Интерьер в стиле рококо – симфония сладких нот любви…

Рококо в интерьере комнаты: вечный праздник или будуар для души?

Восемнадцатый век, Франция, Версаль… Что вызывают в воображении эти слова. – галантные кавалеры, красавицы, балы, блеск и пышность. Безусловно, все это было частью реальности того времени: такой же, как перемены, наступивший после правления ослепительного Короля-Солнце, Людовика XIV. После его смерти все властные полномочия были переданы герцогу Шартрскому, Филиппу Орлеанскому, который стал регентом при малолетнем Людовике XV. Как часто бывает в истории, время регентства привело к смене декораций. Это произошло не только в государственных делах, но и буквально проявилось в быту. Филипп Орлеанский ничего не ценил больше удовольствия, комфорта и красивых женщин — такой образ жизни сформировал новый стиль, воздушный и жизнерадостный.

Ракушка из королевских покоев

Стиль рококо в обстановке возник из мотива “ракушка”. Им украшались фонтаны, гроты и сады знати: из работы с диким скальным камнем возникло невероятно изящное направление. В архитектуре фактически не отразилось. Его суть в искусстве и дизайне — вечный праздник и спектакль, легкомыслие и чрезмерность.

Комната для приемов и досуга, Версаль. Королевский стиль переносит в эпоху галантности

Поэтому рококо — стиль салонов и будуаров, женственный, воздушный и намекающий на чувственные радости Это связано с тем, что восемнадцатый век вполне можно считать временем фавориток, как светских, так и королевских. Значительное влияние на развитие стиля оказала очаровательная Жанна-Антуанетта Пуассон, в замужестве — ЛеНорман-Этиоль. Образованная и артистичная, эта дама стала живым произведением искусства, автором которого была она сама. В истории ее знают, как маркизу Помпадур, которая провела рядом с Луи Пятнадцатым без малого два десятка лет.

:Портрет фаворитки кисти Латура, на котором видны часть кресла, стол и драпировка — интерьер эпохи наглядно

Интересный факт: фаворитка была остроумной женщиной: когда она уже достигла успеха, в ее приемной стоял только один стул. Все остальные придворные были вынуждены стоять…

Комод и стул в рокайльном стиле: можно присесть и ожидать высоких гостей

Говоря кратко, мебель в рококо – это витые линии, плавные изгибы, подчеркнутая декоративность. Контуры такой мебели постепенно переходят один в другой. Чтобы позволить себе полноценную и комфортную обстановку, стоит разобраться, что характерно для разных классических стилей. В современном интерьере ограничиваться одним стулом по примеру маркизы совсем не обязательно. Можно с успехом использовать округлые формы, что- то, напоминающее зефир, ведь дамы любили полакомиться.

Кому подойдет гостиная рококо

Гостиная рококо нужна людям, которые хотят ощущать праздник жизни в полной мере и каждый день, создать в своем доме атмосферу легкости, очарования, даже сказки, когда ценится что-то светлое, отчасти детское. Больше всего этот стиль отражает характер и настроение женщины — благодаря своей нарядности и своеобразной кукольности, относящейся к меблировке и декору. Видя, какая была в моде мебель, можно понять, почему стиль рококо принято считать именно женским: очертания мебели плавные, волнистые, округлые — это вызывает ассоциации с женским обликом, когда вспоминается локон волос или изгиб бедра. Цветовая гамма состоит из оттенков зеленого, розового, золотистого или голубого. При этом пастельная палитра в сочетании с металлом и холодным зеркальным блеском в полной мере соответствует описанию исторической действительности.

Дамы, сидящие в гостиной: изящество дивана и мягких стульев отражает женственность эпохи. Кадр из “Опасные связи, 1988

Шелка и птицы

Для отделки стен такой комнаты подойдут популярные в галантном веке обои в стиле шинуазри, с характерным рисунком в виде растений и птиц. Тогда запад пытался встретиться с востоком хотя бы визуально. Современным людям этот стиль прозванный “китайщина”, интересен своей философией. Чтобы воспроизвести его, в убранстве комнаты используют шелковые обои с росписью.

Совет: Не обязательно покрывать ими все стены комнаты: можно выборочно сделать акцент на определенную зону, например, использовать декоративную настенную панель.

Убранство и обивка мебели в стиле шинуазри позволяют перенестись из Франции в Поднебесную страну

Хрустальные мечты

Еще одна неизменная черта века — хрустальные светильники под потолком. Они отличаются богатой историей. Еще в шестнадцатом веке люстры стали модными именно во Франции, и очень популярными — в эпоху рококо. Для них привозили богемский или британский хрусталь особого качества. Хрусталь нередко дополняли прозрачным “дождевым” или матовым стеклом. Сейчас люстра вполне может быть стилизованной, чтобы подходить под эстетику направления.

Стилизованная люстра рокайль в интерьере современного жилища создает впечатление дворцовой роскоши

В настоящее время под обстановку можно подобрать не только люстру, но и подсвечники, настольные лампы, торшеры, бра — например, такой отличный классический вариант.

Интерьер гостиной в стиле рококо: фото и базовые принципы

На сегодняшний день в обстановке все чаще используются некоторые узнаваемые детали направления. Оно выглядит более сдержанным и лаконичным по сравнению с дворцовой роскошью, которая буквально требует места и масштаба. В условиях современной небольшой квартиры, одноэтажного здания, вполне реально сделать ремонт в стиле рококо и воспроизвести такие особенности:

Цвета рококо: сиреневый, салатовый, бирюзовый, бежевый и другие; отличаются легкостью,их можно назвать размытыми Потолок: традиционно высокий, оформленный художественной росписью, лепниной — завитки, ангелочки, мифологические сюжеты
Текстиль: гладкий узорчатый шелк или хлопок, цветочные мотивы (розы, букеты) на голубой или белой поверхности. Современные варианты допускают прозрачный тюль без рисунка, розовую, черную или кремовую обивку Декор: зеркала — на стенах и над камином, часы — на каминной полке и большие напольные, множество фаянсовых безделушек и ваз на столах и комодах

Цветовыми сочетаниями рококо традиционно остаются такие, как:

  • белый с золотистым;
  • зеленый и розовый;
  • белый и голубой;
  • голубой, розовый и зеленый;

Очевидная примета рококо — сочетание акварельных, пастельных тонов с золотом. Этот прием добавляет простора помещению. Допускается также кремовый цвет. Остается востребованным фисташковый, который интересно обыграть в ряду редких стилей интерьера. Можно оформить дизайнерский проект, соединив гостиную со спальней.

Современная комната рококо в тускло-голубом и фисташковом цветах сочетает простор с уточенностью оформления

Комната с мебелью светлых тонах с золотой отделкой воплощает изысканность и богатство аристократического стиля

Читайте также:
Cварка аргоном нержавейки

Для правильного оформления комнаты полезно учитывать, что современные версии интерьера допускают более яркие стены, на фоне которых размещается мебель светлого оттенка. Или же — сочетание черного и белого цветов. Паркет — не самое удобное решение для жилого помещения, поэтому сейчас его заменяют ламинатом в комнатах, плиткой — на кухне и в санузле, ванной. Помещение вполне может выглядеть современно и удобно. На фото представлены все составляющие стиля рококо в интерьере квартиры : мебель с изгибами, бюро с правой стороны от дивана, камин — один из обязательных атрибутов стиля, часы на каминной полке, зеркало над ней, висячая люстра, подсвечники, торшеры. Для красивых мелочей может подойти изысканная ажурная консоль.

Полезно знать: бюро — вид письменного стола с надстроенной частью, крышкой, которая закрывает рабочую поверхность, ящичками и полочками.

Дом рококо — современная комната с камином, люстрой и часами выглядит благородно и сдержанно

Особенности отделки пола, потолка и стен

Пол дворцового стиля должен быть паркетный или мраморный. Паркетную доску из светлых пород дерева обычно покрывают прозрачным лаком. В настоящее время дорогие материалы заменяются качественным покрытием по более умеренной цене. Пол может иметь узорчатый рисунок без резких контрастов. Можно закрыть центр комнаты небольшим ковром.

Матовый пол гостиной удачно сочетается с мебелью и текстилем. Ковровое покрытие в центре добавляет уюта, делая интерьер завершенным

Чтобы стены соответствовали стилю рококо, их окрашивают пастельными цветами, что удобно и недорого. Оклеивают качественными обоями, имитирующими ткань.

Пастельные стены изящной гостиной позволяют сделать акцент на мебели, чей цвет и отделка напоминают о будуарах прекрасных фавориток

Потолки — обычно делаются светлыми, украшены сложной лепниной и позолотой. Вместо фресок могут использоваться фотообои, картины. Угол между плоскостью стены и потолком обязательно сглаживается лепниной, чтобы переход не казался резким.

Потолок, оформленный в классическом стиле, гармонирует с амурами под аркой и колоннами. Голубой цвет стен придает воздуха и зрительно расширяет площадь

В эпоху рококо шторы были разных цветов и фактур — бежевые, голубые, фиолетовые, розовые зеленые. Ими закрывали альков: зону, где помещалась кровать — так туда меньше проникали зимний холод и взгляды любопытных снаружи.

Текстиль и декор

Сейчас занавеси тоже могут быть любыми: от невесомых белых до тяжелых нарядных, в зависимости от того, что больше подходит к обстановке. Одна из примет рококо — фигурные светильники, резные шкатулки для украшений, статуэтки, зеркала с дизайнерскими рамами. Особенно к рокайльной атмосфере подойдет зеркало фигурное в изящной раме. По обилию Фарфоровых ваз и безделушек, украшенных цветочными или восточными орнаментами, легко можно узнать само направление.

Вазы и безделушки демонстрируют не только увлечение востоком: в 18 веке активно производился фарфор, в том числе — знаменитый севрский

Мебель

Предметы мебели, характерные для стиля рококо: декоративные столики, бержеры — кресло на изогнутых ножках, “пастушка”. Мягкие канапе — чаще всего двухместные диванчики с высокой или закругленной спинкой.

Спинка белого дивана напоминает ракушку, на нем удобно расположиться с книгой. Он может украсить современный интерьер, а его форма возвращает в эпоху изящества.

Они были рассчитаны на пышные одежды красавиц, ведь объемное платье могло занять собой все сидение.

Оригинальная меблировка вполне соответствовала легкомысленному и праздному образу жизни знатных людей. По крайней мере, создавалась качественная визуальная презентация того, что именно так они проводят время. Рококо стремилось к тому, что даже шкаф мог стать визуальным отражением философии века, когда дама показывала себя вечно юной девушкой, а мужчина — если не беззаботным подростком, то молодым и модным.

Шкафы в духе рококо выглядят вполне функционально. Сервант тоже может быть романтичным

Изысканные кресла украсят любую комнату. Относятся к одному стилю, представляя собой его традиционную и современную версии

Сегодня стиль рококо успешно сочетают с другими стилями, например, с классицизмом, ведь обустройство современных квартир не предполагает такой ошеломляющей пышности, как, например, гостиная Гау, которая больше подошла бы для парадной фотосессии:

Эрмитаж, Гау Эдуард Петрович — виды залов Зимнего дворца

Интерьеры выполняются как в светлых, так и в черно-белых тонах. И помещения все меньше напоминают фотостудию или декорацию к фильму. Подстраиваясь под современность, воздушное rococo уходит от острых форм, представляя собой со вкусом декорированную и подчеркнутую умеренность и демонстрируя искусство жить красиво каждый день.

Гостиная в стиле современного рококо, выполненная в двух базовых цветах. Выглядит строго и лаконично. Впечатление смягчается изогнутыми линиями гарнитура

Роскошь дворца и изящная утонченность: гостиная в стиле рококо

Исторические стили – неисчерпаемый источник для создания интересных и выразительных интерьеров помещений. Гостиная в стиле рококо – один из примеров яркого и насыщенного оформления пространства комнаты, в которой сочетаются роскошь дворца и изящная утонченность.

Характерные черты стиля рококо

Легкий, игривый рококо возник во Франции при Людовике XV и украсил собой весь XVIII век. Рококо – это уход в мир фантазий и грез, интриг и чувственности, хрупкости и манерности.

Стиль рококо универсален и тотален.

Эмоциональная заразительность этого стиля позволила ему подчинить себе все виды искусства, проникнуть во внутреннее пространство дома и даже стать выражением определенного образа жизни.

В отличие от предшествующего помпезного и напыщенного стиля барокко рокайльный стиль жизнерадостен и приветлив. Ему присущи:

  • пристрастие к изысканным и причудливым формам;
  • утонченность;

  • грациозность;
  • атмосфера приватности и изощренной чувственности;

  • интимность;
  • затейливость;

  • импровизация;
  • пасторальность;
  • восточные (китайские и японские) мотивы;
  • камерность.

Рококо характеризует настроения, царившие в придворных и аристократических кругах почти всех европейских стран в XVIII веке: капризность, интриги, стремление к удовольствиям и удовлетворению малейших прихотей, всепоглощающее веселье.

XVIII век закончился для французской аристократии довольно печально: многие из них сложили головы (причем в буквальном смысле) у подножия революционной гильотины. Однако рококо выжил и до сих пор радует своим изяществом, легкостью и игривостью.

Интерьеры в стиле рококо отличают:

  • причудливые и изысканные линии;
  • обилие декора: вытянутых и грациозных колонн, затейливого лепного орнамента из раковин, завитков, маскаронов, арабесок, цветочных гирлянд;

  • атмосфера комфорта и уюта;
  • сочетание пастельных светлых тонов с белоснежными и позолоченными деталями;
Читайте также:
Виды эмалевой краски: Характеристики и особенности применения- Обзор +Видео

  • большое количество безделушек и мелких предметов;
  • обилие зеркал в великолепных золотых рамах;

  • наличие богато декорированного камина, где на каминную полку устанавливают канделябры, фарфоровые статуэтки и другие безделушки, а над камином уместно большое зеркало в позолоченной раме;
  • легкая, светлая, изящная мебель с изгибами, закругленными углами и позолотой, туалетные столики с зеркалами и множеством ящичков, секретеры и бюро с потайными отделениями, канапе, шезлонги, глубокие кресла с приставными пуфиками, кушетки, мягкая мебель располагает к неге и приятному отдыху.

Интерьер в стиле рококо демонстрирует роскошь и богатство отделки, однако вместе с тем в нем уютно и комфортно.

Интерьер гостиной в стиле рококо

Гостиная комната в стиле рококо предназначена для светских бесед в доверительной атмосфере, приятного времяпрепровождения с близкими родственниками и друзьями.

Весь интерьер комнаты должен располагать к откровенности, создавать условия для тесного, приватного общения. Большую роль в этом играет правильно расположенная мебель.

Важно! Мебель в гостиной должна размещаться небольшими группами в разных частях комнаты и создавать своеобразные центры притяжения.

В такие группы входят стол, диван, канапе, кресла или стулья. Все вместе они составляют единую композицию. Таким образом в гостиной можно организовать несколько комфортных мест для тесного общения. Но такая расстановка мебели возможно только в просторном помещении.

Цветовое решение и отделка

Гостиная в стиле рококо должна быть светлой и просторной.

В цветовой палитре нужно отдавать предпочтение пастельным светлым тонам и цветам:

  • белому;
  • розовому;

  • светло-зеленому;
  • голубому;

  • перламутровому;
  • жемчужному;

  • нежно-лиловому;
  • лавандовому;

  • светло-фиолетовому;
  • золотисто-желтому;

  • кремовому;
  • кофейному;

Огромную роль в декоративной выразительности стиля рококо играет позолота. Она присутствует практических во всех элементах украшения.

Совет: нужно помнить, что хотя рококо роскошный и великолепный, следует соблюдать меру и не превращать гостиную в музей.

В отделке стен используется и штукатурка, и бумажные обои. Самый дорогой вариант – обивка стен роскошной тканью, например, шелком. Удачным решением для гостиной будет создание в стенах отдельных ниш. С их помощью пространство комнаты делится, образуются интересные акценты, создается дополнительный объем. Ниши можно оттенить лепниной или обивкой другого цвета.

Очень часто стены украшают резными панелями, рельефным орнаментом, гобеленами, картинами и фресками на мифологические и пасторальные сюжеты.

Для декора потолка используют лепнину, ручную роспись античной или жанровой тематики. Посередине потолка уместна изящная люстра с лампами в виде свечей.

При отделке пола самый лучший вариант – паркет из ценных пород дерева. Возможна и керамическая плитка.

Важно! Помещение гостиной должно быть хорошо освещенным, с большими окнами.

Для этих целей в современном интерьере используются люстры, настольные лампы с большими плафонами, настенные бра, канделябры со свечами.

Окна в гостиной в стиле рококо декорируются причудливо драпированными шторами. Однако занавески не должны быть тяжелыми и массивными, загораживающими свет.

Предметы интерьера и декора

Рококо – изысканный, утонченный и праздничный стиль. При создании интерьеров в этом стиле необходимо учитывать малейшие нюансы и использовать самые изощренные приемы. Гостиная в стиле рококо должна производить впечатление пластического единства всех форм и частей комнаты, где каждый предмет занимает свое место и находится в гармоничной взаимосвязи с другими вещами.

Ключевой элемент гостиной – небольшой камин, отделанный природным камнем. На каминной полке демонстрируются статуэтки, вазы, часы и другие предметы декора.

Еще одна выразительная примета стиля рококо – большое количество разнородных вещей и деталей, составляющих единое целое. Среди предметов интерьера и декора в гостиной в стиле рококо обязательно должны быть:

  • картины;
  • фарфоровые изделия;

  • вазы с цветами;
  • шкатулки и другие предметы, стилизованные под эпоху рококо;
  • большие зеркала в золоченых резных рамах;
  • обилие свечей;

  • роскошный текстиль;
  • причудливые ширмы;
  • предметы в восточном стиле.

Особый акцент в оформлении гостиной в стиле рококо ложится на мебель. Она должна быть светлой, легкой и изящной, с гнутыми тонкими ножками.

На заметку! Аутентичная мебель изготавливалась из ценных пород дерева, отделывалась дорогими тканями – шелком, парчой.

Ее украшали резьбой и позолотой, бронзовыми накладками. Образцом мебели в стиле рококо служит мебель, созданная выдающим мастером Томасом Чиппендейлом. Ее отличает сочетание элементов французского и английского рококо с мотивами, позаимствованными из Китая.

Среди обязательных предметов меблировки гостиной комнаты в рокайльном стиле должны быть небольшие диваны, канапе, кушетки, кресла, маленькие столики.

Для оформления интерьеров в стиле рококо требуются большие усилия и значительные финансовые вложения. Чаще всего в таком стиле создают гостиные в особняках и больших загородных домах.

Стиль рококо в интерьере +40 фото

Рококо — стиль в искусстве и архитектуре, который ведет свою историю с начала XVIII столетия. Это течение отличает особая грациозность, легкость, а идейной основой является красота, неувядающая молодость, галантное изящество. Наиболее ярко проявился стиль рококо в интерьере. Характерные черты самого «нарядного» стиля — тяготение к всевозможным «женским штучкам» (украшениям, статуэткам, роскошным тканям, плавным линиям, приглушенным тонам), повышенное внимание к подбору мельчайших деталей, а также стремление к тому, чтобы каждый штрих был доведен до совершенства.

Рококо — ближайший родственник помпезного итальянского барокко, который также поклоняется роскоши и охотно выставляет её напоказ. Но у рококо имеются существенные отличия. Его эстетика требует смягчать демонстрацию богатства и любые проявления экспрессивности. Богатство – окрашивая в нежные пастельные тона, экспрессивность — отдавая дань изяществу, лёгкости, игривости. Кроме того, рококо — это отказ от величия, монументальной торжественности, тёмных красок барокко в пользу лёгкости, чувственности, ненасыщенных светлых тонов. Поэтому рококо принято одновременно считать и логическим завершением тяжеловесного барочного стиля, и его художественным антиподом.

История стиля

Стиль зародился во Французском королевстве во времена, когда регентом при малолетнем короле Людовике XV состоял Филипп Орлеанский. Размышляя о французах той эпохи, А. С. Пушкин отмечал их «вольное легкомыслие», «безумство», стремление к роскоши, с которыми ничто не могло сравниться. Не удивительно, что именно в этот период появляется игривое, изящное течение помпезного барокко — стиль рококо, который находит применение, прежде всего, в обустройстве особняков французской знати (гостиных, будуаров, спален). На появление нового течения, конечно же, повлияли изменения философских взглядов. Но главным стимулом для его развития стала не философия, а образ жизни, вкусы, привычки представителей аристократических семейств.

Читайте также:
Вязание крючком для детей фото

Родившись во Франции, рококо быстро набирал популярность в других странах. Этому содействовали французские художники, которые работали за границей. Помогали распространению стиля и французские архитекторы, публиковавшие свои проекты за пределами родной страны. Наивысшего расцвета рококо, вобравший в себя элементы барокко, достиг в Австрии и Германии. Англия тоже не избежала влияния модного стиля, проявившегося более всего в прикладных искусствах, таких как инкрустация мебели, производство изделий из серебра. Стоит заметить, что развитие стиля рококо отразилось на многих отраслях производства художественных изделий. Особое отношение к нему сложилось у производителей фарфора.

Рококо не сдавал своих позиций, оставаясь на пике популярности, вплоть до самого конца XVIII столетия. Галантный стиль, превосходно сочетавшийся с легкостью нравов и непреходящим праздничным настроением, которые царили во времена правления Людовика XV, господствовал недолго, но оставил заметный след в искусстве украшения интерьера.

Для каких помещений подходит стиль

Поклонники стиля рококо встречаются и сегодня. Как правило, это склонные к мечтательности утонченные натуры, которые предпочитают аристократизм и изысканность во всём. Безусловно, не многие из них могут полностью воплотить поистине королевскую роскошь данного направления искусства. Больше шансов добиться успеха имеют утонченные особы, владеющие просторными загородными домами. Однако даже таких счастливчиков стилисты сдерживают, призывая не увлекаться чрезмерно, не стремиться к оформлению всего строения в стилистике давно минувших времен. Во-первых, результатом кропотливой, нелёгкой работы может стать нечто, более напоминающее исторический музей, а не уютный дом-мечту. Во-вторых, обустройство помещений в духе галантного века потребует довольно внушительных финансовых вложений. Отделочные материалы, эксклюзивная мебель, светильники, прочие элементы декора — всё это стоит недёшево.

Но добиться успеха несложно, если применять концепцию рококо в нескольких помещениях — гостиной, детской, спальне, ванной, либо включать отдельные элементы стиля в интерьер любой комнаты. Специалисты рекомендуют исключить из списка преображаемых комнат рабочий кабинет. Здесь должен царить созидательный, бодрый настрой, а не расслабляющая чувственная атмосфера, навевающая приятные мысли об отдыхе, неге, блаженстве.

Бытует мнение, что территория доминирования рококо – загородные дома, а ограниченные квартирные рамки практически не позволяют вместить всё, что требует стилевое направление. Но так ли это? Практика показывает, что аристократичный, невероятно эффектный и, вместе с тем (если проявить смекалку) достаточно бюджетный стиль рококо доступен жителям обычных городских квартир. Ведь современная интерпретация этой стилистики несколько упрощена, а при возникновении трудностей всегда можно рассчитывать на помощь профессионалов.

Цветовая гамма интерьеров и узоры

В цветовой палитре доминирует приглушенная, пастельная гамма: оттенки жемчуга, бежевые, розовые, светло-зелёные, фисташковые, лиловые, небесно-голубые тона в сочетании с позолотой и базовым цветом — белым. Акварельные, размытые цвета наполняют помещение спокойствием, обращают к миру чувств, фантазии, тонких, едва уловимых оттенков настроения.

Это интересно! Главный элемент орнаментального убранства в стиле рококо напоминает завиток раковины. Он носит название «рокайль». Французское слово rocaille переводится как «скальный». Изначально этим термином обозначали ракушки, окаменелости, обломки скал, прочие детали, имитирующие природные элементы, которые использовались для декора парковых павильонов-гротов и фонтанных чаш. Со временем все объекты, напоминающие морскую раковину, неровную жемчужину или камень, из-за необычной, извивающейся, причудливой формы стали называть rocaille. Само название стиля рококо связано с упомянутым термином.

XVIII столетие несколько обновило принципы декорирования помещений. Широко использовались следующие узоры:

  • гирлянды из переплетающихся стеблей, листьев, развивающихся лент;
  • причудливые орнаменты с обезьянками и детскими фигурками;
  • изображения мифологических персонажей — нимф, фавнов.

Оформление стен

Интерьеры рококо во все времена поражали легкостью, красотой, изысканной роскошью. Такое впечатление создавалось с помощью резных панелей, тканевых обоев, объемных драпировок, шпалер белых, нежно-розовых, голубых оттенков. Как правило, на стенах отсутствовали прямые линии, использовался лепной художественный узор — разбросанные с лёгкой небрежностью цветочные композиции, витиеватые завитки, переплетения, причудливые виньетки, ракушки. Декоративные композиции занимали все стены, включая плоскости над полукруглыми дверными и оконными проёмами.

Современное оформление невозможно без использования обоев — шелковых, плотных глянцевых, а также без декорирования ткаными вставками, венецианской штукатуркой. Иногда стены разделяются горизонтальной линией на две части. Нередко применяется такой вариант отделки, когда верхнюю часть обтягивают тканью, а нижнюю — оклеивают качественными обоями.

Непременно используются фрески, причудливо обрамлённые картины и зеркала. Зеркала обычно располагают одно против другого или в простенках между окон, что визуально расширяет помещение. Но одним этим роль зеркал не ограничивается. Призрачная игра отражений создает особую полусказочную атмосферу, где иллюзорный мир переплетается с реальностью.

Особенности оформления стен — закругленные углы, а также, незаметная линия стыка между стеной и потолком. Плавный переход от настенного узора к потолочному оформлению обеспечивает вспомогательная декорация, так называемая падуга. Это разновидность перекрытия между стеной и потолком, основное назначение которого — сглаживание углов. Обычно падуга декорируется лепниной, покрывается позолотой. Иногда для создания более строгой атмосферы на ажурный узор на падуге наносят серебряную краску.

Дизайн потолка

Интерьерный стиль рококо предполагает однотонное оформление потолка либо украшение яркими фресками. В качестве декора используется лепнина в тон отделки, чаще с позолотой. Композицию гостиной или столовой, где делается максимальный акцент на потолке, должна завершать парадная люстра — изящная, хрустальная, со сверкающими подвесками или имитацией каскада свечей. На потолках детской и спальни уместно небольшое количество лепных украшений, а также не слишком броская люстра.

Оформление пола

Пол в интерьере рококо непременно дорогой и броский. Идеальным вариантом напольного покрытия является надежный и долговечный художественный паркет. Изящество рисунков этого покрытия дарит ощущение комфорта, достатка, утонченного аристократизма. Интерьеры рококо не менее гармонично смотрятся, если пол выполняется из мрамора или покрывается керамической плиткой, воссоздающей мраморный узор. Важно, чтобы поверхность отражала элегантную мебель и изысканный декор. Эффект роскоши и уюта в одном флаконе достигается с помощью небольшого расписного ковра. Этот предмет обстановки уместен повсюду, но детская и спальня — наиболее подходящие для него места.

Читайте также:
Диваны-трансформеры (85 фото): угловые и надувные диваны-трансформеры для малогабаритной квартиры

Особенности выбора текстиля

Обилие тканых изделий — одна из особенностей интерьера этого стилевого направления. Поэтому при оформлении окон приветствуются замысловатые конструкции из нескольких слоёв ткани. Залог успеха — шторы из натурального шелка, свободно спадающие до пола. Эффекта дворцовой роскоши помогают достичь укладка ткани волнами, струящимися складками, украшение бантами, бахромой, рюшами, лентами, вышивкой, аппликациями. Для стиля рококо подходят мебельные чехлы и скатерти с вычурной, сложной отделкой.

Освещение

Роскошная хрустальная люстра эксклюзивного дизайна — настоящая изюминка интерьера гостиной. Эстетика стиля рококо требует, чтобы этот осветительный прибор, помимо выполнения основной функции, демонстрировал элитарность дома, степень респектабельности, отменный вкус его хозяев. Что касается спальни, то здесь вполне уместна будет небольшая лампа с кружевным абажуром или интересной формы плафон.

Внимание! Интерьер рококо требует игры света и теней, таинственного полумрака, столь необходимого для создания чувственной и интимной обстановки. Поэтому в помещении обязательно должно найтись место для бра, торшеров, старинных канделябров.

Усилить освещение комнаты, не теряя при этом колорит галантного века, можно с помощью нехитрого приёма. Достаточно разместить светильники рядом с зеркалами, либо напротив них. Хотите окунуться в пленительную эпоху красивых чувств? Зажгите свечу в золоченном или фарфоровом подсвечнике. Пусть зеркало в умопомрачительной овальной раме отразит её колеблющееся пламя.

Мебель эпохи Людовика XV

Все мебельные изделия XVIII столетия отличались изящными формами и плавными линиями. Для их изготовления использовались дорогие породы древесины: клён, палисандр, красное дерево, орех, лимон. Мягкая мебель обивалась шелком, парчой, бархатом. Однако мастера заботились не только о качестве мебели. Предметы для отдыха, неги, наслаждения они превращали в оригинальные произведения искусства, которые стремился приобрести каждый уважающий себя горожанин. В эпоху рококо считались модными низкие стулья, глубокие диваны и кресла, которые объединяла общая черта — изогнутые ножки и спинки, украшенные резным ажурным узором. На обивке этих изделий красовались замысловатые изображения виноградной лозы, цветочной гирлянды, ромбовидной сетки, романтической сцены.

Фигурные ножки, декорированные инкрустацией, искусной резьбой, бронзовыми накладками и позолотой, поддерживали элегантные кушетки, лаковые комоды, скамеечки, секретеры. В будуарах светских модниц заняли почетные места неизвестные ранее шкафчики для бумаг — картоньерки. Вновь стали актуальными небольшие столики с круглой столешницей, основой которой служили черные фигурки невольников-мавров. В эпоху рококо эти изделия стали именовать геридоны. Так назывались провансальские баллады, воспевавшие бесстрашие рабов.

Обязательными элементами в оформлении помещений являлись шкафы и комоды. В эпоху Людовика XV эти изделия утратили стандартную прямоугольную форму. Отныне они наглядно демонстрировали высочайший уровень мастерства своих создателей. Шкафы в стиле рококо отличались лаковыми поверхностями, волнистыми линиями, тонкими кружевными узорами по закругленным краям, а также аккуратными ручками, инкрустированными слоновой костью и самоцветами.

Спальня в стиле рококо немыслима без просторной кровати с огромным, искусно оформленным изголовьем. В XVIII столетии это великолепие дополнялось балдахином и резными столбиками. При желании подобный интерьер не сложно воссоздать и в наше время. Для полного погружения в мир дворцовой роскоши необходим ещё один утонченный и невероятно женственный предмет интерьера в стиле рококо. Речь идет о передвижной ширме с богатой росписью.

Использование предметов декора

Базовым элементом, с которого начинается оформление гостиной, является невысокий камин. От дизайна этого роскошного предмета во многом зависит то, как будет выглядеть убранство помещения. Чаще всего используются камины рококо, выполненные из бежевого или белого мрамора. Благородство внешнего вида изделия можно усилить, разместив на каминной полке канделябры со свечами, вазы, статуэтки, часы. Над камином рекомендуется развесить большие зеркала в эффектных рамах, а рядом поставить миниатюрный столик и кресла.

Не следует забывать об аквариуме. Именно эпоха рококо превратила прозрачное вместилище для рыбок в элемент декора. Помним и про милые безделушки: шкатулки, фарфоровые статуэтки, фигурки из слоновой кости. Они оживляют интерьер, символизируют достаток и беззаботность, а эти категории приветствуются стилем рококо. Для мягкой мебели тоже существуют украшения — маленькие подушки, всевозможные накидки, валики.

Одно из стилевых требований — обязательное присутствие в помещении антикварных вещей и предметов, стилизованных под ушедшие столетия. К примеру, гостиную могут украшать бронзовые часы, художественные панно, хрустальные вазы, столовые фарфоровые сервизы. Все это обогащает интерьер и формирует атмосферу аристократичной старины.

Что такое изразцы и каких видов они бывают?

  1. Что это такое?
  2. Особенности и преимущества
  3. Виды
    • Типы росписи
    • Румпа: определение и виды
    • Форма
    • Структура и тип поверхности
    • Наличие рисунка
    • Орнамент
    • Размер
  4. Технология изготовления
  5. Применение и примеры в интерьере

Изразцы являются популярным традиционным украшением, их часто используют в современных типах интерьера. Яркие керамические элементы особенно уместно смотрятся при декорировании каминов, кухни или ванной комнаты, однако можно встретить и другие варианты применения изразцов.

Зачастую расписные плитки достаточно броские – они будут заметно выделяться в обстановке интерьера, поэтому дизайн комнаты с подобным декором следует тщательно продумать.

Что это такое?

Изразцы – это старинные расписные плитки из глины с традиционными узорами, простыми изображениями пейзажей, людей или животных. В разных странах для таких украшений были характерны разные орнаменты.

Русские изразцы обычно украшали цветами и растительными элементами, восточные – мелким узором и изображениями животных, а на голландских плитках изображали бытовые сцены из жизни крестьян.

В старину для изготовления декоративных плиток делались формы из отдельного материала, в которые затем выкладывали глину, после чего обжигали плитку. Современные мастера, которые создают изразцы ручной работы, изготавливают такие формы из гипса. Также в современных магазинах сейчас можно найти и множество типовых изразцов, изготовленных на фабриках – они ничем не уступают по качеству традиционным вариантам, однако обойдутся вам значительно дешевле.

Если же вы любите работать руками, вы можете попробовать изготовить изразцы самостоятельно. Сначала вылепляется одна плитка, потом она помещается в жидкий гипс, а когда гипс застынет, с помощью получившейся формы вы сможете сделать столько плиток, сколько вам нужно. При этом помните, что обычная современная духовка имеет недостаточную температуру нагрева для обжига глины.

Роспись изразцов в старину производилась вручную. Уникальные плитки с неповторимыми узорами ручной работы вы и сейчас можете заказать у частных мастеров или же попробовать выполнить роспись самостоятельно. Обычно плитки покрывают глазурью для керамики, или же используют акриловые краски в сочетании с акриловым лаком. При этом ручная работа обойдется дорого или же потребует от вас собственного времени и усилий. В гипермаркетах товаров для дома или в интернет-магазинах можно приобрести доступные изразцы фабричного производства – они не будут уникальными, однако обойдутся значительно дешевле.

Читайте также:
Абажуры: варианты конструкций и особенности выбора

Если вы собираетесь приобрести изразцы в магазине товаров для ремонта, отдайте предпочтение европейским, белорусским производителям, а также фабрикам из России. Модели из Индии и Китая могут иметь более привлекательную цену, однако не всегда подобные товары будут качественными – особенно часто можно столкнуться с некачественной росписью, которая неровно нанесена или быстро стирается. Часто изразцы продаются целыми комплектами по несколько штук.

При покупке таких комплектов убедитесь, что все изделия качественные – без трещин, сколов и дефектов рисунка.

Изразцы (61 фото): что это такое, рисунки русских изразцов и применение в архитектуре, муравленая и ярославская плитка и изразцовый мангал

Изразцы — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий

  1. Так что же такое изразец?
  2. Факты об истории распространения изразцов в нашей стране
  3. Отличие изразца от плитки
  4. Что такое изразцы?
  5. Описание
  6. Изготовление изразцов
  7. Поливные изразцы. Москва
  8. Какие материалы требуются для изготовления изразцов
  9. Значение слова «изразец»
  10. Дополнительные плюсы
  11. Шаг 1: изготовление клейма
  12. Последовательность действий:
  13. Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов
  14. Фотографии
  15. Основные разновидности и их назначение
  16. Использование этого вида облицовки в СССР
  17. Технология изготовления изразцов
  18. Секреты производства изразцов — типичные ошибки
  19. Литература
  20. Шаг 6: нанесение глазури
  21. Окрашивание шпаклевочных плиток

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамическийэлемент из обожженой глины для украшенияпечей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и частоукрашенный росписью. Как правило, такойдекор весьма ярок, и частенько используетсяв местах, где фантазия архитектора илидизайнера по интерьеру не ограничиваетсятиповым решением.

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Обычно, при таком подходе заказчик хочет видеть не только голый сруб и побеленную русскую печь, но и какую-то впечатляющую отделку, подобную той, что была у помещиков и купцов в доме. В общем, если вам интересны необычные интерьерные решения, тогда вам с изразцами по пути.

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы какглазурованные глиняные элементы зданийи сооружений появились довольно давно.Похожая майолика встречается даже вдревностях Востока. Благодаря своейкрасоте и долговечности она быстрооказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованнаякерамика нашла своих ценителей и встранах Западной Европы на территориитаких стран, как Германия и Голландия.Бело-голубая отделка каминов и стензнакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветнаямайолика уходит корнями в далекоепрошлое Новгородской земли. Если бытьточными, речь идет о селе Богородицкое,располагавшегося вблизи ВалдайскогоИверского монастыря. Патриарх Никон всвое время большое внимание уделялстроительству данного здания, поэтомук работам были привлечены лучшиеремесленники, в том числе и иностранные.Благодаря привлечению таких специалистови было заложено основание дляраспространения многоцветной поливнойкерамики. Такие изразцы в народеназывались ценинными (хотя справедливостиради, следует отметить, что муравленыеизразцы изначально не именовалисьтаковыми).

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Что такое изразцы?

По сути, это плитка, украшенная на лицевой стороне выпуклым и чаще всего раскрашенным изображением, хотя лицевая сторона такой плитки может быть разной:

То же самое можно сказать и о форме, которую мастер может задать по собственному усмотрению. В большинстве случает предпочтение отдается различным четырехугольникам.

Еще одним отличием являются выступы с изнаночной стороны, которые называются румпа, и чаще всего походят по форме на коробку с открытым верхом (эта деталь необходима, как для обеспечения прочности самого изразца, так и для более надежного крепления на печи и повышения ее теплоемкости.

Описание

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.[2]

Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях.[3]

Читайте также:
Гостиная и кухня-гостиная в средиземноморском стиле – солнечный интерьер с романтичным характером

Изразцы известны начиная с VIII века в странах Европы, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. Изготовление изразцов — сложный процесс.

Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.

Изготовление изразцов

Изразцы изготавливают по авторским рисункам. Учитывая стилистику интерьера и эстетические предпочтения хозяев, художник рисует эскизы будущих изделий. В качестве ориентира обычно выбирают одно из традиционных декоративных направлений (древнерусское, голландское, фламандское).

Но бывают и исключения. В росписи могут быть использованы восточные мотивы или живописные композиции в стиле модерн. Для детских комнат часто заказывают облицовку с сюжетами из популярных мультфильмов.

Следующий этап — определение точных размеров и расчет количества изразцов. К этому моменту должен быть разработан проект будущей печи. Надо сказать, что компании, занимающиеся кладкой изразцовых отопителей, располагают обширными каталогами каминов и печей разного типа. Фирменные сборники также содержат многочисленные образцы облицовок.

Поливные изразцы. Москва

Интересные старинные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные старинные изразцы , заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Какие материалы требуются для изготовления изразцов

Некогда это искусство было очень распространенным именно потому, что ничего особо сложного для производства таких изделий не требуется. Как ни странно, но в наше время дело обстоит ненамного сложнее. Сами материалы можно найти в любом строительном магазине, но для их обжига понадобится специальная печь, именуемая муфельной.

Но и эта задача вполне решаема: достаточно найти мастерские, специализирующиеся на работе с керамическими изделиями и договориться. К слову, это проще будет сделать жителям больших городов, в которых таких мастерских, как правило, не одна и не две. Что касается самих материалов, то это:

· ровные деревянные бруски для изготовления опалубки.

Кроме этого могут потребоваться ангобированная глина, толченый флюс, крахмал.

Значение слова «изразец»

Точное значение такого названия этого вида керамики не известно. Однако предполагается, что произошло оно от слова «резать». Дело в том, что при изготовлении такой облицовки когда-то применялись деревянные формы. Красота плитки при этом напрямую зависела от мастерства резчика по дереву. Чем искуснее был мастер, тем оригинальнее и привлекательнее получался готовый материал.

Возможно, значение слова «изразец» имеет и несколько другие корни. Некоторые исследователи проводят параллель между ним и словом «образец». Дело в том, что последнее было очень распространено в России именно в эпоху расцвета изразцового искусства.

Дополнительные плюсы

Довольно часто начинающие домашние мастера задаются вопросом о том, что такое изразцы. Они являются толстостенными изделиями, что обеспечивает их высокую термостойкость, долговечность и теплоемкость. Подобные элементы способны отдавать большое количество лучистого тепла, которое сравнивается с солнечным.

Изразцы изготавливаются по особой рецептуре, что позволяет получить изделия с низким водопоглощением. Их можно использовать в помещениях с высокой влажностью и даже на фасадах. Если перед вами тоже встал вопрос о том, что такое изразцы, то вы должны знать, что среди ингредиентов изделий отсутствуют токсины.

Шаг 1: изготовление клейма

Последовательность действий:

1. Положить большую (не менее 30х30 см) керамическую плитку гладкой стороной вверх.

2. Взять пластилин средней твердости (хорошо подходит скульптурный), и на поверхности плитки сделать из него квадрат, высотой 1 см и любого размера.

3. Вылепить на поверхности квадрата любой посильный рисунок.

Важно: размер готового изразца будет несколько меньше, чем пластилинового клейма, что необходимо учитывать еще на данном этапе.

Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов

  • Муравленые изразцы. Они, как уже говорилось ранее, покрывались зеленой свинцовой глазурью. В некоторых случаях такая поливная керамика была другого цвета, но тем не менее называлась муравленой. Большое распространение такие изразцы получили во времена, когда еще была плохо развита полихромная роспись. Однако, и по сей день она применяется на фасадах зданий и печных конструкциях, поскольку далеко не всегда стилистика подразумевает наличие на элементах декора цветастых элементов. Например, если мы имеем дело с комнатами, выдержанными в строгих тонах, где больше 2-3 цветов просто не предусмотрено дизайнерской концепцией. Как правило, упор здесь делается в большей степени на красоте рельефа керамики.
  • Воронежские изразцы. Производство братьев Поповых, экспортировавшее свой товар даже зарубеж, заслуживает того, чтобы рассказать об этой школе мастеров города Воронежа. Местные изразцы в основе своей цветовой гаммы имели зеленые, желтые и бордово-коричневые цвета. Этому способствовали естественность и доступность данных красок в отсутствие современного химпрома.
  • Ярославские изразцы.

Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.

Ярославский изразец на фасаде древнего храма

Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.

  • Итальянская майолика. Если вы увидели салатово-оранжево-желтую керамику на камине, скорее всего, вы имеете дело с делом итальянских мастеров или тех, кто хочет им подражать. Также небольшой контраст создается за счет терракотой окраски, которая мягко подчеркивает некоторые из элементов облицовки. Яркий, позитивный образ, между тем, подразумевает отсутствие большого контраста. Всё мягко и по-домашнему. Кроме того, итальянская майолика содержит временами и голубовато-серые оттенки.
  • Голландские (европейские) изразцы. Отличаются тем, что в подавляющем большинстве случаев не имеют рельефа, что нисколько не преуменьшает их ценность. Преимуществом данного направления является роспись. Цвета, белый и голубой, составляют базу этих изразцов, однако, подобно итальянскому стилю, иногда присутствуют терракотово-желтые элементы. Детальная проработка рисунка голландской керамики — вот что делает ее невероятно сложной для производства. Не всякий человек способен нарисовать картину на небольшом кусочке глазурованной глины. Если вы цените изобразительное искусство, то такой декор вам обязательно понравится.
  • Гжельские изразцы.печная конструкция из гжельских изразцов

    Читайте также:
    Где используется мастика каучуковая битумная? Характеристики и виды клеящей для гидроизоляции-Обзор +Видео

    Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.

  • Калужские изразцы.

    Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.

  • Майолика с восточным орнаментом. Цвета росписи — оранжево-коричневый, красный, синий, бирюзовый или зеленый. Некоторые пустоты могут заполняться бежевым цветом. Особого внимания заслуживает концепция изображения: здесь может быть два основных варианта и, реже, комбинированный. Первый — геометрические фигуры, такие как прямоугольники, звезды, ромбы, круги. Второй представляет из себя композиции, состоящие из спиралей и стеблей-вьюнов. Иногда используются конкретные изображения фруктовых деревьев, людей-войнов и животных. В таком случае, хотя и сохраняется типичный стиль, восточного орнамента изображено крайне мало. Впрочем, такую реализацию вполне можно назвать восточной, хотя бы в силу ее происхождения.
  • Изразцы (74 фото): что это такое, ярославская русская плитка с муравленым рисунком для мангала, примеры в архитектуре

    Прозрачную глазурь называли в XYII – XYIII-м веках муравою, а соответствующие изделия – муравлеными; часто эпитет «муравленый» применялся и в более узком значении, для определения изделий с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвет травы-муравы. Анализ письменных документов этого времени, в которых часто встречаются обозначения «Муравленые образцы» (или изразцы), «муравленый кирпич», «муравленая черепица», «муравленые печи», «муравленая посуда» [2] – помогает уяснить значение этого термина.

    В 1680-м году церковь апостола Филиппа в Московском кремле на патриаршем дворе переустроена в честь двенадцати апостолов. В связи с этим, в том же году, 29 мая, патриарх указал сделать в церкви кирпичный пол: «помост выслать «кирпичом муравленым» [3]. 31 августа того же года тяглец Гончарной слободы Федька Петров «подрядился в церковь 12 апостолов на мост (пол) делать кирпич угольчатый и муравить с обе стороны домовым покупным свинцом» [4]. В тот же день в Москательном ряду куплено 22 пуда «свинцу большой руки на муравление в церкви кирпичного мосту» [5].

    Из приведенных документов видно, что данный половой кирпич называется муравленым потому, что муравят его свинцом. Комментируя эти документы технологически, нужно сказать, что свинец входит в состав глазури в виде сурика или глета, т.е. металлического свинца, окисленного путем прокаливания. Глет или сурик, смешанный с песком или глиною и нанесенный на глиняное изделие, даст в обжиге прозрачный, слегка желтовидный стекловидный покров – глазурь. Отсюда ясно, что муравлением называли глазуровку глиняных изделий, а муравлеными изделиями – изделия глазурованные.

    Указание на муравленье свинцом (т.е глазуровку бесцветной или неизвестного цвета глазурью) не так часты в документах, как выражение «муравленый зеленый», то и дело встречаемое в XYII-XYIII веках. В 1701 году Каменной слободы каменщик Андрюшка Ермолин на церкви трех святителей в доме патриарха «обил главу и закомары черепицею мурам-зеленою». Полуслившееся со словом «зеленою» слово «мурам» можно понимать и как глазурь и как траву, т.е. главы и закомары обиты черепицею, глазурованною зеленью травяною. Сохранившиеся памятники керамики и письменные документы XYII-го и начала XYIII столетий указывают на очень широкое применение в Московской Руси для поливки изразцов, полового кирпича и черепицы именно зеленой, травяной глазури-муравы. При этом, для одноцветнолй архитерктурной керамики покрытие прозрачной зеленой глазурью являлось как бы правилом, каким-либо другим цветом, так же как и муравление в разные цвета – редким исключением. Примером последнего находим в ответе Иверского Валдайского монастыря на грамоту патриарха Никона 1654 года о посылке в Тверь двух печей муравленых, причем эти печи названы «муравлеными, с розными красками [7].

    В 1701 году «Гончарной слободы тяглец Василий Федоров сделал из своей глины в церковь 12 апостолов и в патриаршую крестовую палату выстилку на мосту, в которых местех старой половой муравленый кирпич выломался, 910 кирпичей угольчатых, четвероугольных: и те кирпичи с одну сторону «зеленил своим свинцом» [3]. Здесь выражение «зеленил свинцом» употреблено вместо «муравил свинцом», как равнозначащее в применении к кирпичу. Конечно, слова «зеленил свинцом» технически не точны. Свинец является составной частью бесцветной глазури и зеленить их можно, лишь прибавив в него краситель, красочный пигмент, каковым в данном случае является медь. Свинец отмечен потому, что он является преобладающим и более ценным материалом в составе зеленой глазури.

    В таком значении зеленой глазури слова «муравить» и муравленый, «Муравленье» стали очень уместными терминами в русской монументальной керамике XYII-го и начала XYIII века потому, что: во-первых, одноцветная, поливная керамика этого времени была почти сплошь зеленою; во-вторых, для многоцветных эмалированных изделий было другое определяющее слово – цениннный; в-третьих, русская монументальная керамика XYII-го века почти исчерпывалась двумя типами окраски – муравленой зеленой и цениннной многоцветной; в-четвертых, в значении зеленой глазури эти слова осмысливались со стороны цвета.

    Читайте также:
    Как защитить фундамент коттеджа от промерзания грунта?

    Позднее, в XYII-м и начале XYIII-го века понятие «мурава» становится расширительным и обозначает всякую глазурь и эмаль. В 1789 году Вольное Экономическое общество присудило награду на «немуравленую» черепицу и похвалу за способ обжига «муравленой» черепицы [9]. В обоих случаях слово «муравленый» здесь употреблено в значении «глазурованный». Технологические руководства по керамике первой четверти XIX столетия – члена Вольного экономического общества Вас. Джунковского [10] и профессора Вильгельма Нассе [11] – прямо ставят знак равенства между понятиями «мурава» и «глазурь». При этом первое руководство обозначает этими терминами глухую оловянную эмаль [12], а второе – глазурь для фарфора [13]. Одновременно, в официальном документе 1816-го года, – штатном расписании вновь учрежденного гончарного завода, принадлежащего императорским кирпичным заводам, – значится «мастер для составления массы, глазури и обжига горнов» [14]; здесь старое слово «мурава»заменено новым «глазурь».

    В конце XIX-го столетия старое понимание слова «мурава» было забыть и это слово иногда применялось в технологии в новом значении – глазури, получаемой путем возгонки поваренной соли, бросаемой в обжигательную печь в конце обжига изделий [15]. Составы прозрачной глазури XYII-го века в значительной мере расшифровываются только что приведенными письменными документами. Покупка свинца и муравление свинцом с ясностью указывают, что глазури по своему составу были свинцовые. Государственные росписи времени Петра I подтверждают эти данные и дают дополнительные сведения о применявшихся красителях. Росписи предусматривают государственный расход на черепицу для покрытия башен Московского кремля: расход 1702 года – «к черепичному делу, на свинец, медную окалину – 519 руб.; расход 1703-го года – «подрядчику за черепицу в артиллерию – 700 руб., к черепичному делу на свинец и медную окалину – 735 руб. [16]. Таким образом, здесь подтверждается, что глазурь для черепицы, совершено аналогичная прозрачным глазурям для изразцов, – была свинцовой, и, кроме того, указывается, что материалом для получения зеленого цвета глазури служила медная окалина. В 1938 году опытная керамическая установка Всесоюзной академии архитектуры произвела качественный химический анализ зеленой муравы изразцов (Рис. 104), найденного при раскопках на месте бывшего завода XYII-го века в Гончарной слободе в Москве. Этот анализ вполне подтвердил приведенные выше сведения старых документов.

    Рис. 9. Зеленый муравленый изразец из церкви Троицкого монастыря в г. Муроме

    Процесс муравления русских изразцов или техника нанесения прозрачной глазури на изразец для получения одноцветной зеленой блестящей поверхности в общих чертах нами уже описан. При нанесении на красную глину, которая являлась преобладающим сырьем для русских изразцов в XYII-м веке, прозрачная зеленая глазурь получает темный оливковый оттенок, как акварельная зеленая краска, положенная на красной бумаг. Нами было установлено, что для получения более светлых оттенков зеленой глазури в XYII веке было уже освоено применение предварительной грунтовки красной глины тонким залицовочным слоем белой глины (ангоба) [17]. Это применение ангоба при глазуровке зеленых муравленых изразцов после открытия в 1938-м году остатков древнего завода XYII-го века на территории бывшей Гончарной слободы в Москве не только подтвердилось, но технологический процесс ангобирования и глазуровки XYII-го века получил возможность более четкой детализации. На месте бывшего завода в Гончарной слободе найдено большое количество изразцов и их фрагментов, не бывших в употреблении, как законченных, так и полуфабрикатов. Среди этих находок имеется целый ряд обожженных изразцов из красной глины, с лицевой стороны покрытых белым ангобом, которые дошли до нас неглазурованными в виде полуфабрикатов.

    Рис. 10. Зеленый муравленый изразец из церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой лавре, построенной в 1637г.

    Рядом найдены изразцы тех же форм и техники, по ангобу покрытые зеленой глазурью и обожженные вторично с нею. Таким образом, точно установлено, что изделия, отформованные из красной глины, залицовывались слоем белого ангоба и обжигались. Затем изделия покрывались зеленой прозрачной глазурью и обжигались вторично. Примерами зеленых муравленых изразцов такой техники могут служить воспроизведенные в настоящем выпуске изразцы в Москве (Рис. 99 – 102 и рис. 104 – 107), в Ростове Ярославском (Рис. 103), в Александровской слободе (Рис. 108, 109, 11), в Ярославле (рис. 115), в Новом Иерусалиме (рис. 150). Совершенно та же техника применялась и при изготовлении других керамических изделий из красной глины – черепицы, посуды и др.

    Рис. 11. Зеленая глазурованная намогильная плита из Псково-Печёрского монастыря, датированная 1560(7058) годом.

    Преобладающим сырьем для изготовления русских изразцов XYII-го века повсеместно служила красная глина, кроме Владимирского края, где для глазурованных изразцов применялись местные светложгущиеся глины. Зеленые муравленые изразцы из такой глины сохранились во Владимире на Клязьме [18], Муроме (Рис.9) и Сергиевом Посаде (рис. 10). При светлом черепке этих изразцов, конечно, грунтовки белым ангобом не требовалось. На производство и применение муравленых изразцов в архитектурной декорации зданий первой половины XYII века указывают ряд тогдашних письменных документов. В 1606-м году в кремлевском деревянном дворце Димитрия самозванца были «печки зеленые, а некоторые обведены серебряными решетками [19]. В 1608-м году, по свидетельству иностранца Петра Петрея, в домах знатных и богатых в Москве – печи изразцовые [20]. Работали в это время в Москве и свои и иноземные мастера. Особенно усилилось строительство после большого пожара Москвы в 1626-м году [21]. Очевидно, своих местных гончаров и муравлеников не хватало и приходилось мобилизовывать их из разных городов и выписывать из-за границы. В описи Москвы 1638 года, от которой, к сожалению, не сохранилось листов, относящихся к главному московскому центру производста изразцов – Гончарной слободе, все же есть указания, что «в слободе Таганной, идучи от Яузского мосту на правой стороне … дом пуст Афиногена мурамщика [22]. Царскими грамотами 1630 и 1631 года гончары собирались из Перьми, Чердыни, с Белоозера и из других мет [23]. Кроме этой внутренней мобилизации в 1631-м году был выписан и приехал в Москву с разными мастерами мурамленик Орнольт Евермер [24].

    Рис. 12. Зеленая намогильная плита из Псково-Печёрского монастыря, датированная 1571 (7079) годом.

    О муравленых изразцах этого времени говорит также немногочисленные сохранившиеся архитектурные памятники. Хорошо освоенное производство зеленых муравленых мемориальных плит во второй половине прошлого XYI-го века в Псково-Печерском монастыре (рис. 11 – 13). Продолжается в XYII-м столетии, о чем говорят сохранившиеся намогильные плиты с датою 1611, 1625 и 1656 годов. Но эти плиты значительно беднее и ремесленнее своих предшественников XYI-го столетия. Ближе к Москве, в Троице-Сергиевой лавре в 1637-м году была облицована зелеными муравлеными изразцами шатровая церковь Зосимы и Савватия. Зеленые муравленые изразцы применялись или в виде шаров кувшинов, вделанных горлом в кирпичную кладку или в виде рельефных изразцов (рис. 10).

    Читайте также:
    Детская кровать со шкафом: 20 фото современных моделей

    Но уже во второй половине XYII-го столетия сильным конкурентом зеленых муравленых изразцов являются многоцветные эмалированные изразцы. Непрозрачные, глухие эмали этих изразцов получались путем добавки в их состав окислов олова. В то время месторождений олова у нас еще не было открыто и его получали из Англии. В одном из указов XYII-го века говорится: «а Московском государстве олово не родится, приходит из немецких сторон» [25]. По иноземному исходному материалу, входившему в состав эмали в качестве глушителя, – олову (от нем. Zin, или польского zing) получили название вырабатываеме у нас готовые изделия. Эмалированные изразцы и другие изделия назывались в XYII-м веке цениннными или цынинными.

    Рис. 13. Зеленая глазурованная плита из церкви Николы Чудотворца в г. Острове.

    Во второй половине столетия господствуют многоцветные цениннные изразцы, а муравленые зеленые печи и наружные облицовки ставятся лишь в сооружениях второстепенного значения. Такое снижение применения муравленых изразцов в Москве ясно видно из документов и памятников второй половины XYII-го и начала XYIII-го столетия. При подсчете ветхостей запущенного кремлевского дворца в Москве в 1722-м году описанао 206 печей (подсчет мой – А.Ф.) из этого количества отмечено 65 ценинных печей, 30 муравленых, 13 обращатых печей и 60 кирпичных. При этом в парадных помещениях обычно находятся многоцветные ценинные печи, а зеленые муравленые помещаются в службах, складах, подвалах, палатках сторожей, ключников и истопников под лестницей, мыльне, на хлебенном дворе [26]. Но в некоторых других городах и населенных пунктах зеленые изразцы остаются преобладающими, например в печах Александровской слободы (рис. 108, 109, 11).

    Значительно отстает от Москвы в применении новых многоцветных ценинных изразцов Ростов Великий (рис.103). Здесь, как в самом городе, так и в находящемся в 18 км от него крупном Борисоглебском монастыре, в наружной облицовке каменных построек 1670 – 90-х годов преобладают зеленые муравленые изразцы. Главнейшие архитектурные сооружения Ростова, имеющие изразцовую декорацию, построены в 1670-х годах при местном митрополите Ионе III (1652 – 1690). Эти сооружения, как и постройки патриарха Никона, выражают стремление духовной власти России «облечься величавыми образами светской власти» [27], выражают идеологию церковных верхов о равноправии «священства» и «царства» [28]. Свойственная ростовской архитектуре декоративность крепостных форм «кремля» и Борисоглебского монастыря и архаичность архитектурных форм сказывается и в деталях изразцовой облицовки: запоздалом применении преобладающих здесь одноцветных зеленых муравленых изразцов вместо многоцветных ценинных, применявшихся в это время и раньше в Новом-Иерусалиме, Москве, Ярославле, применении в ширинках церкви Воскресения изразцов-шаров предшествующего века с московских шатровых построек или из Троицкой лавры 30-х годов. Ля достижения своих целей Никон заново создавал и ставил новое в стране ценинное дело. Иона III использовал в этом деле лишь готовые достижения, да и то в скромной и посильной форме, не гоняясь даже целиком за московской, ярославской и новоиерусалимской модой на новое ценинное производство, а ограничившись почти исключительно более простыми зелеными изразцами.

    Использование изразцов еще более усиливает декоративную обработку крепостных форм Ростовского «кремля» и Борисоглебского монастыря. Полихромия архитектуры придает постройке праздничность, уютность и миловидность. Размещение в гнездах ширинок из лекального кирпича они облегчают монументальные стены декоративными проемами углублениями, как бы заменяющими очень редкие в этих стенах оконные проемы. Свойственные темным и блестящим цветным поверхностям глазурей «отступание» от глаза зрителя еще больше усиливает иллюзию глубинности ширинок.

    Изразцы: что это, виды и как производят?

    Камин или печь — это не только функциональный элемент обустройства жилища. Часто они становятся самыми выразительными акцентами интерьера. Современные дизайнеры предлагают множество вариантов их украшения. В последнее время в отделке становится популярным использование изразцов. Они придают селянский и очень домашний вид помещению. Умело подбирая цвета и орнаменты, можно создать неповторимый аутентичный интерьер.

    Что такое изразец

    Этимология термина трактуется не одинаково разными специалистами. Самое распространенное мнение — в основе лежат глаголы «разить» и «ударять». Типичный пример употребления — разразить оппонента, поразить врага.

    То есть лексема буквально означает — «то, что произошло из удара и вырезания». В самом деле, единицы языка «разить» и «ударять» этимологически восходят к одной основе. Позже данным термином стали называть керамические элементы из обожженной глины.

    Они имеют три неповторимые особенности:

    • покрытие глазурью;
    • украшение росписью;
    • наличие румпы.

    Функциональное назначение не изменилось с древних времен — облицовка печей и стен. Это декоративный элемент, свойственный интерьерам с нетиповыми решениями. Его используют для формирования самобытного, оригинального дизайна. Например, изразцы органично вписываются в оформление в русском или восточном стиле.

    Конструкционная особенность — румпа на тыльной стороне. Коробчатая керамическая окантовка образует полое пространство. Румпа работает на прочность плитки и увеличивает коэффициент теплоемкости. Общая площадь изделия чуть больше румпы. То есть, она расположена не по периметру, а чуть смещена к центру. Это практичный и эстетичный облицовочный материал для камина и печи. Но иногда его можно видеть и на фасадах.

    Плитка или изразец — что выбрать

    Керамическая плитка — едва ли не самый распространенный материал на рынке строительных продуктов. Однако пустотелая глазированная конструкция по многим показателям превосходит ее.

    Плюсы изделия составляют:

    • Повышенная жесткость из-за толщины (плитка почти в 2 раза тоньше).
    • Жаростойкость и сопротивляемость к смене температур.
    • Повышенная теплоемкость (камин или печь отдают» тепло в течение 24 часов).
    • Экологичность. Глина не содержит никаких токсичных компонентов. Для орнаментов также подбираются безопасные краски.
    • Простота ухода. Глазурованная поверхность не накапливает пыль.
    • Экономичность. Топлива понадобится гораздо меньше, поскольку полая камера с тыльной стороны долго сохраняет тепло.
    • Безопасность. Воздушная «прослойка» делает температуру облицовочного слоя комфортной. Она не способна причинить ожог.
    • Влагостойкость.
    Читайте также:
    Идеи дизайна и интерьера молодежной комнаты

    Наконец, изразцы для печи или камина служат очень долго. Срок их эксплуатационной пригодности практически безграничен. Единственное, что может их повредить — это сильное ударное воздействие. Но трудно представить, чтобы кому-то понадобилось бы сознательно рушить такую красоту.

    Виды росписи

    На рынке представлено множество вариантов изразцов. Считается хорошим тоном использовать только один из них в отдельном проекте. Каждый имеет яркие, насыщенные черты и отличается узнаваемостью. Эклектика здесь едва ли уместна.

    Материал наделен высокохудожественными качествами. С его помощью реализуются эксклюзивные проекты, где применение стандартных элементов отделки было бы нелогично. Умело комбинируя орнаменты и расцветки образцов одной школы, можно формировать самые оригинальные облицовки.

    Популярные виды изразцов:

    • Муравленые (покрытые зеленой глазурью). Появились до развития полихромной росписи. Встречаются на каминных конструкциях в помещениях, где дизайнерская концепция не предусматривает более двух-трех тонов. В такой дизайнерской концепции исключается многоцветие, а основной упор делается на красоту рельефа.
    • Воронежские. Школа воронежских мастеров отталкивалась от возможностей современной химической промышленности. В образцах превалировали коричнево-бордовые, светло-зеленые и желтые оттенки. Это определило естественность восприятия облицовки. Картинка получалась очень близкой к природе.
    • Ярославские. Отличительная черта этой линейки — самобытный рельеф и яркая цветовая гамма. В Ярославской области до сих пор можно найти на зданиях цветочную розетку. Ее собирают как мозаику из разных фрагментов. Поэтому итоговый орнамент получается достаточно крупным. Зажиточные ярославцы заказывали для облагораживания фасадов изображения фруктов, цветов, птиц. Они во многом дублируют друг друга, но два одинаковых найти трудно. Отличия прослеживаются, в основном, в количестве лепестков.
    • Итальянские (майолика). Позитивная цветовая гамма и забавные изображения не позволяют спутать продукт итальянских мастеров с аналогами. Используются цвета — салатовые, оранжевые и для контраста — терракотовые. На плитке можно видеть бытовые сценки, причем весьма достоверные. Например, популярный вариант майолики — сцена суда. Мантия и знаменитые головные уборы судьи — все вырисовано с удивительной детализацией. Можно даже рассмотреть выражение лица персонажей.
    • Голландские. Отсутствие рельефа — главный признак. Это не снижает эстетической привлекательности, а используемые цвета восхищают. Изразец выглядит как леденец! В тактильном отношении он напоминает стекло. Глазурь делает сине-белую гамму невероятно элегантной и привлекательной. Светло-голубые оттенки добавляют цветовой игры и праздничности. Желто-терракотовые элементы флористических орнаментов — редкость. В основном — белые и синие сверкающие переливы. Причем узор на каждой плитке заключен в круг — на белом фоне. То есть, белоснежный цвет превалирует. В коллекциях можно встретить и чисто-белые образцы, что позволяет добиваться красивой облицовки. Во многом голландские изразцы они перекликаются с гжельской росписью, но отличаются особенной тонкостью линий.
    • Гжельские. По сравнению с голландской росписью флористика мастеров Гжели кажется более крупной и словно чуть более грубоватой. При взгляде на нее четко понимаешь — это ручная работа (или удачная ее имитация). Доминирующий тон — синий. Преимущество этого вида в том, что он легко поддерживается посудой и предметами декора, выполненными в такой же стилистике. Гармоничный интерьер формируется легко.
    • Калужские. Особенность — строго прямоугольная форма и насыщенное колерование по краям. Более светлый орнамент в центре включает в большинстве вариантов корзины с цветами или с изображением несуществующих птиц. Кладка смотрится как монолитное полотно благодаря визуальному «слиянию» краев.
    • Восточная майолика. Направление разделено на два вида по темам росписи. Особенности первого варианта — геометрические фигуры, звезды, полумесяцы и абстрактное нагромождение кругов и ромбов. Во втором превалируют флористические элементы орнаментов. Можно видеть вьющиеся стебли, спирали из листьев. Комбинирование встречается редко. Рекомендуется тщательно продумывать общую концепцию, чтобы не допустить неуместной эклектики. Но спланированное распределение тем по горизонтали, вертикали или по углам обеспечит роскошный вид.

    Использование в одном проекте плиток разных школ не приветствуется профессиональными дизайнерами. Художественных возможностей каждого направления достаточно для создания уютного и гармоничного пространства.

    Классический опыт + современные технологии

    Конечно, старые методики сохранены. Но благодаря современным технологиям изготовление изразцов выведено на новый уровень. В промышленных масштабах важна производительность с соблюдением общепринятых стандартов и норм. А элемент традиционного творчества по-прежнему сохраняется.

    1. Подготовка основы. Красную глину увлажняют и разминают. Главная задача — устранить пустоты. Наличие воздушных пузырьков спровоцирует трещины в дальнейшем.
    2. Формоподготовка. Рельеф задается формой заготовки. Ранее делали деревянные заготовки. Нынешние мастера используют для этого гипс. Он податлив в обработке и способен принимать самые затейливые формы. Затем глина утрамбовывается вручную внутрь заготовки.
    3. Сушка в камерах или сушильных помещениях. Выполняется до выпаривания влаги — в нужном количестве.
    4. Инструментальная обработка. Требуемая геометрия достигается путем удаления лишнего материала специальными инструментами.
    5. Первый обжиг (утильный). Придает прочность изделию. Временной и температурный режимы подбираются, исходя из физико-химических свойств заготовки, уровня оставшейся в ней влаги. Это очень важный этап, поскольку нарушение в расчетах может спровоцировать отскок верхнего декоративного слоя.
    6. Роспись и нанесение глазури. Профессиональные художники-декораторы прорисовывают детали орнаментов и изображений.
    7. Политой обжиг. Финальная температурная обработка делает каждый элемент монолитным. Но поскольку изразцы делают из глины, при транспортировке и в работе с ними требуется осторожность.

    По завершении всего комплекса работ выполняется контроль качества. Перед укладкой все плитки осматриваются на наличие трещин. Их нельзя заделать, поэтому такие образцы просто отбраковываются.

    Если принято решение об установке печи или камина в помещении, то методика облицовки продумывается заранее. Простую керамическую плитку можно монтировать на обычную стену. Но любые типы изразцов требуют дополнительного укрепления прилегающей вертикальной плоскости. Готовая облицованная конструкция будет иметь большой вес. Без усиления стены возможен риск деформации.

    Если все технологические правила соблюдены, облицовка будет долгие годы радовать теплом и изяществом.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Foundation-Stroy.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: