Бетон для садовой дорожки, который пропускает воду как сито

Что такое дренажный бетон, или Как сохранить садовые дорожки и площадки сухими?

Дождливое лето — настоящее стихийное бедствие для дачника. Не только работы в саду, но даже прогулки по участку становятся невозможны из-за луж на дорожках и площадках. Решить эту проблему можно при помощи дренажного (пористого, водопроницаемого, экологичного) бетона

Как ни удивительно, технически дренажный бетон почти не отличается от обычного. Разница лишь в том, что вместо песка в качестве наполнителя используют щебень. Именно благодаря ему материал становится пористым (на пустоты приходится 20-30% общего объема). А это обеспечивает основное преимущество материала — способность пропускать воду.

Дренажный бетон представляет собой, по сути, цементную губку. И если использовать его в качестве основания для садовых дорожек и площадок, можно забыть о лужах и связанных с ними неприятностях. Во время дождя вода будет просачиваться в швы между плитками и беспрепятственно уходить в грунт.

Использование пористого бетона позволяет значительно снизить нагрузки на дренажные системы участка

В высокой пористости есть и еще один ощутимый плюс. Поскольку на дорожках из дренажного бетона не застаивается вода, она и не замерзает, разрушая их. В случае с обычным бетоном растрескивание во время резких перепадов температур (оттепели, сменяющиеся морозом, в средней полосе России не редкость) составляет серьезную проблему.

Впрочем, назвать пористый бетон идеальным нельзя. В регионах с суровым климатом, где температурных скачков «через ноль» может быть до 100 за зиму, материал все же будет разрушаться. Но он прекрасно показывает себя там, где зимы скорее дождливые, чем снежные.

Дренажный бетон можно приобрести в виде сухой смеси, которую останется лишь разбавить водой, но можно изготовить и своими силами. Сложного оборудования для этого не нужно, достаточно лишь бетономешалки. Кстати, многие компании охотно сдают их напрокат.

Итак, для изготовления водопроницаемого бетона потребуется собственно цемент, щебень и (опционально) полимерные модифицирующие добавки.

Состав дренажного бетона

Содержание в процентах от массы

Содержание в кг/м³

8-12 % от массы зернистого заполнителя

3-6 % от массы цемента + зернистого заполнителя (твердое вещество)

Песок 0/1 или 0/2 мм

10 % от массы зернистого заполнителя

Щебень 8/22 или 8/32 мм

90 % от массы зернистого заполнителя

Читателя может смутить присутствие песка в этой формуле. Теоретически данную составляющую можно полностью исключить, но специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Песок пусть и снижает количество пустот, но при этом значительно повышает прочность материала.

Но прежде, чем приступать к замешиванию бетона, необходимо подготовить основание. Первый этап — рытье траншеи на глубину порядка 30 см. После нужно установить опалубку, которая не позволит раствору растекаться. Пренебрегать этим этапом не следует. При отсутствии опалубки цементное молочко не застывает, а впитывается в грунт, что крайне плохо сказывается на прочности бетона. Если дорожка имеет криволинейную форму, для стенок используют гибкие пластиковые панели.

Далее следует укладка гравийно-песчаной подушки — 10-15 см гравия и около 5 см чистого, крупного речного песка. И тот, и другой слой утрамбовывают виброплитой и проливают водой для придания максимальной плотности.

На дно траншеи под садовую дорожку желательно уложить слой геотекстиля, чтобы избежать прорастания сорняков

Смешивать бетон нужно при температуре не ниже +5°C. Если работы ведутся летом, при +25°C и выше, важно периодически проверять температуру сырья. Она не должна превышать 30°C.

Толщина бетонного основания для дорожки составляет в среднем 10 см. При укладке раствора нужно стремиться покрыть всю ширину дорожки за один проход. Нахлесты приводят появлению наплывов и потере прочности. Залитое основание выравнивают виброрейкой или тяжелым валиком.

Залитый бетон нужно защитить от дождя, накрыв полиэтиленовой пленкой или брезентом как минимум на три дня. После первичного застывания бетона (через 10 дней) можно приступать к укладке плитки. Для заделки швов используют тот же дренажный бетон, но с щебнем самой малой фракции.

Практично и красиво: заливаем садовую бетонную дорожку своими руками

Один из способов благоустроить сад, двор частного дома или территорию дачи – изготовить бетонные дорожки своими руками. Такие сооружения популярны в частном секторе благодаря простоте изготовления.

Достоинства бетонных дорожек

Облагородить пешеходные тропинки можно разными способами: засыпать керамзитом или гравием, настелить плитку или залить бетоном.

Дорожка из бетона – оптимальное решение для тех, кто хочет изготовить ровное, прочное, долговечное, эстетичное покрытие для улицы и существенно сэкономить, а также возможность проявить творчество.

Как сделать бетонную дорожку

Изготовить бетонную дорожку своими руками легче и быстрее, чем уложить покрытие из плитки, сделанной своими руками или на производстве.

Видео: Заливка бетонной дорожки своими руками

Изготовление бетонной дорожки своими руками. Пошаговая инструкция

Рассмотрим пошагово, как делать бетонную дорожку.

Шаг 1. Проектирование дорожек

Перед тем как приступить к процессу изготовления дорожки, необходимо выбрать место и провести предварительные расчеты, чтобы сделать все правильно.

Хорошо продумайте, где будут пролегать дорожки, какую форму и конструкцию они будут иметь:

Выбирайте места для дорожек, где уже естественным образом сформировался трафик движения.

На небольшом участке бетонные дорожки могут быть узкими, но, если территория позволяет, желательно запроектировать ширину не меньше 60– 80 см.

Определитесь, будут ли использоваться бордюры. В случае, если вы решили обойтись без них, дорожку надо немного приподнимать над уровнем почвы.

Не стоит прокладывать бетонные дорожки под крупными деревьями; их корни могут со временем повредить покрытие, а капающая с крон вода будет создавать благоприятные для коррозии бетона условия.

Читайте также:
Как выбрать светильники для потолка в ванную комнату

Избегайте устройства дорожек над коммуникациями; это может затруднить их ремонт.

Использовать ли бордюры?

Для дорожек из брусчатки бордюры необходимы. В случае с бетонным покрытием на этот вопрос однозначного ответа нет.

красивый ровный край дорожки;

края дорожки не крошатся и не осыпаются;

защита от проседания;

уменьшение объема земельных работ.

Минусы бордюров – удорожание и усложнение работ.

Следующий шаг – разметка.

Шаг 2. Разметка дорожек

Определившись с местоположением, шириной и конфигурацией будущих дорожек, приступайте к разметке.

В целях предотвращения появления луж на дорожке должен быть предусмотрен уклон. Достаточно сделать уклон 2 мм на каждый метр дорожки. Особенно важен уклон поперек дорожки, но и в продольном направлении желательно его предусмотреть. Направляйте сток в сторону естественного снижения рельефа, чтобы вода не застаивалась; не отводите воду в сторону зданий, особенно, если дорожка примыкает к стене дома.

Для определения уровня используют нивелир или уровень, с помощью которого выставляются отметки.

По периметру дорожки вбить колышки через каждые 3–5 м и обязательно в углах.

Натянуть бечевку или леску по отметкам.

Шаг 3. Подготовительные работы

После того, как дорожки размечены, начинается этап подготовительных работ.

На этом этапе устанавливаются бордюры, если они будут использоваться, либо сооружается опалубка.

Как устанавливаются бордюры:

Вдоль краев дорожки лопатой выкапываются канавки.

На дно канавок наливается бетонный раствор.

На бетон устанавливаются бордюры и уплотняются путем постукивания резиновым или деревянным молоком. Верхний край бордюров ориентируется по натянутой леске.

По леске выравниваем внутренний край бордюра.

Устройство опалубки и песчаной «подушки»

Если бордюры не используются, устанавливают опалубку:

Выкапывают траншею по ширине дорожки глубиной 15–20 см, если дорожка пешеходная или 20–40 см для дорожки, по которой будет ездить транспорт, либо для дорожки на слабом грунте.

Уплотняют грунт трамбовкой либо несколько раз проливают водой и дают высохнуть.

Для опалубки применяют доски толщиной 20–30 см (у необрезной доски нужно обрезать один край) либо толстую фанеру (10 мм), нарезанную полосами шириной 15–20 см. Верхний край опалубки выравнивается по натянутой леске. Для укрепления опалубки можно засыпать ее землей с внешней стороны.

Применение фанеры имеет свои преимущества и недостатки. Фанера легко гнется, позволяя придать дорожке плавную форму, но она менее устойчива, чем доска, поэтому колышки придется вбивать чаще.

Через каждые 1,5–2,5 м дорожки необходимо установить поперечные перегородки из дерева, металла или стекла. Таким образом, бетон будет заливаться секциями, а между плитами останутся температурно-деформационные швы, компенсирующие сезонные нагрузки. Если планируется армирование дорожки, перегородки можно делать реже.

Опалубку смазывают моющим средством или отработкой, чтобы впоследствии ее легко было снять.

Поверх уплотненного грунта устраивают основание дорожки – настилают геосетку или геотекстиль и насыпают песок либо песчано-гравийную смесь. Песок выполняет роль «подушки», уменьшающей деформации бетона и несет дренажные функ ц ии, а прослойка из текстиля необходима для предотвращения попадания песка в почву.

Песок или ПГС насыпают чуть больше, чем на половину глубины траншеи. Другой вариант – на слой песка насыпать слой щебня.

Выбирая щебень для дорожки, не забывайте, что вам нужно получить ровное покрытие. Крупный щебень усложняет эту задачу, поэтому выбирайте материал с фракцией 5–20 мм.

Армирование

Для укрепления дорожек, особенно тех, которые будут подвергаться большим нагрузкам, предотвращения трещин, необходимо армировать их металлической сеткой толщиной 3–5 мм и размером ячеек 50-100 м м. В местах температурных швов сетку разделяют.

Сетка укладывается так, чтобы сверху ее закрывал возможно больший слой бетона, минимум, толщиной 3 см. Это необходимо для защиты ее от коррозии.

Видео: Дорожка 2 года спустя

В частном строительстве для небольших садовых дорожек арматура применяется не всегда. Ее можно заменить добавлением в бетонный раствор фиброволокна. В случае, когда армирование производится, добавление фиброволокна обеспечивает дорожке дополнительную прочность.

Шаг 4. Приготовление бетонной смеси

Как залить бетонную дорожку своими руками?

Для заливки дорожек используют смеси на основе цемента марки 32,5-42,5 (по старой маркировке М400-М500).

Составы смеси могут быть разными, но обычно рекомендуют пропорцию: на одну часть цемента 2–3 части песка и 2–4 части щебня. Вода берется в таком количестве, чтобы получить густую смесь (примерно 1 часть).

Как приготовить бетонную смесь

Бетонный раствор замешивается бетономешалкой или строительным миксером в подходящей емкости. Обычно в бетономешалку засыпаются крупные заполнители, затем цемент и лишь после них заливается вода, но некоторые домашние мастера предпочитают сначала налить воду, затем насыпать заполнители и лишь в конце – цемент, поскольку в небольших бетономешалках таким способом получается более однородный раствор.

Заливая дорожки, приготавливают очень густой раствор, при этом в домашнем бетонировании из-за отсутствия профессиональных инструментов обработка бетона вибрацией обычно недоступна. Бетон нужной консистенции может лечь неплотно, с пустотами, что будет способствовать низкой эксплуатационной прочности покрытия. Поэтому в условиях самостоятельного бетонирования без применения специальной техники критически важный шаг – добавление в бетонную смесь пластификатора. Он снижает количество воды в смеси, одновременно повышая подвижность и удобоукладываемость раствора и прочность готового бетона. Некоторые пластификаторы обладают комплексным действием, обеспечивая гидрофобизирующие, водоредуцирующие и прочие свойства бетона. Жидкий пластификатор можно добавить в воду затворения либо непосредственно в бетон при замесе.

Читайте также:
Виниловые обои: фото, виды, отзывы и технология поклейки; как правильно клеить виниловые обои, можно

Видео: Садовая дорожка своими руками

Шаг 5. Укладка бетона

Бетонную смесь нужно уложить в опалубку слоем 4–6 см для пешеходных дорожек и 6–10 см для дорожек, которые будут использоваться для подъезда и парковки транспорта.

На разровненную ПГС укладывается полиэтиленовая пленка, вспененный полиэтилен или геотекстиль, а сверху заливается бетон.

В случае невозможности выполнить заливку раствора в один день прерывайте работу на температурном шве.

Бетон разравнивают доской или гладилкой. Хорошо выравнивает верхний слой имитация вибрации, выполняемая с помощью планки.

При этом на поверхности выделяется цементное молочко.

Шаг 6. Уход за бетоном

Залитый в форму бетонный раствор не просто высыхает: он застывает. Чтобы смесь из цемента, ПГС и воды стала прочным искусственным камнем, необходимо, чтобы в ней прошли реакции гидратации, в ходе которых образуются новые химические соединения. Для успешного протекания этих реакций требуются определенные условия: температура воздуха 18–20° С и высокая влажность.

При высыхании бетона реакции гидратации прекращаются, что негативно отражается на прочности готового изделии.

Поэтому через 3–4 часа, когда вынуты все маяки, бетон укрывают пленкой. В жаркую сухую погоду желательно в первые сутки несколько раз пролить бетон водой.

Через 5–7 дней можно снимать опалубку и давать небольшую нагрузку, но окончательной прочности бетон достигнет не ранее, чем через 4 недели.

Оптимальное время для заливки бетонной дорожки – поздняя весна либо ранняя осень, когда температура воздуха выше нуля, но не слишком жарко. При необходимости изготовить дорожку в условиях низких температур (5° С и ниже), используйте противоморозные добавки для бетона.

Декоративный бетон

Простая бетонная дорожка – практичное и красивое сооружение, но иногда, в соответствии с замыслом автора, требуется что-то более нарядное, например, введение цвета или имитация дорожки из брусчатки.

В этих случаях воспользуйтесь одним из многочисленных декорирующих приемов, которые можно применять самостоятельно. Комбинируя их, можно получать интересные декоративные эффекты.

На строительных рынках можно приобрести специальные пигменты любого цвета для бетона.

Обычный цемент имеет серый оттенок, который сохраняется и при подкрашивании, придавая любому цвету серый оттенок. Чтобы получить яркие цвета, применяйте специальный супербелый цемент.

Чтобы сэкономить пигмент и дорогой белый цемент, можно подготовить 2 вида раствора и залить двумя слоями: сначала обычный, а сверху цветной. Промежуток между заливками – не более 20 минут.

Подкрасить бетон можно не только в массе, но и на поверхности. Для этого можно использовать цветной закрепитель бетона. Его рассыпают по поверхности свежеуложенного бетона и разглаживают.

Затем, чтобы получить ровный тон без проплешин, рассыпают еще немного закрепителя и снова разглаживают. Верхний слой бетона таким образом окрашивается в выбранный цвет, но имеет сероватый оттенок и выглядит очень натурально.

Инкрустация

Хороший способ украсить бетонную дорожку – инкрустировать ее кусочками цветной плитки или галькой, вдавленными в поверхность свежеуложенного бетона. Можно выкладывать декоративные элементы произвольно или, в соответствии с задумкой, в виде орнамента.

Рельеф

Свежеуложенному бетону можно придать рельеф, имитирующий брусчатку, камень, дерево или другую фактуру методом штамповки. Формы для штамповки бывают мягкими и жесткими. Штампы прикладывают к бетону и прижимают, а затем снимают и присыпают рисунок песком; получается рельефный узор.

Нанести рисунок на свежий бетон можно даже пальцем или шпателем.

После этого «швы» посыпают песком и дают бетону схватиться. Результат – рельефная поверхность.

Поверх рельефа можно нанести пропитку, которая может придать поверхности, к примеру, глянец, вид мокрого камня и другие декоративные эффекты.

Бетонные дорожки можно сделать своими руками, и они могут быть не только утилитарным, но и декоративным сооружением. Применяя приемы декорирования бетона можно создать садовую дорожку, по эстетическим качествам не уступающую сооружениям из брусчатки, сэкономив время и деньги. В условиях отсутствия специальной техники для обработки бетона большое значение приобретает использование специальных добавок для бетона, прежде всего, пластификаторов и фиброволокна, а при необходимости – противоморозных добавок и пропиток для бетона.

Как сделать дорожку из бетона своими руками

Статья подготовлена при участии специалистов компании LafargeHolcim

В этой статье с помощью специалистов компании LafargeHolcim, производителя цемента и сухих смесей, мы разберем, как правильно сделать надежную и красивую бетонную дорожку, которая прослужит много лет.

  • Как правильно спланировать садовую дорожку.
  • Как подготовить основание для заливки бетонной дорожки.
  • Как замесить идеальный раствор.
  • Как залить дорожку.
  • Какие существуют лайфхаки для сооружения садовой дорожки.

Как спланировать садовую дорожку

Бетонная садовая дорожка кажется простой конструкцией, но это довольно сложное сооружение, которое возводится на несколько десятков лет. Это не пергола, которую можно легко перенести на другое место. Представьте, какое огромное раздражение и недовольство будет вызывать эта конструкция, если недостаточно ее продумать, расположить в неудобном месте, да еще и неправильно залить.

Как бы изменить нашу бетонную дорожку, ведущую от крыльца к бане! Сейчас она прямая и дурацкая, и босиком по ней ходить больно, а я хочу с мягким таким изгибом по фэн-шуй и приятную для ходьбы. Говорят, уже ничего не поделаешь, но эта дорожка меня просто убивает!

Чтобы избежать ошибок при планировании садовых дорожек, следует помнить, что:

  1. Садовые дорожки желательно вносить в проект участка на стадии его первоначальной разметки.
  2. Дорожка от калитки до входной двери дома должна проходить по самому короткому маршруту из всех возможных. Единственное исключение – если калитка расположена на вершине склона, а дом стоит в низине. В этом случае дорожка должна иметь форму ломаной линии.
  3. При планировке участка рассчитывается нужное количество дорожек. Если хозяйственные постройки стоят рядом, грамотно будет проложить путь к средней постройке и сделать от него два ответвления.
Читайте также:
Выращиваем сочные арбузы в средней полосе России

Ширина дорожки зависит от ее назначения

Ширина дорожки выбирается, исходя из эксплуатационных требований и чувства комфорта (пешеходная зона, зона для движения с садовым инвентарем, таким как тачка и пр.). Обычно ширину дорожки принимают равной 80-100 см.

Назначение дорожки Ширина (м)
Основные дорожки 0,8 – 1
Второстепенные дорожки 0,3 – 0,4
Дорожка у гаража Не менее ширины автомобиля

Современный рынок предлагает различные материалы для строительства садовых дорожек, бетон – наиболее востребованный из них. Он не так дорог, как многие другие материалы, и при этом прочен, долговечен, устойчив к влаге, морозу и механическим нагрузкам, а главное, дает возможность самостоятельно смонтировать дорожку любой конфигурации и декорировать ее по своему вкусу. Дорожка из этого материала может прослужить и вашим внукам, но при соблюдении ряда требований.

  • высокое качество самого бетона/раствора;
  • соблюдение требований по его укладке и уходу;
  • правильная организация системы дренажа воды (сток воды с поверхности бетонного покрытия и исключение застойных зон).

Как выбрать качественный материал

Рекомендуется использовать «пескобетон» или «песчано-цементную» смесь марки по прочности на сжатие не менее М200. Оптимальным решением будет марка 300, т.к. с повышением «марочности» раствора повышаются показатели долговечности.

Качественный пескобетон имеет ряд объективных преимуществ перед самодельным раствором. В нем выдержано точное соотношение песка и цемента, и это избавляет потребителей от многих привычных «головных болей»: не придется мудрить над раствором и добавлять в него еще и еще цемента «для подстраховки», искать хороший песок, да еще его просеивать.

Пескобетон продается в мешках, на которых указан точный вес материала, что позволит наилучшим образом рассчитать расход материала. Соблюдая рецептуру, указанную производителем, мы гарантированно получим качественный результат.

Полноценную проверку качества может выполнить только специализированная лаборатория

Ответственный производитель проводит контроль качества на всех этапах производства от сырья до финального набора прочности уже в готовой конструкции.

При этом наш эксперт рекомендует использовать визуальные и тактильные методы оценки материала:

  • Целостность упаковки, отсутствие дефектов, надежная защита паллет пленкой от намокания.
  • Перед покупкой мешок следует ощупать и проверить отсутствие уплотнений, особенно в угловых участках упаковки. Плотные каменные образования могут говорить о некачественном составе смеси. В таких случаях смесь начинает терять свои качественные характеристики уже на полке магазина.
  • Оценка цвета сухой смеси. В смесях, содержащих большое количество песка, будет преобладать цвет самого песка.
  • Готовый раствор должен получиться однородным, без отслоения воды. Не должно происходить «оседания» раствора.
  • Качественный раствор должен набрать начальную прочность в течении 12 часов. Это означает, что спустя 12 часов после заливки, по поверхности можно ходить.

Последовательность работ при устройстве садовой дорожи такова:

  1. Снимаем дерн и копаем траншею под основание;
  2. Устанавливаем опалубку;
  3. Делаем основание для дорожки (песчано-щебниевую подушку);
  4. Укладываем арматурную сетку;
  5. Бетонируем дорожку, не забывая про температурно-деформационные швы.

Рассмотрим каждый пункт подробно, с комментариями и уточнениями нашего эксперта.

Как сделать основание для бетонной дорожки

Итак, выбрав оптимальное место для дорожки и определившись с ее шириной, делаем разбивку. Для этого на всем протяжении будущей дорожки вбивают колья (расстояние между кольями на прямых участках 1,5 -2,5 м, на изгибах – 30-50 см) и натягиваем между ними шнур.

После этого роем траншею на месте будущей дорожки.

Обычно глубина траншеи для пешеходной дорожки составляет 25-30 см (штык лопаты) без учета толщины плодородного слоя (дерна). Для дорожек под автостоянки рекомендуется глубина 35-40 см.

Если садовая дорожка устраивается на глинистом грунте, выемку делают еще глубже.

Глинистые грунты, особенно глины и суглинки имеют очень низкий коэффициент фильтрации, т.е. способность пропускать через себя воду, а склонность к морозному пучению (т.е увеличение объема грунта при замерзании и уменьшение – при оттаивании) у них высока. Поэтому при работе с такими грунтами при устройстве садовых дорожек выемку дополнительно заглубляют

Сняв дерн, переходим к установке опалубки.

Ее крепят к колышкам разметки так, чтобы они оставались снаружи. Над уровнем грунта опалубка должна возвышаться на 4-5 см.

Для легкости демонтажа опалубки использовать смазку, которая наносится тонким слоем на ее поверхность, соприкасающуюся с бетонной или растворной смесью. А если предусматривается дорожка с изгибами или какой-либо причудливой формы, то лучше всего выбирать пластиковые материалы.

Необязательно делать опалубку сразу на всю длину дорожки. Раствор необходимо заливать частями (это важная часть технологии – швы нужны для компенсации циклов сжатий и расширений бетона под воздействием температуры), поэтому и опалубку можно устанавливать поочередно на соответствующих частях дорожки. Если опалубка установлена на всю длину дорожки, то ее нужно разделить на небольшие участки.

При устройстве бетонных дорожек (из растворных или бетонных смесей) необходимо устраивать поперечные швы на расстоянии 1.5-2.0 метра друг от друга для предотвращения появления деформационных трещин.

Чем короче такие отрезки, тем прочнее будет дорожка, тем больше она защищена от трещин, которые могут образоваться от перепадов температур и механических нагрузок.

Читайте также:
Выбор клей пены для пенопласта + бюджетный вариант

Следующий этап – устройство основания дорожки, песчано-щебневой подушки. Эту подушку мы делаем и для дренажа, и для равномерного распределения весовой нагрузки дорожки.

Бетонный слой составляет:

  • для пешеходных дорожек – 8-10 см;
  • для автомобильных дорожек – 10-15 см.

Остальное – отсыпка утрамбованным щебнем/гравием и песком. Между слоями прокладывается геотекстиль, чтобы песок не смешивался с щебнем/гравием. Для разделения слоя песка и бетона/раствора можно использовать любой водонепроницаемый материал (полиэтиленовая пленка, например), он же будет служить слоем гидроизоляции.

Вариант устройства основания дорожки, изнутри – наружу: утрамбованный грунт, щебень, геотекстиль, песок.

Песок в этом пироге играет очень важную роль – он пропускает воду, значит, зимой этот слой не будет замерзать, расширяться и давить на бетон. Но со временем песок может через щебень уйти в грунт – чтобы избежать этого, мы и используем геотекстиль, агроволокно или аналогичный материал, пропускающий воду и не подверженный гниению. Слой гравия или щебня и слой песка трамбуется, слой песка хорошо разравнивается, так, чтобы толщина бетона была равномерной.

Перед бетонированием песчаную подушку основания укрывают полиэтиленовой пленкой (если предусмотрено армирование, арматуру кладут на пленку).

Чтобы набрать прочность, бетон должен не высохнуть, а именно затвердеть, а пленка помешает цементному молочку, которое участвует в процессе затвердевания, уйти в песок.

Лучшим армирующим слоем для бетонной дорожки считается сетка с ячейками 10х10 см, сваренная из прутьев диаметром 8 мм, или прутья, связанные в армирующий каркас. Но нередко для армирования используют: фиброволокно, сетку рабицу. Сетка должна быть поднята над уровнем пленки минимум на 15 мм, так как должна иметь защитный слой, который будет предотвращать коррозию металлических деталей армирующего каркаса. Сетка или прутья должны быть объединены в общий каркас, так чтобы он воспринимал нагрузку, как единое целое.

Итак, накрыв песчаную подушку пленкой и уложив арматуру, мы приступаем к приготовлению раствора.

Как сделать раствор

Основная ошибка, которую допускают домовладельцы при самостоятельном устройстве бетонных дорожек – использование слишком большого количества воды.

Чтобы дорожка потом не разрушилась от воды и морозов, бетонную смесь нужно делать жесткой, т. е. добавлять минимум воды. Смесь не должна стекать при выкладывании в высокий бурт.

Раствор не должен быть ни густым, ни жидким – жидкий трескается при высыхании, а слишком густой будет невозможно распределить по опалубке.

При использовании сухих строительных смесей на упаковке (на мешке) обязательно должно быть указано количество воды, требуемое для затворения. При приготовлении раствора с использованием данного количества воды оцените, насколько раствор удобен в использовании – как хорошо он растягивается, разравнивается и уплотняется. При необходимости придать раствору более высокую подвижность лучше всего использовать добавки-пластификаторы, а не добавлять воду(!). Золотое правило: «больше воды – ниже прочность».

Чем лучше перемешаны все компоненты раствора, тем большую прочность в итоге наберет бетон. Идеально, если есть возможность воспользоваться переносной бетономешалкой. Облегчить задачу сможет и перфоратор, который может работать на низких оборотах с насадкой для сыпучих смесей.

Если готовый раствор с течением времени начинает расслаиваться, на его поверхности появляется вода, то количество воды необходимо снизить. Если при этом подвижность раствора будет низкой и не позволит качественно распределять смесь и разравнивать ее, опять же – нужно воспользоваться добавками-пластификаторами или комплексными добавками (пластификатор + воздухововлекающая добавка).

Добавки-пластификаторы и комплексные химические добавки сейчас можно купить в любом строительном магазине. Рекомендуем использовать добавки в жидком виде и обязательно выполнять требования инструкций к их применению. Передозировка добавки может вызвать негативные последствия для качества раствора/бетона.

Дорожку заливают в сухую погоду, при плюсовой температуре. Заливая раствор, его необходимо постоянно разравнивать и периодически протыкать шпателем, это позволяет выпустить из раствора лишний воздух и предотвратить образование пустот. Для уплотнения раствора рекомендуется также периодически постукивать по опалубке.

Поперечный профиль бетонного/растворного покрытия дорожки должен быть выпуклый, для наилучшего отвода воды. Т.е. в центре толщина слоя раствора/бетона должна быть больше на 0.5-1 см. Бетонное покрытие должно быть примерно на 3 сантиметра выше уровня земли, для простоты очистки дорожек от мусора и снега, а также минимизации намыва на бетонную поверхность почвы и мусора. Боковые выступы бетонного/растворного камня желательно также гидроизолировать.

Залитый бетонный раствор разравнивают правилом или отполированной доской и с силой уплотняют.

Укладывать смесь нужно, плотно утрамбовывая на дорожке. Если выступает цементное молочко, значит, в этой порции многовато воды. Если смесь рассыпается при укладке – воды маловато, исправьте это сразу, поливая понемногу смесь из садовой лейки.

После того, как раствор схватится, его еще раз подравнивают шпателем. Если предусматривалось декорирование дорожки различными элементами, это нужно делать именно сейчас.

Залитую дорожку нужно закрыть пленкой и периодически поливать водой – как уже говорилось, это делают для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал. Когда он достаточно затвердеет, можно убрать опалубку.

Дорожка, сделанная из качественных материалов, с соблюдением всех требований к производству растворных/бетонных смесей, требований к производству работ, конструктиву и правилам водоотвода и уходом за свежим раствором/бетоном может прослужить очень долго – 10, 20, 30 лет и т.д. Это не вопрос нагрузок.

Соблюдая эти несложные правила и рецептуру, указанные производителем бетонной смеси, вы построите прочную, надежную садовую дорожку, которая на много лет станет настоящим украшением сада.

Читайте также:
Блоки из полистиролбетона

На FORUMHOUSE вы можете почитать об устройстве каменных садовых дорожек, посмотреть фотографии дорожек форумчан, посмотреть мастер-класс по устройству дорожки из лиственницы.

12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

Читайте также:
Делаем парящий потолок из гипсокартона

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке или растворосмесителе, но при их отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Читайте также:
Виды фактур декоративной краски: фото в интерьере и на фасаде

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Как сделать садовую дорожку из дренажного бетона своими руками

Добавить в избранное

Качественная садовая дорожка — заветная мечта любого дачника. На участке, где одновременно присутствуют и огород, и площадка для отдыха, и клумба, и жилой дом, к этому элементу ландшафтного дизайна предъявляются особые требования, ведь он должен быть и привлекательным внешне, и практичным — не проваливаться и не расплываться во время дождя, отталкивать грязь, не разрушаться под воздействием мороза. В многообразии вариантов решения такой сложной задачи, предлагаемых современным рынком строительных материалов, довольно интересным является использование дренажного бетона, о котором пойдёт речь ниже.

  • Что такое дренажный бетон
  • Видео: Дорожка из дренажного бетона
  • Состав смеси
  • Подготовка места и основания дорожки
  • Как приготовить раствор своими руками
  • Пошаговая инструкция создания дорожки
  • Преимущества и недостатки дренажного бетона

Что такое дренажный бетон

Основное физическое свойство, которым обладает обычный бетон, — водонепроницаемость. Это качество предполагает монолитную структуру, отсутствие внутренних пустот, высокую плотность. Для таких конструкций, как фундамент здания, очень важно, чтобы в них не проникала влага, поэтому их собирают из бетонных блоков большой площади, с минимальным количеством штыков и швов, а эти проблемные места, в свою очередь, защищают специальными гидроизоляционными наполнителями.

Однако, существуют ситуации, когда подобное конструктивное решение оказывается не очень удачным, и при сохранении прочности и надёжности материала, желательно, чтобы он обеспечивал возможность сквозного прохода через него воды.

Именно в поисках такой субстанции и придуман особый вид бетона, совмещающий в себе, казалось бы, несочетаемые свойства, и имеющий несколько альтернативных названий:

  • водопроницаемый;
  • пористый;
  • дренажный;
  • экологичный (иногда — экологический).

При закладке дорожек на садовом участке это конструктивное решение даёт прекрасный результат: дождевая вода просачивается сквозь пористую структуру и беспрепятственно уходит в грунт, в результате, уже спустя непродолжительное время после прекращения осадков, поверхность дорожки становится абсолютно сухой и удобной для использования по прямому назначению — по ней можно ходить, не опасаясь промочить ноги или испачкать обувь.

Помимо дачных дорожек, водопроницаемый бетон используется и при строительстве более масштабных объектов, таких, например, как:

  • дорожное покрытие, как асфальтовое, так и брусчаточное (в качестве основания);
  • тротуары;
  • парки и скверы;
  • парковки;
  • детские площадки;
  • зоны отдыха и т. п.

Видео: Дорожка из дренажного бетона

Состав смеси

Основными компонентами дренажного бетона являются цемент, щебень и вода, помимо этого, в зависимости от назначения и используемой рецептуры, в состав материала могут добавляться различные полимерные модификаторы (лёгкий гранулят), песок и другие ингредиенты.

В целом, формула смеси должна выглядеть так:

От приведённых выше пропорций при изготовлении раствора желательно не отступать, чтобы сохранить желаемые свойства готового материала. Принципиально, в частности, чтобы соотношение воды к цементу не превышало 1:4, в противном случае, даже при незначительном сокращении доли жидкости бетонная дорожка резко потеряет прочность.

Щебень можно использовать двух разных фракций, например, более крупную, от 10 до 20 мм, и более мелкую, от 3 до 10 мм, в пропорции 3:2. Второй вариант, который также показывает свою эффективность, — сочетание щебня фракции от 5 до 20 мм и отсева с фракцией от 2 до 3 мм, в этом случае пропорцию следует изменить до 1:4.

Что касается песка, то от его использования полностью отказываться специалисты не рекомендуют, поскольку некоторое уменьшение пористости, которое привносит данный компонент, компенсируется за счёт повышения прочности, что для дачной дорожки также немаловажно. Однако, если увеличивать только количество цемента, водопроницаемость бетона уменьшается не так существенно.

Подготовка места и основания дорожки

Водопроницаемый бетон в виде полуфабриката можно приобрести в любом крупном строительном гипермаркете. Товар представляет собой сухую смесь с выверенными пропорциями, которую непосредственно перед укладкой достаточно развести водой согласно инструкции.

Желающие сэкономить средства могут сделать раствор самостоятельно. Всё, что для этого необходимо дополнительно, — примитивная бетономешалка, которую даже необязательно приобретать, гораздо проще взять её напрокат.

Однако, прежде чем замешивать дренажный бетон, нужно провести определённую подготовительную работу.

Первый этап — планирование и разметка. Дорожки на даче должны отвечать двум основным требованиям — функциональность и прагматичность. Их главным предназначением является соединение основных точек на участке и обеспечение проходов к основным сооружениям (дом, беседка, площадка для барбекю и пр.).

Конечно, оптимальным вариантом было бы прокладывать подобного рода пути по принципу кратчайшего расстояния, но дорожка, напоминающая школьную линейку, на небольшом участке смотрится не очень красиво. Поэтому некоторое творчество при составлении плана желательно проявить и предусмотреть хотя бы небольшие изгибы.

Функциональность предполагает, что намеченная схема будет включать в себя все важные точки, до которых необходимо будет добираться, и, соответственно, после проведения строительных работ у домочадцев не возникнет необходимости протаптывать или прокладывать новые маршруты, не продуманные своевременно. Оптимальная ширина дачной дорожки зависит от того, сколько людей одновременно планируется на ней разместить. Для одного человека достаточно 40–80 см, для двух — не менее 100 см.

И ещё несколько правил, которые стоит учесть при составлении плана:

  1. При желании сделать извилистую дорожку лучше предусматривать максимальный радиус — это почти не удлинит путь, но придаст участку декоративности и изысканности.
  2. Дорожка не должна начинаться ниоткуда и вести в никуда.
  3. При продолжении пути после достижения промежуточной точки важно стараться сохранить общую траекторию направления движения.
  4. Перекрёстков при планировании дорожек лучше избегать, а если это не получается, — стараться хотя бы не делать их под острым углом.
  5. В процессе планирования следует максимально использовать заданный рельеф местности.
Читайте также:
Декинг — что это такое и как его укладывать?

После составления плана и перенесения его на местность наступает следующий важный этап — подготовка основания дорожки. Намеченный отрезок нужно очистить от мусора и прокопать по всей площади проложенных маршрутов канаву глубиной около 30 см. Стенки будущих дорожек закрепляют специальными пластиковыми панелями, а на дне устанавливают опалубку, призванную удержать раствор в заданной форме и не дать ему ни растечься, ни впитаться в грунт.

Завершающий этап подготовительной работы — укладка двухслойной подушки из гравия (10–25 см) и речного крупнодисперстного песка (до 5 см), который предварительно обязательно следует просеять. После закладки каждого слоя поверхность нужно тщательно утрамбовать и дополнительно уплотнить, полив водой.

В некоторых источниках встречается совет перед укладкой опалубки застелить грунт под будущей дорожкой слоем геотекстиля.

Эта рекомендация не лишена смысла, поскольку позволяет решить сразу две задачи:

  • исключить скопление влаги в нижнем слое дорожки и, соответственно, предохранить дренажный бетон от преждевременного разрушения;
  • заблокировать процесс прорастания сквозь пористый материал сорняков, которые не меньше, чем влага, сокращают срок службы готовой конструкции.

Как приготовить раствор своими руками

При самостоятельном приготовлении пористого бетона важно соблюдать не только пропорции, но и последовательность добавления компонентов в раствор. Сперва в бетономешалке нужно соединить песок и щебень, затем добавить к полученной смеси цемент и только на завершающем этапе подаётся жидкость. Ещё один принципиальный момент, о котором следует помнить, — температурные условия.

Однако и слишком сильная жара также может стать проблемой. Раствор в процессе приготовления не должен разогреваться до температуры выше +30°C, поэтому, если работа ведётся летом, желательно установить бетономешалку в тени и устроить полуденную сиесту, перенеся основной объём строительных манипуляций на утренние и вечерние часы.

Пошаговая инструкция создания дорожки

Приготовление раствора дренажного бетона и изготовление из полученного материала садовой дорожки — это, по сути, единый и непрерывный процесс.

После того как основание под будущие проходы заложено, и все необходимые материалы подготовлены, работа должна проходить споро и быстро по следующей схеме:

  1. Замешать необходимое количество раствора.
  2. Выложить готовый слой в подготовленную траншею так, чтобы одномоментно заполнить заданный объём по всей длине прохода. Толщина покрытия должна составлять примерно 10 см. Нахлёстов и стыков допускать не следует, поскольку в этом случае образование неравномерностей или наплывов неизбежно повлечёт потерю прочности и быстрое разрушение готовой конструкции.
  3. Готовку дорожку выровнять при помощи катка (можно использовать специальный валик, газонный каток или изготовить устройство своими руками, например, из металлической трубы, бывшего в употреблении газового баллона либо, в крайнем случае, пластиковой бутыли, заполненной любым тяжёлым материалом — жидким или сыпучим).
  4. Накрыть дорожку брезентом, полиэтиленовой плёнкой или другим непромокаемым материалом до полного застывания. Оставить на несколько дней.
  5. При желании, уложить сверху тротуарную плитку. Стыки между плитками можно заделывать тем же пористым бетоном, но при его приготовлении использовать щебень минимальной фракции.

Преимущества и недостатки дренажного бетона

Использование дренажного бетона для укладки садовых дорожек обладает целым рядом неоспоримых преимуществ.

  • К ним относятся:
  • удобство в эксплуатации — отсутствие луж, благодаря высокой пористости материала и сохранение заданной формы за счёт его прочности;
  • экологичность, в том числе в связи со значительным снижением нагрузки на грунт и дренажную систему участка (по сравнению с обычным бетоном);
  • аккуратный и декоративный внешний вид;
  • долговечность — поскольку влага проходит сквозь материал, не задерживаясь внутри него, исключается основная причина разрушения монолитных конструкций, а именно, попеременное замерзание и таяние воды в зимний период, создающее в конструкции микротрещины и постепенно их расширяющее;
  • невысокая стоимость;
  • простота изготовления.

Если говорить о недостатках материала, то их немного. Не подойдёт пористый бетон тем дачникам, которым не посчастливилось жить в регионах с чересчур переменчивым климатом. При всей своей уникальности экобетон — это всё же бетон, поэтому от частых скачков температур от замерзания к таянию дорожки рано или поздно начнут разрушаться, поэтому для таких условий лучше использовать уже упомянутый геотекстиль или другие современные полимерные материалы.

Существует масса способов сделать дачную дорожку лёгкой и даже «съёмной», то есть предусмотреть возможность, при необходимости, изменить расположение и направление маршрута. Если в качестве материала выбран бетон (не важно, обычный или пористый), продумывать план нужно заранее и очень тщательно, поскольку разбивать подобного рода конструкцию будет сложно.

Наконец, внешний вид бетонной дорожки кому-то может показаться слишком мрачным (по сравнению, например, с элегантной тропинкой, выложенной из спилов крупных деревьев), а использование в качестве верхнего слоя тротуарной плитки — делом затратным, трудоёмким и дорогостоящим. Однако, такой недостаток всё же следует отнести к субъективным, ведь на любой вкус, как известно, угодить нельзя.

Садовые дорожки из влагопроницаемого бетона могут стать отличным решением проблемы для многих дачников. Конечно, реализовать такую задачу своими руками, тем более, в одиночку, довольно сложно — технологический процесс потребует высокой точности и больших физических усилий. Зато готовый результат надолго решит проблему шлёпанья по лужам и увязания в грязи, в которую неизменно превращается любой огород или клумба после проливного дождя.

Читайте также:
Ванна маленького размера, форма капелька и чаша какие самые лучшие

Пропорция бетона для дорожек

Большие или маленькие населенные пункты кажутся неуютными из-за неприглядного вида, отсутствия тротуарных дорожек, детских площадок, придомовых территорий. Ни одна стройка не может быть законченной, пока не наведен порядок на придомовой территории. Сооружение нехитрых объектов – дорожек – не требует специального подхода, высокого профессионализма.

Необходимые материалы

Тротуарная дорожка может состоять из разного материала. Бетон, камень, гравий, плиты, кирпич, песок – далеко не полный перечень возможных покрытий. У каждого материала есть свои положительные и отрицательные характеристики. Сегодня ознакомимся с технологией бетонирования. Использование бетона – дешевый, быстрый способ для тротуарного покрытия.

Распространен определенный состав материалов для подготовки раствора:

  • Цемент – главная составляющая, связывающая все компоненты. Портландцемент обладает высоким скрепляющим свойством, лучше всего подходит для раствора. По прочности больше пригодна марка 500, можно использовать марку 400, но разница может сказаться на сроке службы. Обязательно обратите внимание на сухость и сыпучесть, цемент не должен выглядеть отсыревшим, скомканным.
  • Песок. Размер фракций соответствует значениям от 1,5 до 5мм. В общей массе нужно соблюдать равномерность, расхождение – не больше 2 мм. Песок берут обязательно чистый, без посторонних примесей. Идеальный вариант – речной, по цене он дороже, но в нем нет глины и других примесей. Если сомневаетесь в чистоте – просейте его.
  • Основные составляющие бетона.

Щебень. Прочность раствору дает заполнитель – щебень, гравий. Использовать морской камень не стоит, он отполирован водой и не обладает достаточным сцеплением. Размер щебня варьируется от 8 до 35 мм. Как и в песке, в заполнителе не должно быть пыли, грязи и глинистых примесей. При подготовке бетона самостоятельно подбирайте заполнитель, состоящий из фракций разных размеров, или соедините крупный и средний щебень. При смешивании компонентов такие размеры обеспечат плотную связку между собой, и не явятся причиной образования пустоты.

  • Необходимую текучесть, вязкость бетону обеспечат добавки, пластификаторы. Внимательно изучайте инструкции по использованию добавок, входящих в состав раствора.
  • Вернуться к оглавлению

    Выдерживаем пропорции

    Соблюдение правильных пропорций компонентов влияет на качество раствора, прочность продукта. Песок и цемент смешивают вместе, затем туда добавляют воду и последним – щебень. Важно соблюдать последовательность для положительного результата. Состав перемешивают до однородности.

    Пешеходные дорожки

    Пешеходной дорожке не нужно выдерживать большой нагрузки. Пропорция, выдерживаемая для смеси, следующая: 1 часть цемента, 2,5 – песка, 4 – щебня.

    Автомобильные

    Дорожку под автомобильный заезд нагружают повышенным весом, так что соотношение компонентов изменится: 1 часть цемента, 1,5 – песка, 2,5 – щебня.

    Садовые

    Подобным дорожкам требуется заливка основания бетоном. В таком случае можно использовать гравий и применить следующее соотношение компонентов: 1 часть цемента, 9 – песка, 1 – гравия.

    Фундамент

    Раствор для основания должен обладать прочностью. Марка 400 выдерживается соотношением 1 части цемента, 3 частей песка, 5 – щебня и половины части воды. Раствор должен хорошо размешиваться (с небольшим усилием), но не стекать. Помните: фундамент лучше заливать в теплое время, в противном случае стоит подогревать воду, предотвращая быстрое схватывание.

    Раствор для садовой дорожки: раскрываем секреты и тонкости его изготовления

    Бетонная дорожка на приусадебном участке или возле частного дома – практичное и удобное решение. А если ее сделать с выдумкой и вкусом, то она еще и станет чудесным декоративным элементом. Причем, чтобы справиться с подобной работой, вовсе не обязательно быть опытным строителем.

    Каждому домашнему мастеру вполне по плечу изготовить тропинку, окружить участок забором. И сегодня мы поведаем вам о различных тонкостях изготовления дорожек, расскажем о том, на какой раствор класть пластушку, как залить изделие смесью с сеткой, в каких пропорциях стоит делать раствор для бетонирования дорожек и о многом другом.

    Раствор для садовой дорожки

    Особенности изделия

    Чтобы готовая бетонная тропинка служила долго и не продавливалась под ногами, следует позаботиться о правильной подготовке основания.

    1. Начертив предварительно на бумаге, размечают на участке контур будущей дорожки с помощью колышков и натянутой веревки.
    2. Снимают слой земли (сантиметров двадцать) и засыпают щебень слоем от десяти до пятнадцати сантиметров.
    3. Потом прокладывают специальный полимерный материал – геотекстиль. Он придаст прочности и не позволит вырасти сорнякам.
    4. Последним слоем кладется песок, который надо смочить (чтобы влага из бетона не уходила в землю) и утрамбовать. Песчаный слой составляет от четырех до пяти сантиметров.
    5. Затем по краям тропинки ставится опалубка из досок.

    Раствор, как правило, заливается в формы, которые могут быть различного рисунка: прямоугольные, многоугольные, круглые, имитирующие природный камень. В продаже часто встречаются формы из полипропилена, с помощью которых можно быстро сделать целые кусочки дорожки с красивым узором.

    Наружные стенки этого трафарета, способного выдержать не меньше тысячи заливок, имеют толщину 6 миллиметров, внутренние – 3 миллиметра. Высота – от 5 до 6 сантиметров. Она равна толщине плитки.

    О том, как сделать крепкий цементный раствор (раствор цемента) для садовой дорожки и как приготовить бетонный раствор для заливки, читайте ниже.

    Состав и структура

    Ингредиенты

    Итак, давайте попробуем приготовить качественный состав раствора для садовой дорожки на даче своими руками. Для раствора используют классические материалы – цемент, песок, щебень и воду. Они должны быть соответствующего качества:

    • Песок – промытый, сухой, не слишком мелкий (чтобы чересчур много воды не впитывал) и не слишком крупный (чтобы не снизить пластичность бетонного раствора).
    • Щебень – тоже берется чистый, с фракцией от пяти до десяти.
    • Цемент – предпочтительно высокой марки (М400, М500). Он обязан быть рассыпчатым и сухим. К слову, марку цемента визуально можно определить по цвету порошка. Чем он темнее, тем марка более высокая.
    • К воде особых требований нет. Не используют только морскую или слишком грязную воду.
    • Иногда для увеличения пластичности в раствор добавляют некоторое количество глины.
    Рецептура

    Теперь поговорим о рецептуре. Она может быть разной. Можно, к примеру, сделать раствор только из песка и цемента (без использования щебня). Или варьировать соотношение ингредиентов. Кстати, приобретать готовый раствор нежелательно. Он может быть ненадлежащего качества.

    А вот и рецепты:

    1. Одна часть цемента плюс три части песка плюс вода (можно глины немного добавить).
    2. Одна часть цемента плюс три части песка плюс три части щебня плюс вода.
    3. Одна часть цемента плюс две части песка плюс две части щебня плюс вода.

    Для придания нужного оттенка в раствор для садовых дорожек можно добавить красящие пигменты-добавки. К примеру, марки HLV. Такого пигмента, выпускаемого в четырех основных природных цветах (красный, зеленый, желтый, коричневый) потребуется около 250 граммов на 25 килограмм сухого цемента.

    В следующем видеосюжете будет рассказано о популярных ошибках при изготовлении садовых дорожек:

    Изготовление

    Отмерив сухие компоненты, перемешивают их. Можно сделать это в какой-то чистой емкости, используя лопату или тяпку. Если есть бетономешалка, то лучше, конечно, воспользоваться ее помощью. Воду надо добавлять понемножку, чтобы готовая смесь не лилась, а медленно стекала (как густая сметана с ложки).

    Подготовив основание, как описано выше (сняв сверху дерн, насыпав щебень, песок, уложив геотекстиль и сделав опалубку) можно приступать к созданию дорожки. Проще всего это сделать с помощью готовой пластиковой формы. Ее устанавливают на влажный утрамбованный песок и заливают туда раствор. Через двадцать минут форму можно осторожно снять и повторить процесс.

    Пока смесь не застыла, можно декорировать тропинку. Вдавив, например, в ее поверхность кусочки кафельной плитки или симпатичные камешки, выложив их красивым узором. Для упрочнения в течение двух часов после заливания раствора можно покрыть его цементным молоком, орудуя кистью.

    Делаем своими руками

    Красящий состав

    Декоративный (цветной) бетон на дорожке смотрится нарядно и красиво.

    • Для его создания можно купить готовый пигмент и ввести его в момент приготовления раствора.
    • Еще можно добавить немного акриловой краски.
    • Еще вариант: натирать влажную бетонную поверхность смесью цемента (две части) и красителя (одна часть). Это называется железнением:
      • Чтобы сделать дорожку желтого оттенка, например, к цементу добавляют охру.
      • Красный цвет дают одна порция белого цемента, две порции песка и половина порции умбры.
      • Зеленого оттенка добиваются, добавив к песку и белому цементу глауконитовую зелень.
      • Черного – взяв одну часть серого цемента, полторы части песка и 0,15 части обыкновенной сажи.

    Если при заливке садовой дорожки потребуется ее подрезать, то в этом вам поможет следующее видео:

    Добавки

    Как изготовить стандартный раствор, мы уже рассказали.

    • Теперь следует упомянуть о добавках, которые вводятся, в частности, для увеличения прочности (например, фиброволокно на основе пропилена).
    • Продаются и специальные компоненты, предназначенные именно для бетонных садовых дорожек (HLV-15).
    • Если есть желание имитировать природный камень, то для правдоподобности в раствор добавляются каменная крошка и соответствующий краситель.

    Кроме того, можно обработать упрочняющим составом и поверхность готовой дорожки.

    • Хороший результат дает пропитка, изготовленная на основе воска и синтетических смол. Ее наносят кисточкой или распылителем.
    • Покрытие жидким стеклом, кроме значительного повышения прочности, дает очень красивую гладкую поверхность.

    Формы для дорожек

    Готовые пластиковые формы удобны, но они требуют определенных затрат. Если хочется сэкономить на этом, то вполне возможно самому сделать эти элементы. Например, так:

    • Поставим прямо в опалубке на ребро тонкие доски, создав с их помощью перегородки в нужных местах и получив облюбованный узор. Используем соединение «вполдерева».
    • Сколотим из деревянных брусков прямоугольную раму. Дно (которое не нужно крепить) – это лист металла или фанеры. Фанера кладется на стол, сверху ставится рама. На дно (если есть такая задумка) укладывают мозаику из камешков или плиток. Затем заливают раствор двумя порциями, между которыми кладут армирующую сетку из металла.
    • Для получения круглых плиток возьмем пластиковый тазик. Чтобы легче снимать форму, проложим полиэтиленовую пленку на дно.
    • Чтобы сделать шаблон для имитации природного камня, понадобятся сам камень (булыжник, гранит, мрамор) и скульптурный пластилин. Пластилиновую массу размягчают (опустив в пакете в горячую воду) и вдавливают в нее камень. Затем вокруг мастерят деревянную опалубку. Заливают раствор.
    • Можно изготовить шаблоны из обручей от старых бочек. Их выгибают нужным образом. А еще некоторые умельцы жестяные банки используют, сняв у них дно и соединив подобно сотам.

    Следующее видео рассказывает о преимуществах полипропиленовой формы для садовой дорожки, и о том, как с ней работать:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Foundation-Stroy.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: