Задать вопрос эксперту

Какие вопросы задавать эксперту

Рассказывает
Наташа Ганецкая
главный редактор

Если вы полный профан в теме

В прошлой статье я рассказала о том, как расспрашивать экспертов. В этой поделюсь тем, о чём я их расспрашиваю.

В агентстве я пишу о том, в чём пока ещё мало разбираюсь: о стратегиях, сквозной аналитике, , инструментах в Excel или поисковом продвижении. Зачастую я пишу не для новичков, а для специалистов. Это боль, потому что обычно я совсем не в теме.

Куча вопросов для эксперта — моё всё. Чтобы каждый раз не составлять новый список вопросов, я сделала гуглдок со стандартными вопросами о целевой аудитории, полезном действии и самой теме. О них и расскажу.

О целевой аудитории

Целевая аудитория статьи — это все те люди, кому она приносит пользу. С понимания целевой аудитории начинается работа над статьёй. Я расспрашиваю эксперта, для кого мы будем писать статью, что это за люди, какую их боль мы закроем своей статьёй. Без минимального понимания аудитории я не возьмусь даже придумывать тему для статьи, потому что она будет не о том.

Когда аудитория найдена, я стараюсь влезть в её шкуру: понять, какие они, что им интересно, что безразлично, что у них болит, что им важно. Я пытаюсь представить, что бы интересовало меня, если бы я была на её месте.

Когда мы писали статью для операторов , я представляла себя одним из них. читаю статью о том, что усталый или улыбающийся голос слышно в телефонном разговоре, и пытаюсь представить, какие вопросы может вызвать это утверждение: понять, что у меня усталый голос? А улыбающийся? Может, у меня ?

Всё относительно просто, когда я пишу статью для новичков: они вряд ли знают намного больше меня. Со статьями для специалистов сложнее, потому что я не знаю, что им давно известно, а что в новинку. Чтобы не ошибиться, я постоянно уточняю у эксперта: «А специалистам это понятно? Они знают, что это такое?». Если им понятно, значит, не разжёвываем всё до мелочей.

Когда я редактировала статью про кластеризатор на Power Query, я спрашивала у джедая Ромы, когда видела новое для себя слово: «А целевая аудитория твоей статьи знает, что такое лемматизация, или им надо это дополнительно объяснить?» или «А целевая аудитория знает, что такое доли весов или это надо рассказать?». Если знает, то я не буду отдельно объяснять эти понятия в статье, потому что статья — для специалистов.

Базовые вопросы о целевой аудитории

  • Кто будет читать статью? Что это за специалисты? Какой у них опыт работы?
  • Какая у них проблема? Почему именно эта? Откуда мы знаем, что у них именно эта проблема?
  • Что им важно в нашей теме? Чего они хотят получить в результате? Почему они хотят это получить?
  • Что им неважно? О чём можно не рассказывать? Почему?
  • Чего они боятся? В чём сомневаются? Что может их оттолкнуть в нашей теме? Почему? Как мы можем развеять их страхи?
  • Что у них вызывает доверие? Что вызывает недоверие?
  • Какую главную мысль ты сам хочешь донести в этой статье? Почему? Что будет, если мы её не донесём?

О полезном действии

Полезное действие — это та самая польза, которую читатели получают от статьи. Обычно мы с экспертом формулируем его вместе в зависимости от того, что знает о теме статьи целевая аудитория.

Если аудитория более или менее подготовленная и хотя бы немного в курсе того, о чём мы пишем, мы стараемся задать статье практическое полезное действие: читатель прочитал статью → узнал → пошёл и применил.

Мы сейчас готовим несколько статей про инструменты на Power Query, которые облегчают жизнь . Их полезное действие: научить читателя пользоваться инструментом, который снимет конкретную боль.

Полезное действие этой статьи: помочь редакторам или дизайнерам понять, о чём спрашивать экспертов при подготовке статьи, поста в соцсети или лендинга.

Если же аудитория вообще незнакома с темой, нет смысла заставлять её применить новое знание здесь и сейчас. В этом случае нам надо сначала привлечь внимание к теме: объяснить, что это за штука и почему она важна.

Статьи с таким полезным действием ещё в разработке, поэтому сейчас будет спойлер. Мы хотим рассказать о том, как работает отдел контроля качества. Но наша целевая аудитория не гуглит и не знает, что это за отдел. Поэтому полезное действие одной из первых статей: объяснить, зачем нужен отдел контроля качества.

Когда у нас с экспертом есть понимание аудитории и полезного действия, я или сама ныряю глубже в тему, или передаю её другому автору. Если передаю другому автору, то всё равно прошу его ещё подробнее проговорить с экспертом целевую аудиторию и полезное действие. У меня случалось, что важная информация всплывала по ходу работы над материалом и тогда приходилось корректировать тему. Так что лучше перестраховаться.

Читайте также:
Белый цвет в отделке стен

Базовые вопросы о полезном действии

  • Зачем специалисту читать статью? Какую проблему специалиста решит статья?
  • В чём её сила? Что мы скажем такого, что не сказал никто до нас?
  • Какую пользу она принесёт людям? Почему её будут читать?
  • На чём важно сделать акцент?
  • Что можно опустить?

О содержании материала — том самом «мясе»

Как я уже говорила, я часто пишу о том, в чём не разбираюсь на уровне наших спецов. Так что мне приходится со всех сторон рассматривать тему, чтобы вникнуть в неё.

Как везде советуют, я задаю эксперту открытые вопросы: «что?», «как?», «зачем?», «почему?», «каким образом?». Пусть он говорит, а я буду внимательно слушать. непонятным — сразу уточню.

Натали рассказывает мне об отделе контроля качества: что за специалисты там работают, что они делают и зачем. Мне всё понятно до тех пор, пока она не говорит: «Отдел контроля качества улучшает работу отделов продаж, чтобы…». Я сразу задаю уточняющий вопрос про «улучшает работу отделов продаж», потому что не понимаю, что конкретно делает отдел, чтобы улучшить работу отделов продаж.

объяснений я люблю резюмировать сказанное с помощью закрытого вопроса. Например, я спрашиваю «Правильно ли я поняла, что….» и перефразирую сказанное экспертом. Иногда случается, что я поняла совсем не то и не так.

Я всегда стараюсь задавать вопросы от общего к частному: от «Что это вообще такое?» до «А здесь как работает вот эта специфическая штука?». Это помогает постепенно погружаться в тему и не упускать мелких деталей. К сожалению, это не всегда получается. То ли я недостаточно организована, то ли темы сложные, но я периодически прыгаю с одного пункта на другой.

Базовые вопросы о содержании материала

  • Зачем «эта штука/инструмент/услуга» нужна? Какую проблему она решает в первую очередь?
  • Как это работает? Какую задачу выполняет?
  • Какие у него основные функции? Чем они полезны для аудитории?
  • Какие вспомогательные функции? Чем они полезны для аудитории?
  • Почему именно так?
  • Где он работает плохо? Почему? Какую реакцию это вызывает у людей? Что с ней можно сделать?
  • Как мы делали раньше? Почему?
  • Как делаем сейчас? Почему?
  • Что планируем сделать? Почему?
  • Как внедрить с нуля? Почему так?
  • Что ты сам думаешь по поводу…?

Само собой, чтобы разобраться в теме для статьи, надо задавать гораздо больше вопросов. Вопросы в статье — это базовый шаблон, на который я уже наращиваю специфические вопросы по конкретной теме. Он экономит мне время, потому что не надо каждый раз начинать составлять вопросы заново. А заодно я точно ничего не забуду спросить.

Список всех базовых вопросов о целевой аудитории, полезном действии и теме.

Эксперт для онлайн-курса: как найти и обо всем договориться

Как продюсер я часто ищу экспертов на онлайн-курсы, которые мы запускаем. И в идеале мне нужен человек, с которым мы будем сотрудничать долго и счастливо. В статье расскажу, как искать эксперта и организовать сотрудничество, чтобы это было возможно.

Для начала давайте договоримся о терминах. В разработке онлайн-курса обычно участвуют:

  • эксперт. То есть специалист, у которого есть знания по предмету и который хочет этими знаниями поделиться со студентами. Он готовит учебные материалы, проводит занятия на курсе, иногда берет на себя проверку домашних заданий студентов
  • продюсер. Это специалист, который ведет процесс создания онлайн-курса как проект: изучает рынок и его запрос, ищет эксперта, обсуждает с ним финансовую часть и оформляет юридически, подбирает других участников команды, отвечает за маркетинговую «упаковку» продукта и финальный результат в целом.
  • методист. Это специалист, который помогает эксперту создавать учебные материалы и в целом отвечает за логику образовательного продукта: составляет программу и разрабатывает образовательную среду, помогает эксперту создавать учебные материалы, продумывать практику и задания, собирает обратную связь от студентов и измеряет эффективность онлайн-курса.

Обычно методист определяет, эксперт по какой теме нужен для онлайн-обучения, а дальше продюсер отправляется на поиски специалиста, обговаривает условия, заключает договор и вводит в курс дела. Но бывает и так, что эти задачи берет на себя методист онлайн-курса.

Поэтому, если вы продюсер онлайн-курсов, методист или только собираетесь освоить одну из этих профессий, эта статья будет для вас полезна.

Портрет эксперта: кого искать?

Итак, представим, что вы ищете эксперта, который будет вести занятия на вашем новом онлайн-курсе.

Читайте также:
Как выбрать и установить терморегулятор?

Что важно оценить у кандидата на старте:

  • Подтвержденный профессиональный опыт
  • Желание делиться знаниями
  • Способность структурировать информацию, хорошо развитое логическое абстрактное мышление
  • Грамотность и умение просто и понятно выражать мысли

Очень важно, чтобы эксперт умел говорить на уровне студента, объяснить сложные вещи простыми словами, приводить примеры и понятные аналогии.

  • Умение планировать задачи и выделять время на работу

Даже лучший эксперт в сфере не подойдет вам, если у него нет времени на ваш проект.

  • Умение давать обратную связь, доброжелательность

Как эксперт будет реагировать, когда студенты будут задавать вопросы — в том числе неглубокие и повторяющиеся? Терпеливо ответит или скажет: «Вы спрашиваете глупости. Я не буду тратить на это свое время»?

  • Умение вовлечь и замотивировать

В том числе от харизмы эксперта зависит, понравится ли студентам конкретный урок или курс в целом. И даже целая сфера. Студент может, например, передумать становиться программистом после обучения у скучного эксперта («а вдруг я стану таким же, как он?»).

Как проверить, что эксперт вам подходит?

Вот несколько способов:

  • спросите у эксперта резюме, портфолио, рекомендации. Полезно спросить о достижениях в сфере — грамоты, сертификаты об обучении, благодарности, научные работы, другие документы, подтверждающие его экспертизу.
  • спросите об опыте преподавания или менторства. Идеально, если найдете записи этих занятий или эфиров и сможете оценить, как эксперт держится в кадре. Подойдет и текстовый блог, если эксперт его ведет
  • договоритесь на тестовый вебинар или урок. Во время урока посмотрите, как эксперт работает с презентацией, как ведет урок, как реагирует на вопросы в чате.

Проверяйте навыки тайм-менеджмента. Как вам работается с экспертом на этапе теста? Вовремя ли он прислал презентацию? Как реагирует на ваши правки и комментарии? Вовремя ли пришел на тестовый вебинар?

Эксперта нашли. Что делать дальше?

Представим, что вы нашли эксперта, с блеском провели тестовый вебинар или урок и обо всем договорились. Что делать дальше?

Переходим к реальным задачам! И чтобы сотрудничество получилось, вот что я рекомендую сделать в самом начале работы:

1) Расскажите эксперту о целях и заданиях онлайн-курса в целом

Чтобы провести занятие хорошо, эксперту важно понимать:

  • какие результаты обучения хотят получить заказчики (онлайн-школа) и студенты
  • какое место занимает конкретный курс в продуктовой линейке
  • какая аудитория ждет эксперта на курсе
  • как организовано обучение на курсе в целом: по какому типовому сценарию

проходят занятия, как организована практика

  • какая команда работает над курсом и с кем эксперт будет взаимодействовать.

2) Договоритесь, какие задачи берет на себя эксперт

  • готовит ли эксперт учебный контент самостоятельно или вместе с методистом

(учебный контент — это, например, презентация, практические задания, дополнительные материалы)

  • как вы согласуете учебные материалы. О возможных правках и доработках лучше договориться заранее
  • будет ли эксперт отвечать на вопросы в чате студентов и по какому графику
  • будет ли эксперт проверять домашние работы студентов
  • сколько времени займет сотрудничество. Помогите эксперту здраво оценить нагрузку и определиться, если ли у него ресурсы на взаимодействие с вами.

3) Согласуйте дедлайны

Не забудьте уточнить:

  • в какой день и во сколько пройдет занятие
  • до какого срока вы ждете готовую презентацию
  • будут ли у вас промежуточные точки контроля
  • в какой день вы будете проводить репетицию занятия.

4) Обсудите финансовый вопрос

Обязательно расскажите, как и в какие сроки будет оплачиваться работа эксперта. Убедитесь, что эксперт подписал все важные документы до начала сотрудничества.

5) Договоритесь о ближайшей задаче

Когда вы обсудили все важные вещи, важно договориться о первом шаге и о первом дедлайне.

Иногда случается так, что общая картина ясна, а что делать дальше, не договорились.

Что может пойти не так?

Короткий ответ — все что угодно:) Поделюсь «любимыми» ошибками продюсера.

Ошибка 1. Начать сотрудничество без тестового задания

Проводите тест, даже если работаете со «звездным» или очень опытным экспертом. Важно не только убедиться в его экспертизе, но и проверить, насколько комфортен человек во взаимодействии, насколько готов к долгосрочному сотрудничеству.

Ошибка 2. Сразу подключать к объемному и длительному проекту

Не рискуйте так. Начинать сотрудничество стоит с одного урока на имеющемся курсе или с бесплатного занятия. И только если он пройдет хорошо, договариваться о более глобальной нагрузке.

Ошибка 3. Не проводить вводный брифинг

Если вы не расскажете эксперту о своей аудитории, о задачах обучения, он будет вести занятие и готовить материал так, как сочтет нужным. И каковы шансы, что ваши взгляды на учебный процесс совпадут?

Ошибка 4. Переложить всю ответственность на эксперта и не контролировать процесс и сроки

Обязательно договаривайтесь о промежуточных точках контроля, чтобы иметь возможность исправить ситуацию, если что-то пойдет не так. Например, исправить презентацию, если выяснится, что эксперт не так понял задачу.

Читайте также:
Зарядное устройство для дрели шуруповерта

Ошибка 5. Формулировать договоренности абстрактно и не дублировать письменно

Обязательно фиксируйте в документе:

  • сроки, о которых договорились
  • какого следующего шага вы ждете от эксперта.

Даже если вам кажется все очевидным, фиксируйте договоренности и проговаривайте нюансы. Например, один из факапов в моей работе был связан с тем, что с одним экспертом мы не проговорили, что вкладываем в понятие «новичок».

Для меня новички — те, кто еще не программировал и пришел этому учиться. А для него – те, кто уже программируют полгода. Понятно, что из-за этого диссонанса я получила не тот учебный контент, на который рассчитывала.

Ошибка 6. Быть во взаимодействие формальным и не давать обратную связь

После каждого занятия очень важно:

  • обсудить с экспертом его впечатления
  • рассказать, что прошло хорошо
  • поделиться позитивными откликами от студентов
  • обсудить, что можно улучшить к следующему занятию.

Я надеюсь, мои советы помогут вам настроить долгосрочное и комфортное сотрудничество с экспертами. Удачи!

Как работать с экспертами: тонкости общения, деловой этикет + 6 площадок для поиска

Не всегда авторы пишут статьи на темы, в которых сами досконально разбираются. Полезная статья с достоверными фактами получится, если привлечь эксперта – того, кто «в теме».

Рассказываю, как я работаю с экспертами, и даю несколько советов из личного опыта.

Впервые я привлекла экспертов для статей в 2015 году. Я писала об истории создания брендов свадебных платьев для крупного портала. На официальных сайтах информации не всегда хватало, а на сторонних – тем более. Поэтому я находила дизайнеров или владелиц компаний в соцсетях, звонила или писала им письма с просьбой ответить на вопросы. Почти все эксперты давали нужную информацию.

За 4 года я общалась с аналитиками, дизайнерами, предпринимателями, юристами, главными менеджерами, директорами по информационной безопасности, владельцами сети элитных детских садов и многими другими специалистами. Это разные люди, но схема работы почти всегда одинаковая.

Зачем они нужны

Информации в интернете много, мнения бывают противоречивы. И поэтому читатели хотят какой-то гарантии подкрепления, личного опыта. На какой заголовок вы кликнете быстрее: «Как создать новую соцсеть» или «Как создать новую соцсеть: советы от Павла Дурова»? Читатели больше доверяют тексту с экспертами.

Когда автор или журналист ссылается на мнение эксперта, тем самым он апеллирует к авторитету социального института. Например, если фразу «Дома, построенные по технологии Х – самые прочные» скажет строитель И.И. Иванов, то в таком случае социальная роль будет иметь важное значение. Люди прочитают и подумают: «Это сказал строитель, он построил сотни прочных домов, ими пользуются десятки лет, значит, Иванову можно доверять».

У малоизвестного автора нет авторитета, а у эксперта есть. Так что запросить экспертное мнение строителя – значит обратиться к авторитету социального института. Это удобно, экономит силы и дает определенные гарантии того, что экспертное мнение будет достаточно квалифицированным.

Где их искать

Это зависит от того, насколько узкая тема и какой конкретно контент вам надо: комментарий, историю или экскурс в тему.

Среди знакомых или друзей

Когда я понимаю, какой эксперт мне нужен для статьи, в первую очередь вспоминаю своих знакомых и друзей. Вот прямо открываю френдлист VK или FB и просматриваю: вдруг нужный мне человек есть у меня в друзьях. Иногда спрашиваю про экспертов у партнеров.

Однажды моя коллега писала про коммерческие телевизоры. Через пару недель после этого я готовила материал про оборудование офиса и попросила контакты ее заказчика. Она спросила, сможет ли он со мной пообщаться. Клиент согласился, и я получила его номер телефона.

Перед тем, как дать контакты экспертов, спросите у них разрешения. Так будет этично.

В соцсетях

Можно делать записи на своей странице или идти в тематические группы. Например, в «Фейсбуке» есть «Помогите журналисту», созданная для поиска героев материалов и экспертов. Комментаторы иногда не могут помочь сами, но зато тегают специалиста, чтобы он увидел запрос и отреагировал. Кого в этой группе только не ищут: героев травли в интернете, экспертов по страхованию, знатоков музыкального рынка. Я искала там родителей, у которых дети ходят в частный детский сад, юристов, специалистов по информационной безопасности.

В реальной жизни

Подумайте, что сейчас делают нужные вам эксперты. Может, они ведут прием в частных клиниках, руководят отделом продаж в фитнес-клубе, шьют одежду в ателье или работают в пресс-службе банка.

Когда мне нужно было написать про Затюменский парк, я общалась с представителями администрации, профессорами университета, главным экологом области и орнитологом. Сейчас я веду блог по коммерческим пассажирским перевозкам. Примерно раз в месяц я открываю контент-план, смотрю темы, составляю список вопросов, звоню главному менеджеру и эти вопросы задаю.

Читайте также:
Как выбрать твердотопливный котел с водяным контуром: ТОП-10 моделей с описанием преимуществ и недостатков

На интернет-площадках или форумах

Если нужна конкретная практическая информация, идите в тематические сообщества, например, Habr, «Клерк». Найдите активных комментаторов, оцените, насколько аргументированно они общаются, и напишите им в личку. Можете прямо в сообществе задать свой вопрос. Я так делала на Toster.

«Прессфид»

Это сервис, с помощью которого вы можете найти экспертов. Среди них есть директоры кофеен, адвокаты, маркетологи, столяры-дизайнеры, психологи, нутрициологи, руководители различных направлений.

Работать с сервисом просто: вы создаете запрос, а потом принимаете или отклоняете ответы экспертов. Если нужно, переписывайтесь в чате и уточняйте детали.

Не обязательно создавать запросы. Можно зайти в раздел «Контакты» и связаться с экспертом напрямую. Как вариант – дать сервису разрешение на промоутирование вашего запроса в интернете. Так сможете найти больше экспертов.

«Дедлайн Медиа»

Это профессиональная социальная сеть. В ней можно взять комментарий, найти эксперта, чтобы он объяснил особенности и тонкости предмета. В этой соцсети ищут директоров, менеджеров, строителей, дачников, логистов, бизнесменов и еще сотни других экспертов.

Вы можете попросить экспертов сделать на чем-то акцент, обозначить объем комментария и установить дедлайн. Есть два тарифа: ограниченный и платный «безлимитный». В ограниченном установлен лимит на публикации запросов и другие услуги.

Если разместить пост в нескольких местах, могут откликнуться несколько экспертов. В таком случае остальным я пишу что-то вроде:

«Спасибо за отклик, я уже нашла эксперта для этой статьи. Но для следующих комментарии понадобятся снова. Если не возражаете, я обращусь к вам немного позже».

Как с ними работать

Эксперты – такие же люди. Вы заинтересованы в материале, а они – в упоминании и публикации, даже если вы не ставите на специалиста активную ссылку. Кому нужно, тот найдет эксперта в интернете по фамилии и отчеству. В тандеме «автор-эксперт» нет кого-то выше или ниже. Есть равноправное партнерство. Поэтому я общаюсь вежливо и без заискивания.

Представьтесь и объясните задачу

Представьтесь, кратко расскажите, кто вы и чем занимаетесь. Опишите вопрос или проблему, для решения которых нужен эксперт. Укажите особенности, если они есть, например, «Мне нужны конкретные цифры за 2017 год». Расскажите, что получит эксперт от общения с вами: ссылку на его проект, упоминание компании и так далее.

В итоге получится что-то такое:

«Здравствуйте. Меня зовут Тома, я автор статей в блог XXX. Я готовлю текст о штрафах малому бизнесу от трудовой инспекции. Мне нужен эксперт-юрист, который ответит на несколько вопросов и приведет реальные примеры штрафов. Статья выйдет примерно в конце месяца. В ней будет ваш комментарий, ФИО, должность и название компании, ваше фото».

После такого представления эксперт понимает, что от него хотят, и соглашается помочь. Или отказывается. Недавно искала эксперта для статьи, и мне дали телефон владельца бизнеса. Я позвонила, представилась, рассказала, о чем будет статья, и в ответ услышала гневное: «Что? Какой блог XXX? Почему вы решили, что я должен вам это рассказывать? Какой мне с этого профит: пиар, деньги, что?» Я сказала про пиар, упоминание компании и активную ссылку, а в ответ получила: «Давайте закончим этот бесполезный разговор». Вежливо попрощалась, положила трубку, сообщила редактору, что эксперт отказался дать информацию.

Даже если вы работаете с именитыми блогами, это не залог успеха. Поэтому будьте готовы к негативу, но не принимайте его на свой счет.

Определитесь, зачем и в какой блок текста нужна информация

Вопросы и направление беседы зависят от того, нужен ли просто комментарий для статьи или же вы хотите, чтобы эксперт помог вам разобраться в теме.

Комментарий обычно авторитетно подчеркивает мысль или раскрывает какой-то аспект темы. Например, в материале про Затюменский парк я рассказала про флору и фауну, а орнитолог – про то, как кормить птиц в парках, и стоит ли.

У неопытных авторов часто есть проблема – «О, найден крутой эксперт, надо у него взять какой-нибудь комментарий для статьи». И вот сидит потом автор с текстом от эксперта и думает: или всю статью перекраивать, или сказать эксперту, что редактор не взял его комментарий в статью.

Такой ситуации не возникнет, если вы заранее определитесь, зачем вам нужна информация от эксперта. Тогда поймете, о чем он может сказать. Например, сейчас я пишу о том, как обустроить комнату школьника. Когда составила план, то поняла, что комментарий может быть полезен в блоке, где я пишу про создание развивающей среды.

Читайте также:
Детские кроватки с пеленальным столиком: с маятником, трансформер и другие виды

Для того, чтобы комментарий был четким и понятным, сформулируйте один вопрос и задайте эксперту. Ответ на него и будет тем самым комментарием. Примеры таких вопросов:

  • «Как читатель может сэкономить на покупке оборудования?»
  • «Какие правила есть при создании детской развивающей среды?»
  • «Как на людей влияет мнение экспертов?»

Сформулируйте список вопросов

Перед беседой с экспертом составьте план:

  • Сначала расскажите собеседнику, для кого статья и зачем она нужна. Так эксперт поймет, насколько глубоко нужно погружаться в тему, какие аспекты затрагивать, расшифровывать ли термины.
  • Потом добавьте блок вопросов, которые непонятны конкретно вам. Например, что такое методы API и как они работают.
  • Добавьте несколько вопросов, на которые захотят узнать ответ читатели, например, как можно сэкономить на установке оборудования.

Можно составить вопросы в Google Docs и отправить эксперту, а потом вместе с ним пройтись по каждому пункту.

Я начинаю работать с экспертом только тогда, когда сама покопалась в теме. И даже если это, например, интеграция CRM и АТС, все равно сначала разбираюсь сама. Так я составлю свое примерное представление о предмете разговора, пойму, что нужно разузнать подробней, составлю список терминов, которые недостаточно хорошо поняла.

Обсудите объем комментария

Лучше сразу предупредить эксперта, что от него нужен текст на 2-3 абзаца. Если он потратит 3 дня и принесет вам большой объем информации, а вы оставите от текста несколько предложений – эксперту будет не очень приятно.

Что делать, если вам принесли целую статью? Можно взять только то, что нужно, и поблагодарить за детальное разъяснение. Как вариант – подумать, стоит ли превратить такой текст в полноценную статью. В моей практике было несколько случаев, когда эксперт писал статью на 2 страницы, и мы с редакторами делали из этого отличный материал.

Выберите удобный канал общения

Общаться можно голосом или текстом. Если вы звоните по телефону или через скайп, проверьте, идет ли запись разговора. Я обычно всех экспертов предупреждаю о том, что записываю разговор.

Однажды было забавно: я написала письмо с запросом на общение, указала свой номер телефона, и мне почти сразу перезвонил директор этого сервиса, сказав, что готов пообщаться. Я говорю: «Николай, это замечательно, сейчас я включу запись разговора», на что он отвечает: «Я могу вам свою запись прислать, этот разговор уже пишется» :-)

Иногда эксперты (просто огромное им спасибо!) готовят обстоятельный рассказ текстом и отправляют мне. В таком случае я обязательно предупреждаю, что текст будет редактироваться.

Пришлите комментарий на утверждение, а материал на фактчекинг

Присылайте комментарий эксперту на утверждение. Это не только этично, но еще и полезно. Бывает, что эксперты вносят небольшие изменения в комментарий, потому что есть технические или законодательные тонкости.

Если вы пишете статью, целиком основанную на материале эксперта, покажите ему весь текст. Сейчас у меня в работе интересный материал – эксперт рассказал основную информацию, а когда я отправила ему статью на фактчекинг, он сказал: «Я на той неделе был на конференции, там есть изменения, я их сюда допишу, нужно будет кое-что поправить». Так я уверена, что материал получится полным и актуальным.

Также проверьте основные данные: место работы, должность, фамилию и имя. Подпишите фотографию, если нужно.

Назначайте дедлайны с запасом

Эксперты такие же люди: они могут устать на работе, заболеть или просто забыть. Это жизнь, что уж. Поэтому планируйте время так, чтобы вы, в случае чего, могли найти другого эксперта.

Однажды я договорилась с юристом о сотрудничестве, и он пропал. Через неделю написал, что попал в аварию и был в больнице.

Отправьте ссылку на статью

После выхода статьи еще раз скажите эксперту спасибо и отправьте ему ссылку. Недавно вышел мой очередной текст, и я сделала репост в VK, потому что в этой соцсети было много комментаторов, а другим экспертам отправила ссылку через почту и WhatsApp.

И напоследок совет: создайте свою «базу» экспертов. Я вношу в таблицу фамилию, имя эксперта, канал связи, краткую характеристику – если мне нужен юрист, я или иду к тем, с кем уже работала, или выбираю из таблицы.

Если находите общий язык с экспертами, но есть сложности со структурой, поиском заказчиков, оптимизацией текста или нестандартными форматами – обратите внимание на онлайн-курс «Коммерческий автор». Он длится 1 месяц, есть рассрочка.

Вольт-амперная характеристика (ВАХ)

Что такое вольт-амперная характеристика (ВАХ)

ВАХ — это вольт-амперная характеристика, а если точнее, зависимость тока от напряжения в каком-либо радиоэлементе. Это может быть резистор, диод, транзистор и другие радиоэлементы. Так как транзистор имеет более двух выводов, то он имеет множество ВАХ.

Читайте также:
Деревянные дома для каждой семьи

Думаю, не все, кто читает эту статью, хорошо учились в школе. Поэтому, давайте разберемся, что представляет из себя зависимость одной величины от другой. Как вы помните из школы, мы строили графики зависимости игрек (У) от икс (Х). Та переменная, которая зависит от другой переменной, мы откладывали по вертикали, а та, которая независима — по горизонтали. В результате у нас получалась система отображения зависимости «У» от «Х»:

Так вот, мои дорогие читатели, в электронике, чтобы описать зависимость тока от напряжения, вместо «У» у нас будет сила тока, а вместо Х — напряжение. И система отображения у нас примет вот такой вид:

Именно в такой системе координат мы будет чертить вольт-амперную характеристику. И начнем с самого распространенного радиоэлемента — резистора.

ВАХ резистора

Для того, чтобы начертить этот график, нам потребуется пропускать через резистор напряжение и смотреть соответствующее значение силы тока тока. С помощью крутилки я добавляю напряжение и записываю значения силы тока для каждого значения напряжения. Для этого берем блок питания, резистор и начинаем делать замеры:

Вот у нас появилась первая точка на графике. U=0,I=0.

Вторая точка: U=2.6, I=0.01

Третья точка: U=4.4, I=0.02

Четвертая точка: U=6.2, I=0.03

Пятая точка: U=7.9, I=0.04

Шестая точка: U=9.6, I=0.05

Седьмая точка: U=11.3, I=0.06

Восьмая точка: U=13, I=0.07

Девятая точка: U=14.7, I=0.08

Давайте построим график по этим точкам:

Да у нас получилась почти прямая линия! То, что она чуть кривая, связана с погрешностью измерений и погрешностью самого прибора. Следовательно, так как у нас получилась прямая линия, то значит такие элементы, как резисторы называются элементами с линейной ВАХ.

ВАХ диода

Как вы знаете, диод пропускает электрический ток только в одном направлении. Это свойство диода мы используем в диодных мостах, а также для проверки диода мультиметром. Давайте построим ВАХ для диода. Берем блок питания, цепляем его к диоду (плюс на анод, минус на катод) и начинаем точно также делать замеры.

Первая точка: U=0,I=0.

Вторая точка: U=0.4, I=0.

Третья точка: U=0.6, I=0.01

Четвертая точка: U=0.7, I=0.03

Пятая точка: U=0.8,I=0.06

Шестая точка: U=0.9, I=0.13

Седьмая точка: U=1, I=0.37

Строим график по полученным значениям:

Ничего себе загибулина :-). Вот это и есть вольт-амперная характеристика диода. На графике мы не видим прямую линию, поэтому такая вольт-амперная характеристика называется НЕлинейной. Для кремниевых диодов она начинается со значения 0,5-0,7 Вольт. Для германиевых диодов ВАХ начинается со значения 0,3-0,4 Вольт.

ВАХ стабилитрона

Стабилитроны работают в режиме лавинного пробоя. Выглядят они также, как и диоды.

Мы подключаем стабилитрон как диод в обратном направлении: на анод минус, а на катод — плюс. В результате, напряжение на стабилитроне остается почти таким же, а сила тока может меняться в зависимости от подключаемой нагрузки на стабилитроне. Как говорят электронщики, мы используем в стабилитроне обратную ветвь ВАХ.

Рекомендуем посмотреть видео материал на эту тему:

Что такое ВАХ диода, типы диодов

Сегодня диоды можно встретить практически в любом бытовом приборе. Многие даже собирают некоторые устройства в своей домашней лаборатории. Но, чтобы правильно использовать эти элементы электросхемы, нужно знать, что собой представляет ВАХ диода. Именно этой характеристики и будет посвящена данная статья.

Что это такое

ВАХ расшифровывается как вольт-амперная характеристика диодного полупроводника. Она отражает зависимость тока, который проходит через p-n переход диода. ВАХ определяет зависимость тока от величины, а также полярности приложенного напряжения. Вольт-амперная характеристика имеет вид графика (схема). Данный график имеет следующий вид:

Для каждого вида диода график ВАХ будет иметь свой конкретный вид. Как видим, график содержит кривую. По вертикали вверху здесь отмечены значения прямого тока (прямом включении), а внизу – в обратном. Но горизонтали схема и график отображают напряжение, аналогично в прямом и обратном направлении. Таким образом схема вольт-амперной характеристики будет состоять из двух частей:

  • верхняя и правая часть – элемент функционирует в прямом направлении. Она отражает пропускной ток. Линия в этой части идет резко вверх. Она характеризует значительный рост прямого напряжения;
  • нижняя левая часть – элемент действует в обратном направлении. Она соответствует закрытому (обратному) току через переход. Здесь линия идет практически параллельно горизонтальной оси. Она отражает медленное нарастание обратного тока.

Обратите внимание! Чем круче будет вертикальная верхняя часть графика, и ближе к горизонтальной оси нижняя линия, тем более лучше будут выпрямительные свойства полупроводника.

Стоит отметить, что ВАХ сильно зависит от температуры окружающей среды. К примеру, повышение температуры воздуха может привести резкому повышению обратного тока.
Построить своими руками ВАХ можно следующим образом:

  • берем блок питания;
  • подключаем его к любому диоду (минус на катод, а плюс на анод);
  • с помощью мультиметром делаем замеры.
Читайте также:
Бесшовный тканевый натяжной потолок

Из полученных данных и строится вольт-амперная характеристика для конкретного элемента. Ее схема или график могут иметь следующий вид.

На графике видна ВАХ, которая в таком исполнении называется нелинейной.
Рассмотрим на примерах различных типов полупроводников. Для каждого отдельного случая данная характеристика буде иметь свой график, хотя они все будут носить единый характер лишь с небольшими изменениями.

ВАХ для шотки

Одним из наиболее распространенных диодов на сегодняшний день является шоттки. Этот полупроводник был назван в честь физика из Германии Вальтера Шоттки. Для шоттки вольт-амперная характеристика будет иметь следующий вид.

Как видим, для шоттки характерно малое падение напряжения в ситуации прямого подключения. Сам график носит явный ассиметричный характер. В зоне прямых смещений наблюдается экспоненциальное увеличение тока и напряжения. При обратном и прямом смещении для данного элемента ток в барьере обусловлен электронами. В результате этого такие элементы характеризуется быстрым действием, поскольку у нет диффузных и рекомбинационных процессов. При этом несимметричность ВАХ будет типичной для структур барьерного типа. Здесь зависимость тока от напряжения определена изменением количества носителей, которые берут участие в зарядопереносных процессах.

Кремниевый диод и его ВАХ

Кроме шоттки, большой популярностью на данный момент пользуются кремниевые полупроводники. Для кремниевого типа диода вольт-амперная характеристика выгляди следующим образом.

ВАХ кремниевого и германиевого диода

Для таких полупроводников данная характеристика начинается примерно со значения 0,5-0,7 Вольт. Очень часто кремниевые полупроводники сравнивают с германиевыми. Если температуры окружающей среды равны, то оба устройства будут демонстрировать ширину запрещённой зоны. При этом кремниевый элемент будут иметь меньший прямой ток, чем из германия. Это же правило касается и обратного тока. Поэтому у германиевых полупроводников обычно сразу наступает тепловой пробой, если имеются обратное большое напряжение.
В итоге, при наличии одинаковой температуры и прямого напряжения, потенциальный барьер у кремниевых полупроводников будет выше, а ток инжекции ниже.

ВАХ и выпрямительный диод

В завершении хотелось бы рассмотреть данную характеристику для выпрямительного диода. Выпрямительный диод – одна из разновидностей полупроводника, который применятся для преобразования переменного в постоянный ток.

ВАХ для выпрямительного диода

На схеме показана экспериментальная ВАХ и теоретическая (пунктирная линия). Как видим, они не совпадают. Причина этого кроется в том, для теоретических расчетов не учитывались некоторые факторы:

  • наличие омического сопротивления базовой и эмиттерной областей у кристалла;
  • его выводов и контактов;
  • наличие возможности токов утечки по кристальной поверхности;
  • протекание процессов рекомбинации и генерации в переходе для носителей;
  • различные типы пробоев и т. д.

Все эти факторы могут оказывать различное влияние, приводя к отливающейся от теоретической реальной вольт-амперной характеристики. Причем значительное влияние на внешний вид графика в данной ситуации оказывает температура окружающей среды.
ВАХ для выпрямительного диода демонстрирует высокую проводимость устройства в момент приложения к нему напряжения в прямом направлении. В обратном же направлении наблюдается низкая проводимость. В такой ситуации ток через элемент практически не течет в обратном направлении. Но это происходит только при определенных параметрах обратного напряжения. Если его превысить, то на графике видно лавинообразное повышение тока в обратном направлении.

Заключение

Вольт-амперная характеристика для диодных элементов считается важным параметром, отражающем специфику проведения тока в обратном и прямом направлениях. Она определяется в зависимости от напряжения и температуры окружающей среды.

Принцип работы диода. Вольт-амперная характеристика. Пробои p-n перехода.

05 Июн 2013г | Раздел: Радио для дома

Здравствуйте уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В первой части статьи мы с Вами разобрались, что такое полупроводник и как возникает в нем ток. Сегодня мы продолжим начатую тему и поговорим о принципе работы полупроводниковых диодов.

Диод – это полупроводниковый прибор с одним p-n переходом, имеющий два вывода (анод и катод), и предназначенный для выпрямления, детектирования, стабилизации, модуляции, ограничения и преобразования электрических сигналов.

По своему функциональному назначению диоды подразделяются на выпрямительные, универсальные, импульсные, СВЧ-диоды, стабилитроны, варикапы, переключающие, туннельные диоды и т.д.

Теоретически мы знаем, что диод в одну сторону пропускает ток, а в другую нет. Но как, и каким образом он это делает, знают и понимают не многие.

Схематично диод можно представить в виде кристалла состоящего из двух полупроводников (областей). Одна область кристалла обладает проводимостью p-типа, а другая — проводимостью n-типа.

На рисунке дырки, преобладающие в области p-типа, условно изображены красными кружками, а электроны, преобладающие в области n-типа — синими. Эти две области являются электродами диода анодом и катодом:

Читайте также:
Как защитить обувь от влаги

Анод – положительный электрод диода, в котором основными носителями заряда являются дырки.

Катод – отрицательный электрод диода, в котором основными носителями заряда являются электроны.

На внешние поверхности областей нанесены контактные металлические слои, к которым припаяны проволочные выводы электродов диода. Такой прибор может находиться только в одном из двух состояний:

1. Открытое – когда он хорошо проводит ток;
2. Закрытое – когда он плохо проводит ток.

Прямое включение диода. Прямой ток.

Если к электродам диода подключить источник постоянного напряжения: на вывод анода «плюс» а на вывод катода «минус», то диод окажется в открытом состоянии и через него потечет ток, величина которого будет зависеть от приложенного напряжения и свойств диода.

При такой полярности подключения электроны из области n-типа устремятся навстречу дыркам в область p-типа, а дырки из области p-типа двинутся навстречу электронам в область n-типа. На границе раздела областей, называемой электронно-дырочным или p-n переходом, они встретятся, где происходит их взаимное поглощение или рекомбинация.

Например. Oсновные носители заряда в области n-типа электроны, преодолевая p-n переход попадают в дырочную область p-типа, в которой они становятся неосновными. Ставшие неосновными, электроны будут поглощаться основными носителями в дырочной области – дырками. Таким же образом дырки, попадая в электронную область n-типа становятся неосновными носителями заряда в этой области, и будут также поглощаться основными носителями – электронами.

Контакт диода, соединенный с отрицательным полюсом источника постоянного напряжения будет отдавать области n-типа практически неограниченное количество электронов, пополняя убывание электронов в этой области. А контакт, соединенный с положительным полюсом источника напряжения, способен принять из области p-типа такое же количество электронов, благодаря чему восстанавливается концентрация дырок в области p-типа. Таким образом, проводимость p-n перехода станет большой и сопротивление току будет мало, а значит, через диод будет течь ток, называемый прямым током диода Iпр.

Обратное включение диода. Обратный ток.

Поменяем полярность источника постоянного напряжения – диод окажется в закрытом состоянии.

В этом случае электроны в области n-типа станут перемещаться к положительному полюсу источника питания, отдаляясь от p-n перехода, и дырки, в области p-типа, также будут отдаляться от p-n перехода, перемещаясь к отрицательному полюсу источника питания. В результате граница областей как бы расширится, отчего образуется зона обедненная дырками и электронами, которая будет оказывать току большое сопротивление.

Но, так как в каждой из областей диода присутствуют неосновные носители заряда, то небольшой обмен электронами и дырками между областями происходить все же будет. Поэтому через диод будет протекать ток во много раз меньший, чем прямой, и такой ток называют обратным током диода (Iобр). Как правило, на практике, обратным током p-n перехода пренебрегают, и отсюда получается вывод, что p-n переход обладает только односторонней проводимостью.

Прямое и обратное напряжение диода.

Напряжение, при котором диод открывается и через него идет прямой ток называют прямым (Uпр), а напряжение обратной полярности, при котором диод закрывается и через него идет обратный ток называют обратным (Uобр).

При прямом напряжении (Uпр) сопротивление диода не превышает и нескольких десятков Ом, зато при обратном напряжении (Uобр) сопротивление возрастает до нескольких десятков, сотен и даже тысяч килоом. В этом не трудно убедиться, если измерить обратное сопротивление диода омметром.

Сопротивление p-n перехода диода величина не постоянная и зависит от прямого напряжения (Uпр), которое подается на диод. Чем больше это напряжение, тем меньшее сопротивление оказывает p-n переход, тем больший прямой ток Iпр течет через диод. В закрытом состоянии на диоде падает практически все напряжение, следовательно, обратный ток, проходящий через него мал, а сопротивление p-n перехода велико.

Например. Если включить диод в цепь переменного тока, то он будет открываться при положительных полупериодах на аноде, свободно пропуская прямой ток (Iпр), и закрываться при отрицательных полупериодах на аноде, почти не пропуская ток противоположного направления – обратный ток (Iобр). Эти свойства диодов используют для преобразования переменного тока в постоянный, и такие диоды называют выпрямительными.

Вольт-амперная характеристика полупроводникового диода.

Зависимость тока, проходящего через p-n переход, от величины и полярности приложенного к нему напряжения изображают в виде кривой, называемой вольт-амперной характеристикой диода.

На графике ниже изображена такая кривая. По вертикальной оси в верхней части обозначены значения прямого тока (Iпр), а в нижней части — обратного тока (Iобр).
По горизонтальной оси в правой части обозначены значения прямого напряжения Uпр, а в левой части – обратного напряжения (Uобр).

Вольт-амперная характеристика состоит как бы из двух ветвей: прямая ветвь, в правой верхней части, соответствует прямому (пропускному) току через диод, и обратная ветвь, в левой нижней части, соответствующая обратному (закрытому) току через диод.

Читайте также:
10 хитростей для оформления гостиной на Новый год, чтобы она выглядела «дорого»

Прямая ветвь идет круто вверх, прижимаясь к вертикальной оси, и характеризует быстрый рост прямого тока через диод с увеличением прямого напряжения.
Обратная ветвь идет почти параллельно горизонтальной оси и характеризует медленный рост обратного тока. Чем круче к вертикальной оси прямая ветвь и чем ближе к горизонтальной обратная ветвь, тем лучше выпрямительные свойства диода. Наличие небольшого обратного тока является недостатком диодов. Из кривой вольт-амперной характеристики видно, что прямой ток диода (Iпр) в сотни раз больше обратного тока (Iобр).

При увеличении прямого напряжения через p-n переход ток вначале возрастает медленно, а затем начинается участок быстрого нарастания тока. Это объясняется тем, что германиевый диод открывается и начинает проводить ток при прямом напряжении 0,1 – 0,2В, а кремниевый при 0,5 – 0,6В.

Например. При прямом напряжении Uпр = 0,5В прямой ток Iпр равен 50mA (точка «а» на графике), а уже при напряжении Uпр = 1В ток возрастает до 150mA (точка «б» на графике).

Но такое увеличение тока приводит к нагреванию молекулы полупроводника. И если количество выделяемого тепла будет больше отводимого от кристалла естественным путем, либо с помощью специальных устройств охлаждения (радиаторы), то в молекуле проводника могут произойти необратимые изменения вплоть до разрушения кристаллической решетки. Поэтому прямой ток p-n перехода ограничивают на уровне, исключающем перегрев полупроводниковой структуры. Для этого используют ограничительный резистор, включенный последовательно с диодом.

У полупроводниковых диодов величина прямого напряжения Uпр при всех значениях рабочих токов не превышает:
для германиевых — 1В;
для кремниевых — 1,5В.

При увеличении обратного напряжения (Uобр), приложенного к p-n переходу, ток увеличивается незначительно, о чем говорит обратная ветвь вольтамперной характеристики.
Например. Возьмем диод с параметрами: Uобр max = 100В, Iобр max = 0,5 mA, где:

Uобр max – максимальное постоянное обратное напряжение, В;
Iобр max – максимальный обратный ток, мкА.

При постепенном увеличении обратного напряжения до значения 100В видно, как незначительно растет обратный ток (точка «в» на графике). Но при дальнейшем увеличении напряжения, свыше максимального, на которое рассчитан p-n переход диода, происходит резкое увеличение обратного тока (пунктирная линия), нагрев кристалла полупроводника и, как следствие, наступает пробой p-n перехода.

Пробои p-n перехода.

Пробоем p-n перехода называется явление резкого увеличения обратного тока при достижении обратным напряжением определенного критического значения. Различают электрический и тепловой пробои p-n перехода. В свою очередь, электрический пробой разделяется на туннельный и лавинный пробои.

Электрический пробой.

Электрический пробой возникает в результате воздействия сильного электрического поля в p-n переходе. Такой пробой является обратимый, то есть он не приводит к повреждению перехода, и при снижении обратного напряжения свойства диода сохраняются. Например. В таком режиме работают стабилитроны – диоды, предназначенные для стабилизации напряжения.

Туннельный пробой.

Туннельный пробой происходит в результате явления туннельного эффекта, который проявляется в том, что при сильной напряженности электрического поля, действующего в p-n переходе малой толщины, некоторые электроны проникают (просачиваются) через переход из области p-типа в область n-типа без изменения своей энергии. Тонкие p-n переходы возможны только при высокой концентрации примесей в молекуле полупроводника.

В зависимости от мощности и назначения диода толщина электронно-дырочного перехода может находиться в пределах от 100 нм (нанометров) до 1 мкм (микрометр).

Для туннельного пробоя характерен резкий рост обратного тока при незначительном обратном напряжении – обычно несколько вольт. На основе этого эффекта работают туннельные диоды.

Благодаря своим свойствам туннельные диоды используются в усилителях, генераторах синусоидальных релаксационных колебаний и переключающих устройствах на частотах до сотен и тысяч мегагерц.

Лавинный пробой.

Лавинный пробой заключается в том, что под действием сильного электрического поля неосновные носители зарядов под действием тепла в p-n переходе ускоряются на столько, что способны выбить из атома один из его валентных электронов и перебросить его в зону проводимости, образовав при этом пару электрон — дырка. Образовавшиеся носители зарядов тоже начнут разгоняться и сталкиваться с другими атомами, образуя следующие пары электрон – дырка. Процесс приобретает лавинообразный характер, что приводит к резкому увеличению обратного тока при практически неизменном напряжении.

Диоды, в которых используется эффект лавинного пробоя используются в мощных выпрямительных агрегатах, применяемых в металлургической и химической промышленности, железнодорожном транспорте и в других электротехнических изделиях, в которых может возникнуть обратное напряжение выше допустимого.

Тепловой пробой.

Тепловой пробой возникает в результате перегрева p-n перехода в момент протекания через него тока большого значения и при недостаточном теплоотводе, не обеспечивающем устойчивость теплового режима перехода.

Читайте также:
Браслет "Чешуя дракона" из резинок на станке с фото и видео

При увеличении приложенного к p-n переходу обратного напряжения (Uобр) рассеиваемая мощность на переходе растет. Это приводит к увеличению температуры перехода и соседних с ним областей полупроводника, усиливаются колебания атомов кристалла, и ослабевает связь валентных электронов с ними. Возникает вероятность перехода электронов в зону проводимости и образования дополнительных пар электрон — дырка. При плохих условиях теплоотдачи от p-n перехода происходит лавинообразное нарастание температуры, что приводит к разрушению перехода.

На этом давайте закончим, а в следующей части рассмотрим устройство и работу выпрямительных диодов, диодного моста.
Удачи!

1. Борисов В.Г — Юный радиолюбитель. 1985г.
2. Горюнов Н.Н. Носов Ю.Р — Полупроводниковые диоды. Параметры, методы измерений. 1968г.

Вольт-амперная характеристика

Вольт-амперная характеристика (ВАХ) — график зависимости тока через двухполюсник от напряжения на этом двухполюснике. Вольт-амперная характеристика описывает поведение двухполюсника на постоянном токе. Чаще всего рассматривают ВАХ нелинейных элементов (степень нелинейности определяется коэффициентом нелинейности ), поскольку для линейных элементов ВАХ представляет собой прямую линию и не представляет особого интереса.

Характерные примеры элементов, обладающих существенно нелинейной ВАХ: диод, тиристор, стабилитрон.

Для трехполюсных элементов (таких, как транзистор, тиристор или ламповый триод) часто строят семейства кривых, являющимися ВАХ для двухполюсника при так или иначе заданных параметрах на третьем выводе элемента.

Необходимо отметить, что в реальной схеме, особенно работающей с относительно высокими частотами (близкими к границам рабочего частотного диапазона) для данного устройства реальная зависимость напряжения от времени может пробегать по траекториям, весьма далёким от «идеальной» ВАХ. Чаще всего это связано с ёмкостью или другими инерционными свойствами элемента.

Преобразования ВАХ

Полезно отметить некоторые свойства вольтамперных характеристик составных элементов (схем, состоящих из нескольких двухполюсников)

Параллельное соединение — при параллельном соединении двух двухполюсников, при каждом значении напряжения складываются токи, текущие через них, а при последовательном — для каждого значения тока складываются напряжения на элементах.

См. также

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить шаблон-карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Минский завод холодильников
  • Аналого-цифровой преобразователь

Полезное

Смотреть что такое “Вольт-амперная характеристика” в других словарях:

вольт-амперная характеристика — Зависимость электрического напряжения на выводах элемента электрической цепи от электрического тока в нем. [ГОСТ Р 52002 2003] [ОАО РАО “ЕЭС России” СТО 17330282.27.010.001 2008] вольт амперная характеристика Зависимость тока от… … Справочник технического переводчика

вольт-амперная характеристика — зависимость напряжения от тока (или тока от напряжения) на участке электрической цепи; выражается обычно в виде графика или таблицы. * * * ВОЛЬТ АМПЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЬТ АМПЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, зависимость напряжения от тока (или тока от… … Энциклопедический словарь

ВОЛЬТ-АМПЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — зависимость напряжения от тока (или тока от напряжения) на участке электрической цепи; выражается обычно в виде графика или таблицы … Большой Энциклопедический словарь

ВОЛЬТ-АМПЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — зависимость тока от приложенного к элементу электрич. цепи напряжения или зависимость падения напряжения на элементе электрич. цепи от протекающего через него тока. Если сопротивление элемента не зависит от тока, то В. а. х. прямая линия,… … Физическая энциклопедия

Вольт-амперная характеристика — зависимость электрического напряжения на выводах элемента электрической цепи от электрического тока в нем. Источник: ЭЛЕКТРОТЕХНИКА . ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. ГОСТ Р 52002 2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.01.2003 N … Официальная терминология

вольт-амперная характеристика — 93 вольт амперная характеристика Зависимость электрического напряжения на выводах элемента электрической цепи от электрического тока в нем Источник: ГОСТ Р 52002 2003: Электротехника. Термины и определения основных понятий оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

вольт-амперная характеристика — voltamperinė charakteristika statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. current voltage characteristic; voltage current characteristic; volt ampere characteristic vok. Stromspannungscharakteristik, f; Strom Spannungs Kennlinie, f;… … Automatikos terminų žodynas

ВОЛЬТ-АМПЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — зависимость напряжения от тока (или тока от напряжения) на участке электрич. цепи; выражается обычно в виде графика или таблицы … Естествознание. Энциклопедический словарь

Вольт-амперная характеристика — 1. Зависимость электрического напряжения на выводах элемента электрической цепи от электрического тока в нем Употребляется в документе: ГОСТ Р 52002 2003 Электротехника. Термины и определения основных понятий … Телекоммуникационный словарь

вольт-амперная характеристика прибора М-типа — вольт амперная характеристика Зависимость тока анода прибора М типа от напряжения анода при заданных значениях магнитного поля, фазы высокочастотной нагрузки и коэффициента стоячей волны по напряжению. [ГОСТ 23769 79] Тематики приборы и… … Справочник технического переводчика

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Foundation-Stroy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: