Как выбрать цветовую температуру правильно? Инструкция + советы от профи!

Какую цветовую температуру выбрать для освещения: теплую, холодную или дневную?

От правильно подобранной цветовой температуры в квартире зависит не только восприятие окружающей обстановки, но и внутреннее состояние домочадцев. Разберем сегодня все нюансы использования холодного и теплого света и дадим рекомендации по организации освещения.

  1. Что такое цветовая температура?
  2. Какой свет лучше?
  3. Правила использования и организации освещения
  4. Рекомендации для разных комнат

Что такое цветовая температура?

Понятие цветовая температура — физический показатель, который отражает цвет источника освещения. Измеряются в Кельвинах. Изучая температуру света ученые взяли за основу абсолютно черное тело, нагревая которое в вакууме можно увидеть изменение оттенка свечения:

  • 0К — черный цвет;
  • 500-600К — красный с черным отливом;
  • 2500К — желтый;
  • 2800-3000К — теплый белый;
  • 5000-5500К — белый нейтральный свет;
  • 7000-7500К — холодный белый свет;
  • 9000-1000К — голубой свет.

Интерьерные источники света, хоть и не нагреваются настолько, излучают искусственное свечение в диапазоне 2500-7000К. При этом значение 2-4 тысячи считается теплым оттенком света (имеет желтый подтон), 4-5 тысяч — нейтральным белым, лампы 5-7 тысяч дают холодное освещение.

Важно ! Знание как измеряется температура и каким показателям какие значения соответствуют, позволяет понять какого именно цвета будет теплый свет лампы — оранжевого, желтого, светло-желтого. Тоже самое с холодным: белый, светло-голубой, голубой. Чем выше цифра, тем синее диапазон.

Какой свет лучше?

Постановка вопроса «Что лучше — теплый белый свет, голубоватый или нейтральный?» также абсурдна, как попытка определить какой тон красивее — оранжевый или зеленый.

Однако, оттенки разной цветовой температуры имеют некоторые различия, которые делают их более или менее подходящими для различных ситуаций.

  • Отвечая на вопрос какой свет ярче теплый или холодный — однозначно второй. Точнее, так он воспринимается нашими глазами: при одинаковой мощности светодиодных ламп, лампы с холодным свечением будут светлее.
  • Подбирая подсветку, близкую к естественной солнечной, отдайте предпочтение нейтральным светильникам . Разница между ними с холодным и теплым освещением в том, что белые светодиодные лампы никак не меняют восприятие окружающей обстановки.
  • Теплый свет выглядит как рассветное, либо закатное солнце . Лампы накаливания обладают удивительной способностью создавать расслабленную атмосферу: действуют как электрические свечи. Также лампы теплого оттенка подчеркивают в интерьере теплую палитру, нейтрализуют холодные элементы.

Важно ! Температура света (теплый, белый, холодный) никаким образом не влияет на остроту зрения: «посадить» глаза может только недостаток яркости (мощность измеряется в Люменах).

Правила использования и организации освещения

Холодное и теплое освещение влияют не только на восприятие цветов, но и самочувствие человека. Ниже рассмотрим особенности воздействия :

  • теплые тона успокаивают в вечернее время, мягко пробуждают в утреннее: производят мягкий, не давящий эффект, создают уют;
  • нейтральный оттенок света имитирует дневной свет, способствует возбуждению ЦНС, мозговой активности;
  • лампочки синего спектра больше всего похожи на свечение луны, поэтому при неправильном использовании могут вызвать депрессию, апатию.

Исходя из влияния на настроение и окружающие предметы, делаем выводы по использованию световых приборов:

  1. Теплый свет в интерьере необходим для создания уютной атмосферы: подходит в качестве дополнительной подсветки для отдыха в гостиной, подвесов над обеденным столом, бра или торшера в уголке для чтения, подсветки спальни, детской комнаты по вечерам перед сном.
  2. Холодный свет в комнате бодрит исключительно в небольших количествах, поэтому настольной лампы на рабочем столе или подсветки в душевой по утрам бывает достаточно для концентрации. Использовать люминесцентные лампы с голубым подтоном в качестве основного сценария не рекомендуется ни в одной комнате.
  3. Нейтральные осветительные приборы неспроста называют естественными: они правильнее всего подражают привычному дневному свету, поэтому специалисты рекомендуют белые лампы большинству людей в качестве основных источников.

Последний нюанс выбора температуры — дизайнерский. Некоторые световые оттенки буквально ассоциируются с тем или иным стилем интерьера, поэтому заслуживают отдельного внимания.

  • Все винтажные, дворцовые, классические и ретро-стили тяготеют к температуре до 4500К (теплый свет). Основная причина — визуальное сходство с огнем свечи или керосинки, которые использовались при зарождении данных направлений.
  • Холодный свет уместен в интерьерах ультрасовременных: минимализм, хай-тек. В сочетании с глянцевыми поверхностями, обилием стекла и металла, светодиоды задают правильный настрой. Холодное голубоватое освещение в квартире создает немного больничную атмосферу, поэтому перебарщивать с ним не стоит.

Но уходить в крайности не всегда правильно . Учитывая особенности влияния каждого диапазона, лучше всего подобрать для каждого сценария во всех комнатах максимально подходящие лампочки, которые сделают отдых комфортнее, а работу — продуктивнее. Например, основной белый свет в гостиной может сменяться дополнительным теплым, предназначенным для уютных семейных посиделок.

Рекомендации для разных комнат

Выбор освещения зависит в первую очередь от места. Рассмотрим какие параметры следует выбирать для каждого пространства.

Кухня

Стандартная кухонная подсветка включает 3 сценария : общее, рабочая зона, обеденная.

Обеденная зона представляет собой стол, барную стойку, остров, полуостров. Главная задача светильников здесь — создать приятную атмосферу для приема пищи. Лучше всего ей соответствует теплый спектр — 2500-4000К.

Читайте также:
Заливка прозрачного наливного пола эпоксидкой

Для работы на кухне , будь то мытье посуды, нарезка продуктов или непосредственно приготовление на огне, требуется концентрация. Обострять восприятие лучше всего получается у оттенка ближе к холоду: 5500-6500К. Подсветить столешницу можно при помощи встроенных спотов, светильников на шине, бра, подвесов, светодиодной ленты под шкафами.

Последняя точка — центр . В маленьких кухнях может быть достаточно первых двух источников, но если часть комнаты остается темной, рекомендуется включать третий — центральный. Обычная люстра или несколько спотов с белыми лампами отлично справятся с задачей.

Ванная

Сценарии подсветки подскажут ваши привычки: прежде, чем начинать обустройство санузла. Подумайте для каких задач используется ванная комната?

Возможные варианты : бодрящий контрастный душ по утрам; расслабляющая ванна с солью перед сном; укладка, макияж, бритье возле зеркала.

Исходя из списка подбираем освещение :

  • Проснуться поможет белый с холодным подтоном — 5000-6500К.
  • Расслабиться, наоборот, максимально теплый — 2500-3000К.
  • Не искажает отражение в зеркале, помогает в нанесении макияжа — нейтральное свечение в районе 5000К (такой лентой обычно оборудуют зеркала с подсветкой).

Важно ! Ванная комната из-за отделки и сырости обычно кажется холоднее, чем есть на самом деле: поэтому в любом санузле лучше смотрится теплый свет.

Прихожая

Главное отличие коридора от других комнат — отсутствие естественного источника, то есть оконного проема. Именно поэтому лучшим вариантом для центрального освещения , а также дополнительных точек у зеркала, шкафа и т.д. будет имитация дневного света. Лампа — нейтральная, диапазон 4500-5500К.

Свет в коридоре должен быть равномерным (несколько маленьких ламп вместо одной большой) и рассеянным (лучше всего выбирать светильники с матовым стеклом).

Спальня

На выбор влияет количество зон в комнате отдыха. Если в пространстве находится только кровать и используется оно исключительно для ночного сна — теплый свет в спальне логичнее всего.

Когда спальня многофункциональна, например в ней расположен кабинет или макияжная зона, сценарии подсветки также нужно делить .

  • Основной потолочный свет: с желта, может быть ближе к белому (4000-5000К).
  • Прикроватные светильники : максимально теплый (2500-4500К).
  • Зеркало на туалетном столике: нейтральный (5000-5500К).
  • Рабочий стол : нейтральный с отливом в холодный (5500-6500К).

Гостиная

Зал обычно многофункционален, поэтому свет здесь выполняет не только основную функцию, но и зонирует пространство. Основные сценарии:

  1. Центр . Шикарная люстра задает тон окружающей обстановке, включается по особым случаям: например, во время приема гостей. Чтобы атмосфера была располагающей к общению, выбирайте теплый белый оттенок (3500-5000К).
  2. Зона отдыха . Может быть подсвечена потолочными спотами, шиной или напольными торшерами. Теплый диапазон 2500-4500К.
  3. Зона для чтения . Если книги — ваш способ расслабиться, выбирайте подсветку с минимальной температурой — 2500-4500К.
  4. Рабочий стол . Рекомендации те же, что в спальне: 5500-6500К. Свет может быть теплее, если проводите за работой много времени и холоднее, если работаете короткими промежутками.
  5. Декоративная подсветка . Включается например во время просмотра фильмов. Температура значения не имеет, важнее низкая мощность.

Детская комната

Помещение, способное поспорить с гостиной за первенство по количеству зон — комната ребенка. В ней обязательно должно быть:

  • центральный свет (обычно используют во время игр),
  • рабочий уголок,
  • зона для сна.

У малышей или детей, страдающих никтофобией (боязнью темноты), в комнате обязательно присутствует ночник.

Подбирая материалы в детскую обратите особое внимание на психологическое влияние: у детей и подростков психика менее устойчива, чем у взрослых, поэтому они воспринимают любой фактор гораздо острее.

В связи с этим, подсветка в комнате гиперактивного ребенка выбирается теплой — она успокаивает, расслабляет. Чрезмерно спокойным мальчикам или девочкам, которых нужно немного растормошить, вкрутите белые лампочки: они заряжают энергией.

Чересчур холодный диапазон не рекомендован как детям с СДВГ (могут перевозбудиться), так меланхоличным малышам (еще больше замкнутся в себе).

Кабинет

Отдельное помещение, в котором можно спокойно работать, есть далеко не у каждого. Но если вы в числе везунчиков — внимательно отнеситесь к настройке освещенности в нем.

Правила для рабочей зоны уже были обозначены в разделах «Спальня» и «Гостиная» : лучше всего на работоспособность и концентрацию влияет нейтральный белый (5000-5500К). При этом чем дольше вы находитесь в кабинете, тем ближе к 5000 должно быть значение на лампочке.

Важно ! В кабинете должно быть как минимум 2 световых источника: потолочный светильник + лампа непосредственно над столом.

Как в радуге нет плохого или хорошего оттенка, так и в световом спектре нет положительной или отрицательной температуры. Научитесь выбирать подсветку правильно и почувствуете, как изменяется восприятие и настроение, благодаря всего лишь щелчку клавиши выключателя.

Комфортное освещение для работы и отдыха

Мне редко встречались пространства с продуманным искусственным освещением, часто лампы светят в глаза, помещение недостаточно освещено и цвета предметов выглядят тусклыми или искажаются. Кроме того, освещение часто дает страшные тени на лицах. Я постарался разобраться в причинах и сделать приятное освещение.

Читайте также:
Как выбрать канализационный трап

Эта заметка содержит описание общих принципов создания комфортного освещения и фактическую реализацию бюджетного освещения жилой мастерской.

Началось с того, что я задумал превратить захламленную мансарду над гаражом в подмосковной Малаховке в жилую мастерскую, чтобы там паять, сверлить и творить.
Для реализации освещения понадобилось освоить некоторые фундаментальные характеристики:

Освещенность

Освещенность, это, грубо говоря, количество света, падающего на единицу площади, измеряется в Люксах (lux). Днем освещенность на улице обычно от 2000 до 100,000 lux. Европейский стандарт для освещения рабочих помещений рекомендует следующие значения освещенности:

Освещенность Назначение
300 lux повседневная работа в офисе, не требующая разглядывания мелких деталей
500 lux чтение, письмо и работа за компьютером
500 lux освещение переговорных комнат
750 lux техническое черчение

По моим наблюдениям очень многие помещения в России страдают недостаточным уровнем освещенности, но в определенных местах встречается и переосвещенность. Есть данные о том, что неправильный уровень освещенности может вызывать головные боли, быструю утомляемость, нарушения зрения и другие неприятности. (подробнее в википедии: Light ergonomics, Light effects on circadian rhythm )

Чтобы понять сколько нужно ламп для создания определенного уровня освещенности можно воспользоваться различными способами приблизительного расчета.

Обычно освещенность измеряют на уровне рабочей поверхности, например стола. Для простоты я измерял на уровне 1 м над полом.
Для измерения освещенности я использовал экспонометр, вместо него приблизительно измерить освещенность можно фотоаппаратом с экспонометром. При измерении экспонометром получаем EV и потом переводим в lux с помощью таблицы.

Индекс цветопередачи (CRI)

Источники света имеют такую важную характеристику как Индекс цветопередачи(Color rendering index, CRI), чем выше его значение тем лучше цветопередача, максимальное значение Ra = 100.
По этой картинке заметно как страдает цветопередача красных и синих оттенков у люминесцентных ламп с низким CRI:

В названии люминесцентных ламп обычно содержится 3 цифры, первая цифра характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra.
Вторая и третья — указывают на цветовую температуру лампы. Например, наиболее распространенные 640 лампы — это лампы с плохой цветопередачей 6*10 = 60 Ra и цветовой температурой 40*100 = 4000K. Лампы с низким Ra не подходят для жилых помещений, хотя и имеют более высокую светоотдачу.

Цветовая температура

Цветовая температура это, грубо говоря, соотношение красных и синих волн в спектре излучения.

Свет до 5000 K принято называть теплым, а выше — холодным.
Среди знакомых довольно много предпочитающих теплое освещение. Мне кажется это из-за привычки к лампам накаливания(2200—3000 K) и низкого уровня цветопередачи большинства люминесцентных ламп. Естественное дневное освещение, в среднем, имеет цветовую температуру 6500 К.

Есть еще такой момент: цветовосприятие человека сильно изменяется в зависимости от освещенности. При небольшой освещенности мы лучше видим синий и хуже красный. Поэтому для каждого уровня освещенности существует наиболее подходящий диапазон цветовой температуры источников света.
Кривая, представляющая эту зависимость, названа именем нидерландского физика Arie Andries Kruithof. Вот она:

Проще говоря, это означает что приглушенный свет лучше делать теплым (2000-3000K), а яркий свет более холодным .

Какой свет нужен для продуктивной работы?

Тема обширная, достойная отдельной статьи.
Результаты некоторых исследований указывают, что холодный свет улучшает концентрацию внимания, снижает уровень сонливости и т.д. По всей видимости дело в том, что короткие волны (синий, ультра-фиолетовый свет) вызывают подавление мелатонина — гормона, регулирующего суточные ритмы и таким образом активизируют организм. Кроме того есть данные, что яркий холодный свет помогает справиться с зимней депрессией Seasonal affective disorder (SAD). Но при этом недостаток мелатонина может приводить к нарушению сна и другим проблемам, так что яркое холодное освещение ночью будет скорее вредным.
Резюмируюя можно сказать, что умеренное облучение холодным ярким светом в дневное время может снизить сонливость и улучшить внимание.

Субъективные соображения

300 lux и вечерний нижний свет 2700K

Выбор ламп и монтаж

Т.к. светодиодные лампы стоят пока слишком дорого, я остановился на люминесцентных лампах. Они бывают компактными или в трубках. Для меня трубки имеют ряд преимуществ:

  • ЭПРА отделен от лампы
  • у трубки значительно большая площадь стекла при сопоставимом с компактной лампой световым потоком, благодаря этому свет от нее более мягкий и дает меньше бликов

Я выбрал лампы T8 Osram L 58W/940 (стоимость 240 р.), они имеют хорошую цветопередачу (Ra = 90) и цветовую температуру 4000К.
Найти для них недорогие светильники с хорошими ЭПРА не получилось. Поэтому я купил патроны G13 (стоимость 9 р.) и скоммутировал лампы самостоятельно. Первый вариант монтажа представлен на заглавной картинке поста, но он оказался неудачным. Позже я закрепил лампы с помощью специальных пластиковых клипс (стоимость 6 р.).

В качестве ЭПРА для питания двух ламп используются Osram QT-FIT8 2×58-70 Quicktronic (стоимость

600 р.). Производитель рекомендует делать кабели идущие от ЭПРА к лампе как можно короче, а именно:

При длинне лампы 1,5 м выполнить все рекомендации оказалось непросто. Итоговый вариант подключения:

Читайте также:
Звездное небо из оптоволокна

Общий вид:

Итоговое измерение освещенности: 6.8 EV, т.е. примерно 300 lux.

Для вечернего нижнего освещения используется сферическая лампа, ставшая ненужной после ремонта в квартире.

5 фактов о цветовой температуре. Какую выбрать?

В быту распространено мнение, что искусственный свет может быть «тёплым» и «холодным». Речь идёт, прежде всего, об оттенках светового излучения. Понятие «температура света» (или «цветовая температура») действительно имеет важное значение для светодизайна в интерьере. Но так ли на самом деле холодны «холодные» оттенки света? И как выбрать температуру света для конкретного помещения? Давайте разбираться.

В чем измеряют цветовую температуру?

Данное понятие относится к физике. Учёные давно установили, что каждый цвет имеет свою «температуру», которая измеряется в Кельвинах (К). Этот параметр указывают на упаковках ламп. Нулём цветовой температуры (0 Кельвинов) обладает абсолютно чёрный цвет (черное тело).

  • Тёмно-красный оттенок приобретет абсолютно чёрное тело, если его нагреть до температуры 800 К (что соответствует 527°С).
  • Ярко-красный цвет соответствует температуре 1300 К (или 1027°С). В реальной жизни данное явление можно наблюдать при нагревании некоторых металлов.
  • Оранжевый цвет — 2000 К (или 1727°С). Такой свет даёт свеча или раскаленные угли.
  • Жёлтый цвет — 2500 К (или 2227°С). Его можно наблюдать при восходе солнца.
  • Белый цвет — 5500 К (или 5227°С). Он соответствует цвету солнца в полдень.
  • Голубой цвет — 9000 К (или 8727°С). Это цвет термоядерной реакции, которую в жизни увидеть практически невозможно.

Факт № 1. Как видим, на самом деле те цвета, которые в быту считаются «холодными» (белый, голубой), получаются от максимально горячих тел.

Стоит заметить, что лампы не нагреваются до таких температур, а величина в Кельвинах — сравнительный условный показатель.

Как это работает в обычной жизни?

Данный температурный принцип работает при производстве источников света и их выборе для применения в интерьерах. Все лампы имеют определённую температуру.

При выборе источников света необходимо знать, какая температура соответствует тому или иному оттенку. Для некоторых зон в интерьере дизайнеры рекомендуют применять лампы соответствующей цветовой температуры.

Цветовая температура, K Оттенок Применение
2500–3000 Тёплый оранжевый Уютная вечерняя атмосфера в спальне, гостиной. Освещение обеденного стола. Торшеры, бра, прикроватные светильники.
3000–4000 Тёплый желтоватый Комфортный и расслабляющий свет для жилых комнат. Чаще всего такую температуру используют в лампах люстр и настенных светильников.
4000–5000 Нейтральный белый Дневной свет для жилых комнат, кухни, рабочих мест офисов, уголков для чтения. Подходит для потолочных и подвесных светильников.
5000–6500 Голубоватый Такую цветовую температуру не используют в доме. Чаще применяют в ювелирных магазинах, музеях.

Факт № 2. Для определённых зон в доме или квартире, а также под конкретные ситуации (для гостиной — приём гостей, романтический ужин и т. д.) подбирают источники света с наиболее комфортным оттенком и соответствующей цветовой температурой.

Цветовая температура источника света и восприятие её оттенков

Комбинируя источники освещения с разной температурой в пределах одного помещения, можно изменять цветовое восприятие предметов в интерьере. Но не увлекайтесь! Важно следить за гармоничностью цветов, так как в противном случае может получиться «цветовая дискотека», которая будет раздражать глаза. Да и неудачный светодизайн покажет вкус хозяина квартиры не с лучшей стороны.

  • Красный цвет можно смягчить за счет тёплого оранжевого оттенка света (2500–3000 К).
  • Оранжевый цвет (интенсивный) превращается в нежный и пастельный с помощью тёплого желтоватого оттенка (3000–4000 К).
  • Жёлтый цвет станет серым и невыразительным, если использовать лампы с голубоватым оттенком (5000–6500 К).
  • Зелёный цвет можно смягчить до салатового посредством тёплого оранжевого света или придать оттенок морской волны, использовав яркий голубоватый свет.
  • Синий цвет наиболее адекватно смогут передать источники света нейтрального белого оттенка.
  • Фиолетовый цвет при желтоватом оттенке освещения превратится в красный, поэтому его освещают с высокими показателями цветовой температуры.

Совершив ошибку при выборе лампы определенной цветовой температуры, вы можете существенно изменить цветовое восприятие интерьера.

Факт № 3. Наши глаза различают около 10 млн. различных оттенков, поэтому от освещения напрямую зависит, как мы будем воспринимать цвет предметов интерьера.

Что такое индекс цветопередачи?

Свет может изменять яркость и насыщенность цветов в помещении. Такое явление называют метамеризмом.

Каждая лампа обладает определенной цветопередачей, которая на упаковке обозначается индексом Ra (или CRl). Данный параметр источника определяется его способностью максимально точно передавать цвета освещаемого объекта. Лучшего результата вы добьетесь, используя лампы с индексом цветопередачи от 80 Ra и выше. Это позволит всем цветам интерьера выглядеть наиболее естественно.

Характеристика Коэффициент Примеры ламп
Эталон 99–100 Лампы накаливания, галогенные лампы
Очень хорошая Более 90 Люминесцентные лампы с пятикомпонентным люминофором, Лампы МГЛ (металогалогенные), современные светодиодные лампы
Очень хорошая 80–89 Люминесцентные лампы с трехкомпонентным люминофором, светодиодные лампы
Хорошая 70–79 Люминесцентные лампы ЛБЦ, ЛДЦ, светодиодные лампы
Хорошая 60–69 Люминесцентные лампы ЛД, ЛБ, светодиодные лампы
Посредственная 40–59 Лампы ДРЛ (ртутные), НЛВД с улучшенной цветопередачей
Плохая Менее 39 Лампы ДНат (натриевые)

Факт № 4. Различные типы ламп, обладая одинаковой цветовой температурой, могут передавать цвета по-разному. Индекс цветопередачи определяет степень отклонения цвета предметов интерьера от его настоящего при освещении той или иной лампой.

Цветовая температура и наши эмоции

Температура света способна напрямую влиять на психологическое состояние человека.Так, теплые оранжевые и желтоватые оттенки лучше всего использовать для утра, так как они способствуют мягкому пробуждению, настраивают на положительный лад и стимулируют деятельность. Также эти оттенки хороши для применения в вечернее время из-за их успокаивающего эффекта.

Читайте также:
Где живет Наина Ельцина: фото и описание

Источники света с нейтральным белым идеальны для помещений, в которых проводят большое количество времени, работают в течение длительного срока. Такие оттенки наиболее соответствуют полуденному солнечному свету, поэтому организм воспринимает такое освещение как сигнал к активной деятельности.

Лампы с высокой цветовой температурой нельзя использовать долгое время, так как они обладают чрезвычайно активизирующим воздействием на психику человека. При краткосрочном использовании такой свет стимулирует организм. А при долгосрочном возможен обратный эффект — торможения, депрессии.

При низком уровне освещенности (мало света), то есть при «теплом свете» (Тцв=3000 К), человек лучше чувствует себя, это наиболее комфортная температура для человека. Если освещенность будет высокая (>700 лк), то появится дискомфорт и боль в глазах. И наоборот: Тцв=5000 К — комфортно от 700 лк до 2500 лк, но при освещенности менее 150 лк свет будет восприниматься тревожно (лунный свет).

Факт № 5. Температура света влияет на психологическое состояние человека, создаёт определённую атмосферу в помещении, активизирует работу организма или, напротив, расслабляет.

Человеческий глаз устроен таким образом, что способен улавливать малейшие отклонения цветовой температуры. Причем их диапазон чрезвычайно широк — от 2500 до 10000 К. Изменения данного показателя влияют на наше эмоциональное и психологическое состояние, работоспособность. Именно поэтому при создании гармоничного и комфортного освещения нельзя пренебрегать фактами, приведёнными в этой статье.

В дальнейших публикациях мы познакомим вас с не менее важными особенностями светодизайна, которые позволят вам создавать комфортные и эстетичные интерьеры. Подписывайтесь на обновления нашего блога и черпайте идеи для своих работ!

Как выбрать цветовую температуру правильно? Инструкция + советы от профи!

В быту распространено мнение, что искусственный свет может быть «тёплым» и «холодным». Речь идёт, прежде всего, об оттенках излучения. Понятие «температура света» (или «цветовая температура») действительно имеет важное значение в нашей с вами жизни.

Научно доказано что, температура света влияет на психологическое состояние человека, создаёт определённую атмосферу в помещении, активизирует работу организма или, напротив, расслабляет.

Так как же выбрать температуру света для конкретного помещения? Давайте разбираться.

Данное понятие относится к физике. Учёные давно установили, что каждый цвет имеет свою «температуру», которая измеряется в Кельвинах (К). Этот параметр указывают на упаковках осветительных приборов. Нулём цветовой температуры (0 Кельвинов) обладает абсолютно чёрный цвет (черное тело).

  • Тёмно-красный оттенок приобретет абсолютно чёрное тело, если его нагреть до температуры 800 К (что соответствует 527°С).
  • Ярко-красный цвет соответствует температуре 1300 К (или 1027°С). В реальной жизни данное явление можно наблюдать при нагревании некоторых металлов.
  • Оранжевый цвет — 2000 К (или 1727°С). Такой свет даёт свеча или раскаленные угли.
  • Жёлтый цвет — 2500 К (или 2227°С). Его можно наблюдать при восходе солнца.
  • Белый цвет — 5500 К (или 5227°С). Он соответствует цвету солнца в полдень.
  • Голубой цвет — 9000 К (или 8727°С). Это цвет термоядерной реакции, которую в жизни увидеть практически невозможно.

Стоит заметить, что лампы не нагреваются до таких температур, а величина в Кельвинах — сравнительный условный показатель.

При выборе источников света необходимо знать, какая температура соответствует тому или иному оттенку. Для определённых помещение и зон в интерьере дизайнеры рекомендуют применять источники света соответствующей цветовой температуры.

Пo eвpoпeйcким нopмaм вce иcтoчники cвeтa пo цвeтнocти paздeлeны нa тpи гpyппы:

  • тeплый бeлый (Tц = нижe 3500 K)
  • нeйтpaльный бeлый или днeвнoй (Tц = 3500-5300 K)
  • хoлoдный бeлый (Tц = вышe 5300 K)
  • Цвeтoвaя тeмпepaтypa пpивычнoй лaмпы нaкaливaния – пpимepнo 2800 K, пoэтoмy тeплo-бeлый cвeт cвeчeния cвeтoдиoдных лaмп нaибoлee пpивычeн глaзy (oт 2700 дo 3500 K).

Для бoльшинcтвa видoв paбoт и пoмeщeний peкoмeндyютcя «нeйтpaльныe» иcтoчники cвeтa (Tцв = 4000-4500 K).

Ecли гoвopить o влиянии цвeтoвoй тeмпepaтypы нa чeлoвeкa, тo тeплый cвeт paccлaбляeт и coздaeт aтмocфepy yютa, a бoлee хoлoдныe тoнa пoмoгaют opгaнизмy кoнцeнтpиpoвaтьcя и нacтpaивaют нa paбoчий лaд.

Цветовая температура, K Оттенок Применение
2500–3000 Тёплый белый Напоминает свет ламп накаливания, мягких солнечных лучей. Оттенок не надоедает, не раздражает. Создает теплую уютную атмосферу. Подходит для жилых помещений, библиотек, ресторанов, кафе и др. В квартире идеален для спален, точечной подсветки.
4000–5000 Нейтральный белый или дневной Комфортный дневной свет одинаково хорошо подходит как для жилых комнат так и для общественных помещений
5000–6500 Холодный белый Холодные цвета бодрят, они лучше подходят для работы, повышают концентрацию внимания. Их используют для рабочих пространств, офисов, цехов, учебных и производственных помещений. Чаще применяют в помещениях с высокими требованиями к цветопередаче (дизайнерские бюро и типографии). Холодный белый цвет создаст чистую продуктивную атмосферу. Но при постоянном воздействии приводит к бессоннице. Поэтому в квартире его используют редко, если только для подсветки рабочей зоны.
Читайте также:
Интерьер кухни с балконом: 62 ярких идеи на фото

Тёплый белый свет (2700 – 3000 К).
Напоминает свет ламп накаливания, мягких солнечных лучей. Оттенок не надоедает, не раздражает. Создает теплую уютную атмосферу. Подходит для жилых помещений, библиотек, ресторанов, кафе и др. В квартире идеален для спален, точечной подсветки.

Нейтральный белый или дневной свет (3200-4500 К).
Комфортный дневной свет одинаково хорошо подходит как для жилых комнат, так и для учебных, офисный и других общественных помещений, так как нейтральный свет не создает нагрузку на глаза.

Холодный белый (5000–6500 К).
Холодные цвета бодрят, они лучше подходят для работы, повышают концентрацию внимания. Хорошо подходит для рабочих пространств, учебных помещений, офисов, цехов и производственных помещений. Чаще применяют в помещениях с высокими требованиями к цветопередаче (дизайнерские бюро и типографии). Холодный белый цвет создаст чистую продуктивную атмосферу. Но при постоянном воздействии приводит к бессоннице. Поэтому в квартире его используют редко, если только для подсветки рабочей зоны. Не подходит для небольших помещений – свет будет слишком ярким и тревожным.

Комбинируя источники освещения с разной температурой в пределах одного помещения, можно изменять цветовое восприятие предметов в интерьере. Но не увлекайтесь! Важно следить за гармоничностью цветов, так как в противном случае может получиться «цветовая дискотека», которая будет раздражать глаза.

С помощью выбора ламп определенной спектральной характеристики дизайнер может:

  • Подчеркнуть достоинства и смягчить недостатки помещения — например, ядовито зеленые стены станут нежно-салатными, если залить их оранжевым (2200 К) потоком;
  • Синий цвет наиболее адекватно смогут передать источники света нейтрального белого оттенка;
  • Вульгарный кричащий красный смягчится от подсветки обычным желтым (3200 К);
  • Комната прибавит в габаритах, если подчеркнуть вертикали и горизонтали голубыми (7000 К) софитами;
  • Эффектно передать цветовые особенности товара на витрине магазина, поместив — мясо — под источники света 2800-3500 К; рыбу — под металогалогенные или светодиодные лампы с цветовой температурой 4000-6500 К; ювелирные украшения — под освещение 5500- 6500 К; мебель — под теплые светильники, а шторы и текстиль — под холодные белые.

Наши глаза различают около 10 млн. различных оттенков, поэтому от освещения напрямую зависит, как мы будем воспринимать цвет предметов интерьера.

Цветовая температура и баланс белого в фотографии

Иногда фотографии имеют неправильный оттенок. Слишком желтый или наоборот голубоватый. Особенно это заметно при съемке людей. Цветовая температура и баланс белого в фотографии должны быть четко определены и сделаны правильные настройки. Первый параметр зависит от характера освещения, использованного при фотосъемке. А баланс белого настраивает сам фотограф или доверяется автоматике камеры. Этими параметрами не стоит пренебрегать, чтобы фотографии выглядели естественными.

  • Что такое цветовая температура и баланс белого
  • Настройки фотоаппарата
  • Автоматические настройки
  • Выбор баланса белого из предложенных вариантов
  • Ручные настройки
  • Серая карта
  • Пост обработка
  • Преимущества съемки в RAW
  • Постообработка в Photoshop и Lightroom
  • Первый способ, программа Photoshop
  • Второй способ, программа Photoshop
  • Третий способ, программа Photoshop
  • Четвертый способ, программа Photoshop Lightroom

Что такое цветовая температура и баланс белого

Цветовая температура – это характеристика разных источников света. Как правило, различают теплый, холодный и нейтральный свет. Цветовую температуру принято измерять в Кельвинах.

  • Теплый свет отличается низкой цветовой температурой: 1500-3500 Кельвинов. Его обычно дают лампы накаливания, свечи, солнечный свет ближе к закату или восходу;
  • Нейтральный свет, на фотографиях можно увидеть при съемке на улице в дневное время в ясную погоду или в обеденное время в облачный день. Также нейтральный свет дает вспышка. Ему соответствует значение от 3500 до 6500 Кельвинов;
  • Холодный свет проявляется при съемке на улице в пасмурный день или в сумерки, а также в ясную погоду зимой. Холодному свету соответствует значение от 6500 до 20000 Кельвинов.

Чтобы цвета на фото выглядели естественно, или так, как требует творческая задумка фотографа, важно правильно настроить в фотоаппарате баланс белого. Именно он отвечает за корректную цветопередачу на снимках.

Регулируя настройки, фотограф либо выбирает реалистичность (чтобы предметы имели именно такой цвет, как в жизни), либо выбирает параметры, при которых фотография выглядит красивее. Первый подход обычно используется при съемке репортажа. Второй – при создании художественных фотографий.

Читайте также:
Варианты необычной покраски стен: идеи комбинированного окрашивания и сочетания с другими материалами

Настройки фотоаппарата

Есть несколько методов установки баланса белого в фотоаппарате, которые фотографы выбирают в зависимости от опыта, условий съемки и своих пожеланий.

Автоматические настройки

Во всех фотокамерах есть возможность выбрать параметр AWB, то есть автоматическую настройку. В таком случае фотоаппарат сам анализирует цветовую температуру и выбирает баланс белого. Как правило, камера оказывается права в 90 % случаев. Так, начиная осваивать фотоаппарат, можно вполне довериться автоматике. Особенно в простых условиях съемки.

При работе в сложных условиях, например, когда объект съемки освещает несколько источников света с разной цветовой температурой, лучше перейти на ручные настройки.

Выбор баланса белого из предложенных вариантов

Опытные фотографы рекомендуют всегда выбирать нужные настройки самостоятельно. В камерах есть несколько режимов, которые можно выбрать в зависимости от характера света на фотосъемке.

  • облачно;
  • дневной свет;
  • лампа накаливания;
  • вспышка;
  • и другие.

Ручные настройки

Зная, какой цвет необходимо получить на фотографиях, можно ввести настройки вручную. Для этого необходимо указать значение в Кельвинах.

Серая карта

Выставляя баланс белого перед съемкой, профессионалы часто пользуются специальной нейтрально-серой картой. Такой метод относится к самым точным. Он дает возможность камере определить серый цвет и по этим данным корректно передать все цвета на фотографии.

Для использования серой карты необходимо:

  1. Установить ее перед объектом съемки до начала работы и сделать пробный кадр;
  2. Отрегулировать баланс белого, исходя из первой фотографии.

Также можно использовать полученные данные при пост обработке. Установить баланс белого в фоторедакторе по серой карте из тестового снимка и применить эти настройки ко всей серии.

Пост обработка

Если при съемке был выбран некорректный баланс белого, можно исправить цвет в графическом редакторе. Это особенно просто сделать, если фотографии сделаны в формате RAW. Так полностью сохранится качество снимков и не возникнет искажений. Особенно удобно корректировать в программе Lightroom, используя пакетную обработку. В этом случае не придется открывать и корректировать каждое фото, если вся серия снята при одинаковом свете.

Если фотосъемка проходит в одинаковых условиях, например в студии или на улице в солнечный день, достаточно установить баланс белого в начале работы. Если характер света меняется, лучше воспользоваться автоматикой.

Преимущества съемки в RAW

Баланс белого можно исправить при пост обработке и в JPEG формате, но только в RAW качество снимков не пострадает от корректировки. К тому же диапазон возможных изменений гораздо шире.

В переводе с английского RAW означает сырой. Это формат изображений, хранящий необработанную информацию, полученную напрямую с матрицы фотоаппарата. Так в файле сохраняется наибольшее количество данных о снимке.

Снимая в RAW, можно не переживать об ошибках в установке баланса белого. Фотографии в этом формате в любом случае нуждаются в пост обработке. При этом можно пакетно изменить и эту настройку.

А если выбран JPEG формат, снимки уже сжаты и не могут так глубоко обрабатываться.

Постообработка в Photoshop и Lightroom

Существует много способов исправить баланс белого в фоторедакторах. Расскажем о самых простых.

Первый способ, программа Photoshop

Для его использования необходимо:

  1. открыть фотографию в формате RAW;
  2. нажать клавишу «I» затем комбинацию клавиш «Ctrl + I»;
  3. нажать появившейся пипеткой в область, которая является белой.

После этого камера выровняет все цвета, исходя из указанных данных.

Второй способ, программа Photoshop

Он подойдет для снимков в формате JPEG.

Для коррекции понадобится:

  1. открыть фото;
  2. зайти в меню «Изображение»;
  3. выбрать инструмент «Автотон» или «Автоконтраст».

Третий способ, программа Photoshop

Он подойдет для фотографий, снятых в RAW и JPEG.

  1. открыть фото;
  2. выбрать меню «Фильтр», в выпадающем меню нажать на строку «Фильтр Camera Raw»;
  3. в верхней части появившейся справа панели управления покрутить ползунки «Температура» и «Оттенок» до получения необходимого результата.

или воспользоваться в этом же меню предложенными вариантами баланса белого: «Как снято», «Авто» или «Пользовательский». Но они обычно выдают некорректные результаты.

Четвертый способ, программа Photoshop Lightroom

В этой программе можно легко применить коррекцию баланса белого, сделанную для одной фотографии, ко всем остальным снимкам.

Чтоб сделать коррекцию, необходимо:

  1. открыть фотографию;
  2. взять инструмент пипетка в верхнем левом углу и нажать ею на область, которая должна быть белой;
  3. оценить изменения в цветовой температуре снимка и при необходимости еще откорректировать их, двигая ползунки «Температура» и «Оттенок».
  4. Также можно выбрать вариант цветового решения в предложенном меню: «Как снято», «Заданный», «Авто».

Чтобы применить изменения ко всем фотографиям из серии, понадобится:

  1. вернуться в меню «Библиотека»;
  2. выделить обработанный снимок и все остальные фотографии;
  3. выбрать строку «Синхронизировать настройки» в правом нижнем углу программы;
  4. нажать «Синхронизировать» в выпавшем меню.

Настройка баланса белого серьезно влияет на качество снимка. Его можно установить автоматически, выбрать из предложенного камерой меню или установить по нейтрально-серой карте. Чтобы настройки были правильными, важно оценить качество и оттенок света непосредственно перед съемкой. Если фотографии все-таки имеют неправильный цвет, можно внести корректировку при пост обработке.

Что вы знаете о цветовой температуре?

Как мы воспринимаем цвет в значительной степени зависит от нашего культурного воспитания и от того, что ребенку внушали с детства. Становясь взрослее, человек понимает, что огонь – горячий, лед – холодный, красный и оранжевые – теплые цвета, а синий и голубой – холодные. Почему же так важно понимание, что такое цветовая температура?

Читайте также:
Беспроводные пылесосы makita: аккумуляторные модели

Дело в том, что эти ассоциации в нашем сознании очень сильны, зачастую создатели фильмов используют их для того, чтобы передать атмосферу и придать большую реалистичность своим произведениям. Происходит своеобразное ассоциативное сопоставление – цвета и ощущения.

Когда речь идет о цветовой температуре, то за неизменную основу берется белый цвет. Белый – создание нашего собственного ума, так как он отсутствует в спектре света. Белый цвет путал людей на протяжении тысяч лет. Но уже в конце XVII века Исаак Ньютон продемонстрировал человечеству с помощью призмы, что белый – это смесь всех других цветов. Но пришлось ждать еще до 1900 года и открытия закона Планка, чтобы получить убедительные доказательства того, что цвет зависит от пропорций соединения других цветов.

Макс Планк – немецкий физик, который по заказу производителей лампочек пытался выяснить наилучшую температуру для нити накаливания, необходимую для максимальной яркости при минимальных затратах электроэнергии.

Ученый пытался решить проблему, оперируя современными на тот момент теориями, которые не соответствовали экспериментальным данным. Позже Планк пришел к выводу, что излучение и поглощение света веществом происходит порциями, в зависимости от этого человек видит определенный цвет.

Все во Вселенной, которая имеет температуру выше абсолютного нуля, выделяет какое-то электромагнитное излучение – будь то инфракрасный, видимый свет, ультрафиолетовое или рентгеновское излучение, и все, что находится между этими известными сведениями.

По мере увеличения температуры тело будет выделять все больше и больше тепла, или электромагнитного излучения. Если нагреть тело до такого состояния, что оно станет достаточно горячим и начнет светиться – мы сможем увидеть излучаемый свет. Повышение температуры и это свечение проходят через очень определенный диапазон цвета, который математически описывается законом Планка. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим о цветовой температуре – положение белого цвета относительно цвета черного тела при данной конкретной температуре.

В итоге открытия Макса Планка и определили в качестве эталона цветовой температуры – 3200К для лампочки накаливания. Мы используем эту величину до сих пор, в кинематографическом мире данное число также известно, как температура галогенного света.

Температура на поверхности Солнца составляет около 5800K, но солнечный свет после фильтрации через атмосферу может варьироваться от 2800K в так называемый волшебный час (время восхода/захода солнца) и до 6500К в пасмурный день. В общепринятом понятии 5600K – цвет света в ясный полдень, это то, что мы подразумеваем, когда говорим о сбалансированном дневном свете.

Выше на картинке приведены два примера того, как распределяется интенсивность разных цветов в зависимости от способа свечения. Для флуоресцентного освещения используется трубка, заполненная парами ртути и инертным газом. Когда электричество проходит очень быстро попеременно через вещество и газ, лампа испускает ультрафиолетовое излучение. УФ-излучение взаимодействует со стенками трубки, которые покрыты люминофором, трубка начинает светиться и излучать свет. Таким образом энергия практически не расходуется на тепло, получается свечение активизированных люминофоров и паров ртути. Этот принцип свечения применяется в источниках люминесцентного освещения, в том числе студийных.

Но, в отличие от ламп накаливания, что испускают свет во всех частотах в соответствии с законом Планка, люминесцентные лампы, как правило, работают в основном на частотах первичных цветов: красного, зеленого и синего. Красный и синий цвета создаются за счет люминофоров в трубке, а зеленый возникает с помощью светового излучения ртути. Для более дешевых ламп производители иногда искусственно увеличивают количество зеленого цвета, потому что это делает лампочку более яркой, так как зеленый находится как раз в середине видимого спектра. Человеческий глаз преобладания зеленого цвета может не заметить, но к сожалению, это придает кадрам, сделанным при флуоресцентном освещении, зеленый оттенок.

Для ламп, которые используют в фотографии и кинематографии, производители стали смешивать различные химические компоненты для люминофоров, чтобы получить более полный цветовой спектр, а также возможность изменить цветовую температуру люминесцентных ламп так, чтобы в итоге можно было использовать люминесцентные лампы с галогенными источниками, имеющими цветовую температуру 3200К и люминесцентные лампы для смешивания с дневным светом 5600К. Для более точного воспроизведения цветов окружающего пространства следует искать лампы, у которых более высокий индекс цветопередачи или CRI. CRI 100 – эквивалентен полному спектру, подобному тому, который дает солнце. Стоит брать во внимание осветители, имеющие лампы с CRI выше 90, например, осветители Reddevil.

Читайте также:
Декоративные деревья и кусты – первоклассное украшение участка

Светодиодное освещение пока еще до конца не освоили и относят к новым технологиям. Проблемы воспроизведения цвета освещения остаются практически такими же, как и у люминесцентных ламп. Цвет светодиода зависит от материала, из которого изготовлен диод. Существует несколько способов, чтобы получить белый свет – с помощью люминофоров или путем смешивания различных цветных светодиодов вместе в одном приспособлении. Некоторые производители даже умудряются для получения определенной цветовой температуры смешивать интенсивность разноцветных светодиодов. Например, как в осветителе Falcon Eyes LP-DB820CT-SY , где половина светодиодов температуры 3000К, а другая 7000К и за счет изменения интенсивности свечения отдельных светодиодов можно получить все промежуточные оттенки белого.

Цветовая температура в фотографии

Есть традиционно два важных момента, связанных с цветовой температурой, которые каждый фотограф обязан знать наизусть: 3200К – температура лампы накаливания и 5600K – температура света в яркий солнечный день или в полдень.

Почти все современные цифровые камеры имеют возможность для установки пользовательского баланса белого с помощью серой карты. Это делается просто, достаточно заполнить кадр однородным цветом – серым или белым и, нажав кнопку для запоминания баланса белого, «сообщить» камере, что данный цвет является нейтральным, тогда все последующие снимки будут корректироваться относительного этого показателя. Чтобы узнать более подробно, как задать пользовательский баланс белого – посмотрите инструкцию к своему фотоаппарату. Производители обычно при составлении документации уделяют достаточно внимания освещению этого вопроса.

Для лучшего контроля и более высокой производительности многие камеры также имеют возможность для ручного выбора баланса белого. Эта функция удобна тем, что буквально одним нажатием пальца можно привнести в снимки больше теплых тонов или холодных. Если вы хотите больше теплого тона – следует поднять цветовую температуру, снижение ее приведет к большей прохладе в ваших фотоснимках.

И если вы снимаете в RAW-формате, вы всегда можете откорректировать при постобработке баланс белого, согласно тем задачам, которые будут стоять перед вами на тот момент.

Общая проблема практически для любой цветовой температуры заключается в том, что когда вы снимаете с различными источниками света, излучающими разные цветовые температуры (например, в помещении рядом с окном и с помощью лампы накаливания), при заданном балансе белого 5600К общий оттенок у снимка будет оранжевым. Если вы выставите баланс на 3200К, свет из окна будет выглядеть голубым.

Если у вас нет возможности снимать с источниками света, дающими одинаковую цветовую температуру, можно использовать цветные гели, которые откорректируют цветопередачу уже на стадии съемки и заметно снизят работу при постобработке.

И конечно же в природе не существует причин, по которым фотограф не может использовать комбинированный свет для создания определенного художественного эффекта.

Стоит также отметить, что если вы регулируете мощность галогенного источника света, то это происходит за счет уменьшения напряжения на контактах, а это снизит их цветовую температуру и заставить выглядеть свет теплее. Происходит такое все по тому же закону Планка – нить накаливания недополучает количество тока, поэтому не горит в полную силу, а значит, цветовая температура от таких ламп будет ниже.

Конечно же, с современными технологиями и возможностями программ постобработки, нет необходимости придерживаться жесткого правила – снимать при освещении лампами с одинаковой цветовой температурой. Не существует правил, по которым нельзя одновременно использовать различные цветовые температуры в одном кадре, канонами фотографии не запрещено смешивать холодный наружный свет с теплотой внутреннего освещения. Но понимание механизма цветовой температуры поможет решить художественные проблемы и облегчить постобработку, когда фотограф находится на съемочной площадке. Эти знания – инструменты для создания нужного эффекта. Используйте их, чтобы сделать что-то красивое!

Какая финишная шпаклевка лучше: виды, плюсы и минусы составов, отзывы специалистов

  • 27 Мая, 2019
  • Инструменты и оборудование
  • Elena Korpach

Выбирая материалы для финишной отделки, многие стараются подобрать идеальный вариант шпаклевки, способный скрыть черновые работы. Финишная отделка не всегда подлежит укрытию декоративными материалами для маскировки погрешностей и мелких неровностей. От вида и качества финишного раствора будет зависеть внешний вид стен. Рассмотрим подробнее, какая финишная шпаклевка лучше.

Есть ли различие между шпаклевкой и шпатлевкой?

В строительстве встречаются два термина: «шпатлевка» и «шпаклевка». Многие производители используют оба названия, запутывая начинающих мастеров. Первый вариант названия отделочного материала пришел к нам из Германии. Шпателем называли строительный инструмент, напоминающий лопатку, которым наносили выравнивающий раствор на стену. Позднее термином «шпаклевать» стали называть сам процесс отделки. Сейчас понятия «шпатлевка» и «шпаклевка» считаются равноправными.

Для чего необходима финишная шпаклевка?

Многие мастера считают, что укладывать финишную шпаклевку нет необходимости, так как сухие составы отлично скрывают небольшие дефекты. Данное мнение ошибочно. Под обои и покраску тщательное выравнивание необходимо. Финишные составы приводят поверхность в идеальное состояние благодаря минимальному размеру фракций. Размер крупинок в таком составе не превышает 0,5 мм. В ассортименте представлена гипсовая, полимерная и цементная смесь. Многим сложно определить, какая финишная шпаклевка лучше для стен.

Читайте также:
Газовые котлы АГВ для частного дома — технические характеристики

Разновидности финишных смесей

Гипсовая штукатурка образует гладкую белую поверхность. Через 30 минут после разведения раствор теряет строительные характеристики, поэтому он требует быстрого нанесения. Разводят его в малом количестве. Время высыхания составляет до 2 часов. Толщина слоя не превышает 2 мм. Материал не пригоден для помещений с повышенной влажностью.

Цементный раствор, как финишная шпатлевка, лучше подойдет для комнат с повышенной влажностью. Она устойчива к воде, легко наносится. Допускается укладка слоя толще 2 мм, но он может через некоторое время дать усадку. Данный раствор подойдет для отделки ванных комнат, кухонь, санузлов и фасадов.

Полимерная штукатурка идеально подходит под обои и покраску. Она создает идеально гладкую поверхность, образуя надежное сцепление со стеной. Раствор пригоден к использованию в течение длительного времени. Он наносится слоем до 0,2 мм. Многие затрудняются с выбором, какая финишная шпаклевка лучше: полимерная, гипсовая или цементная. Отметим, что полимерная смесь уместна для небольших площадей из-за дороговизны материала.

Особенности использования

Выбирая, какая финишная шпатлевка лучше, помимо степени влажности, следует учитывать потребности отделки. Гипсовая смесь распределяется плотным слоем. Она прекрасно подходит под обои. Допускается оклейка тяжелыми, фактурными и тонкими полотнами. Полимерный состав рекомендуется выбирать под покраску. Раствор не требует разведения, пригоден к работе сразу после открытия тары. Окрашивание выполняют в один слой. Цементный аналог лучше выбрать под бюджетную отделку. Чаще всего его приобретают для подготовки стен под покраску в подвалах, гаражах, подъездах. Следует помнить, что цементный слой не шлифуется.

Как определить рентабельность использования?

Рассматривая, какая лучше финишная шпаклевка для внутренних работ, необходимо учитывать стоимость работ, укладываются ли затраты в бюджет. Для расчета берут площадь обрабатываемых поверхностей и средний расход на 1 м 2 , который производитель указывает на упаковке. В зависимости от толщины нанесения расход составляет:

  • до 0,5 мм – 0,45-0,5 кг/м 2 ;
  • 1 мм – 0,9-1,2 кг/м 2 ;
  • 5 мм – 4,5 кг/м 2 .

Фактический расход просчитать достаточно сложно. Необходимо учитывать состояние стен и толщину покрытия. В процессе финишных работ чаще всего смесь наносят толщиной 1 мм, для расчета берут норму 1,2 кг шпаклевки на каждый метр квадратный.

Требования к финишным растворам

Решая, какую выбрать финишную шпаклевку, следует обращать внимание на ее характеристики. Она должна обладать отличной адгезией, исключать вероятность отслаивания декоративных покрытий, наносимых поверх нее. Смесь должна иметь такие свойства:

  • Наноситься на базовую шпаклевку без комков, дорожек, крупинок. Не допускается тягучесть за шпателем или другим инструментом.
  • Готовая смесь не растекается по стенке, не стекает после нанесения.
  • При нанесении слоем до 3 мм скрывает небольшие дефекты на стене и недостатки после нанесения базовой шпаклевки.
  • Отсутствие раковин, трещин, воздушных полостей, а также растрескивания после высыхания.
  • Однородный белый цвет без желтизны и других каких-либо посторонних оттенков.

Как подобрать шпаклевку?

Если сложно решить, какую финишную шпаклевку лучше выбрать для ваших целей, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Смесь следует покупать одного производителя для всех этапов отделочных работ. Пористые поверхности рекомендуется предварительно обработать грунтовкой. Раствор набирает прочность в течение 10-15 минут после разведения. Перед нанесением его нужно каждый раз помешивать, чтобы однородность консистенции не терялась. Если раствор не перемешивать, в нем будут появляться комки, которые затвердеют в камешки.

Важно! Перед приобретением следует изучать технологию разведения, чтобы определить, подходит ли данная смесь для заданных работ. Несоблюдение рекомендаций приводит к серьезным нарушениям технологических процессов, отслоению материала и снижению срока службы декора.

Какой тип шпаклевки лучше?

Цементная шпаклевка уместна для обустройства помещений с повышенной влажностью и отделки фасадов. Она устойчива к воде, поэтому идеально подойдет для ванных, кухонь, санузлов, саун, спортзалов, бассейнов. К недостаткам относят повышенную способность к усадке и растрескиванию.

Гипсовую шпаклевку следует выбирать для сухих комнат. Материал чувствителен к влаге, притягивает ее и отсыревает, может стать источником появления плесени на отсыревших участках. Многие подбирают финишную шпаклевку под обои, какая лучше, по отзывам. Мастера говорят, что она идеальна в качестве отделки под названием «шуба». Схватывается смесь очень быстро. Для полного отвердения понадобится около 2 часов.

Полимерную шпаклевку выбирают для комнат с нормальным уровнем влажности. Она легко наносится очень тонким слоем, экономна, образует покрытие, которое можно далее не декорировать. Готовая шпаклевка из полимера является дорогим покрытием, поэтому на больших площадях ее не выгодно использовать.

Подготовка поверхности

Перед финишной отделкой следует стену подготовить стартовой шпаклевкой, с помощью которой убрать неровности, заделать трещины, кратеры и другие дефекты. После высыхания чернового покрытия поверхность тщательно шлифуют для обеспечения максимальной адгезии с финишным слоем. Подготовленная стена не должна содержать маслянистых пятен, участков с краской, торчащих металлических предметов.

Читайте также:
Заливка прозрачного наливного пола эпоксидкой

О том, какая финишная шпаклевка лучше для стен, мастера задумываются по окончанию нанесения состава. На внешний вид поверхности влияет именно качество затирки и шлифовки. Торчащие шляпки гвоздей постепенно покрываются коррозией, которая проступает рыжими пятнами на обоях. Масляные пятна пропитывают финишный слой, избавиться от них можно только посредством удаления загрязненных участков и новой стартовой затирки.

Порядок разведения сухих составов

В таз или пластиковое ведро насыпают необходимое количество сухой смеси. Предварительно следует изучить рекомендации производителя по разведению, указанные на упаковке. Быстросхватывающие составы нужно разводить в малом количестве, иначе они быстро затвердеют, потеряют изначальные свойства и станут непригодными к нанесению. Воду добавляют в пропорции, рекомендованной производителем, тщательно размешивая раствор с помощью строительного миксера либо мастерком вручную. Полимерные составы – это готовые финишные шпаклевки, какие лучше, рассмотрим ниже. Они не требуют разведения.

Нанесение финишной шпаклевки

Нанесение раствора выполняют в определенной последовательности. Сначала узким шпателем захватывают небольшое количество смеси и переносят на край широкого шпателя. Далее раствор распределяют по поверхности, держа инструмент под углом. Движения выполняют по направлению снизу-вверх, размазывая раствор по стене. Чтобы не оставалось разводов, подключают круговые движения шпателем, формируя ровную и гладкую поверхность. Проконтролировать на ровность и гладкость можно рабочим инструментом, приложив металлический край к просохшей затирке. Зазоры, выемки и выпуклости свидетельствуют о плохом качестве работы.

Особенности шлифовки

Под покраску просохшую поверхность необходимо тщательно отшлифовать, иначе все дефекты после окраски проявятся. На затирку надевают наждачную бумагу с мелкими фракциями зерен и начинают обработку круговыми движениями. На гипсе и полимере прекрасно удаляются разводы, незначительные неровности и прочие небольшие дефекты. Под обои допускается наличие незначительных разводов, доведение стены до идеально гладкого состояния нецелесообразно. Ниже рассмотрим, какая финишная шпаклевка под покраску лучше подходит для стен из линейки готовых составов. Следует помнить, что цементная шпаклевка не поддается шлифовке.

Готовые финишные растворы

Ассортимент полимерных шпаклевок представлен материалами с разными типами наполнителей. Акриловые марки являются универсальными. Они пригодны в качестве стартовой шпаклевки на бетонных и цементных основаниях, деревянных поверхностях, кирпиче и гипсокартоне. Их применяют также в качестве финишной отделки. После нанесения состав образует ровную и блестящую поверхность. Начинающим мастерам сложно определить качество готового раствора, какая хорошая финишная шпаклевка, по отзывам профессионалов можно сделать вывод, что акрил идеально подходит для потолка. Смесь пригодна для отделки фасада, может наноситься слоем более 1 мм.

Латексная шпаклевка пригодна для финишной тонкослойной отделки. Ее не рекомендуется наносить слоем толще 3 мм, иначе высока вероятность растрескивания. Смесь пригодна для работ по гипсокартону, а также отделки деревянных, бетонных и кирпичных поверхностей. Полимерная шпаклевка на базе цементного раствора представляет собой смесь, в которую для повышения пластичности добавлены полимерные компоненты. Она пригодна по бетону и кирпичу, наносится слоем 2 мм. Рассмотрим подробнее финишные шпаклевки под обои, какая лучше подойдет для того или иного покрытия:

  • “Ветонит” представлена сухими и готовыми смесями. Она разработана для внутренних работ. Раствор можно наносить толщиной до 5 мм. Готовые составы производитель рекомендует для чистовой отделки перед окраской или оклейкой обоями. Некоторые разновидности шпаклевок боятся влаги.
  • Линейка “Кнауф” предлагает готовые и сухие смеси для разных типов оснований, включая влажные основания. Шпаклевка пригодна для выполнения работ в общественных помещениях и на жилых объектах. Финишные составы пригодны для сплошного нанесения, отделки швов.
  • “КНАУФ-Сейфборд Шпахтель” используется для специализированных нужд, когда необходимо заделать стыки между ренгенозащитными листами. Шпаклевка “Ротбанд” от “Кнауф” изготавливается в виде пасты, которая не требует дополнительного разведения. Она придает поверхности белый цвет, не растрескивается, пригодна под окраску любым цветом.
  • Линейка финишных шпаклевок Ceresit объединяет цементные, гипсовые и полимерные материалы. Ассортимент позволяет подобрать вариант для внутренних и наружных работ. Растворы обладают высокой адгезией к различным типам оснований. Полимерные составы благодаря присутствию наполнителей SMART POLYMER формируют эластичную поверхность, устойчивую к растрескиванию.
  • Tikkurila представлена финишными шпаклевками на основе гипса и акрила, устойчивыми к влаге. Производитель предлагает в 15 цветовых вариантах самовыравнивающий раствор Euro Filler Light, который не требует дополнительной шлифовки. Имеются также материалы по дереву, пригодные для финишной отделки дверей и мебели.

При выборе того или иного материала, решая, какая финишная шпатлевка лучше, следует учитывать тип декора, который будет использоваться. Оттенок белого цвета в разных партиях одного и того же раствора может отличаться. Под окраску необходимо нанести 2-3 слоя шпаклевки в зависимости от типа краски, под обои достаточно одного слоя. Следует помнить, что толстое покрытие со временем отслаивается, а тонкое не способно замаскировать серый цвет стартового раствора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: