асфальт;
  • теплый асфальтобетон;
  • литой асфальтобетон;
  • холодная асфальтовая смесь;

Также возможно разделение по составу, зернистости, пористости и другим категориям. Однако в этой статье мы подробно расскажем именно про горячий асфальт, который является самым популярным из всех видов асфальтобетона. Что такое горячий асфальт по определению?

«Горячий асфальт – тип асфальтобетонной смеси, которая при укладке разогревается до температуры 110-130 ° C, так как имеет в своем составе вязкий битум. Отличается высокими характеристиками прочности, длительным сроком службы, а также повышенной влагоустойчивостью»

Преимущества горячего асфальта

Широкое использование, которое получил горячий асфальт, обусловлено его эксплуатационными характеристиками. Причем свойства горячей асфальтовой смеси актуальны даже для дорог и автомагистралей с высокой нагрузкой. Например, Москва и область включают в себя дороги, протяженностью более 50 000 километров, и львиную долю твердого дорожного покрытия составляет именно горячий асфальт.

Преимущества горячего асфальта:

  • высокая твердость готового покрытия;
  • хорошая сопротивляемость износу;
  • длительный срок службы;
  • высокий показатель влагоустойчивости;
  • хорошая гладкость поверхности;
  • относительно невысока стоимость;
  • возможность легко провести ямочный или масштабный ремонт;

Какие характеристики отличают горячий асфальт от холодного и литого

Тип асфальтобетона Прочность Износостойкость Срок службы Влагоустойчивость
Горячий асфальт Высокая Высокая Достаточно высокий Достаточно высокая
Холодная асфальтовая смесь Средняя Средняя Средний Средняя
Литой асфальтобетон Достаточно высокая Высокая Высокий Высокая

Технология укладки горячего асфальта

Технологический процесс отчасти зависит от того, где и с какой целью обустраивается покрытие. При строительстве дороги и при асфальтировании садовой дорожки преследуются различные цели, и ожидается разная нагрузка, что отражается на процессе асфальтировки.

Горячий асфальт при укладке разогревается до температуры 110-130 ° C, так как имеет в своем составе вязкий битум. Без разогрева данный вид асфальтобетона потеряет свои характеристики.

Также рекомендуется укладывать горячий асфальт в теплые месяцы – с поздней весны до ранней осени. Требуемая температура воздуха – не ниже +5 ° C, в экстренных случаях до -10 ° C.

Технология укладки горячего асфальта при строительстве дорожного полотна:

  • 1. Комплексные геодезические исследования;
  • 2. Подготовительные работы: расчистка местности, устранение преград и т.д.;
  • 3. Обустройство грунта: снятие, разравнивание, отсыпка, уплотнение и прочее;
  • 4. Укладка геотекстиля;
  • 5. Отсыпка слоя песка;
  • 6. Установка георешетки;
  • 7. Отсыпка щебня;
  • 8. Устройство асфальтового покрытия;

Разумеется, во всем процессе участвует дорожная техника. Нужно копать, отсыпать, привозить и увозить материалы, нагревать асфальтовую смесь, а также производить уплотнение и трамбовку слоев.

Технология укладки горячего асфальта на малых площадях подразумевает такой же порядок действий, однако, в менее масштабном варианте. Также при обустройстве покрытий, на которые не будет осуществляться серьезного воздействия, можно отказаться от георешетки. Ее основная задача – равномерно распределять точечную нагрузку от автомобилей, чтобы продлить срок службы дорожного полотна.

Читайте также:
Выгодно ли отапливать дом сжиженным газом из газгольдера - считаем самостоятельно

Также не обязательно использовать крупную дорожную технику. Однако все же желательно производить уплотнение с помощью специальных катков, чтобы обеспечить наилучший результат. В некоторых случаях допускается трамбовка ручными инструментами, если речь идет лишь о минимальных нагрузках на покрытие.

Какой толщины должен быть асфальт

Толщина асфальтового слоя зависит от назначения покрытия. Чем больше будет нагрузка, тем толще нужно делать слой. Также играет роль материал основания. Далее вы увидите таблицу, которая поможет вам понять, в каких ситуациях какую толщину следует обустраивать.

Информация актуальна и для материала горячий асфальт, и для любого другого типа асфальтобетона.

Толщина асфальтового слоя в зависимости от нагрузки

Малая нагрузка : тропинки, тротуары, садовые дорожки, придомовые площадки

Средняя нагрузка : стоянки под автомобили, пригаражные территории, подъездные пути

Существенная нагрузка : автомобильные дороги преимущественно для легковых автомобилей

Серьезная нагрузка : автомобильные дороги, по которым будет часто двигаться большегрузный транспорт

Высокая нагрузка : автомобильные дороги, по которым предполагается интенсивное движение большегрузного транспорта

Материал основания наиболее актуален при строительстве дорожного полотна. В данном случае определение толщины слоя также требует учета нагрузки на полотно. Однако закономерность общая – чем менее прочное основание, тем толще нужно делать слои асфальта.

Из чего состоит горячий асфальт

Состав любой асфальтовой смеси, в том числе и горячего асфальта, может быть разным. Это зависит от необходимого вам уровня качества готового покрытия. Однако у любого типа асфальтобетона есть общие компоненты:

  • заполнитель – песок и/ или горные породы;
  • минеральные порошки;
  • вяжущий элемент – битум;
  • полимеры;
  • возможные добавки;

Особенность состава горячего асфальта заключается в применении вязкого битума. Именно поэтому горячий асфальт разогревается до температуры 110-130 ° C, так как при более низкой температуре смеси вязкий битум начинает затвердевать.

Выбор материала-заполнителя влияет на пористость и качество асфальтовой смеси. Разумеется, учитывается и предполагаемая нагрузка. Существует 3 основных состава асфальтовых смесей:

  • песчаная асфальтовая смесь;
  • щебеночный асфальт или гравийная смесь;
  • щебеночно-мастичный асфальт;

Таблица с назначениями асфальтовых составов

Вид асфальтового состава Назначение
Песчаная асфальтовая смесь Для малых нагрузок, не предусматривающих движение автотранспорта
Гравийная смесь или щебеночный асфальт Для средних и существенных нагрузок. На данный момент чаще заменяется щебеночно-мастичным асфальтом
Щебеночно-мастичная асфальтовая смесь Для серьезных и высоких нагрузок

Щебеночно-мастичный горячий асфальт считается одним из лучших вариантов, поэтому используется при строительстве автомагистралей с высокой нагрузкой. Горные породы создают прочный каркас для дорожного полотна, сводя возможную деформацию к минимуму.

Также данный вид асфальтобетона включает в себя волокнистые добавки для стабилизации, что помогает битуму не растекаться. Кроме того, горячий асфальт на щебеночно-мастичной основе имеет более длительный срок службы, в сравнении с другими составами, при равных условиях.

Где используется горячий асфальт

Особенности горячего асфальта позволяет сделать его использование универсальным. Некоторые процессы при укладке будут отличаться в зависимости от ситуации. Смесь отлично подходит для трасс федерального значения, при этом используется и при асфальтировании дорожек на загородных участках.

Где можно использовать горячий асфальт:

  • обычные дороги;
  • федеральные трассы;
  • скоростные дороги;
  • автомагистрали;
  • аэродромы;
  • парковки;
  • при устройстве тротуаров;
  • для асфальтирования дворов;
  • для площадок на загородных участках;
  • при обустройстве тропинок на участках;
  • для строительства спортивных площадок;
  • в других целях;

Также горячий асфальт используется для проведения ремонтных дорожных работ. Этот тип асфальтобетона хорошо сцепляется с другими слоями, за счет чего обеспечивается высокое качество ямочного и крупного ремонта.

Итоги

Горячий асфальт является качественным и прочным материалом. Подходит как для строительства крупных автомобильных трасс или аэродромов, так и для обустройства площадок или дорожек на загородном участке.

Технология укладки горячего асфальтобетона отличается требованием к температуре смеси и окружающей среды. Горячий асфальт разогревается до 110-130 ° C перед укладкой, а температура воздуха не должна быть ниже -5 ° C.

Толщина асфальтового слоя, как и расход материала, зависит от назначения покрытия и материала основания. Чем выше предполагается нагрузка, тем толще следует укладывать горячий асфальт (актуально для любого типа асфальтовых смесей). Чем менее прочное основание, тем толще слой покрытия.

Горячий асфальт может быть разного состава. Отличия заключаются в характеристиках смеси, что зависит от назначения. Также состав асфальтобетона влияет на его стоимость: качественные составы дороже. Однако это компенсируется эксплуатационными характеристиками и длительным сроком службы.

Заказывайте асфальтирование в Москве у компании ООО «Асфальт-Качество»

Читайте также:
Как выбрать средство для мытья посуды

Горячий асфальт – проверенный строительный материал

Что сравнится с асфальтовым покрытием, создающим неповторимый облик городам и населенным пунктам нашей страны? Сегодня не потерял своей популярности асфальтобетон (АБ) крупнофракционный, которым «одевают» скоростные автомагистрали. Горячий асфальт на основе мелкозернистых компонентов считается наиболее эргономичным строительным материалом при обустройстве придомовых территорий и создании зон отдыха.

Старый добрый асфальт и градостроительная мода

В настоящее время нет достойной альтернативы среди современных материалов асфальтобетону, применяющемуся в нашей стране с 1928 г. Более подходящего материала для строительства тротуаров и бульваров, чем старый добрый асфальт, человечество до настоящего времени не изобрело.

Подтверждают это и последние тенденции современного градостроительства. Сейчас в крупных мегаполисах переходят на бесшовные покрытия типа асфальт, модные тенденции на который распространилась по городам мира.

К сведению! Не отстает от тенденций и г. Москва, планы реновации которой претерпели существенные изменения. Так, столичным департаментом градостроительства в 2017 г. принято решение переделать недавно уложенные тротуары, заменив бетонную плитку асфальтовым покрытием. Связано это с тем, что тротуарный камень неустойчив на песчаной подушке и обладает в сравнении с асфальтом плохими антиледными свойствами.

Востребованные свойства горячей асфальтобетонной смеси

Любое асфальтовое покрытие, произведенное из асфальтобетонной смеси (АБС) содержит набор потребительских свойств, выгодно отличающих строительный материал от покрытий «бетонкой» или мощений тротуарной плиткой:

  • гладкой поверхностью и отсутствием стыков;
  • приемлемой упругостью и несущей способностью полотна;
  • способностью противостоять сдвигам при торможении автотранспорта;
  • возможностью вторичной переработки материала на сырье с применением в новом покрытии;
  • ремонтопригодностью протяженных участков дороги.

Несмотря на недостаток, заключающийся в поддержании высокой температуры материала +120?C, горячее асфальтирования отличает ряд конкурентных преимуществ по сравнению с укладкой асфальта холодным способом:

  • асфальтобетон дорожный литой горячий обладает исключительными адгезионными свойствами, прочно соединяясь с основой;
  • благодаря высокой температуре смеси АБС ямочный ремонт проводится при минусовых температурах или выпадении осадков;
  • позволяет добиться высокой плотности горячего асфальта с помощью катка или вибрационного оборудования;
  • стоимость 1 тн горячего асфальтобетона в разы меньше холодной смеси с идентичным весом.

Особенности компонентного состава асфальта

Состав компонентной базы горячего АБ позволяет получить ровное и устойчивое к нагрузкам асфальтовое полотно. В рецептуре современного асфальтобетона отсутствует деготь, который больше не используется.

Кстати! Применение дегтя как связующего вещества было прекращено по причине его высокой дороговизны, вследствие чего производство аналога АБ, называемым дегтебетоном, в промышленных объемах оказалось нерентабельным.

Асфальтобетон дорожный литой горячий (ГОСТ Р 54401-2011) представляет блестящую смолистую массу с отсевом дробления минеральных пород и песка. Эти зернистые включения просматриваются в структуре строительного материала. На 85% он состоит из смеси щебня, песка и минерального порошка (филера).

Только 15% массы ингредиентов составляет вяжущее вещество битум. АБ синтезирован искусственным путем и отличается от своего природного аналога. В горном асфальте весовая доля битума и смолистых веществ достигает 60–75 %, поэтому слово «асфальт» переводится с греческого языка как «горная смола».

Состав композита может включать резиновую крошку или полимерные добавки, улучшающие адгезионные и гидрофобные свойства асфальтобетона.

Важно! Обычно АБ имеет черный или черно-коричневый цвет. С помощью пигментных порошков и красящих препаратов «мрачная» расцветка легко меняется на более яркую цветную, что делает асфальтобетонное покрытие детских площадок, парковых дорожек и пешеходных зон привлекательнее.

В качестве добавок для расцвечивания поверхностного слоя асфальта, используются следующие вещества:

Наименование добавки Окись хрома Сурик железный Сурик свинцовый Крон желтый Белила
Цвет асфальта зеленый красно-коричневый красно-оранжевый желтый белый

Они присутствуют в специально производимом цветном синтетическом битуме или добавляются в горячую смесь на этапе перемешивания ингредиентов.

Процесс приготовления состава

Технология приготовления асфальтобетона дорожного литого горячего выглядит следующим образом:

  1. Песок и щебенка, вместо которой подходит гравий, в определенных весовых долях поступают по ленточному транспортеру внутрь общего приемника.
  2. В подогреваемый бункер при постоянном перемешивании заполнителей добавляется битум и минеральный порошок, температура композита доводится до +160?С.
  3. После набора раствором требуемой густоты состав помещают в специальный контейнер, в котором АБС хранится с соблюдением соответствующего теплового режима. Не позже четырех суток смесь доставляется на объект.

Инструменты для укладки асфальта

Для транспортировки горячего раствора используется передвижной котел-термос с подогревом и системой перемешивания литой смеси. Непосредственное распределение и дозировка горячей массы осуществляется при помощи асфальтоукладчика.

Окончательное выравнивание производится дорожными рабочими с применением ручного инструмента: грабель, волокуш и гладилок. С помощью катка, виброплиты или, на крайний случай, ручной трамбовки производится за уплотнение будущего покрытия.

Читайте также:
Как вывести пятна клея с одежды

Способ горячей укладки асфальтной смеси

Технология укладки горячего асфальта включает подготовку: планировку на местности, удаление растительности, рытье так называемого земляного корыта.

На следующем этапе насыпается подложка из песка и щебня толщиной не менее 5–15 сантиметров. Основание создает несущий слой, выдерживающий многотонные нагрузки, и выполняет функции дренажа при подъеме грунтовых вод. В зависимости от предполагаемой нагрузки укладывается 1–3 слоя асфальта, для лучшего сцепления между собой они промазываются битумом.

В соответствии с нормативами СНиП минимальная толщина асфальта не должна быть меньше 80 мм, что считается ориентиром при асфальтировании территорий.

Холодный и горячий асфальт

Асфальт является относительно дешевым материалом, который широко используется в качестве рабочего покрытия автомобильных дорог, площадок и других подобных объектов. Его основой служит битум и минеральные материалы, обеспечивающие необходимые технологические эксплуатационные характеристики готового продукта.

В зависимости от состава и метода укладки выделяют три основные разновидности асфальта (по ГОСТ 9128 два: горячий и холодный с разделением по характеристикам):

  1. горячий — укладывается по хорошо всем известной традиционной технологии при температуре готовой смеси не ниже 110 °С, что обусловлено наличием в его составе вязкого битума;
  2. теплый — изготавливается на основе маловязкого битума, поэтому требует укладки при температуре смеси от 40 до 80 °С (эта разновидность асфальта по условиям применения, а также комплексу преимуществ и недостатков, аналогична горячим смесям, поэтому часто относится именно к этой группе материалов);
  3. холодный — производится на базе жидкого битума, вследствие чего может укладываться при достаточно низких температурах, обычно не ниже 5 °С, но в некоторых случаях могут использоваться составы для температур окружающей среды от -30 °С.
Вид и тип смесей и асфальтобетонов Марка
Горячие: I
– высокоплотные
– плотные
А I, II
Б, Г I, II, III
В, Д II, III
– пористые I, II
– высокопористые щебеночные I
– высокопористые песчаные II
Холодные:
Бх, Вх I, II
Гх I, II
Дх II
– высокопористые щебеночные I

Основные требования к смесям для обустройства асфальтового покрытия приведены в ГОСТ 9128, согласно которому может использоваться горячий либо холодный асфальт разных видов и типов. Первый вариант требует применения смесей, нагретых до температур выше 110 °С, а второй более прост, поскольку может выполняться на основе материала комнатной или более низкой температуры.

Состав и характеристики горячего асфальта

По ГОСТ 9128 к категории горячих асфальтобетонных смесей относятся материалы на жидких и вязких нефтяных дорожных битумах. В зависимости от содержания гравия или щебня выделяют пористые, высокопористые (песчаные и щебеночные), высокоплотные и плотные (типы А, Б/Г, В/Д) виды асфальтобетонов. Остаточная пористость высокоплотных смесей составляет 1-2,5%, плотных — 2,5-5%, пористых — 5-10%, высокопористых — свыше 10%. Тип А производится на щебне (50-60%), а типы Б и В — на гравии или щебне (40-50% и 30-40%, соответственно). Тип Г изготавливается из дробленого песка, а тип Д — из природного или смеси природного с дробленым.

Благодаря использованию недорогих битумов горячий асфальт остается наиболее востребованным материалом для обустройства дорог, аэродромных и других покрытий. К его преимуществам относится низкая цена, высокая морозостойкость и холодостойкость готового асфальта, возможность варьирования характеристик в широком диапазоне, прочность и долговечность. Основным недостатком считается необходимость использования спецтехники и относительная сложность обеспечения заданных характеристик материала в процессе укладки.

Технология укладки горячего асфальта

Укладка горячего асфальта должна производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 по следующей схеме:

  • подготовка основания земляного полотна;
  • разработка выемок и обустройство насыпей;
  • укрепительные и отделочные работы;
  • возведение земляного полотна (технология варьируется в зависимости от типов грунта), в том числе, с использованием геосинтетических материалов;
  • обустройство дополнительных (дренирующих, морозозащитных, капилляро-прерывающих, изолирующих) слоев и прослоек из песка, гравия, щебня, бетона, каменных материалов, пенопласта, геомембран и пр.;
  • обработка основания битумной смесью;
  • приготовление и транспортировка горячего асфальтобетона на площадку строительства из соображений соблюдения заданного температурного режима;
  • укладка горячих смесей с помощью асфальтоукладчика с запасом по толщине на 10-15% выше проектной (при температурах от 0 до 5 °С работы допускается осуществлять только при соблюдении особых требований СНиП).

Одним из основных недостатков горячего асфальта являются ограничения по погодным условиям. Наиболее подходящим периодом для этого считается летний сезон, в весенне-осенний период работы могут производиться в ограниченном режиме, а зимой их выполнять запрещено.

Читайте также:
Как вешать шторы на шторной ленте

Состав и особенности холодного асфальта

Холодный асфальт изготавливается на базе жидкого нефтяного битума, а также заполнителя. В зависимости от содержания гравия или щебня выделяют высокопористые (щебеночные) и плотные (типы Бх/Вх, Гх и Дх) виды асфальтобетонов. Типы Бх и Вх производятся на гравии или щебне: содержание 40-50% и 30-40%, соответственно. Тип Гх изготавливается из дробленого песка, а тип Дх — из природного или смеси природного с дробленым.

Одним из наиболее существенных преимуществ холодного асфальта является сохранение характеристик в течение длительного времени. Поэтому материал может использоваться для укладки в более широком температурном диапазоне, в том числе и в зимний период. Благодаря использованию специальных добавок, холодный асфальт имеет высокую адгезию к материалу основания.

Отличаясь более высокой стоимостью, холодный асфальт позволяет качественно и быстро выполнять сооружение различных площадок под небольшую нагрузку, а также все виды ямочных ремонтов, в том числе и на скоростных трассах. Кроме того, из-за низкой сопротивляемости сдвигу материал не применяется на участках, где происходит интенсивное торможение транспорта.

Технология укладки холодного асфальта

Поскольку холодный асфальт рекомендован для ремонта дорожного полотна, технология выполнения работ отличается предельной простотой. На первом этапе поврежденный участок подготавливают к укладке посредством снятия верхнего слоя покрытия трассы, удаляют пыль, грязь, а затем засыпают холодным асфальтом. Далее производится уплотнение массы, которое можно осуществлять без применения спецтехники (ручным катком или вибротрамбовкой). Следует помнить, что толщина слоя должна обеспечивать запас в 56-60% относительно проектной. Если глубина ямы больше 80 мм, то укладка производится в несколько слоев.

При обустройстве нового дорожного полотна следует придерживаться технологии, описанной в СНиП 3.06.03-85, с учетом специальных требований к использованию холодного асфальтобетона. Кроме того, при выполнении работ в зимний период требуется следовать инструкциям производителя смеси.

В целом, холодный асфальт отличается простотой укладки и рекомендуется к использованию как при выполнении ремонтных работ, так и при обустройстве дорожек, аллей, площадок, не испытывающих больших нагрузок. Такое покрытие можно укладывать в любое время года без использования тяжелой спецтехники.

Укладка горячего асфальта

В процессе строительства современных автотрасс принято использовать технологию укладки горячего асфальта. Данная технология гарантирует обустройство максимально качественного и устойчивого к нагрузкам дорожного покрытия.

Для обеспечения данных качеств дополнительно используются геосинтетические материалы: специальные геотекстильные полотна, мембраны, сетки и т.д.

Технические характеристики горячего асфальта

Особые качества горячего асфальта обеспечиваются за счет его уникальных технических характеристик. Во-первых, стоит отметить упругость и несущую способность данного полотна. Во-вторых, горячий асфальт характеризуется ремонтопригодностью и возможностью вторичной переработки использованного материала. В-третьих, данный материал отличается абсолютной гладкой поверхностью и отсутствием стыков. Среди других характеристик можно отметить ремонтопригодность дорожных участков, в процессе обустройства которых использовалась горячая асфальтобетонная смесь.

Процесс изготовления асфальта

Процесс приготовления горячего асфальта состоит из трех основных этапов. На первом этапе во внутрь общего приемника для приготовления асфальтобетона поступают основные составляющие данного материала: песок и гравий (щебень). Объем поступающих материалов должен соответствовать весовым долям, предусмотренным данной технологией. Для повышения качества готового асфальта дополнительно используются геосинтетики. Качественный геотекстиль способствует надежному связыванию конструкции и предотвращению плывучести дорожного полотна.

На втором этапе в подогреваемый бункер поступают битумные смеси. При этом все используемые компоненты должны постоянно перемешиваться.

На последнем этапе, когда смесь набрала необходимую густоту, полученный состав отправляют в специальный контейнер, в котором горячий асфальт хранится в соответствии со всеми требованиями теплового режима. Готовая смесь должна быть доставлена на строительный объект в течение 4-х суток после изготовления.

Технология укладки

Прежде чем приступить к описанию технологии укладки, стоит напомнить об инструментах, которые понадобятся во время проведения строительных работ. Первое, о чем стоит позаботиться – мобильный котел-термос с подогревом и системой перемешивания. Это оборудование необходимо для перемещения горячей асфальтобетонной смеси.

Также понадобится асфальтоукладчик. Он используется с целью распределения горячей массы по дорожному полотну.

В процессе выполнения дорожных работ понадобится и ручной инструмент. В частности, в процессе укладки горячего асфальта невозможно обойтись без гладилок, волокуш и грабель. Наконец, для уплотнения дорожного покрытия понадобится каток или виброплита. В некоторых случаях может использоваться технология ручной трамбовки.

Что касается самого процесса укладки, то он состоит из нескольких этапов. Сначала выполняются подготовительные работы. Они предусматривают планировку на местности и удаление любой лишней растительности. После этого выполняется подготовка земляного корыта для засыпки подложки из щебня и песка. В целом песчано-щебеночная подложка должна быть не тоньше 5 сантиметров. Ее задачей является создание несущего слоя, который позволит выдерживать огромные нагрузки. К тому же она послужит дренажом, защищающим дорожное покрытие в случае подъема грунтовых вод.

Читайте также:
Беседка из оконных рам своими руками

Далее осуществляется укладка асфальтного слоя. В зависимости от планируемого уровня нагрузки, таких слоев может быть несколько. Дополнительно для обеспечения лучшего сцепления между слоями используется битумная смесь. Согласно общепринятым нормативам, итоговая толщина асфальта должна быть не менее 8 см.

Материалы для укладки горячего асфальта

Для укладки горячей асфальтобетонной смеси принято использовать не только щебень, песок, гравий и другие традиционные материалы. Сегодня также активно используются геосинтетики.

В процессе строительства современных автотрасс принято использовать технологию укладки горячего асфальта. Данная технология гарантирует обустройство максимально качественного и устойчивого к нагрузкам дорожного покрытия.

Для обеспечения данных качеств дополнительно используются геосинтетические материалы: специальные геотекстильные полотна, мембраны, сетки и т.д.

Технические характеристики горячего асфальта

Особые качества горячего асфальта обеспечиваются за счет его уникальных технических характеристик. Во-первых, стоит отметить упругость и несущую способность данного полотна. Во-вторых, горячий асфальт характеризуется ремонтопригодностью и возможностью вторичной переработки использованного материала. В-третьих, данный материал отличается абсолютной гладкой поверхностью и отсутствием стыков. Среди других характеристик можно отметить ремонтопригодность дорожных участков, в процессе обустройства которых использовалась горячая асфальтобетонная смесь.

Процесс изготовления асфальта

Процесс приготовления горячего асфальта состоит из трех основных этапов. На первом этапе во внутрь общего приемника для приготовления асфальтобетона поступают основные составляющие данного материала: песок и гравий (щебень). Объем поступающих материалов должен соответствовать весовым долям, предусмотренным данной технологией. Для повышения качества готового асфальта дополнительно используются геосинтетики. Качественный геотекстиль способствует надежному связыванию конструкции и предотвращению плывучести дорожного полотна.

На втором этапе в подогреваемый бункер поступают битумные смеси. При этом все используемые компоненты должны постоянно перемешиваться.

На последнем этапе, когда смесь набрала необходимую густоту, полученный состав отправляют в специальный контейнер, в котором горячий асфальт хранится в соответствии со всеми требованиями теплового режима. Готовая смесь должна быть доставлена на строительный объект в течение 4-х суток после изготовления.

Технология укладки

Прежде чем приступить к описанию технологии укладки, стоит напомнить об инструментах, которые понадобятся во время проведения строительных работ. Первое, о чем стоит позаботиться – мобильный котел-термос с подогревом и системой перемешивания. Это оборудование необходимо для перемещения горячей асфальтобетонной смеси.

Также понадобится асфальтоукладчик. Он используется с целью распределения горячей массы по дорожному полотну.

В процессе выполнения дорожных работ понадобится и ручной инструмент. В частности, в процессе укладки горячего асфальта невозможно обойтись без гладилок, волокуш и грабель. Наконец, для уплотнения дорожного покрытия понадобится каток или виброплита. В некоторых случаях может использоваться технология ручной трамбовки.

Что касается самого процесса укладки, то он состоит из нескольких этапов. Сначала выполняются подготовительные работы. Они предусматривают планировку на местности и удаление любой лишней растительности. После этого выполняется подготовка земляного корыта для засыпки подложки из щебня и песка. В целом песчано-щебеночная подложка должна быть не тоньше 5 сантиметров. Ее задачей является создание несущего слоя, который позволит выдерживать огромные нагрузки. К тому же она послужит дренажом, защищающим дорожное покрытие в случае подъема грунтовых вод.

Далее осуществляется укладка асфальтного слоя. В зависимости от планируемого уровня нагрузки, таких слоев может быть несколько. Дополнительно для обеспечения лучшего сцепления между слоями используется битумная смесь. Согласно общепринятым нормативам, итоговая толщина асфальта должна быть не менее 8 см.

Материалы для укладки горячего асфальта

Для укладки горячей асфальтобетонной смеси принято использовать не только щебень, песок, гравий и другие традиционные материалы. Сегодня также активно используются геосинтетики.

Для обеспечения данных качеств дополнительно используются геосинтетические материалы: специальные геотекстильные полотна, мембраны, сетки и т.д.

Технические характеристики горячего асфальта

Особые качества горячего асфальта обеспечиваются за счет его уникальных технических характеристик. Во-первых, стоит отметить упругость и несущую способность данного полотна. Во-вторых, горячий асфальт характеризуется ремонтопригодностью и возможностью вторичной переработки использованного материала. В-третьих, данный материал отличается абсолютной гладкой поверхностью и отсутствием стыков. Среди других характеристик можно отметить ремонтопригодность дорожных участков, в процессе обустройства которых использовалась горячая асфальтобетонная смесь.

Процесс изготовления асфальта

Процесс приготовления горячего асфальта состоит из трех основных этапов. На первом этапе во внутрь общего приемника для приготовления асфальтобетона поступают основные составляющие данного материала: песок и гравий (щебень). Объем поступающих материалов должен соответствовать весовым долям, предусмотренным данной технологией. Для повышения качества готового асфальта дополнительно используются геосинтетики. Качественный геотекстиль способствует надежному связыванию конструкции и предотвращению плывучести дорожного полотна.

Читайте также:
Водосточные трубы и желоба из оцинковки

На втором этапе в подогреваемый бункер поступают битумные смеси. При этом все используемые компоненты должны постоянно перемешиваться.

На последнем этапе, когда смесь набрала необходимую густоту, полученный состав отправляют в специальный контейнер, в котором горячий асфальт хранится в соответствии со всеми требованиями теплового режима. Готовая смесь должна быть доставлена на строительный объект в течение 4-х суток после изготовления.

Технология укладки

Прежде чем приступить к описанию технологии укладки, стоит напомнить об инструментах, которые понадобятся во время проведения строительных работ. Первое, о чем стоит позаботиться – мобильный котел-термос с подогревом и системой перемешивания. Это оборудование необходимо для перемещения горячей асфальтобетонной смеси.

Также понадобится асфальтоукладчик. Он используется с целью распределения горячей массы по дорожному полотну.

В процессе выполнения дорожных работ понадобится и ручной инструмент. В частности, в процессе укладки горячего асфальта невозможно обойтись без гладилок, волокуш и грабель. Наконец, для уплотнения дорожного покрытия понадобится каток или виброплита. В некоторых случаях может использоваться технология ручной трамбовки.

Что касается самого процесса укладки, то он состоит из нескольких этапов. Сначала выполняются подготовительные работы. Они предусматривают планировку на местности и удаление любой лишней растительности. После этого выполняется подготовка земляного корыта для засыпки подложки из щебня и песка. В целом песчано-щебеночная подложка должна быть не тоньше 5 сантиметров. Ее задачей является создание несущего слоя, который позволит выдерживать огромные нагрузки. К тому же она послужит дренажом, защищающим дорожное покрытие в случае подъема грунтовых вод.

Далее осуществляется укладка асфальтного слоя. В зависимости от планируемого уровня нагрузки, таких слоев может быть несколько. Дополнительно для обеспечения лучшего сцепления между слоями используется битумная смесь. Согласно общепринятым нормативам, итоговая толщина асфальта должна быть не менее 8 см.

Материалы для укладки горячего асфальта

Для укладки горячей асфальтобетонной смеси принято использовать не только щебень, песок, гравий и другие традиционные материалы. Сегодня также активно используются геосинтетики.

Как делают асфальт: технология производства асфальтобетонных смесей

  • Основные компоненты асфальтобена
  • Разновидности асфальтобетонных смесей по составу
  • Состав и технология производства горячего асфальтобетона
  • Состав и особенности изготовления холодного асфальта
  • Виды асфальтобетонных заводов

Асфальтобетон – это искусственный безобжиговый строительный материал, изготовленный из смеси битума, крупных и мелких заполнителей (гравия, щебня, песка), минерального порошка и других компонентов. В обиходе асфальтобетонные смеси не совсем корректно именуют асфальтом, т.к. это греческое название черной горной смолы (битума), которая образуется в каменноугольных породах. Существует несколько видов искусственного асфальта, отличающихся между собой составами и технологией изготовления. Каждая разновидность обладает индивидуальным комплексом эксплуатационных свойств и рассчитана на определенные области применения.

Из каких компонентов делают асфальт?

Основные компоненты асфальтобетона:

  1. Крупные заполнители – щебень и гравий. Они должны прочно сцепляться с вяжущим веществом. Этому требованию соответствуют кубовидные зерна щебня из плотных горных и метаморфических карбонатных пород. При производстве асфальтобетонных смесей применяют заполнитель с размерами зерен 10-40 мм.
  2. Мелкий заполнитель – песок. Для этой цели используется природный карьерный песок (речной не подходит) или отсев дробления щебня. В сырьевой асфальтобетонной смеси используют разнофракционный песок, что позволяет снизить пористость слоя. Мелкий заполнитель повышает плотность асфальтобетона, улучшает устойчивость к высоким температурам и прочность дорожного покрытия.
  3. Минеральный порошок. Его количество и качество существенно влияют на свойства вяжущего. Слишком большое количество минпорошка снижает прочность дорожного покрытия, особенно в зимних условиях.
  4. Вяжущее. Его функции чаще всего выполняет битум, который может быть жидким или вязким. Требуемый коэффициент вязкости битума указывается в технической документации, он зависит от состава сырьевой смеси и температуры укладки асфальта. При проведении дорожных работ в зимних условиях обычно используют жидкий битум с присадками и разжижителями.

Виды асфальтобетонных смесей по составу

По размеру зерен заполнителя различают три разновидности асфальтобетона, каждая из которых имеет определенную область применения:

  • Крупнозернистый. Этот материал востребован для устройства нижних слоев дорожного пирога. Для его изготовления используется щебень крупных (20-40 мм) и мелких фракций (5-15 мм).
  • Мелкозернистый. Заполнителем такого асфальтобетона является мелкозернистый щебень 5-15 мм. В двухслойных дорожных покрытиях мелкозернистый материал используют для устройства верхнего слоя дороги.
  • Песчаный. Этот искусственный асфальт подходит для обустройства тротуаров. Основной заполнитель в нем – песок. Также в составе присутствуют мелкофракционный щебень и немного минерального порошка.
Читайте также:
Домашние тапочки своими руками

По составу также разделяют следующие виды асфальтобетонов:

  • Классические. Предназначены для строительства городских и поселковых дорог, тротуаров.
  • Щебеночно-мастичные. Имеют в составе стабилизирующие добавки волокнистого типа. Применяются для создания высокопрочных дорожных покрытий автомагистралей с высокой интенсивностью движения.
  • Полимерасфальтобетонные. Содержат сополимеры и пластификаторы, повышающие прочность и безремонтный период дорожных покрытий. Полимерасфальтобетоны эффективны для устройства покрытий мостов, аэродромов, проездов, по которым передвигается тяжелая техника.

Виды асфальтобетона по технологии производства

По способу производства асфальтобетонные составы делят на три вида – горячие, теплые, холодные. Теплые асфальтобетоны по условиям применения, комплексу преимуществ и недостатков похожи на горячий асфальт, поэтому ГОСТ 9128-2013 объединяет эти материалы в одной группе.

Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства

Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.

Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:

  1. Просушка при температурах +150…+160 °C и просеивание на грохотах заполнителей, которые обычно поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во влажном или воздушно-сухом состоянии. Повышенная влажность заполнителей приводит к разбрызгиванию смеси при укладке и снижению прочности дорожного покрытия. Просушка может быть одинарной или двойной.
  2. Смешивание компонентов – заполнителей и вяжущего. После добавления битума температура смеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия создаются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться не более 4 суток.
  3. Добавление модифицирующих компонентов. Оно может осуществляться в процессе перемешивания. При производстве резиново-асфальтной продукции каучуковая крошка добавляется в уже готовую к использованию смесь.

Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.

Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления

Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:

  • возможность укладывать на основание при температурах окружающей среды до +5 °C, некоторые составы приспособлены для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
  • сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени;
  • хорошая адгезия к основанию благодаря модифицирующим добавкам.

Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.

Наиболее популярные сферы применения:

  • все виды ямочных ремонтов, в том числе на скоростных трассах;
  • оперативное сооружение дорожек, аллей, площадок, запланированных для эксплуатации при небольших нагрузках.

Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.

Виды асфальтобетонных заводов

Асфальтобетонный завод – это комплекс оборудования, обеспечивающего производство холодных и горячих асфальтобетонных смесей, черного щебня (щебня, обработанного битумом), переработку демонтированного покрытия.

По принципу функционирования АБЗ разделяют на цикличные и непрерывные. На предприятиях циклического действия используются порционные дозаторы и оборудование периодического использования. На заводах непрерывного производства операции подготовки компонентов, их смешивания, выгрузки готовой продукции происходят одновременно.

В зависимости от мощности оборудования АБЗ могут производить от 40 т/ч до 400 т/ч и более. По степени инвентарности заводы разделяют на стационарные, сборно-разборные и мобильные.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: