Воздушная пробка: причины появления, как самостоятельно убрать воздух из системы охлаждения

Почему в системе охлаждения появляется воздух, и как решить эту проблему?

Воздушная пробка в системе охлаждения авто может стать причиной проблем в работе двигателя, электронных датчиков, термостата и других механизмов. Далее разберемся, как решить вопрос самостоятельно.

1 Почему воздух появляется в системе охлаждения – 5 причин

Основная задача системы охлаждения – защита двигателя от перегрева путем максимально эффективного снижения температуры различных механических узлов, а также масла и выхлопных газов. Охлаждающая жидкость в виде антифриза или тосола проходит по специальным трубчатым каналам и поступает в радиатор, где охлаждается до необходимой температуры. А если в системе охлаждения двигателя появляется воздух, она дает сбои, которые отражаются на работе мотора.

Похожие статьи

Существует несколько наиболее распространенных причин появления воздушной пробки:

  • Разгерметизация трубок, шлангов, штуцеров при циркуляции жидкости. Чаще всего такая проблема возникает в зимнее время, когда размеры соединений уменьшаются из-за низкой температуры. Как следствие, уменьшается давление в трубках, и происходит подсос воздуха в местах разгерметизации, что напрямую влияет на работу двигателя.
  • Ошибки при замене или доливе жидкости. Если жидкость поступает в бачок слишком быстро, то воздух не успевает полностью выйти, и образуется воздушная воронка (достаточно распространенная проблема у неопытных водителей).
  • Ошибка в работе воздушного клапана. В данном случае воздух скапливается в системе охлаждения из-за того, что происходит постепенное снижение давления, и клапан начинает подсасывать воздух.
  • Пробоины в радиаторах охлаждения или отопления. Очень часто под действием температуры или со временем радиатор повреждается или засоряется, что ведет к неминуемому образованию воздушной пробки. Поэтому нужно постоянно осматривать эти элементы на предмет повреждений.
  • Повреждение прокладки ГБЦ. Это характерный признак появления воздуха в системе. Как правило, из-под прокладки начинает сочиться масло, а выхлопная система выдает слишком густой белый дым. При повреждении прокладки антифриз проникает в масло и оседает в картерном отсеке мотора, что при серьезных утечках приводит к образованию большой воздушной пробки и перегреву.

Кроме того, воздушная пробка может возникать из-за неисправного термостата, повреждения различных соединений и патрубков у радиатора охлаждения или у расширительного бачка. Если вы обнаружили один из вышеперечисленных признаков, рекомендуем немедленно устранить проблему, так как со временем она может привести к полному перегреву двигателя, а это в свою очередь влечет необходимость капитального ремонта.

2 Устраняем проблему – обзор простых способов

Решить проблему можно несколькими способами. Это зависит от конкретной модели авто и причины появления воздуха. Мы рассмотрим порядок действий, который поможет устранить воздушную пробку на большинстве моделей ВАЗ. Первым делом при наличии кожуха на двигателе снимите его. На моделях ВАЗ 2114 или ВАЗ Приора он крепится крышкой в районе отверстия для долива масла. Далее найдите трубки от дроссельного механизма, обследуйте их на предмет повреждений, а затем снимите одну из них.

Теперь демонтируйте крышку с расширительного бачка и накройте его неплотной сухой тряпкой, а лучше марлей. После чего продувайте систему до тех пор, пока из шланга не пойдет охлаждающая жидкость.

Этот способ самый простой, он, как правило, решает проблему с воздушной пробкой, когда она возникает из-за ошибки при доливе или заливке антифриза в бачок. Другой способ заключается в следующем. Запустите мотор и оставьте его греться на 5-10 минут. Затем заглушите двигатель и аккуратно снимите дроссельный шланг. Воздух начнет выходить под давлением антифриза и, как и в первом способе, полностью уйдет. Важно действовать аккуратно, так как температура охлаждающей жидкости при сливе может достигать 100 градусов.

Еще один способ – завезти автомобиль на максимально крутую горку. Далее запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут до полного прогрева. Теперь переведите селектор печки в максимальное положение обдува салона. Снимите крышку с расширительного бачка, открутите шланг и понемногу выполните подгазовку, одновременно заливая антифриз в бачок до тех пор, пока не исчезнут последние признаки наличия воздуха (как правило, на это указывают характерные воздушные пузырьки в жидкости). Такая система прогона действует эффективно только в том случае, если нигде не нарушена герметичность соединений.

3 Как не допустить появления воздушной пробки – диагностика узлов

Если, например, у вас полетел термостат, или антифриз пошел в масло и картер, скорее всего, придется менять термостат или прокладку ГБЦ и трубки подвода системы охлаждения. Помните, что любая разгерметизация рано или поздно превратится в серьезную поломку. Если засорен радиатор, или есть пробоина в отопительной системе, необходимо сначала ее устранить, почистить радиатор или провести его замену.

Для нормального функционирования системы охлаждения следует постоянно контролировать уровень жидкости в бачке, который должен быть на максимальной отметке. При этом доливать жидкость в бачок следует медленно, тонкой струей, не допуская появления пузырьков. Также периодически следите за соединительными патрубками и состоянием радиатора и термостата. Если все патрубки, хомуты, прокладки и штуцеры в порядке, следует подключить компьютер к электронному контроллеру для выявления ошибок, связанных с неправильной работой воздушного клапана. Возможно, снятие ошибки устранит проблему, и далее можно будет выгнать воздух одним из вышеперечисленных способов.

Читайте также:
Как выбрать ролеты на окна тканевые

Воздух в системе охлаждения – это довольно частое и распространенное явление как на отечественных авто, так и на иномарках. Проблему легче всего устранить, если вовремя понять причину и предпринять шаги для ее решения. Затягивать не стоит!

Как удалить воздух из системы охлаждения автомобиля

Многие автовладельцы знают о важности системы охлаждения, но не каждый знает причину стремительно растущей температуры или некорректной работы печки, хотя она, в большинстве случаев одна – завоздушенность системы.

Причина появления воздушной пробки в системе охлаждения

Системы охлаждения современного автотранспорта рассчитаны на стабильное высокое давление в них (до 100 кПа). Такая конструкция дает возможность увеличить температуру закипания жидкости до 120-125 градусов.

Однако такой температурный диапазон и результативное охлаждение мотора возможно только при полной работоспособности системы. Одной из наиболее встречающихся неполадок в охлаждающей системе является возникновение пробок из воздуха.

К основным причинам возникновения воздушных пробок относятся:

  • попадание воздуха через негерметичные стыки патрубков, шлангов, трубок за счет изменения давления, возникающего при передвижении рабочей жидкости охлаждающей системы, которые приводят к втягиванию воздуха через слабо закрепленные стыки;
  • нагнетание воздуха при использовании воронки с широким горлом, при этом в процессе добавления жидкости ее поток не дает выйти газу наружу, задерживая его в бачке;
  • повышенный износ отдельных частей водяного насоса (фибры, прокладок и сальников), через щели и трещинки в которых может происходить засасывание воздуха;

  • вытекание охлаждающей жидкости через патрубки, радиаторы печки и охлаждения, шланги, которое вызывает уменьшение уровня антифриза и заполнение освободившегося места в расширительном баке воздухом;
  • нарушение проходимости каналов в радиаторе, что вызывает нарушение охлаждения и появление воздушных пузырей;
  • нарушение работоспособности стравливающего избыточное давление клапана в крышке расширительного бака, что приводит к засасыванию воздуха и невозможности его сброса через тот же клапан;
  • повреждение прокладки ГБЦ, приводящее к попаданию охлаждающей жидкости в масло через картер (признак – повышение уровня масла и изменение его цвета) или в выхлопную систему (дым из глушителя становится белого оттенка), что вызывает снижение объема антифриза и заполнение свободного места воздухом.

Признаки или симптомы задушенной системы охлаждения двигателя

Воздух в охлаждающей системе может привести к серьезным неполадкам в работе мотора. Для избегания этого следует знать явные симптомы, когда в системе охлаждения появляется воздух.

  • перегревание ДВС, выражающееся в стремительном росте температуры антифриза и передвижении указателя к зоне перегрева (красная шкала) или перемещению в нее (или загорание специального значка на приборной панели), так как присутствуют нарушения в циркуляции антифриза по системе, приводящие к заметному понижению эффективности охлаждения;
  • воздух из отопительной системы выходит холодный или слегка теплый, так как воздушные пузыри мешают движению рабочей жидкости по системе.

При появлении подобных симптомов необходимо срочно принимать меры, чтобы избежать перегрева ДВС и скорого или немедленного капитального ремонта после превышение рекомендованного температурного диапазона двигателя.

В первую очередь при работающем двигателе следует проверить крепление патрубков, шлангов и трубок на герметичность, зачастую бывает достаточно подтянуть хомуты для устранения подсоса воздуха. Необходимо тщательно осмотреть состояние патрубков и трубок из резины, при наличии на них повреждений – их следует заменить.

При заведенном ДВС термомостат, отвечающий за открытие/закрытие дополнительного круга охлаждения мотора, подвергается повышенной нагрузке. Если после запуска ДВС он очень быстро нагрелся и почти сразу включился вентилятор радиатора охлаждения и указатель температуры стремительно передвигается к красной зоне (перегрев), то это может означить или заклинивание терморегулятора в закрывшемся положении или присутствие воздуха в патрубке помпы.

В обратной ситуации, когда двигатель очень медленно прогревается, возможно заклинивание регулятора в открытом состоянии или присутствие в нем воздушной пробки.

Проверить термостат на исправность легко – для этого необходимо запустить машину и подождать начала передвижения указателя температуры, после чего аккуратно пощупать патрубки. При работоспособном регуляторе находящийся вверху патрубок быстро согревается, нижний при этом остается прохладным.

После открытия термостата (85-95 градусов в зависимости от модели машины) нижний патрубок должен потеплеть – при работоспособном термостате. Работоспособность водяной помпы следует проверять по уровню шума, отсутствию подтеков охлаждающей жидкости на сальнике и отсутствии вибрации в насосе (подшипник).

Как стравить воздух из системы охлаждения – все способы

На многих моделях автотранспорта избавиться от воздушной пробки в системе ОЖ достаточно легко и под силу даже непрофессионалу, что позволит сэкономить весомую сумму.

ВНИМАНИЕ. Перед проведением данной процедуры следует устранить источники появления воздуха в системе.

Существует три метода для стравливания воздуха своими руками:

1) Необходимо поставить машину на ровную плоскость и демонтировать верхнюю защиту с мотора. Во многих моделях дроссельный узел является наиболее высоким местом в системе охлаждения.

Если при визуальном осмотре на конкретной модели автотранспорта окажется такая же особенность, то для стравливания воздуха необходимо снять патрубок, подводящий антифриз, с дроссельного узла путем ослабления хомута крестовой отверткой, не будет лишним открыть переключатель печки на максимально горячий режим (данная процедура особенно актуальна для ВАЗов).

Читайте также:
Виды тепловых счетчиков

Затем следует открутить крышку с расширительного бака и закрыть отверстие чистой тканью и начать задувать воздух в бак ртом до тех пор, пока из патрубка не начнет выливаться охлаждающая жидкость, что будет означать устранение пробки. После чего следует закрепить патрубок и закрутить крышку.

2) Предварительно следует прогреть ДВС в течение 10-20 минут (в зависимости от наружной температуры). После чего следует открутить крышку с расширительного бака и снять подводящий антифриз патрубок с дроссельного модуля.

После того, как с патрубка начнет вытекать охлаждающая жидкость, его следует вернуть на место, тщательно зафиксировав хомут. При проведении данной процедуры необходимо избегать попадания рабочей жидкости на кожу и одежду для избегания ожогов.

3) Необходимо поставить автотранспорт на ручной тормоз на наклонную поверхность (передней частью на подъем), не окажутся лишними дополнительные упоры под колеса.

Далее следует запустить двигатель и дать ему проработать 10-20 минут для нагревания охлаждающей жидкости и открытия термостата. После чего аккуратно, чтобы не обжечься, следует снять крышку с расширительного бака и радиатора.

Во время этой процедуры следует регулярно легонько выжимать педаль акселератора и подливать антифриз (тосол), не будет лишним включить печку на максимально горячий режим, для вытравливания воздуха с системы обогрева.

Выход пробки будет проявляться появлением пузырьков, после их полного исчезновения и/или появления очень горячего воздуха с отопительной системы, можно заглушить мотор и вернуть крышки на место, так как это будет означать полное извлечение воздуха из охлаждающей системы.

Данный метод не всегда эффективен, так как некоторые конструкционные особенности могут не позволить выполнить данную процедуру. Наиболее эффективен данный метод на старых автомобилях, в том числе ВАЗах.

Самостоятельное стравливание воздуха основано на элементарных физических законах – воздух является газом, а газ полегче жидкости, а дополнительные процедуры увеличивают давление в системе, ускоряя прогон жидкости и удаление воздуха.

ВНИМАНИЕ. Процедуру по стравливанию воздуха следует проводить предельно осторожно для избегания ожогов охлаждающей жидкостью, так как ее температура может превышать 80 градусов.

Рекомендации в качестве профилактики

Избежать появления воздуха в охлаждающей системе намного проще, чем потом устранять причины перегрева мотора.

Для этого необходимо придерживаться простейших рекомендаций:

  • заливать антифриз в расширительный бачок тоненькой струйкой без использования широкой воронки;
  • периодически проводить визуальный осмотр патрубков, шлангов и мест их крепления на герметичность и наличие повреждений, при их наличии – заменять поврежденный элемент;
  • регулярно менять насос системы охлаждения согласно требованиям производителя;
  • постоянно контролировать уровень рабочей жидкости в бачке и в случае необходимости сразу ее доливать;
  • проверять уровень масла и при его увеличении необходимо срочно провести диагностику, так как это скорее всего означает повреждение прокладки ГБЦ.

При возникновении симптомов завоздушенности их легко устранить, заменив изношенные части и вытравив газ простыми методами, по уровню сложности осуществимые даже начинающим водителем.

Образование воздуха в системе охлаждения и, как следствие, перегревание мотора легко не допустить, проводя периодическое обследование состояния системы, своевременно подливая антифриз и согласно регламенты производителя заменяя водяной насос и поврежденные детали.

Как выгнать воздух из системы охлаждения

Система охлаждения ‒ это важная часть любого автомобиля. Она не позволяет ДВС перегреваться, что предупреждает огромное количество серьезных неполадок. Также воздух в системе охлаждения негативно влияет на функционирование печки в автомобиле.

Поэтому каждый автомобилист должен знать, как развоздушить систему охлаждения. Процесс не так сложен, как может показаться с первого взгляда. Поэтому даже водитель-новичок без проблем сможет выгнать воздух из системы охлаждения. Но для начала разузнайте больше о симптомах и причинах данной проблемы.

Как определить завоздушивание системы охлаждения

Воздушная пробка проявляется в СО не без последствий. К основным симптомам проблемы относятся:

Неполадки с термостатом. Если говорить более детально, то проблема заключается в ускоренном запуске вентилятора после включения ДВС. Безусловно, возможно сам термостат сломался, однако может быть появилась воздушная пробка в системе охлаждения. Она появляется в насосе, а точнее в его патрубке, что не позволяет клапану термостата открыться. Таким образом антифриз оказывается заперт в малом круге, что делает его бесполезным. Возможна и кардинально обратная ситуация ‒ термостат показывает, что все в порядке, тогда как двигатель уже перегрелся.

Потеря антифриза. Утечку этой автомобильной жидкости можно заметить по пятнам на частях ДВС, ходовой части или под автомобилем.

Повышенный шум работы помпы. Это происходит, когда данная запчасть частично сломалась.

Неполадки с печкой автомобиля. Она может сломаться по целому ряду причин, одной из которых является воздушная пробка в системе охлаждения.

Даже малейших намеков на то, что завоздушилась система охлаждения, должно быть достаточно, чтобы отправить автомобиль на диагностику. Это позволит избежать более серьезных неполадок в будущем.

Завоздушена система охлаждения: причины поломок

Существует целый ряд причин, почему завоздушивает систему охлаждения. Очень важно определить источник неполадок, чтобы вовремя его исправить.

Чаще всего пробка в системе охлаждения появляется из-за таких поломок:

Разгерметизации СО. Наиболее распространенная поломка, которая приводит к подсосу воздуха в системе охлаждения. При этом место разгерметизации может значительно отличаться, что усложняет диагностику неполадки. Причиной разгерметизации чаще всего являются полученные повреждения. В процессе езды автомобиль может неудачно тряхнуть, происходят небольшие столкновения с другими объектами на дороге. После таких происшествий лучше обращаться в СТО, даже если видимых повреждений нет.

Читайте также:
Как выбрать прямоугольную или квадратную люстру для натяжного или гипсокартонного потолка: советы, варианты и фото примеры

Владелец автомобиля неправильно залили антифриз. Если жидкость была залита под сильным напором, то есть риск попадания определенного объема воздуха в СО. Тогда владельцу транспорта придется узнавать, как убрать воздушную пробку. Старайтесь подливать антифриз не торопясь, чтобы воздух мог покинуть СО под давлением.

Неполадки с воздушным клапаном. Главная задача этой детали — не допустить подсос воздуха в систему охлаждения. Для этого клапан регулярно выводит образовавшиеся воздушные массы. Если деталь вышла из строя, то возникновение пробки в СО — вопрос времени. Также такая неполадка может привести к тому, что антифриз начнет циркулировать только по малому кругу. Это приводит к значительному перегреву ДВС.

Утечка антифриза. Еще одна распространенная причина, почему воздушится система охлаждения. В результате утечки на деталях должны появиться характерные следы, поэтому ее легко подтвердить.

Поломка головки блока цилиндров. Таким образом антифриз попадает в цилиндры и там смешивается с топливом. Вследствие сгорания антифриза из глушителя начинает выделяться белый дым. СО также начинает работать хуже, поскольку в нее попадают выхлопные газы.

Независимо от того, какая причина поломки случилась в вашем случае, необходимо вовремя узнать, как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения. В ином случае это приведет к серьезным неполадкам с другими узлами и комплектующими автомобиля.

Если водитель не решает развоздушить систему охлаждения, то сперва начинает хуже работать ДВС. Его ресурс работы иссякает намного быстрее, что в будущем обойдется куда дороже.

Как убрать воздушную пробку в системе охлаждения

Переходим к самому интересному ‒ как стравить воздух с системы охлаждения. Есть несколько основных способов решить эту проблему, которые предусматривают совершенно разные алгоритмы действий.

Способ №1

Первый вариант, который позволяет осуществить удаление воздушной пробки из системы охлаждения, применяется таким образом:

С ДВС снимаются все элементы конструкции, которые мешают доступу к баку с антифризом.

Снимается патрубок, который используется для нагрева дросселя.

Демонтируется крышка с бака, после чего отверстие накрывается куском ткани. Использовать слишком плотную ткань не следует.

Далее нужно подуть внутрь бака. Таким образом вы сможете создать повышенный уровень давления, от чего остатки воздуха выйдут через открытый патрубок.

Когда начнет литься жидкость, сразу же нужно одеть патрубок назад и надежно его установить.

Вернуть части двигателя в первоначальное положение.

Способ №2

Если вас интересует, как убрать воздух из системы охлаждения вторым способом, то для этого потребуется:

Включить ДВС примерно на 15 минут.

Демонтировать части ДВС, как в первом способе.

Демонтировать любой из патрубков. Открытое отверстие начнет выдувать воздух. Когда польется антифриз, быстро монтируйте патрубок на первоначальную позицию.

Этот вариант нужно осуществлять быстро и осторожно. Температура жидкости часто достигает 90 оС, поэтому контакт с антифризом нежелателен.

Способ №3

Последний метод, позволяющий узнать, как выгнать воздух из системы охлаждения, предусматривает такой алгоритм действий:

Нужно припарковать автомобиль, чтобы верхняя часть радиатора находилась выше остальных элементов СО.

Важно закрепить положение автомобиля специальными упорами или, как минимум, поставить транспортное средство «на ручник».

На 15 минут запускается ДВС.

Снимаются детали для доступа к бачку с антифризом, а также крышки с бака и радиатора.

Используется педаль акселератора, при этом нужно заливать в радиатор антифриз. На поверхности жидкости будут появляться пузырьки, это значит, что воздух покидает СО.

Как узнать, что удалось выгнать воздушную пробку при помощи третьего способа? Достаточно выкрутить печку на максимум. Когда задвижка полностью откроется, а температура салона начнет стремительно повышаться, пробка будет полностью удалена из системы охлаждения.

Последний способ, как выгнать воздух из печки, является отличным вариантом для тех автомобилей, где вентилятор запускается автоматически. Вам даже не придется пользоваться педалью акселератора. Просто запустите двигатель, интенсивная циркуляция антифриза при помощи давления избавит систему от пробки. Главное периодически подливать антифриз, чтобы воздушная пробка в радиаторе не образовалась снова из-за свободного пространства.

Как видите, прокачка системы охлаждения не отличается особенной сложностью. Поскольку антифриз тяжелее, чем воздух, достаточно создать отверстие и некоторый уровень давления, чтобы пробка покинула СО.

Несмотря на простоту способов, лучше всего просто не допускать попадания воздуха в магистрали, по которым циркулирует антифриз. Для этого обратите внимание на основные советы по уходу за СО.

Убрать воздух из системы охлаждения: советы по профилактике

Чтобы охлаждающая система неизменно исправно исполняла свои функции, для начала следите за объемом жидкости в СО. Если объемы антифриза уменьшились, необходимо восполнить количество жидкости, чтобы освободившееся место не мог занять воздух.

Правильно стравить воздух из системы охлаждения очень важно. Если вам приходится часто повторять процесс или подливать некоторое количество антифриза, то значит в СО присутствует неполадка, которая приводит к утечке жидкости. Для выявления проблемы лучше всего отправиться на СТО, чтобы мастера при помощи специальных инструментов и методов обнаружили место утечки. Чтобы выявить наличие утечки, регулярно проверяйте автомобиль на наличие характерных пятен.

Читайте также:
Бани из бревна с мансардой 5х7, 6х6, пятистенка: инструкция по монтажу своими руками

Еще одним способом профилактики поломок является регулярная чистка системы охлаждения. Это позволяет увеличить ресурс работы комплектующих СО.

Чтобы удаление воздуха из системы охлаждения оставалось невостребованным процессом, лучше всего применять лицензированный антифриз, качество которого подтверждено. Учитывайте советы от производителя автомобиля. Охлаждающая жидкость низкого качества намного быстрее испаряется из магистралей циркуляции, что только ускоряет возникновение неполадок в СО.

Помните, что недостаточно знать, как выгнать воздушную пробку. Если вам приходиться пользоваться вышеуказанными методами, значит СО в вашем автомобиле уже функционирует не так, как задумано. Это уважительная причина для того, чтобы отправить транспортное средство на диагностику к профессионалам.

Если игнорировать подобную проблему, то последующее превышение температуры двигателя из-за неисправной СО приведет к пробою прокладок или перегородок, деформации цилиндров или попаданию внутрь масла для жидкости из магистралей охлаждающей системы. Это далеко не все неполадки, которые могут появиться в вашем авто из-за простой пробки из воздуха в СО. Решение этих проблем обойдется намного дороже, чем диагностика на СТО. Мастера быстро продиагностируют систему, а сам процесс удаления проблемы при помощи специальных инструментов не занимает много времени.

3 простых метода против пробок в системе охлаждения

Отчего возникают пробки в системе охлаждения, как их избежать и как выгнать воздух из системы охлаждения в походно-полевых условиях или в гараже? Попробуем выяснить.

Как появляются пробки?

Прежде всего, стоит узнать, отчего в системе охлаждения двигателя образуются пробки. Главной их причиной является негерметичность самой системы. Пузырьки воздуха попадают внутрь системы охлаждения извне и закупоривают систему. В этом случае лучше обратиться к специалистам автосервиса. Помните – профилактика всегда дешевле лечения, и никогда не стоит пренебрегать диагностикой системы охлаждения автомобиля.

Можно попытаться справиться и самостоятельно. При диагностике своими силами нужно выяснить, где же находится то отверстие, через которое поступает воздух. Наиболее частые места разгерметизации системы охлаждения представлены ниже:

  1. Соединения трубок, патрубков и штуцеров. Там происходят перепады давления, и при его снижении в систему поступает лишний воздух, а при условии большого количества он образует пузыри, образующие пробки и закупоривающие систему.
  2. Расширительный бачок. При неисправности клапана он может всасывать воздух при низком давлении.
  3. Помпа, а точнее, нарушения её герметичности, также может быть причиной образования пробок. Обратите внимание – разгерметизация помпы может привести к её полному выходу из строя.
  4. Прокладка блока цилиндров. От нарушения её герметичности может произойти не только понижение уровня антифриза, но и большое количество других проблем. Основной его «симптом» — это белый дым из двигателя. Это значит, что антифриз попадает в цилиндр, а горючая смесь и газы просачиваются в систему охлаждения. Это очень серьёзно. Срочно сворачивайте в автосервис.
  5. Сами радиаторы — как охлаждения, так и охлаждения (в просторечии – «печка»). В случае дефектов они могут пропускать и воздух в систему охлаждения, и антифриз в обратную сторону. В результате в системе появляются пробки, а уровень антифриза падает. Не создавая паники, необходимо двигаться в сторону станции техобслуживания.

Также довольно часто проблемы связаны с хладагентом, используемым в системе охлаждения. В ту пору, когда летом вместо антифриза лили воду, случалось, что новый хладагент смешивался со старым, не до конца удалённым из системы при промывке. Такое бывает и сейчас, при замене одного антифриза на другой.

Поэтому при промывке системы охлаждения делайте это тщательно и заливайте антифриз, как сказано в инструкции по его использованию, чтобы не допустить смешивания пузырьков в системе.

Часто проблема заключается в самом хладагенте. Тосол, произведённый неведомым Васей Пупкиным, разумеется, дешевле. Однако он не только хуже охлаждает двигатель, но ещё и может расслоиться и закупорить систему охлаждения. Есть выход – установка фильтра антифриза, но их приходится довольно часто менять, а замена фильтра уж точно дороже самого дорогого хладагента. Так что на охлаждающей жидкости лучше не экономить.

Бывают случаи, когда и в случае долива хорошего антифриза происходила закупорка системы охлаждения воздухом. Новый антифриз всё же отличается от использованного (хоть и немного) как по составу, так и по температуре. К тому же при смешивании образуются пузырьки. В общем, от этой напасти полностью застрахованы только водители автомобилей с воздушным охлаждением.

Как определить пробку в системе охлаждения?

Прежде всего перед тем как убрать воздух из системы охлаждения, надо понять, что у вас там именно воздушная пробка. Её «симптомами» являются следующие проявления:

  1. Повышение температуры двигателя.
  2. Даже при низкой температуре быстро включается термостат.
  3. Утечка антифриза – под машиной скапливаются небольшие лужи.
  4. Проблемы с работой отопителя(печки).
  5. Необычный шум помпы. Возможно, она разгерметизировалась или просто работает с повышенным усилием, потому что нормальной циркуляции жидкости в системе мешает пробка.

Сразу же скажем, что эти симптомы не обязательно свидетельствуют о наличии воздушной пробки, ведь и помпа, и печка могут выйти из строя и по другой причине. Однако совпадение этих признаков свидетельствует о том, что в системе охлаждения «завелась» пробка. Что делать?

Читайте также:
Инновационное жёсткое покрытие для бассейна

Как победить пробку?

Никаким иным способом, кроме как развоздушить систему охлаждения, пробка «не лечится». А вот вариантов проведения данной операции существует несколько. Работают они по одному принципу – воздух легче воды, поэтому он выходит вверх. Следовательно, необходимо заставить его выйти из системы. Теперь, давайте разберем подробнее, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя. Существует 3 основных варианта:

    Включите двигатель и периодически его «прогазовывайте». Самый простой – дедовский вариант. Нужно загнать машину на горку, которая должна иметь достаточно крутой угол, чтобы самой верхней точкой системы охлаждения стала крышка радиатора.

Не забудьте поставить автомобиль на нейтралку и ручной тормоз. В случае мягкого грунта не помешают и дополнительные упоры под колёсами.Откручиваете крышку расширительного бачка и крышку радиатора. Это можно сделать и заранее, разные «бывалые» дают разные советы. Очень полезно открыть кран отопителя «на полную». Когда двигатель прогреется, долейте в радиатор немного антифриза. Из жидкости, уходящей в систему, пойдут пузырьки воздуха. Не прекращая регулярно нажимать на педаль акселератора, снова выходите и доливайте в радиатор чуть-чуть охлаждающей жидкости. Как только прекратит выделяться воздух, это значит, что пробка ушла. Ещё один важный признак – печка начинает работать на полную мощность. Появление этого признака является общим при всех методах прочистки системы охлаждения от воздушных пробок.
Можно продуть систему охлаждения. В первую очередь, необходимо снять все детали защиты, мешающие продувке через бачок и патрубки подогрева дроссельного узла. Отсоедините шланг подогрева. Откройте расширительный бачок и продувайте его ртом (лучше всего при помощи гофрированного рукава, конечно).Не забудьте положить хомут и другие фиксирующие элементы шланга на видное место, чтобы при обратной установке быстро зафиксировать шланг на штуцере. Если антифриз в системе горячий, позаботьтесь о защите рук.

Когда из шланга польётся антифриз, сразу же надевайте трубку обратно. Этот метод – один из самых надёжных.

  • Третий способ несколько напоминает второй. Таким же образом отсоединяете элементы защиты, которые могут помешать отсоединить шланг прогрева дроссельного узла. Включите двигатель, и пусть он работает до прогрева минут 10-15. Потом заглушите его.
  • Для его выполнения необходимо надеть две пары перчаток – резиновые сверху и шерстяные под них, так как при их выполнении горячий антифриз польётся из системы охлаждения. Поэтому поберегите руки.

    Бачок при этом методе можно оставить в покое. Просто отсоедините шланг и ждите, когда потечёт антифриз. Сразу же после этого надевайте шланг обратно, как во втором методе.

    Меры профилактики

    Тем не менее, лучше позаботиться о нормальном функционировании системы охлаждения двигателя и отопления салона заранее. Прежде всего, как было сказано, не стоит экономить на антифризе. Покупайте охлаждающие жидкости известных производителей у проверенных дилеров. Желательно пользоваться антифризом одной марки.

    Следите за состоянием системы охлаждения, в первую очередь — за уровнем охлаждающей жидкости. Слишком быстро падающий уровень антифриза свидетельствует о неполадках в системе охлаждения. Посмотрите, нет ли под днищем автомобиля небольших лужиц. Периодически делайте промывку системы и вовремя доливайте антифриз. При плановых добавках хладагента лейте его плавно и не допускайте образования пузырей. Тогда риск образования воздушных пробок можно будет свести к нулю.

    Как избавиться от воздуха в системе охлаждения автомобиля

    Двигатель современного автомобиля – это очень сложный агрегат, для нормального функционирования которого требуется немалое количество дополнительных узлов и систем. Задача охлаждения силового агрегата – крайне важная, и её выполнение возлагается на соответствующую систему. Но любой сбой в её функционировании чреват очень серьёзными последствиями, вплоть до полного выхода их строя мотора и необходимости выполнения его капитального ремонта.

    Завоздушивание – термин, хорошо известный нашим гражданам, но в основном по проявлениям в бытовых отопительных системах. Оказывается, воздушные пробки могут образовываться и в автомобиле, причем основное место их локации – именно система охлаждения. Нарушая циркуляцию ОЖ, они существенно ухудшают способность антифриза снижать температуру в самых горячих точках двигателя. А неконтролируемый разогрев – это причина постепенного выхода из строя его основных составляющих: цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной групп.

    И далеко не все водители знают, как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения, а среди них встречаются и такие, которые не смогут даже толком объяснить, что это за явление и почему возникает.

    Причины появления воздушных пробок

    Воздух характеризуется относительно невысокой теплопроводностью, и сам по себе он редко используется в качестве охладительного агента (исключение – обдув радиатора, но причины здесь прозаические – полное отсутствие энергетических затрат). Но его опасность при смешивании с техническими жидкостями заключается не столько в снижении теплоёмкости, сколько в образовании воздушных пробок, которые, скапливаясь в самых высоких точках магистрали, препятствуют свободному течению охлаждающей жидкости.

    В каких случаях происходит проникновение воздуха в герметичную систему охлаждения двигателя? Причин может быть несколько:

    • разгерметизация системы – нарушение целостности соединений патрубков, трубок, шлангов в месте их крепления к штуцерам, что и приводит к такому явлению, как подсос наружного воздуха. Произойти такое может в результате перегрева, случайного механического воздействия, неумелых действий водителя, из-за естественного износа. Отдельно стоит упомянуть о случаях, когда потеря герметичности происходит по причине длительного воздействия пониженного давления в системе, наблюдающегося у поверхности стенок трубопроводов во время движения ОЖ;
    • многие водители даже не догадываются, что при замене или доливании антифриза, если делать это быстро, образуется обширная воронка, которая не позволяет воздуху выйти наружу. В результате в систему попадает ощутимое количество воздуха, что грозит образование пробок со всеми вытекающими последствиями. Поэтому рекомендация заливать тосол тонкой струёй, не считаясь со временем, остаётся актуальной для значительной части автовладельцев;
    • проблемы в функционировании воздушного клапана. Для циркуляции ОЖ в системе используется помпа, но создаваемое давление не статичное: из-за нагрева жидкости на определённых участках магистрали давление повышается, в районе радиатора – уменьшается. Это, в принципе, нормально. Но в некоторых случаях область повышенного давления достигает расширительного бачка, воздух в котором сжимается, и клапан в крышке бачка стравливает его наружу. При пониженном давлении происходит обратный процесс – засасывание воздуха. Но если клапан заело, то он работает только в одном направлении. Это чревато накоплением воздушной массы, которая просто вынуждена идти дальше через трубопроводы, смешиваясь с охлаждающей жидкостью;
    • воздух может проникать в СО и через прохудившийся сальник помпы, а также через фибру, если она имеет сквозные механические дефекты;
    • течи антифриза через соединения шлангов, патрубков и обоих радиаторов могут и не приводить к попаданию через них воздуха внутрь системы, но в таких случаях объем ОЖ уменьшается, что автоматически приводит к увеличению объёма воздуха (через расширительный бачок). В случае засорения радиатора двигатель начинает перегреваться, и в совокупности это приводит к образованию пробок;
    • нарушение целостности прокладки ГБЦ – ещё одна распространённая причина возникновения течи антифриза, проникающего в цилиндры, в результате чего объём охлаждающей жидкости понижается, а последствия этого явления вы уже знаете.
    Читайте также:
    Дизельный генератор 100 кВт: обзор популярных моделей и как выбрать устройство с высокой мощностью

    Кстати, когда тосол попадает из цилиндров в картер и там накапливается, проверка уровня масла щупом может показать его увеличение. Если же ОЖ попадает в выхлопную систему, обнаружить это можно по изменению цвета выхлопа из прозрачного на белый.

    Не следует относиться к этой проблеме, как второстепенной. Неприятности в случае неустранения завоздушенности и причин его возникновения могут оказаться слишком серьёзными. Изменение нормальной циркуляции тосола по магистрали – только первый звоночек, но именно с него начинаются проблемы с отводом тепла от силового агрегата. Поскольку из-за воздушных пробок ОЖ не попадает в радиатор, она не охлаждается и следует в двигатель ещё горячей. Последний начинает перегреваться, ухудшая свои динамические показатели.

    Вторичное проявление завоздушенности СО – ухудшение работы салонного отопителя, поскольку антифриз до него не добирается, а работа вентилятора положения не улучшает – в салон продолжает поступать холодный воздух.

    Чаще всего водители обращают внимание на наличие пробок не из-за перегрева мотора, а потому, что им холодно.

    В тёплое время года и эта причина становится неочевидной. Между тем ненормальный температурный режим работы двигателя рано или поздно завершится тепловым ударом – худшим, что может с ним случиться вообще. И тогда больших трат на восстановление мотора не избежать, причём вам придётся обходиться без средства передвижения довольно долго – такие неисправности за день-два не чинят.

    Симптомы завоздушивания

    Диагностирование наличия воздуха в системе охлаждения – задача не слишком сложная, особенно если знать на что обращать первостепенное внимание.

    Начинать нужно с осмотра герметичности соединений, входящих в СО. Осмотру подлежат все трубки вместе со штуцерами, а также резиновые шланги. Проверять их следует при работающем силовом агрегате. Шланги отопителя, патрубки, ведущие к радиатору, помпе, термостате – их также нельзя оставлять без внимания. Косвенными признаками наличия воздушной пробки в системе охлаждения будут следы протечек ОЖ. В этом случае нужно подтянуть все хомута, а при необходимости – заменить их на новые вместе с прохудившимися патрубками.

    Особое внимание следует уделить диагностике термостата, поскольку он во время работы мотора подвергается серьёзным нагрузкам. Если прогревание двигателя происходит намного быстрее обычного, и практически сразу после его запуска включается электровентилятор, а спустя непродолжительное время стрелка прибора, отслеживающего температуру силового агрегата, начинает подбираться к красной зоне, чего раньше не наблюдалось – можете не сомневаться, что проблема либо в нерабочем термостате, либо в наличии завоздушенности в нагнетающем патрубке помпы.

    Если термостат нерабочий – его клапан также не будет работать, а значит, при его закрытом состоянии циркуляция тосола будет происходить только по малому контуру.

    Может возникнуть и противоположная ситуация – двигатель прогревается слишком долго, стрелка на приборной панели стоит на месте, как вкопанная. Это означает, что термостат сломался при открытом клапане, или что воздушная пробка образовалась именно в нём.

    Читайте также:
    Виды умных розеток

    Существует простой способ определения степени работоспособности термостата. Нужно завести мотор и дождаться, когда стрелка температурного датчика не начнёт двигаться вверх. Оцените состояние патрубков радиатора в этот момент: нижний должен быть на ощупь холодным, верхний – тёплым. С течением времени нижний будет оставаться таким же холодным, а верхний – разогреваться всё сильнее. Когда температура ОЖ достигнет 85-90 градусов, срабатывает клапан термостата, и тогда нижний патрубок также начнёт греться. Если этого не происходит – налицо неисправность.

    Исправна ли помпа, можно определить на слух. Шумы, свисты будут свидетельствовать об износе подшипников, та же неприятность, произошедшая с сальниками, приведёт к протечке тосола и появлению его пятен. Вибрации насоса также говорят о том, что подшипники нужно менять или реставрировать.

    Замена подшипника

    И всё же главным признаком завоздушенности СО является отсутствие тепла в салоне при длительно работающем силовом агрегате.

    А теперь поговорим о способах устранения воздушной пробки системы охлаждения.

    Как выгнать воздух из системы охлаждения

    Существует три наиболее известных и достаточно эффективных метода, с помощью которых удаётся избавиться от завоздушенности элемент от системы охлаждения.

    Первый метод прекрасно зарекомендовал себя в отношении автомобилей семейства ВАЗ. Последовательность действий:

    • с мотора необходимо демонтировать все навесные элементы, которые закрывают нормальный доступ к расширительному бачку;
    • отсоединяем патрубок, предназначенный для разогрева дроссельного узла (обратный или прямой – не суть важно, оба они ведут к наивысшей точке системы охлаждения);
    • откручиваем крышку бачка, тем самым создавая в системе избыточное давление небольшого номинала, достаточного, чтобы весь избыточный воздух покинул систему через демонтированный патрубок;
    • начинаем усиленно дуть в отсоединённый от карбюратора патрубок, дожидаемся момента, когда из патрубка польётся охлаждающая жидкость, и тут же устанавливаем его на место, обязательно зафиксировав с помощью хомутного соединения (в противном случае воздух успеет снова попасть в магистраль);
    • закручиваем крышку РБ;
    • устанавливаем на штатные места ранее демонтированные навесные элементы.

    Как видим, это достаточно простой способ удаления воздуха из системы охлаждения, который, к сожалению, применим далеко не ко всем автомобилям.

    Но удалить воздушную пробку из системы охлаждения можно и практически аналогичным способом, но более универсальным, поскольку он пригоден и для карбюраторных, и для инжекторных моделей авто.

    Суть его заключается в тех же действиях, за исключением демонтажа патрубка, который можно снять любой, приходящий в расширительный бачок. Крышку РБ при этом откручивать не нужно, а двигатель должен быть в разогретом состоянии. Все остальные шаги идентичны. Но при операциях с патрубком следует быть максимально осторожным, поскольку температура антифриза может достигать 90°С, и вы рискуете при неосторожном обращении получить ожоги.

    Расширительный бачок

    Расскажем и о третьем распространённом среди бывалых водителей способе прокачки воздуха из системы охлаждения автомашины. Для этого ТС необходимо поставить на горку с небольшим градиентом таким образом, чтобы передняя часть оказалась на самом верху (строго говоря, нам нужно добиться, чтобы крышка радиатора возвышалась над всеми остальными компонентами охлаждающей системы).

    Не забудьте зафиксировать авто с помощью стояночного тормоза и колодок под колёса, поскольку нам нужен будет работающий двигатель. Его необходимо прогреть минут 15, после чего открыть капот и открутить последовательно крышку радиатора и затем – расширительного бачка.

    После этого нужно нажимать на педаль акселератора, после чего доливать в горловину радиатора ОЖ. Если воздух есть, он покажет себя пузырьками, выходящими из горловины. Проделывать эту манипуляцию нужно до тех пор, пока весь воздух не будет удалён.

    Желательно при этом выставить работу отопителя на максимальный режим обогрева. Дождитесь, пока термостат не откроет задвижку. Если в салон пойдёт горячий воздух – значит, всё было сделано правильно и мы избавились от завоздушенности.

    На машинах, оснащенных автоматикой, которая самостоятельно активирует вентилятор СО, выпускать воздух из системы охлаждения можно и без перегазовки. Просто дождитесь, кода вентилятор включится, что приведёт к увеличению давления в системе, и этого будет достаточно для решения проблемы. Однако добавлять ОЖ всё-таки необходимо, иначе завоздушивание проявит себя вновь.

    Профилактические мероприятия

    Хотя избавление от воздушных пробок – процедура относительно несложная, нужно понимать, что далеко не всегда эта проблема выявляется вовремя. А значит, существует вероятность, что двигатель получит тепловой удар раньше, чем вы заметите что-либо необычное в его работе.

    К чему мы клоним? Всё просто – если заблаговременно предпринимать несложные манипуляции, можно избежать появления воздуха в системе.

    Прежде всего, необходимо с завидной регулярностью проверять уровень ОЖ (или через расширительный бачок, или через заливную горловину радиатора). С такой же частотой, с какой вы проделываете это по отношению к моторному маслу. Заметили снижение уровня – немедленно добавляйте техническую жидкость. Если вы – владелец современного авто, у которого в радиаторе – антифриз класса не менее 11G, можно долить дистиллированной воды, но однократно и в относительно небольшом объёме.

    Практически все автопроизводители рекомендуют производить такую проверку ежедневно, хотя отечественные водители с завидным упорством игнорируют эти советы, ограничиваясь контролем уровня ММ и давления в шинах.

    Читайте также:
    Деревянный стол: идеи применения и расположения деревянного стола (120 фото)

    Хотя бы единожды в год, перед наступлением осенне-зимнего сезона, обязательно проверяйте плотность используемой охлаждающей жидкости – она обычно указывается на этикетке.

    Не забывайте, что о наличии воздушных пробок можно предположить, следя за показаниями приборов, особенно температурного датчика. Если заметили, что стрелка отклонилась от обычного значения – немедленно остановитесь, чтобы выяснить причину перегрева мотора. Если определить неисправность не удалось, а стрелка решительно не желает жить по-старому – не медлите, отправляйтесь в ближайший автосервис.

    Причины появления и способы устранения воздушной пробки в системе охлаждения

    Попадание воздуха в охладительную систему машины может привести к отрицательным последствиям, как для мотора, так и для других деталей и узлов.

    Например, это может быть увеличенная температура мотора или плохой обогрев печки. Именно поэтому любому владельцу автомобиля будет полезно обладать знаниями, как именно удалить пробку воздуха из охладительной системы. Процедура эта очень простая и выполнить ее может даже неопытный водитель. Что становится причиной возникновения воздушных пробок в системе и как определить их наличие?

    Признаки того, что охладительная система завоздушена. В тех случаях, когда подобное явление имеет место, возникает несколько типовых признаков, указывающих на присутствие пробки в системе. В их число входят:

    • Проблемы в функционировании термостата;

    После того, как двигатель запущен, вентилятор охладительной системы включается достаточно быстро. Наиболее вероятной причиной этого становится поломка термостата. Другим вариантом становится наличие воздуха в патрубках. При перекрытии клапана термостата, циркуляция антифриза выполняется по малому кругу. Ситуация может развиваться и по-иному, при нахождении стрелки на нуле, даже при достаточном уровне прогрева мотора. Здесь также могут быть два варианта: поломка термостата или появление пробки из воздуха.

    • Наличие утечки антифриза;

    Обнаруживается она достаточно легко, по наличию следов тосола на каких-либо частях двигателя или ходовой.

    • Высокий уровень шума при работе помпы;

    Если она частично вышла из строя, это характеризуется наличием посторонних шумов.

    • Неполадки в работе печки;

    Причин для этого может быть немалое количество, но одна из них доподлинно известна – воздушная пробка. Следует выяснить, по какой причине она возникает.

    Причины. Попадание воздуха в систему может вызываться некоторым количеством неисправностей. В их число входят:

    • Разгерметизированная система;

    Местами разгерметизации могут служить различные детали – патрубки, трубки, штуцеры и другие. Появляется она вследствие механического повреждения, естественного износа, пониженным давлением в системе. Если после устранения такой неисправности появление пробки было отмечено повторно – имеет место разгерметизация. Это означает, что следует выполнять визуальный осмотр предполагаемого места повреждения.

    • Неправильно проведенная процедура долива антифриза;

    При заливке его струей большой ширины, имеется большая вероятность того, что весь воздух не может выйти из бачка, по причине узкой горловины. Для предотвращения этого, заливку нужно проводить не торопясь, давая возможность воздуху покинуть систему.

    • Поломка воздушного клапана;

    Он предназначен для удаления воздуха из системы, и недопущения его поступления снаружи. Если в нем имеется поломка, то воздух будет подсасываться и распространяться далее по охладительной рубашке.

    Для устранения воздушной пробки, можно либо отсоединить патрубок дроссельного узла и подуть в бачок, либо отсоединить патрубок от бачка, не открывая крышку, после 10-15 минут работы двигателя. При наличии воздуха в системе, он выйдет наружу.

    Итог. При появлении любого из признаков завоздушенности системы, требуется как можно быстрее провести ее диагностику и проверку, так как ее наличие существенно понижает степень эффективности работы охлаждающей системы. Это приводит к тому, что мотор работает с увеличенной степенью изнашиваемости, и выходит из строя намного раньше срока. Это несложная процедура, выполнить которую имеет возможность и неопытный автовладелец.

    Как выбрать воздуховоды из оцинкованной стали: размеры, диаметры, ГОСТы и правила монтажа

    Доброго времени суток!

    Ни одно жилое, офисное, торговое, производственное или складское помещение сегодня не обходится без системы вентиляции. И воздуховоды из оцинкованной стали заслуженно занимаю лидирующие позиции среди различных вентканалов. О том, чем обусловлена эта популярность и как не растеряться в многообразии представленного ассортимента, мы расскажем в очередном материале.

    Преимущества и недостатки оцинковки

    Оцинкованные воздуховоды — наиболее распространённый вид вентиляционных труб. Что легко объясняется характеристиками металла.

    • Малый вес, благодаря которому устанавливаемые конструкции создают незначительные нагрузки на строения. Кроме того лёгкость материала облегчает процесс доставки к месту монтажа и проведение инженерных работ.
    • Гибкость материала даёт возможность придавать элементам воздуховода любую форму, что не только расширяет их модельный ряд, но и позволяет улучшать аэродинамические характеристики магистрали.
    • Прочность и устойчивость к воздействию открытого огня и агрессивных сред. Это значительно расширяет сферу использования и увеличивает продолжительность эксплуатации вентиляционных труб из тонколистовой оцинкованной стали от 10 лет и более.
    • Невысокая стоимость в сравнении с другими металлическими аналогами.

    Вентканалы из оцинковки просты в обслуживании. Они не требуют предварительного грунтования, так как металл не подвержен активному коррозийному процессу. Эстетическая привлекательность позволяет их не красить.

    К недостаткам оцинкованной стали стоит отнести:

    • Повышенный уровень шума, характерный для любой металлической конструкции. Однако данную проблему позволяет решить либо продуманная схема разводки, минимизирующая число изгибов и переходов, либо звукоизоляция.
    • Склонность к образованию и скоплению конденсата. Как решение — утепление трубопровода.
    • Подверженность к деформации в результате мощного механического воздействия, вызванного сильным ударом, смещением или падением конструкции. При обычных условиях эксплуатации подобных сложностей не возникает.
    Читайте также:
    Инверторные котлы отопления

    Сочетание качества, стоимости материала и разнообразие технологий, позволяющих минимизировать недостатки, делает оцинкованные трубопроводы самыми востребованными типами воздуховодов, используемых в обустройстве вентиляционных магистралей.

    Виды воздуховодов из оцинковки

    Разнообразие оцинкованных воздуховодов обусловлено рядом технических характеристик, которыми наделяются изделия в процессе производства. Так выделяют следующие виды изделий:

    1. По форме поперечного сечения: прямоугольные или круглые.
    2. По типу шва: сварные и фальцевые.
    3. По направлению шва: спирально-навивные и прямошовные.

    Прямоугольные и круглые

    Стальной воздуховод круглый Стальной воздуховод прямоугольный
    Аэродинамика Равномерное распределение воздуха и, как следствие, улучшенная аэродинамика. Высокое аэродинамическое сопротивление
    Скорость перемещения воздушной массы Высокая. Низкая. При больших размерах контура требуется принудительная циркуляция воздуха.
    Коэффициент шума Хорошие шумопоглащающие свойства из-за отсутствия эффекта турбулентности. Требуется качественная звукоизоляция.
    Требования к уходу Высокая скорость движения воздуха предотвращает оседание частиц грязи и пыли в трубопроводе. Требует проведения периодической очистки трубопровода.
    Расчётные данные Форма сечения затрудняет проведение расчёта данных по площади конструкции. Прямоугольная конфигурация облегчает проведение расчётов.
    Монтаж Изделия легче и не требуют усиленных креплений. Экономия времени и низкие трудозатраты. Тяжесть конструкции требует обустройства надёжных фиксаторов.
    Стоимость Дешевле в среднем на 30%. Минимальные затраты на перевозку, хранение, монтаж и теплоизоляцию. В виду высокой эстетичности отпадают затраты на маскировку и декорирование магистрали.

    Преимущество прямоугольных воздухопроводов заключается в конфигурации и разнообразии модельного ряда, что позволяет адаптировать вентиляционный контур под особенности любого помещения без ущерба для расчётной площади сечения, играя с шириной и высотой трубы.

    Прямошовные и спирально-навивные

    Прямошовные изготавливаются путём загиба листа оцинкованной стали в круглую или прямоугольную трубу. Такая технология удешевляет продукцию, но она же ограничивает её длину, что увеличивает количество соединительных элементов трубопровода.

    Спирально-навивные (спирально-замковые или спирально-сварные) воздуховоды скручиваются из тонкой металлической ленты. При этом шов идёт по спирали и играет роль ребра жёсткости, что увеличивает прочность трубы, а при использовании метода сварки обеспечивает её герметичность.

    Спирально-навивные воздуховоды характеризуются:

    • меньшим весом;
    • повышенной герметичностью;
    • небольшим количеством стыковых элементов;
    • увеличенной скоростью движения воздушной массы, т.к. спиральная форма создаёт дополнительное вращение в замкнутом контуре;
    • пониженным уровнем шума.

    Однако ребристость поверхности провоцируют скопление пыли внутри трубопровода.

    Герметичность и плотность

    Герметичность и давление — показатели, определяющие в итоге эффективность и стоимость вентиляционного контура. Негерметичная магистраль снижает качество воздухообмена и влечёт за собой необоснованное завышение мощности насосного оборудования, увеличение расходов на энергоносители, а также приводит к скапливанию конденсата внутри труб.

    Выделяют 3 класса герметичности воздуховодов:

    1. A (низкий). Воздухопроницаемость от 1,35 до 0,45 л/сек/м².
    2. B (средний). Воздухопроницаемость от 0,45 до 0,15 л/сек/м².
    3. C (высокий). Воздухопроницаемость менее 0,15 л/сек/м².

    По коэффициенту внутреннего давления (плотности) различают:

    • Н-модели (нормальное давление). Предназначены для систем вентиляций и дымоотведения объектов, относящихся к категории пожароопасности класса «В» и «Г». Не требуют сильной герметизации, т.к. допускают определённый процент утечки. В качестве герметика обычно используются резиновые уплотнители.
    • П-модели (плотные). Устанавливаются на объектах, оборудованных мощным насосным оборудованием и относящихся к категории пожаро- и взрывоопасных. Характеризуются 100%-ной герметичностью шовных соединений и наличием герметичного замка в местах стыка элементов между собой.

    Что лучше и где применяют?

    Защитный слой цинка противостоит разрушительному влиянию открытого воздуха, влаги и ультрафиолета. Поэтому вентканалы из оцинковки активно используются как внутри помещений, так и на улице для обустройства систем:

    1. естественной и принудительной вентиляции,
    2. кондиционирования;
    3. аспирации (отведения мелких частиц, содержащихся в воздухе);
    4. дымоудаления (отведения продуктов горения);
    5. отвода отработанных газов;
    6. транспортировки газовых смесей, очистителей и увлажнителей воздуха.

    Даже организация обычной вытяжки на кухне чаще всего выполняется посредством стальных воздуховодов.

    При принятии решения о применении того или иного вида воздуховодов следует руководствоваться особенностями эксплуатации будущей конструкции:

    • Прямоугольные воздуховоды используются с целью экономии пространства небольших преимущественно жилых или служебных помещений (частных домов, квартир или офисов).
    • Для аспирации и транспортировки вредных газов подходят трубы круглого сечения со сварным типом шва, обеспечивающие максимальную скорость движения воздуха и полную герметичность корпуса.
    • В промышленности предпочтение отдаётся круглым формам, характеризуемым и наибольшей эффективностью и минимальной стоимостью.

    Элементы системы вентиляции

    Вентиляционная магистраль — это всегда сложная конструкция, состоящая из многочисленных элементов, позволяющих:

    1. менять направление контура в зависимости от конфигурации помещений;
    2. обходить выступы;
    3. соединять несколько контуров в единую сеть.

    Отводы и короба

    Основные элементы воздуховода, задающие его направление — короба и отводы. Первые прокладывают путь по прямой линии, вторые изменяют геометрию контура под углом в 15⁰, 30⁰, 45⁰, 60⁰ или 90⁰.

    Другие фасонные элементы

    Вентиляция представляет собой сложную и разветвлённую сеть каналов, смонтировать которую без соответствующих элементов проблематично. Такие комплектующие принято называть фасонными изделиями.

    К их числу относятся:

    • Переходники, соединяющие между собой контуры различных диаметров — конфузоры и диффузоры. Первые сужают магистраль, вторые расширяют.
    • Тройники и воротниковые врезки, обеспечивающие примыкание друг к другу двух магистралей.
    • Крестовины, служащие для пересечения двух перпендикулярных воздушных потоков.
    • S-образные переходники (утки), соединяющие два контура, не совпадающие по оси и/или сечению.
    • Круглые ниппели и муфты, соединяющие между собой два круглых короба. Первые вставляются вовнутрь, вторые одеваются поверх труб.
    • Заглушки, устанавливаемые на торцах контура.
    • Зонт крышный, предотвращающий попадание атмосферных осадков в вентиляционную шахту.
    • Приточные и вытяжные решётки и другие фасонные части.
    Читайте также:
    Как выбрать ролеты на окна тканевые

    Размеры

    1. ГОСТ 14918-80 — воздуховоды, произведённые из листа стали толщиной от 0,5 до 1 мм методом катания и предназначенные для транспортировки воздуха влажностью не более 60% и температурой менее 80⁰C.
    2. ГОСТ 5632-72 — воздуховоды, характеризуемые высокой степенью герметичности, устойчивости к коррозии и высоким температурам (около 500⁰C) и предназначенные для перемещения горячего воздуха и химических газов.

    Таблица размеров весов и диаметров

    Производство оцинкованных воздуховодов

    Оцинкованные воздуховоды изготавливаются на специальном металлообрабатывающем оборудовании из тонколистовой холоднокатаной стали в соответствии с установленными государством стандартами (СНИП 41-01-2003 и ТУ 4863-001-75263987-2006). Раскрой металла происходит в автоматическом режиме согласно заданным программой параметрам.

    • Детали круглого сечения проходят обработку вальцами, которые задают заготовке необходимый диаметр с последующим закатыванием продольного края на фальцепрокатном станке.
    • Спирально-навивные изготавливаются по другой технологии: сталь шириной в 137 мм закручивается по спирали швом вовнутрь.

    Использование высококачественной оцинковки не допускает отслоения оцинкованного покрытия от металла в местах сгиба изделия.

    Технологические стандарты предписываю для каждого типа сечения использовать металл определённой толщины листа:

    Диаметр воздуховода, мм Толщина стали, мм
    80 — 315 0,5
    355 — 800 0,7
    900 — 1250 0,9
    1400 — 1900 1,2

    Средняя стоимость и где купить

    Стоимость воздуховодов из оцинкованной стали зависит от размера его поперечного сечения и толщины металла. Цена при этом рассчитывается за 1 м². В среднем на рынке стоимость 1 м² изделия составляет порядка 320 рублей. Монтажные же работы обойдутся в среднем в 700 руб. за тот же квадратный метр.

    Несмотря на широкую представленность воздуховодов в интернет-магазинах, покупать их стоит всё же непосредственно у производителя, способного сопроводить каждое изделие сертификатом качества.

    Как подобрать?

    Работа системы воздухоотведения (СВО) зависит от того насколько правильно рассчитана площадь её сечения.

    S — Площадь сечения.

    P — Производительность СВО.

    v — Скорость движения воздушной массы (для жилых помещений применяется показатель в 3-4 м/с).

    Определение производительности вентиляции предполагает определение количества воздуха, необходимого для комфортного пребывания в помещении. Рассчитывается она 2 способами:

    • По объёму необходимого воздуха:

    P — Производительность СВО.

    A — Количество людей, находящихся в помещении в течение часа.

    n — Норма расхода воздуха по СНИП 41-01-2003 и МГСЧ 3.01.01.

    • По кратности проветривания (вентилирования):

    P — Производительность СВО.

    V — Объём комнаты (при равных данных, всего помещения)

    k — Кратность проветривания, установленная нормативами СНИП 41-01-2003.

    Форму и диаметр

    От выбранной конфигурации и размера сечения воздуховода зависит качество воздухообмена, энергоэкономичность и дизайн помещения. Поэтому к выбору воздухоносных каналов следует подходить обстоятельно:

    1. Чем меньше диаметр воздуховода, тем выше скорость движения воздушной массы. Важно руководствоваться принципом «золотой середины», т.к. чем выше скорость, тем выше уровень шума.
    2. Воздуховоды круглого сечения обеспечивают более скоростное движение воздуха, проще монтируются и стоят дешевле.
    3. Прямоугольные прочнее и гармонично вписываются в дизайн любого помещения.

    Конструкцию и жёсткость

    В зависимости от специфики применения конструкции бывают:

    • жёсткими, полужёсткими или гибкими;
    • стандартными или теплоизолированными;
    • огнезащитными.

    Чем плотнее швы, тем прочнее соединение и длиннее период эксплуатации.

    Материал

    Оцинкованные вентканалы изготавливаются стандартного вида и утеплённые.

    1. В конструкции утеплённых моделей предусмотрен специальный изолирующий слой из минерального волокна, полиуретана, пеноэластомера, войлока или других материалов. Они поддерживают оптимальную температуру воздуха внутри контура, предотвращая образование и замерзание конденсата на стенках. Кроме того снижают уровень шума.
    2. Цинковое покрытие может быть односторонним или двусторонним. Вследствие образования внутри контура конденсата, двустороннее оцинкование практичнее, т.к. оберегает контур от внутрикоррозийного процесса.

    Не так давно на рынке появились алюмоцинкованные воздуховоды, покрытие которых на 95% состоит из цинка и на 5% — из алюминия. Они характеризуются большей пластичностью и улучшенными антикоррозийными качествами.

    Крепление

    Способы фиксации воздуховодов зависят от конфигурации:

    • при круглом сечении применяются муфтовое, бандажное и ниппельное соединение элементов;
    • прямоугольные воздуховоды скрепляются посредством защёлок и монтажных уголков.

    Иногда применяется сварка.

    Правила монтажа вентиляции из оцинковки

    Прокладка вентканалов из тонколистовой оцинкованной стали проходит поэтапно.

    1. Звенья собираются в блоки. Герметизируются.
    2. На монтажной плоскости устанавливаются крепления.
    3. Подготовленные блоки поднимаются и фиксируются в заданном положении с помощью оцинкованной перфоленты.
    4. Блоки соединяются в единую сеть.
    5. При необходимости проводятся работы по теплоизоляции и декорированию магистрали.

    Толщина перфоленты подбирается в зависимости от тяжести элементов (от 0,55 до 0,7 мм).

    Видео

    Как это делается на практике, можете посмотреть в представленном видео.

    Подписывайтесь, делитесь впечатлениями с друзьями. До новых встреч!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Foundation-Stroy.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: