Восстановление кирпичной кладки
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
РЕМОНТ (ВОССТАНОВЛЕНИЕ) КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ
В технологической карте приведены способы ремонта (восстановления) кирпичной кладки, утратившей монолитность и заданную несущую способность из-за трещин и пустот, с разрушением поверхностных слоёв и облицовки стен, находящейся в аварийном состоянии из-за значительных повреждений.
Указана область применения карты, приведены положения по организации и технологии работ, в том числе, ремонтные материалы, изложены требования к качеству работ, правила техники безопасности и охраны труда.
Карта составлена и оформлена согласно рекомендациям МДС 12-29.2006. Настоящая карта является типовой и может быть применена как напрямую, так и откорректирована с учётом местных условий, с внесением в неё изменений и дополнений.
Карта предназначена для проектных организаций, разрабатывающих технологические карты, а также для строительно-монтажных организаций, выполняющих ремонт (восстановление) кирпичной кладки.
Карта составлена сотрудниками ЦНИИОМТП (отв. исполнитель Корытов Ю.А.).
Введение
Работы по ремонту (восстановлению) кирпичной кладки, потерявшей проектную несущую способность, относятся к работам повышенной опасности и выполняются по технологическим картам.
Настоящая технологическая карта является типовой и может быть применена напрямую или откорректирована с учётом местных условий, с внесением в неё минимальных изменений и дополнений.
Индивидуальная карта разрабатывается на основе типовой на ремонт (восстановление) конкретной конструкции из кирпичной кладки для данного здания (сооружения): стены, колонны, фундамента.
Карта используется также в качестве документа, подтверждающего готовность строительной организации к производству работ по ремонту (восстановлению) кирпичной кладки.
Карта содержит краткое описание повреждений кирпичной кладки, требующих ремонта (восстановления), а также наиболее часто применяемые способы ремонта и восстановления несущей способности кирпичной кладки, обеспечивающие безопасность работ, способствующие сокращению сроков и стоимости работ.
В связи с обычно небольшими объёмами и стеснённостью работ ремонт производится с применением традиционных средств подмащивания, комплектов ручных машин и инструмента для разборки и восстановления кирпичной кладки, а также для производства сопутствующих сварочных, бетонных и других работ.
Данную карту следует использовать совместно и одновременно с проектом устройства строительной конструкции, кирпичная кладка которой подлежит ремонту (восстановлению).
Карта составлена и оформлена согласно рекомендациям и правилам МДС 12-29.2006 и состоит из текстовой и графической частей. Графическая часть представлена схемами ремонта (восстановления) кирпичной кладки.
При разработке карты использованы результаты работ ЦНИИОМТП и других институтов в строительной отрасли, а также производственный опыт московских строительных организаций и фирм.
1. Область применения
Областью применения настоящей типовой технологической карты является ремонт (восстановление) кирпичной кладки наружных и внутренних стен (простенков), колонн и фундаментов.
Кладка выполнена из строительного кирпича: глиняный, силикатный, шлаковый. Карта может быть применена для кладки из природного камня размером не менее 150 и не более 350 мм.
Карта используется при ремонте (реконструкции) жилых, гражданских и промышленных зданий.
2. Повреждения кирпичной кладки, требующие ремонта (восстановления)
В процессе срока службы в кирпичной кладке накапливаются повреждения (дефекты): разрушаются поверхностные слои и облицовка, возникают и всё более раскрываются трещины и пустоты, образуются местные деформации (выпучивания, вмятины, раковины, расслоения, отрывы, выпадение кирпичей и другие), приводящие к утрате монолитности, ослаблению сечения и аварийному состоянию.
В кирпичной кладке стен могут быть следующие повреждения.
Выпучивания в наружной кладке (могут быть результатом бокового давления грунта или грунтовых вод, температурных деформаций, гибкости стены вследствие разрыва промежуточных связей по высоте здания).
Сколы углов, раковины, выбоины, вмятины и т.п. (являются следствием механических воздействий в процессе эксплуатации: ударов, пробивка отверстий для различных целей и т.п.).
Пятна ржавчины на наружной или внутренней поверхности кладки (свидетельствуют о коррозии арматуры или стальных закладных деталей в стене и потери её монолитности).
Шелушения, растрескивания, вспучивания или отслаивания лакокрасочного покрытия стены вследствие деформаций или разрушения кладки под покрытием.
Растрескивания и (или) отслоения штукатурного покрытия вследствие деформаций или разрушения кладки под штукатурным слоем.
Выпучивания, отслаивания, выпадения элементов облицовки вследствие деформации или разрушения кладки под облицовкой.
Трещины в виде параболы, ветви которой расходятся книзу по обе стороны от средней части здания (появляются вследствие просадки грунта в средней части здания).
Трещины в виде параболы, ветви которой расходятся книзу от краев здания (появляются вследствие просадки грунта под крайними частями здания).
Трещины, близкие к вертикальным, с примерно одинаковым раскрытием по высоте (вследствие просадки части здания).
Вертикальные трещины, пересекающие два и более рядов кирпичной кладки, горизонтальные и косые трещины по швам кладки рядовых перемычек.
Вертикальные трещины в середине пролета, горизонтальные трещины по швам кладки стен, подверженных горизонтальным нагрузкам, мелкие трещины, возможно со скалыванием и раздроблением кирпича, под опорами балок, ферм, перемычек.
Горизонтальное расслоение кладки, возможно со сдвигом по швам отдельных участков или кирпичей, местным расстройством кладки, в результате дальнейшего развития трещин или разрушения шва.
Шелушение, выветривание наружного слоя, понижение плотности, рыхлость структуры, выкрашивание и выпадение частиц.
Выпадение отдельных или нескольких кирпичей в результате развития трещин и расслоения кладки.
Дефекты кладки в сопряжениях между стенами, а также между стеной и другими конструкциями: фундаментом, балками, фермами и плитами, перекрытиями и покрытием здания.
Как грамотно производится ремонт швов кирпичной кладки фасада?
Во время кирпичной кладки внимание уделяется не только пропорциям в приготовлении раствора, качеству материалов и ровности рядов, но и расшивке швов.
Если пропустить эту процедуру или сделать ее некачественно, в будущем влага на фасаде будет проникать внутрь дома, а сама кладка начнет разрушаться.
Бывают ситуации, когда при расшивке допускают нарушение технологии: тогда потребуется ремонт швов кирпичной кладки.
Какие дефекты могут возникнуть?
На кирпичной кладке могут возникать дефекты не только в состоянии самого кирпича, но и в швах между ним. Например, при нарушении технологии на расшивке могут появиться трещины.
Еще несколько основных дефектов, которые требуют скорого ремонта:
- выпучивание раствора на расшивке;
- коррозия швов, покрытие поверхности грибком или плесенью;
- отслоение раствора;
- отсутствие гидроизоляции и пароизоляции;
- промерзание швов;
- разрушение стыков.
Также выделяют слишком толстый или слишком тонкий слой раствора между облицовочным кирпичом. Плохое заполнение швов в вертикальной кладке также дает свои минусы: стенка теряет защитные свойства, а со временем кладка может разрушиться и придется выполнять ремонтные работы.
Для выявления дефектов перед ремонтом проводят тщательный визуальный осмотр стены. В качестве вспомогательного инструмента можно использовать стамеску или шпатель. Если аккуратно поддеть уголком шпателя шов из раствора, можно заметить, как он самостоятельно отходит от расшивки. Это означает, что пришло время ремонта.
Причины разрушения
После исследования кирпичных стен необходимо определить те факторы, которые стали причинами подобного разрушения. Если сразу выявить предпосылки к появлению дефектов, то в будущем можно избежать повторения ситуации.
Основными причинами, побуждающими к ремонту расшивки, становятся:
- Неправильно приготовленный раствор.
- Применение некачественных компонентов для создания расшивки.
- Нарушение последовательности работ.
- Дополнительная нагрузка на стену, которая не была предусмотрена ранее.
- Отсутствие перевязки швов.
- Повреждение эрозией.
- Естественное старение камней.
Если для приготовления расшивочной затирки или раствора были использованы некачественные материалы, то со временем такая затирка придет в негодность. Например, мастер добавил больше воды в раствор, чем необходимо по рецепту. Раствор получился слишком жидким.
После того, как она застынет на швах, он начнет осыпаться. На внешнюю сторону здания также влияет ультрафиолет, дождь, ветер и снег. Все эти факторы станут катализатором для разрушения расшивки.
Еще одна причина – нарушение последовательности работ. Например, выполнять затирку рекомендуется только тогда, когда раствор, на который была выполнена кирпичная кладка, уже полностью застыл.
Если же сделать это тогда, когда раствор еще влажный – потом придется переделывать все свои труды. Немаловажно проводить затирку в хорошую погоду: если на улице слишком влажно, это сыграет негативную роль при затирке.
Если во время кладки не была выполнена перевязка кирпича – это тоже спровоцирует дефекты. Например, в стенах, где кладка в 2 кирпича, которая имеет привлекательный внешний вид, часто перевязка может вообще отсутствовать. Некачественная перевязка провоцирует раннее разрушение на 25% быстрее.
Что потребуется для реставрации?
Не всегда дефекты на швах могут быть звоночком незначительных изменений. Часто бывает и так, когда стыки выглядят некрасиво, осыпаются и трескаются, что является следствием усадки здания и неправильной кладки. Тогда может потребоваться капитальный ремонт с усилением конструкции.
Для работ по восстановлению стыков на кладке необходимо подготовить:
- зубило;
- пульверизатор;
- молоток шанцевого типа;
- небольшая кисть;
- кельма;
- затирка;
- щетка.
Щетка необходима для очищения старой расшивки от мусора. Если эту процедуру не выполнить, то новая затирка ляжет в щели плохо и не будет держаться.
Спрей или распрыскиватель пригодится для смачивания стыков под их последующую затирку. Небольшая кисточка также поможет убрать мелкий мусор из швов, но, если есть строительный пылесос, можно попробовать очистить расшивку именно этим прибором.
Зубило и молоток необходимы для удаления старого покрытия стыков. С помощью кельмы удобно приготовить и замешать раствор для затирания, если используется цементно-песчаная смесь.
Если применяется обычная затирка для наружных кирпичных швов, можно использовать небольшой по размерам резиновый шпатель для втирания материала внутрь.
Пошаговая технология ремонтных работ
Первое, что необходимо сделать – тщательно удалить все расслоившиеся, треснутые, покрошившиеся швы. Если площадь поражения обширная, то удаляют всю затирку – тогда ремонт будет иметь смысл. Для этого используют шанцевый молоток с длинной рукояткой и зубило или стамеску.
Ее устанавливают под углом 45 или более градусов в шок, несколько раз ударяют молотком по рукояти стамески, тем самым удаляя старое покрытие из щелей. Работа длительная и требует терпения.
После того, как она будет выполнена, можно переходить к основному ремонту:
- Очистка. Берут жесткую крупную щетку с синтетической щетиной и тщательно прочищают стыки от образовавшегося мусора, параллельно доделывая предыдущую работу. Если щетка не везде заходит в щели, можно использовать небольшую кисть.
- Промывка. Чтобы кирпич в последствии не вытягивал воду из раствора или затирки, поверхность нужно обработать. Для этого подключают шланг с чистой водой и аккуратно под небольшим напором проходят все щели, где была выполнена очистка от грязи.
- Приготовление раствора. Смесь готовят согласно инструкции на упаковке. Зачастую для этого необходимо через мелкое металлическое сито просеять песок, очистив его от крупных примесей.
В соотношение 2:1 добавить цемент. Затем добавить воду, добиваясь консистенции густой сметаны. Раствор не должен быть жидким.
Если приобретена готовая смесь для затирки, то в ведро наливают 6 литров воды и постепенно высыпают затирку, перемешивая дрелью с насадкой «миксер». Консистенция должна быть чуть гуще сметаны. Затирку или раствор оставляют на некоторое время для набухания – после этого можно приступать к ремонту.
Когда затирка слегка подсохла, снова используют крупную щетку. Ей активно вычищают лишний раствор, делая кирпич красивым и ухоженным. Если в процессе нанесения раствора его слишком много в отверстиях, важно сразу удалить лишний материал до его застывания.
Возможные сложности и ошибки в процессе
Неопытные мастера часто совершают ряд ошибок, которые в последствии приводят к неисправимым последствиям.
Несколько самых распространенных трудностей и ошибок:
- не просеивают песок;
- используют только что приготовленный раствор;
- не очищают кирпич от раствора в процессе работы;
- нарушают последовательность затирки горизонтальных и вертикальных швов;
- не используют специальный инструмент – расшивку.
Если не просеять песок во время приготовления раствора, то крупные кусочки и камешки попадут в затирку. Они испортят нужную консистенцию раствора, в дальнейшем во время расшивки будет неудобно накладывать смесь.
Готовая масса должна немного постоять – минут 10-15 перед тем, как ею работать. Но при этом ремонт должен происходить быстро, чтоб затирка не застыла по середине процедуры.
Лишний раствор обязательно убирают, не дожидаясь его застывания. Если осуществляется вогнутая затирка, то допускается расшивать вертикальные и горизонтальные швы одновременно. Важно применять специальный инструмент – расшивку. Если нельзя ее купить, то ее можно изготовить из обычного ножа.
Почему важно вовремя производить ревизию и реставрацию?
Если своевременно не провести ремонт дефектов, то в будущем могут появиться проблемы не только со швами, но со зданием в целом.
Отсутствие ремонта дефектов приведет к нарушению герметизации кирпичной кладки. Это также способствует потери тепла в строении, приводит к отсутствию защиты здания от влаги.
У кирпичной кладки сокращается срок службы, появляются мелкие трещины и нарушается звукоизоляция. Кроме того, сильно портиться внешний вид фасада здания.
Стоимость работ в среднем по РФ
На цену за ремонт дефектов влияет сложность работ, площадь предварительной очистки от мусора, а также технология, которую используют мастера.
Например, в Москве за подготовку поверхности возьмут от 500 рублей за квадрат, а за саму расшивку от 350 рублей. Итого за полный ремонт придется отдать от 850 рублей за 1 квадрат кирпичной кладки.
Если вас интересует вопрос ремонта и реставрации кирпичной кладки, загляните в этот раздел.
Заключение
Швы кирпичной кладки нуждаются в ремонте, когда покрываются трещинами, крошатся или не защищают стену от влаги. Дефекты появляются из-за нарушения технологии расшивки.
Чтобы исправить ситуацию старую затирку удаляют, очищают поверхность, обрабатывают ее и покрывают щели новой смесью. Своевременно проведенный ремонт позволяет избежать последствий.
Ремонт кирпичной кладки фасада
Выполняем реконструкцию и реставрацию фасадов в Москве и Московской области. Прайс 2021: косметические работы – от 370 руб/м2, капитальный ремонт от 1700. Допуск СРО; Гарантия – от 3 лет. Работаем с 2011 года.
Сделаем бесплатный расчёт сметы. Обращайтесь!
Навигация:
Кирпич считается одним из самых крепких строительных материалов. Это подтверждается наличием многих старинных зданий, прекрасно сохранивших свой внешний вид. Тем не менее, даже этот прочный материал нуждается в бережном уходе и своевременной реставрации. Со временем, на стенах могут появляться участки с трещинами и признаками разрушения кирпича.
Почему разрушается кирпичная кладка на фасаде?
Существует несколько распространенных причин разрушения кирпичной кладки на фасаде. Давайте их перечислим:
- Конструктивные ошибки, допущенные при проектировании строения;
- Технологические нарушения, совершенные во время строительства;
- Изменения в грунте под зданием. Эти изменения могут быть вызваны паводками или иными причинами;
- Чрезмерная нагрузка на фундамент или на несущие элементы здания;
- Влияние дождя, снега и перепадов температур.
Кирпичная кладка на фасаде разрушается не только в бесхозных зданиях, за которыми никто не следит, но и в жилых, регулярно-обслуживаемых домах. Тем не менее, если вовремя обнаружить проблему и заняться ее решением, в большинстве случаев, разрушения можно устранить с помощью технологий ремонта кирпичной кладки.
Этапы разрушения кирпичного фасада
Фасад из кирпича не разрушается за один день. Это длительный процесс, протекающий в несколько этапов:
- Сначала появляется напряжение на фасаде. Его невозможно заметить невооруженным глазом, так как на данном этапе отсутствуют трещины и другие признаки деформации;
- На некоторых кирпичах начинают образовываться тоненькие трещинки. Специалист в области ремонта кирпичной кладки на фасаде с легкостью может обнаружить эти признаки и предупредить дальнейшее разрушение;
- Небольшие трещины отдельных кирпичей кладки объединяются друг с другом, образуя вертикальные трещины на достаточно больших участках поверхности фасада;
- На последнем этапе происходит разрушение фасада.
Виды разрушений кирпичной кладки:
Какие существуют технологии ремонта наружных кирпичных стен
Выбор технологии ремонта и восстановления кирпичной кладки на фасаде зависит от площади поврежденной поверхности и от причин разрушения стен здания. Специалисты компании “Кронотэк ” имеют богатый опыт выполнения работ по устранению трещин на фасадах и помогут выбрать наиболее эффективный, наименее затратный и трудоемкий вариант решения проблемы.
Основные виды работ по ремонту кирпичной кладки на фасаде:
-
Заполнение трещин.
При появлении трещин на фасаде, их необходимо заполнить цементным составом или шпаклевкой. Заделку трещин нужно провести как можно раньше, чтобы не допустить проникновение осадков и влаги в глубокие слои фасада. Предварительно, трещины обязательно должны быть очищены от грязи и пыли. Затем, если говорить о классической технологии, готовится раствор из цемента и песка.
Песок должен быть очень мелким и просеянным. Отношение цемента к песку должно быть 1 к 3. Трещины заполняют раствором с помощью технологии спринцевания. В последнее время, широкую популярность получили современные шпаклевки содержащие в своем составе армирующее волокно – Caparol Cap-elast Phase 1 или RISS – ARMIERUNGSPACHTEL.
К преимуществам современных шпаклевок можно отнести следующее: эластичность, высокие связующие свойства, возможность колеровки смеси в цвет кирпичной кладки. После выполнения работ по ремонту трещин, за местом растрескивания необходимо понаблюдать на протяжении 2-3-х месяцев, чтобы убедиться что дальнейшее растрескивание не происходит. Если трещины возобновятся, значит нужно искать более серьезные причины их образования.
Ремонт швов.
Дефектные швы необходимо очистить от старого раствора, грязи и пыли. После этого нужно увлажнить сам шов и кладку вокруг него. Это необходимо сделать для того, чтобы наносимый раствор не впитывался в стену и имел хорошее сцепление с кирпичной кладкой на фасаде. После швы заполняются новым раствором и подравниваются.
Удаление высолов (следов соли).
Появление следов соли на кирпичном фасаде свидетельствует о проникновении влаги и недостаточной защите кирпича.
Гидрофобизация кирпичной кладки.
Вода является самым мощным разрушителем фасада. Чтобы кладка на фасаде не разрушалась, нужно максимально хорошо защитить её от влаги. Для этого существует специальная технология покрытия фасада – гидрофобизация.
В идеале, кирпичный фасад нужно обрабатывать гидрофобизатором непосредственно после возведения кладки. Но, даже если фасад Вашего здания уже не свежий, и неоднократно ремонтировался, мы настоятельно рекомендуем провести обработку гидрофобизаторами, так как это мероприятие значительно увеличит долговечность фасада и межремонтный интервал.
Инъектирование.
Технология инъектирования появилась относительно недавно и уже успела завоевать значительную популярность. Суть метода заключается в закачивании под давлением полиуретанового состава внутрь кирпичной кладки. Состав заполняет пустоты, склеивает и гидроизолирует кирпичную кладку изнутри. Для обеспечения доступа к закачиванию реагента, на швах кирпичной кладки, как правило, через каждые 25 см проделывают отверстия и вкручивают сопла, через которые подается раствор.
Основная область применения – сильно разрушенные кирпичные стены. При соблюдении технологии, после армирования кладки полиуретановыми составами, прочностные и несущие характеристики конструкции могут превосходить характеристики новой кладки. Основной недостаток метода – довольно высокая стоимость и большой расход реагентов.
Замена поврежденных кирпичей.
Если вы обнаружили, что кирпичная кладка в некоторых местах начала крошиться, то необходимо удалить разрушенные кирпичи и зачистить участок до твердого основания. После удаления поврежденных элементов, можно произвести замену кирпичей на новые или выполнить восстановление геометрии цементно-песчаным раствором с последующим окрашиванием.
Покраска кирпичной кладки.
Кирпичный фасад имеет хорошую адгезию к большинству окрасочных материалов. Наибольшей популярностью пользуются краски на акриловой основе. Акриловые смолы хорошо заполняют микротрещины на кирпиче, препятствуют проникновению влаги и обновляют внешний вид кирпичного здания. Перед окраской необходимо выполнить восстановление кладки и швов. Сама же окраска может быть произведена в 1 цвет сплошным слоем, а также художественным методом с выделением швов.
Как устранять большие трещины на фасаде из кирпичной кладки?
Устранение крупных трещин – задача непростая и требует высокого профессионализма Исполнителя работ. Применяются такие технологии как стягивание кирпичной кладки металлическими элементами – скобы, балки, анкера, а также полная замена поврежденного участка с предварительным усилением несущей конструкции до и после поврежденного участка.
Для достижения требуемого эффекта и недопущения разрушения фасада, первым делом нужно установить истинную причину разрушения, которая может быть следствием проблем с фундаментом, последствием работ по внесению изменений в несущие конструкции или внешним повреждением – например при проведении демонтажа рядом стоящего строения.
Заказать качественный ремонт фасада с применением современных материалов и технологий Вы можете по телефону +7(499)390-40-51. На все произведенные работы предоставляется гарантия.
Как восстановить автомобильный аккумулятор своими руками
Сегодня мы поговорим про способы восстановления автомобильного аккумулятора, причины выхода его и строя, а также затронем тему устройства и принципы работы АКБ.
Силовая установка любого авто, будь то бензинового или дизельного, запускается при помощи специального силового электромотора – стартера.
Но чтобы стартер начал работать, его нужно запитать электроэнергией. Для этого в авто предусмотрен внешний источник электроэнергии – аккумуляторная батарея (аккумулятор, АКБ).
В основную задачу АКБ входит кратковременная отдача электроэнергии значительной мощности на стартер, чтобы обеспечить запуск силовой установки.
Помимо этого, аккумулятор обеспечивает энергией все электрические приборы авто, до того момента, пока не запустится мотор, после чего запитка бортовой сети производиться от генератора.
Сейчас производятся аккумуляторы, которые используются на авто, нескольких типов: кислотные, щелочные, недавно появились еще и гелевые.
Наибольшее распространение на автомобилях имеют кислотные батареи, поэтому их мы и будем рассматривать.
Конструкция АКБ довольно надежная, и тем не менее бывают случаи повреждения аккумуляторов либо из-за неаккуратного пользования, либо при неправильном обслуживании.
Дальнейшее использование батареи на авто при его повреждении невозможно. Но если был поврежден сравнительно новый аккумулятор, не стоит его сразу менять, можно попытаться его восстановить.
Для начала разберемся, какова конструкция кислотного АКБ.
Если внешне посмотреть на него, то он состоит из закрытого пластикового корпуса с двумя выведенными клеммами.
Конструктивно аккумуляторы являются обслуживаемыми и необслуживаемыми.
У обслуживаемых АКБ имеются закрытые пробками отверстия в верхней части корпуса батареи.
Необслуживаемые аккумуляторы такими отверстиями не оснащаются, есть только небольшое отверстие для отвода газов.
Внутри же корпус разделен на 6 секций, именуемых банками. В этих банках размещаются рабочие элементы батареи – комплект положительных и отрицательных свинцовых пластин с нанесенными на них активной массой.
Расположены они переменно, то есть — положительная пластина, рядом с ней расположена отрицательная, затем опять идет положительная.
Дополнительно, чтобы исключить возможное соприкосновение этих пластин между ними располагается сепаратор.
Пластины объединены в блоки, каждый блок имеет выводную перемычку – баретку, которая подсоединена к мосту. При помощи баретки блоки каждой банки соединены между собой в общий мост с выводом на клемму.
Отдача электроэнергии у батареи производится за счет химических реакций, поэтому банки заполнены электролитом – строго дозированного раствора кислоты с дистиллированной водой.
Сам по себе аккумулятор электроэнергию не вырабатывает, он, по сути, является просто хранилищем электроэнергии.
При зарядке батареи поступающая на клеммы электрическая энергия от зарядного устройства или генератора преобразуется в химическую. А при разряде производится обратный эффект.
Действует все это так: при подключении к аккумулятору потребителя энергии, между собой в реакцию вступают губчатый свинец отрицательных пластин с двуокисью свинца положительной пластины и электролит.
Между ними происходит хим. реакция, в результате чего высвобождается электроэнергия, которая и расходуется потребителем. При этом на отрицательных пластинах появляется слой сульфата свинца.
При зарядке аккумуляторной батареи происходит обратный процесс, в результате которого слой появившегося сульфата растворяется в электролите, а на положительных пластинах образуется слой диоксида свинца.
Если по-простому, то при разрядке АКБ с положительных пластин частицы свинца из-за хим. реакции переносятся на отрицательные. А при заряде аккумулятора эти частицы возвращаются обратно на положительные пластины.
Все это сопровождается высвобождением или потреблением электрической энергии.
Устранение внешних неисправностей
Все неисправности аккумуляторной батареи можно разделить на внешние и внутренние.
Внешних неисправностей всего две – сильное окисление клемм, из-за чего происходит плохое соединение АКБ с бортовой сетью.
Второй неисправностью является пробой корпуса или из-за внешнего воздействия на него, или трещина на корпусе вызвана внутренними неисправностями.
По поводу клемм особо говорить нечего, если на них замечен сильный слой окислов, его счищают.
Пробой корпуса выявить несложно – из него будет протекать электролит. Трещину, если таковая имеется, можно заделать, но только в случае, если аккумулятор является обслуживаемым.
Из АКБ сливается электролит, после чего можно будет заделать трещину.
Для этого можно воспользоваться паяльником и куском пластика. Сначала пропаивается сама трещина, а затем для большей уверенности поверх припаивается подготовленный пластик.
После чего нужно проверить герметичность корпуса, залив него дистиллированную воду.
Внутренних неисправностей, которые возникают в АКБ значительно больше, причем большая часть из них наносит батареи вред, который устранить невозможно.
Одной из самых распространенных неисправностей батарей является сульфатация пластин.
К сульфатации АКБ приводит неправильная эксплуатация – долгое хранение батареи в разряженном состоянии, частые глубокие разряды, постоянные недозаряды батареи, поэтому важно подбирать аккумулятор по марке автомобиля.
Сама сульфатация – это образование на поверхности пластин сернокислого свинца, из-за которого электролит не может проникнуть вглубь активной массы, поэтому часть этой массы уже не может вступать в реакцию.
Сопротивление внутри АКБ возрастает, поэтому емкость падает, в итоге аккумулятор не может взять полностью заряд и быстро разряжается.
На ранних стадиях сульфатацию пластин можно устранить, но, если она глубокая – АКБ ремонту не подлежит.
Еще встречаются такие неисправности, как осыпание активной массы с пластин, с возможным последующим замыканием.
Обычно при несильном осыпании помогает промывка батарей дистиллированной водой.
Возможно и вздутие АКБ из-за замерзания электролита. Происходит в случае, если разряженная батарея находилась на сильном морозе.
Восстановлению автомобильный аккумулятор после замерзания не подлежит.
Способы устранения сульфатации
Способов устранения сульфатации пластин применяется несколько.
Первым, самым распространенным методом является проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ). Использование этого метода позволит устранить сульфатацию на ранних стадиях и восстановить емкость АКБ.
Суть данного метода сводится к проведению цикла заряд-разряд. Для проведения КТЦ понадобиться наличие зарядного устройства, ареометра, вольтметра и источника потребления электроэнергии.
Сначала выполняется полная зарядка батареи. Зарядка АКБ производится током, по силе равным 10% от номинальной емкости, то есть при емкости батареи в 60 Ач, сила тока должна составлять 6 А. после зарядки к каждой банке проверяется плотность.
Данный показатель у полностью заряженной батареи должен составлять 1,27. Если это значение ниже, потребуется доведение плотности до нужного значения с последующей дозарядкой батареи в течение получаса, чтобы электролит перемешался.
После зарядки производится контрольный разряд. Для этого к клеммам подсоединяется источник потребления энергии. При этом потребление энергии подключенным потребителем не должно превышать 10% от емкости.
Лучше всего в качестве потребителя использовать автомобильную лампу накаливания, с определенной мощностью.
Высчитать мощность, которая нужна можно путем умножения силы тока и напряжения. Сила тока при расчете берется исходя из емкости батареи.
То есть, при расчете мощности, которая нужна для проведения разряда батареи на 60 Ач, сила тока берется 6А, умножается это значение на 12В. Получаем значение мощности в 72 Вт, примерно такой мощности и нужна лампа.
Далее батарея разряжается лампой, при этом периодически замеряется напряжение.
Разряжая батарею нужно добиться снижения напряжения на клеммах до 10,2 В. Это значение напряжения будет указывать о полном разряде батареи.
При этом замеряется время, за которое произошла разрядка АКБ. У нового аккумулятора данное значение должно составлять около 10 часов. Чем меньше время разрядки, тем больше АКБ потерял свою емкость.
Надолго разряженный аккумулятор оставлять нельзя, его сразу же нужно ставить на зарядку до полного восстановления заряда.
При выполнении данной операции емкость батареи восстановится, а за счет снижения сульфатации снизиться внутренней сопротивление.
Вторым методом удаления сульфатации является применение реверсивных токов при зарядке батареи.
Недостатком метода реверсивного тока является потребность в специальном оборудовании – генераторе реверсивного тока.
Суть данного метода сводиться к длительному заряду батареи малыми токами.
Так при незначительной сульфатации АКБ заряжается незначительным током – 0,5-2 А. Причем зарядка производится длительный период, иногда может достигать 50 часов.
Окончанием процесса десульфатации является неизменность напряжения на клеммах, а также неменяющаяся плотность электролита в течение 2 и более часов.
Третий метод, использующийся для восстановления АКБ.
Является промывка батареи с последующей ее зарядкой. Но метод этот длительный и затянуться его выполнение может до месяца.
С аккумулятора сливается электролит, и на его место заливается дистиллят. После чего батарея ставится на зарядку при напряжении в 14 В.
После начала закипания дистиллята – напряжение несколько снижается. Основная цель – поддерживать кипение в АКБ, но неинтенсивное.
Со временем плотность дистиллята будет повышаться за счет растворения в воде сульфата свинца. После этого вода сливается, и заливается новая и АКБ снова ставится на зарядку, под небольшое напряжение.
Нужно добиться того, чтобы в дистилляте появлялись пузырьки, но до закипания он не доводился.
На зарядке АКБ нужно будет держать до тех пор, пока плотность не будет меняться на протяжении нескольких дней.
Есть и быстрый способ удаления сульфатации – химический. Сводиться он к промывке батареи раствором аммиака и трилона Б
Перед промывкой раствором, аккумулятор заряжается, с него сливается электролит и промывается дистиллятом.
Затем в банки заливается водный раствор, в который добавлено 2% от объема воды трилона Б и 5%-аммиака.
Этот раствор вступит в реакцию с сульфатным раствором, сопровождаться эта реакция будет кипением раствора и брызгами.
Как только кипение прекратиться – раствор можно сливать, банки промываются водой, а затем заливается электролит и батарея заряжается.
Предотвращение неисправностей аккумулятора
Все неисправности с аккумулятором не возникают сами по себе, случаются они из-за небрежной эксплуатации и игнорирование проведения периодического обслуживания.
Батарея сам по себе требует не особо много внимания. Достаточно раз в полгода подзаряжать ее зарядным устройством.
Перед постановкой на зарядку, если батарея обслуживаемая, нужно проследить за уровнем электролита и при надобности восстановить его.
Также следует после зарядки проверить плотность электролита в каждой банке.
Отличий по показаниям плотности между банками не должно быть, или же разница между ними должна быть минимальная.
Перед установкой нового АКБ на авто нелишним будет проверить напряжение, выдаваемое генератором, чтобы исключить перезаряд.
И устанавливая новую батарею на авто нужно его хорошо закрепить, чтобы предотвратить возможное повреждение корпуса.
источник www.avto-pulss.ru
Комментарии 24
А я не доверяю необслуживаемым батареям.Привык по старинке проверять периодически уровень и плотность электролита ну и перед зимой и после ставить на зарядку.Покупал всегда тюменские, 5-6 лет ходили.Один раз только по гарантии поменяли.
Спасибо, буду пробовать
Неплохая статейка, вот еще одна u.to/nypzFw если кому надо. Я пробовал восстановить но в итоге через месяц все равно новый купил. Даже незнаю стоит ли эта работа потраченого времени.
Конечно можно имитировать, что ваш аккумулятор после восстановления воскрес, как Дункан Маклаут, но давайте честно — это в 99% случаев это самообман, и вы не исключение. Ну или процесс не стоящий внимания и трудо и время затрат.
Во первых, обратно намазку на пластины не налепишь. Зарядишь? Да! Частично сульфатируешь? Да! Даже перезаряд покажет, что ты гений и всё в твоих силах. Даже в старые дедовские времена мы били по телевизору и он лучше работал))))
Но этот процесс временный и не даёт ни какой гарантии, так как если ваша батарея умерла, то проблема если не в ней, то точно в вас — и надо менять либо стиль вождения, либо время простоя машины без использования, либо проверять электрику. По другому — батареи снова придёт крандец.
Во вторых, есть такое понятие — Гарантийный срок. Это не пустое слово, т.к. именно в первый год или два, в зависимости от производителя и от хитрожопости покупателя (а мы знаем как в последнюю неделю гарантии можно обратиться с умным видом в магазин с браком) даётся время для проявления недостатков акб. А именно БРАКА. Таких как короткое замыкание, обрыв цепи, протечка или не качественный электролит.
Либо морочьтесь с зарядкой, обогревом дома или мнимым восстановлением батарей, но не забывайте что внутри кислотный раствор, либо пользуйтесь теми правами, которые вам и так уже предоставили, а именно замене по гарантии некачественной батареи.
Думайте и принимайте правильное решение, правильно заполняйтесь гарантийный талон, требуйте сертификат и сохраняйте чек, но и помните — диагностика определяет ВСЁ.
Чисто в салон нет, наличие тормозухи можно проверить в бочке верхнего цилиндра сцепления.
вОПРОС КО ВСЕМ !нА МОСКВИЧКЕ УРОВЕНЬ ЗАРЯДКИ ВСЕГДА НА ПЛЮСЕ А АКБ ЗАРЯДКУ НЕ БЕРЕТ, ПРОВЕРИЛИ АКБ СКАЗАЛИ НЕ ЗАМКНУТ, ЗАРЯД ДОЛЖЕН БРАТЬ.мОЖЕТ КТО РЕШИЛ ПРОБЛЕМУ?
Просто засульфатировался вот и не берёт. Проведите цикла 3…4 разряд заряд. Должно помочь.
Почему заряд большой на авто, может реле-регулятор?На ниве было такое пацаном был еще .И еще один вопрос по волге, пропало сцепление и жидкость ушла .может в салон?
На улицу она ушла, с того цилиндра что диск сцепления толкает.
Депо в том, что сын загнал в гараж и сцепление было, а под машиной чисто, поэтому появилась такая гипотиза, что жидкость ушла в салон, Может быть такое?
Статья конечно же полезная, но есть несколько НО!
1)На улице 21 век, а точнее 2018 год, в наше время практически все аккумуляторы идут необслуживаемыми.
2)Исходя из статьи, на восстановление АКБ потребуется определенное время и деньги, отталкиваясь от того что мы в 21 веке, проще купить новый за относительно небольшую плату.
это какойто просто пипец… еще надо указать источник информации и курсовая работа готова. А просто не написать?
это какойто просто пипец… еще надо указать источник информации и курсовая работа готова. А просто не написать?
Спасибо за обзор!
1. плотность ни на одном СТО из 5 в СПб и даже в магазине по продаже АКБ мне не смогли проверить.
Хотел проверить плотность электролита.
В магазине сказали, что просто проверьте уровень в банках и если упал, то долейте дистиллированной воды, электролиту деться некуда, выкипает только вода.
Даже устройство для замера плотности продать не могут.
2. про подзарядку АКБ каждые полгода — это сильно
Маловероятно )) Жаль, что генераторы не заряжают АКБ до полного заряда! и жаль, что нигде не пишется в документации на авто, сколько надо ехать, чтобы зарядить полностью разряженный АКБ до полного заряда,
и жалко, что в 21 веке авто не умеют показывать уровень заряда АКБ, а умеют только писать “Лоу бэтэри”.
Способы реанимации автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки
Заводя двигатель автомобиля, вы за относительно короткий промежуток времени расходуете значительную часть зарядка аккумулятора. Это нормальный процесс – после того как мотор запустится, он приведёт в движение генератор, который будет восстанавливать ёмкость батареи всё время, пока силовой агрегат будет работать.
Но в ряде случаев пропорциональность этих процессов нарушается, что в итоге приводит к полной или почти полной разрядке АКБ. Можно ли вернуть такую батарею к жизни? Вопрос интересный, требующий детального рассмотрения.
- Почему АКБ не рекомендуется разряжать глубоко
- Почему глубокий разряд вреден для аккумулятора
- Можно ли запустить полностью севший аккумулятор
- Восстановление свинцового аккумулятора
- Зарядка малым током
- Замена электролита
- Обратная зарядка
- Восстановление заряда с заливкой дистиллированной воды
Почему АКБ не рекомендуется разряжать глубоко
Любой автовладелец вам скажет, что полная разрядка аккумулятора губительна для него, и таких состояний нужно всячески избегать. Особенно это касается необслуживаемых кальциевых батарей, для которых разряд «в ноль» гарантированно означает смерть или переход в критическое состояние.
Дело в том, что нормальная плотность электролита должна колебаться возле значения 1.27 г/см 3 . Это оптимальный показатель соотношения плотности дистиллированной воды к кислоте, при котором электрохимические реакции протекают с нужной скоростью и интенсивностью.
Со временем серная кислота, связывающаяся на пластинах со свинцом, оседает на них в виде сульфата свинца, который не вступает в обратную реакцию. Этот процесс называется сульфатацией пластин. Он происходит постепенно, приводя к уменьшению плотности электролита. А чем ниже плотность, тем меньше ёмкость батареи. В итоге её заряда становится недостаточно для пуска двигателя, и если водитель в силу своей необразованности будет продолжать свои тщетные попытки, аккумулятор сядет «в ноль». Если оставить его в таком состоянии, сульфатированные пластины начнут ускоренно разрушаться, и этот процесс будет необратимым. Так что полный разряд батареи не смертелен, если тут же поставить её на подзарядку, в противном случае высока вероятность, что реанимировать АКБ не удастся.
Сколько времени глубокий разряд автомобильного аккумулятора считается не смертельным, зависти от его типа. В необслуживаемых кальциевых батареях этот временной промежуток измеряется десятками минут. В классических сурьмянистых – часами, в гелевых – сутками и даже месяцами.
Что делать, если батарея полностью села? Немедленно ставить на подзарядку. Но и это далеко не всегда гарантирует восстановление ёмкости АКБ в той мере, в какой она была до этого. Именно поэтому таких ситуаций нужно стараться не допускать.
Почему глубокий разряд вреден для аккумулятора
Ответ прост – на разрядившемся аккумуляторе и положительные, и отрицательные пластины покрываются толстым слоем сульфата свинца, который, контактируя с анодным и катодным материалом (в случае анода это диоксид свинца, катода – чистый свинец), разрушает его. Пластина осыпается, и чем дольше АКБ пребывает в разряженном состоянии, тем активнее происходит этот необратимый процесс. Быстрая зарядка способна преобразовать сульфат свинца обратно в серную кислоту, обычно так и происходит, но при глубоком разряде можно просто не успеть принять необходимые меры, и такая батарея подлежит утилизации.
Можно ли запустить полностью севший аккумулятор
Итак, мы выяснили, что глубокий разряд губителен для АКБ автомобиля. И знаем, что шансы «вылечить» такой аккумулятор есть. Насколько они высоки, сможет ли батарея после выполнения реанимационных процедур выполнять свои обязанности в прежнем объёме?
Если АКБ обслуживаемая, то шансы, безусловно, есть. Ваша задача – десульфатировать пластины, очистить их от налёта солей свинца, причём как можно быстрее.
Вопрос о том, какие автомобильные аккумуляторы не боятся полного или глубокого разряда, не стоит – он вреден для всех типов батарей. Но в некоторых случаях промедление смерти подобно – это кальциевые батареи, которые сегодня являются самыми распространёнными.
Для начала реанимировать батарею можно попробовать с использованием специального вещества – десульфатора. Это средство заливают в аккумулятор согласно инструкции, предварительно выкачав весь электролит. Время нахождения десульфатора в батарее указывается в инструкции – средство является мощным растворителем солей металлов, каковым и является сульфат свинца.
После удаления средства аккумулятор нужно тщательно промыть дистиллированной водой, залить свежий электролит и поставить на зарядку.
В ряде случаев ёмкость батареи удаётся восстановить, хотя и не полностью. Но если сульфатация сильная, скорее всего, потребуется ручное удаление соляной корочки. Это непростая задача: вам нужно будет демонтировать крышку, в большинстве случаев – разрезав корпус. Каждую пластину придётся обрабатывать отдельно, грубый слой снимать ножом или иным острым предметом, в завершающей стадии использовать наждачную бумагу.
Непростой будет задача и по обратной герметизации корпуса, так что подобную процедуру никак нельзя назвать простой.
И совсем не факт, что даже такой радикальный метод поможет восстановить ёмкость батареи в достаточной степени, чтобы ею можно было пользоваться длительное время.
Восстановление свинцового аккумулятора
Есть ли другие способы, способные «толкнуть» аккумулятор после глубокого разряда, если времени прошло немного?
Оказывается, да, причём немало. Но, опять же, эффективность каждого из них под вопросом, одним помогает, другим – нет.
Перечислим самые популярные и применяемые способы вывести АКБ из летаргического сна:
- зарядка батареи током при небольшом напряжении;
- метод обратной зарядки;
- полная замена электролита;
- промывка пластин батареи.
Рассмотрим каждый из способов более подробно.
Зарядка малым током
Сразу предупредим, что это достаточно длительная процедура, но если речь идёт о дорогостоящей покупке, то несколько дней – не самая большая плата за проведение реанимационной процедуры.
Оживить аккумулятор автомобиля после глубокого разряда можно многократной подзарядкой, используя токи малой амплитуды, между циклами необходимо делать небольшие по длительности перерывы.
Во время таких подзарядок напряжение в батарее повышается до такой степени, что она перестаёт принимать заряд, и необходимо время, чтобы потенциалы между плюсовыми и минусовыми пластинами выровнялись. В противном случае вместо восстановления мы только ухудшим ситуацию.
По мере выполнения такой многоэтапной процедуры ёмкость АКБ будет расти, а вместе с ней и плотность электролита. Зарядку можно заканчивать, когда напряжение достигнет 2.5, максимум 2.7 В, а плотность станет нормальной. Обычно в таких случаях требуется не менее 5 циклов, длительность каждого – примерно 6 часов.
Замена электролита
Для этого необходимо слить старый, выполнить промывку батареи содовым раствором из расчёта 3 ст. л. на 100 мл. воды, желательно дистиллированной и прокипячённой. Лучшие результаты будут, если выполнить промывку 2–3 раза, после чего от остатков содового раствора помогает промывка обычной водой. И только после этого заливается свежий электролит, после чего АКБ ставится на зарядку.
Обратная зарядка
Эту процедуру многие эксперты считают довольно рискованной, поскольку зарядка осуществляется с подключением аккумулятора в неправильной последовательности – не плюс к плюсу, как обычно, а плюс к минусу. Предварительно нужно выполнить полную разрядку батареи. Потребуется и более мощное зарядное устройство, способное обеспечить ток от 80 А и напряжение не меньше 20 В.
Во время этой процедуры будет наблюдаться интенсивное кипение электролита – его не избежать, так что не пугайтесь. Время зарядки в таком режиме – около получаса, после чего рекомендуется слить электролит, выполнить промывку батареи, залить свежую жидкость и поставит АКБ на зарядку с использованием обычного ЗУ током не более 12 А.
Восстановление заряда с заливкой дистиллированной воды
В некоторых случаях помогает и такой способ восстановления ёмкости батареи. Здесь тоже нужно сначала разрядить АКБ, после чего откачать электролит, используя грушу с длинным носиком, а затем залить порцию дистиллированной воды и оставить отмачиваться пластины на 2–3 часа. Каждый раз при откачивании воды контролируйте её состояние: если она будет грязной, продолжайте процедуру.
Как только дистиллят станет чистым, заливаем свежий электролит и заряжаем аккумулятор, отказавшийся выполнять свои обязанности после глубокого разряда.
Как восстановить аккумулятор: десульфатация АКБ
Как известно, в авто аккумулятор состоит из решетчатых пластин, выполненных из диоксида свинца или просто свинцовых пластин. Между пластинами залит водно-кислотный раствор (серная кислота и дистиллированная вода), который называется электролитом.
Когда таких отложений скапливается слишком много, АКБ перестает нормально работать. Однако прежде чем менять батарею, можно попробовать применить способы, позволяющие очистить пластины аккумулятора от отложений. Давайте разбираться.
Сульфатация пластин АКБ и десульфатация
Если просто, свинец и кислота вступают в реакцию друг с другом, что позволяет создать электрический заряд. Однако в процессе происходит распад на определенные элементы, не создающие электричество. К таковым можно отнести воду и соль.
Далее, после того как АКБ разряжается, аккумулятор получает заряд от генератора или ЗУ (подача тока на электролит). В процессе заряда имеет место обратная реакция, когда вода реагирует с солью, что приводит к образованию кислоты и металла или оксида оксид металла. В свою очередь, эти элементы снова имеют возможность создавать электричество.
В свою очередь, десульфатация — это удаление солей серной кислоты (сульфат свинца или сульфат кальция) со свинцовых пластин аккумулятора. При этом сделать это можно разными способами.
- Первое, десульфатация автомобильного аккумулятора, которая является наиболее правильной, представляет собой чередование непродолжительных и слабых зарядов с незначительными и короткими разрядами.
Чтобы реализовать такие циклы коротких разряд/зарядов, нужны специальные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора с «функцией» десульфатации. Другими словами, десульфатация аккумулятора зарядным устройством является наиболее щадящим и эффективным способом.
При этом выполнять такую процедуру нужно с определенной периодичностью в процессе эксплуатации АКБ. Также важно следить за общим состоянием батареи, контролировать плотность и уровень электролита и т.д.
Доступные способы восстановления аккумулятора автомобиля
Итак, кроме десульфатации пластин аккумулятора при помощи ЗУ, есть и другие решения. Сразу отметим, такие способы нельзя считать лучшим вариантом, однако в некоторых ситуациях ими вполне можно воспользоваться.
Например, если механическая очистка пластин от сульфата свинца потребует разбора АКБ, извлечения пластин и их очистки, то химическая чистка исключает необходимость разбирать батарею. Для такой чистки достаточно открыть крышки на банках, залить раствор – очиститель и выждать, пока он смоет соль на пластинах.
Что касается рядовых автолюбителей, на практике комплексно обслуживать аккумулятор будут далеко не все. В данном случае намного проще приобрести зарядное устройство для аккумулятора с режимом десульфатации или отдельное устройство для десульфатации пластин АКБ. С учетом того, что второй вариант подойдет далеко не всем, ниже рассмотрим способ десульфатации обычным ЗУ.
Как провести десульфатацию аккумулятора зарядным устройством
Сначала следует проверить плотность электролита в банках АКБ (норма около 1,07 г/см³), а также уровень электролита (при необходимости откорректировать путем добавки дистиллированной воды).
Далее основная задача — заряжать батарею малыми токами около 8 часов. На ЗУ выставляется 14 В и не больше 14.3, тогда как силу тока ставят на 0.8-1 А. Если ЗУ не позволяет выставить такие параметры, нужно искать другой зарядник для аккумулятора автомобиля.
По окончании следует проверить плотность электролита (ничего не должно измениться после первой проверки), но показатель напряжения должен быть около 10 В. Если это так, нужно отключить АКБ от зарядки не менее чем на 24 часа.
В случае, когда показатели соответствуют указанным выше, необходимо провести разрядку батареи лампочкой. Для этого к АКБ подключают лампочку 9В и разряжают батарею. Главное, в процессе разрядки не допустить снижения напряжения ниже 9В.
После того, как АКБ разрядится, снова замеряется плотность. Она не должна падать ниже 1.11-1.13 г/см³. Если все в норме, процесс зарядки и разрядки нужно повторить. Кстати, плотность будет расти до 1.15-1.17 г/см³.
Затем процедуру заряда и разряда снова повторяют, доводя плотность электролита до 1.27 г/см³. Когда показатель увеличится до необходимой нормы, десульфатацию АКБ можно считать завершенной. Как видно, процесс восстановления аккумулятора не быстрый, однако это позволит на 80-90% реанимировать АКБ.
- Еще одним вариантом является создание устройства для десульфатации своими руками. Основная задача — заряд должен быть не более 10% от емкости батареи, а напряжение в пределах 13.1 – 13.4 В. Так вот, подобное устройство представляет собой схему нагрузки, где заряды чередуются с разрядами.
В схеме можно выделить реле и лампочки на 12 В. Лампочки нагружают АКБ и разряжают батарею до определенного показателя, тогда как реле отключает нагрузку при достижении нужного разряда и включает снова после того, как заряд батареи поднимается до необходимого уровня.
Еще добавим, что десульфатацию необслуживаемого аккумулятора выполнит сложнее, так как нет заливных отверстий, что не позволяет контролировать уровень и плотность электролита. Единственный выход – просветить корпус АКБ, определить уровень и сделать отверстие немного выше, после чего закачать дистиллированную воду шприцем. После этого отверстие нужно запаять.
Однако на деле необслуживаемый аккумулятор лучше восстанавливать при помощи обычной зарядки и разрядки. То же самое можно сказать и о кальциевых АКБ, так как вместе с сульфатом свинца формируется слой сульфата кальция, забивающий пластины.
Что в итоге
Отметим, что десульфатация пластин от солей серной кислоты позволяет продлить срок службы аккумуляторной батареи. При этом важно понимать, что о полном восстановлении речь не идет и решение является временным.
Получается, если по тем или иным причинам нет возможности купить новую батарею, тогда замена электролита, десульфатация, выравнивание уровня и плотности раствора, а также правильная зарядка АКБ часто позволяют на время восстановить аккумулятор машины и вернуть батарее нормальную работоспособность.
Когда нужно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Как заряжать необслуживаемую АКБ зарядным устройством: сила тока, время зарядки. Советы.
По каким причинам электролит в АКБ становится мутным, серым или черным. В каких случаях и какими способами можно восстановить работоспособность батареи.
Правильная зарядка автомобильного аккумулятора зарядным устройством. Проверка перед зарядкой, каким током заряжать аккумулятор. Как зарядить АКБ без ЗУ.
Замена электролита в автомобильном аккмуляторе: почему и когда нужна процедура. Как правильно слить из АКБ и поменять электролит самому. Зарядка батареи.
Как измеряется плотность электролита в АКБ, от чего зависит данный показатель. Доступные способы повышения плотности в “банках” аккумулятора своими руками.
Какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом. Как проверить плотность электролита в аккумуляторе, повышение плотности аккумулятора.
Как реанимировать аккумулятор автомобиля в домашних условиях
Каждый автомобилист знает насколько важна правильная работа аккумуляторной батареи для функционирования всего механизма. Именно свинцово-кислотные батареи используются в качестве стартерных устройств для легковых автомобилей.
В данной статье мы расскажем об устройстве и принципе работы АКБ, также речь пойдет о диагностике батареи, о самых распространенных проблемах и о способах ее восстановления.
Устройство и принцип работы АКБ
Корпус изделия выгнан из пропилена, данный материал был выбран по двум главным причинам:
- Не проводит ток
- Не разрушается под действием кислоты
Одно устройство включает в себя шесть соединенных между собой аккумуляторов. Отдельная батарея объединяет отрицательные и положительные электроды (для их изготовления берется свинцовый сплав, для отрицательных электродов – свинцово-кальциевый состав), наполненные активной массы.
Изоляцию слоев противоположного заряда обеспечивает сепаратор из пластмассы. С целью улучшения стойкости к коррозии, свинцово-кальциевый сплав для электродов может разбавляться серебром либо оловом.
Активная масса отрицательных электродов состоит из губчатого свинца, положительных – из диоксида свинца.
Есть два вида АКБ:
- С жидким электролитом.
- Со специальным материалом, предварительно пропитанным нежидким электролитом.
Сегодня наиболее распространены аккумуляторные батареи с жидким электролитом.
Принцип функционирования основан на превращении электрической энергии в химическую при заряде, при разряде идет обратное действие – химическая энергия преобразовывается в электрическую.
Разряд батареи случается в результате подключения потребителей: активная масса электродов (отрицательных и положительных) вступает во взаимодействие с электролитом.
В результате чего генерируется сульфат свинца с водой и уровень плотности электролита падает. При правильной работе генератора, он дает зарядку аккумуляторной батарее во время работы двигателя.
Также АКБ можно зарядить специальным прибором, в результате заряда сульфат свинца и вода превращаются в свинец, двуокись свинца и серную кислоту, таким образом, уровень плотности увеличивается.
Обратите внимание! Заряд должен выполняться с учетом рекомендуемого электрического напряжения, в случае нарушения данного правила эксплуатации, срок службы устройства может стать значительно меньше указанного.
В результате высокого напряжения падает уровень электролита, низкое напряжение может стать причиной неполной зарядки батареи. В целом срок службы АКБ составляет около пяти лет, все зависит от условий, в которых эксплуатируется прибор.
- Номинальная емкость. Данный показатель измеряется в ампер-часах (Ач), зависит от отдаваемой энергии заряженного прибора при разряде (20 часов). Например, прибор объемом в 50 Ач на протяжении двадцати часов отдает ток 2,5 А.
- Номинальное напряжение состоит из напряжения отдельных батарей, у легкового автомобиля составляет 12 В.
- Показатель тока холодной прокрутки обозначает возможности автомобиля завестись в холодный период. Чем выше показатель, тем легче двигателю запускаться в мороз.
Неисправности АКБ
Аккумуляторная батарея, как и любой механизм, может выходить из строя, в результате чего будет неправильно работать либо перестанет работать вовсе. Ниже мы рассмотрим самые частые неполадки в работе системе и научим, как исправить их.
Очень часто владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой окисления выводов, в результате чего прекращается подача тока и увеличивается противодействие в цепи, таким образом, из строя выходит вся электрическая система.
Чтобы решить проблему необходимо:
- Снять клеммы.
- Зачистить клеммы и выводы аккумулятора.
- Теперь ставим все на место, проверяем правильность и надежность креплений – клемма не должна двигаться либо отходить от вывода.
- Рекомендуется верх клеммы смазать техническим вазелином.
Многие водители жалуются на быстрый разряд аккумуляторной батареи.
Этому может быть две причины:
- Загрязнение электролита, находящегося внутри прибора.
- Загрязнение самого прибора.
В данном случае необходимо снять батарею и хорошо протереть все контакты, обратите внимание прибор нельзя оставлять мокрым. Далее необходимо проверить чистоту и уровень электролита, по необходимости стоит заменить жидкость на новую.
Как диагностировать автомобильный Аккумулятор
Прежде чем приступать к диагностике прибора, необходимо снять его.
Обратите внимание! Первой снимается отрицательная клемма. Однако при установке она подключается последней.
Уровень электролита
Проводить проверку уровня и плотности аккумуляторного раствора рекомендуется не менее одного раза на три месяца. Уровень проверяется с использованием трубки из стекла (внутренний диаметр должен быть 4-5 мм) через заливные просеки.
Трубку следует опускать до конца, наружный просек необходимо хорошо заткнуть пальцем и вынуть. Допустимый уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть равен 12-15 мм.
При наличии тубуса в аккумуляторе уровень может превышать на 3-5 мм.
Плотность электролита
Второй показатель – плотность электролита – играет не менее важную роль, поэтому контролировать его также нужно.
Проверять его можно денсиметром, рекомендуемая температура должна быть +25°С.
Во время эксплуатации плотность жидкости может колебаться, полный разряд – полный заряд, показатели могут меняться на 0,15-0,16 единиц.
Высокий уровень плотности может стать причиной быстрой изношенности прибора, при низком уровне плотности запуск двигателя будет выполняться долго и проблемно.
Уровень заряда батареи
Чтобы проверить показатель заряда автомобильного аккумулятора следует использовать нагрузочную вилку. Данное устройство имеет вольтметр, переключатель нагрузочного сопротивления, рукоятку и два контакта.
Также заряд можно определить, отталкиваясь от выходного напряжения, для этого понадобятся мультиметр и вольтметр (важно отключить минусовую клемму).
Современные устройства оснащены индикатором, показывающим заряд батареи. Если прибор заряжен, то индикатор горит зеленым цветом, разряжен – белым или красным.
Чтобы зарядить автомобильный аккумулятор необходимо использовать зарядной прибор, который является источником тока: положительный контакт присоединяем к плюсовой клемме, отрицательный – к минусовой.
Способы восстановления Аккумулятора
Каждого автомобилиста интересует вопрос о том, как продлить срок эксплуатации аккумулятора или как восстановить его работу.
И все же если вы пропустили или проигнорировали некоторые советы, касающиеся эксплуатации устройства, не стоит отчаиваться, ниже мы расскажем, какие есть способы восстановления функционирования данного прибора.
Использование КТЦ
КТЦ (контрольно-тренировочный цикл), данная процедура способствует восстановлению емкости и избеганию процесса сульфатации. Процедура КТЦ состоит из нескольких этапов разряда и заряда аккумулятора.
Для этого нам понадобятся:
- Зарядное устройство.
- Устройство для контроля напряжения – вольтметр.
- Устройство для контроля уровня плотности электролита – ареометр.
- Лампочка.
Итак, для начала полностью заряжаем аккумулятор. Важно, чтобы во время зарядки крышки с банок были сняты. Батарею следует заряжать от 6 до 8 часов.
По завершению процедуры с помощью ареометра необходимо проверить уровень плотности электролита в каждой банке отдельно – показатель должен быть равен 1,27 г/см. куб. По необходимости в банки добавляется дистиллированная вода либо серная кислота, после чего батарея ставится на зарядку еще на полчаса.
Режим многократной зарядки
Не менее простым методом восстановления правильной работы аккумуляторной батареи, предлагаемым специалистами автодела, является проведение нескольких этапов заряда прибора с перерывами. Изначально необходимо установить уровень тока до показателя 0,04 от номинального объема аккумулятора. После 8 часов проведения зарядки необходимо сделать 12-часовой перерыв (не более 16 часов).
Перерыв необходим для выравнивания внутренних потенциал и внешних свинцовых пластин, выполняется диффузия плотного электролита в промежутки между электродами.
После перерыва возобновляется процедура заряда аккумулятора. Рекомендуется провести не менее 5 таких процедур. В ходе увеличения объема будет увеличиваться уровень плотности электролита, в результате чего его необходимо разбавлять дистиллированной водой и контролировать показатель уровня, важно держать его в пределах нормы.
Химические средства
Итак, для начала необходимо выполнить полную зарядку аккумуляторного устройства, после чего важно слить весь электролит. Теперь необходимо промыть емкость дистиллированной водой, не менее трех раз.
Для следующего этапа промывки берем раствор 5% (вес.) аммиака и 2% (вес.) Трилона В. Заливаем его в емкость предварительно очищенную с помощью дистиллированной воды, с которой был вылит электролит, и оставляем на час.
Внутри будут наблюдаться брызги и активное газовыделение, это идет процесс десульфатации. По завершению газовыделения, процедуру можно считать завершенной. Теперь сливаем жидкость с аккумулятора и снова промываем емкость с помощью дистиллированной воды (2-3 раза). Теперь наполняем батарею новым электролитом и проводим полную зарядку.
Если наблюдается сильная сульфатация, то восстановление аккумулятора таким раствором можно провести пару раз. Однако отметим, что такой раствор невозможно приготовить самостоятельно, рекомендуется обратиться к специалисту.
Импульсный ток
Данный способ поможет решить проблему замыкания в банке аккумуляторной батареи, многие не знают о таком методе либо не рискуют его использовать, однако, по отзывам многих автолюбителей можно с уверенностью сказать, что метод выжигания с помощью импульсивного тока довольно эффективен.
Подключаем аккумулятор к источнику, вырабатываемому большой ток (в данном случае это не менее 100 ампер). Очень часто с такой целью используется сварочный аппарат. Замыкание в банке выжигается в результате двухсекундного прохождения такого тока.
Если тема восстановления и зарядки аккумуляторов ещё актуальна, предлагаю схему простого устройства для восстановления аккумуляторных батарей и отдельных аккумуляторов. Результативность: например, с помощью такой схемы за ночь был восстановлен абсолютно дохлый автомобильный аккумулятор, не поддающийся зарядке стандартным зарядным устройством. Время восстановления – 10 часов, ток – 0,15 А. После данной процедуры машина утром завелась, но аккумулятор был все-таки дозаряжен до полной ёмкости зарядным устройством (промышленного изготовления). Таким же самодельным устройством была продлена жизнь множеству аккумуляторов от телефонов и планшетов. Детали: трансформатор с током вторичной обмотки до 1 А и выходным напряжением до 15-20 В, переменный резистор – проволочный [использован ППБ-15Г] сопротивлением 0,3 – 1,5 кОм, диод – любой выпрямительный на ток 1-1,5 А, конденсатор 10…22 мкФ на 16…50 В. Так как на данном сайте невозможно к тексту приложить фото схемы, поэтому попробую объяснить на словах. Один вывод вторичной обмотки трансформатора будет минусовым и присоединяется к минусу восстанавливаемого (заряжаемого) аккумулятора. Параллельно вторичной обмотке трансформатора припаивается переменный проволочный резистор мощностью не менее 15 Вт, движок которого припаивается к аноду диода и минусу конденсатора. Катод диода и плюс конденсатора спаиваются вместе – это будет плюсовой выход. Для индикации зарядки и защиты от случайного короткого замыкания между выходом плюса и минуса, в разрыв данного плюсового провода неплохо подключить лампу (12 В, 1-2 А). Также для контроля тока последовательно с лампой можно включить стрелочный амперметр (на ток до 1 А, с соблюдением полярности). Единственный недостаток устройства – нет защиты от перезарядки аккумулятора, поэтому требуется постоянный контроль зарядного тока и времени зарядки.