Витраж своими руками, техника Тиффани

Витражи своими руками

Этой осенью мне посчастливилось начать обучение в группе дополнительного образования по изготовлению витражей в технике «Тиффани» при художественной академии им Строганова. Почему именно витражи, — спросите вы? Да потому, что ими я восхищаюсь давно и могу помногу времени стоять, рассматривая их, наслаждаться игрой света через эти маленькие стеклышки, делающие мир красивее и ярче. Очень люблю рассматривать узоры, лики святых, красивые картины цветущих садов, городов. Но я даже не могла допустить и мысли, что когда-то смогу попробовать резать стекло и складывать эти стеклышки в настоящий рисунок. Последние витражи, увиденные в Подмосковном музее Британской культуры (Франция), меня так восхитили, что очень захотелось самой попробовать что-то создать своими руками.

Раньше я не представляла, что это так тяжело. В моих руках нет уже той силы, что может резать стекло сразу ровно и по правильным лекалам. Часто на исправление маленького кусочка брака уходят часы. Но это так интересно. Взяв в руки стекло, ты забываешь обо всем, даже о времени. Это как погружение в сказку, где ты ее создатель.


Две мои работы

И вот осенью случилось чудо. И я режу свой первый витраж. Конечно, первые дни мешала боязнь порезать руки. Но нас сразу предупредили, что если стекла бояться, то руки порежешь. Но если соблюдать технику безопасности и расслабиться, то никаких ран и порезов не будет.

Работать со стеклом очень интересно. Нас учат рассматривать стекло, не создавать брака и без примерки стекло не резать, придерживаться рисунка и создавать из него пусть очень простые, но все же витражи в технике «Тиффани». Я никогда раньше не резала стекло стеклорезом, не ломала его плоскогубцами, не работала на шлифовальном станке и при помощи паяльника и припоя не соединяла отдельные предметы в единое целое. Все было впервые. Но глаза боятся, руки делают. Мной уже создано 4 витража. Один стал стеклом светильника в прихожей.


Витраж установлен в светильник потолке прихожей

Три других объединили триптих в душевой комплекс, оформленный в морском стиле (Из-за изоляции забрать последний я смогу из академии теперь только осенью, когда начнётся новый учебный год). Но это не главное. Наши работы пока только «проба пера», и на них я отрабатывала умение резать, полировать и подгонять стекло в наш рисунок. Мне новое хобби очень нравится. И я надеюсь продолжать им заниматься.

Для того, чтобы начать создавать витраж, нам понадобятся:

Материалы и инструменты

  • Распечатка понравившегося рисунка
  • Маркер
  • Стеклорез
  • Несколько разноцветных стекол
  • Станок для шлифовки стекла
  • Плоскогубцы
  • Рамка, которая будет держать рисунок, пока он не спаян
  • Паяльник
  • Припой
  • Канифоль
  • Жидкая патина
  • Губка для мытья стекол

И спокойствие.

Ход работ

Перед тем как выбрать рисунок будущей работы, ты много часов проводишь сидя у компьютера, подбирая рисунок, с которым ты справишься. И часто рисунок, который поначалу кажется простым, оказывается очень сложным при резке и шлифовке. Выбрав рисунок, ты его распечатываешь и на световом столе переносишь на стекло.


Режу стекло на световом столе

Дальше при помощи стеклореза ты вырезаешь нужные части.


Подготовка частей изделия

Затем их обрабатываешь на специальном шлифовочном станке, долго-долго подгоняя, чтобы одно стекло вошло в другое без зазора.


Обработка стекла на станке

И так обрабатываешь каждую детальку.


Работа на станке по обработке стекла

Я раньше и не задумывалась над тем, как они стали единым полотном. И только попробовав, поняла. Когда все делали работы обточены и хорошо стыкуются, начинается процесс пайки. Шов должен быть тонким и ровным. У меня пока с этим ой как тонко.)) Когда разогретый паяльник гонит струйку припоя по швам деталей, это настоящее волшебство. Жидкий припой как серебряный ручеек соединяет детали. Сначала спаиваешь с одной стороны, затем с обратной. Убедившись, что работа крепко соединена, снимаешь фиксирующую рамку. Потом по швам проводишь паталью. Ждешь минут 10. И моешь готовую работу водой.


Витраж вблизи


Мой первый витраж

Вот теперь можно посмотреть на нее как на «работу». Жаль, пока очень часто после пайки бывают разочарования. Но мы учимся. И уже что-то начинает получаться. Смотришь на то, что сделал, видишь свои ошибки и понимаешь, что практические занятия теорией не заменить.

Осталось облачить работу в рамку:


Сделали рамку

Теперь, приходя в музей, собор, дворец, я совсем другими глазами смотрю на витражи и замечаю их порой там, где раньше бы и не заметила. И если я раньше долго стояла их рассматривая, то теперь у витражей могу стоять часами. И мне очень нравится рассматривать работы мастеров и представлять, как они это создавали.


Стекло, оно прекрасно

Витраж своими руками, техника Тиффани

  • Оборудование и расходные материалы для изготовления витража своими руками
  • Секреты Изготовления Витража в Домашних Условиях
    • Эскиз витража
    • Выбор стекла
    • Изготовление элемента
    • Обмотка элемента медной фольгой
    • Пайка швов
    • Нанесение патины

Оборудование и расходные материалы для изготовления витража своими руками

— цветное стекло;
— олово, марка ПОС-61;
— стеклорез наливной с латунной рукояткой;
— специальное масло для стеклорезов (заменители – машинное масло, керосин)
— щипцы для разлома стекла;
— паяльник, 100 Вт.
— шлифовальная машинка типа «Kristall»;
— фольга медная (черная) 5,16 мм, другое название – фолия, от англ. Foil;
— флюс или паяльный жир, паяльная кислота;
— патина (черная или медная);
— П — образный латунный профиль 4х4х4 мм;
— латунный пруток, диаметр 3-4 мм;
— защитные очки;
— ножницы для вырезания шаблонов;
— небольшие ножницы (можно маникюрные);
— небольшие ножницы по металлу;
— маленькие гвозди, молоток;
— деревянные рейки, 1х2 см;
— жесткая кисточка;
— скотч широкий, прозрачный и малярный.
— писчая бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.
— ватман;
— клей-карандаш.

Секреты Изготовления Витража в Домашних Условиях

Эскиз витража

За основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как эта работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.

Общие правила построения линий эскиза:

— чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;

— если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.

— если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).

Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм,. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фолии.

Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться. Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст возможность исправить возникающие при обточке ошибки.

Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды.

Далее ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.

Выбор стекла

Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.

При выборе стекла для изготовления витража своими руками, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Изготовление элемента

Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.

Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.

Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45? к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.

Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.

Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифмашинке

После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.

Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.

Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!

Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.

Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.

Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.

Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.

Обмотка элемента медной фольгой

Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.

Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.

Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки.

Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.

Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.

Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой.

Пайка швов

При изготовлении витражей, по технике Тиффани, используют олово марки ПОС-61.

Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.

Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло.

Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.

Дефекты пайки исправляете сразу.

Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.

Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.

Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».

Нанесение патины

Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы.Работать лучше в перчатках.Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины.

При помощи губки нанесите патину на швы.Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства.Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Изготовленный витраж своими руками готов, теперь его остается установить в отведенном ему месте, и любоваться своим творением.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

Витражи своими руками, техника Тиффани

Необходимое оборудование и расходные материалы для изготовления витража.

– цветное стекло;
– олово, марка ПОС-61;
– стеклорез наливной с латунной рукояткой;
– специальное масло для стеклорезов (заменители – машинное масло, керосин)
– щипцы для разлома стекла;
– паяльник, 100 Вт.
– шлифовальная машинка типа «Kristall»;
– фольга медная (черная) 5,16 мм, другое название – фолия, от англ. Foil;
– флюс или паяльный жир, паяльная кислота;
– патина (черная или медная);
– П – образный латунный профиль 4х4х4 мм;
– латунный пруток, диаметр 3-4 мм;
– защитные очки;
– ножницы для вырезания шаблонов;
– небольшие ножницы (можно маникюрные);
– небольшие ножницы по металлу;
– маленькие гвозди, молоток;
– деревянные рейки, 1х2 см;
– жесткая кисточка;
– скотч широкий, прозрачный и малярный.
– писчая бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.
– ватман;
– клей-карандаш.

За основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как эта работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.

Общие правила построения линий эскиза:

– чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;

– если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.

– если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).

Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм,. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фолии.

Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться. Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст возможность исправить возникающие при обточке ошибки.

Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды.

Далее ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.

Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.

При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.

Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.

Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45? к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.

Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.

Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифмашинке

После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.

Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.

Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!

Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.

Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.

Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.

Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.

Обмотка элемента медной фольгой.

Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.

Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.

Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки.

Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.

Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.

Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой.

При изготовлении витражей, по технике Тиффани, используют олово марки ПОС-61.

Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.

Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло.

Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.

Дефекты пайки исправляете сразу.

Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.

Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.

Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».

Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины.

При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства. Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Витражи Тиффани своими руками: изготовление витражного стекла, дизайн рабочей зоны вашей кухни и советы новичкам

Витражи Тиффани – самая известная и популярная техника выполнения витражей. Свое название она получила благодаря американскому дизайнеру Луису Тиффани. Более ста лет создают тон ювелирные украшения, вазы, картины, абажуры и оконные стекла. Объемные, маленькие и большие изделия, выполненные в данной технике, весьма изысканное украшение любого интерьера. Так давайте сделаем витражи в стиле Тиффани быстро и просто своими руками!

Классическая технология выполнения витражей – соединение отдельных фрагментов стекол с помощью свинцовых прутов. Таким способом изготавливают большие витражи.

Тиффани изобрел новый способ – вместо свинца он стал использовать медную ленту. С появлением новой технологии появилась возможность делать маленькие изделия почти ювелирной работы.

Технологический процесс изготовления изделий состоит в том, что каждый отдельный фрагмент стекла оклеивается медной фольгой и спаивается с помощью олова. Можно также комбинировать медь со свинцом.

Новые технологии Луис Тиффани внес и в декорацию самого стекла, применив различные добавки, чем добился особых цветов и прозрачности.

Создаем витражи Тиффани своими руками в пошаговом мастер-классе

Изготовление витража в стиле Тиффани нелегкая задача, но если обзавестись специальным оборудование и освоить технологию, это работу выполнит любой желающий. Мастер класс пошагово с фото поможет вам в этом.

Сначала необходимо создать эскиз рисунка, учитывая форму и размер основного изделия. Затем приготовить инструменты и материал.

Для работы вам понадобятся:

  • Цветное витражное стекло.
  • Настольный шлифовальный станок или точильный камень.
  • Ножницы для шаблонов (это специальные ножницы с тремя лезвиями, в процессе разрезание эскиза на детали они срезают полосу 1,25 мм.).
  • Стеклорез.
  • Паяльник.
  • Флюс.
  • Припой.
  • Медная витражная фольга.

Выбирать стекло следует по сочетанию фактуры и цвета, так же продумайте, как будет освещаться витраж.

  1. Если стекло готово, то проставьте номера на стеклах и на эскизе, соответственно форме фрагментов и цветам.
  2. Распечатайте два экземпляра эскиза в полную величину рабочей площади, перенесите на него нумерацию. Один эскиз разрежьте на детали шаблонными ножницами. Рабочий эскиз заклейте скотчем, чтобы не пачкался, и прикрепите его к рабочему столу. Границы витража оббейте рейками.

Выполняйте работу с верхнего угла и продвигайтесь вниз и в сторону.

  1. Бумажный шаблон наклейте на стекло и вырезайте деталь с помощью стеклореза.
  2. Далее деталь нужно отшлифовать на станке – чтобы хорошо подогнать размер детали (периодически прикладывайте деталь к основному эскизу) и сделать кромку шероховатой для лучшей фиксации фольги.
  1. Когда детали будут готовы, каждую в отдельности оберните фольгой по кромке – место спайки деталей, затем хорошо разгладьте ленту.
  2. Готовый фрагмент уложите на место, и зафиксируйте маленькими гвоздями.
  1. Обработайте швы флюсом – он удаляет окись, и разжижает олово.
  2. Начните спаивать детали с помощью припоя заранее разогретым паяльником. Пайку выполнить с двух сторон витража.
  3. По завершении работы оформите изделие в рамку из П – образного профиля. Профиль нарежьте отрезками равными сторонам витража, оденьте на стекло, и припаяйте в местах швов.
  4. Обезжирьте и высушите швы, затем нанесите патину.
  5. Вымойте готовое изделие с помощью мягкой губки и моющего средства.

Ваш шедевр готов.

Переделываем плитку в кухне красиво своими руками

Если вам надоела приевшаяся плитка, очень хороший вариант для кухни – оформление витражом стены в рабочей зоне. Такой дизайн будет необычным и красивым украшением интерьера. Подберите интересный сюжет, сделайте эскиз, подготовьте материал, инструмент и делайте все так же как описано выше. Только правильно разработайте проект соответственно площади оформления, продумайте все до мелочей.

В таком же исполнении можно оформить окна, двери и даже светильники.

Если у вас мало опыта, и вы не можете самостоятельно подобрать рисунок, разработать эскиз и подобрать нужный материал, то есть готовые наборы для создания витражей. Такие наборы можно приобрести в магазине. В набор входит:

Материалы:

  • Пленка витражная – разноцветный прозрачный материал, устойчивый к влаге и ультрафиолету.
  • Свинцовая лента.

Инструменты:

  • Резиновый каток, для нанесения пленки на стекло.
  • Прижимы для свинцовых лент.
  • Набор ножей.
  • Видео курс для работы.
  • Образцы стекла и зеркала.
  • Электронный каталог витражей, с фото и эскизами.

Видео по теме статьи


Витраж в технике Тиффани

Продолжаем тему витражей. На этот раз речь пойдет о настоящих витражах из цветного стекла. Как делается витраж своими руками в технике Тиффани. Подробный взрослый мастер-класс от Андрея.

«Думаю, многие из вас знакомы с витражами в технике Тиффани. Эта техника приобрела широкую популярность благодаря своей простоте и доступности. А ведь в ней можно делать не только витражи, но и различные эксклюзивные поделки для вашего дома. Сегодня мы рассмотрим вариант, как переделать обычные бюджетные часы под интерьер вашей квартиры.

Итак, старые часы пришлось «приговорить», поскольку нам понадобится их механизм. Если у вас есть свободный механизм, то можно обойтись без «жертв».

Рисуем фрагмент часов. Это может быть что угодно, лишь бы «перекликалось» с вашим интерьером. В данном случае – цветок и листья. Рисуем их в векторной графике (можно карандашом).

Затем делаем плоттерную нарезку на плёнке «Оракал» (в любой рекламной студии) и копию в масштабе 1:1 на обычной бумаге.
Чтобы в дальнейшем не было путаницы, рисунок можно раскрасить или пронумеровать фрагменты.

Обязательно защитите шаблон от попадания влаги прозрачным скотчем, иначе он покоробится от попадания воды.

С помощью того же скотча закрепите его на рабочем столе.

Наклейте нарезки плёнки на стёкла, соответствующего цвета. Для витражей используются специальные художественные стекла американского и китайского производства.

Вырежьте фрагменты по контуру стеклорезом. Стеклорез желательно использовать масляный, а рез делать от себя, так удобнее.

Для разлома используем специальные щипцы.

Подрезать мелкие фрагменты стеклорезом не всегда удобно, поэтому лучше использовать кусачки Zag-Zag.

Теперь обтачиваем заготовки на шлифовальной машинке Кристалл 2000S. Машинка устроена так, что подача воды на алмазную головку происходит под действием центробежной силы.

Если оказалось, что какой-то фрагмент не подходит по цвету, заменить его просто. Приложите фрагмент к стеклу желаемого цвета, обведите перманентным маркером и вырежьте стеклорезом.

Обточенные фрагменты обворачиваем фольгой. Для этого используем фольгу с клейким акриловым слоем шириной 4,37 мм. Старайтесь, чтобы фольга ложилась равномерно.

Для прикатывания можно использовать любую деревянную или пластиковую палочку.

После того как все фрагменты готовы, разложите их на шаблоне и зафиксируйте гвоздиками.

Обработайте швы флюсом (паяльный жир или кислота),

переверните и проделайте те же операции с обратной стороной. Для пайки используйте припой ПОС-61.

Помойте витраж с моющим средством и протрите насухо.

Для того, чтобы придать швам благородный вид, необходимо обработать их патиной. Смачиваем кусочек хлопчатобумажной ткани чёрной патиной и протираем ею швы.

Ещё раз промываем витраж. Один фрагмент готов.

В таком же порядке готовим листья.

Любое изделие желательно собирать по эскизу, но сегодня мы сделаем исключение. Что из этого получится − судить вам.

Каркас часов готовим из медного провода. Провода между собой крепим с помощью латунной пластинки и пайки. После того, как каркас готов, лудим его и покрываем патиной. Патиной можно покрыть и конечное изделие, но это кому как удобнее.

Припаиваем к каркасу фрагменты (цветок и листья).

Так как жесткость конструкции оказалась недостаточной, решено было сделать усиление. Для этого подкладываем стекло нужного цвета и обводим по контуру перманентным маркером.

После необходимой подготовки припаиваем фрагмент на место.

Теперь готовим декоративный циферблат. Для этого прикладываем каркас к плёнке «Оракал», проводим вертикальную и горизонтальную линии, по которым делаем метки под цифры (3, 6, 9, 12) и рисуем циферблат на плёнке.

Вырезаем элементы и повторяем все действия.

Цифры делаем из медной проволоки с помощью круглогубцев,

затем лудим их и припаиваем на место. Смываем моющим средством остатки флюса и покрываем патиной.

Осталось установить механизм со стрелками и часы готовы.»

Вот такие настоящие витражи «Тиффани» можно делать своими руками. Спасибо, Андрей!

Системы видеонаблюдения для многоквартирного дома: оборудование, проектирование, управление

Организация системы видеонаблюдения в многоквартирном жилом доме имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при планировании данного мероприятия. В отличие от частных домов способ установки видеокамер в многоквартирных жилых домах регламентирован законодательными актами.

Что нужно для устройства системы видеонаблюдения в многоквартирном доме?

При нежелании прибегать к платным услугам монтажников и проектировщиков всегда можно самостоятельно установить камеры видеонаблюдения в подъезде жилого дома. Для самостоятельной работы необходимо владеть информацией о том:

  • как правильно выбрать оборудование для системы видеонаблюдения;
  • как спроектировать систему в соответствии с требованиями закона.

Подробно проанализировав каждый из этих вопросов, можно принять решение: целесообразна ли самостоятельная установка системы видеонаблюдения в многоквартирном жилом доме.

Выбор видеокамер для домовых систем видеонаблюдения

Современный рынок предлагает большой выбор видеооборудования. Так, видеокамеры бывают:

  • аналоговые и цифровые;
  • черно-белые и цветные;
  • проводные и беспроводные;
  • различные по размеру, форме и способу установки;
  • с датчиками, сигнализационными системами и т.д.

Камеры для подъезда и прилегающей территории отличаются не только по функциональным характеристикам, но и по размерам и способу установки. Оборудование для каждой из контролируемых зон можно выбирать по следующему принципу:

1. Камеры для наблюдения за внешними объектами (стоянкой, детской площадкой).

Данное оборудование устанавливается на определенной высоте (выше человеческого роста) без маскировки, должно иметь надежное крепление и антивандальную защиту. Для наблюдения за движущимися объектами и распознавания номеров машин подойдет камера с высоким разрешением – до 5 Мп и чувствительной матрицей достаточного размера.

Что касается матриц видеокамер, то можно рассмотреть два варианта:

  • CMOS-матрицы, имеют несколько поколений, отличающихся качеством обработки поступающей информации. Среди преимуществ: невысокая цена устройств, устойчивость к внешним факторам и механическому воздействию;
  • CCD-матрицы – высокочувствительный сенсор, воспринимающий и обрабатывающий видеоинформацию с минимальными потерями. Недостатками матриц данного типа являются высокая цена и чувствительность к перепадам температуры. Основной проблемой камер с CCD сенсорами является ухудшение качества записи при длительном воздействии ультрафиолетового излучения, в том числе солнечных лучей. Использовать приборы с оснасткой этого типа для наблюдения за придомовой территорией практически нецелесообразно.

Размер матрицы (измеряется в дюймах) в совокупности с показателями светочувствительности объектива (измеряется в люксах), также значительно влияют на качество записи камеры. То есть, при выборе устройства необходимо учитывать не только размер матрицы (1/2” 1/3” 1/4” и т.д.), но и тип объектива.

Еще одним важным параметром для наружных камер наблюдения является частота кадров в секунду. Значение FPS определяет качество съемки движущихся объектов. Камеры с частотой кадров 30 FPS способны распознать номер движущегося со скоростью 200км/ч автомобиля. Для придомовых территорий достаточно камер с 8-10 FPS.

Тип объектива, его характеристики и способ регулировки (автоматически или вручную) фокусного расстояния влияют на восприятие камерой движущихся или статичных объектов. Наличие и тип подсветки являются важным, но не критичным показателем при нормальном уровне освещенности придомовой территории.

2. Камеры для использования во входной зоне и подъезде.

В данном случае определяющими являются те же самые критерии, что описаны в предыдущем разделе. Для подъездов и входных зон предпочтительны компактные камеры, легко размещаемые в укромных местах, например, в стенах, щитках или плитах перекрытия, между лестничными маршами. Также, важны следующие особенности:

  • наличие и тип подсветки;
  • функция автоматической фотосъемки;
  • возможность работы от независимого источника питания;
  • наличие датчика движения;
  • встроенный микрофон и динамик.

При неожиданном отключении электроэнергии в подъезде или доме, наличие подсветки и аккумулятора поможет запечатлеть посетителя даже в полной темноте. Функция фотосъемки с автоматическим сохранением фотографии на видеосервере или в облаке также повышает степень автономности системы видеонаблюдения.

Датчик движения, включающий запись, позволит сэкономить место на носителе, сохраняя только важную информацию. Динамик и микрофон обеспечат двухстороннюю связь между хозяином квартиры и посетителем. Такие камеры, как правило, устанавливаются перед входом в подъезд или рядом с квартирной дверью.

Сетевое оборудование и хранилища данных

Соединить видеокамеры со всех точек в единую сеть с выводом на один монитор поможет видеорегистратор или видеосервер. Хранить данные с камер видеонаблюдения можно на жестком диске, флэш-носителе или в облачном хранилище. Подключение камер к центральному узлу может осуществляться двумя способами:

  • при помощи проводов;
  • посредством Wi-Fi.

Для прокладки проводов в жилом многоквартирном доме потребуется проведение монтажных работ, подразумевающих нарушение целостности стен, потолков с применением режущего, ударного и сверлильного оборудования. Организация беспроводных систем видеонаблюдения намного выгоднее в плане проведения работ. Недостатком таких систем является зависимость от интернет соединения.

В обоих случаях предусмотрена возможность удаленного просмотра информации с камер. Проще организовать удаленный контроль, используя IP камеры, к которым можно подключаться напрямую через соответствующие сервисы.

Аналоговые камеры, подключенные к видеорегистратору, также дают возможность просматривать картинку, но для этого требуется обращение к серверу, который может быть временно недоступен или перегружен.

Читайте также:
7 способов выстирать ковер в домашних условиях
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: