Как заправить туристический газовый баллон
Вероятно, что каждый пользователь портативных газовых баллонов для горелок сталкивался с ситуацией, когда после использования в походе в баллоне остается некоторое количество газа, которого недостаточно для следующего похода, но вроде бы он в баллоне есть. Брать с собой полный и полупустой баллон в многодневный поход, с расчетом потратить остатки газа, означает тащить на себе лишний вес, да и место в рюкзаке ограничено. Кроме того, таких полупустых баллонов может накопиться несколько, и проблема только усугубляется.
И в один прекрасный момент я пришел к мысли, что было бы неплохо попробовать перелить газ из нескольких полупустых баллонов в один.
Сначала немного теории.
По стандарту подключения можно выделить цанговые (“дихлофосные”) и резьбовые баллоны, которые в свою очередь разделяются на резьбовые EU (стандарт Евросоюза) и резьбовые US (стандарт США), последние нечасто встречаются в наших магазинах, поэтому откинем их как экзотику.
Цанговые баллоны подключаются к оборудованию путем вставления в паз и поворота до фиксации. Как правило, объем таких баллонов составляет 220 мл и они выполнены в формате высоких и узких цилиндров.
Подключение к оборудованию с европейским резьбовым стандартом (EPI-GAS) осуществляется через переходники КА-9504 от Ковеи и их многочисленные китайские клоны.
Картриджи с европейским резьбовым стандартам подключаются к горелкам путем вкручивания по часовой стрелке. Объем баллонов 110, 230 и 450 мл. Обычно выполнены в формате широких и низких цилиндров.
В чем отличие резьбовых и цанговых баллонов?
“Дихлофосники” дешевле: так 220 мл стоит в два раза дешевле 220 мл в резьбовом баллоне. Это легко погуглить по ценам на баллоны одного производителя (например, посмотреть сколько стоит “дихлофосник” и резьбовой баллон Ковеи). “Дихлофосники” распространённее (правда их и больше подделывают) – поэтому на любом блошином рынке или супермаркете можно купить китайский или не очень китайский цанговый баллон.
Еще их удобнее в рюкзаке распихивать по углам за счет небольшого диаметра.
Минус цангового баллона – он менее устойчивый из за малого диаметра и большей высоты. Если для горелки это некритично, то допустим для газовой лампы это не фонтан. В той же палатке, если вдруг упадет – проплавит и пол, и спальник и т.д.
На мой взгляд, таки предпочтительнее резьбовые баллоны, которые можно заправлять либо от аналогичных полупустых баллонов, либо от более дешевых цанговых.
Для заправки резьбового баллона был приобретен адаптер G-Works Gas Saver+ (служит для безопасного соединения двух резьбовых баллонов).
и переходники с “дихлофосного” на резьбу: Kovea-9504, а немного позже сходный переходник от G-Works. В чем отличие? Kovea-9504 не имеет обратного клапана и выполнен в основном из пластмассы.
А продукция G-Works изготовлена из алюминия, внушает ощущение надежности, и даже с эстетической точки зрения выглядит на порядок лучше (не сочтите за рекламу).
Для начала, с целью оценки потерь при переливании газа, взвесим исходные материалы – пустой резьбовой баллон Camping World на 450 мл, и два полных цанговых – Kovea и Следопыт. Их вес составил 211, 310 и 301 грамм соответственно. В сумме их вес 822 грамма.
Накручиваем адаптер Gas Saver на резьбовой баллон, предварительно закрыв на первом клапан, и смотрим, как подключить к этой конструкции “дихлофосный” баллон. Для этого у нас имеется целых два переходника.
Сперва пробуем подключить переходник Kovea-9504 к Gas Saver и замечаем что соединение неполноценное – переходник не накручивается до конца, вследствие различных диаметров центрального штыря и отверстия в адаптере.
В отличие от предыдущего переходника, G-Works садится на Gas Saver как влитой (сказывается разработка одним производителем).
Остановимся на этом варианте. Цепляем переходник к Ковеевскому баллону и вкручиваем эту конструкцию в Gas Saver. Соединения выглядят надежными и безопасными, запаха газа не чувствуется. Наверное, можно начинать.
Предварительно, знакомясь с этой темой в интернете, я выяснил, что для достижения наилучшего результата полный баллон следует немного подогреть, а пустой наоборот охладить. Ну что ж, последуем рекомендациям опытных людей. Нагреваем горячей водой “дихлофоску” Ковея, а резьбовой охлаждаем ледяной водой.
Соединяем и открываем клапан. Появляется звук переливающего газа (как будто льется тонкой струйкой вода), запаха газа при этом не чувствуется. Спустя 3 минуты звук прекращается. Наклоняем немного конструкцию в сторону паза на цанговом баллоне (якобы там находится трубка клапана) – звук появляется снова. Но не надолго. Разъединив баллоны, обнаруживаем, что в Ковеевском баллоне еще плещется газ. Что препятствует его сливу? Может воздух в нижнем баллоне? Тут кстати приходится кнопка на Gas Saver’е – жмем на нее и стравливаем воздух, запах газа от него минимальный, однако после повторного подключения газ льется всего пару десятков секунд и вновь процесс замирает.
Решаю снова повторить действо с нагревом и охлаждением баллонов, и после повторного подключения газ начинает литься с новой силой. Так проходит еще три минуты и звук окончательно прекращается.
Разбираем все и взвешиваем баллоны. Вес резьбового баллона увеличился до 419 грамм (плюс 208 грамм), вес цангового уменьшился до 98 (минус 212 грамм). 4 грамма газа скрылось в неизвестном направлении (точнее мы их стравили через клапан)
Может стоит заправить в зелененький баллон еще один “дихлофосный”? Ведь номинально резьбовой в два раза больше цангового: Конечно стоит!
Снова охлаждаем резьбовой и нагреваем следующий “дихлофосный” баллон, на этот раз газа Следопыт.
На этот раз, сразу по прекращению звука льющегося газа, повторно производим температурные экзекуции с баллонами. И продолжаем до победного конца.
Взвешиваем баллоны – зеленый пополнел еще на 194 грамма газа и его вес составил 613 грамм, а Следопыт похудел до 106 грамм, потеряв при этом 195 грамм газа. В это раз потери при переливе составили всего 1 грамм газа. Сумма веса всех трех баллонов 816 грамм (минус 6 грамм от начального, еще 1 грамм спишем на погрешность электронных весов).
Интересно, а сколько газа осталось в цанговых баллонах? Простой расчет говорит о 8 граммах в Ковеа, и 25 в Следопыте. Поболтав баллоны звука жидкого газа добиться не удалось, однако подключенная лампа без проблем загорается, и горит без малейших намеках о скорой кончине газа в кажущемся пустым баллоне.
На всякий случай проверили исправность перезаправленного резьбового баллона, подключив к нему лампу, ожидаемый результат подтвердился – лампа горит, запаха газа от клапана не чувствуется.
Самостоятельная заправка маленьких баллончиков для портативных плит
Всем доброго времени суток!
Это не первая моя запись в этом сообществе. Здесь я всегда стараюсь помочь людям, разжевать что то незнающим, рассказать о новом и интересном.
Данная тема не нова. Но подобного именно в этом сообществе я не видел, поэтому хочу рассказать, как можно самому заправлять маленькие баллончики, а не кормить барыг. Простите за мой французский, но это не какой то блатной жаргон, а любовь с детства к кинофильму “Джентельмены удачи”.
Итак. Имеем баллончик от газовой плитки. Точнее, он не только для нее, а еще для горелок. На фото справа. Про левый чуть позже.
У нас в Саранске в магазине ценник на него колеблется от 60 до 100 рублей. Это при том, что полный объем баллончика 0.5 литра, а газа в нем не более 300 мл. У нас цена за литр пропан-бутана колеблется от 15 до 16 рублей. Берем по максимуму и считаем. Получается, что газа в этом баллончике на 4 рубля 80 копеек! Вот теперь мы понимаем, сколько ртов кормит этот баллончик, пока дойдет до наших рук. Этот баллончик, например, произведен в Сибири. А ведь есть такие даже с Китая. С Китая!
Многих пугает эта ужасная надпись:
Кого она так сильно пугает, лучше дальше не читайте, а идите в магазин за новым. Мы же, нищеброды и любители мастерить, продолжим.
Скажу сразу, что готовые переходники можно заказать с Китая. Гугл в помощь, акцентировать внимание на этом не буду. Расскажу лишь о своем способе изготовления переходника. Для него нам потребуется самая дешевая горелка для такого баллончика. 100-150 руб.
Естественно, нам нужна только та часть, которая подсоединяется к баллончику. Мне такая горелка досталась бесплатно с неработающим вентилем. В отверстии для винта регулировки я нарезал резьбу и посадил на фиксатор резьбы болт, обрезав его головку. Так как я работаю на АГЗС, то вместо шланга к переходнику я припаял ВЗУ. Все готово.
В Вашем случае нужно подсоединить шланг к переходнику, а другой его конец к вентилю бытового баллона. Естественно, не пустого.
Напомню, что из себя представляет сжиженный газ. Он состоит из жидкой и паровой фаз.
Нам нужно именно жидкая. Поэтому для заправки нам нужно перевернуть баллон вентилем вниз.
К сожалению, фото таких переходников у меня нет, поэтому попробую объяснить на пальцах:
1. Подсоединяем шланг к баллону, переворачиваем его.
2. Подсоединяем переходник к баллончику.
3. Открываем вентиль. Газ пошел!)
Думаю, у многих возникнет вопрос: сколько заправлять и как узнать, сколько заправилось? Особо педантичные и правильные люди заправляют на весах. Это дело каждого. Я же заправляю на глаз, чуть больше половины. Как определить количество заправленного газа? Для этого нам нужно знать внутреннее устройство баллончика.
Так как данный баллончик может работать в вертикальном положении ( горелка), так и в горизонтальном ( плитка), то внутри него установлена Г-образная трубка от клапана. Ее направление соответствует прорези на наружней стороне баллончика. Это сделано для того, чтобы при заправленном баллоне в плитку поступала только паровая фаза. Именно этой прорезью вверх он и устанавливается в плитку, иначе не сработает запорный механизм.
Теперь, я думаю, будет понятен способ проверки заполнения баллончика. Для этого кладем его горизонтально прорезью вверх на ровную поверхность и чем нибудь надавливаем клапан или же тупо одеваем переходник. Начинаем проворачивать вокруг оси и смотрим по положению прорези, когда начнет выходить вместо паровой жидкая фаза. Дальше все ясно, как божий день.
Теперь пара нюансов. В полностью пустой баллончик вы не сможете сразу заправить даже половину объема! Это происходит потому, что когда зальется какая то небольшая часть газа, давление в емкостях выравнивается и газ перестает идти. Чтобы нормально заправить, нам нужно сделать одно из двух: нагреть бытовой или охладить маленький. Я всегда выбираю второй способ: ставлю баллончик в вертикальное положение и стравливаю паровую фазу. Таким образом, испаряясь, газ забирает энергию, в данном случае тепловую, и баллончик остывает. Когда давление ослабевает, заново проводим операции 1-3.
Конечно, на рынке предоставлены различные виды баллончиков, я лишь привел пример самого распространенного.
Я уверен, что и любой из этих можно с легкостью заправить. Нужно только захотеть.
Этот баллончик, который на фото, я приобрел в декабре 2016 года вместе с плиткой. Беру ее на работу для готовки. Не то, чтобы жена не умеет варить вкусную еду, просто сам люблю готовить. И за все это время я не потратился больше ни на один баллончик! Правда, раньше делал другой переходник, который приходилось прижимать к баллончику, но уже как полгода у меня другой.
Теперь поговорим о левом баллончике с фото. Хороший знакомый попросил заправить пару штук. Тоже от плитки, только СССРовских времен. Клапан там принципиально другой, поэтому пришлось самостоятельно изготавливать переходник. Обошелся без помощи токаря.
Опять ВЗУ, просверленный болт на 8 и заглушка от этого же баллона.
Все собрал опять на фиксаторе резьбы. Вещь — супер! Сегодня протестил. Ни малейшей утечки, аж сам в шоке. Знакомый обращался на наши заправки, где заправляют бытовые баллоны. Везде его послали. А я не смог отказать, всегда руки чешутся сварганить что то новое и победить самого себя.
Вот, пожалуй, и все. Буду рад ответить на вопросы по теме. Всем удачи.
Заправка туристических газовых баллонов в домашних условиях: легко и просто
- 13 Апреля, 2020
- Снаряжение
- Иван Гресько
Любителям активного отдыха перед отправкой в очередной поход следует проверить, в каком состоянии пребывает туристическое снаряжение. Судя по многочисленным потребительским отзывам, большой популярностью пользуются газовые горелки. С их помощью в походных условиях можно быстро приготовить еду.
Однако это будет возможно лишь в том случае, если туристический газовый баллон полный. Если он полупустой, то брать его с собой нецелесообразно. Конечно, если вы такими баллонами пользуетесь нерегулярно, то можете заменить его новым. Тем не менее, умельцы выполняют заправку туристических газовых баллонов в домашних условиях.
Справиться с этой задачей будет не сложно, если придерживаться инструкций. Баллончик при этом останется в рабочем состоянии. Подробнее о том, как заправить газовый баллон в домашних условиях, вы узнаете из данной статьи.
На что следует обратить внимание?
Тем, кто решил самостоятельно выполнить заправку туристических газовых баллонов в домашних условиях, следует ознакомиться со следующими видами присоединения баллончиков к газовым горелкам:
- Резьбовым EU. В соответствии с европейскими стандартами фиксация горелки осуществляется за счет накручивания на баллончик.
- Резьбовым US. В соответствии с американскими стандартами данный вид соединения такой же, как и предыдущий.
- Цанговым. Для фиксации горелки ее насаживают на баллончик и немного прокручивают. Конструкция с защитным клапаном. Кроме того, для соединения потребуется переходник. Как утверждают специалисты, после длительной эксплуатации крепеж может расшататься и пропускать газ.
- Клапанным. Крепление осуществляется посредством специального фиксатора. Стоит отметить, что баллончики с таким видом соединения подойдут только к предназначенным к ним моделям газовых горелок. С помощью клапана предотвращается утечка газа.
- Прокаливаемым. Этот вид встречается в одноразовых баллонах, крепление к которым осуществляется путем легкого нажатия. Заправке такие баллончики не подлежат. Когда газ полностью израсходуется, их просто выбрасывают.
Чтобы избежать нежелательных последствий во время заправки своими руками газовых туристических баллонов, придерживайтесь техники безопасности и алгоритма действий.
О заправке с резьбовым соединением. Начало
Прежде чем приступить к заправке туристических газовых баллонов в домашних условиях, нужно найти источник газа. Вы можете воспользоваться баллонами, объемы которых варьируются в пределах 5-300 л.
Убедитесь, что в баллончике, который вы собираетесь наполнить, не осталось газа. Он должен быть полностью опустошенным. Далее займитесь переходником. Желательно его купить, однако некоторые мастера собирают его сами.
Важно, чтобы подходили крепления пустого и наполненного баллончиков. В противном случае при переливании может произойти утечка газа. Кроме того, приготовьте весы. С их помощью вы будете знать вес баллона до и после заправки.
Второй шаг
Перед заправкой газовых баллонов для туристических горелок пустые баллончики взвешивают. После емкость, из которой вы планируете переливать газ, положите горизонтально и надежно зафиксируйте. Специалисты рекомендуют располагать баллон таким образом, чтобы его верхняя часть находилась ниже верхней. Так процедура переливания будет происходить легче. Для этого достаточно будет что-нибудь подложить под низ баллона.
Что делать дальше?
Когда вы выберете нужный адаптер для заправки туристических газовых баллонов, соедините его с источником газа. Далее перекройте вентиль на баллончике, а вентиль на большом баллоне наоборот открутите.
После выполнения этих действий постепенно начинайте откручивать вентиль на емкости, в которую вы закачиваете. О том, что происходит переливание газа, вы можете определить по характерному шуму внутри шланги. Если этот звук периодически пропадает, то баллончик специалисты рекомендуют немного потрясти, чтобы закачать остатки газа.
Завершающий этап
Когда звук внутри шланги полностью исчезнет, перекройте вентили на двух баллонах. Далее отсоедините баллончик и хорошенько встряхните его. Если вы услышите, как бултыхается внутри емкости сжиженное топливо, значит, процедура закачивания газа прошла успешно. Теперь нужно проверить герметичность баллона.
Сделать это можно визуально, воспользовавшись мыльным раствором. Посредством кисточки или помазка для бритья нанесите раствор на вентиль и стыки емкости. Далее тщательно осмотрите промазанные участки. Образование мыльных пузырей свидетельствует о том, что в этом месте есть утечка газа.
Если же все в порядке, определите баллончик на весы и подсчитайте, сколько вы закачали газа. Может быть так, что его окажется больше. В таком случае остатки стравливают. В целом заправка туристических газовых баллонов в домашних условиях занимает довольно мало времени. В течение десяти минут вы можете закачать около 180 г. сжиженного топлива.
Об адаптере для заправки
Для закачки газа в баллончик с цанговым соединением вам не обойтись без специального адаптера. Переходник для заправки газовых туристических баллонов представлен в виде полимерной трубки, на одном конце которой имеется специальная накидная гайка, а на втором – зажим с рукояткой.
Задача гайки заключается в том, чтобы обеспечить герметичность при соединении с большим баллоном, а цангового зажима – открывание и закрывание поступающего в баллончик сжиженного топлива. Также есть трубки, которые изготавливают из металлических сплавов.
Алгоритм действий
В первую очередь нужно взвесить пустой баллон. Затем закройте цанговый зажим на адаптере и присоедините накидную гайку к большому баллону. Посредством мыльного раствора проверьте, насколько соединение герметично. Далее большой баллон расположите таким образом, чтобы частью с вентилем он оказался внизу.
Теперь пустой баллончик соедините с цанговым зажимом и поверните ручку. Когда емкость наполнится сжиженным топливом, закройте вентиль и открутите баллончик. После выполнения этих действий его остается взвесить и проверить на герметичность.
Об изготовлении самодельного переходника
Если вы хотите сделать его своими руками, то вам понадобится одноразовый шприц. Сначала плоскогубцами аккуратно вытащите иголку из пластикового основания. Далее маленьким сверлом или раскаленным на огне шилом расширьте образовавшееся отверстие. Затем ножом или напильником удалите ребра из пластика, местом расположения которых является конусная часть шприца.
После срежьте наискось (хватит 45 градусов) торцовую часть заготовки. Это нужно для того, чтобы не перекрывалась подача переливаемого газа. В последнюю очередь основание изделия (ее саму широкую часть) аккуратно обрежьте на 0,3 см. В итоге у вас получится самодельный переходник, который нужно будет упереть кончиком в баллончик, а именно в отверстие с резьбой и хорошенько надавить.
Недостаток использования самодельного переходника в том, что процедура переливания займет больше времени. Более того, вам придется приложить немало физических усилий. Поэтому лучше будет приобрести фирменное изделие.
Что посоветуют специалисты?
Если вы будете хранить туристический баллончик для газовой мини-горелки в жарком помещении, то сжиженное топливо внутри емкости расширится. По этой причине не следует забывать о своеобразном резерве в баллоне, а именно газовой шапке. Это объясняет, почему специалисты советуют производить заправку так, чтобы слышать бултыхание топлива внутри.
Во время работ заправочная система может охлаждаться настолько, что на ней образуется иней. Этого опасаться не стоит. Нужно немного подождать и продолжать заправку. Для работы вам понадобятся перчатки.
Чтобы резьба на переходнике осталась не поврежденной, вкручивайте адаптер аккуратно. В противном случае в дальнейшем использовать его вы больше не сможете.
Не следует забывать и о технике безопасности. К процедуре можно приступать только в том случае, если поблизости нет источника огня. Следует знать, что баллоны закачивают не больше четырех раз. Примечательно, что некоторые баллончики к заправке не пригодны. Об этом указывает сам производитель.
Прежде чем приступать к выполнению работ, тщательно осмотрите корпус баллона. Если на нем вы нашли вмятины или другие признаки деформации, не рискуйте, а обзаведитесь новым.
Заправка газовых баллончиков для горелок своими руками: разбор 3 видов
Многие любители активного отдыха предпочитают газовые горелки, позволяющие в походных условиях быстро и безопасно приготовить еду. Такие горелки очень удобные, доступные и долговечные. Но небольшие объемы газовых горелок имеют свойство быстро заканчиваться. Особенно в самый неподходящий момент. Постоянно покупать новые баллоны невыгодно, гораздо проще научиться заправлять их самостоятельно в домашних условиях.
Заправка баллончиков с резьбовым соединением
Баллончики с резьбовым соединением встречаются чаще всего, горелка накручивается на баллон. Резьбовый тип соединения может соответствовать европейским или американским стандартам. Он простой и удобный, лучше всего подходит для частой замены содержимого.
Для заправки баллончика с резьбовым соединением нужно подготовить газовый баллон, с помощью которого будет происходить заправка и переходник. Переходник можно купить или изготовить самостоятельно. Первый вариант более надежный и безопасный. Дополнительно понадобятся точные весы, позволяющие узнать вес залитого газа.
После того, как все готово, можно приступать непосредственно к процессу заправки:
- Убедитесь, что камера для горелки полностью пустая, взвесьте ее.
- Баллон с газом разместите горизонтально и надежно зафиксируйте его.
- Используя переходник, подсоедините баллончик к источнику топлива.
- Перекройте вентиль на аэрозоле и, наоборот, откройте его на источнике газа.
- Понемногу откручивая вентиль, заправьте резервуар. Если все выполнено правильно и емкость наполняется газом, слышен характерный звук.
- Как только звук поступления газа полностью прекратился, перекройте оба вентиля и убедитесь, что баллончик для горелки заправился. Взвесьте его.
Весь процесс занимает до 10 минут, за которые в резервуар поступает до 180 г сжиженного газа.
Заправка картриджей с цанговым соединением
Для заправки таких резервуаров требуется приобретение специального адаптера (переходника). После этого можно приступать к самому процессу заправки:
- При помощи точных весов взвесьте аэрозоль, зафиксируйте первичное значение.
- Перекройте вентиль, прикрутите гайку к источнику газа.
- Убедитесь в герметичности соединения адаптера. Сделать это можно при помощи мыла.
- Переверните источник газа таким образом, чтобы вентиль оказался внизу. Это нужно для поступления жидкого газа.
- Прикрепите цанговый зажим к опустевшей камере для горелки.
- Пустите газ.
- Закройте вентиль. Открутите аэрозоль, убедитесь в его герметичности. Взвесьте емкость.
При заправке газового баллончика необходимо оставлять небольшую газовую шапку, то при высокой температуре снаружи газ расширится и резервуар может сильно раздуть.
Заправка клапанных резьбовых картриджей
Для заправки клапанных резьбовых картриджей первым делом нужно подготовить следующие материалы:
- штуцера (2 шт.);
- прозрачный шланг;
- вентиля;
- фильтр;
- клапан.
Нужно уделить внимание качеству деталей, особенно переходнику. Для быстрой, безопасной, экономной дозаправки газом важно купить хорошую модель. Процесс заправки клапанных резьбовых картриджей осуществляется в несколько этапов:
- Слейте остатки конденсата, устраните остаточное давление в заправляемых камерах.
- Подсоедините переходник к источнику газа.
- Установите большой баллон с газом так, чтобы вентиль был направлен вниз. Лучше всего подвесить его.
- Надежно прикрутите переходник к баллончику.
- Откройте вентиль на переходнике, приступите к заправке топлива. Как только шум прекратился, значит, емкость заправилась.
- Откройте стравливающий клапан на переходнике для охлаждения аэрозоля. Как только он остынет, клапан можно закрывать.
- Создайте буферную подушку, исключающую возможность расширения и взрыва.
Не забывайте взвешивать баллончик в начале и в конце, а также проверять герметичность соединений.
Как заправить газовый баллон для туристической горелки
КАК ЗАПРАВИТЬ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ГАЗОВЫЙ БАЛЛОН С РЕЗЬБОЙ?
Резьбовую емкость лучше всего заправлять от такого же полупустого баллончика или более дешевого цангового. Но некоторые умельцы наполняют емкость газом из бытового баллона. Подойдет пятилитровая емкость, в которой присутствует пропан-бутановая смесь. Она в отличие от чистой бутановой, которая находится первоначально в газовых покупных баллонах, прекрасно работает при минусовых температурах.
Безопасное соединение осуществляется через специальный адаптер для заправки газовых баллончиков. Он представляет собой прозрачную трубку, на концах которой находятся резьбовые переходники для подключения к баллончикам. Часть наконечника адаптера выполнена из латуни. Она имеет фиксатор с барашком и уплотнительное кольцо. Это устройство помогает накрутить и зафиксировать переходник на баллоне. Кроме этого, на нем имеется кран-регулятор для обеспечения плавной подачи газа.
Заправку баллончика надо проводить с соблюдением правил безопасности.
Алгоритм проведения работ:
- 1. Проверить закрыт ли на адаптере кран-регулятор. Затем вложить в штуцер прокладку и прикрутить адаптер к бытовому баллону. Для надежности докрутить штуцер при помощи разводного ключа.
- 2.Перевернуть баллон и по возможности подвесить его.
- 3. На заранее подготовленных весах нужно взвесить баллон и выяснить его массу в пустом состоянии. Полученный вес стоит записать на дне емкости маркером, это пригодится при следующей заправке.
- Но главной целью этого взвешивания является выяснение точной массы, чтобы при наполнении баллончика не превысить заданный объем и оставить воздушную «подушку».
- 4.После взвешивания баллон прикручивается к переходнику. Вначале открывается вентиль на большом баллоне, а затем на малом и начинается подача газа. Сквозь прозрачную трубочку будет видно
- движение газовых пузырьков.
- 5. По происшествии определенного времени движение жидкого газа может замедлиться, в этом случае
- необходимо приостановить процесс и стравить газ с туристического баллончика. При испарении
- некоторой части вещества в емкости понизиться давление и процесс заправки можно будет продолжить.
- Еще одним решением в возникшей ситуации будет охлаждение всего баллона, который можно на
- короткий промежуток времени поместить в морозилку, а затем дозаправить.
- 6. После заправки баллончик опять взвешивается, и если набранный объем превышает нужный, то надо
- стравить излишки газа.
КАК ЗАПРАВИТЬ ЦАНГОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ БАЛЛОН?
Источником газа может выступать бытовой баллон. Для его подключения нужно сделать специальный переходник. Изготовление такого адаптера заключается в соединении горелки, ранее снятой с газового цангового баллончика без насадки, и шланг. Последний зажимается металлическими хомутами с двух сторон, которые обеспечивают надежное крепление и защиту от соскальзывания шланга. На другом его конце прикреплен штуцер. Он одевается на баллон, но перед ним следует не забыть положить прокладку, а затем плотно закрутить самодельный переходник. Баллон кладут на стол, а с другой стороны адаптера надевают туристический его аналог и производят заправку до нужного объема, проверяя его взвешиванием.
Наполнить цанговый баллончик газом можно и из его аналога с резьбой. Стоит только сделать самодельный адаптер из иглы одноразового шприца и с помощью него подсоединить два баллончика.
Заправка газовых баллонов для туристических горелок может осуществляться самостоятельно с учетом вышеприведенных нюансов. После первого же раза можно запомнить все действия и повторить их при следующей заправке. Но надо помнить, что любой туристический баллончик является одноразовым изделием и его заправка производится на свой страх и риск.
Что нужно для заправки газовых баллонов?
Бытовой газовый баллон имеет различные емкости. Начиная от 5, заканчивая 300 литрами. Он понадобится в качестве источника газа. С него и будет заправляться баллон. Все они заправляются по одной и той же схеме. Для процесса заправки понадобятся следующие материалы:
- пустой туристический баллончик;
- бытовой газовый баллон для заправки;
- переходник;
- весы.
Прежде, чем переходить к самой заправке, необходимо убедиться, что емкость туристической горелки не содержит остатки газа. Для этого баллон переворачивают так, чтобы вентиль оказался внизу. Такое нехитрое движение поможет избавиться от остатков газа. Только убедившись, что газ вышел, можно переходить к следующему этапу.
Технология заправки баллончиков для горелки
Первый этап – работа с весами. Нужно взвесить пустые баллончики. Это необходимо для определения точного количества залитого газа в самом конце. Затем с помощью переходника соединяется пустой баллон с бытовым.
Здесь существует небольшая хитрость. Большой газовый баллон укладывается на бок. При этом нижняя часть должна оставаться на возвышенности. Поэтому подкладывают какой-либо предмет. Например, кирпич. Это делается для того, чтобы вентиль находился как можно ниже для лучшего транспортирования газа.
После закрываем вентиль, который расположен на переходнике, и открываем тот, что на баллоне. Понемногу открываем вентиль на переходнике. Таким образом, выдавливается воздух из шланга газом. Заправка началась.
При работе отчетливо слышится, как по шлангу передвигается жидкий газ. В тот момент, когда звук прекращается можно потрясти туристический баллончик. Таким образом, в него попадет еще небольшое количество газа. В среднем на заправку одного маленького баллончика уходит не больше 5 минут.
После завершения работы закрываем вентили и аккуратно отсоединяем туристический баллончик. Его можно потрясти, чтобы убедиться в наличии газа в нем. Газ должен именно бултыхаться. Это будет свидетельствовать о наличии небольшого пространства, так называемой, газовой шапки. Также следует проверить клапан на герметичность с помощью мыльного раствора. Поверка огнем запрещается. После заправки первого баллона можно заправить и другие по той же схеме.
После заправки одного баллона или нескольких необходимо провести взвешивание. Таким образом, вы можете отследить, сколько газа в баллоне. Его не должно быть в избытке. Но и не будет целесообразно оставлять слишком много места незаполненного газом.
Хитрости заправки, которые нужно знать
При работе с газом обязательно использовать защитные перчатки. Так как газ обладает охлаждающим действием. Также из-за этого свойства газа во время заправки можно наблюдать иней на системе. Не стоит паниковать. Следует подождать, чтобы иней оттаял, и тогда продолжать работу.
Об этом уже говорилось выше, что нужно оставлять немного место в газовом баллончике. Связано это с высоким коэффициентом теплового расширения газа. Следуйте правилам пожарной безопасности. Поблизости с рабочим местом не должно быть открытого огня и искр. Все-таки газ огнеопасен.
Фирменные баллончики можно заправлять до трех-четырех раз, но не желательно. Клапаны у баллончиков легко деформируются, поэтому они зачастую не могут пережить нескольких заправок.
Неприятность бытового газа заключается в его запахе. Причем свежий газ тоже пахнет, но вполне терпимо. А вот тот, который пролежал в баллоне до нескольких лет имеет противный запах. Будьте готовы к этому при работе.
Подводя итоги, можно сказать о положительных сторонах заправки газовых баллонов. Экономически заправка газовых баллонов бытовым газом выгодный процесс. В среднем стоимость туристического баллончика для горелки составляет 300 рублей. В то время как заправку большого бытового газового баллона можно осуществить в среднем за 800 рублей. Причем использовать бытовой баллон вы будете многократно. Экономия очевидна. Из дополнительных материалов нужен лишь шланг. То есть затраты на дополнительное оборудование несущественны.
Заправка газовых баллончиков для горелок своими руками: инструкции для разных видов баллонов
Однако небольшие объемы газа в баллонах вынуждают пользователя часто докупать новые или задуматься о самостоятельной заправке. Мы расскажем о том, как производится заправка газовых баллончиков для горелок своими руками. Эта несложная процедура поможет сэкономить ваши средства.
В предложенной нами статье рассмотрены все варианты заправки, доступные для самостоятельной реализации. Приведены подробные руководства и рекомендации по выполнению работ. С учетом наших советов вы без проблем справитесь с наполнением мини емкости сжиженным газом.
Виды картриджей для туристических горелок
Туристам и путешественникам в походах необходим источник огня для приготовления пищи. В таких случаях удобным инструментом оказываются газовые горелки. В строительстве и в домашнем хозяйстве они тоже находят активное применение.
Пользователям, решившим в целях экономии самостоятельно заправлять баллончики газом нужно соблюдать правила техники безопасности, учитывать нюансы и следовать технологии проведения замены. Тогда эта процедура пройдет гладко и без нежелательных последствий.
Для начала следует определить вид присоединения баллона к горелке.
Выделяют четыре вида присоединения:
- Резьбовой EU — предназначен для фиксации горелки путем накручивания на баллон, соответствует европейским стандартам;
- Резьбовой US — похож на первый вид присоединения с малым отличием, соответствует американским стандартам;
- Цанговый — горелка насаживается и немного прокручивается до фиксации, имеется защитный клапан, возможна покупка переходника, при долгом пользовании крепление расшатывается и возможна утечка газа;
- Клапанный — закрепляются специальным фиксатором, такие баллоны крепятся только к предназначенным для них моделям горелок, клапан предотвращает утечку газа, на практике имеет наиболее долгий срок службы;
- Прокалываемый — одноразовый баллон крепится легким нажатием и не снимается до полного израсходования газа, не подлежит дозаправке.
Самый распространенный вариант сменного картриджа для работы газовой горелки оснащен резьбой. Он проще и удобнее для регулярного выполнения замены.
Отсоединить баллончик с резьбой можно в любой момент, а вот с прокалываемым типом так не получится. Придется дождаться его опустошения.
Заправка баллончиков с резьбовым соединением
Первым делом перед началом заправки следует найти источник газа. В качестве источника используются большие газовые баллоны различных объемов от пяти до трехсот литров. Необходимо убедиться в том, что ваш баллончик не содержит остатков газа и полностью опустошить его.
Далее необходимо найти переходник, подходящий к креплению баллона – источника газа и креплению пустого баллончика. Переходник покупается или собирается своими руками.
Важно чтобы он не допускал утечку газа при переливании. Также требуется найти точные весы, которые позволят взвесить пустой баллончик до заправки и после, чтоб узнать вес залитого газа.
Теперь опишем как поэтапно заправить газовый баллончик с большого баллона, не покупая новый:
- Взвешиваем пустой баллончик, определяем его точный вес;
- Большой баллон кладем горизонтально и фиксируем любым подходящим способом. Под нижнюю часть баллона стоит что-либо подложить, чтобы она находилась выше верхней. Эта хитрость облегчит переливание газа;
- С помощью заранее подготовленного переходника пустой баллончик подсоединяем к источнику газа;
- Вентиль переходника на баллончике перекрываем, а вентиль большого баллона откручиваем;
- Потихоньку откручиваем вентиль на баллоне и начинаем заправку;
- Пока слышно движение газа по шлангу, происходит заправка, если звук пропадает можно потрясти баллончик. Это позволит залить еще немного газа;
- После того как звук переливания полностью пропал, следует перекрыть оба вентиля, открутить баллончик, встряхнуть его. Если слышен звук бултыхания залитого сжиженного топлива, то заправка прошла успешна;
- Также следует проверить герметичность баллончика с помощью мыльного раствора;
- Затем взвешиваем наполненный баллончик и определяем вес газа внутри него. Если газа оказалось больше, чем необходимо, то нужно стравить лишнее.
Обычно для заправки мини-баллона достаточно 10 минут. Этот отрезок времени позволяет залить примерно 150 – 180 гр сжиженного голубого топлива.
Заправка картриджей с цанговым присоединением
Для заправки баллончиков с цанговым присоединением стоит приобрести предназначенный для этих целей адаптер или переходник. Его стоимость в интернет-магазинах обычно не превышает десяти долларов.
Конструкция этого приспособления следующая: трубка, выполненная из полимера или металлического сплава, с одной стороны оснащена накидной гайкой. Она обеспечивает герметичное прикрепление к большому баллону с газом, а с другой стороны имеется цанговый зажим с ручкой, которая открывает или закрывает поступление газа в баллончик.
Итак, для заправки маленьких газовых баллонов с цанговым креплением от большого следует провести последовательно ряд действий:
- Взвешиваем пустой баллончик;
- Закрываем вентиль в цанговом зажиме на переходнике;
- Прикручиваем накидную гайку к источнику газа (это может быть баллон любого объема);
- Проверяем герметичность присоединения адаптера мыльным раствором;
- Большой баллон переворачиваем вентилем вниз, так как нас интересует жидкий газ;
- Цанговый зажим крепим к пустому туристическому баллончику;
- С помощью ручки пускаем газ, который в течении некоторого времени заполнит емкость;
- Закрываем вентиль, откручиваем баллончик, проверяем его герметичность и взвешиваем. На нем обозначено сколько должен весить полный баллончик, это примерный ориентир.
Помните, что при хранении туристического баллончика для мини-горелок в жарких помещениях при высокой температуре газ внутри него расширяется. Если не оставить газовую шапку, своеобразный резерв объема в баллончике, то возможно его раздувание. То есть необходимо заправлять баллончик так, чтобы слышалось бултыхание жидкого газа внутри.
Во время переливания система заправки охлаждается и даже покрывается инеем. Не стоит бояться, просто подождите пока все оттает и продолжайте работу.
Рекомендуется работать исключительно в перчатках. Всегда аккуратно вкручивайте переходник, так как очень легко повредить резьбу, что сделает дальнейшую заправку туристического газового баллона в домашних условиях невозможной.
В помещении, где осуществляется переливание газа, не должно быть источников огня, работающей горелки для пайки труб или включенной конфорки. Некоторые баллончики не подлежат заправке. Рекомендуется в целях безопасности заправлять один баллончик не более четырех раз, а затем покупать новый.
Многие производители указывают на недопустимость дозаправки своей продукции. Баллоны известных производителей, как правило, служат дольше. При появлении вмятин на корпусе и других признаков деформации не стоит рисковать, а лучше выкинуть такой баллончик и купить новый.
Заправка клапанных резьбовых картриджей
Заправка клапанных резьбовых картриджей требует наличия следующего заранее подготовленного оборудования:
- Два штуцера: один, с накидной гайкой, подсоединяется к бытовому газовому баллону, а второй, резьбовой, соединяется с газовым картриджем;
- Прозрачный шланг, с помощью которого можно будет проследить процесс переливания газа. Также выполняет функцию переходника и соединяется с двумя штуцерами;
- Вентили, позволяющие включить и выключить подачу газа с баллона прямо у клапана;
- Фильтр, встраиваемый в вентиль, который предотвращает попадание мусора и забивание баллончика;
- Дополнительный клапан, позволяющий стравливать газ, не снимая переходник.
Хорошая модель переходника выигрывает в сравнении с дешевой благодаря ряду достоинств:
- Вентиль переходника обеспечивает сохранность вентиля бытового баллона, который портится из-за регулярного откручивания и закручивания и из-за ржавчины или других металлических частиц, попадающих на резьбу;
- Благодаря нахождению вентиля в максимально близком положении к клапану баллончика, при очередном цикле заправки практически не происходит утечка лишнего газа, выливание его на руки и распыление в окружающую среду;
- Шаровая конструкция вентиля позволяет быстро прекращать подачу газа и избегать нежелательного переполнения и вынужденного стравливания лишнего газа;
- Благодаря вышеописанным преимуществам процесс заправки заметно облегчается, становится более безопасным и экономным.
Накручивается переходник на вентиль бытового большого баллона с газом вместо редуктора. Заправку лучше делать в компании с помощником и на открытом воздухе вдали от людных мест. Так как будет сильный запах газа, проходящие люди могут начать беспокоиться и вызвать газовую службу.
Процесс заправки клапанных резьбовых картриджей состоит из следующих этапов:
Шаг 1. В первую очередь следует слить остатки конденсата, стравить остаточное давление во всех баллончиках, которые планируется заправлять до того, как переходник подсоединится к большому баллону. Благодаря этому процесс заправки пройдет немного быстрее.
Переходник накручивается на баллончик, который переворачивается вверх дном, теплыми руками слегка нагревается картридж, что увеличивает объем газа и ускоряет процесс стравливания. Сливать конденсат предпочтительно в пластиковую бутылку. Он довольно неприятно пахнет и пропитывает запахом окружающие предметы.
Шаг 2. Подготовка системы заключается в установлении баллона с газом в устойчивое положение с направленным вниз вентилем и открытие к нему свободного доступа. Ни в коем случае нельзя упирать баллон на вентиль. Идеальный вариант — это подвесить баллон вверх дном. Далее следует подкрутить переходник и открыть вентиль большого баллона.
Шаг 3. Переходник плотно прикручивается к баллончику. Открываем вентиль на переходнике и начинаем заливать газ. Прекращение шума издаваемого переливанием газа означает конец заливки.
Шаг 4. Следующий этап — это стравливание газа для того, чтобы охладить баллончик. Процедура выполняется путем открытия стравливающего клапана на переходнике. Через несколько секунд баллончик станет достаточно холодным, а давление в нем опустится до нужного уровня. Закрываем клапан. В случае необходимости производится дозаливка .
Шаг 5. Самый важный этап — это создание в баллончике буферной подушки для того, чтобы предотвратить возможное расширение и взрыв. Открываем стравливающий клапан и ждем момента, когда жидкость больше не льется.
Ни в коем случае не направляйте на себя струю газа. При встряхивании баллончика должно обязательно ощущаться бултыхание . Также действенный метод — взвешивание наполненного баллончика на весах. После прохождения всех этапов важно проверить герметичность всех наполненных емкостей.
В целях безопасности не рекомендуется хранить баллончики на солнце, в сырых и в холодных местах. Холодные баллоны после заправки покрываются слоем конденсатом. Для предотвращения процессов ржавления стоит обтереть емкости сухим полотенцем.
Переливание газа из одного баллончика в другой
После использования газовых горелок часто остаются картриджи с остатками газа. Их не стоит выбрасывать, так как есть возможность переливания газа из одного баллона в другой. Цанговые картриджи стоят примерно в два раза меньше резьбовых, имеют такой же объем и более распространены на рынке.
Горелки могут быть рассчитаны на как на цанговое, так и на резьбовое крепление, а некоторые модели изначально имеют переходники. Заправка резьбового баллона цанговым сэкономит приличную сумму денег, к тому же цанговые картриджи легче найти.
Иногда переходник не оказывается решением проблемы, так как он весит немало и занимает место. В таких случаях достаточно просто перелить газ из одного баллона в другой с помощью несложной технологии и применения переходника, сделанного собственными руками из одноразового шприца.
Этапы подготовки самодельного переходника:
- С помощью плоскогубцев нужно вытащить иглу из пластика. После этой процедуры остается отверстие, которое нужно немного расширить с помощью маленького сверла или круглого шила, раскаленного на огне.
- Далее следует при помощи ножа или напильника срезать или стереть пластиковые ребрышки на конусной части.
- Срезается наискось тот конец изделия, из которого до этого была высунута иголка. Благодаря этому клапан не будет перекрывать подачу газа.
- Снизу изделие срезаем ножом примерно на три миллиметра, тем самым укорачивая его.
После подготовки переходника следует охладить резьбовой картридж, а цанговый нагреть. Благодаря этой процедура значительно облегчится переливание газа. Охлаждать можно в холодильнике или в морозилке, а нагревать в теплой воде. Ни в коем случае не подносите баллоны к огню.
- Когда баллоны охладятся и прогреются до достаточного уровня (около 10-15 минут), берем цанговый баллон, и на него насаживаем переходник, сделанный из иголки.
- Затем цанговый картридж переворачиваем вверх дном, а изделие из иголки упираем кончиком в отверстие резьбового баллончика. После этого следует нажать на цанговый баллончик. Будет слышно, как переливается газ.
- Когда процедура закончится можно повторно охладить резьбовой и прогреть цанговый баллоны и заново перелить газ. Повторять до того момента, пока очередное нагревание и охлаждение не принесут результатов.
Процесс переливания занимает довольно продолжительный промежуток времени и требует усиленного нажатия на цанговый баллон, что может принести некоторый дискомфорт. Для устранения дискомфорта можно использовать сложенное в несколько раз полотенце.
Если есть финансовая возможность, то можно приобрести специальный переходник, а не делать его самому. В таком случаи процесс переливания газа заметно упростится.
Выводы и полезное видео по теме
Ролик наглядно продемонстрирует процедуру наполнения баллончика с переливанием сжиженного газа из большого баллона:
Заправка газовых туристических баллончиков — это осуществимая процедура в домашних условиях. Для успешного переливания газа нужно контролировать выполнение каждого этапа и соблюдать правила техники безопасности.
После нескольких заправок процедура запоминается и становится не такой сложной. Помните, что производители не рекомендуют дозаправлять и пользоваться картриджами для туристических горелок после того, как в них закончится газ.
Хотите рассказать о собственном опыте, полученном в ходе заправки газового баллончика сжиженным газом из большого? Располагаете полезными сведениями по теме статьи, которыми стоит поделиться с посетителями сайта? Пишите, пожалуйста, комментарии, задавайте вопросы и размещайте фотоснимки в расположенном ниже блоке.
Правильная заправка газовых туристических баллонов в домашних условиях
Любители активного отдыха перед очередным походом обязательно проверяют наличие и состояние своего туристического снаряжения. В особенности очень важно в дороге не остаться без запасов еды и устройства, на котором их можно приготовить. Имеется ввиду газовая горелка, ставшая популярной среди туристов. При тщательной проверке может оказаться, что газовый баллон к ней в полупустом состоянии, а брать его в надежде, что, возможно, этого объема будет достаточно, нецелесообразно. Поэтому возникнет необходимость его заправить. Это можно произвести в специальных фирмах или выполнить самостоятельно.
Заправка туристических баллонов в домашних условиях
Цанговый газовый баллон .
Процесс проведения работ будет зависеть от вида подключения баллона. Он может быть резьбовым или цанговым. Последний тип в большинстве своем идет объемом 220 мл, он выполнен в виде узкого и высокого цилиндра. При подключении к горелке цанговая емкость вставляется своим соединяющим узлом в паз и проворачивается до фиксации.
Резьбовой газовый баллон .
Подсоединение к резьбовому виду, который отвечает европейским стандартам, происходит через специальные переходники. Они вкручиваются в газовую горелку по часовой стрелке. Такие баллоны по ширине больше предыдущего вида, а по высоте ниже. В продаже встречается три их объема: 110, 230 и 450 мл.
Как заправить туристический газовый баллон с резьбой?
Резьбовую емкость лучше всего заправлять от такого же полупустого баллончика или более дешевого цангового. Но некоторые умельцы наполняют емкость газом из бытового баллона. Подойдет пятилитровая емкость, в которой присутствует пропан-бутановая смесь. Она в отличие от чистой бутановой, которая находится первоначально в газовых покупных баллонах, прекрасно работает при минусовых температурах. Тогда как покупной вариант при 0 0 С практически не горит.
Адаптер для заправки газовых баллонов .
Безопасное соединение осуществляется через специальный адаптер для заправки газовых баллончиков. Он представляет собой прозрачную трубку, на концах которой находятся резьбовые переходники для подключения к баллончикам. Часть наконечника адаптера выполнена из латуни. Она имеет фиксатор с барашком и уплотнительное кольцо. Это устройство помогает накрутить и зафиксировать переходник на баллоне. Кроме этого, на нем имеется кран-регулятор для обеспечения плавной подачи газа.
Заправку баллончика надо проводить с соблюдением правил безопасности.
Алгоритм проведения работ:
- Проверить закрыт ли на адаптере кран-регулятор. Затем вложить в штуцер прокладку и прикрутить адаптер к бытовому баллону. Для надежности докрутить штуцер при помощи разводного ключа.
- Перевернуть баллон и по возможности подвесить его.
- На заранее подготовленных весах нужно взвесить баллон и выяснить его массу в пустом состоянии. Полученный вес стоит записать на дне емкости маркером, это пригодится при следующей заправке. Но главной целью этого взвешивания является выяснение точной массы, чтобы при наполнении баллончика не превысить заданный объем и оставить воздушную «подушку».
- После взвешивания баллон прикручивается к переходнику. Вначале открывается вентиль на большом баллоне, а затем на малом и начинается подача газа. Сквозь прозрачную трубочку будет видно движение газовых пузырьков.
- По происшествии определенного времени движение жидкого газа может замедлиться, в этом случае необходимо приостановить процесс и стравить газ с туристического баллончика. При испарении некоторой части вещества в емкости понизиться давление и процесс заправки можно будет продолжить. Еще одним решением в возникшей ситуации будет охлаждение всего баллона, который можно на короткий промежуток времени поместить в морозилку, а затем дозаправить.
- После заправки баллончик опять взвешивается, и если набранный объем превышает нужный, то надо стравить излишки газа.
Как заправить цанговый туристический баллон?
Источником газа может выступать бытовой баллон. Для его подключения нужно сделать специальный переходник. Изготовление такого адаптера заключается в соединении горелки, ранее снятой с газового цангового баллончика без насадки, и шланг. Последний зажимается металлическими хомутами с двух сторон, которые обеспечивают надежное крепление и защиту от соскальзывания шланга. На другом его конце прикреплен штуцер. Он одевается на баллон, но перед ним следует не забыть положить прокладку, а затем плотно закрутить самодельный переходник. Баллон кладут на стол, а с другой стороны адаптера надевают туристический его аналог и производят заправку до нужного объема, проверяя его взвешиванием.
Наполнить цанговый баллончик газом можно и из его аналога с резьбой. Стоит только сделать самодельный адаптер из иглы одноразового шприца и с помощью него подсоединить два баллончика.
Заправка газовых баллонов для туристических горелок может осуществляться самостоятельно с учетом вышеприведенных нюансов. После первого же раза можно запомнить все действия и повторить их при следующей заправке. Но надо помнить, что любой туристический баллончик является одноразовым изделием и его заправка производится на свой страх и риск.
- Как выбирается походная газовая плита для баллонного газа: Узнать.
- Туристическая походная печь Онего и Дымок