Виды резьбы по дереву: инструкция по монтажу своими руками, особенности плоскорельефной

Все о плоскорельефной резьбе

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Особенности и виды
  2. Инструменты и материал
  3. Технология выполнения

С давних пор принято украшать свой дом и предметы быта различными орнаментами. Самым практичным материалом для этого послужило дерево. Наши предки выявили множество достоинств при работе с древесиной. Главным из них является удобство и простота в обработке. В современном мире изделия из дерева также остаются популярными, а большую ценность имеют сделанные руками. Достаточно распространенная техника резьбы по дереву — плоскорельефная, и ее преимущество в том, что освоить ее может каждый.

Особенности и виды

Резная природа плоскорельефной резьбы — это углубление или выпирание фона примерно на 5-7 мм вокруг орнамента. За счет этого изображение становится объемным и сохраняет высоту рельефных частей, имея одну глубину фона. За основу эскиза берутся различные изображения животных, птиц, растений, человека. Также можно проработать даже самые мелкие детали. Часто такими узорами украшают посуду, предметы быта, мебель, балясины.

При выполнении данной техники принято выделять виды технологии:

  • с заоваленным фоном;

  • с подобранным контуром;

  • с подушечным фоном;

  • с выбранным и поднутренным фоном.

Отличить техники друг от друга крайне трудно, т. к для резьбы по дереву характерно плоскостное изображение. Зачастую бывает, что все виды переплетаются в одной композиции.

Инструменты и материал

Совет начинающим в плоскорельефной резьбе — лучше выбрать дерево мягкой породы. К ним относятся: осина, липа, сосна. Более опытные резчики используют твердые сорта древесины: бук, орех, акация, граб.

Для выполнения данного типа резьбы следует приготовить инструменты:

  • напильники;
  • электрическая дрель;
  • линейка;
  • рубанок с лобзиком;
  • нож-косяк с ножовкой;
  • стамеска;
  • циркуль и ластик.

Технология выполнения

Сначала подготавливается материал под резьбу. Древесина должна быть плоской, прострогана и очищена наждачной бумагой. Если фон будет светлый, то его обрабатывают фуганком, а темный закрашивают. Орнамент для изготовления подбирают из специализированных книг, альбомов, журналов, а для точного выполнения применяют кальку или копирку. Новичкам же лучше воспользоваться эскизом, нанесенным непосредственно на саму заготовку.

Нож-косяк — самый главный инструмент резчика по дереву. При работе его держат крепко в руке, направляя лезвие в свою сторону, и с небольшим нажатием выводят орнамент. Нож должен находиться под уклоном. После того как выполнен надрез, делают саму прорезку. Все округления производятся одним углом стамески, с правильно подобранной шириной лезвия. Для изделия с заоваленной резьбой потребуется сначала сделать заготовку, а сам процесс начинается с вырезки фона. В дальнейшем его закругляют.

Все срезы производят только полукруглыми стамесками. Очень важно выдерживать 30 градусов наклона среза.

Технология выполнения резьбы с подушечным фоном схожа с первым видом. Отличается от заоваленной техники лишь тем, что контур находится немного ниже, чем сам узор. Соответственно, объем работы при выполнении такой резьбы значительно больше. Подходит более опытным мастерам. По окончании работы проводится шлифовка наждачной бумагой или мелкой шкуркой. Новичкам же следует начинать с резьбы с подобранным контуром. Такая резьба считается более легкой в выполнении, потому что контур снимается под углом 30-45 градусов наклона к плоскости. В дальнейшем шлифовки не требуется.

При выполнении техники с поднутренным или выбранным фоном отличие от остальных видов в том, что по кругу от основного рисунка делается углубление, и изображение как будто возвышается над основанием.

Чертежи с выбранным фоном используют при изготовлении объемных деревянных композиций. По окончании работы изделие тонируют с помощью различных морилок или красителей. Затем шлифуют наждачной бумагой. Можно покрыть бесцветным лаком.

Плоскорельефную резьбу на производстве выполняют на специальных станках с ЧПУ. В свою очередь, технологии работы станка можно также разделить на 2 типа.

  1. Резьба в теле: фон резьбы находится ниже от вершины изготовления на 4-5 мм, а стенка прорезается 30-60 градусной фрезой. Остальные линии рисунка и декоративная часть прорезаются 90-120 градусной фрезой. Такой тип показан на изображении совы в полете.
  2. Прорезная плоскорельефная резьба. При таком способе основной фон прорезается непосредственно под прямым углом, а наружная стенка резьбы вырезается наполовину или на небольшую часть с помощью 30-60 градусной фрезы. Внешний вид такой техники изображен на подставке.
Читайте также:
Бортики в кроватку для новорожденных: как правильно подобрать и установить?

Несмотря на легкость выполнения работы на станке, следует придерживаться некоторых технических правил. Одним из главных является соблюдение размеров рисунка и подходящие под него фрезы, чтобы при вырезке фона использовать как можно меньше фрез и значительно сократить время на замене рабочего инструмента. Также при формировании рисунка следует соблюдать структуру композиции, его логичность и завершенность. Переплетения должны строго соблюдаться. Для облегчения работы можно использовать эскиз, начерченный от руки, и вывести его через программу CorelDraw.

Посмотреть на плоскорельефную резьбу по дереву можно в видео далее.

Порядок выполнения плоскорельефной резьбы

Несмотря на большое множество методов и приемов, он остался практически неизменен. Основными «этапами при этом являются: а) нанесение рисунка орнамента; б) надрез контура; в) подрезка контура; г) выборка фона начерно; д) выявление форм рельефа орнамента; е) зачистка фона начисто; ж) выявление мелкого рельефа орнамента; з) чеканка фона. Рассмотрим последовательно все эти этапы.

а) Нанесение рисунка производится в несколько этапов. Сначала для выполнения рельефной резьбы изготавливают ее светотеневой рисунок в натуральную величину; именуемый шаблоном. С шаблона рисунок переводят в виде контуров (на кальку, откуда его через копировальную бумагу переносят на заготовку.

Разновидности плоскорельефной резьбы:
а- с эаоввленным контуром; б — с подобранным (выбранным) фоной; 1 — чеканка фона; 2 — порезки утопкой; 3 — порезки полукруглыми стамесками; в — с подушечным фоном

Чтобы рисунок не стирался во время работы и не загрязнял чистую, подготовленную поверхность дерева, его следует покрыть тонким слоем прозрачного лака с помощью кисточки, пройдя по всем линиям рисунка. Если начинающий резчик выбрал для своей работы сложный рельефный орнамент с многими наложениями и наличием в нем разных зрительных масс, то очень помогает в этом случае предварительное изготовление этот» орнамента из пластилина (иглина). Это наверняка поможет лучше почувствовать форму, вернее наметить для себя стратегию и последовательность выполнения операций и в результате этого, избежать ошибок во время резьбы.

б) Надрез контура орнамента производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Если линия рисунка прямая, то применяют нож-косячок, а если криволинейная — стамеску соответствующего профиля. Чтобы не получилось поднутрения орнамента при высоком рельефе, инструмент слегка наклоняют в сторону вырезаемого элемента, но ни в коем случае не в сторону фона.

в) Подрезка контура выполняется с помощью отлогих, средних или крутых Стамесок способом «тычка», т. е. держа стамеску со стороны фона на расстоянии от рисунка чуть меньшем глубины надреза под углом к поверхности примерно в 45° и, нажимая на конец ручки ладонью, направляя при этом инструмент в сторону надрезанной линии таким образом, чтобы глубина подрезки была везде одинаковой.

Выполнение плоскорельефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном:
а — надрезание; б — подрезание; в — выборка и зачистка фона и вертикального края; г — заоваливание контура

В случае, когда элементы орнамента находятся в нескольких (2-х, 3-х и более) уровнях, т. е. одни элементы находят (перекрывают) друг на друга, надрез и подрезку начинают с линий верхних элементов и делают их на заведомо меньшую глубину, чем надрез и подрезку линий элементов, лежащих на фоне. В практике многослойные композиции, претендующие на пространственное глубинное решение, встречаются редко, и художники в случае возникновения таких решений обычно уходят от этого путем большей лаконизации решения, огрубления форм, придания им большей условности и удержания орнамента в русле более плоскостного декоративного решения. Иначе такой орнамент грозит перейти в горельефное исполнение, о котором речь пойдет дальше.

Когда материал для резьбы твердый, а глубина фона предполагается относительно большой, то с одного раза надрез и подрезка на полную глубину может не получиться. В таком случае этот процесс разбивается на несколько этапов до получения желаемого результата. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были бы чистыми и плавными. Подрезку делают несколько глубже надреза, вследствие чего стружка не отделяется, поэтому для удаления стружки надрез нужно повторить.

Читайте также:
Из скважины идет вода с песком: причины появления песка и способы чистки

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Для этого подбирают стамеску нужного профиля, ставят ее лезвием на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке инструмента, обрубают контур. Обрубка производится с припуском на 2-3 мм выше проектной глубины рельефа и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки орнамента и рельефа. Обрубив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом в 45° в местах, где позволяет площадь фона. В узких местах обрубку и подрубку производят постепенно за несколько раз. Главное в этой работе — точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

г) Выборку фона начерно начинают с самых больших участков фона отлогими широкими стамесками. Резание производят в разных направлениях в зависимости от площади фона и направления волокон древесины. Стамеску при этом держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона. При выполнении крупной резьбы фон подрубают с помощью киянки. После выборки глубина фона должна получиться одинаковой.

д) Выявление форм рельефа орнамента производится с помощью наиболее распространенной операции — зоаваливания или закругления выпуклых элементов, выполняемой в несколько этапов. После надреза и подрезки контуров и выборки фона начерно ножом-косячком снимают основную фаску на выпуклых элементах под углом в 45°. В результате чего на боковых поверхностях выпуклых элементов образуется два ребра — верхнее и нижнее — с углами примерно в 135°. После чего с помощью того же косячка или отлогой стамески снимают сначала верхние фаски, а затем нижние, а уж потом отлогой стамеской без наклона зачищают полученные контуры.

При заоваливании контуров необходимо правильно выявить форму выпуклого элемента так, чтобы он не имел резких очертаний и в то же время не казался плоским. При высоком рельефе сделать это куда как легче, чем при низком, поскольку имеется достаточный запас для скругления контуров.

При проработке рельефа нередко приходится выпол­нять ложкообразные углубления с помощью средних и крутых стамесок. При этой операции левой рукой обхва­тывают стамеску ниже черенка за железку, направляя ее движение, а ладонью правой руки нажимают на черенок. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, а затем, постепенно опуская черенок вниз и как бы вывертывая лезвие на фаске, медленно выводят его кверху. Движение стамески при этом очень напоминает черпание ложкой какой-либо желеобразной массы из глубокого и не очень широкого, едва наполненного сосуда. При этом одновременно слегка вращают стамеску слева направо и справа налево с тем, чтобы таким образом с одной стороны снизить усилие резания» а с другой — получить более чистый рез.

Часто встречающейся операцией является также срезание наклонной (пологой) плоскости к фону (лепестки цветов, листья, шишки, пр.). Эту операцию выполняют с помощью отлогой или прямой стамески за два приема: начерно и начисто. Наклонная плоскость может быть как выпуклой, так и вогнутой. Сначала срезают нужный слой, а затем формируют профиль и зачищают плоскость. Направление срезов должно по возможности совпадать с направлением форм орнамента. Так, например, при срезании половинок продолговатых листьев следует срезать древесину длинными резками вдоль листа — от черенка к кончику.

е) Зачистка фона начисто. Зачистку фона начинают с самых больших по площади участков фона прямыми широкими стамесками, держа их почти горизонтально. Стамеской работают вдоль, поперек и под углом к волокнам в зависимости от формы и площади участков фона.

Читайте также:
Виды стяжек для теплого водяного пола и технология их устройства

Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах орнамента работают уголками лезвия, стараясь не задеть орнамента. В этом случае можно также применять и клюкарзу. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.

ж) Выявление мелкого рельефа орнамента заключается в нанесении тонких и мелких выемок и выполняется приемами контурной резьбы с помощью ножа-косячка или церазика.

з) Чеканка фона производится с помощью пуансона (чекана), по которому равномерно ударяют молотком. В рельефной резьбе эта операция применяется довольно-таки редко, хотя выполнение ее несложно. Можно в качестве «чеканящего” инструмента применять и режущие инструменты, с помощью которых можно производить рельефную насечку в виде сеточки, штриховки, создавать «клеванный» рельеф или «ноготковый», о чем уже упоминалось в конце раздела, посвященного технике контурной резьбы.

Теперь, когда вы ознакомились со всеми этапами выполнения плоскорельефной резьбы на дереве, рассмотрим три основных вида плоскорельефной резьбы, о которых мы упоминали в начале этого раздела.

Резьба по дереву, плоскорельефная резьба: описание с фото, эскизы, необходимые инструменты и техника выполнения работ

Как один из видов резьбы по дереву, плоскорельефная резьба появилась в XVIII веке в России при правлении Петра I. Период активного расцвета ремесла пришелся на вторую половину XX века, что во многом обусловлено деятельностью мецената Мамонтова, открывшего в своей усадьбе в Подмосковье мастерскую.

Художники и резчики основываются на эскизах плоскорельефной резьбы по дереву древнерусских мастеров, которые положили начало абрамцево-кудринской резьбе благодаря проведенным изысканиям и творческим поискам. Название нового вида ремесла произошло не только от места, где находилась мастерская, но и деревни, из которой приходили мастера.

Особенности и виды плоскорельефной резьбы

Резьба по дереву плоскорельефного типа отличается от прочих видов ремесла тем, что при обработке вырезается фон на небольшую глубину, в результате чего рисунок остается на небольшом возвышении, но на уровне доски.

Выделяют несколько видов плоскорельефной резьбы:

  • Абрамцево-кудринская.
  • Ворносовская.
  • Татьянка.
  • С подушечным фоном.
  • С выбранным фоном.
  • С подборным фоном.
  • С поднутренным фоном.

Первый вид плоскорельефной резьбы повлиял на ее становление как одного из способов декоративной отделки древесины и стал прародителем остальных разновидностей.

Резьба с подушечным фоном

В отличие от обычной плоскорельефной резьбы, резьба по дереву с подушечным фоном сохраняет фон, а мастер ограничивается заоваливанием углов. Фон работ в таком стиле напоминает подушки, что и дало ему такое название.

Техника схожа с контурной резьбой тем, что по контуру рисунка вырезаются канавки. Но разница кроется в том, что края эскиза впоследствии закругляются как со стороны фона, так и со стороны орнамента.

Надрезы проводятся по контуру рисунка, после чего подрезка осуществляется со стороны фона, затем приступают к заоваливанию граней. Получить подобный контур можно выделением линий изображения резаком, причем его носок должен плавно огибать контуры и до конца снимать фаску. Снимается последняя двумя приемами — как «от себя», так и «на себя».

Ворносовская резьба

Вид плоскорельефной резьбы, изобретенный Ворносковым на основе традиционной резьбы и многолетнего опыта, полученного в абрамцевской мастерской. Став впоследствии ведущим мастером в стране, Ворносков признавал, что идеи для своего творчеств позаимствовал в образцах старинной русской резьбы по древесине.

Отличительной чертой ворносовской резьбы по дереву стал так называемый пальчатый рисунок — техника нанесения растительных элементов, заоваленные края которых придают им форму пальцев.

Татьянка

Уникальная разновидность плоскорельефной резьбы — резьба по дереву, признаваемая многими исследователями отдельным видом искусства. Появился она сравнительно недавно — 24 года назад — и получила название в честь супруги мастера, изобретшего методику.

Резьба с подобранным фоном

Работа в технике плоскорельефной резьбы с подобранным фоном позволяет создавать орнамент с четким силуэтом. Плоский рельеф с заоваленными гранями возвышается над фоном, который может быть различным — бугристым, гладким, в виде различных текстур.

Техника резьбы выполняется в той же последовательности, что и другие виды. Сперва делают надрезы по внешнему контуру рисунка, для чего инструмент располагается вертикально и погружается в древесину на большую глубину. Однако глубина надрезов варьируется: на острых углах орнамента она минимальна, на крутых поворотах — максимальна.

Читайте также:
Ванная в викторианском стиле — отделка, цвет, мебель, текстиль

Черновая выборка фона осуществляется на глубину 3-4 миллиметров сперва отлогими полукруглыми стамесками, затем — плоскими. Острие стамески располагается под углом к обрабатываемой древесине. Для облегчения работы по черенку инструмента легко ударяют киянкой либо ладонью. Уход лезвия в сторону либо на большую глубину исправляется подрезанием фона с противоположной стороны. Фон постепенно вырезается на намеченную глубину.

Следующий шаг — заоваливание и подрезание форм орнамента. Инструмент для подрезания ставится под определенным углом к обрабатываемой поверхности. Заоваливание выполняется стандартным для других видов техники способом.

Окончательную зачистку фона начинают с обработки крупных участков, постепенно переходя к мелким деталям между орнаментом. Последний этап зачистки фона — использование шкурок и цикли либо его чеканка посредством пуансонов.

Плоскорельефная резьба для новичков: с чего начать?

Плоскорельефная резьба, несмотря на изысканность и сложность, не считается уделом только профессиональных мастеров по дереву. Для того чтобы достичь серьезного уровня в ремесле, необязательно тратить всю жизнь на обучение.

Плоскорельефная резьба по дереву для начинающих требует наличия минимальных навыков работы с древесиной и наличия необходимого инструментария. Первое, что нужно новичку — получить теоретические знания и уметь разбираться в инструментах.

Не менее важна грамотная подготовка рабочего места: для первых шагов в ремесле достаточно минимального набора инструментов и обычного стола. Для тех, кто планирует дальше развиваться в этом направлении, пригодится полноценный верстак.

Немаловажен выбор древесины — от нее зависит итоговый результат и сложность выполняемых работ. Дерево и доски тщательно подготавливаются, поскольку качество материала зависит от грамотной его обработки. Древесина должна быть тщательно высушена и подвергнута циклевке. Для изменения цвета материал красится и покрывается лаком.

Использование плоскорельефной резьбы в создании мебели

Описываемая техника ремесла широко применялась в конце XIX века, на что указывают многочисленные фотографии. Плоскорельефная резьба по дереву использовалась для украшения предметов мебели и аксессуаров, которые весьма высоко оцениваются антикварами даже при условии, что они изготавливаются современниками.

Наиболее востребована плоскорельефная резьба при изготовлении церковных иконостасов и обустройстве православных храмов изнутри. Эстетичные фото плоскорельефной резьбы по дереву подтверждают высокую ценность уникального и изящного ремесла.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Виды резьбы по дереву: ажурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, контурная, объемная и накладная техника

Резьба по дереву была освоена человеком еще сотни лет назад. Причем до наших дней дошли самые разные виды ее техник. Ниже рассмотрим наиболее распространенные виды резьбы по дереву, а также ознакомимся с инструментами, которые для нее используются.

Украшенная художественной резьбой шкатулка

Техники резьбы

В настоящее время резьбу по дереву различают на несколько видов:

  • Ажурную ;
  • Геометрическую ;
  • Плоскорельефную ;
  • Рельефную ;
  • Скульптурную ;
  • Накладную .

Ниже подробней ознакомимся со всеми этими ее видами.

На фото – пример украшения фасада ажурной резьбой

Ажурная

Ажурная или, как ее еще называю, пропильная резьба стала широко применяться в XIX веке. Причем она была популярной как в деревенских домах, так и городских квартирах.

Ее используют для украшения следующих элементов зданий:

  • Входов
  • Наличников,
  • Фронтонов домов и пр.

Данная техника основана на пропиливании фигурных отверстий.Смотрится пропильная резьба по дереву очень эффектно и напоминает деревянное кружево.

Что касается рисунка, то он может содержать различные мотивы:

  • Рельефной резьбы;
  • Орнаментально-декоративные узоры;
  • Геометризированные изображения, напоминающие узоры в кружевах и народной вышивке.

В наше время ажурная резьба пользуется определенной популярностью при оформлении дачных домиков, беседок и пр.

Коловорот для резьбы по дереву

Для выполнения пропильной резьбы обычно используют простой инструмент:

  • Коловорот, для выполнения отверстий–следует отметить, что для отверстий диаметром более 10 мм применяют специальные плоские сверла – перки.
  • Пила для выпиливания деталей по внешнему контуру – применяются специальные выкружные (поворотные) пилы. Ширина их полотна находится в пределах 4-15 мм. Узкие полотна применяют для получения крутых изгибов, а широкие – для выреза плавных форм.
Читайте также:
Зубная паста против прыщей: поможет ли от черных точек и герпеса

Отличительной особенностью лучковой пилы для резьбы является то, что полотно может поворачиваться в разных направлениях.Благодаря этому можно выполнять пропилы в разных направлениях, не изменяя при этом положение станка пилы.

  • Пила для выпиливания внутренних проемов – для этих целей используют пилы-ножовки, обладающими узкими полотнами в форме клиньев. Называют такие пилы курковками. Толщина их полотен составляет полтора миллиметра, ширина у ручки в пределах 20-40 мм, длина находится в пределах 320-530 мм.

Совет!
Курковку можно сделать своими руками из старого полотна ножовки толщиной в полтора миллиметра.
Для этого его нужно обрезать в форме острого вытянутого клина.

Для выполнения пропильной резьбы, как правило, применяют доски толщиной полтора – два миллиметра.

Они могут быть выполнены из древесины следующих пород:

  • Ольхи;
  • Сосны;
  • Осины:
  • Березы.

Следует отметить, что далеко не все заготовки подходят для данных целей. Доски обязательно должны быть хорошо высушенными и без трещин.

Обратите внимание!
При выполнении резки дерева любым инструментом должна строго соблюдаться инструкция по работе с ним и правила техники безопасности.
В противном случае травмы просто неизбежны.

Геометрическая художественная резьба по дереву

Геометрическая

Является одним из наиболее древних видов резьбы по дереву. Принцип ее основан на том, что на дерево наносят узоры, состоящие из комбинации геометрических фигур. Это могут быть прямолинейные или дугообразные элементы.

Геометрическая ручная резьба по дереву осуществляется следующими инструментами:

  • Полукруглыми стамесками;
  • Ножом косяком.

Данный вид резьбы популярен благодаря своей простоте. К тому же он требует минимальный набор инструментов. В отличие от ажурной, геометрическая резьба не требует знания теории рисунка, но при этом позволяет получить эффектный результат.

Еще одной особенностью этой техники является небольшая глубина рисунка. Последний может состоять из ряда элементов, таких как ромбы, квадраты, трапеции и пр. Благодаря такому обилию фигур можно создавать богатые композиции, основанные на игре светотеней.

Плоскорельефная

Плоскорельефная резьба по дереву также является очень древней техникой, которая и в наше время пользуется популярностью. Основу ее узора составляет плоский рельеф.

Это означает что рисунок, как правило, растительный,наносится путем углубления фона. При этом сам он остается на уровне с поверхностью доски. Глубина фона может составлять 5-10 мм.

Для придания изображению большей мягкости и живости, края узора заоваливаются или немного округляются. Надо сказать, что данная техника несложная, но сам процесс выбирания фона довольно длительный. Поэтому в наше время чаще всего выполняется такая резьба по дереву фрезером, причем ручным.

При ручном выбирании фона обычно применяют технику чеканки, которая позволяет сгладить неровности, полученные в результате ручной резьбы.

Кроме того, при помощи чеканки можно нанести разные по глубине:

  • Канавки;
  • Клеточки;
  • Желобки и пр.

Для этих целей обычно используют мелкие резцы.

Рельефная

Резьба рельефная по дереву отличается от плоскорельефной тем, что подразумевает обработку не только контура орнамента, но и всей остальной поверхности. При этом контур может возвышаться на 6-8 мм.

Данная техника более сложная. Для ее выполнения используют набор стамесок и ножей для дерева, которыми выбирается древесина и наносится узор.

Некоторые мастера также применяют бор-машину, позволяющую выполнять шлифовку и полировку в труднодоступных местах в процессе финишной обработке детали. Особенно часто используют эти устройства при работе с твердыми породами древесины.

Пример контурной резьбы

Контурная

Контурная резьба по дереву является противоположностью рельефной, так как выполняется путем углубления контура рисунка. Надо сказать, что эта техника редко применяется сама по себе. Как правило, ее комбинируют с рельефной или геометрической резьбой.

С ее помощью выполняют всевозможные сетки, прожилки, некоторые детали животных и птиц. Как правило, рисунок наносится ножом-косяком либо мелкой стамеской.В большинстве случаев для работы достаточно одного ножа.

Читайте также:
Виды кабелей СИП, сечение и конструктивные особенности

Пример объемной фигурки из дерева

Объемная

Объемная резьба по дереву еще называется скульптурной. Она также широко распространена наряду с ажурной и рельефной. В отличие от всех вышеперечисленных техник, объемная резьба подразумевает обработку заготовки с нескольких или даже со всех сторон.

В архитектуре данная техника применяется при изготовлении деревянных колонн, вырезных балясин и прочих деталей. Зачастую таким способом отделывают ножки дорогой мебели. Скульптурной эту резьбу называют потому, что она позволяет выполнять фигурки.

Для этой техники применяются самые разные инструменты, но основными являются стамески и ножи-косяки. Следует также отметить, что подобную обработку древесины на производстве выполняют на станках с числовым программным обеспечением. Как правило, 3Д резьба по дереву, выполненная на станке,представляет собой что-то среднее между классической объемной и рельефной.

Совет!
В специализированных магазинах можно найти наборы инструментов для резьбы, которые можно использовать для разных техник.
Их цена, обычно, вполне доступная и зависит от количества предметов в наборе.

Накладная

Напоследок ознакомимся с такой техникой, как накладная резьба по дереву. Принцип ее основан на изготовлении небольших деталей прорезным и рельефным методом, которые впоследствии приклеиваются или прибиваются гвоздями к какой-либо поверхности.

Накладная резная деталь

Главным достоинством такого приема является то, что узор смотрится более четко, по сравнению с глухой резьбой. Однако, работу по изготовлению деталей, чтобы они имели привлекательный вид, необходимо выполнять как можно чище.

Обратите внимание!
При изготовлении накладных деталей специалисты не рекомендуют снимать фаски с тыльной стороны, в противном случае возникнет впечатление, что узор оторван от основного фона.

Вот, пожалуй, и все наиболее распространенные техники резьбы по дереву.

Вывод

Техник резьбы по дереву существует большое количество. Причем каждая из них по-своему красиво смотрится. Некоторые виды резьбы довольно сложные, требующие большого количества инструментов и высокой квалификации резчика, а некоторые вполне доступны даже новичкам.

Ознакомиться с дополнительной полезной информацией по озвученной теме можно из видео в этой статье.

Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Читайте также:
Как заделать трещины в трубе отопления своими руками: 5 вариантов

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Читайте также:
Интерьер небольшого частного дома Fraser Residence в Канаде

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.

Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Читайте также:
Гарцовка для тротуарной плитки: виды и применение

Геометрической или контурной.

  • Геометрическая резьба.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

  • Контурная резьба.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

  • Заоваленная резьба

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

  • Барельефная резьба

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

  • Горельефная резьба

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

  • Резьба “татьянка”

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

  • Ажурная резьба

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Виды регистров из гладких труб, характеристики и особенности использования в системах отопления

Радиаторы чаще всего встречаются в квартирах и загородных домах в качестве отопительного оборудования. Чаще всего, их мощности более чем достаточно, но так не всегда. Иногда для отопления помещения требуются регистры из гладких труб.

Читайте также:
Изготовление клеёного бруса: делаем своими руками в домашних условиях, технология производства бруса из досок и дерева. Чем склеить? Оборудование

Что такое регистр из гладких труб

Отопительный прибор состоит из нескольких стальных труб, которые соединяются друг с другом при помощи перемычек. Регистр устанавливается вдоль стены. В качестве теплоносителя выступает вода и антифриз. С одной стороны трубы вещество поступает, выводится оно с противоположной. В нормативных документах регламентировано расстояние между элементами прибора. Оно равняется 50 мм плюс диаметр. Такое расстояние обеспечивает более эффективную теплоотдачу (прочитайте также: “Как рассчитать теплоотдачу стальной трубы и для чего это делается”).

Размеры

Существуют отопительные регистры с диаметром от 25 до 400 мм. Но крупные размеры встречаются редко, ведь при работе такого прибора очень высокий расход теплоносителя. Предельное давление в регистре не должно превышать 1 МПа.

Изготавливается данный вид отопительного оборудования в основном из электросварных стальных труб. Существуют еще разновидности из чугунных элементов. Но чаще всего это самодельные изделия. Отличаются высокой степенью теплоотдачи регистры из гладких труб алюминиевых, но при этом у них невысокий срок службы. На него также сильно влияет качество теплоносителя. В отопительных регистрах бывают резьбовые, приварные и фланцевые патрубки.

Данный вид обогревательных систем чаще всего оборудуется в крупных помещениях, например, в промышленных цехах, ангарах, помещениях с большим человекопотоком и так далее. Обусловлено такое использование высокой эффективностью прибора, а также его длинной. Второй фактор влияет на то, что тепло образуется на большой площади, а не в локальной точке.

Если речь пойдет о квартирах или загородных домах, то отопительные регистры в основном устанавливаются в ванных и туалетных комнатах, в которых нерационально размещать традиционные радиаторы.

Разновидности

Существует две крупных разновидности прибора, различающихся по области применения и строению:

  1. Змеевидный. В таком регистре отопления из стальных труб детали соединяются друг с другом при помощи дуг определенного диаметра. Эта форма обеспечивает более эффективный нагрев помещения за счет высокой площади теплообмена. Кроме того, в змеевидном устройстве отсутствуют участки сужения, поэтому в нем невысокое гидравлическое давление.
  2. Секционный. Данный прибор состоит из нескольких элементов, соединяющихся заглушками плоской или округлой формы. Теплоноситель внедряется в трубу через патрубок на ее конце, выходит из другого. Так достигается максимально полная передача тепла. В секционном регистре присутствует штуцер, через который присоединяется воздухоотводчик.

Одним из отличий регистра от традиционного радиатора является меньшее скопление пыли и конденсата на поверхности первого, достигаемое за счет эргономичной формы. Также продвинутый отопительный прибор различается и по конструкции.

Виды конструкции отопительных регистров:

  • Змеевидный, трехрядный;
  • П-образный, двухрядный;
  • П-образный, двухрядный с перемычкой;
  • Секционный, двухрядный, с перемычкой;
  • Секционный с перемычками из более чем двух рядов.

Встречаются и более оригинальные решения, но последние являются дизайнерскими проектами. На фото приведен пример такого отопителя.

Бывают и более интересные разновидности отопительных регистров, но они относятся к дизайнерским решениям. Еще в жилых помещения встречается регистр из стальных труб с нагревательным ТЭНом. Он не отличается высокой мощностью, поэтому используется для отопления небольших комнат.

Особенности

Отопительные регистры обладают рядом достоинств:

  • В качестве теплоносителя выступает вода, антифриз или пар.
  • Простота монтажа. Установку отопительных регистров регламентирует ГОСТ. При этом не нужен предварительный чертеж.
  • Регистр можно изготовить самостоятельно, для этого потребуется сварочный аппарат, станок для нарезания труб и шлифовки;
  • Регистр выдерживает высокое давление, при этом спокойно переносит его перепады.
  • Прибор обладает большой протяженностью, поэтому эффективно справляется с обогревом крупных помещений.
  • Конструкция регистра такова, что он скапливает минимум пыли и конденсата, поэтому легок в уходе.
  • Высокий показатель теплообмена. Прибор небольших размеров хорошо справится с отоплением крупной комнаты.
  • У отопительных регистров из стальных электросварных труб вполне доступная стоимость, для монтажа не требуется докупать специальные детали.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: