Бетонные дороги: строительство, бетонирование в России и СНГ

Почему в России практически нет дорог из бетона, хотя в США из него сделано больше половины трасс

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Несмотря на то, что автотрассы из асфальта способны рассыпаться, даже если трафик на них будет минимальным, бетонок очень мало. Как правило, это экспериментальные отрезки в Сибири, Подмосковье, на дальнем Востоке еще советских времен или ВПП (взлетно-посадочная полоса).

1. Как и где появились первые бетонки

Изначально дороги из бетона стали делать в конце девятнадцатого столетия в Соединенных Штатах. Первая бетонная дорога была проложена в 1893 г. В тридцатых годах прошлого столетия покрытие уже стало использоваться и в европейских странах, в том числе в Германии. Тогда там активировалось строительство автобанов. Один из автобанов, сооруженных в 1936 г., спустя 85 лет с момента строительства и сегодня активно эксплуатируется.

2. В чем преимущества бетонных дорог

Несмотря на то, что первоначальная смета на бетонку несколько выше, она окупается достаточно быстро. Но даже изначальную цену можно снизить. В сезон битум становится дороже приблизительно вдвое, а цемент можно закупить и заранее.

В первую очередь получается значительная экономия на обслуживании такого покрытия. Если обычная асфальтовая дорога 1-й категории стране обходится в сумму около 4 000 000 рублей (и это исключительно на содержание, о ремонтных работах речь не идет), то на бетонную дорогу было бы достаточно половины этой суммы.

Второй момент – это продолжительность срока службы бетонок. Он в два-три раза больше. Что касается асфальтовой дороги, то без ремонта ее можно эксплуатировать максимум двенадцать лет. Но такой результат бывает далеко не всегда. В большинстве случаев уже спустя восемь лет нужен ремонт, тогда как в случае с бетонными автодорогами этот показатель увеличен до двадцати пяти лет.

Но мы уже знаем пример с Германией, да и в других государствах, если дорога была построена в соответствии со всеми правилами и с соблюдением технологического процесса, она не выйдет из эксплуатации и спустя тридцать или пятьдесят лет.

3. Почему в России не кладут бетонку

Все связано непосредственно со строгостью или сложностью технологии. Хотя по сути сложного ничего и нет, если бы у нас было достаточное финансирование. В случае с асфальтовым дорожным покрытием подрядчики научились выходить из положения. Но то, что хорошо для этого типа дорог, для бетонки не подходит.

Прежде всего, укладка требует цемент конкретной марки, который в России на сегодняшний день практически не изготавливается. Эти два процесса взаимосвязаны: бетон не делают, так как нет требуемого сырья, а цемент – потому что не строят бетонки. Проблему решить можно, если подойти к вопросу ответственно – производить высококачественный цемент.

Кроме этого требуется спецтехника. Приобретать ее, чтобы она просто простаивала, нет никакого смысла и делать это, само собой разумеется, никто не будет. Конечно, у отдельных подрядчиков эта техника в наличии есть. Обычно эти компании специализируются на строительстве взлетно-посадочных полос, которые делаются все без исключения из бетона.

А так, до того момента, пока не будет крупных заказов и определенного плана на строительство бетонных трасс, подрядчики не станут вкладывать взятые в кредит средства в закупку спецтехники. Вот и получается все отдельные аспекты строго взаимосвязаны между собой.

Плюс ко всему дело еще и в ответственности, в строгом соблюдении технологий. Например, при их нарушении во время асфальтной укладки, дорогу ведет, возникнет колейность, просадка, в итоге покрытие будет рассыпаться. Обычно это все происходит постепенно, и конечная стадия наступает после того, как заканчивается срок гарантии. Да и с ремонтом в этой ситуации несколько проще, так как для начала можно выполнить и кусочный ремонт или ямочный, снять верхний слой и покрыть полотно новым.

Что касается бетона, то здесь ситуация совсем другая и такие решения не помогут, их вообще нельзя применять. Например, при неверном приготовлении смеси бетон начнет слоиться. Частички покрупнее окажутся внизу, помельче – наверху. Соответственно верхний слой бетона будет крошиться. Все это происходит стремительными темпами. Разрушение заметно в течение первых нескольких лет с начала эксплуатации трассы. Были и такие случаи, что бетонка в течение одной зимы полностью разрушалась, приходила в негодность.

При неверном армировании швов, вода будет скапливаться, образовывая лужи, а они, в свою очередь, не уйдут к основанию, как в случае с асфальтом. Подрядчик очень рискует. Ему нужно предложить самую низкую цену для выигрыша тендера, а затем работать, причем качественно, в условиях недофинансирования.

4. Особенности эксплуатации и ремонта дороги из бетона

Что касается ремонта бетонки, то провести его довольно сложно. Ремонт ямочного типа здесь невозможен в принципе. Бетон следует убирать на внушительном дорожном отрезке и проводить новую укладку. Это большой риск. Слишком высока цена. Брать на себя такую ответственность желающих мало.

В том, что в городах и небольших населенных пунктах продолжают и дальше укладывать асфальт, большую роль играют именно особенности восстановительных работ и возможность проводить ремонт ямочного типа. В случае с бетонками и муниципалитетам, и населению любые работы с коммуникациями, расположенными под землей, обходились бы слишком дорого.

Эксплуатировать бетонку после укладки можно не ранее, чем через два-три дня после ее укладки. Бетон должен полностью просохнуть и обрести нужную прочность. После укладки асфальтного покрытия машины по нему могут передвигаться уже спустя восемь часов.

Читайте также:
Горизонтальный водонагреватель на 100 литров: модели, формы, достоинства

Зима – это еще один камень преткновения. Бетонкам требуются особые реагенты, стоимость которых в восемь раз превышает цену на традиционные, используемые у нас повсеместно. Но этот момент нельзя назвать слишком проблемным, если учесть, что на обслуживание бетонного дорожного покрытия требуется вдвое меньше средств, а реагенты нужны не всегда и не везде.

Также вопрос вызывают шины с шипами. У нас в стране их используют большинство водителей, а как шипы влияют на бетон, статистика не показывает. Дело в том, что шипованная резина в Европе, Китае и Соединенных Штатах востребована не так сильно.

5. Заключение

В целом же у бетонных дорог намного больше положительных сторон, нежели отрицательных. Во-первых, у бетонок выше коэффициент сцепления с колесами автотранспорта, чем у асфальтового покрытия. Не существует сейчас и проблемы, связанной с сильным шумом во время передвижения по бетону. В наши дни есть много современных покрытий, способных сделать такую дорогу практически бесшумной, если в этом есть необходимость.

В летний период, когда стоит сильная жара, на бетонке от большегрузов не остаются колеи, в отличие от асфальта. Во втором случае битум плавится, что и приводит к такому эффекту.

В Советском Союзе бетонки не прокладывали в связи с тем, что это направление промышленности находилось в упадке. Да и бетон тогда был необходим для строительства зданий, жилых домов. Битум же является продуктом нефтепереработки, а нефти в огромном государстве всегда было много.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Специфика строительства автомобильных дорог из бетона

Главный материал, применяемый для обустройства дорог – асфальт. Спустя несколько лет такое покрытие нуждается в ремонте, потом его эксплуатационные свойства ежегодно восстанавливаются. Бетонное покрытие гораздо лучше асфальтового, однако применяется оно ограниченно. Этому есть свои причины, связанные с недостаточным финансирование, низким производительным уровнем, особенностями климатических условий, недостаточным количеством цемента нужных марок, рельефными участками местности. Эта технология в России особой популярностью пока не пользуется, так как дороги из асфальта обходятся значительно дешевле. Однако отметим, что постепенно стоимость данных видов полотна медленно уравнивается. Начинает вестись строительство бетонных дорог, мостов, взлетно-посадочных полос на аэродромах.

Преимущества бетонных дорог

Такие покрытия обладают определенными достоинствами:

  • дорога из бетона отличается хорошей прочностью, в ремонтных работах не нуждается. Покрытие способно эксплуатироваться не менее четырех десятков лет, а для асфальта этот срок ограничен десятилетием с ежегодными ремонтами;
  • автомобильная техника расходует меньшее количество горючего. Связано это с тем, что во время движения большегрузного автомобиля дорожный бетон не подвергается деформированию, от чего транспортному средству необходимо для перемещения на пятую часть топлива меньше;
  • покрытие отличается устойчивостью к резким изменениям климатических условий. На него не оказывают влияния проливные дожди либо резкие перепады температурного режима;
  • происходит сохранение чистоты воздуха, ведь автомобилям необходимо меньшее количество горючего, выхлопные газы которого загрязняют окружающую среду;
  • природные ресурсы расходуются экономно. Для изготовления бетона необходим известняк, а для получения асфальта используется нефть.

Технология строительства

Устройство бетонных дорог включает в себя определенные этапы:

  1. Готовится грунтовое основание. Его укатывают для достижения нужной плотности, при необходимости – увлажняют либо просушивают.
  2. Организуется отведение воды, чтобы продлить эксплуатационный период полотна и придать езде безопасность.
  3. Устраивается подстилающий слой. Он представляет собой песчаную прослойку, толщина которой составляет до двух до четырех десятков сантиметров.
  4. Выполняется сборка опалубочной конструкции. Элементы ее изготавливаются из пиломатериалов, при этом учитывается высота заливки.

Если вода просачивается в грунт, дорожное покрытие постепенно разрушается.

Технология строительства сложная, и каждый этап будет рассматриваться подробно.

Структура бетонной дороги

Полотно включает в себя определенные слои:

  • подстилающий – для его устройства используют щебенку, которая дренирует грунтовую воду, и песок, с чьей помощью компенсируются возникающие нагрузки;
  • укрепляющий – представлен низкосортным бетоном, связывающим подсыпной слой;
  • дорожное полотно – бетонная поверхность.

Конструкция бетонной дороги под тяжелые автомобили выполняется из напряженного и ненапряженного железобетона, арматурная каркасная основа в которых не дает возможности камню растрескиваться от тяжести грузовых машин.

В частных видах строительных работ или при обустройстве бетонного покрытия дорог на перенасыщенных влагой грунтах на песчаную подушку выкладывается гидроизоляционный материал, предотвращающий сильное намокание дорожного полотна, последующую за этим коррозию камней и арматуры. В качестве гидроизолирующего материала применяют обычный рубероид.

Выполнение работ

Более подробно разберемся, что собой представляет тот или иной строительный этап бетонирования автодорог.

Подготовка

Сложность представляют земляные работы, да и стоят они достаточно дорого. Их началу предшествует составление подробного проектного решения, выводы которого основаны на геологических исследованиях местности. Если есть такая возможность, то бетонирование дорог выполняют горизонтально, снимая небольшие холмы или закладывая в углубления уплотненную породу.

Если ведется строительство крупной автомобильной магистрали, то слой плодородной земли снимается в полном объеме, а для устройства бетонной дороги во дворе достаточно будет удалить от пятнадцати до двадцати сантиметров почвы.

Подготовленная основа уплотняется катками и вибрационными механизмами, отличающимися большим весом.

Данный этап считается ответственным моментом, так как от прочности основы зависит показатель жесткости и целостность дорожного покрытия, даже когда динамические нагрузки довольно интенсивны.

Во время выполнения земляных работ продумывается устройство дренажной системы, чтобы была возможность отвода грунтовой и дождевой влаги. С этой целью основу выводят в плоскости, уклонный угол которой составляет от двух до четырех градусов. По бокам дороги устанавливают желоба из бетона или устраивают откосы естественного типа, по склонам которых вода будет попадать в приемные колодцы либо уходить в грунт.

Читайте также:
16 знакомых продуктов, которые не отличить от подделок, но мы отличим: советы

Подстилочный слой

Устраивается песчаная подушка, толщина которой равна двадцати – сорока сантиметрам. Этот элемент можно не делать, но он отлично защищает от поступающей из земли влаги, улучшает процесс дренажа. Подстилочная прослойка необходима, чтобы предотвращать размытия и вспучивания во время морозов, что приводит к образованию впадин и трещин в монолитном бетоне.

Больше всего проблем появляется на глиняных, торфяных и иных участках местности, способных удерживать в себе воду. В большинстве случаев такие слои частично удаляют, дно засыпают крупными камнями и гравием. Укатанный слой по высоте достигает тридцати сантиметров. От подобной подготовки будут зависеть расходы и время, необходимое для строительства.

Минимальное значение толщины основы зависит от вида грунта и климатических условий. Определяют ее по специальной таблице. Если слой выкладывается из различных материалов, то между ними расстилается геотекстиль.

Выравнивают слои в соответствии с запроектированными уклонами. Каменные засыпки укрепляются вяжущими материалами – цементом, гранулированным шлаком от металлургического производства, в который добавлена негашеная известь, золой теплоэлектростанций, молотым шлаком.

Опалубка

Для изготовления этой конструкции применяют доски, высота которых соответствует уровню заливки бетона для дороги. Как правило, равна она десяти – пятнадцати сантиметрам. Определяясь с ее размерами, необходимо учесть, что по краям бетона устраиваются ребра, улучшающие прочность. Толщина досок не должна быть менее 5-ти см. Каждый элемент конструкции должен покрываться специальным составом, который облегчит отсоединение от застывшего бетона.

К деревянным опалубочным щитам предъявляются требования по уровню прочности от распора их свежей бетонной массой и усилий, которые возникнут в результате трамбовки.

Если применяется тяжелая техника для строительства дорог из бетона, которой уплотняется бетон, то следует устанавливать опалубку, изготовленную из стального материала. Прослужит она значительно дольше. В основе каждого элемента заложена подошва, улучшающая устойчивость.

Опалубочные секции выставляются в одну линию, прочно фиксируются. Это особенно важно, если вибрирование бетонной массы выполняется тяжелыми механизмами. В местах, где уровень основания снижается, под опалубку льется тощий бетон, чтобы улучшить устойчивость.

Армирование

Если технологический процесс устройства бетонной дороги предполагает такой вид работ, то арматура должна представлять собой металлическую сетку, площадь ячеек в которой достигает 150 мм. кв. Такой выбор материала даст возможность избегать расширений и появления трещин в бетонной толще.

Укладка арматурной сетки выполняется в процессе заливки бетонной смеси на высоте в три – четыре сантиметра от нижнего уровня. Перед этим залитый бетон разравнивается, устилается каркасная сетка, при необходимости – фиксируется. Теперь можно продолжать работу.

Заливка

Подстилочная прослойка укрывается материалом, устойчивым к промоканию, гидроизоляцией, либо просто увлажняется. Дорожный бетон, соответствующий ГОСТу, выкладывается по толщине единым разом. Когда применяется армирование, то процесс выполняется этапами.

Бетон для дороги, марка которого отвечает всем требованиям, наносят быстро, так как он не отличается продолжительной жизнеспособностью. Добавлять воду в массу не рекомендуется, потому что ухудшатся механические свойства покрытия. Так как строительные объемы большие, к месту выполнения работ поставляют приготовленный в заводских условиях дорожный цемент. Смесь выгружают по одному кубометру и разравнивают, чтобы придать всему слою одинаковую плотность.

Оптимальный вариант укладки бетонного полотна – двумя или тремя слоями.

Уплотняется бетонная смесь специальными механизмами, представленными деревянными или металлическими брусами, на которые воздействую укрепленные на них пневмомолоты. Такое приспособление опускается в смесь, начинает перемещаться в ней. Обработав один участок, брус перемещают далее.

Если применяется армирование, то вибрационное устройство должно располагаться в пяти – семи сантиметрах выше верхнего края каркаса.

В специальной машине кроме вибрационного устройства имеется еще и разравнивающее приспособление, расположенное впереди.

Бетонный состав должен быть пластичным и достаточно подвижным, но не очень жидким, чтобы не мог оплывать, перетекая через опалубочные щиты. Все это негативно скажется на прочности покрытия.

Нарезка швов

Обязательное условие – устройство деформационных швов. Такой вид работы возможен при достижении бетоном определенного уровня прочности, составляющего 50 – 60 процентов. В таком виде полотно способно выдержать вес не только рабочего, но и специального инструмента для нарезки швов.

Таким образом компенсируется температурное расширение, которому в различной степени подвержен бетон. Сегменты дороги при сезонных изменениях не образуют трещин.

Распиловка выполняется расшивкой – специальным инструментом. Расстояния между швами определяются проектными расчетами. Как правило, для этого толщину монолитного покрытия умножают на тридцать.

Чтобы в такие швы не попадала влага, их заполняют мастикой.

Материалы для устройства полотна из бетона

М400 – универсальный бетонный состав. Прочность его позволяет выдержать нагрузки от различного колесного автотранспорта. Основу составляет портландцемент, обладающий устойчивостью к воздействию влаги. Добавляют в раствор и пластификаторы, чтобы улучшить показатели гидрофобности и прочности.

Бетонная смесь состоит из:

  • цемента – 1 часть;
  • щебенки – 5 частей;
  • песка – 2 части.

Составы бетона и его характеристики указываются в строительном проекте.

Устройство покрытия из плит

Бетонные плиты для дороги изготавливаются следующим образом:

  1. Готовятся формы нужного размера, или выставляются опалубочные щиты.
  2. При необходимости готовится арматурный каркас, чтобы улучшить прочность плит.
  3. Заливка выполняется готовой бетонной смесью, желательно сразу выполнять трамбовку, чтобы удалить пузыри воздуха.
  4. Через некоторое время, когда бетон застынет, можно снять опалубку и дать плитам время для набора нужной прочности.

С помощью такого материала можно сделать бетонную дорогу своими руками. При соблюдении всех условий она отлично послужит вам долгое время.

Заключение

Бетонное покрытие дороги прочное, но нуждается в определенном уходе. Образовавшиеся трещины необходимо сразу заделывать, чтобы они не увеличивались в размерах. Для этого используют специальные шпатлевочные составы или бетонный раствор. Если образовался разлом, следует снять весь участок бетонного полотна.

Читайте также:
Армопояс под мауэрлат: назначение, размеры и характеристики

Российские дороги будущего — возвращение бетонок

Мы ехали по белой железобетонной плите толщиной в одиннадцать дюймов. Эта идеально ровная поверхность была слегка шероховата и обладала огромным коэффициентом сцепления. Дождь не делал ее скользкой. Мы катились по ней с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по стеклу.

И. Ильф и Е. Петров. Одноэтажная Америка

Бетонки строили в СССР с пятидесятых годов прошлого века. Появилось более 10 тысяч километров таких дорог. Но в начале восьмидесятых их строить перестали — из-за почти вдвое большей стоимости по сравнению с асфальтовыми дорогами. А бетонками стали называть наспех проложенные технологические дороги из плит — выщербленные, с торчащей арматурой и полуметровыми стыками. Почему же решили возродить строительство бетонок? Что изменилось?

Плюсы

Главное преимущество цементобетонной дороги — долговечность. Она обязана служить без капитального ремонта 24 года. Вы знаете хоть одну асфальтовую дорогу с таким жизненным циклом? На практике иные бетонки функционируют по пятьдесят, а то и по восемьдесят лет, как немецкий автобан A11 Берлин — Штеттин (ныне — польский Щецин), построенный аж в 1936 году. Есть примеры и в нашем Отечестве: дорога от Нижнекамска до поселка Красный Ключ интенсивно эксплуатируется больше три­дцати лет и ни разу, как утверждают местные, не ремонтировалась.

Жесткая (цементобетон) дорожная одежда гораздо лучше противостоит динамическим нагрузкам, чем нежесткая (асфальтобетон). Именно поэтому из цементобетона делают взлетно-посадочные полосы аэродромов. Кстати, аналогичным способом — с использованием технологии непрерывной укладки машинами со скользящими формами — сейчас возводят и бетонки для автомобилей. Я недаром привел для сравнения самолеты: возводить цементобетонные дороги есть смысл в первую очередь там, где проходит много тяжелой техники. Не зря же две кольцевые дороги вокруг столицы сделаны из бетона (их до сих пор называют бетонками): они должны были выдерживать тяжелые ракетовозы, которые стояли на обороне Москвы.

Благодаря тому, что цементобетонные дороги лучше держат нагрузку, отпадает необходимость в частой перекладке верхних слоев покрытия. В отличие от асфальта, их не надо обновлять каждые несколько лет. Получается, что поддерживать цементобетонные дороги в рабочем состоянии намного дешевле. Тем более что они легче переживают губительные для асфальта переходы температуры через ноль.

Есть и другие преимущества. Сцепные свойства шин на бетоне стабильнее, чем на асфальте. Из-за меньшего трения качения автомобили на таких дорогах расходуют меньше топлива (на 3–6%). Бетон отражает свет, и, следовательно, на неосвещенных участках водителям ехать комфортнее и безо­паснее. Используя продольное шлифование полотна, можно минимизировать риск аквапланирования.

Минусы

Самый главный недостаток очевиден: строить цементобетонные дороги на 20–25% дороже, чем асфальтобетонные. Правда, это лишь теория, которая не везде подтверждается практикой. Например, в Татарстане нет щебня, необходимого для формирования дорожного пирога. Доставлять его приходится аж из-за Урала, и материал дорожает на 50–70%. А если использовать местные грунты со стабилизатором (цементом), строительство бетонки может оказаться дешевле.

Или другой пример. В России полно отличного цемента — в разных уголках страны работают 48 заводов. При этом с производством асфальта в определенных регионах подчас возникают перебои — не хватает высококачественного отечественного битума. Недостающие объемы закупают… в Венесуэле. И тут цементобетон опять-таки окажется выгоднее.

С другой стороны, при строительстве цементобетонных дорог требуются не только качественные материалы. Нынешними людскими ресурсами и немногочисленным парком техники не обойтись. Квалифицированных специалистов надо готовить, а технику — закупать, и то и другое влетит в копеечку.

Кроме того, бетонки строятся дольше. Основная причина — требования технологии. Чтобы бетон набрал 70% своей прочности, требуется 28 суток. Получается, если речь идет не о постройке новой трассы, а о ремонте старой, придется на месяц закрыть полдороги и тем самым обречь водителей на многочасовые пробки.

Бетон более чувствителен к воздействию противогололедных реагентов. Прежняя техническая документация даже запрещала в течение года после укладки обрабатывать дорогу реагентами, чтобы бетон мог набрать прочность. Но сейчас в бетон добавляют воздухововлекающие и гидрофобизирующие составы, предохраняющие его от коррозии и растрескивания.

Бетонки шумнее по сравнению с асфальтовыми дорогами, однако современные технологии позволяют снизить разницу до минимальных 2–4 дБ. Например, в Германии активно применяют технологию шумопонижения и одновременного повышения коэффициента сцепления бетонного покрытия — Waschbeton («мытый бетон»): при укладке верхнего слоя используют замедлитель, позволяющий затем на несколько миллиметров обнажить заполнитель — каменный щебень.

Почему же не строили?

Если сопоставить достоинства и недостатки цементобетонных дорог, становится очевидно, что плюсы перекрывают минусы. Почему же эту технологию у нас начали вспоминать только сейчас? Виновато в первую очередь отсутствие действующих государственных стандартов на цементобетонные дороги.

В конце прошлого года в Москве подписано соглашение между представителями профильных автодорожных институтов, производителями цемента, дорожной техники и химических материалов для бетонных смесей о создании Ассоциации бетонных дорог, одной из задач которой станет стандартизация таких дорог в России.

Это вовсе не означает, что бетонки вытеснят асфальтированные дороги. Они могут сосуществовать многие десятилетия, как, например, почти век уживаются бензиновый и дизельный моторы, каждый со своими достоинствами и недостатками. Надо только правильно принимать решения — какая дорога в той или иной конкретной ситуации предпочтительнее. Дорожное строительство должно крепко стоять на обеих ногах, а не ковылять на одной.

Все о садовых бетонных бордюрах

  1. Достоинства и недостатки
  2. Разновидности
    • По способу расположения
    • По назначению
  3. Форма и размеры
  4. Инструменты и материалы
  5. Этапы изготовления своими руками
    • Подготовка раствора
    • Заливка в формы
    • Установка бордюра
  6. Чем покрасить?
Читайте также:
Двери СНИП - требования на установку и характеристики

Садовые бетонные бордюры окантовывают дорожки, цветники, клумбы. Из материала данной статьи вы узнаете об их плюсах и минусах, разновидностях. Кроме того, мы расскажем, как сделать их своими руками.

Достоинства и недостатки

Бетонные бордюры – функциональные и эстетичные ограждения для сада. От дорожного бордюра они отличаются меньшей высотой и скошенной фасадной стороной. Ширина таких изделий составляет 8 см, длина может составлять 0,5 или 1 м. Преимуществом поребрика является широкий спектр применения. Бетонные бордюры монтируют в жилых кварталах, на автопарковках, используют в коттеджном и дачном строительстве. С их помощью подчеркивают акценты ландшафта, в том числе цветники, отдельно стоящие деревья (используют для приствольного круга).

Бордюрный камень имеет массу преимуществ:

  • выполняет функции разграничения зон участка;
  • укрепляет границы дорожных покрытий;
  • отличается вариативностью дизайна и формы;
  • характеризуется прочностью и доступностью;
  • морозоустойчив, инертен к перепадам температуры;
  • подходит для садово-паркового и городского оформления;
  • отличается цветовой гаммой и типом составных элементов;
  • экологически безопасный, простой в уходе;
  • долговечный, декоративный, практичный;
  • устойчивый к механическим нагрузкам;
  • предусматривает замену элементов при необходимости.

Ключевым недостатком бордюров из бетона является вес, который затрудняет монтаж и демонтаж окантовки.

Ввиду большого веса его сложно сдвинуть с места или передвинуть, если захочется поменять размеры и форму ограждаемого участка. Поэтому перед установкой нужно планировать тип конструкции и ее точное расположение.

Разновидности

Бетонный бордюрный камень бывает разным. Классифицировать бордюр можно по разным признакам. Например, бордюры из бетона бывают раздельными и монолитными.

По способу расположения

Весь выпускаемый ассортимент садовых бордюров из бетона делится на 2 группы: 1-стороннего и 2-стороннего вида. Каждый тип имеет свои отличия.

  • Модификации первой группы применяют в ярусном расположении площадок. Односторонний бордюр нужен там, где 1 сторона ограждаемого участка выше (ниже) другой. Его форма прямоугольная, слегка скошенная сверху с одной стороны.

  • Двусторонние аналоги выполняют разделительную функцию. Они узкие, закругленные в верхней части, имеют расширенное основание. Их используют для зрительного разделения поверхности одной высоты (тротуара, газона).

По назначению

Бетонный бордюр различается сферой применения и делится на 3 разновидности. Каждая из них имеет свои особенности.

От назначения ограждения зависят его вес, марка и способ изготовления. Эти данные прописаны в ГОСТе 6665-91.

Садовый

Садовый бордюрный камень используется в создании ландшафтного дизайна. Его производят из мелкозернистого бетона, им обрамляют клумбы и дорожки, подбирая желаемые оттенки кромки. В сравнении с другими аналогами, он меньше весит и не столь объемный. Это отличный защитный барьер для дорожек от грязи, попадающей с поверхности газонов. Примерный вес составляет 40 кг, по прочности на сжатие – класс В22.

Тротуарный

Декоративный тротуарный бордюр чуть крупнее садового аналога. В целом он не так сложен в монтаже. Его можно использовать для оформления тротуаров придомовых территорий загородных домов. Тротуарный бордюр – профилактика разрушения дорожек, он облагораживает обустраиваемую территорию, очерчивает границы перемещения по чистой поверхности.

Дорожный

Данный бордюр крупнее предыдущих аналогов, его высота больше. Его прочностные характеристики лучше. Такое ограждение устанавливают вдоль тротуаров и автомобильных дорог, сберегая их целостность. Его производят из смеси тяжелого бетона. Он способен защитить людей от случайного наезда автомобиля.

Форма и размеры

Размеры напрямую связаны с назначением и формой, которая, кроме стандартной, может быть самой разнообразной. Ландшафт может украсить не только тонкий, но и фигурный камень, например, радиусный (полукруглый) или монолитный круглый. Круглые ограждения чаще всего используют для очерчивания клумб.

Согласно ГОСТу 6665*91, бортовые камни имеют несколько форм:

  • БР – рядовой прямолинейный;
  • БУ – прямолинейный с уширением;
  • БУП – прямолинейный с прерывистым расширением;
  • БЛ – прямой с лотком;
  • БК – изогнутой формы;
  • БВ – въездной бортовой.

Размеры рядового садового бетонного бордюра по ГОСТу составляют 1000х200х80 мм. При этом параметры декоративной фаски, имеющейся на верхней грани, составляют 15х15х45градусов. Бетонный поребрик для клумб может иметь и другие габариты (например, 500х210х70, 500x200x80, 1000х300… 340х180 мм).

По заказу покупателя возможно изготовление блоков длиной 500, 600, 800 мм. При этом можно договориться с производителем о предпочтительном типе формы. Помимо привычного вида, сегодня можно заказать даже фигурные блоки либо столбики. При этом газонный камень может иметь различный цвет и стиль.

Инструменты и материалы

Самостоятельное изготовление садового бордюрного камня из бетона займет немало времени, в этом заключается основной недостаток оформления ландшафта придомовой территории на даче своими руками. Благоустроить участок можно 2-мя способами: путем установки штучных элементов и посредством заливки монолитной конструкции предпочтительной формы и размера.

Чтобы сделать садовый бордюр самому, понадобятся специальные формы для заливки раствора. Они бывают металлическими и полимерными, продаются в специализированных магазинах, используются многократно. Формы можно не только купить, но и взять напрокат. Их можно сделать из подручных материалов, например, из:

  • цветочных контейнеров;
  • отражателей от ненужных люминесцентных лампочек;
  • обрезков труб с тонкими стенками.

При необходимости можно сделать формы из металлических листов, фанеры, струганых досок и иных материалов. Для раствора нужно подготовить:

  • цемент М 400 либо М 500;
  • песок;
  • мелкий щебень (гравий не более 4 см);
  • пластификатор для бетона;
  • холодную воду;
  • пигмент для бетона (по необходимости).

Также понадобятся строительный миксер или бетономешалка, вибростол, строительный уровень, рулетка, тара для замешивания раствора. Стоит заранее подготовить шпатель, лопату и мастерок. Литьевой тип камня потребует монтажа опалубки. Для ее создания необходимо подготовить листовой материал с гладким типом поверхности (фанеру, доски, листы металла).

Читайте также:
Если в квартире часто перегорают лампочки, то необходимо срочно разбираться в причинах

Если самостоятельное изготовление кажется сложным, можно купить готовую опалубочную конструкцию, произведенную на заводе. Ее элементы крепят посредством гвоздей, штырей, брусков.

Для усиления конструкции используют арматуру с диаметром прутьев 0,6 см. Литьевой камень позволяет создавать бордюры разной формы: с закруглениями, поворотами, декоративными элементами. Выбор типа ограждения зависит от сложности формы ограждаемого объекта. Также в работе понадобятся ножовка, шнур, молоток.

Этапы изготовления своими руками

Создание бордюрного камня состоит из двух последовательных шагов: приготовления раствора и его заливки в формы с последующей расформовкой.

Подготовка раствора

В зависимости от типа используемого цемента, пропорции рабочей смеси могут различаться. Обычно цемент, песок и гравий берут в соотношении 1х2,5х3 для цемента марки М 400 и 1х3х4 для марки М 500. Сразу в бетономешалку закладывают 1⁄2 часть нормы песка и щебня. Затем их перемешивают в течение 2-3 мин. Расход сырья зависит от количества камней и их размера.

Далее вносят полную норму цемента, оставшиеся части песка и щебня. Выполняется замешивание в течение 4-5 мин. Пластификатор растворяют в воде, после чего жидкость заливают в сухую смесь. Воду добавляют постепенно, образуя состав для бетонирования необходимой вязкости.

Если нужен цветной состав для заливки, пигмент добавляют в воду до заливки в сухую смесь.

При использовании бетономешалки все составляющие помещают в устройство, не останавливая его.

Заливка в формы

Чтобы не портить бордюрные блоки при вынимании из форм, непосредственно перед заливкой поверхность форм внутри смазывают растительным маслом либо иным жирным составом (например, машинным маслом). Их помещают на вибростол для получения более качественных бетонных блоков. Если вибростола нет, для уплотнения смеси используют молоток. Им постукивают по боковинам форм для того, чтобы из бетона вышел воздух.

Если не обойтись без армирования, формы заполняют бетоном наполовину. Выполняют нарезку арматурных прутьев, после чего их помещают в формы и заливают доверху. Затем выполняют уплотнение. Раствор оставляют в формах на 2-е суток, после чего занимаются расформовкой. После этого блоки должны выстоять не менее 4-х недель. Все это время камень увлажняют водой. Опрыскивание является профилактикой трещин готовых блоков.

Затем их можно использовать для монтажа ограждения. При несоблюдении режима выдержки камни в ходе эксплуатации могут трескаться.

По желанию в раствор можно добавить разные декоративные компоненты: битое стекло, гальку, мозаику. Чтобы они располагались по верхнему краю бордюра, их кладут на дно форм перед заливкой.

Если по дизайну запланирован рисунок, его отпечатывают штампом, пока бетон полностью не застыл. Когда необходимо украсить бордюр светодиодной гирляндой, в боковой части блоков выполняют продольное углубление.

Установка бордюра

Бетонные блоки устанавливают на ребро либо широкую сторону. Согласно правилам установки, блоки монтируют перед началом мощения по следующей технологии:

  1. вдоль границ будущей дорожки (площадки, клумбы) выкапывают траншею на глубину укладки;
  2. подготавливают бетон;
  3. ограждения устанавливают на свежий бетон по уровню (они должны утопать примерно на 1⁄2);
  4. после высыхания бетона засыпают траншею с фасада мощения.

Штучные камни устанавливают с зазором 3-4 мм по торцу. Их заливают бетоном, его трамбуют штыкованием. Замазывание зазоров проводят тонким шпателем. Камень не должен выступать над уровнем грунта выше чем на 5 см.

Правильно установить монолитный бетонный бордюр несложно. Его установку производят на подушку, углубляя в почву. При копке траншеи учитывают глубину в 1/3 высоты камня. Также к параметрам добавляют высоту подушки (10-15 см).

При устройстве новых дорожек камни устанавливают сразу. Производят трамбовку подготовленных канав, сыплют песок либо щебень, затем его уплотняют. Далее занимаются монтажом опалубки с краев траншеи. После подготовки опалубку заливают бетонной массой. Производят уплотнение смеси, затем верх ровняют шпателем. Через трое суток снимают щиты. Преимуществом литьевого камня является отсутствие швов.

В ходе установки необходимо учесть важный нюанс: установка бордюров для клумб и насыпных дорожек различается.

Располагающуюся на газоне клумбу ограждают камнем на песчаной подушке. Устойчивость блоков будет обеспечиваться их весом. В штучные блоки устанавливают металлические штыри.

Нагрузка на бордюры, располагающиеся вдоль дорожек, больше. В этом случае необходима профилактика расползания и деформирования блоков. Их установку выполняют на цементный раствор. Технология подразумевает насыпание песка и гравия на дно траншеи. После выполняют заливку раствора и установку блоков. Их ровняют по уровню либо натянутому шнурку. Когда раствор схватится, приступают к засыпке траншеи почвой и ее уплотнению.

Чем покрасить?

Если хочется изменить цвет серых бетонных бордюров, их можно облагородить фасадной краской на водной основе. Такие материалы используют для покраски фасадов и иных поверхностей на улице.

Украсить поверхность бетона можно воздухопроницаемым и водонепроницаемым составом (например, на основе акрила).

В ассортименте строительных магазинов есть специальная краска для бетонного камня. Окрасить поверхность ограждения можно краской на полиуретановой основе. Такие красящие продукты устойчивы к выгоранию и истиранию. Можно облагородить поверхность бордюра специальной краской для тротуарной плитки, дорожным красителем, переносящим любые температурные перепады.

О том, как правильно установить бетонный садовый бордюр на своем участке, вы сможете узнать из видео ниже.

Раствор для садовой дорожки: раскрываем секреты и тонкости его изготовления

Бетонная дорожка на приусадебном участке или возле частного дома – практичное и удобное решение. А если ее сделать с выдумкой и вкусом, то она еще и станет чудесным декоративным элементом. Причем, чтобы справиться с подобной работой, вовсе не обязательно быть опытным строителем.

Каждому домашнему мастеру вполне по плечу изготовить тропинку, окружить участок забором. И сегодня мы поведаем вам о различных тонкостях изготовления дорожек, расскажем о том, на какой раствор класть пластушку, как залить изделие смесью с сеткой, в каких пропорциях стоит делать раствор для бетонирования дорожек и о многом другом.

Читайте также:
Как вырастить киви в домашних условиях?

Раствор для садовой дорожки

Особенности изделия

Чтобы готовая бетонная тропинка служила долго и не продавливалась под ногами, следует позаботиться о правильной подготовке основания.

  1. Начертив предварительно на бумаге, размечают на участке контур будущей дорожки с помощью колышков и натянутой веревки.
  2. Снимают слой земли (сантиметров двадцать) и засыпают щебень слоем от десяти до пятнадцати сантиметров.
  3. Потом прокладывают специальный полимерный материал – геотекстиль. Он придаст прочности и не позволит вырасти сорнякам.
  4. Последним слоем кладется песок, который надо смочить (чтобы влага из бетона не уходила в землю) и утрамбовать. Песчаный слой составляет от четырех до пяти сантиметров.
  5. Затем по краям тропинки ставится опалубка из досок.

Раствор, как правило, заливается в формы, которые могут быть различного рисунка: прямоугольные, многоугольные, круглые, имитирующие природный камень. В продаже часто встречаются формы из полипропилена, с помощью которых можно быстро сделать целые кусочки дорожки с красивым узором.

Наружные стенки этого трафарета, способного выдержать не меньше тысячи заливок, имеют толщину 6 миллиметров, внутренние – 3 миллиметра. Высота – от 5 до 6 сантиметров. Она равна толщине плитки.

О том, как сделать крепкий цементный раствор (раствор цемента) для садовой дорожки и как приготовить бетонный раствор для заливки, читайте ниже.

Состав и структура

Ингредиенты

Итак, давайте попробуем приготовить качественный состав раствора для садовой дорожки на даче своими руками. Для раствора используют классические материалы – цемент, песок, щебень и воду. Они должны быть соответствующего качества:

  • Песок – промытый, сухой, не слишком мелкий (чтобы чересчур много воды не впитывал) и не слишком крупный (чтобы не снизить пластичность бетонного раствора).
  • Щебень – тоже берется чистый, с фракцией от пяти до десяти.
  • Цемент – предпочтительно высокой марки (М400, М500). Он обязан быть рассыпчатым и сухим. К слову, марку цемента визуально можно определить по цвету порошка. Чем он темнее, тем марка более высокая.
  • К воде особых требований нет. Не используют только морскую или слишком грязную воду.
  • Иногда для увеличения пластичности в раствор добавляют некоторое количество глины.
Рецептура

Теперь поговорим о рецептуре. Она может быть разной. Можно, к примеру, сделать раствор только из песка и цемента (без использования щебня). Или варьировать соотношение ингредиентов. Кстати, приобретать готовый раствор нежелательно. Он может быть ненадлежащего качества.

А вот и рецепты:

  1. Одна часть цемента плюс три части песка плюс вода (можно глины немного добавить).
  2. Одна часть цемента плюс три части песка плюс три части щебня плюс вода.
  3. Одна часть цемента плюс две части песка плюс две части щебня плюс вода.

Для придания нужного оттенка в раствор для садовых дорожек можно добавить красящие пигменты-добавки. К примеру, марки HLV. Такого пигмента, выпускаемого в четырех основных природных цветах (красный, зеленый, желтый, коричневый) потребуется около 250 граммов на 25 килограмм сухого цемента.

В следующем видеосюжете будет рассказано о популярных ошибках при изготовлении садовых дорожек:

Изготовление

Отмерив сухие компоненты, перемешивают их. Можно сделать это в какой-то чистой емкости, используя лопату или тяпку. Если есть бетономешалка, то лучше, конечно, воспользоваться ее помощью. Воду надо добавлять понемножку, чтобы готовая смесь не лилась, а медленно стекала (как густая сметана с ложки).

Подготовив основание, как описано выше (сняв сверху дерн, насыпав щебень, песок, уложив геотекстиль и сделав опалубку) можно приступать к созданию дорожки. Проще всего это сделать с помощью готовой пластиковой формы. Ее устанавливают на влажный утрамбованный песок и заливают туда раствор. Через двадцать минут форму можно осторожно снять и повторить процесс.

Пока смесь не застыла, можно декорировать тропинку. Вдавив, например, в ее поверхность кусочки кафельной плитки или симпатичные камешки, выложив их красивым узором. Для упрочнения в течение двух часов после заливания раствора можно покрыть его цементным молоком, орудуя кистью.

Делаем своими руками

Красящий состав

Декоративный (цветной) бетон на дорожке смотрится нарядно и красиво.

  • Для его создания можно купить готовый пигмент и ввести его в момент приготовления раствора.
  • Еще можно добавить немного акриловой краски.
  • Еще вариант: натирать влажную бетонную поверхность смесью цемента (две части) и красителя (одна часть). Это называется железнением:
    • Чтобы сделать дорожку желтого оттенка, например, к цементу добавляют охру.
    • Красный цвет дают одна порция белого цемента, две порции песка и половина порции умбры.
    • Зеленого оттенка добиваются, добавив к песку и белому цементу глауконитовую зелень.
    • Черного – взяв одну часть серого цемента, полторы части песка и 0,15 части обыкновенной сажи.

Если при заливке садовой дорожки потребуется ее подрезать, то в этом вам поможет следующее видео:

Добавки

Как изготовить стандартный раствор, мы уже рассказали.

  • Теперь следует упомянуть о добавках, которые вводятся, в частности, для увеличения прочности (например, фиброволокно на основе пропилена).
  • Продаются и специальные компоненты, предназначенные именно для бетонных садовых дорожек (HLV-15).
  • Если есть желание имитировать природный камень, то для правдоподобности в раствор добавляются каменная крошка и соответствующий краситель.

Кроме того, можно обработать упрочняющим составом и поверхность готовой дорожки.

  • Хороший результат дает пропитка, изготовленная на основе воска и синтетических смол. Ее наносят кисточкой или распылителем.
  • Покрытие жидким стеклом, кроме значительного повышения прочности, дает очень красивую гладкую поверхность.
Читайте также:
Виды и сорта пионов

Формы для дорожек

Готовые пластиковые формы удобны, но они требуют определенных затрат. Если хочется сэкономить на этом, то вполне возможно самому сделать эти элементы. Например, так:

  • Поставим прямо в опалубке на ребро тонкие доски, создав с их помощью перегородки в нужных местах и получив облюбованный узор. Используем соединение «вполдерева».
  • Сколотим из деревянных брусков прямоугольную раму. Дно (которое не нужно крепить) – это лист металла или фанеры. Фанера кладется на стол, сверху ставится рама. На дно (если есть такая задумка) укладывают мозаику из камешков или плиток. Затем заливают раствор двумя порциями, между которыми кладут армирующую сетку из металла.
  • Для получения круглых плиток возьмем пластиковый тазик. Чтобы легче снимать форму, проложим полиэтиленовую пленку на дно.
  • Чтобы сделать шаблон для имитации природного камня, понадобятся сам камень (булыжник, гранит, мрамор) и скульптурный пластилин. Пластилиновую массу размягчают (опустив в пакете в горячую воду) и вдавливают в нее камень. Затем вокруг мастерят деревянную опалубку. Заливают раствор.
  • Можно изготовить шаблоны из обручей от старых бочек. Их выгибают нужным образом. А еще некоторые умельцы жестяные банки используют, сняв у них дно и соединив подобно сотам.

Следующее видео рассказывает о преимуществах полипропиленовой формы для садовой дорожки, и о том, как с ней работать:

Садовые бетонные бордюры своими руками

При обустройстве приусадебной территории и ландшафтных работах бордюром называют элементы, ограничивающие края дорожек, площадок, клумб и других элементов дизайна. Используя бордюр для садовых дорожек, можно красиво оформить границы определенного участка и четко выделить его на придомовой, садовой или парковой территории. Кроме этого, такие материалы удерживают песок основания и края садовых дорожек в фиксированном положении, а также сдерживают разрастание сорных растений.

Материалы для изготовления

Сегодня на территориях частного домовладения и садовых участках можно встретить каменные, деревянные и пластиковые бордюры. К каменным материалам относят бетон, природный камень, клинкерный кирпич и керамические изделия.

Наиболее распространен садовый бортовой камень из бетона. Он отличается невысокой стоимостью, прочностью и долговечностью. Его можно изготовить и установить самостоятельно, при этом изготовление своими руками позволяет получить материал любой формы и разных цветовых оттенков, которые будут хорошо сочетаться с плиточным или брусчатым покрытием дорожки.

Предприятия, выпускающие строительные материалы, производят три вида бетонных бордюр:

  • Магистральный;
  • Дорожный;
  • Садовый.

Как видно из названий, они различаются по своему назначению и могут иметь различный размер. Стандартные размеры, маркировка, вес, способ изготовления и другие требования к этим материалам регламентируются ГОСТ 6665-91. Изделия имеют прямоугольное поперечное сечение с половинным скосом на одной боковой стороне.

Технические характеристики и маркировка

В частном строительстве в основном применяется бордюрный камень садовый и, несколько реже, дорожный. Магистральные ограждения в частном строительстве не используют из-за их больших размеров и высокой стоимости. На заводах бордюры изготавливаются по технологии полусухого вибропрессования. Технические характеристики, которые заявляют производители, следующие:

  • марка прочности бетонных изделий не ниже М400;
  • морозостойкость 200-300 циклов;
  • класс бетона В30;
  • расчетный срок эксплуатации до 20 лет.

Самый распространенный размер дорожного бордюра — 1000x300x150 мм. У бордюр для садовых дорожек заводского изготовления размеры 1000x200x80 и 500x200x80 мм.

Маркировка изделий заводского изготовления это буквенное обозначение БР и последующие три цифры, соответствующие длине, высоте и ширине в см.

Способы изготовления бордюр

Бетонный бордюр своими руками для благоустройства приусадебной территории изготавливают одним из двух способов:

  • в виде штучных изделий заданного размера;
  • как сплошную монолитную конструкцию необходимой длины и конфигурации.

В первом случае потребуются несложные формы, которые можно купить или изготовить самостоятельно. Преимущества этого способа заключаются в возможности многократного использования материала и простоте технологии того, как сделать бордюр своими руками.

Во втором варианте потребуется установка опалубки, что сложнее, но есть возможность выполнять красивые закругления, оригинальные повороты и другие необычные дизайнерские элементы. Выбор необходимого варианта определяется, прежде всего, в зависимости от сложности конфигурации дорожки.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления бетонного бордюрного камня своими руками вам потребуются следующие материалы:

  • цемент марки М400 или М500;
  • гравий или щебень фракции не более 40 мм;
  • мытый или речной песок крупной фракции;
  • пластификатор или жидкое моющее средство;
  • чистая вода;
  • пигментный краситель (если нужно сделать цветные изделия).

В случае изготовления монолитных бетонных бордюр для садовых дорожек в перечень материалов нужно добавить материал для устройства опалубки. Это должен быть плотный гладкий листовой материал или штатная мелкощитовая опалубка заводского изготовления, бруски, гвозди и металлические штыри для фиксации опалубочной конструкции. Для усиления бетона можно использовать стальную арматуру в виде прутка диаметром 6 мм, которую соединяют вязальной проволокой.

Чтобы выполнить эту работу, потребуется следующий инструмент и оснастка:

  • бетономешалка и емкость для приема готовой бетонной смеси;
  • вибростол или погружной строительный вибратор;
  • формы для заливки бетона или строительный уровень и рулетка;
  • лопаты, мастерок, шпатель.

Для сборки опалубки при устройстве монолитного бордюра нужно приготовить молоток, ножовку и шнур.

Самодельные и купленные формы

Способов, как сделать формы для бордюр, существует много. Главное условие — наличие гладкой формующей поверхности. Поэтому в работе рекомендуется использовать:

  • листовую сталь толщиной не менее 0,7 мм;
  • водостойкую или ламинированную фанеру;
  • струганную доску и другие аналогичные материалы.

В качестве готовой формы можно использовать широкий швеллер (более чем 16-й номер). Для этого достаточно закрыть его торцы и можно заливать бетон. Чтобы обойтись без сварки, порежьте на торцах в полках пазы, а затем вставьте в них металлические пластины.

Читайте также:
Вторые входные двери в квартиру деревянные

Если у вас нет желания делать формы, то их можно приобрести в магазине или взять напрокат.

Приготовление бетона

Бетонную смесь для изготовления бордюрного камня лучше всего замешивать в бетономешалке. Это обеспечит лучшее качество и высокую прочность готовых изделий. Вымешивать вручную — это долго, тяжело и некачественно, поскольку в состав компонентов входит щебень.

Обратите внимание на чистоту воды и отсутствие глины в песке. Наличие примесей снижает марку бетона и уменьшает долговечность бордюрного камня. Поэтому перед приготовлением смеси песок рекомендуется просеивать, а воду использовать водопроводную или колодезную.

Для того, чтобы готовый бордюрный камень легко вынимался из форм, смажьте их внутреннюю поверхность машинным маслом или другой жидкой смазкой.

Объемное соотношение цемента, песка и гравия определяется как 1 : 2,5 : 3 для цемента марки М400, или 1 : 3 : 4, для марки М500. Первоначально в бетономешалку нужно загрузить половину необходимого песка, половину щебня и перемешать 2-3 минуты. Потом добавить весь цемент, остаток песка и щебня, и перемешивать сухую смесь 4-5 минут.

Пластификатор или жидкое мыло растворить воде и вылить в сухую смесь. Воду добавлять постепенно, до получения необходимой вязкости. Для получения цветных бордюр пигмент добавляют в воду и выливают в смесь. Все закладки материалов производятся при работающей бетономешалке.

Бетон готовиться одинаково для заливки в формы и в опалубку. Разница заключается только в необходимом количестве. Количество форм определяет скорость процесса. Поэтому при возможности их нужно изготовить не менее 8-10 штук.

Заливка бетона в формы

Качественное изготовление бордюрных камней можно получить, используя вибростол, на который устанавливаются заполненные бетоном формы. При отсутствии такого стола бетонную смесь можно уплотнить постукиванием молотка по форме до тех пор, пока из бетонной смеси не будет удален весь воздух.

При необходимости армирования, для получения более прочных изделий, формы заполняются бетоном наполовину. Потом укладываются нарезанные по длине прутки и заливается остальной бетон. После этого производится его уплотнение вибрацией.

После обработки бетона, залитого в формы, его не вынимая нужно выдержать не менее двух суток. После этого произвести расформовку и положить выстаиваться на 3-4 недели. Только по истечении этого срока изделия будут готовы к монтажу. В противном случае вы рискуете поломать готовые бруски во время их установки.

Установка бордюр

Для выполнения установки требуется снять верхний слой грунта на глубину, которая составляет не менее половины высоты камня, а также на ширину в полтора раза больше, чем толщина изготовленных бордюр. После этого в начале и конце участка установки забить колья и натянуть шнур таким образом, чтобы он проходил по внешнему краю бордюр на высоте требуемой установки. Обычно бордюрный камень ставят таким образом, чтобы его верхняя плоскость была на 4-5 см выше плоскости дорожки или земли (в случае ограждения клумбы).

На дно выкопанной траншеи необходимо насыпать слой щебеночно-песчаной смеси толщиной 5-8 см и хорошо ее утрамбовать. После этого приготовить цементно-песчаный раствор в соотношении 1:4. Камни необходимо укладывать на этот раствор выравнивая их по уровню и шнуру при помощи резинового молотка.

После установки всех камней их нужно зафиксировать песком, насыпанным по обеим сторонам бордюра. И пролить песок водой для его уплотнения.

Бетонный монолитный бордюр

Бетонный монолитный бордюр всегда монтируется с заглублением в грунт на песчаную или щебеночную подушку. Для этого необходимо выкопать траншею, глубина которой должна составлять не менее трети от полной высоты бордюрного камня. Кроме этого, следует учесть толщину подстилающей подушки в 10-15 см.

В случае строительства новой пешеходной дорожки, такой бордюр монтируется в едином процессе с другими материалами, т.е. отдельные земляные работы не требуются.

После выемки грунта дно выкопанной траншеи трамбуется и в нее засыпается слой песка или щебня, который также необходимо хорошо уплотнить. Далее по обоим краям траншеи устанавливаются опалубочные щиты и по их наружной стороне забиваются металлические штыри. Между собой щиты можно соединить деревянными брусками на гвоздях. Все это позволит создать прочную конструкцию, которая сможет выдержать давление от веса бетонной смеси при заливке.

Для армирования монолита необходимо привязать проволокой перпендикулярно арматурным прутам стойки из прутка и воткнуть их в подстилающий слой. В результате продольные пруты должны лежать на П-образных стойках, воткнутых в слой песка или щебня.

После подготовительных работ бетонную смесь заливают внутрь опалубки и уплотняют вибратором, ручной трамбовкой или штыковкой при помощи металлического прута.

Выравнивание поверхности бордюра выполняется с помощью шпателя.

Для увеличения прочности рекомендуется выполнить поверхностное железнение путем присыпки чистым цементом и втирания его в поверхность бетона. Снятие опалубки можно выполнять не ранее чем через три дня. Полное застывание бетона происходит за 3-4 недели.

Во время схватывания бетон рекомендуется накрыть полиэтиленовой пленкой и поливать его водой один раз в сутки.

В заключение

Как видите, изготовить бордюр своими руками не так уж и трудно. Главное соблюдать технологию работ и использовать качественные строительные материалы.

Однако следует заметить, что при потребности в большом количестве материала лучше купить изделия заводского изготовления. В этом случае вы заплатите больше, но сэкономите время. Вопрос в том, что продолжительность твердения бетона требует длительного времени, а использование недостаточно застывших камней может привести к их порче.

Но если вы не торопитесь и любите работать руками, то этот вариант именно для вас. В результате вы сумеете получить дополнительные элементы благоустройства участка и увеличить продолжительность эксплуатации садовых дорожек.

Читайте также:
Как дешево арендовать офис в Москве

Практично и красиво: заливаем садовую бетонную дорожку своими руками

Один из способов благоустроить сад, двор частного дома или территорию дачи – изготовить бетонные дорожки своими руками. Такие сооружения популярны в частном секторе благодаря простоте изготовления.

Достоинства бетонных дорожек

Облагородить пешеходные тропинки можно разными способами: засыпать керамзитом или гравием, настелить плитку или залить бетоном.

Дорожка из бетона – оптимальное решение для тех, кто хочет изготовить ровное, прочное, долговечное, эстетичное покрытие для улицы и существенно сэкономить, а также возможность проявить творчество.

Как сделать бетонную дорожку

Изготовить бетонную дорожку своими руками легче и быстрее, чем уложить покрытие из плитки, сделанной своими руками или на производстве.

Видео: Заливка бетонной дорожки своими руками

Изготовление бетонной дорожки своими руками. Пошаговая инструкция

Рассмотрим пошагово, как делать бетонную дорожку.

Шаг 1. Проектирование дорожек

Перед тем как приступить к процессу изготовления дорожки, необходимо выбрать место и провести предварительные расчеты, чтобы сделать все правильно.

Хорошо продумайте, где будут пролегать дорожки, какую форму и конструкцию они будут иметь:

Выбирайте места для дорожек, где уже естественным образом сформировался трафик движения.

На небольшом участке бетонные дорожки могут быть узкими, но, если территория позволяет, желательно запроектировать ширину не меньше 60– 80 см.

Определитесь, будут ли использоваться бордюры. В случае, если вы решили обойтись без них, дорожку надо немного приподнимать над уровнем почвы.

Не стоит прокладывать бетонные дорожки под крупными деревьями; их корни могут со временем повредить покрытие, а капающая с крон вода будет создавать благоприятные для коррозии бетона условия.

Избегайте устройства дорожек над коммуникациями; это может затруднить их ремонт.

Использовать ли бордюры?

Для дорожек из брусчатки бордюры необходимы. В случае с бетонным покрытием на этот вопрос однозначного ответа нет.

красивый ровный край дорожки;

края дорожки не крошатся и не осыпаются;

защита от проседания;

уменьшение объема земельных работ.

Минусы бордюров – удорожание и усложнение работ.

Следующий шаг – разметка.

Шаг 2. Разметка дорожек

Определившись с местоположением, шириной и конфигурацией будущих дорожек, приступайте к разметке.

В целях предотвращения появления луж на дорожке должен быть предусмотрен уклон. Достаточно сделать уклон 2 мм на каждый метр дорожки. Особенно важен уклон поперек дорожки, но и в продольном направлении желательно его предусмотреть. Направляйте сток в сторону естественного снижения рельефа, чтобы вода не застаивалась; не отводите воду в сторону зданий, особенно, если дорожка примыкает к стене дома.

Для определения уровня используют нивелир или уровень, с помощью которого выставляются отметки.

По периметру дорожки вбить колышки через каждые 3–5 м и обязательно в углах.

Натянуть бечевку или леску по отметкам.

Шаг 3. Подготовительные работы

После того, как дорожки размечены, начинается этап подготовительных работ.

На этом этапе устанавливаются бордюры, если они будут использоваться, либо сооружается опалубка.

Как устанавливаются бордюры:

Вдоль краев дорожки лопатой выкапываются канавки.

На дно канавок наливается бетонный раствор.

На бетон устанавливаются бордюры и уплотняются путем постукивания резиновым или деревянным молоком. Верхний край бордюров ориентируется по натянутой леске.

По леске выравниваем внутренний край бордюра.

Устройство опалубки и песчаной «подушки»

Если бордюры не используются, устанавливают опалубку:

Выкапывают траншею по ширине дорожки глубиной 15–20 см, если дорожка пешеходная или 20–40 см для дорожки, по которой будет ездить транспорт, либо для дорожки на слабом грунте.

Уплотняют грунт трамбовкой либо несколько раз проливают водой и дают высохнуть.

Для опалубки применяют доски толщиной 20–30 см (у необрезной доски нужно обрезать один край) либо толстую фанеру (10 мм), нарезанную полосами шириной 15–20 см. Верхний край опалубки выравнивается по натянутой леске. Для укрепления опалубки можно засыпать ее землей с внешней стороны.

Применение фанеры имеет свои преимущества и недостатки. Фанера легко гнется, позволяя придать дорожке плавную форму, но она менее устойчива, чем доска, поэтому колышки придется вбивать чаще.

Через каждые 1,5–2,5 м дорожки необходимо установить поперечные перегородки из дерева, металла или стекла. Таким образом, бетон будет заливаться секциями, а между плитами останутся температурно-деформационные швы, компенсирующие сезонные нагрузки. Если планируется армирование дорожки, перегородки можно делать реже.

Опалубку смазывают моющим средством или отработкой, чтобы впоследствии ее легко было снять.

Поверх уплотненного грунта устраивают основание дорожки – настилают геосетку или геотекстиль и насыпают песок либо песчано-гравийную смесь. Песок выполняет роль «подушки», уменьшающей деформации бетона и несет дренажные функ ц ии, а прослойка из текстиля необходима для предотвращения попадания песка в почву.

Песок или ПГС насыпают чуть больше, чем на половину глубины траншеи. Другой вариант – на слой песка насыпать слой щебня.

Выбирая щебень для дорожки, не забывайте, что вам нужно получить ровное покрытие. Крупный щебень усложняет эту задачу, поэтому выбирайте материал с фракцией 5–20 мм.

Армирование

Для укрепления дорожек, особенно тех, которые будут подвергаться большим нагрузкам, предотвращения трещин, необходимо армировать их металлической сеткой толщиной 3–5 мм и размером ячеек 50-100 м м. В местах температурных швов сетку разделяют.

Сетка укладывается так, чтобы сверху ее закрывал возможно больший слой бетона, минимум, толщиной 3 см. Это необходимо для защиты ее от коррозии.

Видео: Дорожка 2 года спустя

В частном строительстве для небольших садовых дорожек арматура применяется не всегда. Ее можно заменить добавлением в бетонный раствор фиброволокна. В случае, когда армирование производится, добавление фиброволокна обеспечивает дорожке дополнительную прочность.

Шаг 4. Приготовление бетонной смеси

Как залить бетонную дорожку своими руками?

Читайте также:
Выбираем качественное покрывало на диван: советы и рекомендации

Для заливки дорожек используют смеси на основе цемента марки 32,5-42,5 (по старой маркировке М400-М500).

Составы смеси могут быть разными, но обычно рекомендуют пропорцию: на одну часть цемента 2–3 части песка и 2–4 части щебня. Вода берется в таком количестве, чтобы получить густую смесь (примерно 1 часть).

Как приготовить бетонную смесь

Бетонный раствор замешивается бетономешалкой или строительным миксером в подходящей емкости. Обычно в бетономешалку засыпаются крупные заполнители, затем цемент и лишь после них заливается вода, но некоторые домашние мастера предпочитают сначала налить воду, затем насыпать заполнители и лишь в конце – цемент, поскольку в небольших бетономешалках таким способом получается более однородный раствор.

Заливая дорожки, приготавливают очень густой раствор, при этом в домашнем бетонировании из-за отсутствия профессиональных инструментов обработка бетона вибрацией обычно недоступна. Бетон нужной консистенции может лечь неплотно, с пустотами, что будет способствовать низкой эксплуатационной прочности покрытия. Поэтому в условиях самостоятельного бетонирования без применения специальной техники критически важный шаг – добавление в бетонную смесь пластификатора. Он снижает количество воды в смеси, одновременно повышая подвижность и удобоукладываемость раствора и прочность готового бетона. Некоторые пластификаторы обладают комплексным действием, обеспечивая гидрофобизирующие, водоредуцирующие и прочие свойства бетона. Жидкий пластификатор можно добавить в воду затворения либо непосредственно в бетон при замесе.

Видео: Садовая дорожка своими руками

Шаг 5. Укладка бетона

Бетонную смесь нужно уложить в опалубку слоем 4–6 см для пешеходных дорожек и 6–10 см для дорожек, которые будут использоваться для подъезда и парковки транспорта.

На разровненную ПГС укладывается полиэтиленовая пленка, вспененный полиэтилен или геотекстиль, а сверху заливается бетон.

В случае невозможности выполнить заливку раствора в один день прерывайте работу на температурном шве.

Бетон разравнивают доской или гладилкой. Хорошо выравнивает верхний слой имитация вибрации, выполняемая с помощью планки.

При этом на поверхности выделяется цементное молочко.

Шаг 6. Уход за бетоном

Залитый в форму бетонный раствор не просто высыхает: он застывает. Чтобы смесь из цемента, ПГС и воды стала прочным искусственным камнем, необходимо, чтобы в ней прошли реакции гидратации, в ходе которых образуются новые химические соединения. Для успешного протекания этих реакций требуются определенные условия: температура воздуха 18–20° С и высокая влажность.

При высыхании бетона реакции гидратации прекращаются, что негативно отражается на прочности готового изделии.

Поэтому через 3–4 часа, когда вынуты все маяки, бетон укрывают пленкой. В жаркую сухую погоду желательно в первые сутки несколько раз пролить бетон водой.

Через 5–7 дней можно снимать опалубку и давать небольшую нагрузку, но окончательной прочности бетон достигнет не ранее, чем через 4 недели.

Оптимальное время для заливки бетонной дорожки – поздняя весна либо ранняя осень, когда температура воздуха выше нуля, но не слишком жарко. При необходимости изготовить дорожку в условиях низких температур (5° С и ниже), используйте противоморозные добавки для бетона.

Декоративный бетон

Простая бетонная дорожка – практичное и красивое сооружение, но иногда, в соответствии с замыслом автора, требуется что-то более нарядное, например, введение цвета или имитация дорожки из брусчатки.

В этих случаях воспользуйтесь одним из многочисленных декорирующих приемов, которые можно применять самостоятельно. Комбинируя их, можно получать интересные декоративные эффекты.

На строительных рынках можно приобрести специальные пигменты любого цвета для бетона.

Обычный цемент имеет серый оттенок, который сохраняется и при подкрашивании, придавая любому цвету серый оттенок. Чтобы получить яркие цвета, применяйте специальный супербелый цемент.

Чтобы сэкономить пигмент и дорогой белый цемент, можно подготовить 2 вида раствора и залить двумя слоями: сначала обычный, а сверху цветной. Промежуток между заливками – не более 20 минут.

Подкрасить бетон можно не только в массе, но и на поверхности. Для этого можно использовать цветной закрепитель бетона. Его рассыпают по поверхности свежеуложенного бетона и разглаживают.

Затем, чтобы получить ровный тон без проплешин, рассыпают еще немного закрепителя и снова разглаживают. Верхний слой бетона таким образом окрашивается в выбранный цвет, но имеет сероватый оттенок и выглядит очень натурально.

Инкрустация

Хороший способ украсить бетонную дорожку – инкрустировать ее кусочками цветной плитки или галькой, вдавленными в поверхность свежеуложенного бетона. Можно выкладывать декоративные элементы произвольно или, в соответствии с задумкой, в виде орнамента.

Рельеф

Свежеуложенному бетону можно придать рельеф, имитирующий брусчатку, камень, дерево или другую фактуру методом штамповки. Формы для штамповки бывают мягкими и жесткими. Штампы прикладывают к бетону и прижимают, а затем снимают и присыпают рисунок песком; получается рельефный узор.

Нанести рисунок на свежий бетон можно даже пальцем или шпателем.

После этого «швы» посыпают песком и дают бетону схватиться. Результат – рельефная поверхность.

Поверх рельефа можно нанести пропитку, которая может придать поверхности, к примеру, глянец, вид мокрого камня и другие декоративные эффекты.

Бетонные дорожки можно сделать своими руками, и они могут быть не только утилитарным, но и декоративным сооружением. Применяя приемы декорирования бетона можно создать садовую дорожку, по эстетическим качествам не уступающую сооружениям из брусчатки, сэкономив время и деньги. В условиях отсутствия специальной техники для обработки бетона большое значение приобретает использование специальных добавок для бетона, прежде всего, пластификаторов и фиброволокна, а при необходимости – противоморозных добавок и пропиток для бетона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: